Обучение. Конспект логопедического занятия «Я умею составлять синквейн

2.Важным средством активизации процесса обучения является рифма . Значение работы над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с главной задачей первоначального чтения и письма – развитием фонематического слуха у школьников. Становление чувства ритма как раз и возможно на основе прочных фонематических представлений младших школьников, на основе их постоянного активного состояния и такой работы, которая строится на желании детей не только слушать, но и придумывать свои , пусть поначалу не совсем совершенные, рифмы . Подбирая их, как на музыкальные звуки на мало знакомом инструменте, школьники непроизвольно совершенствуют свой речевой слух, развивая через него чувство родного языка. Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучий. К.И.Чуковский, прекрасный знаток детской речи, писал, что детей необходимо научить восприятию стиха. Незатейливые рифмовки, наряду с чтением настоящих стихов, создают речевую среду, при которой у детей пробуждается интерес к подлинной поэзии. Пробуждение это идет через постепенное развитие речевого слуха, чувства ритма, от игры в словесные рифмы до практических действий со стихотворными учебными текстами.

Цель рифмовок -«запоминалок»: дать возможность в процессе чтения запомнить наиболее часто употребляемые слова с двойными согласными.

СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления.

Автор: Бартенева Надежда Николаевна. МКОУ СОШ №1 г. Макарьев.
Я в своей практике в планы своих уроков включаю написание синквейнов.
Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века. В России, её стали использовать в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Виды синквейнов
Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический.
Я в своей работе использую дидактический синквейн.
Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Форма синквейна напоминает ёлочку

Примеры синквейнов
№1


№2


№3


№4


№5


В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

Наталья Рулёва

Цель : развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна .

Задачи :

Коррекционные :

Обогащение и активизация словаря

Развитие грамматического строя речи

- закрепление понятий : предмет, признак предмета, действие предмета.

Образовательные :

Научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна .

Ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Развивающие :

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : лист ватмана для рисования схемы синквейна , плоскостная ёлочка из бумаги на магнитной доске, звездочка, цветные магнитики, картинки (снеговик, мороженое, варежки, обезьянка) скрытые под карточки – подарки. На столе : лист –заготовка для изготовления открытки со схемой синквейна , клей карандаш, салфетки. У логопеда - наборы карточек-полосок со словами для составления синквейнов .

Организационный момент.

Что понравилось больше всего?

Какие подарки получили?

Чему научились за прошедшие выходные?

Основная часть.

Логопед :

Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн » . Синквейн состоит из пяти строк . Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!

Затем, логопед пишет цифры в столбик на ватмане.

А теперь считайте строки вместе со мной : первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова :

Условные обозначения :

1. Слово-предмет (Кто? Что) - Логопед проводит прямую линию.

2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Логопед проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «какой»

3. Слова-действия (Что делает) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса Что ___

делает?___

4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)

5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.

По этой схеме я могу составить сиквейн на любую тему. Скажите любое слово и я составлю синквейн !

Новый год

Веселый, шумный

Приходит, дарит, радует

Новый год как белый лист.

Увидев одобрение детей логопед предлагает :

Я могу и вас научить, вот все удивятся, когда вы будете рассказывать такие стихи!

Дидактическая игра «Укрась ёлочку» .

Ребята, чем обычно украшают макушку елки? (звездой) .

Логопед прикрепляет звезду . Дети подбирают слова по схеме синквейна и цветными магнитиками украшают елочку. Составляют одно или несколько предложений. Подбирают возможные слова – ассоциации.

В конце игры дети обнаруживают призы – картинки под карточками - подарками.

Вы выполнили правильно все задания! Давайте будем веселиться!

Динамическая пауза. Дети двигаются свободно под музыку разного ритма : прыгают и веселятся, плавно кружатся или замирают в какой – либо позе. Последним звучит медленный музыкальный отрывок и дети, как снежинки направляются к столу.

Работа по составлению синквейнов .

Дети рассматривают заготовку – открытку, выясняют, как можно украсить левую часть листа и наклеивают картинку-подарок.


Затем логопед предлагает внимательно послушать слова, написанные на полосках бумаги и выбрать слова по смыслу подходящее к картинке. Дети внимательно слушают и выбирают слова, подходящие к картинке. Затем, приклеивают полоски со словом на схему. Так как дети впервые выполняют подобное задание, то слова они просто выбирают из предложенных, подходящих по смыслу, роду и числам.


Когда вся схема заполнена, складывают лист пополам и оформляют лицевую сторону открытки.

Логопед :

Я могу вас удивить! Вы хотите удивиться? Тогда идемте со мной!

Дети проходят вглубь зала и садятся в круг на бумажные снежинки. Логопед на фоне лирической музыки читает детям получившиеся синквейны .


Стихи должны прозвучать максимально выразительно. Дети аплодируют друг другу.

Заключительная часть.

Кто вам может в этом помочь?

Кому вы хотели бы рассказать свой синквейн ? (Если дети хотят, то можно прочить стихи гостям мероприятия. Логопед тихо читает текст по строчке, а ребенок громко декламирует)


Заготовки для оформления открытки постараюсь опубликовать в следующей статье.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

«Путешествие в зоопарк». Интегрированная НОД по ФГОС, с применением мнемотаблицы и приема синквейн для детей 5–6 лет Возрастная группа: разновозрастная группа № 5(-4-6 лет) Форма проведения: интегрированная НОД Форма организации: подгрупповая (5-6 лет).

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ» Цель: Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов.

Я воспитатель, но еще и мама. И не знаю как у других мам этой чудесной професии, но у меня никогда не хватает времени на своего ребенка.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.

Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

В настоящее время существуют следующие виды синквейна:

Традиционный

Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

Обратный

Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.

Зеркальный

Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Синквейн-бабочка

Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой

2-4-6-8-2-8-6-4-2.

Корона синквейнов

Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов

Гирлянда синквейнов

Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.

Дидактический

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

1. Арбуз

2. Круглый, вкусный

3. Катится, растет, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Синквейн можно использовать для закрепления изученной лексической темы,

для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

На занятиях по развитию связной речи: из слов синквейна, дети могут составить рассказ

Предварительный просмотр:

Дидактический синквейн.

В этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Весна.
Теплая, холодная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Сезон

Медведь.
Бурый, белый.
Спит, рычит, бежит.
Большой опасный хищник.
Зверь.