Обучение грамоте в дошкольном возрасте — с чего начать? Наглядность в обучении. Методы обучения дошкольников грамоте

ГКООУ «Санаторная школа-интернат

им. М.С.Бароева»

Открытый урок обучение грамоте

по теме «Буквы Пп»

в 1 «А» классе

Учитель начальных классов Кубалова Анжела Казбековна

Тема, цели, оборудование урока

Урок обучения грамоте в I классе на основе учебно-методического комплекта «Перспектива»;

Обучение ведётся по учебнику «Азбука», авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.

Направление : формирование школьника как субъекта учебной деятельности.

Приоритетная цель: развитие личности ребёнка, формирование положительной мотивации учащихся.

Тема урока: «Буквы Пп»

Тип урока : урок изучения нового материала.

Формы: фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные.

Цели:

I Обучающие:

Познакомиться с графическим изображением звуков [п] и [п’] - буквами П, п. / Познавательные УУД/

Совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.

II Развивающие:

Развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов / Познавательные УУД/

Развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.

Развивать умение контролировать свой результат. /Регулятивные УУД/

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь/ Регулятивные УУД

II Воспитательные:

Прививать интерес и любовь к чтению.

Воспитывать стремление к успеху в учёбе / Личностные УУД /, умение адекватно оценивать свой труд. /Регулятивные УУД/

Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать. /Коммуникативные УУД/

Оборудование:

*Набор значков для звукового анализа слов

*Лента букв.

*Мультимедийная установка

План урока

Организационный момент

I Мотивационно- ориентировочная часть

Дыхательная зарядка

Зарядка для диктора

Актуализация знаний

Целеполагание

II Операционно - исполнительная часть

Характеристика звуков

Знакомство с новой буквой

Артикуляционная зарядка.

Физкультминутка

4. Работа со схемой слова

6. Работа над текстом

Прогнозирование содержания

Нахождение и чтение трудных слов

Первичное восприятие

Жужжащее чтение

Анализ текста

Физкультминутка

7. Речевая разминка. Скороговорка. Работа в парах

8. Игра «Наборщик» Групповая работа.

III Рефлексивно- оценочная часть

Этап рефлексии

Этап оценивания

Ход урока:

Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали,

Их с волнением встречали.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Мотивационно - ориентировочная часть

Дыхательная зарядка

- Ребята, Вы верите в чудеса?

И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами создадим чудо в своём воображении.

Представьте, что нам на ладошку опустилось чудо, а какое, вы сами отгадаете.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Да, действительно, к нам прилетела бабочка (появляется бабочка) / Слайд 2/

А почему чудо?

Потому что красивая. Потому что сейчас поздняя осень.

-«Греем бабочку» (упражнения для развития дыхания)

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.

2.Зарядка для диктора Слайд 3

Работать будем парами. Кто готов?

Учащиеся показывают свою готовность, соединяя ладошки вместе наверху

Ауи?- Иуа?

Оыа?- Аыо?

Уао? - Оау?

Кто хочет похвалить своего соседа?

Кто бы мог высказать какие-либо рекомендации, над чем надо ещё поработать?

Чему учились во время речевой зарядки?

Учились чётко проговаривать звуки.

Готовили речевой аппарат к работе.

Учились регулировать громкость голоса.

3. Актуализация знаний

В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда...

Пингвин

А если по- научному, по- деловому, кто такой пингвин? / Слайд 5/

Что вы про него ещё можете сказать?

Учащиеся высказывают свои мнения, сообщают всё, что они знают о пингвинах

Произносим слово и выделяем первый звук.

Первый звук [ п]

Назовём его пару по мягкости - твёрдости.

4. Целеполагание

Новые звуки появились. Что мы с ними будем делать?

Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

Будем исследовать эти звуки,

Заменим их буквой, научимся читать с ними слоги и слова.

Операционно-исполнительная часть.

1.Характеристика звуков

Давайте начнём исследовать. Что вы можете сказать про эти звуки?

Что их объединяет?

- Оба звука согласные, потому что воздух встречает преграду и задерживается.

Оба звука глухие.

В чём отличие?

Звук [п ] - твёрдый, а [п’]- мягкий

Для обозначения наших звуков новая буква. Какая?

2. Введение новой буквы /Слайд 6/

Появилась буква сегодня со знакомым пингвином. Почему?

Это пингвин Пин. В его имени есть наш новый звук

/Ловушка: буква строчная одна, а заглавной нет. Учащиеся должны догадаться, что на слайде не хватает заглавной буквы П и изобразить ладошками наш условный знак «ловушка» /

Где будем использовать заглавную букву П?

В написании имён, кличек животных.

Начало предложения пишем с заглавной буквы.

Печатаем букву П,п

Учащиеся в тетради печатают заглавную и строчную буквы

3.Артикуляционная зарядка. /Слайд 7/

Чтение слогов

па пу ап пы по уп

пар роп мип рпа суп

нап пол лип воп кпу

Какие слова встретили?

Внимательные ученики называют: суп, пар, пол, по

Физкультминутка

Учащиеся, сидя за партой, в паре стараются изобразить с помощью рук букву П

4. Звуковая схема слова

Кем был наш Пин? Чем он занимался? /Слайд 8/

Пин был пилотом

А когда Пин управлял подводной лодкой?

Пин ещё был капитаном

Звуковая схема слова «капитан»

Учащимися выполняется схема слова (один работает у доски, остальные в тетради)

5. Работа со словами, обозначающими профессии.

Прочитаем слова. / Слайд 9/

пилот

капитан

повар

продавец

Значения всех слов понятны?

Каким словом можно продолжить этот столбик?

Парикмахер, плотник,почтальон

Почему?

Это профессии. Во всех словах есть буква п.

6. Работа с текстом.

Прогнозирование содержания

Нахождение и чтение трудных слов /Слайд 10 /

пос-та-вил - поставил

ка-пус-та - капуста

по-ли-ла- полила

по-ста-ви-ла- поставила

Первичное восприятие. Чтение учителем

Какое настроение у вас было, когда слушали?

Жужжащее чтение

Чтение детьми.

Анализ текста

Как звали хозяйку?

Что Полина делала?

Кто клевал клубнику?

Как спасла Полина клубнику?

Физкультминутка.

7. Работа со скороговоркой. Работа в парах /Слайд 11/

У пингвина Пина из-под пилки сыплются опилки.

Прочитайте. Что это?

Это скороговорка

Поработаем над чётким произношением.

Давайте проверим, как работают наши приёмники. Выключаем звук, произносим только губами.

Учащиеся произносят скороговорку губами, шёпотом, вполголоса, громко.

Работаем над интонацией. /Слайд 12,13/

Учащиеся произносят с вопросительной интонацией, логически выделяя заданное слово.

Работаем в парах. Читаем своему соседу.

Кто хочет похвалить своего соседа?

А сейчас слушаем скороговорку и приготовились оценивать. Что можно оценить?

Можно оценить правильность и чёткость.

Можно оценить быстроту

8. Игра «Наборщик» Работа в парах /Слайд 14/

Слово «Простокваша»

Составляем из букв данного слова другие слова.

Рефлексивно-оценочная часть.

Этап рефлексии.

Если вы со мной согласны +

Если чувствуете в чём- то ловушку..

Пингвины - это птицы.

Пингвины живут на Северном полюсе.

Буква П - буква согласного звука

Звук п - согласный, звонкий, твёрдый.

Звуки [п ] и [п’] - пара по мягкости- твёрдости

Куда же мы поселим букву П?

2. Этап оценивания. /Слайд 15/

Сегодня на уроке

Я узнал, что…

Мне было интересно…

Мне было трудно

Учащиеся продолжают предложение по своему усмотрению.

Спасибо всем за работу. Отдыхайте. Здесь будет файл: /data/edu/files/j1452871462.ppt (Урок обучения грамоте в I классе)

Обучение грамоте было и остаётся одной из главных задач дошкольного образования. И на портале МААМ этому вопросу посвящён обширный тематический раздел. Здесь можно удобно, не затратив много времени, найти среди многообразия представленных материалов подходящие именно Вам. Конспекты занятий и НОД по развитию речи, обучению основам чтения и письма, уже опробованы на практике и "готовы к применению". Замечательные дидактические игры и пособия, которые несложно изготовить своими руками, станут хорошим подспорьем для постижения грамоты детьми. Сценарии интегрированных и игровых занятий, сказки собственного сочинения сделают освоение букваря весёлым и увлекательным путешествием в страну знаний.

Растим грамотных людей вместе с МААМ!

Содержится в разделах:
  • Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста
Включает в себя разделы:
  • Звуки. Дифференциация и автоматизация звуков. Коррекция звукопроизношения
  • Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа

Показаны публикации 1-10 из 6582 .
Все разделы | Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Азбуки» Область «Познавательное развитие» : развивать познавательную активность, любознательность; уметь на слух определять звуки природы и называть их; Область «Социально – коммуникативное развитие» : побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию; ...

Индивидуальная работа по обучению грамоте «Знакомство с гласным звуком [Ю] и буквой «Ю» с детьми подготовительной группы ГЛАСНАЯ ДВУЗВУЧНАЯ БУКВА Ю 1 . Фонетическая зарядка. Куда улетают птицы осенью? (На юг) Загадка. Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто бы жучок. Захочет – вскачь пройдет немножко, Захочет – ляжет на бочок. (Юла) Найдите незнакомую букву в слове-отгадке . (Ю) 2. Анализ...

Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы - Конспект НОД согласно ФГОС по лепке из соленого теста во второй младшей группе «Наша ёлочка»

Публикация «Конспект НОД согласно ФГОС по лепке из соленого теста во второй...» Лепка из соленого теста «Наша ёлочка» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, художественно–эстетическая, коммуникативная, восприятие художественной литературы. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Выставка в старшей группе " Моя любимая буква" В системе образования последнее время особое место принадлежи совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги» Непосредственно – образовательная деятельность Область – речевое развитие (подготовка к обучению грамоте) Тема: Звук (М. Согласные звуки. Слоги. Цель. Создание фонетико-фонематической базы для дальнейшего успешного обучения детей чтению и предупреждения ошибок в чтении и письме...

Сценарий праздника «Прощание с Букварём» в 1 классе Сценарий праздника "Прощание с Букварём" в 1 классе Проигрыш песни «Прощание с букварем». Ведущий-учитель: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! День необычный сегодня на свете - Музыка всюду, улыбки и смех - Школа открыла двери для всех. Ученик-ведущий: Почему не на...

Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы - Конспект занятия для подготовительной группы «Звуки [П], [П’]. Буква П»

Конспект занятия для подготовительной группы «Поварята». Звуки [П], [П’]. Буква П. Цели: научить выделять в речи звуки [П], [П’]; различать твердые и мягкие звуки [П], [П’]; закрепить умение определять позицию звуков в слове (в начале, в середине, в конце); научить делить слова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Маленькие грамотеи» Тема: «Маленькие Грамотеи» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Цель. Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Задачи. - Совершенствовать умение детей различать гласные, согласные (твердые и мягкие) звуки,...

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Е, е ; научить выполнять звуковой анализ слов «лев», «белка»; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели, находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа; создать условия для формирования умений слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля; сравнивать построенную модель с образцом для развития фонематического слуха.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Познавательные: уметь соотносить звуковые модели со словами-названиями картинок, схем с гласными буквами со словами; строить звуковые схемы.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
  • Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

Оборудование:

  • проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация ;
  • плакат «Буквы Е, е», учебник «Букварь, 1 ч.» авт. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, тетрадь «Я учусь читать и писать» авт. М.И. Кузнецова;
  • тетрадь «Учимся писать печатные буквы» авт. М.И. Кузнецова, фишки синие, зеленые, красные;
  • С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Ход урока

I. Оргмомент.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Тогда время не тратя даром,
Мы урок обучения грамоте начинаем.

II . Объявление темы и постановка учебной задачи.

–Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по «Букварю».

Зачем вы ходите в школу? (учиться, узнавать новое)

А что бы вы хотели сегодня узнать новое на уроке обучения грамоте? (познакомиться с новой буквой).

Можно ли сказать, что это цель нашего урока?

Зачем мы знакомимся с буквами, зачем нужно узнать все буквы?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её секретами, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

II I. Повторение изученного. Дидактическая игра «Живые буквы».

Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зелёную карточки (они «хозяева» домиков) , другие учащиеся («буквы») получают карточки с представленными буквами – а, я, о, ё, у, ю, Э.

– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.

Учащиеся-«буквы» выходят из-за парт к доске.

– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у, э ; в зелёный – я, ю, ё .)

- Ребята, проверьте, правильно ли распределились буквы. Покажите знаком.

Молодцы.

Почему буквы а, о, у, э оказались в синем домике?

Почему буквы я, ю, ё оказались в зелёном домике?

Чем ещё знамениты эти буквы?

– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зелёный домик.

Учитель обращается к «букве» А .

– Какую букву пригласишь на прогулку? Объясни, почему? (Букву Я , так как буквы А и Я обозначают звук [ а ] после согласных. Букву А пишем после твёрдых согласных звуков, букву Я – после мягких.)

Аналогичная работа проводится с остальными буквами.

Что заметили?

Какая буква не нашла себе подружку?

Какой вопрос возникает? (Есть ли пара у буквы э ?)

Ответить на этот вопрос нам сегодня и предстоит.

Молодцы, ребята.

IV . Мотивация к деятельности.

- Отгадайте загадки:

Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - …
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.

Сегодня Белка и Лев – гости нашего урока. Они познакомят нас с новой буквой.

На доске представлены иллюстрации с изображением персонажей. Учитель рассказывает сказку:

«Жили-были Лев и Белка. Жили они в зоопарке. Днем было весело – приходили ребята, а вечером Белка читала книги, а Лев рычал. Однажды Лев заболел. На него напала скука.
Тогда Лев спросил Белку: «Почему тебе не скучно никогда?»
– Я читаю книги, – ответила Белка.
– Если твои книги помогут побороть скуку, – сказал Лев, – я их тоже почитаю».

V. Открытие нового знания.

1. Звуковой анализ слов «лев», «белка».
«– Смотри, – сказала Белка, – ты большой, а имя у тебя короткое. Я маленькая, а имя у меня длиннее.
Лев не поверил».

– Давайте, ребята, поможем Белке доказать свою правоту, выполнив звуковой анализ слов «лев» и «белка» и составив звуковые модели этих слов.

Как будете действовать? Составим план. С чего начнём работу? Что дальше?

Как будете определять гласный это звук или согласный?

Проверка выполнения задания. Дети показывают знаком своё согласие или несогласие.

Сколько звуков в слове лев, а в слове белка?

Назовите каждый звук в словах и дайте звукам характеристику. (Для твёрдых согласных звуков назвать парный звук по твёрдости – мягкости, аналогично для мягких согласных звуков).

Какой одинаковый звук встретился в этих словах? Что заметили? (Услышали звук э после мягкого согласного звука).

После какого согласного звука услышали звук э? (после мягкого согласного).

Как вы думаете, какой буквой на письме будем обозначать звук э в этих словах?

– На письме звук э после мягкого согласного звука будем обозначать буквой е.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Е,е, будем учиться эту букву узнавать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Из-под веток старой ели (шаги на месте)
Толстый дядюшка Енот
Вылезает еле-еле- (остановиться и показать на живот)
У него болит живот.
Что случилось, расскажи-ка? (повороты туловища)
«Я объелся ежевикой».
Раз – два- три- четыре-пять (прыжки на месте)
Букву «Е» нам надо знать!

2. Знакомство с новой буквой.

Для чего нам нужно знать, для чего мы изучаем буквы Е, е? (Чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами).

Рассмотрите букву. Это письменные буквы, с ними мы познакомимся на уроке письма. А это печатные буквы.

Почему их две? Для чего нужна заглавная буква?

На что похожа буква Е?

Читающие дети читают стихи про букву «Е»:

На дворе – такая жалость –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

О какой букве шла речь в этих стихотворениях?

Сконструируйте заглавную букву, используя те предметы, которые есть у вас на парте.

Молодцы, замечательные буквы получились.

3. Работа по закреплению зрительного образа (рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать»). с. 35.

Теперь Белка предлагает поработать в тетрадях «Я учусь писать и читать».

Открываем тетрадь на с. 35.

– Рассмотрите верхний рисунок. Сформулируйте задание к этому рисунку.

Нужно закрасить участки с буквами Е,е.

Что получилось? (Получилась буква Е).

Чему учились выполняя это задание? (узнавать буквы Е, е).

4. Работа в тетради «Учимся писать печатные буквы» с. 13.

А теперь научимся писать печатные буквы Е, е.

Сколько элементов понадобится, чтобы напечатать буквы Е, е.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мимо сосен, мимо елей (бег)
Все бежали, все летели! (машем руками)
Впереди спешит Енот, (прыжки)
На спине Ежа несёт,
За Ежом вздыхая тихо, (приседания)
Ежевику ест Ежиха.
Кто бегом, кто еле-еле (бег, переходящий в ходьбу)
Шёл вперёд к заветной цели!

4. Упражнения в словообразовании:

Работа по учебнику с. 50.

Белка предлагает нам поиграть в игру «Словоизменение».

Подумайте, какое слово может получиться, если изменить вторую букву в слове «белка»?

ПРОВЕРКА: составить у доски схему из кубиков, образовать новые слова.

Кто знает, что такое балка? Где об этом можно узнать? (в толковом словаре).

Помогите найти слово в толковом словаре. Расскажите, как будете действовать?

Показ рисунка «Балка», объяснение значения слова.

А какое слово получится, если вместо буквы «а» поставить «у»?

Что такое булка?

Молодцы, верно справились с заданием белочки. Льву очень понравилась игра с гласными. Лев понял, что чтение и скука несовместимы.

VI . Итог

Наш урок подошёл к концу.

Какие цели перед собой ставили? (Познакомиться с новой буквой, научиться её узнавать).

Удалось ли достигнуть этих целей? Какой секрет буквы е открыли?

- Продолжите предложение.

Сегодня на уроке

  • я узнал (а),..
  • я научился (ась)…
  • мне было интересно…
  • мне было трудно, сложно …

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
- Спасибо всем за урок.

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

    Наталия Сергеевна Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет 1

Наталия Сергеевна Варенцова
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Предисловие

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ("погрузить") ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые "муки слияния" звуков посредством соединения букв ("м и а - будет ма ").

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и "прочитывать ее код", то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе "как пропедевтический курс фонетики родного языка" (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л.E. Журовой . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Младшая группа

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»


Урок обучения грамоте по теме

«Знакомство с буквой С,с»

1 класс

(открытый урок в рамках школьного методического дня «Формирование УУД учащихся на ступени начального и основного образования»)

Учитель начальных классов:

Соболева Елена Ивановна

г. Железногорск

2013г.

План - конспект урока

Предмет литературное чтение Урок № 89 -90 Тема урока: «Знакомство с буквой С, с.» Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: познакомить с буквой С, с, читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.

Задачи урока:

    формирование научных понятийных знаний на доступном учащимся материале;

    развитие навыков исследовательской деятельности, эрудиции, общей культуры;

    воспитание личности, стремящейся к познанию.

Оборудование: презентация по ходу урока, схемы для обозначения звуков, карточки с буквами, предметные картинки

Литература: Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова «Букварь», часть первая, страница 91 - 93.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать воображение; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные:

    Регулятивные учебные действия : развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

    Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.

    Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить определять тему урока и учить решать поставленную проблему.

    Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения.

Предметные: развивать умение выделять и различать звуки в словах; умение обозначать их буквами; читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.

Ход урока.

1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний.

Слайд №1.

На экране буквы: а, о, ы, и, н, ю, е. Найдите лишнюю букву. Почему она лишняя в данной группе? Какие звуки она обозначает? Прочитайте слоги с этими буквами. Вашими помощниками будут стрелочки. 3. Постановка учебной задачи. Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит И как будто бы свистит… Выходит ребёнок в шапочке с изображением совы и говорит: Совушка - сова, большая голова, На суку сидит, головой вертит, Во все стороны глядит.
Дети, как вы думаете, для чего пришла сова к нам на урок? (ответы детей.) Правильно, сова хочет познакомить с новой буквой. Сова предлагает нам поиграть в игру «Звук заблудился»
Говорят, один рыбак, В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался … дом. В каком слове заблудился звук? Мог ли рыбак поймать дом? А кого он поймал?

Слайд №2.

Посмотрите на экран. Найдите схему слова дом. Эта же схема и для слова сом. В каком домике живёт заблудившийся звук?
Какой первый звук в слове дом? А в слове сом? Как вы думаете с какой буквой мы познакомимся на уроке? Правильно. Сегодня мы будем работать со звуками [с], [с’] , познакомимся с буквой, которой эти звуки обозначаются. Спасибо, Совушка, садись на место. 4. Открытие нового знания. 1) Откройте учебник на странице 91. Листайте аккуратно, книгу кладите правильно. Я загадаю вам загадку, а вы подумайте, какая картинка будет к ней ответом. Мне сказала тётя Римма: - Эта вещь необходима - Зонт лежит в ней и платок, Крем, помада, кошелёк. Все и мамы, и дочурки Прячут в ней свои покупки. Что это? (сумка) Найдите рисунок. Справа от рисунка найдите схему этого слова. Давайте посчитаем, сколько звуков в слове. Произнесите слово так, чтобы каждый звук попал в свой домик. (Один ученик у доски) Давайте теперь достроим звуковую схему этого слова. (Один ученик у доски)
2) Игра «Живые звуки» Ты будешь первый гласный звук в слове сумка, ты - первый согласный, ты - второй гласный, ты - [к], ты - [м]. Ко мне подойдёт [ у], второй согласный звук, звук [а], [с], третий согласный. Теперь каждый звук займёт своё место.
Дети, прочитайте по схеме слово. На место сядут гласные звуки, третий согласный звук, первый согласный, звук[м] 3) Разделите слово сумка на слоги. На какой слог падает ударение? 4) Отгадайте загадку. Эти птицы у канавки Часто моют свои лапки, Убегают от бабуси. Кто скажите это? (гуси) Постройте самостоятельно звуковую схему слова гуси. (Один ученик у доски)
Давайте проверим. Назови, какие звуки ты выделил в слове? 5) Разделите слово гуси на слоги, какой слог ударный? 6) Посмотрите, какие звуки в словах сумка и гуси отмечены стрелочкой? Кто знает, какай буквой можно их обозначить? Найдите эту букву у нас в классе и замените в схемах звук буквой. На что похожа буква С? (Ответы детей). А вот какие стихи о букве с подготовили наши дети.

Слайд №3.

1. Села мышка в уголок Съела бублика кусок.

Слайд №4.

2. Полумесяц в небе тёмном Буквой эс повис над домом.

Физминутка.



5. Первичное закрепление. 1) Ребята, давайте теперь прочитаем слоги с буквой эс на странице 91. Мальчики будут хором читать слоги с твёрдым согласным. А девочки - с мягким. Будьте очень внимательны. 2) Теперь прочитаем слова. Первый столбик читает …, второй столбик, третий -…, продолжим читать пары слов на странице 92. Дети, определите, а есть ли разница в том, какой предмет называют первое и второе слово в каждой паре? (первое - большой предмет, второе - маленький)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

А совушка мудрая головушка предлагает нам такое задание. Найдите его на странице 92. Поставьте пальчик на это задание. Почему вы решили, что я говорила именно о нём. Ч то обозначает значок с изображением совы? Если забыли, где можно посмотреть? Правильно, вернитесь на страницу 3 и прочитайте, что обозначает этот значок. Прочитайте задание. Прочитайте слово в левом столбце таблицы вверху. Сколько в нём букв. Прочитайте слово слева внизу. Сколько в нём букв? Какие одинаковые буквы встретились в обоих словах? А если мы переставим буквы в словах, слова получатся другие? Попробуйте поработать в группах и вместе собрать новое слово. Подсказкой вам будут числа - номера букв. Работа в группах (1 группа весна - навес, 2 группа насос - сосна, 3 группа смола - масло, 4 группа сел - лес - для нечитающих)






Давайте проверим какие слова у вас получились. Ответственные каждой группы называют слова, а мы смотрим на экран.

Слайд №5.

Слайд №6.

Слайд №7.

Слайд №8.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. 1) Молодцы, ребята. Как интересно мы поиграли со словами. А сейчас мы немного пофантазируем. Представьте, что за окном снежная зима.

Слайд № 9.

Посмотрите на экран и проследите глазами за падающими снежинками.
Назовите «зимние» слова, в которых есть буква с. (снег, снежинка, сугроб. санки и т.д.) 2) Давайте прочитаем «Зимнюю сказку» (Читает вслух один ученик) О чём узнали из зимней сказки? Теперь перечитайте сказку шёпотом и посчитайте, сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с. 3) Дети, а во что вы любите играть зимой? (ответы детей) А.Л. Барто написала такое стихотворение. Послушайте. (Читает учитель стихотворение «Я знаю, что надо придумать») Что же придумал ребёнок, чтобы превратить зиму в лето? А кто хочет прочитать стихотворение всем ребятам? 4) Чтение стихотворения детьми. 8. Рефлексия. Ребята, вы хорошо потрудились. А теперь сами оцените свою работу. У каждого из вас на парте лежит листок.

Слайд №10.

Вам нужно раскрасить только одну снежинку. Если вы работали быстро, правильно, самостоятельно, то раскрасьте верхнюю снежинку. Если правильно, но медленно, то - вторую. Если правильно, но с помощью других - третью. Если быстро, но неправильно - четвёртую.


9. Итог урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает?

Слайд №11.