Обучающее изложение "река стала".


Лед тронулся! - слышны крики среди ясного весеннего дня. - Ребята, лед идет!

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту совершается убийство или дневной грабеж. Такое же выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, у извозчиков, у торговок. На мосту уже собралась публика. Все, свесившись через перила моста, молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз на реку. Молчание гробовое, лишь городовой рассказывает какому-то господину в мохнатом пальто о том, насколько прибыла вода, да изредка проезжают с шумом извозчики.

Свесившись через перила, вы тоже глядите на реку, Какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан-пахарь и тронул ее своим громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова и кажется, что мост вместе с вами и с публикой куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается темная, стремительно бегущая вода.. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река. К вечеру река уже почти совсем чиста от льда, изредка попадаются на ней отставшие льдины, но их так мало, что они не мешают фонарям глядеться в воду, как в зеркало.

Это еще не ледоход! - говорят на мосту. - А вот будет ледоход, когда лед с верховьев пойдет!..

На другой день пасмурно, дует холодом и сыростью. Такая резкая перемена погоды показывает, что где-то на большом пространстве идет лед... На мосту стоит публика и опять глядит на реку. Вода стоит высоко, но поверхность еще чиста и гладка. Зрители нетерпеливо зевают и пожимаются от холода. Но вот показывается на поверхности реки большая ледяная глыба. За ней, как за козлом в стаде, в почтительном отдалении тянется несколько глыб поменьше... Слышится удар глыбы о бык моста. Она разбилась, и части ее в смятении, кружась и толкаясь, бегут под мост... На повороте показывается новая глыба, за ней другая, третья... и скоро воздух наполняется глухим шумом, который слышался вчера. Вы видите уже не тутошний лед, а чужой, с далеких верховьев.

Скоро и этот лед пропадает, но с его уходом еще не оканчивается весеннее оживление реки. Тотчас же после ледохода начинают показываться плоты.

Плоты следует наблюдать не в городе, а где-нибудь подальше, хотя бы у тех таинственных верховьев, откуда шел последний лед.

Вот по речонке Жиже, лавируя и извиваясь змеей, несется длинный плот. Летом Жижа представляет собой лужицу, которую вы не увидите из-за густого ивняка и перейдете вброд, где хотите, теперь же она неузнаваема. Глядите на нее и диву даетесь: откуда могла взяться такая прыть? Она надувается, топорщится и грозит затопить всю землю. С большим плотом она обращается, как с маленькой щепкой. Этот плот запоздал и принадлежит к числу последних, которым грозит возможность застрять на полдороге.

На плоту копошится человек двадцать мужиков и баб. Настоящий мужик, который сыт и одет, не пойдет в сплавщики, а потому вы видите здесь одну только сплошную голь. Народишко все Малорослый, сутуловатый, угрюмого вида. Все в лаптях и такой одежонке, что, кажется, если взять мужика за плечи и хорошо потрясти его, то висящие на нем лохмотья посыплются на землю. У каждого из них свое лицо, у каждого своя рваная шапка, свои лохмотья, свой голос, но тем не менее все они непривычному глазу кажутся одинаковыми. Такое разительное сходство придается им одной общей печатью, которая лежит на всех бледных, угрюмых лицах, на всех лохмотьях и рваных шапках - невылазной бедностью.

Работа их непрерывна. Что ни шаг, то Жижа делает поворот, а потому то и дело приходится перебегать с краю на край и работать шестами, чтобы несущийся плот не налетел на берег или не наскочил на утес, о который он мог бы разорваться... Все красны, вспотели и тяжело дышат... Ни один не сидит, хотя среди плота и раскидана солома для сиденья. Бабы с заболтанными, мокрыми подолами, тощие и оборванные, делают то же, что и мужчины...

Конспект урока по русскому языку.

2 класс

УМК «Гармония»

Тема: Изложение «Случай на реке».

Цель:

Образовательные:

Обучение связному последовательному изложению событий по серии

сюжетных картинок.

Упражнять в построении и оформлении на письме предложений.

Действовать по плану, осознанно выполняя инструкцию;

    Развивающие :

Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Развивать творческие способности учащихся.

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении;

    Воспитательные :

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, стремление совершенствовать свою речь.

Соблюдать правила культуры общения.

Задачи:

понимать тему и главную мысль текста;

строить предложения для решения речевой задачи;

Обогащать словарный запас детей выразительными средствами

русского языка (эпитетами, синонимами),

Развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание,

Развивать долговременную память,

Стимулировать положительные эмоции детей,

Деятельность учащихся: анализируют текст, выявляют недостатки, оценивают текст с точки зрения сформулированных требований к тексту, осознают назначение редактирования текста, понимают смысл слов «редактор», «редактировать», осваивают способы улучшения текста, исправляют «чужие» тексты, наблюдают за развитием мысли в тексте, выявляют роль первого и последнего предложения в тексте, осуществляют взаимо и самоконтроль.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Работа на уроке.

1. Разминка

а). Интонационная разминка.

- Прочитайте с выражением, учитывая знаки препинания и интонацию

АБВ? ГДЕ! Ё, Ж,З,И… КЛМН. О! ПРСТ? У!

б). Подбери синонимы.

Морозный ледяной, холодный

Смелый храбрый, отважный

Спешить торопиться

Страх испуг, ужас

в). Составьте из слов предложения. Давайте побудем редакторами.

пошли в лес на лыжах каникулы мы с друзьями В зимние

    Постановка задачи. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение по серии сюжетных картинок.

Что такое изложение ? ( Письменный пересказ текста называют изложением, потому что в нём излагают мысли автора ).

    Работа по серии картинок.

Какое время года изображено на картинке?

Кого вы видите на картинке?

Что делают девочки?

Чем занимаются мальчики?

Куда выбежал один из мальчиков?

Давайте дадим имя мальчику.

Что случилось на речке?

Кто помог ему?

Y . Подготовительная работа с текстом.

1. Первичное знакомство с текстом изложения «Случай на реке».

Случай на реке.

Стоял морозный солнечный денёк. На речке девочки катались на коньках. Мальчики лепили снеговика.

Коля выбежал на тонкий лёд. Лёд затрещал. Коля провалился в воду и закричал.

На крик прибежал дядя Егор. Он бросил мальчику доску. Коля ухватился за неё и вылез из воды.

2. Вопросы к тексту.

1. Какой стоял денёк?

2. Что делали мальчики?

3. Что делали девочки?

4. Куда выбежал Коля?

5. Что произошло с тонким льдом?

6. Что случилось с Колей?

7. Кто прибежал на крик?

8. Что он бросил мальчику?

9. Как Коля вылез из воды?

3. Орфографическая подготовка.

а). Проверь по словарю

М о розный, дев о чки, к о ньках

б). Выпиши из текста имена собственные

К оля, дядя Е гор

в). Выпиши из текста слова с сочетанием ЧК, ЧН

солне чн ый, ре чк а, дево чк и

г). Раскрой скобки

(На) речке – на речке

(на) коньках – на коньках

(в) воду – в воду

(при)бежал – прибежал

г). Прочитайте трудные слова по слогам. Обратите на них внимание, когда будете писать изложение.

с о лне чн ый, сн е г о в и ка, выб е жал, ухв а тился, за неё

YI . Физкультминутка.

4. Составление плана.

План

    Какой стоял денёк?

морозный, солнечный

    Где играли дети?

на речке

    Чем они были заняты?

катались на коньках, лепили снеговика

4. Что случилось с Колей?

выбежал на тонкий лёд, затрещал, провалился в воду и закричал

    Кто спас Колю?

прибежал, бросил доску, ухватился за неё

    Самостоятельная работа.

а). Запись текста в тетради.

Письменно перескажите текст. Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами.

б). Проверка.

YI . Подведение итогов.

YII . Рефлексия.

Развитие речи

3 класс

Учимся писать изложение.

Афиногенова Ж.Е., учитель начальных классов


Расположите части текста в правильном порядке при помощи картинок, пронумеруйте части.

Прочитайте текст. Понятно ли вам, о чём в нём рассказывается?

Лёд на реке.

К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд крепкий.


Рассмотрите последнюю картинку. Подходит ли она к тексту? Почему? Что надо было нарисовать?

Прочитайте текст правильно .

Лёд на реке.

Было чудесное утро. Мороз сковал реку.

К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда они бросали камни и палки. Лёд был крепкий.

Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий.

Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести.

Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил.

Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.


Придумайте название к каждой картинке.

2. Проверка льда.

3. На середине реки.

1. Морозное утро.

6. Спасение детей.

4. Лёд не выдержал тяжести.

5. Дети очутились в воде.


Перескажите текст по картинкам и плану.

План.

  • Морозное утро.
  • Проверка льда.
  • На середине реки.
  • Лёд не выдержал тяжести.
  • Дети очутились в воде.
  • Спасение детей.

Слова - помощники.

  • Чудесное утро, сковал.
  • Радостный крик, бросали, крепкий.
  • Трое, бегать, середине, тонкий.
  • Упал, на него, другие.
  • Цеплялись, кромку льда, выбились из сил.
  • Полз по льду, толкал, длинную доску, ухватились.

Литература:

http://animashky.ru/index/0-11?20-8 картинки

С. А. Сущевская «Тексты с дырками и хвостами».

«Карапуз», «Гелеос»

С. А.. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать изложения»

3 класс

Издательство Грамотей 2008

С. В. Иванов, М. И. Кузнецова Русский язык. Комментарии к урокам.

3 класс

«Вентана –Граф» 2007

1.Радость мальчишек.

2.Лёд не выдержал.

3.Спасение.

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

Тема урока: Подробное изложение. На речке.

Цель урока: учить писать изложение по вопросам.

Задачи:

        формировать связную письменную речь учащихся с опорой на устные высказывания;

        обогащать словарный запас учащихся;

        закреплять умение правильно строить предложения, употребляя их в устной и письменной речи;

воспитывать нравственные качества: доброту и взаимовыручку.

Оборудование: компьютер; презентация, интерактивная доска, карточки- помощницы, памятка « Правила поведения на реке».

Ход урока:

1.Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Здравствуйте, ребята!

Покажите мимикой, с каким настроением вы пришли на урок.

Почему у вас такое настроение? Подарите своё хорошее настроение нашим гостям.

Я очень рада тому, что у вас у всех хорошее настроение. Оно вам будет отличным

помощником на уроке. Я тоже буду вам помогать, чтобы настроение ваше оставалось

таким же до конца урока.

2.Настрой обучающихся на работу. Целеполагание.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок –изложение.

Кто мне напомнит, что мы будем делать на уроке? Слайд 1

(Изложение - это письменный пересказ своими словами)

А о чём будет изложение, вы узнаете, отгадав загадку:

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные... (коньки).

Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)

Ребята, как нужно вести себя на реке? Слайд 2 (картинка)

Все мы любим зиму за возможность поиграть в снежки и насладиться зимними видами спорта. Водоёмы покрываются льдом, и можно покататься на коньках или пойти на зимнюю рыбалку. Однако следует помнить о том, что лёд - очень опасная и хрупкая вещь. Прежде чем выходить на замёрзшую водную поверхность, необходимо вспомнить правила поведения на льду.

Толщина льда, на который без опаски может ступить один человек, должна быть не менее 7 см. Передвигаясь в группе, нужно идти на расстоянии 5-6 м друг от друга, по следам идущего впереди человека. Не выходите на лёд, припорошённый снегом: в нём могут быть пробоины. Наиболее тонкий лёд - в местах сильного течения реки, а также там, где есть камыши и выходят стоки промышленных вод. Лёд возле берега, как правило, имеет небольшую толщину. Не выходите на первый лёд, чтобы покататься на коньках: в начале зимы он может быть очень непрочным.

Если вы провалились под лёд, немедленно избавьтесь от предметов, которые держали в руках. Раскиньте руки как можно шире, чтобы удержаться за кромку льда, не повредив её. Переместитесь к тому краю, где вас не унесёт подводным течением. Вылезайте на лёд ползком, не делая резких движений, прижимая грудь к ледяной поверхности. Выбравшись из воды, откатитесь к тому месту, откуда пришли, и дальше передвигайтесь ползком. Если вы не в силах перемещаться самостоятельно, раскиньте ноги и руки как можно шире и зовите на помощь.

А что делать, если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд?

Если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд, немедленно дайте ему знать, что идёте на помощь. Приближайтесь к пострадавшему ползком; если у вас есть такая возможность, подложите под себя доску или лыжи.

Протяните человеку любой предмет, с помощью которого можно вытащить его из воды - лыжную палку, шест, верёвку, длинный шарф. Вытаскивая пострадавшего из воды, не делайте резких движений. Если вы шли в составе группы, остальные участники должны вам помочь. Для этого тот, кто находится сзади вас, должен лечь на лёд и держать вас за ноги.

Нужно постараться вытащить человека из воды как можно быстрее, чтобы он не замёрз. После того как пострадавший выберется на поверхность, приложите все усилия к тому, чтобы в кратчайшее время доставить его домой или в любое другое тёплое помещение. Затем необходимо снять с пострадавшего мокрую одежду и, надев на него тёплое бельё и шерстяные носки, уложить в постель. Отпаивайте его тёплой жидкостью.

Сейчас вы узнаете, что случилось с мальчиками во время прогулки на речке.

3.Знакомство с текстом изложения : Слайд 3

На речке.

На крик прибежал дядя Коля. Он бросил мальчику длинную верёвку. Диас ухватился за неё и вылез из воды. Так мальчик был спасён. (55 слов) Слайд 4

4.Работа по тексту:

Какая стояла погода?

Где играли дети?

Чем они были заняты?

Что случилось с Диасом?

Кто спас Диаса?

Как был спасен мальчик?

5.Составление плана: Слайд 5

1.Занятия детей.

2. Диас провалился.

3. Спасение.

6.Орфографическая подготовка: Слайд 6

а) Подбери проверочные слова на безударную гласную в корне слова:

ст_ял- сто я д_нёк- де нь л_пили- ле пка

сн_говик- сне г выб_жал-бе г (из) в_ды- во ды

б) Раскрой скобки: Слайд 7

(у) речки (в) снежки (вы)бежал (за) неё

(на) лёд (из) воды (в) коньках (за)трещал

(про)валился (за)кричал (в)воду (на)крик

(при)бежал

в) Выпиши из текста имена собственные: Слайд 8

Диас Коля Тобол

г) Выпиши слово с разделительным ь:

маль чик конь ки

д) Выдели орфограмму -ЧК -:

солнеч_ный реч_ка девоч_ки

е) Вставь гласную в сочетания ча- ща:

затрещ_л закрич_л

ж) Подбери проверочные слова на звонкую- глухую согласную: Слайд 9

моро_ный- мороз ы сне_ки- снеж о к лё_ лед о к

верё_ку- верёв о чка выле_- лез е т

з) Вставь орфограмму –оро-, -оло- :

х_л_дную м_р_зный

и) Выбери –н-, -нн- : дли (н,нн) ую

снег : Слайд 10

снеж ки, снег овик

з) объясни значение слова:

ухватился- схватившись, взяться за что-нибудь, уцепиться.

7. Перескажи текст по плану по опорным вопросам: Слайд 11

1. Какой стоял денёк? Морозный солнечный

2. Что делали мальчики у реки? Играли в снежки

3. Что делали девочки? Лепили снеговика

4. Куда выбежал Диас на новых коньках? На лёд

5. Что сделал тонкий лёд? Затрещал

6. Что случилось с Диасом? Провалился, закричал

7. Кто прибежал на крик? Дядя Коля

8. Что он бросил мальчику? Верёвку

9. Как Диас вылез из воды? Ухватился

Физминутка:

игра на внимание: большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - под­нимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте: денек, лёд, город, Лисаковск, Коля, шестиклассник, река, Тобол, снежки, девочки, Диас, Зорька, веревка, мальчики.

8. Написание изложения по опорным вопросам.

9 .Подведение итогов урока.

Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке?

Почему это произошло?

Как нужно вести себя на реке?

А что делать, если вы провалились под лёд?

Что вы будете делать, если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд?

Чему же учит нас этот текст?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод : Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

Ребята, я хочу закончить наш урок стихотворением:

Однажды в холодную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, опускается медленно в прорубь
Какой-то детина... торчит только нос!
Сначала я принял его за моржа.
"Спасите!" – вдруг крикнул детина, дрожа.
Бедняга, наверное, шел на рыбалку
И вдруг угодил в полынью с головой...
И я протянул ему лыжную палку,
И вскоре он выбрался полуживой.
Ну что вам еще рассказать про детину?
В реке распугал он всех раков и рыб,
Зато воспаленье поймал и ангину,
Простуду и насморк, кашель и грипп.

Чтобы вы не забыли как вести себя на реке, я хочу подарить вам памятку « Правила поведения на реке». Слайд 12

Вы сегодня все очень хорошо поработали на уроке. Спасибо.

Приложение. На речке.

Стоял морозный солнечный денёк. У речки Тобол мальчики играли в снежки. Девочки лепили большого снеговика.

Диас выбежал на лёд в новых коньках. Тонкий лёд затрещал. Диас провалился в холодную воду и громко закричал.

На крик прибежал дядя Коля. Он бросил мальчику длинную верёвку. Диас ухватился за неё и вылез из воды. Так мальчик был спасён.

а) Подбери проверочные слова на безударную гласную в корне слова:

ст_ял-________________ д_нёк- ________________________

л_пили- _______________________

сн_говик-_____________ выб_жал-_______________________

(из) в_ды- _______________

б) Раскрой скобки:

(у) речки _________________ (в) снежки _________________

(вы)бежал _______________ (за) неё ____________________

(на) лёд __________________ (из) воды _________________

(в) коньках _________________ (за)трещал _________________

(про)валился _______________ (за)кричал __________________

(в)воду __________________ (на)крик ___________________ (при)бежал_________________

в) Выпиши из текста имена собственные:

г) Выпиши слово с разделительным ь:

________________________________________________________________

д) Выдели орфограмму -ЧК -:

солнеч_ный реч_ка девоч_ки

е) Вставь гласную в сочетания ча- ща:

затрещ_л закрич_л

ж) Подбери проверочные слова на звонкую- глухую согласную:

моро_ный- __________________ сне_ки- _____________________ лё_ ___________________________ верё_ку- _____________________

выле_-________________________

з) Вставь орфограмму –оро-, -оло- :

х_л_дную м_р_зный

и) Выбери –н-, -нн- : дли (н,нн) ую _________________________

к) Подбери однокоренные слова в тексте к слову снег :

______________________________________________________________________

На речке.

Стоял морозный __________________ денёк. У речки______________мальчики играли в снежки. Девочки лепили большого ___________________ .

Диас выбежал на лёд в новых __________________. Тонкий_______________ затрещал. Диас провалился в холодную ___________ и громко закричал.

На крик прибежал дядя ___________. Он бросил мальчику длинную _______________ . __________________ ухватился за неё и вылез из воды. Так _______________ был спасён.

Слова для справок: мальчик, лёд, Диас,верёвку, Тобол, коньках, Коля, снеговика, воду, солнечный,