Общность - совокупность людей, объединяемая общими признаками и отношениями. Социальная группа людей

Социальная группа n – совокупность людей, имеющих общий признак, помещенных в идентичные условия, занимающихся совместной деятельностью и осуществляющих между собой общение, а также в той или иной мере осознанно признающие свою принадлежность к ней.

Причины вступления в группу: n n n биологического выживания; социализации и формирования личности; удовлетворение потребности общения; выполнения совместной деятельности; источника норм поведения, ценностных ориентаций и др.

Характеристики группы n n n Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций. К групповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.

Классификации групп: - малые и большие - реальные (контактные) и условные - формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) - развитые и низкоразвитые.

Виды групп по уровню развития 1. Конгломерат (диффузная группа) – неорганизованное, случайное, временное объединение ранее не знакомых людей на основе сходства интересов или общности пространства. 2. Ассоциации – это группа людей, объединенных совместной деятельностью, для которой характерна минимальная степень опосредования межличностных отношений. 3. Кооперации – это группа добровольно активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности 4. Корпорация – это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп и стремлением к своим только внутренним целям любой ценой. 5. Коллектив – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Характерна максимальная степень опосредствованности и максимальная социальная ценность факторов деятельности. Это - группа высокого уровня развития.

Характеристики, определяющие положение человека в группе n Статус (или позиция) - это совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. n Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе. n Согласно системе ожиданий по отношению к каждому члену группы, поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее - наказывается группой. То есть система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.

Виды интеракции между личностью и группой Конформизм нежелание высказывать и отстаивать свое собственное мнение в условиях, когда оно не совпадает с оценками остальных членов социальной группы Нонконформизм проявление негативизма, независимости собственного мнения в условиях, когда оно не совпадает с оценками остальных членов социальной группы

Самоопределение личности n поведение в условиях естественно возникшего или специально организованного группового давления, обусловленное принятыми в группе целями и задачами деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями

Социометрия (Дж. Морено) n n n способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений. выяснение количественной меры предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. выявление симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии.

Референтность n качество, которое определяет отношение субъекта к значимым для него объектам (целям деятельности, трудностям их осуществления, конфликтным ситуациям, личным качествам участников деятельности и т. д.)

Референтометрия n n возможность испытуемому ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу заранее отобранных и несомненно значимых объектов (в том числе с оценкой его, испытуемого, личных качеств), строго ограничить количество таких избираемых лиц, что вынуждает испытуемого проявлять высокую степень избирательности к мнению и оценке привлекающих его лиц.

Интеграция группы n n n Внутригрупповая идентификация - это особый характер мотивации поступков, когда субъект, исходя из нравственных принципов, действительно относится к другим членам группы, как к самому себе, и к себе как ко всем другим в своем сообществе. Сплоченность как ценностно-ориентированное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности – феномен, проявляющийся в признании правомерности возможных социальных санкций в форме одобрения или наказания за успех или неудачи в совместной деятельности по отношению к себе или к другим лицам в группе.

Структуры малой группы n Социометрическая структура - это совокупность соподчиненных позиций n Коммуникативная структура - это совокупность позиций членов группы n Структура социальной власти - это система взаиморасположений членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений, т. е. эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них групповой информации. группы в зависимости от их способности оказывать влияние. Социальная власть в группе, реализуемая через актуальное или потенциальное право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства: руководство - это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других. Необходимость социального управления группой через различные феномены межличностного влияния очевидна.

Функции руководителя: n n n выдвигает, формулирует цели, способствует внедрению их в сознание каждого члена коллектива; распределяет задания и согласовывает деятельность членов коллектива; стимулирует деятельность, для чего в его распоряжении есть материальные и моральные средства: премия, награждение ценностными подарками, предоставление отпуска, благодарность, многотиражные и стенная газета; контролирует ход и исход коллективного дела; осуществляет воспитательные функции; устанавливает и поддерживает связь с другими коллективами, а также с руководителями более высокого ранга.

Социальная связь объединяет людей прежде всего в социальные общности (семьи, группы, классы, толпы, поколения, этносы, нации и т. п.).

- это группа людей, объединенная (1) каким-то объективным признаком (местом жительства, деятельностью, образованием и т. п.); (2) чувствами, взглядами, ценностями; (3) ролью в обществе.

Например, студенчество учится, желает получить профессию, занято социализацией. В социальных общностях люди, находящиеся в социальной связи, отделяются от самих связей и рассматриваются сами по себе. Именно под влиянием социальных связей в людях возникают некоторые общие черты.

Социальные общности превращаются в самостоятельных субъектов действий за пределами тех социальных связей, в которых они сформировались. В общности входят люди, имеющие схожий в чем-то образ жизни, социальный статус, социальные роли, культурные запросы и т. д. Общество состоит из множества социальных общностей и отношений между ними, вследствие многообразия социальных связей людей. Они образуют его стратификационную (социальную) структуру. В зависимости от основных общественных систем в ней можно выделить демосоциальные, экономические, политические, духовные общности. В рамках общественной системы можно выделить другие виды социальных общностей.

В зависимости от регулярности социальной связи можно выделить такие социальные общности, как социальный круг и группа. Социальный круг - это общность людей, объединенных: 1) какими-то неустойчивыми социальными связями; 2) какими-то потребностями, ценностями, нормами; 3) какими-то социальными ролями и статусами (инженера, учителя, рыбака и т. п.), которые возникают, как правило, в свободное время. Можно говорить о круге соседей, коллег, отдыхающих и т. п.

Социальная группа - это общность людей, характеризующаяся:

  • устойчивой ( и ролями) в процессе какой-то деятельности;
  • высокой общностью чувств, норм, ценностей по важным для группы проблемам;
  • общественной потребностью, которая реализуется в этой социальной общности.

Например, можно выделить студенческую, рабочую и другие профессиональные группы. Основу групп образуют устойчивые социальные взаимосвязи, регулируемые моральными, административными, правовыми нормами, обеспечивающие солидарность по важным проблемам. Современное общество демонстрирует многообразие социальных групп.

Группы могут быть неформальными и формальными. Неформальные (неофициальные) группы возникают по инициативе самих участников, объединяющихся вокруг какой-то цели. Они не имеют официального плана, норм поведения, контроля и т. п. и приближаются к социальному кругу. Формальными (официальными) являются социальные группы, созданные для решения каких-то задач: учебные, военные, рабочие, научные и т. п. Они имеют лидера, цель и план работы, систему статусов и ролей, а также социального контроля и тем самым превращаются в элемент социальной организации. Происходит переход от социальных общностей к социальным организациям и институтам. На грани этого перехода и находятся социальные группы.

В социальных (особенно формальных) группах устанавливаются и развиваются преимущества, заложенные во взаимопомощи. Возникает кумулятивный эффект действий ее членов за счет общих потребностей, ценностей, норм, координирующих действия членов группы. В социальных группах приобретают значение ценности солидарности: взаимная поддержка, согласование действий и т. п. В них формируется чувство принадлежности к группе, осознания Я как части МЫ. Причисление себя к МЫ вызывает желание и обязывает перенимать нормы, традиции, специфику культуры, присущей данной . Личность начинает смотреть на свое Я глазами МЫ. У членов группы возникает чувство собственного отличия, а подчас и преимущества по сравнению с другими группами.

Левин выделяет три основных стиля лидерства в группах: авторитарный, демократический, попустительский. Под стилем понимается система приемов воздействия на ведомых (управляемых). Авторитарный стиль лидерства предполагает жесткие способы управления, пресечение инициативы других, единолично принимаемые руководителем решения. Демократический стиль лидерства предполагает коллегиальность в принятии решений, поощрение инициативы, распределение функций управления и т. п. Попустительский стиль отличается коллективностью принимаемых решений, анархией в их выполнении, отсутствием санкций к нарушителям.

Касты представляют собой социальные общности (и организации), в которых социальный статус индивидов основан исключительно на их происхождении и исключена возможность достижения более высоких статусов. Это, в частности, обусловлено запрещением браков между представителями разных каст. Касты характеризуются (1) устойчивой системой статусов и ролей; (2) определенными мотивационными механизмами. Наиболее ярким примером кастовой организации общества остается Индия.

Сословия - это социальные общности, типичные для феодального общества, различающиеся (1) по своему экономическому, юридическому, политическому положению (статусам и ролям) в государстве, а также (2) мировоззрением, ментальностью, мотивациями; (3) закрепленные наследственно. Примерами сословий служат дворяне, купцы, мещане, крестьяне и т. д. Скажем, дворяне в России были свободны от податей, не наказывались телесно, владели крестьянскими имениями, могли быть судимы только дворянским судом.

Социальные массы — это массовые группы людей, объединенные в процессе социальной связи: 1) каким-то объективным признаком; 2) отсутствием непосредственного общения в рамках большой численности; 3) относительно слабой сплоченностью (аморфностью), что выражается в противоречивости мотиваци- онных механизмов у членов класса; 4) которые состоят из социальных групп (неформальных и формальных); 5) входят в состав общества (или человечества — подобно этносам) и играют в нем определенную роль. Такими социальными классами являются студенты, крестьяне, пенсионеры, бюрократы и т. п. Например, студенты: учатся, стремятся быстрее закончить институт и получить хорошую работу, входят в состав своего народа.

В марксизме выделялись экономические классы, различающиеся: по их месту в исторически определенной системе общественного производства, отношению к средствам производства (по форме собственности), роли в общественной организации труда и способу и размеру получаемого дохода. Выделялись классы рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и буржуа и т. п. Иными словами, марксисты определяли классы через объективные признаки, предполагая, что объективное экономическое положение автоматически формирует у людей определенные субъективные механизмы регуляции (потребности, ценности, нормы, убеждения), статусы и роли, а также роль в обществе.

Социальные общности и группы

Социальные общности и группы (наряду с организациями, социальными институтами, сферами общественной жизни) являются важным структурным элементом общества.

Социальная общность — широкое понятие, которое применяется для обозначения более или менее устойчивой совокупности людей, обладающих рядом сходных характеристик и объединенных образом жизни или общностью интересов. Социальной общностью можно назвать как пару собеседников, так и все человечество, как неорганизованную толпу, так и четко структурированное воинское подразделение.

Социальная группа в узком смысле — это совокупность людей, взаимодействующих между собой на регулярной основе и имеющих определенные ролевые ожидания по отношению друг к другу. В таком понимании не все общности являются социальными группами.

Например, нельзя назвать группой в ее узком смысле зрителей в кино, пассажиров самолета, людей в очереди, если они не взаимодействуют между собой (такие общности называют агрегатными), а также совокупность людей, выделяемых исключительно в исследовательских целях, например всех людей определенной профессии или определенного уровня дохода (такие общности называют категориальными).

Под социальной группой в широком смысле понимают любую совокупность людей, объединяемых на основе каких-либо социально значимых критериев. В этом смысле понятия «социальная группа» и «социальная общность» практически взаимозаменяемы.

В современной социологии не существует четких правил разграничения понятий «социальная группа» и «социальная общность». Однако можно указать на некоторые распространенные тенденции употребления этих слов. Понятие «группа» предпочтительно применять, если совокупность людей отличается стабильностью и прочностью отношений. Общностью по преимуществу называют совокупность аморфную и неустойчивую , а также многочисленные объединения людей, в то время как сравнительно небольшие объединения обычно именуют группами. Наконец, говоря об общности, часто подчеркивается естественность, спонтанностью возникновения; в этом аспекте общности противопоставляются организациям, которые основаны на формальных началах и члены которых подчиняются искусственно созданным правилам.

Основные критерии выделения социальных групп и общностей приведены ниже:

  • по демографическому критерию (пол, возраст, родство и брак) различаются мужчины, женщины; дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые; одинокие, женатые/замужние, разведенные, родители и т.д.;
  • по этническому — представители племени, народности или нации; русские, украинцы, немцы, англичане, турки и т.п.;
  • по расовому — представители европеоидной, негроидной или монголоидной расы;
  • по поселенческому и территориальному — горожане, сельские жители; москвичи, парижане, жители Кавказа, земляки и т.п.;
  • по профессиональному — водители, учителя, инженеры, ученые, художники, плотники и проч.;
  • по образовательному — имеющие начальное, среднее, высшее образование; магистры и бакалавры, кандидаты и доктора наук;
  • по конфессиональному — христиане, мусульмане, буддисты; православные, католики, протестанты и т.д.;
  • по социально-классовому — рабочие, крестьяне, буржуазия, феодалы, рабовладельцы, рабы; представители среднего, высшего или низшего класса;
  • по политическому — консерваторы, либералы, коммунисты, социалисты, коммунитаристы, либертарианцы, анархисты и т.д.

Социальные группы классифицируют также по другим признакам: времени существования (временные и устойчивые); крепости межличностных связей (аморфные и сплоченные); характеру контроля и общения (формальные и неформальные) и т.д.

В зависимости от численности группы подразделяют на малые и большие. Малые группы объединяют до нескольких десятков (оптимально 7-9) человек, которые хорошо знакомы и регулярно взаимодействуют друг с другом в форме непосредственных личных контактов; отношения в малых группах являются близкими, часто эмоционально окрашенными, неформальными. Примеры малых групп: школьный класс, студенческая группа, бригада рабочих. В таких группах все хорошо знают друг друга и общаются наличном уровне. Большая группа — это группа, где невозможны непосредственные личные контакты между всеми без исключения членами; в этом случае отношения являются по большей части формальными.

Примеры больших групп: ученики школы, студенты колледжа, рабочие завода. Здесь нет тесных личных контактов между всеми членами группы, а общение (ученика и учителя, мастера и рабочего, работника и бухгалтера) в основном подчиняется формальным правилам.

Если рассматривать историческое развитие общества, то можно отметить, что в традиционном обществе ведущее значение имели малые группы (семьи, кланы), а в современном — большие (классы, профессиональные и конфессиональные группы и т.д.).

Социальные группы можно также распределить в иерархическом порядке по возрастанию какого-либо признака, например дохода или уровня образования. По этому признаку фиксируется разделение общества на группы богатых и бедных, образованных и необразованных и т.д. Такое расслоение общества именуется социальной дифференциацией (от лат. differentia — различие).

Вопрос 1

Основные подходы к пониманию общества в философии

Приступая к изучению социальной философии, необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: что такое общество? каковы основные подходы к определению его сути, сложившиеся в ходе историко-философского развития?

Изучение общества начинается почти с момента зарождения философии. Среди древних философов, занимавшихся исследованиями социума, следует отметить Демокрита, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и многих других. За прошедшие два с половиной тысячелетия в философии сложилось огромное число различных точек зрения по поводу сущности и специфики общества. Рассмотрим некоторые из них.

Объективно-идеалистический подход (представлен, например, в философии Г. Гегеля). Основная идея здесь следующая: история общества есть история саморазвития, т.е. общество развивается закономерно, история складывается из действий отдельных людей, каждый из которых старается претворить в жизнь свои интересы и цели.

Каждый народ получает право внести свою лепту в процесс самопознания Мирового духа. Процесс этот имеет свои конкретные этапы. Критерием их периодизации является прогресс в сфере свободы. Гегель выделяет четыре этапа восхождения всемирной истории: 1) восточный мир; 2) греческий мир; 3) римский мир; 4) германский мир. По мере прохождения этих этапов степень свободы народов возрастает.

Формационный подход к развитию общества разрабатывался в философии марксизма

Культурологический подход к развитию общества разрабатывался, например, в работах немецкого представителя философии культуры Освальда Шпенглера (1880--1936). Философ считал, что история человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культур

Цивилизационный подход к развитию общества представлен философией английского историка, философа и социолога Арнольда Тойнби (1889--1975).

Общественная жизнь, с точки зрения Тойнби, представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации, которые и названы "цивилизациями". Каждая цивилизация уникальна, неповторима. Философ объясняет это географическими условиями, то есть средой обитания, или ареалом. Цивилизация -- это устойчивая общность людей, объединенная, прежде всего, духовными традициями, а также географическими рамками. Каждая цивилизация в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Не все цивилизации могут пройти весь путь от начала до конца; некоторые из них погибают, не успев расцвести.



Системно-синергетический подход к анализу общества основан на общей теории систем, создателем которой считают австрийского биолога и философа Людвига фон Берталанфи (1901 -- 1972).

С точки зрения системно-синергетического подхода, общество представляет собой открытую, динамическую, нелинейную, самоорганизующуюся систему.

Если общество рассмотреть в системно-синергетическом контексте, то можно предложить следующие его характеристики.

1. Как открытая система общество взаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом этого взаимодействия является материальное производство, благодаря которому происходит производство, обмен и распределение материальных благ.

2. Общество - самоорганизующаяся система, поэтому оно строится как иерархическая система. В связи с этим отношения, возникающие между элементами общества, приобретают властный характер, что ведет к возникновению такого элемента, как политика.

3. Общество как самоорганизующаяся система порождает различные виды социальной информации (например, язык, знаковые элементы). Поскольку эта информация имеет смысл, то на ее основе возникает такое явление, как культура.

Поскольку общество развивается как самоорганизующаяся система, постольку в нем объективно действует случайность, возникают флуктуации, то есть изменения, колебания. Тем самым происходят быстрые, скачкообразные преобразования общественных систем. Из сказанного следует, что будущее и отдельных стран, и всего человечества не является предопределенным.

Вопрос 2

За длительный период существования философии как системы теоретического знания сформировалось множество подходов к пониманию общества и его интерпретаций в рамках различных школ и направлений. Попытки философов ответить на вопросы о том, что такое общество, какова его природа, как люди связаны в обществе, что определяет общественное развитие, привели к формированию в истории философской мысли основных философских концепций общества.

Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона . Платон (427-347 до н.э.) – основоположник объективного идеализма – строил свои представления об обществе на основе теории идей, объясняя общество как воплощение идей справедливости. Он утверждал, что общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Идеальное государство должно иметь своей целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех сословий: философов, которые должны управлять государством, воинов, призванных защищать государство, и ремесленников и земледельцев, обеспечивающих всех необходимыми материальными благами. Государство будет только тогда, когда каждое сословие будет добросовестно выполнять свои функции.

Греческие философы рассматривали время Космоса как циклическое, следовательно, развитие истории мыслилось ими в рамках замкнутого космического цикла, который должен был неизбежно смениться новым, соответственно, и история должна начаться вновь. Таким образом, в античное время утверждается концепция цикличного развития истории человечества .

В средневековье философское понимание общества основывалось на идеях теоцентризма, утверждавшего Бога причиной всего сущего. На основе провиденциализма история рассматривалась как результат осуществления предусмотренного Богом плана, то есть божественного провидения. «Избранные» народы осуществляют божественную миссию, а затем уступают место другим народам; все пороки – результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться. Постепенно формируется линейная концепция исторического процесса , согласно которой история начинается грехопадением первых людей, а заканчивается вторым пришествием Христа, страшным судом и наступлением царства Божия на земле.

Ярким представителем средневековой философии является Августин Блаженный (354-430), который уже в IV веке представляет философскую интерпретацию общества, различая «град небесный» и «град земной». Августин критиковал все, что в граде земном противоречит граду небесному, а смысл истории видел в движении града земного к совершенству града небесного. Собственно жизнь общества – это борьба добра со злом, длительный и мучительный процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом.

В Новое время представления об обществе строятся на основе концепции естественного права и общественного договора , в то время как в христианстве постулировался договор народа с Богом (завет собственно и означает договор). Новоевропейские мыслителиподвергли резкой критике богословские концепции средневековья и рассматривали развитие общества как продолжение истории природы, пытаясь выявить «естественные» законы общественной жизни.

По мнению Т. Гоббса (1588-1679) , природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние – это война всех против всех. Но такое состояние губительно для человечества, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора. Общественный договор – это договор каждого с каждым о передаче права управлять собой общей власти. Факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому, главный признак которого – наличие государства, то есть публично организованной принудительной силы.

Общественный договор – это главный признак гражданского общества, а общественный договор, гражданское общество – это все творения человека разумного, а значит и философии о нем, утверждал Дж. Локк (1632-1704) . Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность.

Дж. Вико (1668-1744), основоположник концепции исторического круговорота, утверждал, что развитие всех народов циклично и включает) три эпохи: божественную (безгосударственность, подчинение жрецам, героическую (аристократическое государство) и человеческую (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл завершается общим кризисом, ведущим к распаду данного общества. Анализируя общественную жизнь, Дж. Вико отвергал идею фатализма в истории, критиковал тех, кто считал историю цепью случайностей.

Ш. Монтескье (1689-1755), основоположник концепции географического детерминизма, утверждал, что географические факторы такие, как климат, почва, рельеф, обусловливают нравы и склонности людей, от которых в свою очередь зависят общественный строй, образ жизни и законы. Большое внимание в творчестве Ш. Монтескье уделено государственному устройству общества и сформулировано важное положение о том, что общество прогрессирует в своем развитии, а различные стороны и ступени исторического процесса причинно связаны между собой, составляя единое целое.

Идеалистическая концепция общества господствовала вплоть до середины XIX вв. в виде исторического субъективизма и исторического объективизма. Исторический субъективиз м объяснял развитие общества действиями великих людей: королей, императоров, крупных политиков, религиозных и военных деятелей, замыслы которых приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории.

Согласно историческому объективизму , решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил.

Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался формированием большого числа школ и направлений в рамках неоклассической и неклассической философии, которые по-разному интерпретировали как само общество и общественные отношения, так и его историю. Особу популярность приобрела иррациональная философия, объясняющая все явления общественной жизни проявлением нерационального начала. Иррационалисты, игнорируя веру в человеческий разум, созидательную деятельность человека, утверждали, что в окружающей людей действительности, в самом обществе, его истории все хаотично, лишено закономерностей управления, ибо все подчинено так называемой «слепой воле» (А. Шопенгауэр (1788-1860) ).

Материалистическое объяснение истории общества впервые было предложено в конце XIX вв. К. Марксом (1818-1883) в видеформационной концепции исторического развития, согласно которой история общества рассматривалась как последовательная смена общественно-экономических формаций. Ключевым понятием данной концепции является общественно-экономическая формация как конкретный тип общества, находящийся на определенной ступени исторического развития. Основой общественно-экономической формации выступает определенный способ производства, обусловленный, с одной стороны, уровнем и характером развития производительных сил, с другой – уровнем и характером производственных отношений. Производственные отношения в свою очередь зависят от господствующих форм собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым возвышается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: религия, мораль, право, искусство, философия, наука и т.д. Исторический процесс – это смена общественно-экономических формаций в результате социальной революции, главной причиной которой является углубляющийся конфликт между развитыми производственными силами и устаревшими, консервативными производственными отношениями. Экономическое противоречие приводит к конфликту в политической сфере, что отражается на всех уровнях надстройки общества. Движущей силой истории является классовая борьба.

В конце XIX – начале XX вв. произошло еще одно изменение в философских взглядах на общество и его историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества стала рассматриваться как процесс сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационной концепции общества связано с именами Ф. Ницше (1844-1900), О. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (). Согласно данной концепции, цивилизация определяется как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религии, культуры, экономики, политики и биосоциальной организации. Смена цивилизации приводит к смене характера ее основных элементов. Цивилизационная концепция предполагает взгляд на историю как на нелинейный, многовариантный процесс, что дает возможность более глубоко осмыслить происходящие изменения и зафиксировать их специфику.

Ф. Ницше для объяснения характера исторического процесса предложил идею вечного возвращения. О. Шпенглер утверждал, что история человеческого общества не развивается линейно, а представляет собой ряд независимых, неповторимых и замкнутых культур, каждая из которых – организм, обладающий индивидуальной душой и судьбой, переживающий периоды возникновения, расцвета и умирания. По мнению О. Шпенглера, существовало восемь независимых и несравнимых друг с другом культур: арабская, майя, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайская и западноевропейская. А. Тойнби в своей концепции исторического круговорота выделял уже не восемь, а двадцать одну культурно-историческую единицу. Каждая цивилизация, по его мнению, представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой, и которая проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, уступая место другой цивилизации.

Тем не менее, полного отрицания концепция линейности исторического развития не получила. Так, К. Ясперс (1883-1969), сторонник линейной концепции истории, делает акцент на единстве человечества и вытекающей из этого общности его исторического пути. К. Ясперс утверждает, что каждая историческая эпоха уникальна, благодаря своей специфической ситуации, но, тем не менее, в разных культурах возможно формирование близких по духу ситуаций, которые выступают в качестве предпосылок сходных исторических процессов. Таким историческим моментом, по мнению философа, является «осевое время» – период одновременного (примерно 800-е гг. до н.э.) зарождения духовных движений в Индии, Китае, Греции и Персии, определивших облик современного человечества; это момент возникновения философии, а вместе с ней и феномена философской веры. После осевой эпохи история человечества обретает единство, а локальные культуры вливаются в единый исторический процесс.

На основе натуралистического подхода к пониманию общества в XX в. формируется ряд натуралистических концепций общества, согласно которым общество и человек – это естественное продолжение природы и космических закономерностей. Так, А. Чижевский и Л. Гумилев считали, что ход истории и судьбы народов детерминируются космическими ритмами и солнечной активностью. Л. Мечников фактором общественных преобразований видел природно-климатические особенности территории.

На основе структурно-функционального подхода Э. Дюркгейм (1858-1917) определяет общество как реальность особого рода, не сводимую к другим и воздействующую на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. Другой сторонник структурно-функционального подхода К. Поппер (1902-1994) вводит понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию; обосновывает концепцию «открытого общества» и указывает на опасности тоталитаризма.

Концепции социальной стратификации общества разрабатывались М. Вебером (1864-1920), Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др. Сущность данных концепций заключается в понимании общества как целого, состоящего из структурно упорядоченных элементов, находящихся во взаимосвязи. Деление общества на элементы, типы их взаимосвязи определяются не одним главным признаком, а многими критериями такими, например, как доход, образование, занятость и др.

На рубеже XX – XXI вв. особую популярность приобрела концепция постиндустриального общества , разработанная Д. Беллом, У. Ростоу, Дж. Гелбрейтом и др., которые в качестве движущего фактора общественного развития выделяли не экономику, а информационность, стремление к прибыли, сферу обслуживания.

В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Многообразие взглядов является выражением реального многообразия исторической жизни людей, которое не может быть адекватно представлено в какой-то одной философской теории. Методология современного подхода к анализу структуры общества зачастую носит характер взаимодополнительности, когда материалистические и идеалистические подходы не взаимоотрицаются, а отражают разные стороны такой сложной реальности, как общество.

Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию. При этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее.

Таким образом, при любом подходе для философской интерпретации общества необходимо решение двуединой задачи, во-первых, необходимости осмысления места общества как системы в общем устройстве мира, во-вторых, уяснения общих инвариант социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Вопрос 4

Каждый человек вплетен в сложную систему со своим окружением. Он является представителем и конкретного государства и определенной этнической общности и соответствующей религиозной конфессии и т.д. Человечество состоит из многообразных социальных групп. При этом класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т.д. - это социальные общности, которые являются главным признаком социальной сферы.

Общность - совокупность людей, объединяемая общими признаками и отношениями.

Социальные общности отличаются друг от друга рядом черт: спецификой потребностей и интересов, ценностей и норм, местом в общественном разделении труда; степенью социальной однородности и устойчивости. Различия между социальными общностями имеются также в их количественном составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации, классы, к малым относятся социальные группы – трудовые коллективы в цехах заводского предприятия, больницах, а также такой важнейший институт общества как семья.

Виды социальных общностей, по Ю.В. Бромлею (1921-1990):

· временные и устойчивые общности, охватывающие многие по­коления людей;

· общности, ограниченные малыми территориями и экстерриториальные;

· общности с синхронным и днахронным харак­тером взаимодействия;

· общности, складывающиеся объективно, по­мимо воли и сознания включенных в них индивидов, и общности, возникшие на базе сознательного целеполагания;

· общности макро- и микро-уровней.

Вариант № 1
1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

А) общественное сознание Б) общество

В) обыденное сознание Г) идеология
2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица , мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала


3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

А) основной продукт производства - промышленные изделия

Б) основной фактор производства - знания

В) широкое применение механизмов, технологий

Г) классовое деление общества
4. Какой признак характеризует традиционное общество?

А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления
5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции


6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


15. Общественный прогресс выражается в:

А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества
16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы
17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

А) аграрный тип общества

Б) неразвитость институтов частной собственности

В) особая ценность человеческой индивидуальности

Г) преобладание коллективных форм сознания
18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

А) выделение общего Б) выделение особенного

В) развитие разума Г) развитие нравственности.
19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

Тест «Человек и общество» 10 класс. Профиль

Вариант № 2
1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное


2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь , продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

А) войны и мира Б) экономической В) демографической Г) энергетической


3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

А) постиндустриальному Б) индустриальному

В) традиционному Г) информационному
4. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

А) стагнации Б) контрреформы В) эволюции Г) модернизации


5. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

А) стагнация Б) прогресс В) регресс Г) модернизация


6. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда .

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.


7. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что:

А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты

Б) в нём отсутствуют социальные конфликты

В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни

Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия
8. Запишите слово пропущенное в схеме:

потребности


естественные социальные _____________________
9. Разделение ремесла и сельского хозяйства, произошедшее в древности, свидетельствует о:

А) научно-техническая революции Б) социальной реформе

В) общественном прогрессе Г) регресс общества
10. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» используется при рассмотрении

общества как:

А) среды обитания человека Б) динамической системы

В) целостной системы Г) выделившейся части материального мира


11. Традиционное общество в отличие от индустриального:

А) имеет классовую стратификацию Б) является открытым

В) базируется на религиозном мировоззрении Г) поддерживает науку как социальный институт

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


15. Реформа в отличие от революции:

А) носит всеобъемлющий характер

Б) является формой социальной динамики

В) проводится, как правило, по инициативе сверху

Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни
16. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

А) динамичную систему

Б) часть природы

В) весь окружающий материальный мир

Г) взаимодействие людей в социальных группах.
17. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

А) прогрессом Б) революцией В) эволюцией Г) регрессом


18. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?