Общерусские летописные своды к. XV – XVI вв.: официальное и неофициальное летописание

Русское летописание 16-17 веков.

Воскресенская летопись (Воскресенский монастырь, ок. 1531. позднейшие редакции – до 1541, затем до 1580). Идеи сильной княжеской власти; поздняя редакция 1540-х составлена сторонниками Шуйских. /Официальная летопись Русского государства, кроме великокняжеского летописания использовался ростовский свод и «Сказание о князьях Владимирских»/

Никоновская (Один из списков принадлежал патриарху Никону. 1520 или 1539-42). О благости Московского центра. /Подготовка к собору 1531 и осуждению нестяжателей. входят переводы Максима Грека, сборник слов и поучений митрополита Даниила, копийная книга московской митрополичьей кафедры/ Переработка Воскресенской, отличается некоторыми деталями. Никоновская летопись представляет собой громадную компиляцию. Среди источников летописи, близкие к Новгородской пятой, Воскресенской, Иосафской (с 1446 года), Хронограф и др., отдельные повести и сказания о крупных исторических событиях, местные летописи и произведения устного народного творчества. Составители Никоновской летописи подвергли имевшиеся у них исторические материалы обработке и создали концепцию, согласно которой руководящая роль в образовании Русского государства принадлежала московским князьям, действовавшим в союзе с церковью. В 60-70-е был составлен Лицевой летописный свод Никоновской летописи, что свидетельствует о стремлении придать Никоновской летописи характер официального толкования исторических событий.

Новые тенденции в летописании:

История России вписывается в мировую; интерес к мировой истории; поиск места в ней: Филофей с Третьим Римом; Хронограф (1512 - 1522) – Все начинается с Трои, продолжается Августом, потом Византией, затем материалы русских летописей. В подробных примечаниях отходит от погОдного принципа.

Тексты с большим количеством иллюстраций. (Лицевой свод (60-70 гг. 16 в.), возможно, под ред. самого Грозного. 16 тыс. иллюстраций. Первые три – всемирная история, семь - русская)

Расширение круга источников: привлекаются договоры и др. документы (Лихачев: летописание становится «служебным предприятием гос. архива»)

Усиление лит. начала (Алеша Попович то гибнет на Калке, то сражается с половцами; Август и Прус как предки Рюрика)

Подчистка и фальсификация местного летописания - вставки в промосковском духе.

8. Исторические сочинения начала 17 века («Временник», «Словеса дней и царей и святителей московских», «Сказание» А. Палицына).

Смута как ситуация безвластия и безначалия (что невообразимо при персонификации власти) нуждалась в осмыслении

- «Временник» Ивана Тимофеева . (кон. 1620-х). Повествование по главам-царствованиям, от Грозного до Михаила (не описывает новую династию).

Смута – порождение Грозного, который гневен и яростен; его отравили и правильно сделали (одобрение не особо явное). Федор Иванович – противоположность отцу, единственный грех – передал власть рабу. Годунов неоднозначен – умен, но злобен и льстив; трона по роду недостоин; вместо служения Богу обратился мирской славе. Лжедмитрий – Отрепьев, Антихрист. Все, что далее – Божья кара (причем за конкретные грехи – корысть, пьянство, обжорство, содомию и мат). А еще за неправильное поведение бояр (но их перебил Грозный и поэтому они не смогли противостоять Годунову). Люди изменили традиции, народ перестал подчиняться неправедным владыкам, самовластие простолюдинов и рабов повлекло наказание. Новая династия – неизреченная милость. Итог: не надо нарушать естественный ход вещей.

- Андрей Хворостинин «Словеса дней и царей и святителей московских» . Оправдание кающегося приближенного Лжедмитрия. Начинает с Бориса Годунова, который неоднозначен: вроде и идеал царя (умен, милосерден, пытается помочь, благочестив и пр.), но озлобил подданных, поднял рабов на свободных и много благородных истребил. Наказанием за высокомерие стала гибель царства. Лжедмитрий – самозванец, расстрига осквернитель престола, но умен и образован. Наказание – восстание. Чужеземцы воспользовались ситуацией и напали. Вдохновили народ на освобождение Москвы патриарх Гермоген и Филарет (исполнителем).

Летописи

В плоть до 14 века летописи являлись основным источником по истории России. С 14-17 века развитие летописи несколько не однороден Этапы совпадают с развитием русских земель. Бли сильны местные летописные традиции. В рамках этого обозначены тенденции к объядинению общего летописания. 15-16 века это новый этоп в истории летописания в этих рамках стали появляться обще русские летопиные своды это время расцвета летописи. В конце 16-17 веков летописи занимаються ХРАНОГРАФАМИ, они постепенно вытесняют летописи. В Летописи запечетляются события русской итории, а в хранографе историия русских земель вписана в обще мировой, европейский контекст. Сначало в твери зарождаеться обще русское летописание происходит это еще в 14 веккее при князе михаиле ярославовиче, включает не только местные сведенья но и события в новгороде резани смоленске, даже и южно русских земельэ. В тверской летописи можно выделить 3 свода 1305 1318 1327 годы. С этого момента традиция обще русского летописания перемещаеться в москву. Труды твери положены в основу московского летописания. В 14-15 веках были очень сильны атимосковские взгляды и находили отраждение в новгородстких(4) и псковских(3) летописях. Открыто обличались преступления Ивана Грозного. За составлением этих летописей стаяло местное дворянство (Пашнин).

1389 году в Москве создается Летописец Великий Русский. Создаеться на базе Тверских летописей, этот свод положен в дольнейшем в основу для составления троицкой летописи, она важна потому как она была первая общая русская митрополичия летопись. Создавалась под влиянием митрополита Куприяна. Зачатки общерусского летописания которые имели начало в 14-15 веков заложило осново основу для официального летописания 16 века. Ключевую роль сыграло создание Симеоновской летописи. Официальная великокняжеская летопись Ивана 3, на страницах которой этот человек прославлялся. Уваровская летопись 1518 года. Стало основой для написания Никоновской и Воскресеноской летописи. Две эти летописи это важный этап в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы. Они как завершающий этап обще русского летописания.

В 20 годы 16 века в Москве при дворе митрополита Даниила был создана Никоновская летопись, её написание приурочено к церковному собору 1531 года. На этом соборе подвергнуты осуждению взгляды нестижателей. Отличительной особенностью летописи стало то что она являлась наиболее полным сводом по истории русского государства. Включил много ценных и уникальных фактов. Поэтому НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЭТО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Не смотря на то что она была создана в конце 20х годов 16 века она неоднократно пополнялось. События доведены до 1558 года.

Всокресенская летопись Составлена в середины 16 века. Известно 12 списков и 3 редакции. Это официальная летопись по Русской истории первой половины 16 века. По своему значению занимает лидирующие позиции среди других летописей. Впервые на страницах ее начинает преобладать повествовательный стиль который в последствии стал отличительной особенность всех летописей созданных во воторой половине 16 века. Этот повествовательный стиль отразился в Летописце начала царств.

Две эти летописи уже являются примерами вполне оформившейся единой официальной русской летописной традиции. Их содержание строго регламентировано. В отличии от летопись удельного периода официальные летопись между собой уже не дискутировали все они представляют одну четкую систему взглядом. Они только фиксируют события, и говорят о том что власть монарха это очень хорошо. В таком виде летописание просуществовало до 60 годов, 16 века. Опричнина привела к тому что официальная летописная традиция при терпела серьезные изменения, и была необходимость переработать ту идеализацию которая туда закладывалась и летописная традиция постепенно сошла на нет.

Летописец Начало царств созданный в середине 16 века. Создавался при Адашеве. Много посвящено внешней политики Ивана Грозного, четко проявляется антибоярская направленность. Описывает как единственное средство в борьбе за создания единого государства. Следует отметить что в конце 60 годов создается Степенная книга создана в окружении митрополита Макария, в качестве создателей фигурировал протопоп Андрей. Это своеобразная литературно историческое произведение. Сам факт появления было ярким свидетельство изменений в летописании, в рамках степенной книги были объявление не только летописные тексты но и агиорафические произведения, там еще составной частью её стили устные придания. Степенная книга, от слова ступень, авторы разделили историю на 17 ступеней. Каждая ступень ассациируеться с князем, основая идея четко прослеживается, русская история по своей сути это деяния Московских князей. Это переходное произведение которое отражает внутреннию трансформацию.

Лецивой Летописный Свод Ивана Грозного. Это произведение которое объединяет хронограф и летопись. Занимает по объему 10 томов. В них около 16 тыс. иллюстраций. Из 10 три тома - общая история, а остальное - отечественная. Это историческая энциклопедия 16 века. Его редактировал сам Иван Грозный. Это последний общероссийский летописный свод, после него традиция их создания угасла. Во всех последующих летописях уже нет общей картины истории страны. Место летописей занимают другие исторические произведение и в первую очередь это хронографы.

Они заменяют летопись. Первый хронограф написан 1512 году. Сохранилось около 130 списков хронографав. Расцвет жанра относиться к 17 веку. Помимо исторического характера они вбирали очень много важного.. они были энциклопедиями, информация естественно научного характера, цитаты, перепечатки произведений античных авторов, жития святых. Очень четкая структура. Европейская структура до 1453 годом. Очень много в них нравоучительных сюжетов. Причем в каждом разделе помещаются свои выводы.

Летописи это массовый источник известно более 1000 летописей, так же включены произведения и 18 века, эта тема иследована, Монография Массонова ИСТОРИЯ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ 11-18 ВЕКОВ. В М. 1969 год. Их сменили хранографы важный источник по политической истории.

Про иностранцев

Буссов считается что он имел славянские корни, но утверждать это мы не можем, московская хроника начинаться с Бориса Годунова а заканчивается Освобождением Москвы от польских интервентов. Хорошо осведомлен о жизни и быте русских людей. Определенные сведения о Лжедмитрии втором. За 7 лет смуты

Исска Масса галантский торговец с 1601- 1609 торговал через Архангельск его записки отличались большой точностью. Факты заставляют задумываться о переоценке. Он дал автономическое описание Лжедмитрия на теле нашел 21 рану.

Ян Стрейс два года пробыл в России, он объездил вообще весь мир. В Астрахани был разгар восстания Степана Разина, он написал про это.

Адам Ольштагель (Олеарий)был в России два раза был дипломатом, первый раз был в 1633-35 гг. а второй раз в 1643 году. Его оценили в России, царь предложил перейти на службу. В 17 веке его записки издавались и переиздавались 4 раза. Это были актуальные записки. Россию в это время иностранцы открывали для себя.

14-17 века вошло много интересных событий истории России и в это время произошли количественные и качественные изменения в комплексе исторических источников. Много было достигнуто унификация законодательства, рос товарно-денежных отношений увлечения количества актовых материалов, трансформация источников, появление новых жанров литературы. Культура обретает светский характер.

ТЕМА, Источники по истории России 18 века.

1. Законодательные источники и актовые материалы.

    статистические источники

    экономика-географические

    публицистика

    материалы периодической печати

    источники личного происхождения

    записки иностранцев о России.

законодательные источники.

В 18 веке происходят изменения в отечественном законотворчестве они имеют как качественную сторону так и количественную. В 18 веке в отечественных законах проявляются и формируются свойства законодательства нового времени. Начало складываться имперское законодательство. Распространяется философское законодательство. Думали что с помощью законов можно улучшить жизнь. Расширяется тематика, сферы законов. Законодательство инициатива сильно зависло от нестабильности государственной власти.

Основные разновидности законодательных актов:

манифесты - одни из наиболее важных законодательных актов все важные события находили отражения именно в них. 18 февраля 1762 года появился манифест о вольности дворянской.

Указы - наиболее многочисленная и разнообразная группа законодательных актов. В отличии от первых сфера применения более широкой. Регулировались почти все сферы жизни. Указ о наследовании престола 1722 год.

Уставы - это специальные законодательные акты регулирующие какую либо сферу деятельности, торговые, таможенные. Воинский устав 1716 года направлен на усиление дисциплины. Состоит из 4 частей(общее положение, дисциплинарный артикул, строевая подготовка) 1755, 1765 года эти уставы повторяют друг друга. Устав 1782 года «Примечания для пехотной службы » создатель Голлинищев-Кутузов

1796 год суворовский устав «Наука побеждать». (Общие положение, памятка солдатов) морской устав 1720 года написанный Петром первом идет речи о бытности о распорядке.

Регламенты и учреждения - это законодательные источники, определяющие организацию, состав, компетенции и регулирующие деятельность государственных учреждений. Генеральный регламент 1720 года, создан для того что бы он регламентировал деятельность всех коллегий (56 статей). В 1721 году появился духовный регламент, регламентировал деятельность синода. Регламент главного магистрата 1721 определял порядок жизни в городах(25 глав). Учреждения для управления губернией 1775 год, в нем описаны функции губернского управления.

Жалованные грамоты - Екатерина II две грамоты городам и дворянству.

Наказы и инструкции - в нем зафиксированы пожелания помещика к управляющему имением о том как нужно управлять. Появились в 17 веке. А в 18 веке стали наиболее полными появились части параграфы более дробными. Инструкции князя Щербатова для Ярославских имений 1758-69 годы.

Судебно следственные документы - донесения, доносы, материалы допросов, признания. Можно разделить на две группы на материалы официального следствия и документы из среды восставших, Прелестные письма.

Актовые материалы изучены слабее, изучением занимается дипломатика. Активно развиваются частновладельческие, потому что активность частная собственность набирает правовые отношения все это требует более четкой аргументации и продажи. Виды договоров: Крепость(крепости)- акты фиксирующие сделки с недвижимым имуществом. Дарения, Мена, найма, доверенность, подряда и поставки, займа,

вывод: в 18 веке активно развиваются законодательные источники и актовые материалы. Однако в это время, они приобретают черты характерные для источников нового времени. Законодательство принимает имперский вид, актовые источники становятся более разнообразными.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.

Статистика это новый вид источников, который появился в 18 веке. Она делала первые шаги на пути своего развития. Полноценной картины статистических описаний нет. Часто статистика имеет не точный характер, так как составляют его люди.

Делятся на две категории: 1. первичные(конкретный источник в котором идет учет одной единицы чего-либо(человек, предприятие и т. д.)) и вторичные(создаются на базе первичных источников, уровень выше в них суммируется информация по конкретным единицам)

специальные материалы такие как перепись населения.

Разновидности статистики:

демографическая статистика. Она зародилась в 18 веке. Первая всеобщая перепись населения состоялась в 1897 году в России. А до этого были ревизии - это учет податного населения. Учитывали только мужское население. Первые ревизии все население не охватывали так как это было просто не возможно. Национальные окраины оставались не учетными, так же уклонялись. В 18 веке было 5 ревизий и в первой половине 19 века тоже было 5.

Первая ревизия 1719-1721 годы, вторая 1744 год, третья 1762 год, четвертая 1782, пятая 1795 год. Исходя из дат, можем говорить о том что статистика была не точной. В первых двух не были учтены окраины государства.(Сибирь, Украина, Прибалтика) в последующих они учитывались. Были и те кого пропустили, и большое количество беглых. В рамках первой ревизии беглых было 900 тыс. чел. Мужского пола. На основании ревизий составлялись «Ревизские сказки». Единого формуляра составления их не было он менялся с течением времени. Всегда интересовал возраст, материальное положение. Появлялись дополнения к ревизским сказками окладные книги в которых были уточнены данные и в первую очередь это касалось бедных. Основана на учете податного населения. Подотная единица двор.

Положено начало промышленной статистики. 1724 год дата основания. Две коллегии «Берг» и «Мануфактур» стали осуществлять отчет, как промышленной так и сельскохозяйственной. Разработан специальный формуляр, он с течением времени менялся. Основным показателем являлось количество предприятий. Были и такие отметки как количество изделий, информация о их сбыте.

Сельскохозяйственная статистка, положение дел было еще хуже чем в промышленной, она стала развиваться позже, ей не уделяли большого внимания, с 80х годов 18 века губернаторы были обязаны представлять сведения о посевах хлеба, но вся проблема заключалась в том что не было предусмотрено органов.

Существуют специальные статистические работы, которые основаны на данных. Их существуют всего две в первой половине 18 века это работа Ивана Кирилловича Кириллова «Цветущие состояние Российского Государства» вышла в 1731 году. В ней содержаться сведения о губерниях, городах и монастырях. Михаил Дмитриевич Чулков вторая половина 18 века работа в 7 томах «Историческое описание Российской коммерции». Автор очень известный публицист и этнограф. 1781-1788 годами выходили семь томов, он изложил в них историю развития торговли в России начиная со средневековья. Первый том включает информацию о торговле Русский земель с раннего средневековья по 17 век. Со второго по 5 рассматривается внешняя торговля России в 18 века. В 6 внутренняя торговля 18 века из него можно сделать выводы по специализации районов страны. В 7 томе говорит о категориях товаров, он прослеживает где их продают и по какой цене это происходит. Можно сделать заключение о том в каком состоянии находился внутренний рынок и не смотря на то что работа описательная можно встретить много ценных фактов и статистических сведений.

Вывод: статистические источники предоставляют нам важную информацию по социально-экономической жизни России в 18 веке, они показывают развитие промышленности и сельского хозяйства, а так же позволяют делать выводы о динамике численности населения страны.

Рождаемость была высока, прирост населения до революции был значителен.

географические описания. Рукописи оставленные путешественниками.

Крашенинников путешествовал на Комнчатку. С 1737-1741 года. В 1755 году издал работу «Описание земли Камчатской» издал два тома.

Лепехин путешествие по Поволжью и Уралу. 1768-1774 годы. По итогам свет увидели три тома. Рычков описание Оренбурга.

Публицистика

активно развивается плотно переплетается с политикой. Важна для изучения идеологии, важны для понимания политической борьбы. Феофан Прокопович арихиепископ Новгородский проповеди и послания. Активно пропагандировал Петровские реформы. Торжественная проповедь победы при Полтаве. Правда воли Монаршей. Духовный регламент, определены структура и функции синода.

Посашков Иван Тихонович. «Книга о скудости и богатстве». Выходец из среды зажиточных крестьян. Имел питейный завод. Один экземпляр предназначен для вручения Петру I, в 1724 году. После передачи книги Посашкова арестовали. За мысли изложенные на страницах. В книге 9 глав.

Поленов, щербатов.

Алексендр Николаевич Радищев Путешествие из Питербурга в Москву. Его за эту книгу приговорили к смертной казни. Он обосновал теоретически вред любого самодержавия, сделал выводы. Публицистика представлена 3 направлениями Консерваторы либералы и революционеры.

Переодическая печать.

Газеты и журналы. Первая газета Куранты 2 экземпляра в день доставлялась утром к завтраку Царю.

Выходило 119 различных периодических изданий из них только 3 газеты и 116 журналов.

Значимость газет в том что они появились. Хотя все они были государственными позволяли говорить о том что происходили коренные перемены. Первоначальный все журналы не имели самостоятельного статуса и были приложением к газетам. в 1765 году начал выходить журнал академии наук Ежемесячное сочинение. По различным отраслям науки тут печатались сочинения. Первым был историк Миллер. Просуществовал 10 лет в неизменном виде, после посчитали не целесообразным создавать на такой базе начали публиковать различные журналы по различным сферам науки. Несколько журналов стало публиковать по истории.

«Труды вольного экономического общества» выходил до 1917 года. Анкетные данные по различным направления социально-экономических. Много свединий по развитию экономики по крестьянским промыслам. Ппервый печатны журнал «тродолюбивая пчела» издатель Сумароков. Журнал сатирический. Очерки. Через год журнал был закрыты. Он начал издавать новый частный журнал «Праздное время в пользу потребленное».

Екатерина Вторая она попыталась перехватить инициативу у частных журналов, журнал Всякая всячина, Казельский но он проповедовал «Улыбательную сатиру» суть в том что сатира должна быть мягкой и не трогать суть строя, а затрагивать мелкие недостатки.

Новиков, он начал издавать свои журналы показывал другие проблеммы в 1769 году журнал «Трутень» основной вопрос был вопрос о крепостном праве. В 1770 году журнал закрыт. Начал издавать журнал «Пустамеля», который продолжил работу начатую еще трутнем. Именно в нем в первые появился жанр театральной рецензии. В 1772 начал выходить журнал «Живописец», ярко иллюстрировал тяжелое положение крестьян и их нужды критиковал помещиков, деятельность администрации. Начал издавать первый женский журнал «Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета», написано легким стилем.

Журнал «Экономический магазин» под редакцией Болотова 17

800 экзепляров собеседник любителей русского слова за ним стояла Екатерина 2. Ярко выраженная антиновиковская направленность. В этом журнале печатался Державин.

Было две группы журналов проправительственые и журналы Новикова. В 1789 году Крылов начал издовать журнал «Почта духов»

в России в 1786 году появился первый провинциальный журнал «Уединены пошехонец »

источники личного происхождения

воспоминания,мемуары, дневники, письма.

Это совокупность источников. Основная функция установление межличностных комуникаций. Специфика:

Дневники. Фиксация событий человека день за днем.

С первых десятилетий XVI в. вновь активизировалось митрополичье летописание.

В 1518 г. появился новый свод, положенный в основу Софийской II и Львовской летописей, а также Уваровского вида Летописца от 72-х язык. Скорее всего, это был официальный свод, полностью лояльный к властям.

В основу свода 1518 г. было положено великокняжеское летописание первых десятилетий XV в. и неофициальный ростовский свод 1489 г., расширенные материалами митрополичьего архива. Наряду с ними одним из важнейших источников свода 1518 г. стал особый церковный свод 80-х годов XV в., оппозиционный великокняжеской власти.

Важным этапом в завершении унификации летописания, под эгидой Москвы Никоновская летопись (составлена в конце 20-х гг. ХV в. в Москве, при дворе митрополита всея Руси Даниила Рязанца (1522-1539). Впоследствии Никоновский свод неоднократно дополнялся заимствованиями из официального летописания был доведен до 1558 г.

Клосс Б.М. Оригинал этой летописи – список Оболенского

Цель создания летописи: подготовка к собору 1531 г., на котором подверглись осуждению взгляды «нестяжателеи» на церковное землевладение.

Основными источниками Никоновского свода (по мнению Б.М. Клосса) были

1. Симеоновская,

2. Особая редакция Новгородской V (так называемая Новгородская Хронографическая)

3. Близкая по времени к Никоновской Иоасафовская летописи

4. Владимирский летописец

5. Устюжский свод и

6. Русский Хронограф.

7. Западнорусский Хронограф (А.А. Шахматов)

8. Ряд литературных произведений: переводы Максима. Грека, сборник слов и поучений митрополита Даниила и др.

Между 1542 и 1544-гг. была составлена Воскресенская летопись - официальная летопись первой половины XVI в следует отметить, что помимо великокняжеского летописания конца XV - начала XVI в. ее создатели пользовались ростовским сводом 80-х годов (отразился в Типографской летописи) и внелетописными памятниками. В частности, в нее было включено Сказание о князьях владимирских (20-е годы XVI в.), объединившее легенды о происхождении русской великокняжеской династии от римского императора Августа через легендарного Пруса (якобы родственника Рюрика) и о мономаховых регалиях, которые будто бы были посланы византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу. В первоначальных несохранившихся - редакциях она доходила до 30-х годов XVI в. Позднейшие редакции были доведены до 1541 г., а затем до 1560 г. В основу Воскресенской летописи.

К концу 50-х годов XVI в. относят появление Летописца начала царств, составленного, видимо, при непосредственном участии А.Ф. Адашева. Он охватывает небольшой период времени - с 1583 по 1556 гг. - и освещает преимущественно две темы: укрепление «самовластья» Ивана IV и присоединение Казани. Основные идеи Летописца близки официальным идеологическим установкам начального периода правления Ивана Грозного. Существенно отредактированные тексты Летописца были использовавший при составлении последних двух томов Лицевого свода.


Никоновская и Воскресенская летописи представляют вполне оформившуюся единую русскую официальную летописную традицию.

В начале 60-х годов XVI в. только что составленный новый список Никоновской летописи (Патриарший) был использован для создания Степенной книги царского родословия - своеобразного литературно-исторического произведения, само появление которого свидетельствовало об определенных изменениях в подходе к историческому материалу и разложении летописного жанра. Составленная в окружении митрополита Макария (возможно, митрополитом Афанасием), Степенная книга объединила летописные и агиографические тексты и дополнила их устными преданиями. Называется книга так потому, что весь ее текст был разбит на 17 «степеней» (ступеней), по которым как бы двигалась история Русской земли. Основная идея - представить русскую историю как деяния святых московских государей и их предков. Цель создания Степенной книги определила отношение ее автора к историческому материалу: он не отличается точностью и достоверностью. Степенная книга оказала большое влияние на последующие исторические и публицистические произведения, хотя источниковедческая ценность приводимых в ней сведений крайне мала.

Лекция 4. Источники по Отечественной истории 16-17 веков

Вопросы:

1. Летописи и хронографы 15-16 веков

2. Законодательные акты 16-17 веков

3. Литературные произведения

4. Воскресенская летопись и Никонская летопись.

Вопрос 1. Летописи и хронографы 15-16 веков

1612-1615 – пискроревский летописец. Сохранился и дошел до нас в единственном списке. В своих изложениях опирался на Никоновскую и Воскресенскую летописи. Автор был московским печатником. Проживал в Н-Новгороде. Относится к 17 веку, так как охватывает события с 1533 по 1615 года. Есть дополнительные предписки. С 1625 по 1945. Помимо Никоновской и Воскресенской летописи используются устные предания как источник, не дошедшие до нас. Несколько записей сделано по личным наблюдениям. Известные исследователи М.Тихомиров говорил, что Пискорёвский летописец – это воспоминания москвича о событиях. Источник носит собирательный характер. Он интересен, прежде всего, оригинальными сведениями. Самым крупным произведением летописным 18 века- новый летописец. Охватывает от конца правления Ивана Грозного до патриаршества Филарета- 1619 год. 20-30 –е годы 17 века- писалась сама летопись. Скорее всего, этот новый летописец создается при Филарете и его окружении. Целью было: попытка дать обоснования воцарения новой династии Романовых. Не смотря на то, что он очень большой, охватывает короткий период, среди историков его считают интересным, информативным источником. В 30-ых годах 17 века, получается что были материала нового летописца были соединены с Никоновской летописью. Сюда вошли сказания о жизни царя Федора Ивановича. Получается, что в новой летописи происходила переработка всех этих текстов. Получилась новая редакция никоновской летописи. Вероятнее всего она написана в Троице- Сергеевом монастыре. Нет четкой направленности. Некоторые историки называют летопись Троицкой, исходя из места написания. Дошла до нас в 7 списках 16-17 веков. В 30-ых года 17 века в западных районах России – Бельский летописец, который дошел до нас в единственном списке. Его появление связывают с кругами местного служилого дворянства. Начало летописца и конец утрачены. Сохранились лишь середины от 1598 до 1632 года. Опирался на устные рассказы, местные летописи, сказания, собственные воспоминания. Один из важных источников по событиям смутного времени. Продолжается вести патриаршее летописание, ведется патриаршим сводом. В который входят так же материалы Новгородский свод, Никоновская летопись, Новый летописец, Троицкая летопись и другие источники. В принципе историки установили, что патриаршая летопись имеет точно церковное происхождение и вышла из ее канцелярии. Она развивала основные идеи: защита православия, союз светских и духовных властей. Это летописание стало своеобразным справочником, учебной литературой.

В конце 17 века появляется Устюжский летописец. название от места написания- город Устюг. В основе лежит русский летописец, дополнен русскими преданиями. Можно охарактеризовать светским произведением. Основное место отводилось описание местных походов. Всячески подчеркивалась преданность жителей Устюга Московскому правительству.

Особое место занимают Сибирские летописи 17 века. Строгановская летопись, Кумбурская, Есиповская летописи. Начинаются с источника «Написание…», которое до нас не дошло. Это повествование о походе Ермаке. Было составлено в конце 16 века. Сохранилась в списках Сибирских летописей. Характеристика Сибирских летописей получила широкое распространение. Соответственно они лишь условно могут относится к летописному жанру.

Спорная летопись в качестве источника Синопсис Иннокентия Гизеля. Была издана в 1674 году типографическим способом. Первая попытка написать единую историю славяно-российского народа. Синопсис был составлен в Киеве и отражал украинную тенденцию объединения с Россией. Сам же синопсис имеет особую черту: собрана из разных летописей. Выдержки из самых различных летописей, источников, которые отходят к западным районам. Само произведение не выходит за рамки архаичных представлений Руси. Есть даже чисто фантастические представления о древнем мире. Гиза вносит совершенно невероятные подробности. Исключает все, что не соответствует его личным взглядам. Этот синопсис получил и на Украине и в России большую популярность. Издавался до 1861 года. Имел достаточно большое хождение.

Появляются хронографы. Пришли на смену летописям. Совершенно иные исторические произведения получают популярность в 17 веке. В них поэтапно слагается всемирная история о сотворении мира. Включали в себя переводы и греческих хроник, древнерусские компиляции, содержали выдержки из священного писания, сведения из русских летописей и т.д. первые византийские хронографы чаще всего – хроники, они только этим отличаются: Георгий Омортола, Г. Синкель и другие авторы. Были известны на Руси еще в 11 веке. Кроме начального свода, который датируется 11 веком, так же входили туда хронографические: Троицкий хронограф, Елинский летописец и другие.

Хроника Георгия Мортола. Сравнение этих хроник дет утвердительное знание. В принципе его характеризуют так: краткий конспект всемирной истории, в центре внимания, прежде всего, священная и церковная история.

Елинская летопись 2 редакции – датируют 15 веком. Дошла до нас в списках 15-16 веков. Доводит хронографический перечень всех фактов до 15 века. По своему содержанию в нее входят разные источники и сборники 15 века. Летописец пользуется богатой источниковой базой. Вторая редакция представляет собой цельный текст, в котором достаточно связное изложение. Все повествование разбито на краткие статьи. Соответствует периоду того или иного царя, императора. Закладывается структура русского хронографа. Самый первый вид хронографа был составлен на рубеже 15-16 веков- хронограф 1512 года. Помимо ведений о всемирной истории, в него так же вошло значительное количество сведений, которые касаются русский истории. Например, Москва – 3 Рим. Это стройное гармоничное сказание. Особо отмечают композиционное составление источника, стилистические особенности. Его составитель стремился создать своеобразную историческую энциклопедию, типа научного труда. Хронограф получил широкое распространением. Имеется более 100 его списков. Был использован даже в более поздних редакциях русского хронографа. Существовала еще русская редакция хронографа, в которой практически отсутствовала вся библейская история. Зато западнорусская редакция обширно излагает историю западноевропейских и западнославянских государств с 11 века до 1527 года. Ориентирована на то, чтобы дать обзор европейских народов. Фактических расцвет относится к 17 веку. В начале 17 века состоится редакция 1617 и 1620 годов. Они разных типов. Начинают вытеснять более ранние хронографы, полностью заменяют летописи. В хронографах 17 века излагаются не только исторические события, но и есть сведения естественно научного характера: могут пересказываться произведения античной литературы, приводятся выдержки из Отечественных произведений, христианских произведений. Даются различные географические данные. Это своего рода средневековые энциклопедии. Современные историки редко прибегают к хронографам. В них так же много материала.

1.1.5 Летописные своды конца XV–XVI веков. Общерусское официальное летописание

Начало общерусского летописания великих князей московских, заложившего основы официального летописания XVI в., относится ко второй половине XV в.

На основании сопоставления Ермолинской летописи с летописями Архивской (или Ростовской, XVII в.), Симеоновской и Воскресенской (обе XVI в.), а также так называемым двухтомным Лондонским списком (XVI в.) выявлен гипотетический протограф, который лежал в их основе. Его состав уточняется при обращении к Музейскому (конец XV – начало XVI в.) и Воронцовскому сборникам, а также летописям Лавровского, Вологодско-Пермской (конец XV – середина XVI в.) и Никаноровской. В них сохранился текст краткого летописца, который считают самой ранней редакцией московского великокняжеского летописания. По ряду косвенных данных удалось установить, что она была составлена приблизительно в 1472 г. и основывалась на своде 1418 г. В ней была закреплена московская традиция освещения событий русской истории (в том числе обстоятельств феодальной войны второй четверти XV в.), которая проникла затем во все общерусские летописи. Наиболее непосредственное отражение Московский свод начала 70?х годов XV в. нашел в Воронцовском и Музейском сборниках, Никаноровской и Вологодско-Пермской летописях, а также в списке Лавровского (конец XV в.). При этом наиболее ранняя его версия (до мая 1472 г.) сохранилась в первых двух списках, тогда как общий источник Никаноровской и Вологодско-Пермской летописей представлял собой более позднюю (осень 1472 г.) обработку свода, легшего в основу летописи Лавровского.

Следующими этапами великокняжеского летописания стали своды 1477 и 1479 г. От свода 1477 г. сохранилась лишь заключительная часть в так называемом «Летописце от 72 язык». О начальной его части можно судить только предположительно – на основании текста свода 1479 г. Последний дошел до нас целиком (до статьи 6926 г.), но в измененном виде. Он восстанавливается по поздним Уваровскому (XVI в.), Архивскому (XVII в., так называемая Ростовская летопись) и Эрмитажному (XVIII в.) спискам. В последнем он сохранился в неизмененном виде. В Уваровском списке Московский летописный свод 1479 г. имеет продолжение до 7000 (1492) г.

К числу источников свода 1479 г. следует отнести свод 1477 г., особую редакцию свода 1418 г. (в которой были устранены компромиссные тенденции последнего), Ростовский свод начала XV в. (отразившийся в Московско-Академической летописи) и Новгородский свод, близкий Новгородским I и IV летописям. Обработка свода 1418 г. не могла проводиться при митрополичьем дворе, поскольку из повествования были исключены в основном библейские цитаты и религиозные сентенции. Официозный и светский характер обработки позволяет характеризовать новую редакцию как памятник великокняжеского летописания. Видимо, традиция создания митрополичьих общерусских сводов на время угасает.

В своде 1479 г. были усилены антилатинская и антиновгородская тенденции, что объясняется историческими условиями, в которых он составлялся, однако систематической переработки предшествующего изложения в духе современных ему политических воззрений, которой отличаются последующие московские своды XVI в., не проводилось. Впоследствии текст этого свода лег в основу всего официального общерусского летописания – великокняжеского и царского. Он отразился в списках Погодинской, Мазуринской, Симеоновской, Новгородской IV (V), Софийской I, Софийской II и Львовской летописей, а также в основных сводах XVI в.: Воскресенской, Иоасафовской, Никоновской и других летописях. Кроме того, фрагменты свода за 80–90?е годы XV в. были включены в неофициальные своды.

Московский летописный свод конца XV в. представляет собой развернутые сообщения о важнейших актах великокняжеской политики, великокняжеской семье, строительстве в Москве и других городах и т. д. Практически все оценки, приведенные здесь, имеют вполне официальный характер, оправдывая действия великого князя московского.

Некоторые расхождения, встречающиеся в параллельных текстах этого свода, дали основание для предположения о существовании двух его редакций. Первая из редакций отразилась в Музейском списке, Софийской I летописи по списку Царского, Погодинской летописи, вторая – в Симеоновской, Мазуринской и сходных с ними летописях. Первая редакция была составлена после событий 1494 г., связанных с какой-то политической интригой, в которую оказалась замешана Софья Палеолог. Характер и время составления второй редакции уточняются на основе сопоставления Новгородской Уваровской летописи и Новгородского летописного свода 1539 г. (Новгородская IV летопись по списку Дубровского, Отрывок летописи по Воскресенскому Новоиерусалимскому списку, вторая часть так называемой Ростовской летописи) с сообщениями Софийской I летописи по списку Царского. Скорее всего, великокняжеский свод в новой редакции завершался статьей 7008 (1500) г.

Следующая по времени редакция великокняжеского свода была доведена уже до 7017 (1508) г. Она была связана с завершением борьбы Василия III за престол. Свод 1508 г. отразился в заключительной части Софийской I летописи по списку Царского.

С начала XVI в. на Руси существует уже только одна общерусская летописная традиция, связанная с великокняжеской канцелярией. Летописи XVI в. почти никогда не расходятся между собой в оценках и характеристиках. Они отличаются полнотой и имеют сугубо официальный характер, послушно реагируют на изменения в государственной политике.

С первых десятилетий XVI в. вновь активизируется митрополичье летописание. В 1518 г. появляется новый свод, лежащий в основе Софийской II и Львовской летописей, а также Уваровского вида «Летописца от 72 язык». Скорее всего, это был официальный свод, полностью лояльный к властям. Составлен он был в церковной среде, возможно, при митрополите Варлааме. Ряд критических замечаний, высказанных составителем свода в адрес митрополитов Филиппа и Геронтия, позволяет сомневаться в его официальном характере. В основу свода 1518 г. были положены великокняжеское летописание первых десятилетий XV в. и неофициальный ростовский свод 1489 г., расширенные материалами митрополичьего архива. Наряду с ними одним из важнейших источников свода 1518 г. стал особый церковный свод 80?х годов XV в., оппозиционный великокняжеской власти.

Важным этапом в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы стала Никоновская летопись. Она составлена в конце 20?х годов XVI в. в Москве, при дворе митрополита «всея Руси» Даниила Рязанца (1522–1539). Впоследствии Никоновский свод неоднократно дополнялся заимствованиями из официального летописания и был доведен до 1558 г. Его оригинал – список Оболенского, наличие которого позволило уточнить датировку и место составления свода, установить скрипторий, в котором он был написан, и личность составителя. Целью создания летописи стала подготовка к собору 1531 г., на котором подверглись осуждению взгляды нестяжателей на церковное землевладение. Основными источниками Никоновского свода были Симеоновская, особая редакция Новгородской V (так называемая Новгородская Хронографическая) и Иоасафовская летописи, Владимирский летописец, Устюжский свод и Русский хронограф. В числе источников Никоновского свода называется также Западно-русский хронограф середины 50?х годов XVI в. Кроме того, в состав Никоновской летописи вошел целый ряд литературных произведений: переводы Максима Грека, сборник слов и поучений митрополита Даниила, копийная книга московской митрополичьей кафедры, несколько слов и сказаний. Никоновская летопись представляет собой наиболее полный свод сведений по русской истории, часть из которых уникальна. Использование многочисленных источников, в том числе неизвестных, заставляет с особой осторожностью относиться к информации, почерпнутой из Никоновского свода. Особенно это касается «избыточных» сведений. Тем не менее Никоновская летопись – один из важнейших источников по истории русского Средневековья.

Между 1542 и 1544 гг. была составлена Воскресенская летопись – официальная летопись первой половины XVI в. Следует отметить, что помимо великокняжеского летописания конца XV – начала XVI в. ее создатели пользовались Ростовским сводом 80?х годов (отразился в Типографской летописи) и внелетописными памятниками. В частности, в нее было включено «Сказание о князьях владимирских» (20?е годы XVI в.), объединившее легенды о происхождении русской великокняжеской династии от римского императора Августа через легендарного Пруса (якобы родственника Рюрика) и о Мономаховых регалиях, которые будто бы были посланы византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу. В первоначальных (несохранившихся) редакциях она доходила до 30?х годов XVI в. Позднейшие редакции были доведены сначала до 1541 г., а затем до 1560 г. В основу изложения Воскресенской летописи положен Московский летописный свод 1508 г.

К концу 50?х годов XVI в. относят появление «Летописца начала царства», составленного, видимо, при непосредственном участии А. Ф. Адашева. Он охватывает небольшой период (с 1533 по 1556 г.) и освещает преимущественно две темы: укрепление «самовластья» Ивана IV и присоединение Казани. Основные идеи Летописца близки официальным идеологическим установкам начального периода правления Ивана Грозного. Существенно отредактированные тексты Летописца были использованы при составлении последних двух томов Лицевого свода.

Никоновская и Воскресенская летописи представляют вполне оформившуюся единую русскую официальную летописную традицию. Эти качества и определяют прежде всего характер и трактовку сохранившихся в них сведений, следовательно, и отношение к ним со стороны историка, изучающего по этим летописям историю конца XV – первой половины XVI в. В таком унифицированном виде общерусское летописание просуществовало до 60?х годов XVI в., пока резкие перемены в годы опричнины не привели сперва к срочной переработке официальной летописи, а затем и к полному ее прекращению.

В начале 60?х годов XVI в. только что составленный новый список Никоновской (Патриаршей) летописи был привлечен для создания «Степенной книги царского родословия» – своеобразного литературно-исторического произведения, само появление которого свидетельствовало об определенных изменениях в подходе к историческому материалу и угасании летописного жанра. Составленная в окружении митрополита Макария (возможно, митрополитом Афанасием), «Степенная книга…» объединила летописные тексты с агиографическими и дополнила их устными преданиями. Название книги происходит от того, что текст ее разбит на 17 «степеней» (ступеней), по которым двигалась история Русской земли. Основная ее идея – представить русскую историю как деяния святых московских государей и их предков. Тенденциозность ее создателя повлияла на точность и достоверность изложения исторического материала, а потому источниковедческая ценность приводимых в ней сведений крайне низка. «Степенная книга…» оказала большое влияние на последующие исторические и публицистические произведения.

Самым крупным летописно-хронографическим произведением средневековой России стал так называемый Лицевой свод Ивана Грозного (иллюстрированная редакция Никоновской летописи). Эта «историческая энциклопедия XVI в.» (А. Е. Пресняков) включала десять томов, почти каждая страница которых украшена миниатюрами (всего более 16 тыс. миниатюр). Три первых тома посвящены всемирной истории, а последующие семь – русской. Они создавались в царской книгописной мастерской при соборном храме Покрова Богородицы в Александровской слободе в течение почти целого десятилетия: с 1568 по 1576 г. Сложность изучения Лицевого свода, в частности, определяется тем, что в настоящее время его тома хранятся в разных рукописных хранилищах страны: Хронограф ГИМ (Музейский сборник), Синодальная летопись («Никоновская с рисунками») и Царственная книга – в Рукописном отделе Государственного исторического музея (Москва); Хронограф БАН и два тома Древнего летописца («Остермановский летописец») – в Библиотеке академии наук (Санкт-Петербург); Хронограф ГПБ, Голицынский, Лаптевский и Шумиловский тома – в Национальной публичной библиотеке (Санкт-Петербург). Все они представляют собой единое целое и освещают историю от сотворения мира до 7075 (1568) г. Том, содержащий начальную русскую историю, изложение которой начинается с событий 6622 (1114) г., отсутствует. Последние два тома – Синодальная летопись и Царственная книга – включают две редакции описания одних и тех же событий, связанных с началом царствования Ивана I V. В обоих томах на полях присутствуют скорописные редакторские записи. Это послужило основанием для популярной в свое время гипотезы Д. Н. Альшица о двукратном редактировании их самим царем. Однако впоследствии удалось доказать, что редактировался том лишь однажды, но при переплетении черновые и перебеленные листы оказались перемешанными: часть листов Синодальной летописи попала в Царственную книгу.

Очевидно, что по завершении работы над последней – наиболее злободневной – частью свода она была представлена на рассмотрение царю и вызвала его неудовольствие. Первоначальный текст был «отрецензирован» прямо в готовом варианте рукописи с уже выполненными в чернильном очерке, но не иллюминированными миниатюрами. Приписки внесены в первой половине 70?х годов XVI в. и основывались, несомненно, на каких-то письменных источниках. Сохранившиеся пометы редактора Лицевого свода дают полное представление о том, как работа летописцев и миниатюристов контролировалась заказчиком (в качестве которого, очевидно, выступал сам царь) во второй половине XVI в.: не только указывалось, как описывать или изображать то или иное событие, но и давались тексты, которые следовало внести в летопись (например, только из редакторских помет известно о так называемом боярском мятеже во время болезни Ивана Грозного в 1553 г.). Эти приписки – важный источник по истории политической борьбы XVI в. Основным и непосредственным источником для русских статей Лицевого свода стал список Оболенского Никоновской летописи: на его полях имеются восковые отметки точно в тех местах, где в Лицевом своде расположены миниатюры. В качестве дополнительных источников использовались Воскресенская и Новгородская IV летописи, Степенная книга и «Летописец начала царства». Хронографическая часть Лицевого свода опиралась на Чудовский и Академический виды Еллинского летописца II редакции, дополненные текстами Русского хронографа, «Хроники Георгия Амартола» (возможно, в составе Еллинского хронографа I редакции), а также «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Причины прекращения работы над Лицевым сводом неизвестны. Лицевой свод стал последним общерусским сводом. После него летописная традиция угасает. И хотя в XVII – первой половине XVIII в. продолжают вестись местные и частные записи, внешне напоминающие летописи, они уже не могут дать и не дают общей картины истории страны.

Не исключено, что летописи зародились и бытовали как своеобразные «книги жизни», которые должны быть предъявлены на Страшном суде. Они составлялись начиная с 30?х годов XI в. непосредственно накануне конца времен (который пытались более или менее точно рассчитать) в качестве официального доказательства раскаяния того или иного лица в совершенных им грехах либо, наоборот, подтверждения его греховности и «окаянности». Если это так, то становится ясным, почему по истечении 7000 (1492) г., когда эсхатологические ожидания на Руси достигли кульминации, летописание довольно резко меняет свой характер, а после 7077 (1569) г., в котором видели последнюю ближайшую дату наступления конца света, вообще прекращается. Тогда поддаются объяснению и даты, избранные для составления новых летописных сводов и их редакций: большинство из них соответствуют предполагаемым датам второго пришествия (годы совпадения Благовещения и Пасхи – так называемая кириопасха, а также рассчитанные по тем или иным основаниям, на которых здесь нет нужды останавливаться, 1037–1038, 1492, 1499, 1562 гг. и др.). Возможно, с этим связано и особое отношение к летописям. Известно, например, что Никоновская и другие летописи, «написанные и хранимые в секрете» (Дж. Горсей), наряду с прочими сокровищами составляли часть царской казны и, видимо, рассматривались как государственное достояние. Впрочем, эта гипотеза не исключает возможности иных мотивов составления того или иного летописного свода.

Общерусское неофициальное летописание

Наряду с официальным общерусским летописанием со второй половины XV в. появляются своды, составлением которых занимались частные лица.

Эти летописи не имели официального характера и подчас противостояли сводам великокняжеским.

Один из примеров независимой местной традиции дает Ермолинская летопись (составлена в XV в.; список начала XVI в.). В ряде случаев она приводит оригинальные сведения. Ее сопоставление с текстами близких ей сокращенных сводов (Погодинского, Мазуринского и Соловецкого видов Сокращенного летописного свода 1493 г. – всего 13 списков), а также Устюжского летописца позволяет говорить о том, что все они восходят к общему протографу – севернорусскому своду 70?х годов XV в., созданному, по всей видимости, в Кирилло-Белозерском монастыре. Наряду с московским великокняжеским летописанием (Московские своды 1472 и 1479 гг.) его основу составили новгородские летописи и какой-то ростовский или суздальско-ростовский источник. Составление севернорусского свода именно в Кирилловском Белозерском монастыре подтверждается несколькими аргументами. Не будучи официальной летописью ростовских архиепископов, он демонстрирует повышенный интерес к истории северных, заволжских районов Ростово-Суздальской земли, где и был расположен монастырь. Наконец, его текст был использован при составлении в Кирилло-Белозерском монастыре сокращенного «Летописца русского» XV в. и кратких летописчиков XV–XVI вв.

Неофициальный характер Кирилло-Белозерского свода 70?х годов XV в. (он не был даже официальным сводом монастыря) позволял его составителям высказывать независимые суждения о политике великого князя, поддерживать опальных политических и церковных деятелей (например, ростовского архиепископа Трифона, московского воеводу Федора Басенка и др.), критически отзываться о ярославских чудотворцах. Несмотря на, казалось бы, частный характер, данный свод на самом деле был общерусским. Об этом говорит круг источников, использованных его составителями, и широта затрагиваемой в нем тематики. Именно благодаря общерусскому характеру он получил широкое – хотя, естественно, неофициальное – распространение.

Другим примером местного независимого летописания выступает неофициальный свод 1489 г., составленный в кругах, близких ростовской архиепископской кафедре. Он восстанавливается при сличении Типографской летописи с Софийской II и Львовской летописями. Особая роль в его реконструкции отводится Типографской летописи, известной в десяти списках. Они объединяются в две редакции: более ранняя отражена в Академическом и близких ему семи списках, а более поздняя – в Синодальном и подобном ему Библиотечном. Источниками для этого гипотетического свода послужили Московский свод 1479 г., два неизвестных источника, близких Лаврентьевской летописи (причем один из них описывал ростово-суздальские события, не известные другим источникам), и, вероятно, записи, которые велись при ростовской владычной кафедре. Эта летопись была независима, но вполне лояльна к московской великокняжеской власти. Именно руке ростовского летописца, видимо, принадлежит целый ряд рассказов, включенных в общерусские своды (в частности, о стоянии на Угре). В конце XV – начале XVI в. этот свод был отредактирован в кругах, близких к ростовскому архиепископу Тихону. Возможно, именно в это время в него были включены фрагменты великокняжеской летописи.

Одним из источников уже упоминавшегося митрополичьего свода 1518 г. был особый свод 80?х годов XV в. Представление о его составе и характере можно получить, убрав из совпадающих текстов Софийской II и Львовской летописей сообщения, близкие Ермолинской летописи и сокращенным летописным сводам конца XV в. В результате остается ряд оригинальных известий, нигде более не упоминающихся. Дата его составления не поддается уточнению (последнее известие датируется 1483 г.). Скорее всего, он был создан в московских церковных кругах, близких митрополиту Геронтию. Этот свод отличается резко критическим отношением к великокняжеской власти, однако вряд ли он был официальной митрополичьей летописью.

Неофициальный московский свод 80?х годов XV в. и ростовский свод 1489 г. были последними памятниками независимого летописания. Скорее всего, они составлялись в каких-то монастырях, а не в митрополичьей или архиепископской канцеляриях. Их оппозиционность московским властям вызвала противодействие со стороны великого князя. С конца XV в. независимое общерусское летописание было прекращено.

Местное летописание

Помимо общерусского летописания и параллельно с ним в конце XV–XVI в. продолжали вестись местные летописи.

Так, в самом конце XV – начале XVI в. при дворе пермского епископа Филофея был создан Вологодско-Пермский свод. В 1520?х и 1550?х годах на его основе были составлены еще два местных свода. В середине XVI в. появляется Холмогорская летопись, доведенная первоначально до 1558 г. Впоследствии она была продолжена текстом краткого холмогорского летописца, изложение которого доходило до 1659 г. Отдельные сообщения Холмогорской летописи восходят к Летописцу Федора Ярославского XIII в.

К 1499 г. относят завершение первой устюжской летописи. Отдельные разрозненные записи, которые велись в Успенской церкви Устюга Великого с конца XIII в., к концу XV в. были сведены в последовательный рассказ о местных событиях. С этого времени летописная традиция Устюга существовала с перерывами в течение трех веков. Первая сохранившаяся устюжская летопись – свод первой четверти XVI в. (последняя запись относится к 1516–1517 г.), дошедший в списках XVII–XVIII вв. Кроме местных, он содержит общерусские, ростовские и новгородские известия. Устюжский свод относится к типу общерусских провинциальных летописей. Это независимый свод, созданный, возможно, для того, чтобы обосновать близость с Москвой и неподвластность Устюга ростовским князьям. В нем встречаются критические замечания, относящиеся не только к великокняжеским воеводам, но и к самому государю. Устюжская летопись использовалась при подготовке Никоновского свода. Существование в XVI в. только одной общерусской летописной традиции во многом затрудняет изучение политической истории того времени – этот пробел лишь частично удается заполнить с помощью иных дошедших до нашего времени исторических источников.

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Своды законов и юридические памятники А. Византийское правоAgricultural Law(Nomos Georgikos). Ferrini, С., ed., Byzantinische Zeitschrift7 (1898), 558-571; Ashburner, W., ed., Journal of Hellenic Studies, 30 (1910), 85-108; 32 (1912), 68-95. Павлов, А. С., ред. СборникОтделения русского языка и словесности АН, 38 (1895), No 3. С древне-славянским

Из книги История начинается в Шумере автора Крамер Сэмюэл Н

8. Своды законов Первый «Моисей» До 1947 г. древнейшим сводом законов считался кодекс законов Хаммурапи, прославленного вавилонского царя, вступившего на трон около 1750 г. до н. э. Начертанный клинописными знаками на семитическом (вавилонском) языке, этот документ содержит

Из книги Русь изначальная [Праистория Руси] автора Асов Александр Игоревич

Войны славян с византийцами и франками конца VIII и начала IX веков. Новгородский князь Бравлин II и волхв Ягайла Ган Тогда на Севере Европы родилась, быстро окрепла и утвердилась Русь Новгородская. Там, у вновь отстроенной столицы Новгорода Великого, расселились племена

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

Часть 2 Поход Ермака-Кортеса и мятеж Реформации конца XVI - начала XVII веков глазами «древних»

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Войны славян с византийцами и франками конца VIII и начала IX веков. Новгородский князь Бравлин II и волхв Ягайла Тогда на Севере Европы родилась, быстро окрепла и утвердилась Русь Новгородская. Там, у вновь отстроенной столицы Новгорода Великого, расселились племена словен

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] автора Гуц Александр Константинович

Летописи, своды, списки Полезно окунуться в терминологию, которой пользуются историки.Летопись - рукописное произведение, в котором повествование ведется по годам. Рассказ о событиях в летописи обычно начинался словами «в лето». Большинство летописей дошло в виде

Из книги Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла автора Игина Юлия Федоровна

§ 2. Идея одержимости дьяволом и экзорцистские практики в Англии конца XVI - первой половины XVII веков В период массовых гонений на ведьм в Западной Европе и, в том числе в Англии, было присуще восприятие ведовства как преимущественно вредоносного колдовства. В основе

Из книги Русские летописи и летописцы X–XIII вв. автора Толочко Петр Петрович

6. Удельное летописание в Киевском своде конца XII в. Бурная эпоха феодальной раздробленности Руси характеризовалась не только междукняжескими тяжбами за столы и земли, но и экономическим и политическим укреплением удельных княжеств, строительством их столиц. Явления,

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

3.10. ПРОБЛЕМА НИЩЕТЫ, ОБЩЕСТВЕННЫХ КЛАССОВ, КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ В ТРУДАХ АНГЛИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ 3.10.1. Вводное замечание К открытию социальных классов обществоведческая мысль двигалась различными путями. Французские историки

Из книги Век воли [Русский анархизм и евреи (XIX-XX век)] автора Гончарок Моше

Глава 1 Российский анархизм конца 19-го начала 20-го веков: подход к национальному вопросу Как известно, не существует какой-либо единой системы анархистских взглядов. Учение, отрицающее государственную или общественную власть, основанную на принуждении личности,

Из книги Характерные черты французской аграрной истории автора Блок Марк

Глава IV. ИЗМЕНЕНИЯ СЕНЬОРИИ И СОБСТВЕННОСТИ С КОНЦА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ДО ФРАНЦУЗСКОЙ

автора Коллектив авторов

1.1.2. Повесть временных лет и предшествовавшие ей своды Начало древнерусского летописания связывают с устойчивым текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. Отдельных списков его неизвестно. В некоторых поздних

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

1.1.3. Местное летописание XII–XIII веков После выделения из состава Древнерусского государства отдельных земель и княжеств летописные традиции Киевской Руси получали продолжение и развитие на местах. До нас не дошли списки летописей, относящихся к этому времени.

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

1.1.4. Летописание XIV–XV веков. Зарождение общерусского летописания К XIV в. относятся первые летописи, претендующие на охват истории всех русских земель (на самом деле они фиксировали, как правило, лишь события Северо-Восточной Руси).Источниками для изучения зарождения

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Официальное богословие Эта потребность легла в основу той линии византийского богословия, которую можно назвать «официальным», или «школьным». Уже по самому своему назначению оно должно доказывать, что все разрешено и заключено в прошлом и что ссылка на это прошлое одна

Из книги Строительство и архитектура в Древнем Египте автора Кларк Сомерс