Общее представление о психологии как науки презентация. Наука о поведении

Слайд 1.

Вопросы:


место в системе наук.
Исторические этапы развития
психологической науки.
Основные направления современной
психологии.
Понятие о методологии психологии.
Классификация методов в психологии, их
характеристика.

Вопрос 1.

Психология как наука: предмет, задачи,
место в системе наук.

психология

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή -
„душа“; λόγος - „знание“) - наука,
изучающая недоступные для внешнего
наблюдения структуры и процессы с
целью объяснить поведение человека и
животных, а также особенности
поведения отдельных людей, групп и
коллективов.

психология

Психология - это наука изучающая
психическую деятельность человека,
влияние на нее внешних факторов и
взаимодействие между индивидами, на
основе детального поведенческого
анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних
факторов на психическую систему человека
и взаимосвязь между событиями и
эмоциональной активностью.

Предмет психологии:

явления, факты и закономерности
психической жизни человека, т.е.
его психика.
Под психическими явлениями
понимается внутренний,
субъективный опыт человека.

Задачи психологии:

научиться понимать сущность психических
явлений и их закономерности;
научиться управлять ими;
использовать полученные знания с целью
повышения эффективности тех отраслей
практики, на пересечении с которыми лежат
уже оформившиеся науки и отрасли;
быть теоретической основой практики
психологической службы.

Место психологии среди наук:

В современности психология имеет
статус самостоятельной
фундаментальной науки, имеющей
многообразные связи с другими
областями научных знаний.

Место психологии среди наук:

Гегель: психология занимает место на
одной из ступенек саморазвития духа.
О. Конт: психология не стала еще
позитивной наукой, а находится на
метафизической ступени.
Платон: психология – наука о
познавательных способностях человека.

Место психологии среди наук:

Б. М. Кедров выделяет два основных
научных объекта: природа (органическая и
неорганическая) и человек (человеческое
общество и мышление).
Психология имеет тесные связи и занимает
центральное место среди наук не только
как продукт всех других наук, но и как
возможный источник объяснения их
формирования и развития.

Б. Ф. Ломов о месте психологии в системе наук:

Б. Ф. Ломов о месте психологии в
системе наук:
Она является интегратором научных
дисциплин, объектом исследования
которых является человек.
Дифференциация психологии (на отрасли,
разделы) обусловлена ее отношениями с
другими науками. Особенно имеют
значение отношения психологии с
философией и математикой.

Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии:

- с общественными науками - через социальную
психологию;
- с естественными науками - через психофизику,
сравнительную психологию и психофизиологию;
- с медицинскими науками - через патопсихологию,
медицинскую психологию, нейропсихологию и
психофармакологию;
- с педагогическими науками - через психологию
развития, педагогическую и специальную
психологию;
- с техническими науками - через инженерную
психологию.

Вопрос 2.

Исторические этапы развития
психологической науки.

Этапы развития психологии:

I этап - психология как наука о душе
(Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон,
Аристотель).
II этап - психология как наука о сознании
(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц,
X. Вольфом, Д. Локк).
III этап - психология как наука о поведении
(В. Вундт, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов).
IV этап - психология как наука, изучающая
объективные закономерности, проявления и
механизмы психики.

Структура современной психологии:

Фундаментальный уровень психологии и ее
отраслей имеет общее значение для
понимания и объяснения психики и
поведения людей независимо от того, какой
деятельностью они занимаются, к какой
народности принадлежат и т.д.
Прикладной уровень науки обеспечивает
связь теории и практики посредством
эмпирического исследования. Практический
уровень обеспечивает внедрение результатов
исследования, анализ единичных фактов.

Уровни психологии:

Структура психологии также может
предполагать два уровня:
1. общая психология (изучает основные
свойства и общие закономерности психики
и сознания);
2. специальные отрасли психологии
(социальная, педагогическая, космическая
психология и т. д.).

Вопрос 3.

Основные направления
современной психологии.

Многочисленные отрасли психологии
можно классифицировать по различным
критериям.
1. Классификация на основе видов
деятельности: психология труда,
инженерная психология, космическая
психология, медицинская психология и
проч.

Направления современной психологии:

2. Классификация на основе
психологических аспектов развития
(возрастная психология: детская,
подростковая, юношеская,
геронтопсихология и др.; сравнительная
психология: зоопсихология, психология
человека; психология аномального
развития: изучает развитие психики при
патологии мозга и анализаторов).

Направления современной психологии:

3. Классификация на основе психологических
аспектов отношений людей в обществе
(социальная психология):
А) социальная психология больших групп (в
макросреде): психология религии, массовой
коммуникации и др.;
Б) психология личности (изучение
направленности личности, формирование
социальных установок и др.);
В) психология малых групп (психологическая
совместимость, межличностные отношения и
др.)

Направления современной психологии:

Общая психология – изучает наиболее
общие закономерности, методы изучения,
теоретические принципы, основные научные
понятия психологии.
Структура Общей психологии:
Познавательные процессы;
Психология личности;
Индивидуально-психологические
особенности личности;
Эмоционально-волевая сфера личности.

Вопрос 4.

Понятие о методологии психологии.
Метод – это путь, способ познания,
посредством которого познается
предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методы научных приемы и
средства, исследований - это те
приёмы и средства, с помощью
которых ученые получают
достоверные сведения,
используемые далее для построения
научных теорий и выработки
практических рекомендаций.

Метод психологии - это способ познания
внутренних психических явлений через анализ
внешних психологических факторов.
Общая цель всех методов психологического
исследования заключается в точной
регистрации, выявлении, фиксации
психологических фактов, в накоплении
эмпирических, опытных данных для
последующего теоретического анализа.


группы методов:
Организационные методы: сравнительный
метод, лонгитюдный метод, комплексный
метод.
Эмпирические методы – это методы сбора
первичной информации: обсервационные
методы (наблюдение);
психодиагностические методы;
праксиметрические методы
(профессиограмма); моделирование;
биографический метод.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4
группы методов:
Методы обработки данных:методы
количественного (статистический) анализа;
методы качественного (дифференциация
материала по группам).
Интерпретационные методы: генетический
метод, представляющий собой исследование
генетических связей (филогенетический,
онтогенетический, генетический и
социогенетический); структурный
(классификация, типологизация) метод:
психография.

И. Б. Гриншпун

И. Б. Гриншпун
неэкспериментальные (различные виды
наблюдения, опрос, анкетирование,
беседа, анализ продуктов деятельности);
- психодиагностические (различного рода
тесты);
- экспериментальные (метод
эксперимента и различные его
модификации).

Наблюдение - это планомерное,
целенаправленное, преднамеренное и
специальным образом организованное
восприятие явлений, результаты
которого в той или иной форме
фиксируются наблюдателем.

Метод наблюдения имеет достоинства:
- универсальный характер;
- гибкость наблюдения;
- «скромность» наблюдения;
- отсутствие искажения естественного
протекания психических процессов;
- богатство собираемых сведений.

Недостатки наблюдения:

большие временные затраты
уникальность и неповторимость
наблюдаемых явлений
субъективизм исследователя
трудность установления причины явления
сложность осуществления статистической
обработки данных
трудоемкость

Кафедра общей психологии и педагогики ПСФ

Предмет: Психология и педагогика
1 модуль
1 лекция:
Психология как наука
Лектор: доцент кафедры Общей психологии и
педагогики ПСФ, кандидат философских наук
Фурсов Валентин Владимирович.

Структура лекции

1. Что такое наука. Объект, предмет и метод.
2. Место психологии в нашей жизни
3. Определение психологии
4. Сравнение житейской и научной психологии
5. Предмет, объект и задачи психологии
6.
7.
8. Отрасли психологии
9.
10.Методы психологии
11.Формы проявления психики человека

Определение психологии
Психоло́гия (от др.греч. ψυχή - «душа»; λόγος - «учение») -
наука, изучающая закономерности возникновения, развития
и функционирования психики и психической деятельности
человека и групп людей. Объединяет в
себе гуманитарный и естественно-научный подходы
(Дружинин).
Психология – наука, изучающая процессы активного отражения
субъектом объективной реальности в форме ощущений,
восприятия и др. процессов и явлений психики.
Из этого определения ясно, что:
1. психология это наука;
2. психология связана либо с человеком, либо с живым существом,
проявляющим собственную психическую активность;
3. изучает субъективное отражение объективной реальности.
Для краткого обозначения психологии в литературе иногда используется
греческая буква «Ψ» («пси»).
Психология относится к гуманитарным наукам но частично использует и
естественнонаучную методологию.

ДУША И ПСИХИКА
Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа и тело.- Брюссель, 1978.

Определение психологии

Объект и предмет психологии
Объект науки – то, что существует как данность вне самого изучения; то, что
может быть изучено и другими науками.
Объект психологии как науки: психическая жизнь людей, социальные
субъекты, их связи и отношения.
Предмет науки – то, что наука изучает в объекте. Предмет науки всегда
определяется философско-теоретическими предпосылками и уровнем
развития самого научного знания.
Предметом изучения современной отечественной психологии является
психическая деятельность, а зарубежной - психика и личный опыт
человека.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием
активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и
преобразование внешнего мира и самого человека
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи субъективно
отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом
психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его
поведение.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных
психологических закономерностей (психических процессов, психологических
свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).


«Годом рождения» психологии как науки
принято считать 1879, когда немецкий
физиолог Вильгельм Вундт открыл в
г. Лейпциге (Германия) первую лабораторию,
основной целью которой стало исследование
структуры психики человека.
Условно можно выделить две разновидности психологии:
«научную» и «житейскую» («бытовую»):

Объект и предмет психологии

Житейская и научная психология

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Деятельность и психика не всегда были предметами
психологии.
Психология длительное время существовала в рамках
философии и ее предмет длительное время совпадал с
предметами того или иного философского течения.
Лишь с 1879 года, с момента своего отделения от
философии, психология приобретает самостоятельное
значение как отдельная дисциплина, изучающая
собственный предмет: неосознаваемые психические
процессы, поведение и т.д.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Психология как наука о душе
Продолжительность этапа: VII в. до н.э. - XVI в. н.э.
В этот период психология, как было указано выше,
развивалась в рамках философии.
Так как одним из основных ее предметов в то время
являлась душа, то, соответственно, она и находилась
в фокусе изучения «психологии».
Древнегреческими учеными, работавшими в рамках
данного направления были философы-материалисты (Демокрит,
Эпикур), которые считали душу разновидностью материи и
философы-идеалисты (Платон), которые считали душу
божественной субстанцией, никак не связанной с телом.
Ученик Платона, Аристотель, дополнил своего учителя, в трактате
«О душе» он выделил психологию как своеобразную область знания
и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.
Средневековые философы, такие как Фома Аквинский, стояли на
позициях разделения и даже антагонизма души и тела.


Продолжительность этапа: XVII-XIX вв.
В этот период психология продолжала развиваться в
рамках философии.
Основная задача того времени «психологии» –
подвергать анализу состояния и содержания сознания.
Центральной фигурой здесь является выдающийся
французский философ, математик и физик Рене Декарт.
Он отделил психические функции от непсихических
(физиологических) на основании того, что психические функции
осознаются, а физиологические (телесные) – нет.
Для объяснения телесных функций Декарт ввел понятие
«рефлекс», которым попытался объяснить возникновение
ощущений, ассоциаций, страстей.
Сознание в то время определялось, как способность человека
думать, чувствовать, к чему-то стремиться, что-то желать.
Основная же задача психологии – подвергать анализу состояния и
содержания сознания.

Психология как наука о душе

Психология как наука о неосознаваемых психических
процессах
Продолжительность этапа: XIX-XX вв.
В описываемый период психология уже отделилась
от философии и стала самостоятельной
дисциплиной.
Предметом изучения психологии как науки теперь
являются неосознаваемые (бессознательные,
подсознательные) процессы и их содержание.
Центральная фигура на этом этапе – Зигмунд Фрейд – австрийский
физиолог и психиатр.
Его учение – «психоанализ» – оказало значительное влияние не
только на психологию, но и на философию, медицину и
социологию.
Впервые со времен Р. Декарта примат разума, как основной
направляющей силы деятельности человека, подвергается
обоснованной критике, а ведущая роль в нашей жизни отводится
инстинктам и побуждениям, находящимся вне фокуса сознания.

Психология как наука о сознании

Психология как наука о неосознаваемых психических процессах


В конце XIX века обозначилась тенденция перехода от психологии,
изучающей сознание к психологии, изучающей целостную
систему взаимодействия организм-среда.
Методологический кризис, в первую очередь, был связан с
поиском объективных методов исследования психики, т.к. ряд
методов был далек от объективности, а ряд других не позволял
исследовать часть психической реальности.
Кроме того, усилилась имевшая место быть ранее тенденция к
расхождению в вопросе о предмете психологии.
В результате к 1920-м годам окончательно оформилось разделение
психологии на школы («расщепление парадигм»), каждая из
которых имеет свои предметы и методы изучения психики.
К этому времени оформились психологические школы, которые
будут рассмотрены нами более подробно в следующих лекциях:
глубинная психология (психоанализ), гештальтпсихология,
бихевиоризм, отечественное направление в психологии и ряд
иных направлений.


Продолжительность этапа: ХХ век
Предметом психологии в этот период становится
поведение.
Экспериментальная психология, которая особенно
активно стала развиваться на рубеже XIX и XX
веков, стала предъявлять требования к
объективизации психологии как науки.
Методы, используемые В. Вундтом (самонаблюдение)
и З. Фрейдом (изучение сновидений) были признаны не достаточно
достоверными.
Поведение могло быть более объективно изучено, чем
бессознательные процессы, и оно стало предметом бихевиоризма
(поведенческой психологии) чьим основателем является Джон
Уотсон.
Центральным методом данного направления в психологии является
эксперимент, а теоритической основой – работы отечественных
физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Методологический кризис в психологии


Продолжительность этапа: с первой половины ХХ
века по н.в.

психика во всем ее многообразии и различном
толковании (на Западе) и деятельность (в СССР).
Несмотря на то, что поистине культовой фигурой
для отечественной психологии является
Л.С. Выготский, человеком, предложившим
изучать деятельность как основу современной
психологии, стал его ученик и сподвижник – Алексей Николаевич
Леонтьев.
Теория деятельности, предложенная им, ставит в центр психологии
не столько психику как таковую, а ее взаимодействие с внешним и
внутренним миром человека.
Человек в отечественной психологии понимается как активное
начало в преобразования мира, тесно связанное со своим
социальным окружением.

Психология как наука о поведении


Продолжительность этапа: с 1960-х годов по н.в.
Предметом психологии в этот период становятся
личный опыт человека.
Зарубежная психология в настоящее время тесно
переплелась с феноменологией – философским
направлением, изучающем опыт человеческого
бытия.
Основателем данного направления в психологии
можно считать американского психолога Абрахама Маслоу,
который считал человека уникальной личностью, а жизненный путь
и опыт каждого – неповторимым.
Согласно данному направлению в психологии люди стремятся к
саморазвитию, совершенствованию и их жизнь наполнена какимлибо смыслом, побуждающему развиваться.
Такое направление в психологии еще называется гуманистическим,
«человек-центрированным», где главной задачей ставится изучение
человека как целостной и уникальной личности.

Психология как наука о психике и деятельности

ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ПСИХОЛОГИИ
понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений
психологии.
Душа (все исследователи до начала XVIII века)
Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология - Д.
Гартли, Джон Стюарт Милль,Александр Бэн, Герберт Спенсер)
Непосредственный опыт субъекта (структурализм - Вильгельм Вундт)
Приспособляемость (функционализм - Уильям Джеймс)
Происхождение психических деятельностей (психофизиология - Иван
Михайлович Сеченов)
Поведение (бихевиоризм- Джон Уотсон)
Бессознательное (глубинная психология: психоанализ - Зигмунд
Фрейд, индивидуальная психология -Альфред Адлер, аналитическая
психология - Карл Густав Юнг)
Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальтпсихология- Макс Вертгеймер)
Проблемы бытия человека (гуманистическая психология - Абрахам
Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл,Ролло Мэй)
Процессы переработки информации информационной системой
«мозг», познавательные способности человека (когнитивная психология -
Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин,
Джон Свитс и другие)

Психология как наука о личном опыте человека

Взаимосвязь психологии с другими науками
Психология как наука носит
междисциплинарный характер и
связана с другими науками.
В таким наукам в первую очередь
можно отнести:
1.Философию
2.Биологию
3.Социологию
4.Медицину
5.Педагогику
Академик Б.М. Кедров предложил
схему, известную как
«треугольник наук», в которой
отразил системный и
междисциплинарный
характер психологии.

Взаимосвязь психологии с другими науками

Отрасли психологии
Междисциплинарный характер психологии, а также тот факт, что
она пронизывает все области деятельности человека позволяет
выделить следующие отрасли психологии:
1. Социальную
2. Педагогическую
3. Психологию развития
4. Психологию труда
5. Клиническую психологию
6. Психофизиологию
7. Дифференциальную психологию
8. Прочие отрасли психологии
Все эти отрасли психологии имеют свои предметы, объекты и
задачи изучения.
Тем не менее, они интегрируются в психологию как целостную
наука, привнося свой специфический вклад в понимание того, кем и
чем является человек.

Социальная психология
Социальная психология – отрасль психологии, которая изучает
социально-психологические проявления личности человека и его
взаимоотношения с другими людьми.
Предметом социальной психологии являются различного рода
взаимодействия между людьми.
К задачам социальной психологии можно отнести изучение
следующих закономерностей:
1.Поведения человека в социальной организации;
2.Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности;
3.Развития нравственно-психологического климата в коллективе;
4.Возникновения и развития коллективных и личностных
установок, мотивов, побуждений;
5.Возникновения и разрешения межличностных конфликтов;
6.Лидерства и индивидуального стиля деятельности;
7.Поведения и социально-психологической адаптации людей в
стрессовых ситуациях и т.д.

Отрасли психологии

Педагогическая психология
Педагогическая психология – отрасль психологии, которая изучает
закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.
Предметом педагогической психологии являются психологические
закономерности обучения и воспитания, причем как со стороны
обучаемого, воспитуемого, так и со стороны учителя, воспитателя.
К задачам педагогической психологии можно отнести следующие:
1. Обеспечить опережения педагогической практики в психологическом
исследовании, поиск нового.
2. Создать условия для развития у ученика навыков самостоятельного
обучения
3. Определение общих закономерностей возрастной психологии в
онтогенезе.
4. Дать психологическую характеристику личности и давать ее на каждом
возрастном этапе.
5. Выяснить психологические механизмы усвоения общественного опыта.
6. Изучить психологическую основу индивидуального подхода.
7. Изучить основы и причины отклонений в психическом развитии детей.

Социальная психология

Психология развития
Психология развития – отрасль психологии, которая изучает
особенности и закономерности развития человека.
Предметом психологии развития является процесс развития
психических функций и личности на протяжении всей жизни
человека.
К задачам психологии развитияможно отнести следующие:
1.Изучение влияний наследственных и социальных факторов на
развитие
2.Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на
развитие детей
3.Соотношение и влияние задатков и способностей
4.Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в
психическом развитии
5.Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии
6.Влияние семьи на психическое развитие
7.Проведение психодиагностической работы
8.Разработка рекомендаций для коррекционной работы.

Педагогическая психология

Дифференциальная психология
Дифференциальная психология (психология различий) –
это отрасль психологии, которая изучает психологические
различия между людьми и различными группами людей.
Предметом дифференциальной психологии являются
различия между людьми и группами людей
Задачи дифференциальной психологии:
1.Выделение наиболее существенных, информативных
психологических характеристик человека, изучение их
структуры.
2.Изучение пределов, в которых психологические признаки
изменяются (межиндивидуальная вариативность).
3.Изучение различий между группами людей.
4.Выявление факторов, лежащих в основе индивидуальнопсихологических различий.

Психология развития

Психология труда
Психология труда – это отрасль психологии, которая изучает условия,
пути и методы научно обоснованного решения практических задач в
области функционирования и формирования человека как субъекта труда.
Предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный
к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях
производственной деятельности.
Задачи психологии труда:
1. Разработка методологических основ и конкретных прикладных
процедур профессионального отбора.
2. Оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема
профессионального обучения в целом.
3. Развитие исследований и разработок по проблеме профессиональной
ориентации личности.
4. Психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий
профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета
психологических особенностей субъекта труда;
5. Разработка психологических основ и конкретных требований,
направленных на учет психологических особенностей субъекта при
проектировании новых технологий и средств труда.

Дифференциальная психология

Психология труда

Клиническая психология
Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая
межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в
системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению.
Предмет клинической психологии включает в себя:
1.Психические проявления различных расстройств.
2.Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
3.Влияние различных расстройств на психику.
4.Нарушения развития психики.
5.Разработка принципов и методов исследования в клинике.
6.Психотерапия, проведение и разработка методов.
7.Создание психологических методов воздействия на психику человека в
лечебных и профилактических целях.
Задачи клинической психологии:
1.Оценка психического здоровья
2.Организация и проведение научных исследований для понимания
психических проблем
3.Разработка, проведение и оценка психологической коррекции и помощи
(психотерапия).

Психофизиология
Психофизиология – это отрасль психологии, которая
изучает взаимосвязь между психикой и мозгом человека,
нейрофизиологические механизмы психических
процессов.
Предметом психофизиологии являются физиологические
основы психической деятельности и поведения человека.
Две основные задачи психофизиологии:
1. Описание организации отношений между элементами
внутри каждой из трех сущностей (духовное психическое - физическое) человека, а также между этими
сущностями в норме и при патологии.
2. Разработка научно обоснованных мероприятий по
структурно-функциональной оптимизации поведения
человека в целом и составляющих его систем в норме и
при патологии.

Клиническая психология

Психофизиология

Методологические основы психологии
Методология – учение о путях получения знания.
Методология психологии – это учение о способах получения
психологического знания.
Методологические принципы психологии:
1. Принцип детерминизма: все психические явления связаны причинноследственными отношениями.
2. Принцип системности: все психические явления связаны между собой и
образуют систему, которая приобретает свойства, отличные от простой
суммы свойств этих самых явлений.
3. Принцип развития – психика развивается, а значит наиболее адекватный
способ ее изучения – это исследование закономерностей этого развития.
Метод – путь научного познания.
Метод (в психологии) – способ получения фактов о психике и способ их
интерпретации.
Методика – вариант, частная реализация метода в конкретных условиях:
организационных, социальных, исторических

Методологические основы психологии


Классификация методов психологии,
предложенная В.Н. Дружининым:
1. Коммуникативные методы
1.1 Целенаправленное интервью
1.2 Свободная беседа
2. Герменевтические методы
2.1 Понимание
2.2 Интроспекция
3. Обсервационные методы
3.1 Инструментальное наблюдение
3.2 Наблюдение
4. Эксперимент
4.1 Естественный
4.2 Лабораторный

Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии

Классификация методов в психологии

Литература
В помощь слушателям
подготовлен
инновационный учебник
нового типа,
совмещающий в себе
изучение предмета
«Психология и
педагогика»
с развитием навыков
эффективного обучения,
включая технологии
развития памяти,
Заказ учебника и поурочных
быстрого чтения,
материалов по электронной почте
логического
мышления.....

В помощь слушателям
ТРЕНИНГИ И ВЕБИНАРЫ ПО:
Эффективным техникам обучения;
Эффективной обработки информации;
Развитию памяти;
Быстрому чтению;
Развитию логического мышлении;
Развитию клинического мышлению;
Развитию интуиции;
Мотивации к учебной и профессиональной
деятельности.
Записаться на дополнительные занятия и тренинги можно по электронной
почте

доцент кафедры

Педагогики и медицинской психологии

Самойлова В.М.

Определение

психологии

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Отличие житейского психологического знания от научного психологического

Конкретность – обобщенность

Интуитивность – рациональность

Ограниченность - широта

Уникальность и универсальность научного знания – ограниченность житейских представлений.

Специфика методов изучения.

Определение науки

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства:

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

▫ методы научно-исследовательской работы;

сумму значений, выступающих в качестве предпосылки, средства, научного результата;

ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.

Характеристики научного знания

опосредованность;

обобщенность;

систематизированность

выражение в особом научном языке.

«О душе»

«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия, стало быть, душа есть энтелехия такого тела»

«Если бы тело было глазом, то его душой было бы зрение»

Аристотель

Рене Декарт и его вклад в психологию

Рене Декарт ввел понятие рефлекса как ответа сложноорганизованной системы на внешнее механическое воздействие. В органических потребностях человека и животных Р.Декарт увидел аналог источника энергии машины. Части организма: его мышцы и сочленения суставов - напоминали механическое устройство.

Однако объяснить все поступки человека только механическими законами оказалось невозможным. Декарт вынужден был признать, что поведением человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым.

Объект и предмет психологии

Предмет психологии:

душа – в недрах религиозной философии;

сознание – в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;

неосознаваемые психические процессы – с конца XIX в. и в начале XX в.;

поведение – с начала XX в. (с 1913 г.);

психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.;

личный опыт человека с 50-х годов XX в.

Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и

Задачи психологии

Разработка проблем методологии и истории психологии.

Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека.

Исследование

закономерностей

возникновения функционирования и развития психики.

Исследование закономерностей развития психики в животном мире.

Изучение условий возникновения сознания и его характеристик в исторической жизни общества.

Задачи психологии

Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности.

Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и обучения.

Рассмотрение процессов и способов связи между человеком и машиной.

Описание и объяснение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Презентация к программе "Уроки психологии". Доступно и наглядно объясняет учащимся основные понятия психологии.

Тест твой психологический тип предлагается учащимсяся для самопознания и закрепления понятий интраверт и экстраверт.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА («психология» переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»))

Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Психика – свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать человека и его поведение.

Основные функции психики (для чего существует психика и что она делает) Отражение – окружающей действительности. Психическое отражение не зеркально – оно преломляется через индивидуальность человека. Регуляция поведения и деятельности – свойства личности

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь Психические процессы А) познавательные Б) эмоционально-волевые Свойства личности Состояния

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Ощущение Восприятие Внимание Память Воображение Мышление Речь

Познавательные процессы С их помощью мы получаем знания об окружающем мире – видим и чувствуем предметы, обращаем на них внимание, запоминаем, обдумываем, рассказываем другим, создаем что-то новое…

ощущения Это отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Цвета, звуки, запахи – все это ощущения. Красный, шершавый, горький, громкий – ощущения.

восприятие Это отражение образа предмета в целом, с помощью органов чувств (зрение и др.) и сравнения образа с прошлым опытом. Мы воспринимаем все что нас окружает: образы людей, зданий, машин, животных и т. д.

внимание Наше сознание бывает направлено на что-то одно, отвлекаясь от всего остального. Мы смотрим интересный фильм, или делаем уроки и не видим, не слышим ничего вокруг.

память Это все что мы запоминаем, что мы ощущали в нашем прошлом опыте, эти образы остаются в мозгу. Запоминаем Сохраняем Воспроизводим Узнаем

воображение Мы можем создавать новые образы на основе ранее воспринятых. Воображение как бы перерабатывает то, что есть в памяти. Произведения писателей, художников, кинематографистов появляются благодаря работе творческого воображения

мышление Получив информацию, мы перерабатываем ее. Обдумываем причины и последствия событий, поступков. Делаем умозаключения. Решаем задачи.

Эмоционально-волевые психические процессы Эмоции и чувства Воля

Эмоционально- волевые процессы Постоянно происходят внутри нас, тесно связаны со свойствами личности.

ЭМОЦИИ ЭТО НАША РЕАКЦИЯ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА НАС. Наше личное к ним отношение.

воля Это то, как мы контролируем свое поведение. С помощью воли мы заставляем себя работать, учиться, достигать чего-либо. А также отказаться от чего-либо (бросить курить).

Свойства личности Способности Мотивация Темперамент Характер

Свойства личности Это все что мы сами и окружающие люди могут сказать о нас. Отвечает на вопрос: «Какой ты человек?»

способности Индивидуальные особенности личности (т. е. наши), которые помогают нам в какой- либо деятельности. Например: способности к музыке, к рисованию и т. д.

мотивация То, что побуждает, заставляет нас делать что либо. Мотивы наших поступков.

темперамент Наши индивидуальные особенности, в них проявляется наше поведение и деятельность, их скорость и эмоциональность.

Типы темперамента и их характерные черты. Сангвиник – подвижность, склонность к частой смене впечатлений, отзывчивость и общительность. Флегматик –медлительность, устойчивость, эмоциональные состояния внешне выражаются слабо. Холерик – бурные эмоции, резкие смены настроения, неуравновешенность, общая подвижность. Меланхолик – легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события.

Слайд 2

Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Эта буква использовалась в прошлом и в русском алфавите, например, в написании слова «Псалтирь»

Слайд 3

Значение слова «психология»

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Слайд 4

Житейская и научная психология

  • Слайд 5

    Области житейской психологии

    Среди населения бытуют суждения по вопросам психологии, представляющие собой субъективное их понимания, и обычно очень неточные, поверхностные, нередко ошибочные - эта область психологического знания относится к обыденной психологии. В последнее время на глубокое проникновение в психологию человека претендуют представители оккультного знания - астрологи, хироманты, предсказатели, колдуны и пр. Они не располагают никакими научными доказательствами достоверности своего знания, ссылаясь только на свою индивидуальность: интуицию, «дар свыше», наследственность и т.п. Это квази (как бы) психология. В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры» просматривается и психологическая струя «поп-психологии» - «упрощенной психологии», психологии для массового читателя, воплощающейся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и пр. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. Большинство же - не более чем житейские рассуждения, подкрепляемые «для научности» упоминанием имен видных психологов и эпизодическими ссылками на серьезные психологические публикации.

    Слайд 6

    Психология как наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики и психических явлений.

    Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа». Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений. Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.

    Слайд 7

    Исторические этапы развития психологии(А.М.Маклаков)

    В научном употреблении термин «психология» первоначально относился к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

    Слайд 8

    Отрасли психологической науки(А.М.Столяренко)

    Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок.

    Слайд 9

    Связь психологии с другими науками

  • Слайд 10

    Специфика научно-психологического познания:

    Полипредметность - множественность предмета психологического исследования. Совпадение субъекта и объекта научного познания. Невозможность непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимость выделения "вторичных объектов*. Преобразующий и конструирующий характер психологического познания.

    Слайд 11

    Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психология - это наука о психике и психических явлениях. Что же значит понятие «психика»? Основные функции психики

    Слайд 12

    Психические явления

  • Слайд 13

    Человек как объект изучения психологии

    Борис Герасимович Ананьев выделял в системе человекознания, в структуре которой находится психология, четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личностьи индивидуальность.

    Слайд 14

    Понятие «индивид»

    Индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

    Слайд 15

    «СУБЪЕКТ» Субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности

    Слайд 16

    Под личностью понимается: индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельности и общении. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо «ЛИЧНОСТЬ»

    Слайд 17

    Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

    Слайд 18

    Методологические принципы психологии

    Методология- учение о принципах построения, формах и способах познания. Методология (от греч. methodos - дорога, путь, теория, учение) - теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем. Методологические принципы психологической науки - основа основ исследования и понимания главных особенностей ее предмета - сущности психики и психической деятельности.

    Слайд 19

    Принцип* причинности (детерминизма, каузальности)

    как общенаучный принцип отражает факт существования в мире явлений, одни из которых являются причиной других. Беспричинных явлений не бывает и в психике человека. Чтобы понять в ней что-то, надо найти причины. Установление причин есть вместе с тем важнейшее условие успеха в разработке конструктивных предложений и воздействий на психику. * От греч. principum - начало, основа.

    Слайд 20

    Принцип взаимосвязи и взаимодействия

    В психике человека взаимодействия особенно богаты, что объясняет и сложности ее познания. Недопустимо изучать и оценивать что-то в психике изолированно, атомарно, в отрыве от других явлений.констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность- реальность, проявление и продукт психической жизни человека, активности цели, мотива, способа действий, обеспечивающих достижение определенного результата. Это внешневнутреннее явление, вид целенаправленной психологической активности и ее взаимодействия с окружающей действительностью.

    Слайд 24

    Принцип социальной обусловленности

    Общественные (социальные) факторы (воздействия других людей, общение, речь, совместная деятельность, социальные нормы поведения, культура, общественно-экономические условия и др.) выступают как наиболее сильные, многочисленные и постоянно действующие факторы, определяющие психическое отражение, развитие и поведение каждого человека.

    Слайд 25

    Методы психологического исследования

  • Слайд 26

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды