Образование государственности у славян. Зарождение государственности у восточных славян

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это - равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Структура общественного управления:

Народное собрание (вече), на котором решались все важнейшие вопросы управления;

Во главе союза племен стоял князь - военный предводитель, первоначально избираемый на народном собрании (позже его власть стала наследственной). Князь являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления;

Совет старейшин.

Тенденции в развитии общественных отношений:

Роль князя в управлении союзом племен увеличивалась;

При князе формировалась дружина - особая организация, связанная не родовыми связями, а общностью военных и имущественных интересов и верностью военному предводителю - князю;

Роль народного собрания и совета старейшин уменьшилась, народное собрание превратилось в собрание воинов, которому князь и его дружина могли диктовать свою волю,

При князе сформировался совет, в который входили разбогатевшие дружинники и представители родоплеменной знати.

Данные тенденции свидетельствуют о процессе преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы:


Появляется особая, не совпадающая с населением, отделенная от него публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления, вооруженными силами (дружиной) и распространяющаяся на определенную территорию;

Формирование имущественного неравенства и частной собственности создает возможности сбора налогов (дани) в пользу государства.

Племенные союзы в военно-политических целях образовывали более крупные политические формирования - «союзы союзов», которые фактически являлись образованиями государственного типа.

В VII в. наиболее крупными союзами были: Куяба (с центром в Киеве), Артания (с центром в Рязани), Славия (с центром в Новгороде).

Феодальная раздробленность, города-государства. Московское княжество (ХII-ХV вв.);

Феодальная раздробленность - закономерный этап в развитии общества. Эту стадию прошли и другие феодальные государства. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития.

В самостоятельных землях Руси развивалась экономика, например, накануне монгольского вторжения было уже около 300 городов, распространялось пахотное земледелие, совершенствовались орудия труда.

Однако раздробленность вызвала ослабление военного потенциала страны, что трагически сказалось во время монгольского нашествия на Русь.

Причины феодальной раздробленности:

Рост численности населения и военного потенциала в разных областях Руси стали основой для образования суверенных княжеств.

Княжеские и боярские вотчины имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой - ослабляло власть великого князя.

Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Теперь князья боролись не за захват власти по всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей, заботились об укреплении своих земель.

Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между боярством и местными князьями возникли противоречия, борьба за влияние и власть.

Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти привело к тому, что Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств.

Великое княжество Московское

Выделилось из состава Владимирского великого княжества в конце XIII века как удел младшего сына Александра Невского — Даниила. В первые годы XIV века присоединило ряд сопредельных территорий и стало соперничать с Тверским княжеством. В 1328 году вместе с ордынцами и суздальцами разгромило Тверь, и вскоре московский князь Иван I Калита стал великим князем Владимирским. Впоследствии титул за редким исключением сохранялся за его потомством. После победы на Куликовом поле за Москвой закрепилось значение центра объединения русских земель. В 1389 году Дмитрий Донской передал великое княжение по завещанию своему сыну Василию I , что было признано всеми соседями Москвы и Ордой.

В 1439 году московская митрополия «всея Руси» не признала Флорентийскую унию греческой и римской церквей и стала фактически автокефальной.

После вокняжения Ивана III (1462) процесс объединения русских княжеств под властью Москвы вступил в решающую фазу. К концу правления Василия III (1533) Москва стала центром Русского централизованного государства, присоединив помимо всей Северо-Восточной Руси и Новгорода также смоленские и черниговские земли, отвоёванные у Литвы. В 1547 году великий князь Московский Иван IV был венчан на царство. В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1589 году московская митрополия была преобразована в патриархию. В 1591 году в царстве был ликвидирован последний удел.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада боль­шой семьи и перерастания родовой общины в сель­скую (соседскую). Известную роль в ходе образования госу­дарства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII-VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль на­родного собрания как высшего органа власти; всеобщее во­оружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общи­ны, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Нали­чие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Потоки расселения: обогнули Карпаты и вышли на Днепр; с юга Балтики к Ладоге.

Военная демократия.

Община влияла сильно.

Племенные союзы – думбы. 8в – города.

Образование государственности у восточных славян со­впало (и было обусловлено) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территори­альными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было об­разовано 14 племенных союзов, возникших как военные объ­единения. Организация и сохранение этих образований тре­бовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В каче­стве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объеди­няются в еще более крупные формирования - «союзы со­юзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упо­минаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где прави­ла полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

6. Образование Древнерусского государства

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.

Это древнейший летописный свод «Повесть временных лет». Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере.

Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян уществовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Тем не менее летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. определенной группой историков, разработавших варяжскую версию образования Русского государства. В это время в Российской Академии наук работала группа немецких историков, которые истолковали летописное предание в определенном смысле. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М. В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов.

Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М. В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких- либо славянских племен. Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две эти важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, созда

в громадное по тем временам государство.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. .

Норманнизм и антинорманнизм.

Норманнисты считают, что гос-стью Русь обязана исключительно Рюрику. Антинорманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Предпосылки же гос-сти на Руси складывались под воздействием объективных причин в течение предшествовавшего призванию Рюрика времени. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую академию наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между норманнистами и антинорманнистами в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем гос-во поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения Рюрика, а также наличия предпосылок гос-сти в самой Руси до Рюрика. "Антинаучная" норманнская теория б

ыла "разоблачена" в 30-е гг. XXв., а в 90-е гг. XXв. (по теории маятника) уже антинорманнскую теорию чуть было не объявили "антинаучной" и "коммунистической" Во всяком случае, сейчас споры между норманнистами и антинорманнистами возобновились.

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Теории происхождения Древнерусского государства.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Предисловие

– это важный, еще не до конца изученный вопрос в истории. Ведь причины появления государства у восточных славян, появление Киевской Руси кроются в общности интересов и целей народа и закрепляют это соединение какой-либо связующей формой общественного и государственного строя. Поэтому важно знать, каким образом и как шло формирование государственности у Восточных славян, ведь в дальнейшем Киевская Русь создала культурные и политические предпосылки для создания и дальнейшего развития Российского государства. Так же этот вопрос актуален и тем, что сегодня идет пересмотр решающей роли норманнов в создании государства у восточных славян, и это тоже очень важно, ведь важно знать для самосознания Русского народа, что государственность появилась не благодаря скандинавам-германцам, а вследствие развития собственных социально-экономических отношений. В данной работе я прослежу развитие государственности у восточных славян, начиная от военных союзов (первых догосударственных объединений славян) до расселения восточных славян на Русской равнине, и следствия этого расселения, благодаря которым восточные славяне попали в ряд новых местных условий, которые, в свою очередь, создали дальнейшие предпосылки к возникновению государственности.

Военные союзы – догосударственные образования у славян

Важно заметить, что догосударственные образования, в виде военных союзов, возникают у славян еще до их размежевания на западных и восточных славян. Главная же причина появления этих союзов заключается в необходимости защиты от других народов, таких как авары, франки, хазары, и в набегах на Византийскую империю.

Ярким известным примером военного союза является объединение богемских славян под предводительством некоего вождя Само в 623 году, который был избран в цари. Под его предводительством богемские славяне сбросили аварское иго и даже смогли противостоять франкам, разгромив их многочисленное войско под предводительством короля Дагоберта. В дальнейшем это догосударственное образование распалось после смерти самого Царя Само.

Другим военным союзом, интересующим нас больше, потому что он объединял главным образом именно восточных славян, был военный союз славян на Карпатах в VI веке, именно он находился на юго-западе Русской равнины, на северо-восточных склонах и предгорьях Карпат.

Здесь главным объединяющим фактором были военные походы на Византийскую империю, причем важно отметить, что в отличие от германских племен которые вторгались на территорию Западной Римской империи целыми племенами, славяне совершали набеги вооружёнными дружинами, выделяющимся из разных племен. Такие дружины и становились боевой связью отдельных племен.

О об этом союзе повествует и «Повесть временных лет», упоминая, однако, только одно племя дулепов, хотя существовали и другие племена, например поляне, северяне, древляне, кривичи, хорваты, уличи, радимичи, дреговичи, вятичи и др. Так повесть рассказывает о нашествии аваров на дулепов в VI-VII в.в. Упоминание имени одних дулепов можно объяснить следующим. В 1040 годах арабский писатель Масуди в своём географическом сочинении «Золотые луга» писал о восточных славянах. Он говорил о неком племени валинана (волынян), которое господствовало некогда над другими племенами, и вождь их был одновременно и царем всех восточных славян, но затем пошли раздоры и союз распался на отдельные племена, каждое из которых выбрало уже своего царя. А из «Повести» Нестора мы знаем, что волыняне – это те же дулепы. И «Повесть», упоминая про аварское нашествие, говорит о дулепах только потому, что всех восточных славян называли по имени главного племени, как впоследствии Русью называлась только Киевская область, а потом уже все восточные славяне.

Расселение восточных славян по Русской равнине, как следствие появления условий для создания государства

Дальнейшее расселение восточных славян по Русской равнине в VII веке из-за Аварского нашествия обособило Восточных славян, и в действие уже вступили новые особые местные условия, которые и влияли на их жизнь многие столетия.

Что же прежде всего способствовало появлению государства у славян? Это распад родового строя, который был вызван, прежде всего, колонизацией, так Родовой союз держится крепко, пока родичи живут вместе, но колонизация и особенности края, куда они отправились, разрушали совместную жизнь родичей. Таким образом, распадался родовой строй, где родственники жили отдельными поселками и не вперемежку с чужеродцами.

Родовой союз держался на двух столбах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Но власть старшины в ходе колонизации русской равнины не могла простираться с одинаковой силой на все родственные дворы, разбросанные по обширным лесам и болотам. Таким образом, место родовладыки в каждом дворе занимал домовладыка, хозяин семьи. Самое важное – то, что хоть родичи и могли помнить своего одного предка, кровное родство, общие обычаи, в области права и имущественных отношениях связь между родичами все больше слабела. Таким образом, появилась соседская община, взамен родовой, что способствовало развитию более совершенных общественных отношений. В соседской общине хоть и сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, семье уже выделялись в пользование участки пахотной земли. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая и получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Развитие орудий труда и обособление общины порождало накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Вследствие этого происходило расслоение общины и рост имущественного неравенства, накопление богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало. Таким образом, имущественное расслоение порождало дальнейшие предпосылки для создания государства у восточных славян.

Еще важнее для создания государства у восточных славян, были экономические предпосылки, в частности – торговое движение по Днепру. Если посмотреть, как размещала «Повесть временных лет» славянские племена, нетрудно заметить, что основная масса племён занимала западную часть Русской равнины. Это объясняется, прежде всего, тем, что в то время Днепр был удобнейшей торговой дорогой для западной полосы Равнины, пронизывая её с севера на юг. Этот торговый путь достаточно подробно описан Нестором в «Повести временных лет»: «И бе путь из варягъ в грекы и из грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокъ по Ловоти, и по Ловоти внити въ Илмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево; и того озера внидеть устье в море Варяское; и потому морю внити доже и до Рима; а от Рима прити по тому же морю къ Цесарюграду, и от Царяграда прити в Понт море, в неже втечеть Днепръ река”. Также параллельно пути из «варяг в греки» существовал путь через Волгу и Каспий, так называемый путь из «варяг в персы». Таким образом, восточные славяне, сев на Днепре, оказались втянуты в сложное торговое движение. Днепр открыл дорогу для восточных славян к черноморским и каспийским рынкам. Благодаря торговле началось активное освоение естественных богатств занятой земли. С тех пор главными предметами внешней торговли были пушнина, мед, воск. Эта торговля начинается с конца VII века, на это указывают найденные клады в области Днепра, наибольшее количество которых находили IX и X века, ко времени наибольшего развития торговли на Днепре. Оживленная торговля усилила имущественное расслоение славян и создала дальнейшие предпосылки для создания городов, и, соответственно, для появления первых государственных образований.

Появление городов у восточных славян

Следствием успешной торговой деятельности восточных славян стало появление древнейших торговых городов, это, например, такие города, как Киев, Преславль, Смоленск, Чернигов, Любеч, Новгород, Полоцк, Ростов. Если посмотреть на географическое размещение этих городов, то становиться ясно, что они были созданы успехами внешней торговли, так как большинство этих городов возникло по главному речному пути «из варяг в греки». Создание этих больших торговых городов являлось завершением сложного экономического процесса. Так восточные славяне расселяются по Днестру одинокими дворами, с развитием торговли среди этих, ранее обособленных дворов, возникают сборные торговые пункты, куда славяне сходились для торговли. Эти торговые пункты назывались погостами. Такие мелкие рынки стремились к более крупным, возникающим на особо бойких торговых путях. И в дальнейшем наиболее крупные погосты-рынки становились посредниками между иноземными торговцами и туземными промышленниками, в результате чего они превращались в города.
Города служили главными торговыми центрами и складами для образовавшихся вокруг них промышленных округов. В дальнейшем города начали вооружаться: для защиты своей торговли и торговых путей возводились стены, вводилось военное устройство, города запасались ратными людьми. Так к IX веку стал складываться военно-промышленный класс, в состав которого входили так называемые варяги. Варяги имели иной характер на Руси, чем Западе. Здесь они выступали, прежде всего, как торговцы или же шли в Византию, чтобы наняться Императору или пограбить богатых греков. Варяг на областном русском лексиконе означает мелкий розничный торговец в больших торговых городах. Варяги смешивались здесь с туземным классом вооруженных купцов, нанимаясь охранять русские торговые пути. После формирования из местных и иноземных элементов военно-промышленного класса в городах, экономическое подчинение городу подкреплялось военным подчинением промышленных округов и, соответственно, племен, обитавших в этих округах. В IX веке образуется первая местная политическая форма – городовая область, называлась она так же, как и главный город. Это были области Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Переясловская и Киевская. Таким образом, вооружённые города образовывались именно среди тех племен, которые наиболее активно участвовали во внешней торговле, подчиняя себе соплеменное окрестное население, для которых они прежде служили торговыми сосредоточениями, а также подчиняли другие соседние племена, не имевшие городов.

Появление Варяжских княжеств

Варяжские княжества являются вторичной политической формой, после городовых областей на Руси. Варяжские княжества возникали в тех городах, куда с особой силой приливали варяги. Когда они набирались в достаточном количестве, варяги легко становились вместо наёмников-охранников торговых судов в правителей. Таких княжеств мы встречаем на Руси несколько: так во второй половине IX века на севере княжество Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворово в Изборске, Аскольдово в Киеве. В X веке Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припяте, причем существование последних двух княжеств было упомянуто в «Повести временных лет» мимоходом. Можно предположить, что подобные княжества возникали и в других местах и исчезали бесследно. Также важно упомянуть и «Сказание о призвании князей», если отбросить идеалистический покров и буквальное значение «Сказания», станет ясно, что оно говорит не о прошении новгородцев править над ними, а о найме для защиты торговли от других норманнов или каких-либо внешних врагов, за определенную плату. Но, видимо, охранители хотели больше плату, тогда произошло восстание, подавленное бывшими наёмниками, ставшими уже властителями, а наёмное жалование превратилось в обязательную дань. «Сказание» демонстрирует переход городовой вольной области Новгородского княжества в Варяжское княжество.

Несостоятельность Норманнской теории

Также важно упомянуть, что варяги не принесли на Русь каких-либо умений политического управления и не явились основателями Русского государства, как утверждают норманисты, например такие, как Карамзин, Шлецер, Миллер и др. Основываясь на высказывании Нестора: «Древляне, живяху звирминным образом, ядяху вся не чисто…» Ломоносов, Щербатов, Татищев опровергли эту теорию, но до сих пор мнения ученных расходятся. И я больше всего согласен с антинорманнистами.

На несостоятельность Норманнской теории указывает, прежде всего, то, что время Норманнского нашествия началось позже формирования городов на Руси. Об этом говорит то, как называли скандинавы Древнюю Русь – «Гардарикой», что в переводе означает страна городов. И главное, уже был сформирован военно-промышленный класс в городах, варяги только влились в него, об этом говорят также арабские источники: Еврей Ибрагим – путешественник и торговец, оставил записку в сочинениях Арабского писателя XI в. Аль-Бекри, в первой половине X века он писал, что «племена севера (варяги) завладели некоторыми из славян и до сей поры живут среди них, даже усвоили их язык, смешавшись с ними».

Это также подтверждают и археологические раскопки, например, Гнездовских курганов: в погребениях состоятельных дружинников наблюдаются следы обрядов, в устройстве курганов и в утвари – разнообразные сочетания скандинавских со славянскими признаками, при явном преобладании славянских.

Что касается заимствований слов, то из скандинавского языка оно минимально. В свою очередь в скандинавском языке много заимствований из русского. В него вошли такие русские слова, как «торг», «толк» (перевод), «ладья» и другие, обозначающие важные понятия цивилизации.

Большинство политических терминов было исконно русского происхождения. Вот некоторые из таких терминов – власть, государство, закон, право, вина, суд, воин, рать, дань, стол (престол).

Наиболее состоятельно мнение о том, что действительно первые Русские государства, т.е. города – городовые области, образовывались в результате внутреннего общественно-экономического развития, а не под воздействием внешних обстоятельств, но вливание варягов в военно-промышленный класс городов, ускорило процесс становление первых государств.

Образование великого княжества Киевского – первой формы Русского государства

В ходе дальнейшего углубления экономических и политических изменений, рассмотренных выше, появилась третья политическая форма на Руси. Это великое княжество Киевское, которое появилось из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей. Объединение городовых областей вокруг Киева было неслучайным. Прежде всего, благодаря своему географическому выгодному положению, Киев замыкал цепь торговых русских городов по пути из варяг в греки, тем самым он становился сборным пунктом русской торговли. И тем самым Киев делал зависимым от себя все остальные торговые города. Поэтому именно общий торговый интерес соединял прибрежные торговые города под властью Киева, и под властью Киевского князя. Став Варяжским княжеством, Киев уже не мог оставаться, в силу своего экономическо-географического значения, княжеством местного значения. Начался процесс объединения вокруг Киева других русских городов, заинтересованных в общем торговом интересе, а в дальнейшем, в ходе укрепления власти Киевского князя, происходит насильственное подчинение тех племён, которые не хотели добровольно поддержать киевских князей, так как находились в стороне от главных торговых путей. И я считаю поэтому, что призвание Рюрика в Новгород нельзя считать началом появления Русского государства, оно основывалось на деятельности Аскольда (и Дира) и потом Олега в Киеве, именно при этих правителях из Киева пошло политическое объединение всего русского восточного славянства, и именно поэтому можно признать Киевское великое княжество первоначальной формой Русского государства.

В подтверждении этого можно указать на то, что первым общерусским военным мероприятием, вызванным общим интересом, был поход на Царьград Аскольда и Дира в 860 году, направленный не только на грабёж Византии, но и на достижение выгодных торговых договоров. Дальнейшие походы Русских князей преследовали ту же цель.

Ярким признаком возникновения государственности мы видим в возникновении системы налогообложения. Как только Олег утвердился в Киеве, он занялся установлением порядка сбора дани с подвластных племен Существовали несколько способов налогообложение: повоз – подвластные племена сами подвозили дань в Киев, полюдье – административно-финансовая поездка князя для сбора дани по подвластным племенам, в дальнейшем система была реформирована Ольгой, ведены «Уставы и оброки, дани и погосты», то есть учреждались сельские судебно-административные округа и устанавливались податные оклады.

Заключение

В данной работе я проследил основные моменты возникновения государственности у восточных славян. Можно сделать вывод о том, что способствовало появлению государственности. Во-первых, то, что в ходе переселения восточных славян на Русскую равнину славяне попали под действие новых экономических условий, вызванных, прежде всего, характером освоения края, а в ходе освоения нового края произошла смена родовой общины соседской. Во-вторых, на возникновение государственности большое влияние оказало оживлённое торговое движению по Днепру, вследствие чего возникали погосты между дворами, которые превратились сначала в крупные торговые города, в них сформировался военно-промышленного класс для защиты своей торговли, а затем из городов выросли городовые области. И, в-третьих, объединение городовых областей происходило под властью Киева, а именно под властью Киевского князя, который возглавлял военно-промышленный класс. Поэтому одним из главных факторов сближения разрозненных княжеств был экономический интерес, и этим экономическим фактором была торговля, дань, шедшая Киевскому князю, питающая внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направляет и внешнюю деятельность первых русских князей: Олега, Игоря, Святослава, Владимира и Ярослава к главным двум целям: приобретению заморских рынков и к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам. Таким образом, можно сказать, что в образовании Русского государства принимали участие оба фактора – это общий интерес и вооружённая сила. Как только в Киеве утвердилась вооруженная сила, в лице князя с дружиной, способная удовлетворить потребность в охране торговли, то этой силе добровольно подчинились все торговые города Руси с их областями, соответственно князь с вооружённой дружиной превращался в политическую власть. В дальнейшем пользуясь поддержкой дружины и заинтересованных в торговле племен, князь покорил другие племена, не разделяющего этого общего интереса, тем самым было завершено политическое объединение восточных славян, и одновременно возникновение государственности у восточных славян.

Использованная литература: Н.М. Карамзин История государства Российского; В.О. Ключевский Русская история от древности до нового времени; История государства и права России: Учебник для вузов под редакцией С. А. Чибиряева – 2002- С 528.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Известную роль играли неразвитые рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII-VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины и патриархального рабства тормозило процесс социальной развития.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и
княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования - «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (Киев), Славия (Новгород), Артания (Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз «Русская земля». Центром объединения был Киев.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян. Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен - древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине XI - начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В IX-XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент», вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения древнерусского государства. В
этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии.

Новгород был древним племенным центром. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории, но ее
быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. С XI в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине XII в. (Полозов) все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

Еще по теме Возникновение государственности у восточных славян.:

  1. 1.1. Возникновение у восточных славян верховной власти и образование системы княжений
  2. 1.3. Обычное право восточных славян и памятники права X-XIH вв.
  3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У СЛАВЯН. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА