Образ родины в творчестве маяковского. Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского

Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.

С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, её гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» — в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.

Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объёмны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:

Напрасно пухлые руки взмолены,--

Не остановить в его неслышном карьере.

Республик и царств беря барьеры.

Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его «голубую Русь». Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Его стихи — это летопись жизни с её взлётами и падениями.

Читая «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», «Преображение» мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чём он видит их смысл? Что означает — «принимал с крестьянским уклоном»? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в «деревенский рай», где «злачные нивы», «стада буланых коней», где с пастушеской дудкой «бродит апостол Андрей» («Иорданская голубица»).

Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.

Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня — образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.

Сойди, явись нам, красный конь!..

…О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села — всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.

Своё восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.

С огромным мастерством передаёт он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.

Главная тема и главный герой поэмы — народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос — это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.

Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

И я, Как весну человечества, Рожденную В трудах и в бою, Пою Мое отечество, Республику мою! В. Маяковский О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его сти­хах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мне­нию, это не только «народа водитель», но и «народный слу­га». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт. Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопро­сы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям со­ветских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно кон­кретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещан­ством, эгоизмом. Перо - грозное оружие поэтов, и Мая­ковский умело им пользовался. В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти - живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишени­ям во имя достижения дели, самоотречение вселяют в серд­це поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города-сада»: Я знаю - Город Будет, Я знаю - Саду Цвесть, Когда Такие Люди В стране Советской Есть! Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды». По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно ак­тивно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалис­тической войны и в первые годы после революции. Там За горами горя Солнечный край непочатый. За голод, За мора море Шаг миллионный печатай! Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей но­вой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворе­нию Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает ис­креннюю радость: Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня До последней пуговицы в одежде Жизнь переделаем снова. Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвя­тил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого пат­риотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему. …главное в нас Это - наша Страна Советов. Советская воля, Советское знамя, Советское солнце. Маяковский был уверен, что время и усилия его совре­менников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество - это великое, бо­жественное дело, а творчество совместное для Маяковско­го было не только необходимым, но и священным. Мы идем Сквозь револьверный лай, Чтобы, Умирая, Воплотиться В пароходы, В строчки И в другие долгие дела. Не нашли то, что искали? Посмотрите ссылки ниже:

2004-2015 _uacct = «UA-974261-2″; urchinTracker(); var MarketGidDate = new Date(); document. write(»); $(function() { setTimeout(function() { $(function() { if ($(‘.banner_is_empty’).height() mainContentHeight) { $(‘.main-content’).css(‘min-height’, mainColCenter — mainHeadHeight — 72); } });

Как весну человечества,

Рожденную

В трудах и в бою,

Мое отечество,

Республику мою!

В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только "народа водитель", но и "народный слуга". На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению "пережитков". Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой "дрянью": бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо - грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти - живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишениям во имя достижения дели, самоотречение вселяют в сердце поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле "города-сада":

Город Будет,Я знаю - Саду Цвесть,Когда Такие ЛюдиВ стране Советской

Маяковский говорил об "адовой" работе, совершаемой гражданами молодой страны: "освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды". По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.

ТамЗа горами горяСолнечный край непочатый.За голод,За мора мореШаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, "с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден". Ему по душе и "громадье" планов строителей новой жизни, и "размаха шаги саженьи", и марш, "которым идем в работу и в сраженья". Будучи причастен к сотворению Отечества, "которое будет", Маяковский ощущает искреннюю радость:

Граждане!Сегодня рушится тысячелетнее "Прежде".Сегодня пересматривается миров основа.СегодняДо последней пуговицы в одеждеЖизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.

Главное в нас

Это - наша Страна Советов.Советская воля, Советское знамя, Советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия его современников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Описание событий в романах и других произведениях - это великое, божественное дело, а творчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.

Сквозь револьверный лай,Чтобы, Умирая, ВоплотитьсяВ пароходы, В строчки И в другие долгие дела.

как весну человечества, рожденную

в трудах и в бою,

мое отечество, республику мою!

В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только «народа водитель», но и «народный слуга». На службу своей Роди­не, своему народу, революции и поставил свое творчество этот ве­ликий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех собы­тий, искренне радовался достижениям советских людей, стремил­ся к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в ко­торых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошло­стью, мещанством, эгоизмом. Перо - грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти - жи­вые, со своими мыслями, делающие определенную работу в пост­роении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолю­бие, готовность к лишениям во имя достижения цели, самоотрече­ние вселяют в сердце поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города-сада»:

Я знаю - город

Я знаю - саду цвесть,

когда такие люди

в стране -■>

советской

Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой граж­данами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ши­рится добыча угля и руды». По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир но­вый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарив­шихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.

за горами горя

солнечный край непочатый.

За голод,

за мора море

шаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворению Отечества, «которое будет», Маяковский ощушает искреннюю радость:

Граждане!

Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается миров основа.

до последней пуговицы в одежде

жизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремлением быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.

Главное в нас

это - наша

Страна Советов.

Советская воля,

советское знамя,

советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия егосовременников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут Даром. Творчество - это великое, божественное дело, а творчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.

сквозь револьверный лай,

во/ьютиться

в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.

как весну человечества,

рожденную

в трудах и в бою,

мое отечество,

республику мою!

В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его сти-хах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мне-нию, это не только «народа водитель», но и «народный слу-га». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопро-сы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям со-ветских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно кон-кретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещан-ством, эгоизмом. Перо — грозное оружие поэтов, и Мая-ковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти — живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишени-ям во имя достижения дели, самоотречение вселяют в серд-це поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города-сада»:

Я знаю — город будет, Я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!

Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды». По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно ак-тивно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалис-тической войны и в первые годы после революции.

Там за горами горя солнечный край непочатый. За голод, за мора море шаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей но-вой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворе-нию Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает ис-креннюю радость:

Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвя-тил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого пат-риотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему. Материал с сайта

...главное в нас это — наша Страна Советов. Советская воля, советское знамя, советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия его совре-менников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество — это великое, бо-жественное дело, а творчество совместное для Маяковско-го было не только необходимым, но и священным.

Мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • маяковский стихи о родине анализ
  • найти в творчестве маяковского крылатые выражения
  • сочинение по теме родина в творчестве маяковского
  • родина в творчестве маяковского кратко
  • сочинение на тему родина в творчестве маяковского