Образ родины в изобразительном искусстве. Как называется средство художественной выразительности, используемое А

Балыклейская средняя общеобразовательная школа

Урок по изобразительному искусству в 6-ом классе

«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Работу выполнила

с. Балыклей

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Цели: дать общий обзор изобразительного искусства в борьбе с фашизмом в годы войны; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему народу; чувство патриотизма; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны; учить передавать плановость в рисунке, развивать творческое воображение и представление, изображаемых предметов в перспективе.

Зрительный ряд: портреты художников (А. Дейнека, Б. Пророков, А. Пластов, Г. Коржев);

репродукции картин, посвященных войне; выставка книг о войне, аудиозаписи песен о войне.

Оборудование для учащихся: альбомы, кисти, краски.

Оборудование для учителя: педагогический рисунок (поэтапное построение рисунка с учетом перспективы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Ход урока

Эпиграф урока: «Это не должно повториться»

(Б. Пророков)

I. Организационный момент.

II. Беседа.

60 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам была не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Удивляешься, читая станицы истории, их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками?

Любовь к Родине, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?

Звучит песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»

Принято считать с глубокой древности, что когда говорят пушки, музы молчат. Великая Отечественная война отрицала это утверждение: грохотали орудия по всей земле; умирая, голодая и замерзая в осаде город на Неве; пылал в огне город на Волге; истекала кровью Брестская крепость, музы – не молчали! Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники писали картины – и все это было востребовано. Может поэтому выстояли наши деды в той страшной войне.

Сегодня наш разговор – о живописи военных лет. Первыми «заговорили» языком красок «Окна ТАСС» и плакаты «Боевого Карандаша». Выставленные в витринах , расклеенные на стенах, они собирали группы людей, на лицах которых рождалась улыбка: на этих картинах враг не был страшен, жесток, он был смешон, жалок, труслив…

Особенно пользовались популярностью художники – карикатуристы Кукрыниксы (союз 3-х художников) - , .

Гитлер боялся карикатуры и обещал за головы художников огромные суммы.

Но все же надо отметить, что в первой половине войны плакаты носили трагический характер: «Освободи!», «Отомсти!». Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», на котором изображена женщина, прижавшая сына к груди, а на них нацелен штык с фашистской свастикой. Плакат звал, умолял, приказывал…

Во второй половине войны изменилось содержание плаката: работа, солдат пьёт воду из каски и тут же присутствует надпись: «Пьём воду из родного Днепра: Будем пить из Прута, Немана и Буга» (1943 г.).

Зазвучала надежда на Победу. И вот уже на плакате солдат, кстати, очень напоминающий Василия Теркина, присел, чтобы получше натянуть голенище сапога: «Дойдем до Берлина!» (1944 г.)

Но в годы войны создавались и целые серии картин, и отдельные полотна.

Александр Алексеевич Дейнека (гг) – народный художник СССР.

«Оборона Севастополя»

Шли жаркие, кровопролитные бои, те что «не ради славы, ради жизни на земле». Наши войска оставили Севастополь, но Дейнека так написал «Оборону Севастополя», что мы видим этих сражающихся насмерть моряков уже победителями.

Картина очень большая по своим размерам. На ней изображен бой такого напряжения, что кажется, что сам находишься в гуще событий. На картине четко просматривается три плана. На первом плане – во весь рост изображен матрос, который готовится бросить связку гранат. Он только приготовился к броску, но мы уже представляем, что произойдет через мгновение: лавина фашистов превратится в кровавое месиво. Хотя, лавины на картине нет, художник срезал край картины справа, но лавина ощущается. Вот в чем заключается чудеса искусства.

Поза матроса на первом плане дана в такой яростной динамике, что чувствуешь его победу.

Настроение создается за счет колорита: обратите внимание – ослепительно белая одежда матросов на фоне грозового неба контрастирует с темными фигурами врагов на светлом фоне. Они жмутся, почти прилегают к земле.

Рассмотрим второй план. Здесь смертельно раненному матросу противопоставлен убитый немец.

На третьем плане штыковая атака – в смертельной схватке сошлись противники.

Героика выражена в мимике, в жестах и от картины идет ощущение подвига – так защищают родную землю.

В годы войны работал народный художник СССР, действительный член Академии художеств Аркадий Александрович Пластов (гг.)

В 1942 году, который был очень тяжелым для нашей страны, он пишет картину «Фашист пролетел», в котором есть философское осмысление лика войны.

… Перед нами опушка осеннего леса. Порыжела трава. Не видно цветов, но еще греет солнце и скотине есть чем полакомиться на воле, еще синее небо над головой.

Несколько мгновений назад мальчик-пастушок оглядывал с гордостью вокруг: ведь ему доверили пасти сельских коров!

Но налетел фашист, и не стало пастушка на свете. Он уткнулся лицом в землю, смочила кровь мальчишескую челку – оборвалась детская жизнь…

Замычали коровы, испуганно подняв головы, завыла собака. А мальчика на свете навсегда не стало.

Каким же чудовищным кажется злодеяние немецкого летчика, ведь он расстрелял не скопление военных сил противника, всего лишь мальчика да стадо сельских коров.

Эта картина потрясла и звала к отмщению. В 1945 году Пластов написал картину «Жатва». Она предельно проста: в поле у снопов обедают старик и дети – те, кто в годы войны кормил всю Россию, на плечах которых лежала забота о провианте для фронта и о куске хлеба для тыла.

От картины веет надеждой: завтра вернутся с фронта отцы и братья.

Нельзя не остановиться на творчестве Бориса Ивановича Пророкова (19гг.) – народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств, графика.

Это человек мужественной судьбы. Он прошел всю войну. Судьба бросала его с юга на север, из Прибалтики на Дальний Восток, в Китай, Манчжурию. Он рисовал всегда – и на фронте тоже. Выполнил серию из десяти работ и дал название, звучащее, как набат – «Это не должно повториться!»

Успех на выставке в 1960 году был потрясающим. Люди смотрели молча, унося призыв в сердце – сражаться против фашизма, так как он несет гибель для всех людей планеты.

Вся серия выполнена темперой и тушью, кое-где оживленных цветными карандашами.

Вот первый лист. На нем мать кормит грудью ребенка, крепко прижимая его к себе, но у нее за плечами винтовка . Лицо матери-воина сурово, тревожно.

Второй лист. Молодая женщина брошена наземь. Руки у нее связаны за спиной, тело изогнуто от боли и надругательства, над молодостью и нежностью «Изуверство» - другого названия не придумать.

Третий лист. «У Бабьего Яра» - так называлось под Киевом место, где фашисты расстреляли 170 тысяч безвинных людей. Художник воплотил эту трагедию в образах трех женщин, идущих на смерть. О том, что они пережили, прежде чем сделать последние шаги на земле, мы не знаем, но догадываемся…

Справа старуха, она несет в руке зажженную свечу, оберегая от ветра ее пламя. Рядом с ней женщина закрыла руками лицо, мы не видим глаз, но скорбно все тело! Слева – молодая женщина с глазами полными слез, ненависти и гнева. Они идут на смерть, но они выше смерти.

Все картины создавались, когда Пророков был очень болен, и, побеждая эту болезнь, он все-таки обращался к видениям прошлого, чтобы они не повторились в сегодняшней реальности.

Гелий Михайлович Коржев. Когда началась война, ему не было и 16-ти лет. В этот миг прервалась юность художника. Цикл его картин «Опаленные огнем войны» включает полотна «Проводы», «Заслон», «Следы войны», «Мать», «Старые раны». Каждое из них содержательное, глубокое по мысли, оригинально по композиционному строю – создает вполне завершенный образ. Они являют собой панораму жизни, борьбы, страдания в годы Великой Отечественной войны. Все картины наполнены человеческими переживаниями и такой болью, что невольно притягивают к себе, заставляют углубиться в их содержание.

«Заслон». Люди выставлены фашистами как живое заграждение. Они стоят лицом во весь рост к наступающим войскам Советской Армии, спиной – к затаившимся в окопах немцам и ждут. Ждут и те и другие. Одни – что будут делать советские солдаты, другие – как поведет себя смертники, стоящие у бруствера. Одно неверное движение – и выстрел в спину. Сельский интеллигент, наверное, учитель, ждет спокойно, взгляд женщины – тревожен, ребенок – пока не понимает ужаса своего положения. А внизу у ног чернеют дула автоматов и жестокие лица врагов. Трудно представить, что происходило в сознании каждого из поставленных на край окопа, по существу – на край жизни. И даже естественный страх перед смертью не убил в людях человеческого достоинства, не лишил их мужества.

Коржев с неотразимой силой пишет о том, что волнует разных людей, в умении ставить перед собой реалистические традиции. В картинах объединены сегодняшний день и взгляд автора в день завтрашний.

Да славится имя России!

Мы помним: огнем и железом

Врага нашу землю пытали,

В полях не слезами, а кровью

Над мертвыми плакала Мать.

Бессмертное имя – Россия –

Нам молнии в небе писали,

Скрепляя солдатскую клятву

За Родину насмерть стоять.

Смывают любую неправду

Преданья ее вековые

А правда, окрепшая в грозах,

Становится выше, видней.

Хранит нас и в горе и в счастье

Бессмертное имя России,

Да будет чиста наша совесть

Во веки веков перед нею.

Звучит песня «Я люблю тебя, Россия!»

III. Самостоятельная работа.

Ребята, любите Россию – нашу Родину, нашу Землю. Дороже ее ничего нет. А теперь, давайте попытаемся с помощью красок изобразить героическое прошлое нашей Родины, подвиги наших дедов и свои работы посвятим 60-летию Победы.

IY. Просмотр работ (анализ урока).

Y. Итог урока.

С творчеством каких художников мы познакомились на уроке?

Как изменилось содержание плакатов начала и конца войны?

Какие чувства испытываете вы, глядя на картины художников?

YI. Домашнее задание

Найти репродукции батальной живописи, подумать о настроении, переданном в произведении, и средствах выражения этого настроения.

Международный пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве» открылся 19 сентября в выставочном зале Могилевского областного музея им. Павла Масленикова. В этом году пленэр посвящен художнику Роберту Генину, и его персональной выставке «В поисках рая».

Уникальная выставка открылась в Могилеве: в художественном музее представлены 22 работы Роберта Генина. Не случайно решили вспомнить имя Роберта Генина - художник родом из Климовичского района, его жизнь и творческая деятельность тесно связана с Могилевщиной. В Международном пленэре приняли участие около двадцати художников из России, Беларуси, Украины, Литвы, Израиля, Армении, Китая. Имя Роберта Генина мало известно, а его творческое наследие разбросано по всему миру. Только благодаря коллекционеру из Санкт-Петербурга Алексею Родионову, который согласился предоставить картины Генина из своей частной коллекции для экспонирования в музее, на выставке были представлены 22 уникальные картины, которые художник создал в 1926 году на острове Бали. Коллекционеру мы обязаны жизнеописанием непростой жизни этого талантливого идеалиста и фантазера, европейского эстета, странника и строителя Дворца Советов. Он, пожалуй, единственный из успешных художников, состоявшихся на Западе, и вернувшийся из эмиграции в Советскую Россию.

Кто же такой Роберт Генин? Четырнадцатилетний еврейский мальчик родом из Климовичей рисовал так хорошо, что дед решил: пусть учится на фотографа. Роберта отправили в Одесское рисовальное училище, но в воображении честолюбивого юноши возникали более заманчивые картины: восторженные статьи критиков, прекрасные поклонницы. И восемнадцатилетний Роберт решил ехать в Мюнхен.
В 1902 году начинается европейский этап в жизни Генина, продолжавшийся 34 года, целиком посвященный творчеству и заполненный самыми разными событиями. Переезд в Париж. Поездка к обеспеченной сестре в Египет и снова возвращение в Париж. Поездки в Италию, сильные впечатления от фресок Джотто. После издания альбома литографий «Фигурные композиции» (1912), к нему впервые приходит известность. Эксклюзивный договор с мюнхенской галереей Танхаузер и первая персональная выставка (1913), когда Генин в своих монументальных картинах изображает идеальных людей в утопическом раю. 66 готовых картин и все будущие работы передаются в галерею Танхаузер. Персональная выставка сопровождается доброжелательной прессой. Известный американский коллекционер Артур Дж. Эдди приобретает работу «Жажда» (в настоящее время в Чикагском художественном институте).
В 1913 году выходит книга по истории искусств профессора Ф. Бургера. В главе, названной «Генин и Милле», сказано: «Картины молодого мастера олицетворяют социалистический идеал, счастье равенства и труда. Быть может, Генин - первый художник, который из социальной идеи делает художественный идеал, ибо искусство 19-го века предпочитает изображать труд как трагическую обязанность человека, мечтающего в глубине души о счастливой поре безделья; для Генина же труд - это закон и красота. Возможно, этим идеям принадлежит ближайшая будущность».
С началом Первой мировой войны темы его работ изменяются, и манера обретает черты развивающегося в это время немецкого экспрессионизма. Вторая персональная выставка в галерее Танхаузер в 1917 году демонстрирует стремительное развитие художника. В начале двадцатых годов Генин много работает в печатной графике, иллюстрируя своими гравюрами сухой иглой и литографиями произведения немецких писателей-экспрессионистов. Генин попеременно живет в Асконе, Берлине и Париже. Многочисленные выставки в Германии и Швейцарии. В 1926 году поездка на острова Ява и Бали, в результате которой появляется много работ с натуры. Особой популярностью у публики пользуются изящные «головки» балиек с цветами или с обезьянками. В 1928 году в Берлине издается книга Генина «Далекий остров» с его рисунками тиражом около 200 тысяч экземпляров. Большая персональная выставка в галерее Бонжан в конце 1931 года имеет успех, о ней пишут известные искусствоведы Поль Фиранс и Андре Сальмон. В 1935 году проходит его персональная выставка в галерее Лилиенфельд в Нью-Йорке.
В тексте небольшой заметки в одном парижском еженедельнике написано: «Блистательный, радостный цвет буквально ослепляет и царит во всем своем блеске на полотнах Генина; именно посредством этого цвета русская душа, восторги юности Генина оживают, перерождаясь в мечту - именно через этот цвет, через его восторженные аккорды, а также через сюжет. Золотистые цвета, теплая киноварь, изысканные розовые, мягкие красные оттенки струятся в его букетах, чередуются в его более меланхолических композициях. Творчество Генина - это очень русское творчество». Поль Фиранс так писал о творчестве Генина начала 1930-х: «Именно в Париже он стал настоящим русским. Лирический элемент появляется в его последних работах «Невесте», «Блондинке», «Художнику», в которых автор выдает свое русское происхождение яснее, чем на любой из ранних стадий своего развития. Именно в этих поздних холстах, Генин добивается наиболее гармоничного решения своих художественных и эмоциональных задач».
В начале тридцатых годов художник все серьезнее задумывается о назначении своего искусства, под влиянием своих мыслей уничтожая часть работ. Он испытывает ностальгию по России, наивно представляя происходящее в СССР в романтическом свете. В своем доме под Парижем пишет фрески с изображением «счастливой юности» и «советского неба». Через советский Красный Крест получает советский паспорт.
В марте 1936 года сбывается мечта Роберта Генина: он приезжает в Москву со страстным желанием писать фрески на новостройках, быть полноценным строителем социалистического общества. Живет - где придется, в основном у знакомых. Получает заказ на фреску для павильона «Совхозы» ВДНХ. Он с воодушевлением работает над ней два года. В августе 1938 года, когда огромная фреска уже перенесена на стену, павильоны решают переделать. Генин работает в коллективе фрескистов, оформляя Дворец Советов. Проходят два года радостного коллективного труда. С началом войны Генин впадает в заметно нервозное состояние. Он идет записываться в ополчение, но в военкомате не принимают 57-летнего добровольца с негнущейся ногой. Генин дежурит на крыше. В конце сентября 1941 года фугасная бомба контузила его, и через несколько дней Генин покончил с собой.

Ни могилы, ни официальной записи о смерти Генина не сохранилось: начиналась битва за Москву, город спешно эвакуировался. Работы Генина, рассеянные по частным коллекциям Германии, Швейцарии, Франции, Голландии и США, иногда появляются на аукционах. В 1969 году творчеством Генина заинтересовался немецкий искусствовед Ральф Енч. Ему удалось собрать некоторое количество работ, которые он показал на трех выставках - в 1970, 1977 и 1980 годах. Часть этих работ была приобретена немецкими музеями. В России и Беларуси мало кто знает о Роберте Генине. Подробную статью о нем написал Дмитрий Северюхин.

Во время работы пленера открыта мемориальная доска художника Роберта Генина на здании Климовичского краеведческого музея.

Рецензии

Татьяна, спасибо, порадовали интересным рассказом! О Роберте Генине не знала. Необыкновенный человек - романтик в жизни, талантливый художник. По-моему, он был новатором в живописи, воспевая романтику и социальную гармонию. Спасибо энтузиастам, которые проводят выставки картин художников, приносящих зрителям радость. И Вам еще раз спасибо за ценное открытие!
Желаю Счастья, Удачи!
Лариса

Тема Родины в живописи


А. Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Уметь

  • Уметь


  • Цикл – несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, местом действия.


Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Символисты выразили тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно-культурным ценностям.


Поэт жил и творил в одну из самых трагических эпох русской истории


Выход из тупика безвременья связывается в сознании А. Блока с образом Родины, России. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России.


Словарная работа

  • Шлея – часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту.

  • Нести свой крест – быть верным долгу.

  • Чародей – волшебник, колдун.

  • Плат – платок.

  • Острожная песня - тюремная.

  • Расхлябанные колеи – разбитые дороги.







«Духовный – из одного духа и души состоящий; всё относящееся к Богу, церкви и вере; все умственные и нравственные силы человека, ум и воля». (Словарь В. И. Даля).



Тема (что?) Идея (для чего?) Художественные особенности (как?)


К какому направлению относится творчество А. Блока? а) символизм; б) реализм; в) сентиментализм; г) романтизм.


Образ Родины - женщины в платке до бровей – это образ: а) С. А. Есенина; б) А. К. Толстого; в) Ф. И. Тютчева; г) А. А. Блока.


Как называется средство художественной выразительности, используемое А. Блоком в строке «Три стёртых треплются шлеи»?


Как называется многозначительное иносказание, играющее важную роль в воплощении авторского замысла?


Стихотворение «Россия» а) на историческую тему; б) о современности; в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.


Что объединяет первую и последнюю строфы? а) тема народа; б) мотив дороги; в) образ женщины; г) тема поэта и поэзии;


Лирический герой стихотворения А. Блока «Россия»: а) иронизирует над вечными законами жизни; б) яростно сопротивляется новым веяниям времени; в) отказывается от прежних убеждений и верований; г) должен пережить всё, что суждено пережить России.


Задание для 1 группы. Аргументируйте тезис: «Россия – символ веры в будущее». В –первых,…. Во-вторых,…. Таким образом,…


Задание для 2 группы. Дайте связный ответ на один из вопросов в объёме 5-10 предложений. Как тема дороги получает своё развитие в стихотворении А. Блока «Россия»? Образ Родины в стихотворении «Россия».


Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.

Сходство и различие между литературной и музыкальной речью

Образ Родины в русской музыке и литературе

Россия, Россия, нет слова красивей...

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам

почувст­ вовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа.

Прочитай отрывок из рассказа В. Белова.

Тихая моя родина, ты <...> врачуешь душу своей зеленой ти­шиной.

Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом

моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к моло дым березам,

а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо

по­ лощут ветками, приглушая двухнотный, непонят но откуда слышимый

голос кукушки: «Ук-ку, ук- ку!» - словно дует кто-то коротко иритмично... И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

Я сажусь у теплого стога и думаю,

что вот от­ машет время еще

какие то полстолетия и березы понадобятся

одним лишь

песням, а песни тоже ведь умирают,

как и люди.

И мне чудится в шеле сте берёз укор вечных свидетельниц человеческо го горя и радости.

Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья,

копили певучесть для па­ стушьих рожков...

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту

ро­димой травы...

Обрати внимание, содержание этого отрывка многозначно. Его метафоричность (скрытое сравнение) - вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие благодаря выразительным возможностям музыкального искусства передавать чувства и эмоции. Весь текст - о тишине, и в то же время он наполнен звуками, создаётся впечатление, что ты сам слышишь жизнь природы, погружаешься всеми своими чувствами в эту атмосферу. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

Послушай музыку С.В.Рахманинова фрагмент третьего фортепианного концерта.

Послушай «Вечернююмузыку» современного композитора Валерия Гаврилина из симфонии - действа«Перезвоны».

Послушай музыку П.И.Чайковского Симфония№4 (2 часть)

Какими чувствами наполнена эта музыка?

Рассмотри картину «Стога. Сумерки» И. Левитана


2. В чём, по-твоему, проявляется музыкальность лириче­ ского размышления писателя В.Белова?

3. Задание: Найди музыкальные терми­ ны в его тексте. Созвучен ли этому литературному фраг­ менту живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?

Литературная и музыкальная речь

Самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества – песня.

Именно на примере песни становятся очевидным сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

Выразительная речь звучит порой так музыкально , такие в ней убедительные паузы и акценты, так точно выделены главные, наиболее важные по смыслу слова! Такая речь красива, зрима…Кажется, вот-вот перейдёт она в мелодию

Ответь на вопрос: Что является более значимым в вокальных произведениях: музыка или поэзия?

Прочитай стихотворение в прозе И.Тургенева «Деревня» так, чтобы тот, кто слушает тебя, почувствовал настроение, увидел всё то, о чём говорится. Подумай, почему свой маленький рассказ писатель назвал «стихотворение в прозе».

Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь…Жаворонки звенят…И дымком-то пахнет, и травой…Глубокий и пологий овраг…По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – синеватая черта большой реки…

Сюжеты всех художественных произведений различны. Но их роднит поэтическое мировосприятие, высокое чувство любви к Родине, которое рождает ответственность каждого из нас за её судьбу. .Художественно-поэтическая мысль этих произведений во многом сходна. Она ярко выражается и в жанре русской народной песни, образный строй и музыкально – поэтический язык которой складывался веками. Не случайно до сегодняшнего дня народная протяжная лирическая песня волнует нас и дорога нам.

Подумай, как в песне соотносятся слова и мелодия ? Близка ли эта песня народной?