Образ и характеристика натальи мелеховой. Жизнь без Григория

Образ Натальи

Наталья в противовес Аксинье - верная женой и мать. И в этом контрастном противопоставлении образов многое идет от Гоголя. Он разделял чисто женское очарование и семейный материнский долг. Подобно матери сыновей Бульбы М. Шолохов подчеркивает в своих героинях: Наталье, Ильиничне, верующей матери Бунчука и других - не только самоотверженность, но и желание остановить заблудшую душу на путях греха.

Автор «Тихого Дона» непропорционально мало по сравнению с Аксиньей говорит о внешней привлекательности Натальи, но это вовсе не значит, что она ей в чём-то здесь уступает. Причем оценку женской привлекательности будущей жены Григория Шолохов «доверяет» сначала именно Аксинье. Узнав, кого сватают для него родители, она против воли, в явной растерянности выговаривает: «Наталья... Наталья - девка красивая... Дюже красивая...». Сколько стоят подобные слова из уст соперницы - известно всем. Да и сам Григорий на смотринах убеждается в этом вполне: «Под чёрной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Под зелёной кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговками торчали остренькие соски... Подумал: «Хороша!» -- и встретился с её глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, смущённый, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня». «Славная», -- ответил Григорий глазами и улыбкой». Воспитанная на православной эстетике чувств, Наталья не умела развить внешний успех женским началам в себе. Вот, по-девичьи смущаясь, дарит она суженому, приехавшему на коне (как это полагалось) проведать перед свадьбой невесту, расшитый кисет. Григорий в ответ пытается притянуть к себе Наталью и поцеловать, но она стыдливо отклоняется: «Увидют! - А нехай! - Совестно...».

Чисто донской характер Натальи привлекал всех нравственной чистотой, даром внимания и доброты к людям. Уважал её Пантелей Прокофьевич: казак вспыльчивый, скорый на словесную брань, он ни разу не повысил на неё голос. Любила и берегла её Ильинична, доверчиво делилась сердечными тайнами Дуняша, в «трудные» времена обращалась к ней за советом даже распутная Дарья.

Наталью в качестве будущей «берегини» и продолжательницы духовных и родовых устоев казачьего дома выбирает Ильинична, которую все исследователи творчества Шолохова назвали «казачьей мадонной». Понятия о смысле жизни «донских мадонн» по-христиански человечны, благородны и некрикливо-созидательны. Главная черта таких женщин - бескорыстное, по велению сердца подчинение личных интересов общесемейным или общественным. В силу возвышенности своей натуры они способны взять на себя даже тяжкий крест вины за несовершенство других, готовы на любовь и сострадание к самым разным людям, даже к тем, кто причинил им боль.

Ильинична не ошибается, когда связывает преемственность рода Мелеховых с Натальей. Преодолев душевный срыв после неожиданного и жёсткого удара судьбы, молодая казачка принимает решение возвратить в семью, родной дом «непутёвого своего Григория». И пока традиционно-православ-ный уклад жизни донского казачества ещё не был разрушен внешним управлением, ей это удаётся.

С незапамятных времён известен арсенал методов и средств, с помощью которых разрушаются чужие семьи женщинами- «разлучницами». В мастерской художника их обыденные образы преобразуются в романные, а цели переориентируются, наполняясь необходимым уже автору содержанием. И если не забывать о времени, в которое создавался роман-эпопея, следует признать: на роль разрушительницы традиционных семейных отношений наилучшим образом подходила с детства обездоленная, но ни перед чем не останавливающаяся в достижении своей цели Аксинья. Защитницы же христианско-православного образа жизни вынуждены занять оборонительные позиции - художественное пространство внутреннего сюжета. В решении задач так называемого второго плана (внутреннего сюжета) Григорий и Наталья оказываются на одном фронте сопротивления разрушительным тенденциям надвигающегося на донской этнос русской нации лихолетья. Не только цели, но и результаты их сопротивления во многом сходны. Как Григорий искал справедливости и правды, «под крылом которой мог бы посогреться каждый», но поиск завершился катастрофическим выводом: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался», так и у Натальи не хватает сил и умения отстоять традиционно казачьи ценности семейной жизни на основе полученного ею воспитания. Она ждала от жизни никем и ничем не оскверняемого счастья любви по святому и законному человеческому праву, а не по первобытному - жестокой борьбы за мужчину в опустошающем душу и сердце соперничестве.

В первый раз Наталья пошла в Ягодное на женский разговор со своей соперницей как равная с равной, казачка с казачкой. Но, как оказалось, встретились две культуры: культура чувств женщины, воспитанной на православно-христианских традициях, и культура чувств любви языческой, для которой нормы православия были лишь помехой. Аксинья, чувствуя полную телесную власть над Григорием, «лютует и глумится», стараясь побольше оскорбить, унизить его жену. В тот раз, замечает Шолохов, «игру вела она». Во второй раз Наталья пошла на встречу уже полностью уверенной, что такие, как Аксинья, привлекают мужчин распутной в своей основе любовью: «Не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке <…> Ты и с Листницким путалась, с кем ты, гулящая, не путалась? Когда любят, так не делают».

Наталья высказывает единственно верную, как ей казалось, правду о сопернице: темпераментное, страстное, всё сокрушающее на своём пути буйство чувств и готовность делить эти чувства с тем, кто оказался рядом в трудную минуту. Но в чём-то здесь и не права она. Да, если любят, так не делают. Но когда Наталья называет Аксинью гулящей, та выкрикивает: «Я не Дарья ваша!». И тут она делает ошибку, потому что не замечает изменений, произошедших в Аксинье. И именно Аксинья оказалась духовно сильнее Натальи.

Полюбив Григория, Наталья безмерно счастлива, когда он сватается к ней. Но действительность жестоко растоптала чувство Натальи. Григорий сам сказал ей: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся...» Наталья попыталась вступить в борьбу за свое счастье, но не выдержала ее.

Молча, затаенно она переживает свое горе, надеясь, что Григорий рано или поздно вернется к ней. Прощает ему все, ждет его. Все хуторские сплетни и пересуды вызывают на ее сердце тупую, ноющую боль, но и это она сносит терпеливо. Любовь ее смиренно-страдальческая. Достаточно вспомнить ее письмо мужу: «Григорий Пантелеевич! Пропиши мне, как мне жить, и на вовсе или нет потерянная моя жизня? Ты ушел из дому и не сказал мне ни одного словца. Я тебя ничем не оскорбила... Думала, сгоряча ты ушел, и ждала, что возвернешься, но я разлучать вас не хочу. Пущай лучше одна я в землю затоптанная, чем двое. Пожалей напоследок и пропиши...»

После оскорбительного ответа Наталья решает покончить жизнь самоубийством и только чудом выживает, изуродовав себя на всю жизнь.

Когда Григорий вернулся, Наталья своим женским чутьём поняла: мир и любовь наконец-то пришли в их семью. Жизнь наполнилась всем богатством красок супружеского бытия, лучилась, как замечает Шолохов, «сияющей трепетной теплотой», а сама Наталья была как молодая яблоня в цвету - красивая, здоровая, сильная. И вдруг так трудно создаваемая семья снова рушится. Глубоко, до смерти ранят её сумбурные поступки окончательно запутавшегося в неразберихе социального лихолетья Григория, трудно объяснимые беспорядочные связи его с женщинами из прифронтовых хуторов, очередной отклик на призыв не смирившейся с поражением Аксиньи. Но сил для следующего витка борьбы за «непутёвого своего Григория» Наталья уже не почувствовала: слишком много их было отдано на первый. На созидание, как известно, их уходит гораздо больше, чем на разрушение. В горячечном, безумном порыве бессильного гнева она требует от неба справедливого возмездия за поруганную святость семейных уз, опошление чистой и преданной любви, позор как Мишатки и Полюшки, так и будущего их ребёнка, которого она носила под сердцем. «На фоне вставшей в полнеба грозовой тучи она казалась незнакомой и страшной». Крушение истин, на которых воспитывалась Наталья, многолетняя борьба за чистоту и святость семейных чувств обескровили её жизнь, она гибнет, во второй - и последний раз - беря на себя смертный грех за грехи «непутёвого», но самого родного и близкого ей человека.

Трагедией оборачивается любовь Натальи. Она принадлежит к типу образцовой красавицы-казачки, которым откровенно любуется писатель, рисуя и ее еще девичий, невестин облик, и уже расцветший, женский. Облик и поведение Натальи отмечены не образом огня, как часто у Аксиньи, а образом света, пронизывающей лучистости («...глаза ее вспыхнули таким ярким брызжущим светом радости, что у Григория дрогнуло сердце и мгновенно и неожиданно увлажнились глаза»), за чем встает тонкая душевность глубин ее чувств, особая внутренняя чистота и красота. Недаром и загрубелое сердце мужа отзывается на такой интенсивный свет, оказываясь способным на растроганность и слезы, чего обычно не испытывает Григорий при виде Аксиньи, - здесь ощущения и чувства другие.

Отношение Натальи к Григорию более целомудренно-стыдливо в своих непосредственно-чувственных проявлениях, чем у Аксиньи, пронизано нежностью и преданностью, нераздельностью физического и душевно-духовного. «Тайное, неуловимое» в ней выдает сокровенность ее душевных струй, запрятанную боль от исходно-непреодолимой дисгармонии человеческих чувств и отношений (она знает, что никогда не сможет на свой абсолют любви к мужу получить от него то же), такое знание пределов внутренней муки, что провело ее через самоубийственный серп, таинственно-ужасную грань между жизнью и смертью и навсегда чуть трогательно-жалко скривило ее шею (милая кривая уточка!).

Связь Натальи с природой не менее прочная, чем у Григория или Аксиньи, только она не всегда явная, скорее пунктирная, потому что пейзажи, «параллельные» семейной жизни Натальи и Григория, ориентированы в первую очередь на мировосприятие Григория.

Обряд венчания и свадьба даны в романе под углом зрения Григория, а присутствие Натальи обозначено лишь дважды: непосредственно в авторском описании («похорошевшая в сиянии свечей») и ассоциативно в пейзаже после венчания. В нём прихотливо переплелись все константные для шолоховской прозы образы - образы степи, Дона, неба. Полынный запах не обещает молодым лёгкой доли, горечь полыни будет сопровождать их всю жизнь. Дон - водная стихия - становится свидетелем этого союза, но синяя молния над ним, отсутствие солнца окрашивают пейзаж в мрачные тона, и лишь один звуковой образ - зазывно позванивающие бубенцы - и один цветовой - белая церковная ограда - соответствуют тому, что ощущает Наталья, мечта которой сбылась, да ещё накрапывающий дождь, по народной примете - к счастью.

Пейзаж, который даёт М.А. Шолохов в начале следующей главы, интонирован грустными, даже скорбными образами, явно противопоставленными праздничности события. Нагнетение цветовых и эмоционально-оценочных эпитетов, введение в пейзаж часовни вызывает вполне определённый эффект: описание природы разворачивается в эпическую картину жизни, жизни, наполненной печалями и скорбями. Рождение новой семьи отмечено не радостным сиянием дня, а печалью лиловых сумерек. Осенний пейзаж становится для молодых пейзажем-предзнаменованием.

Ещё более грустный и холодный пейзаж рисует писатель, отправляя Наталью и Григория пахать к Красному Логу. В нём вновь переплетаются образы, параллельные тому, что чувствуют оба героя. В высшей степени показательна пространственная модель этого пейзажа-предзнаменования: за бугром работают люди, свистят погонычи, в степи же - прозрачная тишина. Описание постепенно поднимается вверх: чёрствая осенняя земля шляха, над шляхом - голубая проседь полыни, чуть выше - придорожный обломанный донник, ещё выше - «горюнок, согнутый в богомольном поклоне» и дальше - только небо, его «звонкая стеклянная стынь». Такая вертикаль, подчёркивает диссертант, характерна для особо значимых шолоховских пейзажей. Пустота и холод степи подчёркивают разъединённость героев. Полынь (её запах доносил ветер в день венчания), горюнок (актуализирующий христианскую символику как напоминание об обряде венчания) предопределяют горечь признания Григория, во время которого автор вновь обозначает вертикаль: Наталья смотрит вверх, и направление её взгляда подчёркивает всё яснее проступающую отрешённость от земной жизни (звёздное займище недоступно высоко, странное цветовое сочетание - чёрно-голубая пустошь - готовит парадоксальную параллель - самоубийство Натальи и освобождённый Дон). То, что Наталья думает о смерти, подтверждает целый ряд символических образов: тоскливый и призывный крик журавлей, мертвенный запах отживших трав и томящаяся «в мерцающей девственной голубизне свежего снега» степь.

В сцене ссоры Григория с семьей Наталья не произносит ни одного слова, но в финале трижды звучит её голос: последнее, что слышал в родном доме Григорий - Натальин плач в голос , потом её тоскующий всклик и последний, придавленный расстоянием, горестный оклик , в который она вложила всю свою боль за несбывшееся семейное счастье: «Гришенька, родимый!» В этом оклике - вся Наталья («родная») с её идеей жизни - идеей освящённого церковным обрядом семейного родства.

Если образ Аксиньи связан со стихией огня, то для психологической характеристики Натальи автор выбирает синий цвет. Получив от Григория ответ, не оставляющий надежды на его возвращение, она собирается в церковь, а мыслями постоянно обращается к синему клочку бумаги. И концентрация синего цвета в портрете («тонкая по-девичьи, иссиня-бледная , в прозрачной синеве невесёлого румянца»), в пейзаже («перламутровая синь раскинутых по улице лужиц») передаёт всё усиливающееся отчаяние героини, достигающее предела, когда все цвета переходят в один: в черноту сарая и чёрную тоску. В сцене на бахче состояние Натальи также соотнесено с цветовой палитрой пейзажа: многоцветность летнего дня вновь заменяется чёрным цветом. «Янтарно-жёлтый полдень» выписан яркими и чистыми, без примесей, красками: синее небо, белые облака (правда, с настораживающим эпитетом изорванные ветром), золотые потоки сияющего света. А потом: ползущая с востока чёрная клубящаяся туча и крик-проклятие Натальи, жгуче-белая молния и властный приказ Ильиничны. Безумный, дикий порыв Натальи оставляет во всём мире только чёрный цвет. После грозы краски возвращаются: дивно зеленеет омытая дождём степь, встаёт над нею радуга, но мир Натальи остаётся бесцветным, прозрачным, как слеза или роса, и в момент её смерти ветер стряхивает с вишнёвых листьев слезинки росы .

Обеим главным героиням романа, непримиримым соперницам, Шолохов дарует в чем-то сходный тип смерти: обе истекают кровью, медленно истаивают, так что остается от них одна чистая, белая форма, - правда, у Натальи это происходит дольше и в сознании, ей нужно успеть и попрощаться с детьми, и простить любимого обидчика, а Аксинья так и не приходит в сознание, от нее жизнь враз и вмиг отрезана...

Эпизоды, ставшие вехами на жизненном пути Натальи (возвращение в семью Мелеховых, реакция на известие о смерти мужа, описание попытки «упросить» соперницу отступиться от Григория, диковинная, сияющая и горячая красота Натальи-матери, объяснение с Григорием после боя под Климовкой, последний выход на пепелище родного дома, «элегия прощания» с мужем в его последний приезд домой, сцена на бахче) имеют самую непосредственную связь с идеей Дома, семьи. Наталья умирает, и звучит в устах Мишатки её «последнее послание» - завет Григорию хранить то, что она созидала с того момента, когда сияние венчальных свечей озарило её жизнь.

Смысловой полифонизм и символическая образность поднимают изображение судьбы героини до уровня разговора о всеобщих, сущностных качествах человека и человечества в целом. Финальное возвращение Григория Мелехова в родной дом - это возвращение к тому, что «выстроила» своей самоотверженной любовью Наталья.

(375 слов) В русской литературе есть немало образов сильных русских женщин. К ним можно отнести Татьяну Ларину (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), Машу Миронову (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»), Наташу Ростову (Л.Н.Толстой «Война и мир»), а также Наталью – героиню романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон». Рассмотрим подробнее трагическую судьбу последней из них.

Наталья с детства жила в любви и заботе, её родители всегда уделяли ей достаточное внимание. Семья Коршуновых была достаточно обеспеченной – это был важный фактор, повлиявший на решение Пантелея Прокофьевича прийти к ним сватать своего сына – Григория Мелехова. Наталья с первоговзгляда влюбилась в героя. Учитывая её мнение, родители вскоре дали согласие на свадьбу. Однако счастливую жизнь девушка так и не вынесла за порог родного дома.

Наталья и Григорий были слишком разные по характеру. Девушка не могла дать Мелехову того, что желала его «турецкая» натура – страсти, огня, бурю эмоций. Она любила его своей особенной, тихой, преданной любовью. Вскоре Григорий начал ей изменять с Аксиньей. Наталья тяжело приняла этот факт, но все по-прежнему с нежностью и теплотой ждала его в родном доме.

Героиня всегда сохраняла свою чистую душу. Девушка оставалась верной нравственным принципам, поэтому клевета оказалась сильным ударом для неё. Однажды на хуторе распространился слух о том, что Наталья вступила в связь со своим свёкром – Пантелеем Прокофьевичем. Не выдержав такой клеветы, она решила покончить с собой. Девушка изуродовала себе шею, но осталась жива. Шолохов особенно подчеркивает чистую красоту Натальи, которая была на её лице даже после того, как она наложила на себя руки и утратила прежний внешний облик.

Сила характера героини состоит в её способности к искренней, безвозмездной любви. На протяжении всех душевных метаний Григория Мелехова она была рядом с ним, всегда с нежностью встречала, несмотря на его похождения, всегда старалась понять мужа, помочь справиться стяготами военной службы. Героиня была примерной матерью. Наталья вся растворилась в своих детях, героиня посвящала все свое время их воспитанию, дарила им любовь, ласку.

Однако конец судьбы Натальи стал трагическим. Узнав о том, что Аксинья вновь «завладела» Григорием, она решила избавиться от будущего ребенка. Ночью она ушла из дома, а вернулась истекающей кровью. Вскоре девушка умерла. Наталья не смогла больше терпеть страдания, которые ей причинял собственный муж, её сердце разрывалось от мучений. К сожалению, Григорий слишком поздно осознал, как дорога ему была Наталья, и какие теплые чувства испытывал он к ней на протяжении всей их совместной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вышла замуж за мужчину, который не любил ее и женился исключительно по воле отца.

История создания

Шолохов работал над романом «Тихий Дон» пятнадцать лет, с 1925 года по 1940 год. Всего писатель создал четыре тома, которые публиковал по отдельности, по мере завершения работы над каждым. Первые три тома в течение нескольких лет выходили в литературном журнале «Октябрь», а четвертый том опубликовали в журнале «Новый мир». За роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе в 1965 году.

Изначально Шолохов собирался написать роман о революции на Дону, и события начинали разворачиваться с лета 1917 года. Однако работа над текстом быстро зашла в тупик, потому что Шолохов понял, что без предыстории читатель романа не поймет. На обдумывание текста и сбор необходимых для работы материалов у Шолохова ушел год. Позднее автор начал работу с начала, и действие романа переносится в предвоенные годы. После выхода романа Шолохов стал знаменитым.

«Тихий Дон»


Иллюстрация к роману "Тихий Дон"

Начало романа приходится на 1912 год, Наталье в это время 18 лет. Это хозяйственная девушка, которая постоянно трудится дома и на полях, занимается рукоделием. Героиня красива, смугла и сероглаза, у нее прямые черные волосы. Наталья нарядной появляется в церкви, слывет в округе перспективной невестой, но робка характером. Наталья - бесхитростный и правдивый человек, часто смущается. От постоянной работы руки героини стали крупными и шершавыми.

Отец героини - богатый казак Мирон Коршунов. У Натальи есть две младшие сестры - двенадцатилетняя Маришка и восьмилетняя Грипка, баловница и пройдоха, а также брат Митя. Отец относится к Наталье с любовью. Нрав у героини смиренный, о чем неоднократно упоминается. Наталья боится возражать людям, никогда не поднимает голоса и «не выходит из-под власти». Дома Наталья послушна и почтительна, прислуживает деду - чинит его одежду, обстирывает, вяжет чулки.


Несмотря на то, что Коршуновы - самая богатая на хуторе семья, которая держала достаточно работников, детей там приучали к суровому труду и заставляли много работать. В результате Наталья выросла серьезной и строгой бабой, не склонной к «баловству», веселью и развлечениям. Героиня с брезгливостью относится к легкомысленным девушкам, которые позволяют себе любовные увлечения.

Героиня хорошо умеет скрывать чувства, не склонна делиться с близкими печалью и показывать тем собственное эмоциональное состояние. Если Наталья горюет, то делает это втихомолку, молча переживает измены мужа. Григорий считает жену «леденистой» - медлительной и равнодушной, не способной на страсть.

Тем не менее, за Григория Мелехова героиня выходит по любви, в то время как сам жених никаких чувств к девушке не испытывает и берет ее «по расчету» - как хозяйственную бабу из богатой семьи. Наталья же выходит замуж за Григория по собственному выбору, отказав другим, более видным и богатым женихам. Наталья согласна скорее отправиться в монастырь, чем выйти за другого, и родители дают девушке возможность сделать выбор самостоятельно.


После свадьбы Наталья переезжает в дом мужа и там приходится по нраву родителям Григория из-за тихого характера и трудолюбия. Сам же Григорий от холодной и тихой жены не в восторге и скучает по любовнице , которую по-прежнему любит. В отличие от страстной Аксиньи, Наталья была зажата и покорна в постели, «неохоча» до ласк, так что и сам Григорий проводил ночи с законной женой «по обязанности».

Проходит совсем немного времени после свадьбы, и Григорий бросает Наталью, уходит от той к Аксинье, с которой живет в имении некоего пана Листницкого.

Наталья воспринимает уход Григория как незаслуженную и нежданную обиду. Героиня даже приходит к отцу, которому рассказывает о поступке мужа и просит забрать ее обратно в родительский дом.


С точки зрения Натальи, она ничем не оскорбила мужа, героиня не понимает, почему тот ушел из дому, не сказав ни слова. Отец героини, Мирон, только злится на дочь из-за того, что та унижается перед неверным мужем, а заодно вынуждает переживать унижение и самого Мирона.

По хутору после ухода Григория начинают ходить оскорбительные сплетни о Наталье. Однажды героиня слышит разговор соседей, которые возводят на нее напраслину. В тот же день Наталья пытается покончить с собой, но остается жива. На шее у героини после этого случая остаются шрамы. Из-за поврежденной «жилы» Наталья криво держит голову, как «паралитик», но по-прежнему остается молодой и довольно привлекательной женщиной.


После этих событий Наталья чувствует себя чужой в родительском доме. Кроме того, героине неловко смотреть на родных после попытки самоубийства, женщина чувствует, что отдалилась от них. В результате Наталья принимает решение переехать к Мелеховым, родителям Григория. Отец не желал отпускать Наталью, пытался стыдить и разубеждать, но Наталья все же переехала. Старики Мелеховы принимают героиню как родную.

Наталья продолжает надеяться, что муж к ней вернется, хранит верность и с тоской ждет от Григория писем, хотя сама не пишет ему. Привязанность Натальи к мужу Шолохов называет «собачьей». Накопившуюся агрессию героиня не обращает на мужа, а вымещает на Аксинье, считая, что та «отбила» Григория и сломала героине жизнь.

Аксинья же не без оснований считает, что это Наталья отняла у нее возлюбленного. Дело в том, что Наталья еще до свадьбы знала о любовной связи между Аксиньей и Григорием, но проигнорировала этот факт и вышла замуж за героя. Когда Наталья приходит к Аксинье с просьбой «отдать» мужа, та называет героиню «гадюкой подколодной».


Позже, однако, Аксинья изменяет Григорию, и тот возвращается к жене. Наталья чувствует себя счастливой и даже начинает проявлять любовную страсть. У Натальи рождается двойня, мальчик и девочка, и героиня посвящает себя детям. За шесть лет совместной жизни Григорий свыкается с Натальей, а после появления детей перестает относиться к героине с неприязнью и по-своему даже привязывается к ней.

Однако судьба немилосердна к Наталье, и через некоторое время любовная связь между Григорием и Аксиньей вспыхивает опять. Наталья как раз беременеет снова, когда узнает, что муж опять встречается с любовницей. Терпеливая Наталья понимает, что не в состоянии дальше так жить, и не желает рожать детей от мужчины, который ее не любит. Женщина решает сделать аборт и разъехаться с мужем, забрать детей и с ними уйти жить к родителям. Однако аборт проходит неудачно, и Наталья умирает. На этом трагическая биография героини завершается.


Наталья - красивая женщина, которая «в глаз шибается». Героиня хороша собой, с тонким ладным станом, но Наталье не хватает пылкости и яркого темперамента Аксиньи, любовницы Григория Мелехова. Аксинья живет с мужем по соседству с Мелеховыми. Однажды муж Аксиньи отправляется на военные сборы, и у Григория Мелехова тут же вспыхивает с соседкой бурный роман.

Аксинья - порывистая и искренняя женщина, которой безразлично, что скажут люди. Григория и Аксинью объединяют способность без оглядки погружаться в чувства и страстность натуры. В Аксинье сильно женское начало, героиня притягательна для мужчин, чувственная и пылкая. Аксинья погибает, сраженная пулей, в финале романа, когда герои под покровом ночи отправляются к станице Морозовской. После этого герой погружается в депрессию.


Наталья у Григория не вызывает никаких чувств. Даже на свадьбе герой уделяет больше внимания тому, как ведут себя гости за столом, чем юной невесте. Привязанность к законной жене просыпается в Григории только после того, как рождаются дети. Сама Наталья относится к мужу с преданностью и нежностью, проявляет во всем послушание и покорность, а в чувственном отношении ведет себя стыдливо и целомудренно.

Экранизации

Первая экранизация «Тихого Дона» вышла в 1930 году. Это черно-белый мелодраматический фильм, снятый режиссерами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым. Роль Натальи там сыграла актриса Раиса Лужная. Фильм изначально выпущен немым и озвучен только в 1933 году.


В 1958 году вышла трехсерийная военная драма «Тихий Дон» с актрисой в роли Натальи. Фильм снят режиссером на киностудии имени . Михаил Шолохов первым посмотрел только что смонтированную ленту и остался доволен, хотя между фильмом и романом есть некоторые расхождения. Во имя идейных соображений из сценария убрали те эпизоды, где «красные» проявляли жестокость и непорядочность, зато преувеличили отрицательные «черты» белых.

В 2006 году вышел сериал «Тихий Дон» из семи эпизодов. Это совместный проект России, Великобритании и Италии, сериал вышел на английском языке. Снят режиссером . Роль Григория Мелехова исполнил британский актер , который был ошеломлен предложением сыграть казака и счел роль безусловно интересной, но при этом «кошмарной» в плане работы. В русской версии роль озвучил актер . Образ Натальи в сериале воплотила российская актриса , которая назвала эту роль лучшей в своей карьере.


Съемки сериала велись в России и Украине, причем многим российским актерам пришлось спешно выучить английский язык. Отснятые материалы монтировались в Италии на студии «Чинечита». Работа над сериалом была на несколько лет заморожена из-за юридических трудностей и смерти режиссера.

В итоге проект доснял и смонтировал - сын Сергея Бондарчука, и в 2006 году сериал вышел на экраны. Идеологическая и военная сторона романа в сериале нивелирована. Женские образы излишне осовременены - героини ходят с непокрытой головой и носят стрижки, которые в те времена считались неприличными.


В 2015 году вышел еще один , на этот раз – чисто российский проект из четырнадцати эпизодов. Сериал снял режиссер , роль Натальи исполнила актриса . Здесь также сведена к минимуму идеологическая составляющая, отсутствуют некоторые важные для понимания сюжета сцены и герои. Сериал снимали на берегах Дона, в станице Еланской, в степи и на хуторе Малый Громчонок.

Цитаты

«И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так... Ни заду, ни пуза, одна страма. У нас девки глаже ее выгуливаются. В стану - перервать можно, как оса; глазюки - черные, здоровющие, стригеть ими, как сатана, прости бог».
«Все вы как красные девки! И хочется, и колется, и маменька не велит».
«- Помнишь, он говорил, будто Кудинов приезжал и он с ним просидел? Брехня! Он у Аксиньи был.
Ошеломленная, побледневшая Наталья молча ломала в пальцах сухую веточку донника.
- Ты не серчай, Наташа, на меня. Я и сама не рада, что призналась тебе...»
«Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Наталья Мелехова, в девичестве Коршунова - один из самых светлых и женственных образов в романе Шолохов а «Тихий Дон ».

Образ Натальи

Терпеть и ждать - вот основная задача русской женщины, вот та доля, что уготована женщине от рождения. Наталья вся исполнена светом и любовью, добротой и честностью, нежностью и терпением.

Но все эти качества оказываются абсолютно ненужными ее мужу Григорию, и автор, словно бы наводит на мысль о том, что мужчины не умеют ценить истинную красоту и святость женщины, которая посвящает им жизнь, становится женой.

И удел доброй, хорошей, любящей женщины, которая никогда не предаст, никогда не заропщет, не пожалуется и не бросит - ждать хоть малейшего проявления доброты и любви от мужа, жить этим ожиданием годами, насыщать свою душу, переполненную нерастраченной любовью, лишь пустыми надеждами.

Наталья - это воплощение несчастливой, нелюбимой, ненужной женщины. Она обречена на страдания, ибо в своей неразделенной любви растворяется в муже, как и положено хорошей жене, и в итоге проживает не свою жизнь, а жизнь Григория, но всего лишь сторонним наблюдателем.

Наталья и Григорий

С самого начала, с самой первой встречи Григория и Натальи автор намекает на то, что отношения этой пары будут сложными. Наталья полюбила Григория с первого взгляда и уже после сватовства провожает его глазами, исполненными любви и трепетной надежды на счастье, в то время, как Григорий находит ее всего лишь «славной», скользнув взглядом по ее ладной фигуре.

Автор подчеркивает, что Григорий осматривал невесту, как матку-кобылицу перед покупкой. Руки Натальи еще в девичестве были «раздавлены работой», потому и пришлась она Мелеховым по душе, что работящая. Не жену выбирал себе Григорий, не любимую спутницу жизни, а полезный предмет, который может пригодиться в хозяйстве.

Григорий был настолько равнодушен к ней, что ни разу не сорвался в гневе, не ударил, и не приласкал от души. Ласкал он ее по необходимости: равнодушно и отстраненно, потому что чужая она ему была, «как энтот месяц». В то время, как Наталья всей душой жаждала лишь его, Григория. Именно он был светочем в ее нелегкой жизни, тем огоньком, который поддерживал в ней желание жить.

Ушел Григорий - и Наталье на земле более нет места. Ее отчаянная попытка самоубийства свидетельствует о чувстве собственного достоинства, когда она не в состоянии снести позора брошенной жены, но одновременно с этим, она униженно просит Аксинью отдать ей Гришку. Эти две крайности, эта внутренняя борьба и смятение в душе Натальи глубоко трогают автора и волнуют читателя. Наталья живет жизнь, подавляя себя.

Ее любовь - это скорбь. Она старается сублимировать свои неразделенные чувства к мужу, занимаясь работой и детьми. Всю свою нерастраченную женскую нежность, всю свою душу она вкладывает в них. И у читателя создается впечатление, что безропотная Наталья уж и смирилась со своей незавидной долей нелюбимой женщины. Но нет. В самом конце романа вся кипучая страсть, все накопленные обиды взрываются в ней, и она проклинает Григория, желая ему смерти.

Сильная гроза, буря, которая заволакивает в этот момент небо словно бы затмевает в Наталье все божественное, то, что делало ее образ схожим с образом русской Богородицы, и читатель понимает, что она - человек, что она земная женщина, которая отчаянно нуждается в защите и любви отнюдь не Божьей, а человеческой. Наталья в этот момент перестает быть иконой, но от этого ее образ лишь выигрывает. Если в течение всего романа Наталья - это та, кому нужно поклоняться, то в этот момент она становится той, которую нужно любить.

Актрисы, сыгравшие Наталью

В экранизации романа Сергея Герасимова (1957 год) Наталью сыграла Зинаида Кириенко. В фильме Сергея Бондарчука (1991-92 гг) роль Натальи досталась Елене Бондарчук. В новой киноверсии бессмертного романа Сергея Урсуляка (2015) образ Натальи воплотила Дарья Урсуляк.

Введение

Повествование в романе «Тихий Дон» построено автором по трем параллельным сюжетным линиям. Сюжету личной жизни Григория Мелехова отведено одно из самых важных мест в произведении. Конфликт заключается в любовном треугольнике. Эта проблема не единожды становилась основой литературных произведений. Однако она была насущной во все времена, актуальна она и сегодня. На примере любовного треугольника, в котором одну из ведущих ролей играет образ Натальи, в романе «Тихий Дон» Шолохов решает проблему выбора между долгом и чувством.

Новая жизнь: период надежд

Когда семья Мелеховых посватала Наталью, она с первого взгляда полюбила будущего мужа, пронеся это чувство через всю свою непростую жизнь. Она была любимицей своего отца. Тот, зная характер будущего зятя, сомневался в нем. Однако Наталья, наряду со своей кротостью и смиренность, была непреклонна: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!». Наталья Коршунова в «Тихом Доне» в глазах читателя предстает целомудренной девушкой, которая стыдиться проявления своих чувств и боится показаться легкомысленной.

С первых дней в доме Мелеховых родители мужа прикипели любовью к этой девушке, так как она отличалась добротой и покладистостью, а главное трудолюбием, чем не могла похвастаться старшая невестка Дарья. Она безукоризненно вела домашнюю работу, проявляя уважение к мужу и его семье – такова характеристика Натальи.

Жизнь без Григория

Однако счастье было недолгим. Сдержанность Натальи в проявлении своих чувств быстро наскучила Григорию, в котором волновалась жгучая восточная кровь, требующая страсти. Хоть Григорий и считал Наталью красивой и хорошей, все же в ней не было того, что притягивало его в Аксиньи. И его греховные отношения с соседкой начинаются снова. Не желая обманывать жену, Григорий откровенно признается, что не любит ее. Однако осознание этого не уменьшило чувств Натальи, тем более она чувствовала поддержку со стороны родителей супруга. Устав мириться с поведением сына, Пантелей Прокофьевич выгоняет сына из дому, защищая любимую невестку.

Стойкость и выдержку проявила Наталья Мелехова в период, когда Григорий ушел жить с Аксиньей. Она написала мужу письмо, в котором она говорила, что понимает мужа: «Я разлучать вас не хочу. Пущай лучше одна я в землю затоптанная, чем двое». Однако надеялась, что ее жертвенность пристыдит Григория или вызовет хотя бы жалость и заставить вернуться домой. Когда этого не случилось, она попыталась покончить с собой, но выжив, осталась калекой.

Сложно сравнивать, что было для Натальи сложнее: терпеть жизнь мужа с любовницей или ждать его возвращения с войны к другой женщине. Новость о смерти Григория с фронта потрясла всех, но вскоре его письмо, подтвердившее, что он живой, а также «поклон жене», вернули Наталье надежду.

Недолгое счастье

Придя с фронта Григорий, узнав о связи Аксиньи с сотником Листницким, вернулся в семью. В этот период Наталья буквально расцвела на глазах. Конечно, она понимала, что Григорий не полюбит ее так пылко, как когда-то Аксинью, но надеялась, что он оценит ее порядочность и верность. Ее надежды не были напрасными. Судьба подарила им двойняшек, и какое-то время одна из главных героинь романа «Тихий Дон» Наталья чувствовала себя счастливой. Но события Революции и Гражданской войны, охватившие Россию, не дали насладиться полноценным счастьем, так как Григорию пришлось бежать с хутора, власть на котором была захвачена красными.

Временно вернувшись домой, Григорий встретил Аксинью, которая вновь сошлась с мужем. Их былая любовь вспыхнула с новой силой. Григорий, решивший возглавить повстанцев, взял с собой Аксинью, а Наталью с детьми оставил дома. В перерывах между боями Григорий вновь вернулся домой, верность и теплота жены вызвали в нем небывалую нежность к Наталье, но наутро он уже был вынужден уехать. Эта ночь любви, одарила героев романа «Тихий Дон» Григория и Наталью зачатием третьего ребенка.

Крайняя степень отчаяния

Озлобленная из-за одиночества и болезни Дарья решила отравить счастье Натальи и рассказала о встречах Григория с Аксиньей, которые она сама помогла устроить. Для беременной Натальи, которая не раз переживала измены мужа, это стало последней каплей. Силы ее иссякли. За годы замужества, что видела она, кроме измен Гриши или его отсутствия, жалости родителей да соседей? Молодая, красивая и работящая девушка положила свою жизнь на алтарь безответной любви. Однако эта жертва не была оценена.

Наталья, которая слишком долго терпела и молчала, так как была не только женой, но и матерью, в один миг сломалась. В разговоре со свекровью она пожелала мужу смерти, а затем решилась на аборт, не желая больше рожать детей человеку, которому это не нужно. От кровопотери Наталья скончалась к утру. Последние мысли этой молодой женщины, не успевшей повидать счастья и ласки, были о Григории. В последних словах Наталья призналась, что по-прежнему любит мужа и прощает его.

Вывод

Судьба Натальи – это собирательный трагический сюжет русских жен и матерей, чьи жизни были растоптаны жестокой войной, но которые не потеряли своей чести, преданности и в нечеловеческих условиях жизни, старались сохранить свой семейный очаг.

Тест по произведению