Образ Алексея Александровича Каренина (в сравнении с Вронским).

Что княгиня Мягкая из "Карениной", которой все так восхищаются, в сущности, низкая тварь. Она считает, что Алексей Алексадрович глуп, потому что, отправляясь в служебную командировку, он вернул в казну деньги на прогон 12 лошадей, полагающиеся ему по чину и должности - он ехал к месту назначения поездом. Княгиня же Мягкая со своим мужем воруют эти деньги: "а у меня уж так заведено, что на эти деньги у меня экипаж и извозчик содержатся".

Что тут началось!

"Конечно, Каренин, глуп, - написала мне free2xpress . - А как иначе его можно охарактеризовать? Женился на молодой женщине, которая на 20 лет моложе его. Без любви. Жил не своим умом и сердцем, а по нормам, установленным государством и церковью. Методичный, систематичный, безжизненный... Одним словом - бюрократ".

Пришлось ответить так:

Вы взяли Вашу характеристику либо из слов Анны Аркадьевны, которая раздражена на мужа, либо из советского фильма, где Гриценко действительно изображает что-то в этом роде. Автор описывает его совсем иначе. Алексей Александрович - самое живое, честное перед собой и Богом и по-настоящему страдающее лицо романа. Не говоря уже о том, что он единственный, кроме Левина, кто трудится в романе. И Толстой много раз подчеркивает, что чиновник он дельный.

Алексей Ал-рович женился на Анне по долгу чести, брак этот подстроила ее тетка. Конечно, он мог бы поступить так же, как поступил Вронский с Кити, но это противоречило его принципам.

В ответ я прочел:

//Алексей Александрович - самое живое, честное перед собой и Богом и по-настоящему страдающее лицо романа.//

Довольно спорный тезис, я считаю. Несомненно, нужно изначально запастиcь симпатией ко всем обманутым мужьям, чтобы затем распространить ее и на Каренина. Назвать Каренина самой страдающей фигурой романа можно с большими оговорками. Несомненно, он страдает, но уж слишком своеобразно: он только хочет "отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни".

Нарциссизм, незрелость, эгоизм - вот что питает эти т.н. страдания. Человек, послушный церкви, но в душе не христианин. Футляр от христианина. А шантаж ребенком - вообще низость. Но что можно ожидать от футляра?

//Алексей Ал-рович женился на Анне по долгу чести, брак этот подстроила ее тетка //

NB. Дело в том, что мадам, убедившись в моей непреклонности, в итоге постирала свои комменты, поэтому мне приходится их выуживать из почтовых извещений.

Мой ответ:

Именно так прикрываются статусные браки. Какая там честь может быть? Женился на молодой провинциальной красотке, которую не стыдно показать в свете (приложение к его статусу), потому что был уверен, что сможет полностью ее контролировать.

Откуда Вы это взяли? Где это написано? Давайте придерживаться текста романа и позиции автора. Ведь сюжет этот можно рассказать и с точки зрения гвардейского офицера, и с точки зрения Бетси Тверской, и с точки зрения Долли. И это все будут разные истории.

Алексей Александрович - сирота, как и Анна, человек небогатый, всего достигший упорным трудом и исключительными способностями и страшно одинокий. Перед тем, как сделать предложение, он долго колебался, и в этих его размышлениях нет совершенно ничего о "статусном браке". Он абсолютно ничем не заслужил такого горя, какое обрушилось на него.

Анна Аркадьевна пользуется в доме Каренина полнейшей свободой, никто ее не контролирует. Соблюдение внешних приличий - минимальная цена за эту свободу.

Где Вы вычитали "шантаж ребенком"? Шантаж - это когда чего-то требуют взамен. А он чего требует? Он просто прекрасно видит, что Анне Сережа не нужен, как не нужна ей ее дочь от Вронского, как ей вообще не нужны дети, что при своей беспорядочной жизни она не сможет толком воспитать его, сам же он относится к воспитанию сына весьма серьезно и основательно.

Как же Вы не видите, что Каренин, помимо Левина, - единственный герой романа, способный на нравственные мучения? Да, ситуация безвыходная, мучаются все трое, но Анна и Вронский мучаются неудобством своего положения, и только Каренин решает экзистенциальные вопросы бытия.

Одним из основных персонажей произведения является супруг главной героини Алексей Александрович Каренин.

Писатель представляет героя в образе высокопоставленного государственного чиновника, влиятельного и уважаемого в аристократическом обществе, постоянно укрепляющего свое преуспевающее положение.

Каренин отличается безукоризненностью, честностью, порядочностью и рассудительностью. Характерными чертами Алексея Александровича являются его сила воли, усердие в делах, выражаемое в целеустремленности и трудолюбии.

В семейных отношениях Каренин характеризуется нарочитой пренебрежительностью к сыну и супруге, скрывая свои подлинные чувства, но в душе искренне любя и дорожа своей семьей.

Доверяя своей жене, будучи в твердой уверенности в домашнем спокойствии, Каренин направляет свою энергию и время на служение государю, занимаясь работой беспрерывно с честолюбивым рвением и тщеславием.

Спокойствие в семье Карениных пропадает в связи с вспыхнувшим романом жены Анны с молодым офицером Вронским, о котором неспособный понять чувства своей супруги Каренин узнает лишь заметив реакцию светского общества.

Каренин проявляется в семейном разладе как слабый, не умеющий проявлять свои чувства человек, не способный к борьбе за любовь жены. Растерявшись и не понимающий, как разрешить сложившуюся ситуацию, Каренин погружается в рабочие будни и становится замкнутым, немногословным, желая оставить все на волю судьбы, лишь переживая о нарушившихся приличиях.

Истинно человеческие качества проявляются в Алексее Александровиче, кажущимся бесстрастным и сухим человеком, лишь в момент тяжелых родов супруги, которая произвела на свет ребенка любовника Вронского. Каренин осознает тягостное состояние Анны, проявляет к ней сочувствие и искреннюю заботу, выражая тем самым чувство прощения и бескорыстную любовь.

Однако, оправившись от родов, Анна снова покидает Каренина, неготового показать силу своего характера и доказать жене свою искреннюю любовь и нежность. Ощущая себя несчастным мужем, Каренин начинает сострадать своему состоянию, проявляя религиозную и нравственную обязанность к падшей супруге.

В финале произведения Каренин полностью, потеряв интерес к государственной службе, попадает под влияние старой графини Лидии Ивановны и начинает посещать тайное религиозное общество, мечтая избавиться от душевных страданий. Однако дочь Анны, рожденную от любовного союза, после смерти супруги Каренин берет к себе на воспитание.

Раскрывая образ Алексея Каренина, писатель повествует о судьбе слабого и безвольного человека, имеющего душевное желание оставаться всегда честным перед самим собой.

Сочинение про Алексея Каренина

Алексей Александрович Каренин - персонаж из романа "Анна Каренина " Л.Н. Толстого.

Каренин родился в небогатой семье. У него также был брат. Родители у них умерли рано: отец умер давно, а мать - через десять лет после рождения Алексея. Воспитывал их дядя. Учился Каренин в университете и окончил учебу с медалями. Дядя его был на хорошем счету чиновник. После выпуска Алексея из университета устроил его на службу. Каренин за счет своего трудолюбия и честолюбия поднялся по карьерной лестнице и стал высокопоставленным чиновником.

Алексей Каренин спокойный и рассудительный человек. Дела свои делает не спеша и без отдыха. Речь у него медлительная и немного несмешливая. Голос у него тонкий, а при крике - писклявый. У Алексея длинные пальцы и у него несильная фигура, имеет высокий лоб и большие глаза.

В обществе не было определенного отношения к нему. Кто-то его считал умным, кто-то глупым, кому-то он нравился, а кому-то нет. Но в целом Каренин пользовался уважением.

Лет в сорок ему предложили жениться на Анне, требуя немедленного ответа. Алексей Александрович был старше своей жены на двадцать лет. К жене он был привязан и любил ее, как умел. Относился к ней всегда насмешливо. Анна никогда не верила, что он ее любит. Она в свою очередь ненавидела супруга, считая его бесчувственным. В браке у них родился сын, к которому Каренина перенесла всю свою любовь. Алексей относился к сыну, как к воображаемому мальчику.

До измены жены Каренин считал свой брак удачным. Сначала он пытался заставить жену остаться в семье, сколько не для сохранения брака, а для мести, чтобы Анна мучилась. Зная, что она беременна не от него, он признает девочку своим ребенком, желая смерти Анны. Видя, что жена может умереть после вторых родов, прощает ее и Вронского, с которым у нее роман. После этого случая в Алексее просыпается сострадание и доброта. Он полностью берет на себя воспитание сына. Но даже после прощения Анна не верит ему и считает его плохим человеком.

Позже Каренин снова становится беспристрастным и хочет всячески навредить Анне. Он запрещает ей видеть сына, зная, что они страдают от этой разлуки. Развод жене он не дает. Ее в обществе все считают "падшей".

После самоубийства супруги он берет дочь Анны и Вронского себе на воспитание.

Несколько интересных сочинений

    Много - много лет назад, когда я был еще совсем маленький и не ходил в школу, мне подарили велосипед. Впервые увидев двухколесное чудо, эмоции просто переполнили меня.

  • Образ и характеристика Наташи в пьесе На дне Горького сочинение

    Наташа - сестра жены хозяина ночлежки. Она была крайне честной, доброй и замечательной девушкой. Автор очень хорошо относился к этой героине, наделяя ее самыми замечательными и хорошими качествами

  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.

  • Сочинение Cделал дело - гуляй смело по пословице

    Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

В романе Льва Толстого под названием «Анна Каренина» мы можем увидеть, как нормальная жизнь многих героев становится невыносимой, они не находят того желаемого счастья, к которому так долго стремились. Кроме главной героини этого произведения, Анны Карениной, это касается и ее мужа — Алексея Александровича Каренина. Он, точно так же, как и она, так и не смог стать счастливым. Именно по этой причине стоит разобраться в причинах такого явления.

Можно обвинять человека за то, что она ведет себя обычно и естественно? Автор романа Лев Толстой считает, что, пожалуй, да, можно. Алексей Каренин когда-то был нежный и страстный с Анной, но со временем любые чувства остывают и теряют свой прежний огонь. Нечто подобное произошло и с Алексеем Карениным. Он повзрослел, привык к семейной жизни, сосредоточился на работе, как это случается со многими мужчинами. Конечно, он был бы счастлив, если бы не ситуация с его женой Анной.

Вся проблема заключалась в том, что Анна вдруг полюбила другого. То ли от скуки, то ли по другим причинам она не смогла жить в спокойном браке и довольствоваться любовью с мужчиной без прежних пристрастий. Она хотела всплеска эмоций, вернуться в молодость, и это частично представилось ей возможным вместе с Вронским. Но что же делать Алексею Каренину в такой странной ситуации?

Автор как бы намекает нам, что он должен был соревноваться с Вронским за любовь своей жены. Толстой приводит причину отсутствия счастья у Алексея, которая заключается в том, что он был слабохарактерным человеком и не мог вступить в такое соревнование. Впрочем, я не могу согласиться с автором в этом вопросе. Мне кажется, что мало кто из мужчин стал бы бороться в таком случае. Многие просто разозлились бы, часть бы плюнула и оставила такую жену, как предательницу. И лишь единицы действительно восприняли бы это как вызов. В жизни человека есть разные этапы, и этап зрелости никак нельзя считать временем, когда тебе нужно доказывать свою любовь тому, кто был с тобой уже долго и прошел с тобой много событий.

Так в чем же тогда заключалась причина несчастья Алексея Каренина? Я думаю, она крылась в том, что ему просто не повезло с женой. К сожалению, мы иногда не можем распознать истинную сущность человека даже на этапе близкого знакомства. Очень печально, когда человек находит свою вторую половинку, но потом понимает, что никакой совместимости между ними нет. Поэтому придется расставаться, начинать жизнь заново, и далеко не факт, что в зрелом возрасте все получится хорошо. Хочется верить, что Алексей Каренин, жестоко преданный своей женой, когда-нибудь все же нашел счастье.

Л.Н. Толстой написал роман в 1873-1878 годах. Это было время после крестьянской реформы 1861 года. В жизни России происходили существенные изменения, которые распространялись и на бытовые, семейные отношения, религиозные верования. Основное внимание в романе уделено повседневной жизни персонажей из различных слоев: дворян и чиновников.
Алексей Александрович Каренин - один из главных героев книги. Роман базируется на любовной истории, и Толстой подробно описывает внешность героев. У Каренина было петербургски свежее лицо, самоуверенная фигура, немного выдающаяся спина. При ходьбе он ворочал всем тазом и тупыми ногами. Круглая большая шляпа опиралась на уши. Зябкие и костлявые ноги он завертывал пушистым одеялом. При улыбке открывались «неувядающие белые зубы». Голос тонкий.
Алексей Александрович и его брат росли сиротами. Отца они не помнили, а мама умерла, когда Алеше было десять лет. Состояние было маленькое. Их воспитал дядя, важный чиновник. Гимназию и университет Алексей окончил с медалями и «с помощью дяди тотчас стал на видную служебную дорогу». Брат умер.
Во время его губернаторства тетка Анны интригами поставила его в такое положение, что он якобы скомпрометировал дедушку и должен на ней жениться. Каренин после долгих колебаний сделал предложение и «отдал жене все то чувство, на которое был способен». Над креслом в его кабинете висел овальный портрет Анны, прекрасно сделанный знаменитым художником.
В Петербурге Каренин «занимал одно из важнейших мест в министерстве». Работал Каренин очень много. «Каждая минута жизни Алексея Александровича была занята и распределена». «Он держался строжайшей аккуратности». Работал «без поспешности и без отдыха». Каренин отличался упорным честолюбием, сдержанностью, честностью, самоуверенностью. В работе стремился к сокращению переписки, экономности. Анна отметила, что «...соображения родства не могут остановить его в высказывании своего искреннего мнения». Л.H. Толстой с юмором пишет: «В голове его нарождалась капитальная мысль, долженствующая распутать все это дело, возвысить его в служебной карьере, уронить его врагов и потому принести величайшую пользу государству».
Служебную деятельность Каренина автор иллюстрирует делами об орошении Зарайской губернии и об инородцах. Оба дела навлекли на Каренина неприятности по службе. Хотя Каренин и получил Александра Невского, восходящее служебное движение прекратилось. Но Каренин, желая приносить пользу, готовит один за другим проекты: о причинах дурного состояния русских финансов;
«по всем отраслям управления, указывая на средства к исправлению ошибок».
Основательно Каренин отнесся и к воспитанию сына: прочел несколько книг по антропологии, педагогике, дидактике, составил план воспитания, пригласил лучшего педагога. Но искренности и доверия в отношениях с сыном так и не достиг. Ежегодно он с открытием весны и до июля выезжал на воды за границу поправлять свое здоровье. Каренин следил за всем «замечательным... в умственной сфере». Его интересовали книги политические, философские, богословские, но он считал своим долгом знакомиться и с поэзией, искусством. В театре у Карениных была ложа.
Алексей Александрович делал карьеру не без помощи кружка Лидии Ивановны. Жена посланника говорила о Каренине, что таких государственных людей мало в Европе. Княгиня Бетси удивлялась ясности и точности мышления Каренина. В беседе со знаменитым путешественником он поразил глубиною знания предмета. Адвокат признается Каренину: «Знаю вас и вашу полезную деятельность, как и всякий русский».
Оправдывая свою любовь к Вронскому, Анна обвиняет мужа, что он восемь лет душил ее жизнь, называет его министерской машиной и бесчувственным. Это обвинение, во-первых, странно слышать от женщины, которая сама упорно добивалась замужества с гораздо более старшим по возрасту Карениным. Во-вторых, эмоции Каренина сильны, но он сдерживает их проявление. Вспомним только один характерный в этом смысле эпизод, когда Анна объявила ему о своих отношениях с Вронским и заплакала. Алексей Александрович сдержался и «с привычной учтивостью простился с ней».
Каренин полюбил дочь Вронского и Анны и после смерти жены забрал ее у Вронского. После рождения девочки Каренину «досадно было на жену за то, что она не заботилась об этом прелестном ребенке». Он даже сначала согласился полностью на все условия Анны, которые дадут ей счастье. Но Анна не потребовала развода и уехала с Вронским за границу. Каренин был готов поступиться своими принципами. «Чувство собственного достоинства и уважение к религии не позволяли ему принять на себя обвинение в фиктивном прелюбодеянии и еще менее допустить, чтобы жена, прощенная и любимая им, была уличена и опозорена». Жене, по смыслу закона церкви, «не может быть брака, пока муж жив».
Каренин постоянно заботился, чтобы к пятнадцатому числу передавались деньги жене на расходы.
После измены Анны Каренин утратил любовь к сыну. Ему так казалось. Но он заботился о нем, о его воспитании. Каренин стал уделять больше внимания религии, христианству. Он всегда верен своему слову. Когда напористый Облонский уговорил-таки его приехать в гости, Каренин уныло ответил: «Я обещал и приеду».
У внимательного читателя складывается сочувственное отношение к Каренину. Его ум, образованность, честное отношение к работе, административный опыт, тактичность, чувство долга вызывают у нас уважение. Идеальных людей нет. Не стоит акцентировать внимание на мелких недостатках Каренина.

Каренин Алексей Александрович — один из центральных персонажей романа, муж Анны Карениной. Сначала он предстает как высокопоставленный, холодный и добродетельный петербургский чиновник, затем как несчастный, обманутый муж, позже — как сострадательный и правдивый христианин, наконец, как переставший, под давлением светского мнения, быть честным с самим собой человек, пытающийся выглядеть праведником и находящийся под влиянием гипнотизера. Его прототипом послужил С. М. Сухотин (1818—1886).

Сирота, Алексей Каренин был воспитан дядей — важным чиновником. Получив блестящее образование и поступив на службу, он целиком посвятил себя ей. Когда он занимал губернаторский пост, тетка Анны Облонская познакомила его со своей юной племянницей и некоторое время спустя вынудила его сделать предложение. Как и к своей служебной карьере, Алексей Каренин отнесся к браку добросовестно. В первый год семейной жизни у них родился сын Сережа. Герой добился высокого поста в правительстве, безусловного уважения в обществе своими трудолюбием, бесстрастием, справедливостью.

Но Алексей Каренин стесняется и чуждается «слишком человеческих» проявлений души, выводящих его из внутреннего равновесия. В своих отношениях с женой и сыном он старается заглушить всякий элемент чувствительности. Этого он достигает иронически отстраненной манерой общения. Алексей Александрович не замечает, как его сухость, удовлетворенность собой, ирония раздражают и мучают жену, заставляют и сына учиться притворству. Он не замечает, что Анна утрачивает уважение к нему, как пытается найти оправдание семейной жизни в любви к сыну, как делается все более далека от него. Алексей Каренин не придает значения знакомству на вокзале с сопровождающим его жену из Москвы Вронским, а когда на одном из приемов у Бетси Тверской видит свою жену и Вронского, ведущих себя так оживленно и неприлично, что на них обращают внимание, он ужасается никогда не посещавшей его мысли об измене и, стыдясь незнакомого ему до сих пор чувства ревности, по приезде домой пытается объясниться с Анной; напоминает о ее долге супруги и матери, но наталкивается на непроницаемое «веселое недоумение» Анны, отрицающей свою вину.

На Красносельских скачках Алексей Каренин наблюдает отчаяние Анны при виде падения Вронского с лошади. Он увозит жену почти против ее воли и в карете делает еще одну попытку объясниться. Теперь он не сомневается в измене Анны, но страшится думать о ней. Он заговаривает с женой уже не о долге, а только о соблюдении внешних приличий. Он согласен и на «веселое недоумение» с ее стороны, лишь бы она не подтвердила известной ему страшной правды. Но Алексей Александрович обманывается в ожидании: Анна со слезами стыда и ненависти сознается во всем. Оставив жену на даче, Каренин уезжает в Петербург, чтобы принять решение.

Он отклоняет для себя возможность дуэли с Вронским из страха и убеждения в бессмысленности такого шага, из желания быть честным перед самим собой, так как друзья и сослуживцы конечно же не допустили бы его, незаменимого на своем посту государственного мужа, до поединка, и, следовательно, вызов с его стороны выглядел бы красивой и безопасной позой. Он отклоняет также возможность расторжения брака с Анной потому, что разводный процесс потребовал бы применения «грубых доказательств» ее неверности, а от вызванного скандала он сам пострадал бы значительно больше в мнении света, чем жена. Единственный выход он видит в том, чтобы удержать Анну при себе, вынудить ее прекратить связь с Вронским, скрыть ее от света. Еще одно соображение, приходящее Каренину на ум, связано с требованиями религии: отторгая от себя преступную жену, он не дает ей возможности исправиться, губит ее душу. Как строгий христианин, Алексей Каренин не может этого допустить. Хотя он и понимает, что это ложь (ведь Анна не захотела бы исправляться), но для обоснования внутреннего покоя религиозный довод приходится очень кстати.

Подыскав, таким образом, в своем «перечне» поступков и слов все необходимое и уместное, успокоившись и обретя привычное свое лицо, герой отправляет жене письмо, в котором сообщает о своем решении и по-прежнему настаивает на соблюдении ею внешних приличий, предупреждая, в противном случае, о своем намерении развестись и разлучить ее с сыном. Между супругами устанавливается хрупкое перемирие. Алексей Александрович надеется на окончание связи жены, но не верит в него. Анна продолжает встречаться с Вронским вне дома. Однажды Каренин, отправляясь в театр, сталкивается в дверях с виновником позора своей семьи. Решив покарать жену и изъяв у Анны письма любовника — доказательства для суда, он объявляет ей о своем решении. Он вполне подготовился к последнему объяснению, но во время разговора демонстративное бесстрастие изменяет ему. Каренин, говоря о себе, от волнения запинается и не может выговорить слово «перестрадал». У него выходит «пелестрадал». Эта оговорка является не столько знаком расстройства внутреннего мира, сколько парадоксальным свидетельством сознательно и успешно подавлявшейся Алексеем собственной человечности и доброты. Она очеловечивает Каренина в глазах жены, а также читателя. Анна сообщает мужу, что скоро родит. Вне себя он уезжает из дому и на следующий день отправляется к лучшему петербургскому адвокату, поручая ему ведение дела о расторжении брака.

Оказавшись в Москве по служебным делам, он получает телеграмму— краткую просьбу Анны приехать и простить ее перед смертью. Раздосадованный карьерной неудачей, герой едет в Петербург, надеясь на смерть жены, которая лучше, чем развод, разрешила бы мучительную ситуацию, в которой он находится. Но когда он оказывается у постели находящейся в бреду и умоляющей о прощении, умирающей жены, в его душе происходит переворот: то, что ощущалось им раньше «душевным расстройством» при виде чужих слез, теперь ощущается как счастье прощения врага. Каренин прощает Анну и Вронского, отказывается от мести, решает прекратить дело о разводе и в случае выздоровления жены не покидать ее. У постели умирающей Анны Алексей Каренин впервые узнает свою душу, узнает, что самое существенное заключено не в «готовых» словах и поступках «по правилам», а в чувстве «умиленного сострадания, которое в нем вызывали страдания других людей и которого он прежде стыдился как вредной слабости». Он жалеет раскаявшуюся жену, пытавшегося покончить с собой Вронского, заброшенного сына и новорожденную девочку.

Но выздоравливающая Анна начинает тяготиться им. Из разговоров с Бетси Тверской и Стивой Облонским Каренин понимает, что от него добиваются, чтобы он оставил жену в покое. Измучившись и потерявшись, он соглашается на развод и опамятуется только тогда, когда после свидания с Вронским Анна уезжает с ним и дочерью в Италию, отказавшись от развода, не желая принимать со стороны мужа еще одной жертвы. Оставшись наедине со своим горем, Каренин совершенно падает духом. Он ощущает по отношению к себе всеобщую ненависть за то, «что он постыдно и отвратительно несчастлив». Самым близким ему человеком в этот мучительный период становится графиня Лидия Ивановна, его покровительница, сторонница и пропагандистка модифицированного внеконфессионального христианства, опекающая великосветский петербургский салон медиума Ландау. Ее мистическая экзальтированная настроенность, к которой ранее Каренин относился сдержанно и даже враждебно, теперь находит у него живой отклик, чувство солидарности. Он благодарен графине за слова утешения и сочувствия, за предложенную помощь в устройстве дома и воспитании сына Сережи.

Постепенно он отдается ее влиянию, посещает кружок медиума, начинает упиваться своей добродетельностью, полнотой своей веры, высотой своего благочестия. Толстой показывает, как неодолимая потребность занять позицию благочестивого превосходства по отношению к презирающему его свету отодвигает на второй план желание быть честным с самим собой. Тем более что карьера его завершается. Он сохраняет высокий пост и положение, но в глазах всех является «человеком, который весь вышел и от которого ничего более не ждут». По наущению графини Сереже внушают, что его мать умерла, по ее настоянию Каренин отказывает Анне в свидании с сыном, когда она приезжает в Петербург из Италии. Загипнотизированный медиумом Ландау, Алексей Александрович не дает согласия на развод хлопочущему по делам сестры Стиве Облонскому, а после самоубийства Анны великодушно берет на себя воспитание ее дочери.