Обновление содержания среднего образования в рк. Доклад на тему: "Обновление образования - реальность времени"

Согласно данным Глобального индекса конкурентоспособности, в 2017 году по охвату начальным образованием Казахстан занял 4 место среди 137 стран мира, повысив свою позицию со 118 места.

По показателю экономической конкурентоспособности по версии Института менеджмента IMD-2017 на 9 позиции улучшена позиция Казахстана по субфактору «Образования», расположившись на 35 месте в мире. Также, Казахстан вступил в Комитеты ОЭСР по инновационной политике и образовательной политике.

Актуальность модернизации системы образования Казахстана обусловлена важностью социальной функции — выработки и трансляции знаний, которые выполняют в современном обществе ключевую роль в разделении труда.

«Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех», — отметил Глава государства в своем Послании “Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции”.

Максимальный успех в модерниза-ции системы образования Казахстана, может быть, достигнут лишь при условии, если все программные установки, положенные в образовательную политику, сумеют вобрать в себя максимум возможного из положительного потенциала, накопленного мировым опытом. И поэтому перед многими государствами, в особенности Центральной Азии, по-прежнему вопрос модернизации образовательной системы остается актуальным.

В Казахстане организационной основой национальной образовательной политики является Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы.

Программа направлена на создание современной системы оценки качества образования, совершенствование стандартов образования, требований к уровню подготовки выпускников учебных заведений, появление различных типов учебных заведений разных форм собственности, информатизация образования и внедрение новых технологий обучения, активное привлечение негосударственных источников финансирования образования.

В соответствии с ГПРО на 2011-2020 годы определены основные направления модернизации и развития системы образования: развитие дошкольного образования, повышение квалификации педагогических работников, введение электронного образования, проект «E-learning», модернизация высших учебных заведений, модернизация профессионально-технического образования, инновации в среднем образовании.

Говоря об итогах проделанной работы за 2017 год, следует отметить, что охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением вырос на 4,7% и составил 90,5%.

По среднему образованию продолжается переход на обновленное содержание. По данным министерства, в 2017-2018 учебном году осуществлен переход 1, 2, 5, 7 классов.

С 1 сентября т.г. на обновленное содержание перейдут учащиеся 3, 6 и 8 классов. Параллельно введена 5-дневная учебная неделя. Ведется подготовка к переходу на изучение в 10-11 классах 4 предметов естественно-научного цикла на английском языке с 2019 года («Физика», «Химия», «Биология», «Информатика»). В 2017-2018 учебном году в 153 школах в пилотном режиме начато преподавание предметов естественно-научного цикла на английском языке.

Разработан и проходит апробацию в 18 школах и 30 детских садах «Әліппе» («Букварь»), в 30-ти пилотных школах апробируются все учебники для 3, 6 и 8 классов. Учебники по предметам «Физика», «Химия», «Биология» и «Информатика» на казахско-английском, русско-английском и английском языках проходят апробацию в 16 школах страны.

Также отмечается, что более 70 тыс. учителей прошли курсы повышения квалификации по обновленному содержанию, 12 тыс. педагогов информатики, физики, химии, биологии повысили квалификацию в АО «Өрлеу», «USTAZ Professional Learning Centre», «Назарбаев Университет», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Утвержден Профстандарт педагога с конкретными требованиями к педагогу (знание, умение, трудовые действия). Разрабатывается новая система аттестации педагогов. Рассматривается вопрос снижения нагрузки на учеников и учителей.

В 2017 году в копилке международных наград казахстанских школьников по итогам олимпиад и научных соревнований было завоевано 661 награда, из них золотых медалей — 125, серебряных — 197, бронзовых — 327, почетных грамот — 12. По итогам престижных международных олимпиад казахстанская сборная команда занимает 10-е место в мире.

Продолжается апробация подушевного финансирования в 73 пилотных школах. Прорабатывается вопрос размещения госзаказа в частных школах регионов. В более чем 60% школах и детских домах функционируют попечительские советы с участием общественности. Утверждена норма обязательного участия попечительского совета в конкурсном отборе директора школы.

По поручению Главы государства с 2017 года в 318 колледжах реализуется проект «Бесплатное ТиПО для всех», который предусматривает бесплатное получение первой рабочей квалификации и социальную поддержку в виде стипендии, проезда и одноразового горячего питания. В организациях ТиПО размещен госзаказ более чем на 100 тыс. мест, в том числе 21 тыс. по проекту «Бесплатное ТиПО».

Актуализированы 130 типовых учебных планов, программ и разработаны 53 образовательные программы. Пересмотрен Классификатор профессий и специальностей ТиПО. Осуществлен перевод 500 единиц зарубежной литературы на государственный и русский языки, пополнен библиотечный фонд 288 колледжей.

Внедряются новые образовательные программы по международным стандартам WorldSkills. С 1 сентября 2017 года по 260 квалификациям запущены новые модульные программы, где предусмотрено получение до 3-х квалификаций. В ГОСО технического и профессионального образования внесены поправки, позволяющие колледжам изменять образовательные программы до 80%.

Разработаны и внедрены модульные программы по повышению квалификации педагогических кадров системы ТиПО. В 2017 году по данным программам прошли повышение квалификации 5200 педагогических кадров, в том числе 300 руководителей колледжей. Подготовлен пул менеджеров, владеющих инновационными подходами в управлении.

Отмечается положительная тенденция внедрения элементов дуальной системы образования. В 2017 году дуальное обучение внедрено в 460 колледжах с участием 3055 предприятий по 80 специальностям и 165 квалификациям. Контингент составил 31 607 студентов. Для повышения эффективности в планировании и финансировании системы ТиПО утверждена новая методика подушного финансирования.

Высшее и послевузовское образование в Казахстане идет стремительно вверх, так в рейтинге лучших университетов мира Quacquarelli Symonds World University Rankings в 2017 году было отмечено 8 казахстанских вузов.

В рамках реализации трехъязычного образования 50% учебных дисциплин преподаются на языке обучения (казахский или русский), на втором языке (русский или казахский соответственно) — 20%, на английском языке — 30%. В 76 вузах созданы 2,5 тыс. специальные группы, в которых обучение на трех языках проходят 30 тыс. человек по всем направлениям подготовки.

Совместно с 51 зарубежными вузами в 50 вузах ведется обучение по двудипломным образовательным программам. Внедряются 10 образовательных программ на английском языке. Разработан законопроект, который предусматривает нормы по расширению академической и финансовой самостоятельности вузов.

В 2017 году 600 ППС прошли повышение квалификации на языковых курсах. Проводится обучение корпоративных секретарей Наблюдательных советов 30 вузов страны. Обучены 94 члена Наблюдательных советов государственных вузов. К управлению вузами в 2017 году привлечено более 30 зарубежных топ-менеджеров.

В рамках перехода на новую модель экономического роста реализуется проект «Развитие образовательного хаба как драйвера новой экономики 3.0». Одним из приоритетов проекта является привлечение иностранных студентов. В вузах обучаются около 13 тыс. (3%) иностранных студентов. В 2017 году в данном направлении проведено 200 маркетинговых кампаний. АО «Центр международных программ» проведено шесть образовательных PR-мероприятий в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Китае, Индии и Туркменистане. По итогам выставки подписано 20 меморандумов о взаимном сотрудничестве.

В 2017 привлечено более 84 млрд тг частных инвестиций (из них 71 млрд за счет оказания платных услуг и 13 млрд за счет развития стартапов и софинансирования).

Что касается задач на 2018 год, то согласно данным профильного ведомства планируется открытие 1 067 дошкольных организаций на 121,8 тыс. мест, в том числе 766 (71,5 тыс. мест) частных дошкольных организаций, также внедрение стандартов и программ раннего развития детей, внесение изменений в ГОСО и разработаны новые программы, масштабирование опыта Южно-Казахстанской области по автоматизации процесса выдачи направлений в детские сады путем интеграции электронного Правительства и «Е-акимат».

По среднему образованию, продолжается переход на обновленное содержание (3, 6, 8 классы), планируется поэтапное повышение зарплаты на 30% учителям, перешедшим на преподавание по обновленному содержанию, внедрение новой системы аттестации педагогов, принятие новых Правил аттестации, установление новой сетки доплат за категории педагогического мастерства, учитывающей уровень квалификации и результатов национального квалификационного теста. Педагоги в зависимости от квалификации будут получать доплаты от 20% до 50%.

Также в планах внедрение подушного финансирования в частных школах Астаны, Шымкента, Актобе и государственных школ Астаны. Будет осуществлена цифровизация образования в рамках Госпрограммы «Цифровой Казахстан» и продолжена работа по внедрению электронного журнала и дневника «Күнделік» и разработка видеофильмов и интерактивных уроков на трех языках.

В техническом и профессиональном образовании будет продолжена работа по внедрению проекта «Профессионально-техническое образование для всех», разработка образовательных программ по кредитно-модульной технологии, продолжение работы по внедрению дуального обучения, повышение квалификации ИПР и экспертов предприятий, создание 20 центров компетенций, внедрение в учебный процесс образовательные программы с учетом стандартов WorldSkills, улучшение позиций обучающихся ТиПО в международном чемпионате WorldSkills и продолжение перевода зарубежных учебников.

Для высшего и послевузовского образование в 2018 году будет продолжена работа:

По расширению академической и управленческой самостоятельности вузов,

Организация и проведение образовательных выставок в зарубежных странах,

Проработка вопроса по открытию представительств Центра международных программ в Китае, Индии, Узбекистане и Туркменистане,

Продолжение работы по привлечению иностранных студентов за счет реализации двудипломного образования, реализация образовательных программ на английском языке,

Проработка вопроса по открытию новых университетов по ИТ, педагогическому, медицинскому, техническому направлениям,

Разработка 10 новых программ на английском языке.


Больше важных новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

заместитель директора

по НМР Цымбалюк Н.С.

В начале работы педсовета предлагаем устно ответить на вопросы:

1). Планируете ли Вы работать в школе в ближайшем будущем?

2). Согласны ли Вы с тем, что работа по – старому, по привычке есть путь к профессиональному выгоранию?

3). Учитываете ли Вы современные образовательные и воспитательные технологии при работе с предметным материалом в современных социально меняющихся условиях?

4). Что Вы сегодня готовы сделать для повышения своего педагогического мастерства?

Активити: «Круг пожеланий». Посмотреть друг на друга и сказать одно пожелание на сегодняшний день (начинает координатор и дальше по часовой стрелке участники).

(слайд №5)

«Выпускники школ должны знать казахский, русский и
английский языки. Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Н. Назарбаев

1. Вступление.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. …… элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования» .

(слайд №6)

(Слайды 7-9)

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД?

В 2017-2018 учебном году на обновленное содержание образования перешли 2, 5, 7 классы.

Глобальные преобразования и мировые тренды требуют ускоренных темпов обновления содержания школьного образования. В 2018-2019-м учебном году на обновленное содержание перейдут 3, 6, 8, 10 классы. В 2019-2020 учебном году – 4, 9, 11 классы.

Напоминаю, что В 2017-2018 учебном году: (внимание на слайды)

1) образовательный процесс в классах предшкольной подготовки и 1, 2 классах осуществляется на основе :

Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСДВО), утвержденного ППРК от 13 мая 2016 года № 292;

Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения (далее – Типовая программа), утвержденной приказом МОН РК от 12 августа 2016 года № 499;

Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения (приложение 1 к приказу МОН РК от 22 июня 2016 г. № 391);

Государственного общеобязательного стандарта начального образования , утвержденного постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327 (далее – ГОСО РК-2015);

Типовых учебных планов начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016года № 453;

Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 8 апреля 2016 года № 266;

2) образовательный процесс в 3-4, 6, 8-11 классах осуществляется на основе:

Государственного общеобязательного стандарта среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее – ГОСО РК-2012), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080;

Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500»; и.т.

3) образовательный процесс в 5, 7 классах осуществляется на основе:

Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования (далее – ГОСО РК-2016), утвержденного постановлением Правительства РК от 13 мая 2016 года № 292;

Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 ноября 2016 года № 668;

Сегодня на педсовете мы должны понять, как изменилось содержание, структура и особенности новых учебных программ и самое главное: каждый из нас должен определить, насколько он готов работать по-новому, что необходимо ему еще освоить в теории или совершенствовать в своей практике.

Итак, главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения республики в ряды 30 самых развитых стран мира.

(слайд №10) Механизмы реализации идеи в обучении и воспитании.

Ценности общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» комплексно реализуются через все формы учебной и воспитательной работы. Одними из главных особенностей организации образовательного процесса является ценностно – ориентированное обучение и воспитание и единство обучения и воспитания.

Таким образом содержание образования, система целей, подходы и методы преподавания и внеурочная деятельность направлены на то, чтобы со школы выходил выпускник:

Ответственный, проявляющий активную гражданскую политику;

Добросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатов;

Уважающий разнообразие культур и мнений;

Мыслящий творчески и критически;

Коммуникативный и дружелюбный;

Социально - ответственный и заботливый;

Умеющий эффективно использовать ИКТ;

Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

Как получить новый образовательный результат?

Знать:

цель (зачем учить?) -Содержание(чему учить?)- Методики(Как учить?)

Результаты анкетирования педагогов

На 1 вопрос Как Вы понимаете внедрение обновления содержания образования?

Большиство учителей понимают и могут описать структуру внедрение обновления содержания образования.

На 2 вопрос: Какие затруднения вызывают внедрение обновления содержания образования?

Большинство педагогов волнуют составление рубрики, структура урока и составление дискрипторов, далее планирование, постановка целей, использование различных уровней плана.

3 вопрос: Какие пути выхода Вы видите из сложившихся условий?

Изучение норматива, посещение семинаров различного уровня, самообразование.

    Вопрос: Ваше видение общешкольного формативного оценивания? Большинство респондентов предпочитают цветовое решение.

Что у Вас вызывает наибольший психологический дискомфорт при внедрении обновления содержания?

Преобладает финансовая сторона, увеличенная подготовка к уроку во времени и приготовление материалов сопровождения уроков.

4. Рассмотрим содержательное отличие обновленных программ (слайд №17)

    Повышение воспитательного потенциала обучения. Формирование нравственно - духовных качеств обучающихся.

    Педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения.

    Соответствие содержания и предложенных тем запросам времени, акцент на формировании социальных навыков.

    Системно-деятельный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания). Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

    Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, Темы повторно рассматриваются каждый семестр

    Учащиеся повторно изучают предмет на разных уровнях;

    Каждый последующий уровень сложнее и обширнее предыдущего.

    Наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей.

    Организация учебного процесса с использованием долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования.

    Государственные стандарты, а следовательно иерархия целей обучения целиком построены по таксономии Блума: знание – понимание – применение – анализ – синтез оценка – оценка. (слайд №18)

5. Структура учебных программ.(слайд№ 19)

Обновленные образовательные программы по предметам разработаны с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Особенность обновленных учебных программ представлена структурой:

НА слайдах (стру-ра пояснит.записки, система целей, уровни планирования)

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи учебной программы по предмету.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.

Рекомендуется, какие подходы, стратегии, технологии и методы обучения необходимо использовать при организации учебного процесса.
4. Подходы к оцениванию учебных достижений , о них мы поговорим чуть позже.


5. Организация содержания предмета.

6. Системы целей обучения.

    В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. «1» - класс, «2» - раздел, «3» - подраздел, «4» - нумерация учебной цели.

    Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а так же информировать их о следующих этапах обучения.
    7. Виды планирования разных уровней

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения конкретному учебному предмету по каждому разделу, образуя систему долгосрочных и среднесрочных целей обучения. Учебные планы по предметам, прилагаемые к учебным программам, имеют рекомендательный характер.

В долгосрочных и среднесрочных планах даны рекомендации для учителей по проведению занятий по темам и разделам, по организации деятельности учащихся на уроках, включены также рекомендуемые учебные ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.).

Долгосрочный план как элемент учебной программы определяет разделы/темы учебного материала, которые будут пройдены за год. Долгосрочный план включает в себя цели обучения, которые необходимо охватить в рамках определенного раздела/подраздела/темы.

    Среднесрочное планирование обычно осуществляется группой учителей или отдельно взятым учителем, структурирующим (и) учебную программу в последовательную серию уроков. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, и осуществляется на более короткий период. В среднесрочных планах формулируют основные задачи на установленный период, в нем отражаются темы обучения на каждую четверть или раздел. Распределение часов внутри разделов также можно варьировать по усмотрению учителя. В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.). Учитель может варьировать и изменять виды заданий с учетом индивидуальных особенностей и уровня успеваемости учеников класса.

    Краткосрочный план , или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей. Краткосрочное планирование урока помогает учителю более эффективно достичь учебных целей. Для этого учителю необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал и правильно подбирать виды деятельности. После каждого урока учителю необходимо провести анализ урока (рефлексию) для того, чтобы выявить возникшие трудности при освоении учебного материала обучающимися.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что предлагаемая программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

/обратная связь/

Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)


Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен (помахать рукой)

Слово Шарафутдиновой Е.А.

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов.

Проблема: Так как учителю стать направляющим?

Представить наблюдателей от каждой группы.

Слово Сергазиной З.Д.

Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для ученика и учителя. Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что отражает социальный аспект процесса обновления. Учителю необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому. О том, как правильно составить дискриптор и вывить пробелы знаний у ребенка расскажет Сергазина З.Д.

Слово Конарбековой М.К.

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера

Видео «Танцы нам льду»

Размышление: Как предложенное видео связано с темой нашего педсовета?

Подводка к Исатаевой А.К.

Оценивание результатов изучения, согласно обновленным программам будет осуществляться с применением критериального оценивания.

Нам всем уже известно, что критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание.

Также знаем, что формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и итоговых оценок по предмету.

Видео «Ошибка учителя»

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Задание: собрать термины и их определения (1 мин), кто больше и правильно

Рефлексия «Корзина успеха»

Ваши ожидания?

На сколько оправданы.

Педагогический совет.

Тема: «Обновление содержания образования: ориентир на будущее»

Цель : Знакомство педагогов школы с содержанием учебных планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015.

Задачи:

    Познакомить педагогов с предпосылками появления новых государственных стандартов образования;

    Познакомить с особенностями учебных планов обновленного содержания образования.

    Вовлечь педагогов в обсуждение вопроса о готовности коллектива школы к внедрению обновленного содержания образования.

Зам. директора по УВР Хамзина Р.Г.

«Выпускники школ должны знать казахский, русский и
английский языки. Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Н. Назарбаев

(слайд №1)

1. Вступление.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. …… элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования» .

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов.

Сегодня на педсовете мы должны понять, почему возникла необходимость в обновлении содержания образования, познакомиться с содержанием, структурой и особенностями новых учебных программ и самое главное: каждый из нас должен определить, насколько он готов работать по-новому, что необходимо ему еще освоить в теории или совершенствовать в своей практике.

3. Обзор национальной образовательной политики.

Что на ваш взгляд стало причиной подготовки и внедрения обновленных общеобразовательных программ в рамках обновления содержания образования в школах Казахстана? (Обмен мнениями)

Министерством образования РК был проведен глубокий анализ национальной образовательной политики. В результате были сделаны следующие выводы:

Программа средних школ не соответствует современным требованиям. Является чрезмерно обширной, имеет академический характер.

Результаты указывают, что казахстанские школьники отстают от сверстников из стран организации экономического сотрудничества и развития.

Текущая система образования имеет избыточность теории; повтор некоторого материала из класса в класс без углубления; доминирование учителя над учащимся; оценка знаний основана на шкале от 1 до 5. На практике она основана на сравнении уровня знаний каждого учащегося, что не обеспечивает четкую картину усвоения знаний.

Итак, главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения республики в ряды 30 самых развитых стран мира.

3. Национальная идея «Мәңгілік Ел» (слайды №2, №3)

Последнее послание Президента стало выдающимся по своему значению для народа Казахстана. Провозглашена национальная идея «Мәңгілік Ел», рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. Значимость общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» составляет «Единая цель, единые интересы, единое будущее". Важнейшими составляющими «Мәңгілік Ел» являются гражданская и общенациональная идеи, ориентированные на развитие у казахстанцев свойств и качеств интеллектуальной и конкурентоспособной личности с высоким уровнем национального самосознания, национального духа, патриотизма, гражданственности и социальной активности.

(слайд №4) Семь принципов «Мәңгілік Ел» отражают базовые ценности развития, общность интересов и исторической судьбы народа Казахстана.

(слайд №5) Механизмы реализации идеи в обучении и воспитании.

Ценности общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» комплексно реализуются через все формы учебной и воспитательной работы. Одними из главных особенностей организации образовательного процесса является ценностно – ориентированное обучение и воспитание и единство обучения и воспитания.

Таким образом содержание образования, система целей, подходы и методы преподавания и внеурочная деятельность направлены на то, чтобы со школы выходил выпускник:

Ответственный, проявляющий активную гражданскую политику;

Добросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатов;

Уважающий разнообразие культур и мнений;

Мыслящий творчески и критически;

Коммуникативный и дружелюбный;

Социально- ответственный и заботливый;

Умеющий эффективно использовать ИКТ;

Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

4. Рассмотрим содержательное отличие обновленных программ (слайд №7)

    Повышение воспитательного потенциала обучения. Формирование нравственно- духовных качеств обучающихся.

    Педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения.

    Соответствие содержания и предложенных тем запросам времени, акцент на формировании социальных навыков.

    Системно-деятельный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания). Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

    Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. (слайд №8)

    Государственные стандарты, а следовательно иерархия целей обучения целиком построены по таксономии Блума: знание – понимание – применение – анализ – синтез оценка – оценка. (слайд №9)

    Наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей. (слайд №9)

    Организация учебного процесса с использованием долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования.

5. Структура учебных программ.

Обновленные образовательные программы по предметам начальных классов разработаны с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Особенность обновленных учебных программ представлена структурой:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи учебной программы по предмету.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.

Оценивание результатов изучения, согласно обновленным программам будет осуществляться с применением критериального оценивания. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и итоговых оценок по предмету.
5. Организация содержания предмета.
6. Системы целей обучения.

В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. «1» - класс, «2» - раздел, «3» - подраздел, «4» - нумерация учебной цели.

Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а так же информировать их о следующих этапах обучения.
7. Долгосрочные планы.

В этом плане на весь учебный год по всем подразделам определены учебные цели.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что предлагаемая программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Итак, что требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

«Об особенностях учебных планов обновленного содержания образования и внедрении обновленных программ»

Учитель 1-го класса

Давыдовская В.А..

2016-2017 учебный год является особенным для учителей и обучающихся 1-х классов. Все 1-е классы нашей страны начали внедрение учебных планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015. В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера. Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для ученика и учителя. Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что отражает социальный аспект процесса обновления. Учителю необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому.

Первую четверть первый класс активно работал по обновленным программам. Очень помогает то, что педагоги, преподающие в первом класса получили полное нормативное обеспечение: учебные программы и планы; сборники с заданиями для формативного оценивания, руководство по критериальному оцениванию. Более подробно остановлюсь на планировании.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения конкретному учебному предмету по каждому разделу, образуя систему долгосрочных и среднесрочных целей обучения. Учебные планы по предметам, прилагаемые к учебным программам, имеют рекомендательный характер. В долгосрочных и среднесрочных планах даны рекомендации для учителей по проведению занятий по темам и разделам, по организации деятельности учащихся на уроках, включены также рекомендуемые учебные ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.). Долгосрочный план как элемент учебной программы определяет разделы/темы учебного материала, которые будут пройдены за год. Долгосрочный план включает в себя цели обучения, которые необходимо охватить в рамках определенного раздела/подраздела/темы.

Среднесрочное планирование обычно осуществляется группой учителей или отдельно взятым учителем, структурирующим (и) учебную программу в последовательную серию уроков. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, и осуществляется на более короткий период. В среднесрочных планах формулируют основные задачи на установленный период, в нем отражаются темы обучения на каждую четверть или раздел. Распределение часов внутри разделов также можно варьировать по усмотрению учителя. В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.). Учитель может варьировать и изменять виды заданий с учетом индивидуальных особенностей и уровня успеваемости учеников класса.

Краткосрочный план, или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей. Краткосрочное планирование урока помогает учителю более эффективно достичь учебных целей. Для этого учителю необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал и правильно подбирать виды деятельности. После каждого урока учителю необходимо провести анализ урока (рефлексию) для того, чтобы выявить возникшие трудности при освоении учебного материала обучающимися.

Казахстанские школы в рамках трехъязычия.

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык - государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику»

В целях интеграции в мировое образовательное пространство Республика Казахстан выбрала стратегический курс ориентации на стандарты мировой образовательной практики с учетом сохранения лучших традиций и стандартов отечественного образования.

Возникла необходимость пересмотра учебной программы среднего образования, так как она не способствует развитию навыков мышления высокого уровня, перегружена академическими предметами, при этом чрезмерный упор делается на теорию.

Необходимо повысить качество образования с учетом опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ»

Основной целью образования в “НИШ” является формирование полиязычной личности выпускника, который владеет тремя языками, знает предметные области на этих языках, умеет успешно вести диалог по различным сферам деятельности, ценит культуру своего народа и при этом понимает и уважает культуру других народов.

25 ноября 2015 года состоялась конференция "Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы»

Принятие Дорожной карты развития трехъязычного образования обеспечит планомерный и поэтапный переход всех уровней образования на трехъязычное образование.

Реализация Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы направлена на обновление содержания учебных программ на всех уровнях образования; обеспечение преемственности трехъязычного образования в контексте единой образовательной среды;

Реализация Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы направлена на совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для эффективного внедрения трехъязычного образования; обеспечение проведения эффективных научных исследований в области трехъязычного образования в Казахстане.

В рамках реализации Плана Нации «100 шагов» начат планомерный переход к единовременному обучению на казахском, русском и английском языках.

Модель трехъязычного обучения предусматривает поэтапный переход на английский язык обучения в старших классах С 2013-2014 учебного года в Казахстане английский язык изучается с первого класса. В 1-4 классах на изучение английского отводится по 1 часу в неделю, в 5-11 классах – по 2 часа в неделю.

В 2017-2018 учебном году в 5-й класс придут ученики, которые начали изучение английского языка с 1-го класса, поэтому с 5-го класса начнется подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах.

В основной школе подготовка учащихся будет осуществляться по методикам предметно-интегрированного обучения с увеличением часов английского языка (на 1 ч) Предметно-интегрированное обучение означает, что учебный материал на уроках английского языка строится на содержании предметов, изучаемых на английском языке.

Начата подготовка для перехода на изучение терминологии по предметам: «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», проведения внеклассных мероприятий и изучение отдельных тем по элективным курсам на английском языке с 5-го последовательно по 9-й класс.

После 9-го класса будет проводиться внешняя оценка уровня компетенции обучающихся по языкам. Планируется организация летней языковой школы для учащихся 5-11 классов с привлечением студентов 3-4 курсов педагогических вузов.

В 2023-2024 учебном году будет осуществлен переход на трехъязычие всех общеобразовательных школ страны.

В рамках перехода на трехъязычие планируется изучение:

«История Казахстана» на казахском языке

«Всемирная история» на русском языке

«Информатика» «Физика» «Химия» «Биология» на английском языке (по выбору на основании коллегиального решения организации образования)

«Для современного казахстанца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия» Н.А. Назарбаев.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно.

Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Обновленное содержание по предмету история

Идеи спиралевидного обучения (Дж. Брунер). Работа американского психолога Дж. Брунера «Психология познания» вышла на русском языке в 1977 г. Как сказано в предисловии к этому изданию, Дж. Брунер изучает основные формы познавательной деятельности (образования понятий, классификации), которые складываются в процессе практической деятельности и обучения. Он показывает, как умелое педагогическое воздействие может привести к интенсивному развитию познавательной деятельности человека. Одна из центральных проблем педагогического творчества Дж. Брунера – признание ребенка активным субъектом познавательной деятельности, исследователем окружающего мира. Главную цель школы ученый видел в развитии мыслительных способностей учащихся, в формировании качеств, необходимых для жизни в быстро меняющемся мире. В этой связи им были разработаны психолого-педагогические основы развития у учащихся интуитивного мышления, опубликованы работы по стимулированию интереса к приобретению знаний, использованию в процессе обучения метода самостоятельных открытий.

Ученик проходя из года в год, повторяет навыки и умения что подобно показана (1 Слайд )

1 Слайд

Мысалы, орта білім беру деңгейіндегі «Қазақстан тарихы» пәні бойынша «Әлеуметтік қатынастардың дамуы» бөлімінің «Этникалық қатынастар» бөлімшесі бойынша (2 кесте) білім беру бағдарламасының спиральділігі, яғни оқушылардың алға ілгерілеуі айқын көрінеді, себебі сыныптан сыныпқа жоғарылаған сайын оқу материалы күрделене береді.

2 кесте

Бөлім: Әлеуметтік қатынастардың дамуы

Бөлімше: Этникалық қатынастар

Тақырыптар, мазмұны

Оқу мақсаттары

5 сынып

Алғашқы адамдар қалай өмір сүрді

5.1.1.1 алғашқы адамдардың антропологиясын сипаттау

6 сынып

Түркі тілдес халықтардың миграциясы Еуразия тарихына қаншалықты әсерін тигізді

6.1.1.1 түркі тілдес тайпаларды атап, олардың картада территориялық орналасуын көрсету

7 сынып

7.1.1.1 жоңғар шапқыншылығы кезіндегі демографиялық өзгерістерді және миграциялық процестерді түсіндіру

8 сынып

Неліктен ұжымдастыру саясаты «Ұлы нәубетке» әкеліп соқтырды

8.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себептері мен салдарын анықтау

9 сынып

9.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себеп салдарлық байланысын талдау арқылы дәйекті қорытынды жасау

Түсінікті арттыру үшін «Қазақстанның экономикалық дамуы» бөлімінің «Шаруашылық» бөлімшесіне (3 кесте) сәйкес 5 пен 9 сыныптардағы оқу мақсаттарының спиральділігі ұсынылады. Бұл тұста 5 сыныптан бастап 9 сыныпқа дейін қазақ жеріндегі экономиканың дамуын сыныптан сыныпқа көшкен сайын күрделене беретіндігін көруге болады. Мысалы, алғашқы адамдардың кәсібі, көшпелілер мен отырықшылардың экономикалық байланысы, қазақ шаруашылығына жоңғар шапқыншылығының әсері, жаңа экономикалық саясат және Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығы. Бұл жерде назар оқу мақсаттарында болуы қажет. Себебі, оқу мақсаттары білім беру бағдарламасының негізгі құжаттарының бірі.

3 кесте

Бөлім: Қазақстанның экономикалық дамуы

Бөлімше: Шаруашылық

5 сынып

Не себепті ботайлықтарды жылқыны алғашқы қолға үйретушілер деп атайды

5.4.1.1 ежелгі адамдардың алғашқы кәсібін сипаттау

6 сынып

Қимақтарда қалалық мәдениетінің дамуын қандай деректер дәлелдейді

6.4.1.1 көшпелілер мен отырықшылар арасындағы өзара экономикалық байланыстарын анықтау

7 сынып

Не себепті «Елім-ай» бүкілхалықтық әнге айналды

7.4.1.1 жоңғар шапқыншылығының қазақ халқының шаруашылығына тигізген зардаптарын анықтау

8 сынып

Не себепті Кеңес үкіметі Жаңа экономикалық саясаттан бас тартты

7.4.1.1 деректер мен дәйектерді салыстыру арқылы жаңа экономикалық саясаттың нәтижесінде орын алған өзгерістерді талдау

9 сынып

Соғыстан кейінгі кезеңде қандай әлеуметтік-экономикалық өзгерістер орын алды

9.4.1.1 Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығында орын алған өзгерістерге баға беру

Спиральді білім беру қағидатына негізделген білім беру бағдарламасы арқылы оқушының бұрынғы біліміне сүйене отыра, анағұрылым күрделі идеяларға қисынды жолмен ауысуға мүмкіндік береді. Демек, оқушы әр сынып сайын тақырыпты әр түрлі деңгейде қайталап және толықтырып отырса тақырыптың тереңнен оқылунына көп көмегін тигізеді.

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Можно с уверенностью сказать, что недостаточное внимание уделяется вопросу о проблемах малокомплектных школ со стороны методистов и учителей-практиков.

Но есть проблемы. Проблемы стоят количестве детей. Закрыв школ, мы закрываем и деревню. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.

В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть - знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.

В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.

Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 3 до 6 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Не говоря уже о обновленной программе.

Использованная литература:

    Ізғали Жоламан Ізғали

«Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы Атырау облысы бойынша

педагогикалық қызметкерлердің біліктілігін арттыру институты,

Деңгейлік бағдарламалар орталығының жетекшісі,

Тарих магистрі

    ҚР Президенті Н.Ә.Назарбаевтің 2017 жылдың 31 қаңтарындағы «Қазақстанның үшінші жаңаруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» тақырыбындағы халыққа Жолдауы.

    Мұғалімге арналған нұсқаулық. «Қазақстан тарихы» және «Құқық негіздері» пәндері бойынша педагог қызметкерлердің біліктілігін арттыру курсының білім беру бағдарламасы. Астана. 2016.

    Предыбайло Татьяна Ивановна

Учитель истории и обществознания МКОУ Шрамовская ООШ

    Обновление содержания образования в Республике Казахстан

    Википедия

Обновление содержания образования

Обновление содержания общего и профессионального образования выступает

в качестве главного фактора развития образования.

1. Необходимость обновления.

Существуют по крайней мере несколько противоречий, объясняющие необходимость обновления содержания образования:

Изменение целей образования, обусловленными новыми требованиями экономики, учеников и их родителей и, существующим содержанием образования;

Изменение в организации образования;

Изменение познавательных возможностей детей и содержания общего образования;

Возможности, которые способны предоставить использование новых образовательных технологий, технических средств, и содержанием образования.

Содержание общего образования сейчас все больше отстает от глобальных тенденций становления информационного, постиндустриального общества, от потребностей формирования свободной личности в условиях демократического открытого общества. Все больше проявляется серьезная проблема обособленности сферы образования от общих процессов российских реформ. Периодические попытки модернизации содержания образования за счет включения новых предметов или увеличения числа учебных часов уже привели к перегрузке учащихся и предельно острой ситуации со здоровьем детей и подростков. Именно с этим связано, прежде всего, решение о необходимости перехода на обязательную 9-летнюю основную и полную 11-летнюю среднюю школу.

Изменения в содержании образования, осуществленные при широкой общественной поддержке, могут стать фактором изменения отношения общества и личности к образованию. Это будет способствовать пониманию обществом роли образования, осознанию необходимости и эффективности вложений в человеческий капитал для общества и отдельной личности.

Естественно, что обновление содержания образования не может быть разовым актом. Системное реформирование содержания общего среднего образования должно производиться на основе разработки и реализации перспективной программы, предусматривающий создание механизма непрерывного обновления содержания образования. При этом на ближайшем этапе важно использовать уже имеющиеся правовые возможности для существенных изменений в содержании образования.

2. Позитивные тенденции в развитии содержания образования

Для решения проблем обновления содержания образования прежде всего необходимо поддержать те позитивные тенденции в развитии системы образования,

которые уже сложились в условиях ее реформирования. К этим тенденциям можно

Формирование идеи развития в обществе, образования и личности; постепенный переход к личностно ориентированному образованию;

Переход к многообразию образовательных программ, создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности; возникновение сети разнообразных образовательных учреждений;

Повышение уровня автономности образовательных учреждений, развитие академических свобод педагогов и учащихся;

Расширение масштабов и повышение значимости инновационного движения

для развития системы образования;

Переориентация образовательного процесса на овладение учащимися универсальными способами освоения знаний (постижение науки учиться);

Переход от изучения компьютерной техники к освоению информационных

технологий;

Использование возможностей общего образования для формирования правовой, психологической, экономической и экологической культуры учащихся;

Развитие ориентации на более полное использование образовательных возможностей

Привлечение в школу новых педагогических кадров - специалистов высших

учебных заведений, деятелей науки и культуры;

Уход от монополизма в учебном книгоиздании, создание рынка учебной литературы и реальной возможности ее выбора.

3. Цели и задачи обновления содержания образования

Основная управленческая идея реформирования содержания общего среднего

образования состоит в том, что, изменив идеологию построения базисного учебного плана и образовательного стандарта, возможно определить направление реформы содержания образования, стимулировать систему к саморазвитию, что должно придать социокультурную направленность и качество всей реформе в целом.

Социальные цели: обновление содержания образования должно способствовать решению важнейших проблем российского общества: преодолению отставания

России в ключевых областях экономики, созданию условий для развития духовной

культуры общества; обеспечению социальной мобильности личности; преодолению

тенденции закрепления социальной стратификации общества на основе предоставления равных стартовых возможностей и равных шансов на успех всем детям.

Педагогические цели: обновление содержания образования может дать ожидаемые социально-педагогические эффекты, если будет обеспечено соответствие содержания образования возможностям личности. Оно должно создать предпосылки для достижения каждым обучаемым уровня образованности, соответствующего его личностному потенциалу, интересам и потребностям и обеспечивающего возможность

продолжения образования.

4. Организационные условия обновления содержания образования

Очевидно, что только постановка задачи реформирования содержания образования способна перевести вялотекущую реформу современной российской школы в новое состояние. Но реформа содержания - это прежде всего пересмотр критериев оценки образовательных результатов, изменение доминирующей образовательной философии, самого характера учения и обучения.

При этом необходимо учитывать, что осуществление подобной реформы может приверти к:

Недовольству кадров, необходимости их переподготовки;

Нехватке (на первом этапе) учебной литературы;

Недовольству и сопротивлению определенной части управленцев всех

Кардинальной перестройке отраслевой науки, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Недовольству родителей, ориентированных на привычные (традиционные) результаты обучения своих детей.

Вышеобозначенные трудности, которые неминуемо, в большей или меньшей

степени, проявятся на первом этапе реализации реформы, позволяют еще раз сделать

вывод относительно того, что реформа не может носить не только ведомственный,

но даже межведомственный характер. Помимо согласованных усилий исполнительной и законодательной власти, она должна опираться на поддержку населения и образовательного сообщества, по крайней мере, его прогрессивной части.

Организация деятельности по обновлению содержания образования должна

базироваться на следующих принципах:

Преемственность. Обеспечивает использование всего положительного, что

было накоплено советской и российской школой, исключает отторжение основных идей реформы педагогами практиками. Решается за счет инвариантной части базисного учебного плана.

Перспективность. Обеспечивается вариативной частью базисного учебного

плана и образовательным стандартом.

Открытость и понятность требований к знаниям учащихся для управленца,

учителя, родителя, ученика, работодателя. Могут быть обеспечены разработкой и опережающим предъявлением требований к знаниям учащихся всем

субъектам образовательного процесса. При этом немаловажным фактором

становится прозрачность материалов и доступность языка, которыми они будут излагаться.

Программный подход. Должны быть спроектированы ряд переходных моде-

лей от сегодняшнего состояния к прогнозируемому. Каждый шаг перехода

должен сопровождаться поддерживающими исследовательскими программами.

Создание режима наибольшего благоприятствования для учебных заведений,

принимающих участие в разработке новых идей. Их освобождение от процедур аттестации, аккредитации. Легализация финансовой деятельности по инвестированию финансовых потоков в систему.

Разработка и внедрение в практику механизмов принятия решений, характерных для федеративного государства. Любое решение, обязательное для выполнения всеми образовательными учреждениями, органами управления различных уровней в системе, может быть принято лишь путем выявления некоторых общих закономерностей в многообразии подходов и результатов, которые получены экспериментаторами в субъектах Российской Федерации.

Решается путем заключения системы договоров между органами управления

системой образования различных уровней.

Демократический характер принятия решений. Достигается путем открыто-

го, гласного обсуждения решений, определяющих перспективы развития системы в целом.

Ближайшие задачи обновления содержания образования и пути их решения

представляются следующими:

Конкретизация целей каждой ступени школьного образования; сокращение

обязательной учебной нагрузки учащихся, соответствующие изменения учебных программ; создание условий для расширения дополнительного образования и самообразования; поощрение творческих поисков и разработок содержания образования, соответствующего новым целям общеобразовательной школы; создание содержательных предпосылок для перехода на 11-летнее школьное образование.

Создание гибкого государственно-общественного механизма идентификации

социального заказа, который мог бы выражать согласованные интересы школы, учреждений культуры, науки, здравоохранения, высшего и среднего профессионального образования, работодателей, семьи, общества и государства.

Распределение полномочий между субъектами, определяющими содержание

всех компонентов образования (федерального, регионального, образовательного учреждения). Нужно определить полномочия и ответственность каждого из субъектов, включая общественные и общественно-государственные структуры, при формировании и выборе учебных программ, планов и учебных пособий.

Осуществление комплекса мер, определяющих государственно- общественный характер разработки и экспертизы федеральных стандартов общего среднего образования, способствующих обновлению содержания образования. Периодически обновляемые образовательные стандарты должны гарантировать изучение школьниками обязательного минимума содержания образования, которое при условии его усвоения даст возможность продолжить образование на следующей ступени. Требования к усвоению содержания образования должны определяться реальными возможностями его усвоения учащимися; данные требования следует рассматривать как уровень подготовленности, предусмотренный образовательными стандартами.