О, сколько нам открытий чудных. Эссе «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух

"И случай, бог изобретатель..." September 22nd, 2011

А.С. ПУШКИН:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

В советское время четыре строки пушкинского стиха служили заставкой в телепередаче С.Капицы «Очевидное - невероятное», а пятая строка была опущена, как не вписывающаяся во временной контекст - из-за слова ли «бог» или по другой причине. Эта самая пятая нерифмованная строка наводит на размышления…

Чудные отКРЫТия (новые знания, откровения) готовят:

- Просвещенья дух
Про-свещ(Ч)енье - то, что просвечивает, озаряет. Дух света. Волна света. Дух света подменили на "святой дух". Слово "сва" на санскрите означает "СВой", «собственный». Свети сам, просвещайся, не жди чудес от "святости", и результат не замедлит!

- Опыт, сын ошибок трудных
О-пыт (поПЫТка) всегда связан с трудностью преодоления - ошибаться могли предки, и ты - не исключение, прежде чем усвоить урок, набьешь себе множество шишек (о-шибка, у-шиб). Совместный опыт предыдущих поколений, прежних воплощений идет параллельно с духом просвещенья.

- Гений, парадоксов друг
Среди русских слов у Пушкина только одно греческого происхождения - ПАРАДОКС (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь). То, что может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Приставка «пара» означает «вне», «за пределами», «докс» - «доктрина» (ср. с лат. doctrina учение — научная, философская, религиозная и пр. система воззрений). Если «ортодоксия» есть «правильное мнение, учение, что я исповедую, славлю» (ὀρθός - «прямой», «правильный» +δόξα - «мнение», «слава»), то парадоксы - вне-доктрины. Вот им-то ГЕНИЙ и друг!

Но вот что при этом бросается в глаза: единственное "иноземное" слово ПАРАДОКС сильно напоминает русское слово ПОРЯ-ДОК (ну и производное от него «парад»). ПО РА ДОК. (Латинский алфавит, как известно, происходит от этрусского).
Что же получаем?
По РА учен (по РА мни (мысли) по РА славь).

Гений - это дух дома, гены Рода, наследие прежних жизней и воплощений. Гений дружит с парадоксами. Гений живет ПО РА ДОКсально, ему открывается Космос (порядок вещей в РЯДу, Золотой цепи жизни).

- Случай, бог изобретатель
Из-Обретатель не тот, кто при-Обретает, а тот, кто получает знание ИЗвне - (к примеру, изучив крыло птицы, строит летательный аппарат). Изобретают часто благодаря подсказкам извне (во сне приходит решение).

Что же такое СЛУ ЧАЙ? (Слухал чай? Слышал чай? Слово чай!)
Слово «случай» относится к Древу слов, стоящих на корне СЛ: (прежде всего, глагол СЛыть (от него - СЛава, СЛышать (СЛУх), СЛово, СЛог, СЛуЧай, мыСЛь, СеЛо, вСеЛенная и пр.)

Вторая часть слова - ЧАЙ (см. Словарь Фасмера: от др.-русск. ЧАЯТИ "ожидать, надеяться", ст.-слав. чаѩти, чаѭ (ср. с болг. ча́ям се "глазею, иду куда глаза глядят», сербохорв. чаjати, чаjем "ждать", словен. čаj "подожди", польск. przyczaić się, др.-польск. czaić się "устроить засаду, притаиться, подкрадываться". Праслав. *čаjаti родственно др.-инд. сā́уаti "наблюдает, опасается".
В словаре Ушакова интересны примеры: «Не чаяла я, глупая, остаться сиротой» (Некрасов). «Уж не чаяла, как и дождаться-то такой радости!» (А.Островский). «И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» (Крылов). «Души не чаять» (простонародн. выражение). «Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин статских и военных, которые, как я узнал после, составляли особенный класс людей между чающими движения воды» (Лермонтов).

Что получаем в итоге? СЛуЧАЙ - это чаять СЛОВУЩЕЕ (слово вещее), то, что СЛывет (звучит во вселенной). Слух связан со звуком, со словом. На то человек и СЛовек, обладающий даром слова и слышания. Он чает (ждет) от Вселенной подсказки и бог изобретений СЛУЧАЙ тут как тут!

Ничего сверхъестественного. Имей только развитый слух, чутье, терпение. Ошибешься, поймешь искаженно, - можешь выбросить свое неудачное изобретение, свой велосипед на квадратных колесах. Поймешь подсказку верно - обретешь удачу, и, благодаря случаю, совершишь открытие, приобретешь полезное для развития, станешь помощником Жизни, участником Вселенской игры, да еще и других приобщишь к ней!

Гений Пушкин начинает с О, открывая бесконечный простор для открытий...

Дополнение:

А.С, Пушкин:

«Провидение не алгебра. Ум ч<еловеческий>, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая —мощного мгновенного орудия Провидения".

Согласно Фасмеру СЛУЧАЙ происходит от глагола ЛУЧИТЬ

I др.-русск. лучити (укр. лучи́ти "метить, попадать", блр. лучы́ць "случиться, попасть", ст.-слав. лоучити τυγχάνειν , болг. луча́ "целюсь", сербохорв. слу́чити се "случиться, очутиться", словен. lučíti, lučī́m "бросать, кидать", чеш. lučiti "бросать, попадать", польск. ɫuczyć "метить, попадать".
Первонач. "смотреть за чем-либо, выжидать ", отсюда "метить, попадать, бросать, получать"; родственно лит. láukiu, láukti "ждать", suláukti "дождаться, дожить, получить", susiláukti - то же, др.-прусск. laukīt "искать"; с другой ступенью чередования гласного: лит. lūkiù, lūkė́ti "поджидать", лтш. lũkât "глядеть, пытаться", nùolũks "цель, намерение", др.-инд. lṓсаtē "видит, замечает", lōсаnаm "глаз", греч. λεύσσω "вижу, замечаю ";
II лучи́ть
лучу́ I., напр. отлучи́ть, разлучи́ть, случи́ть, укр. лучи́ти "соединять", блр. лучы́ць - то же, ст.-слав. лѫчити χωριζειν, болг. лъ́ча "отделяю, разлучаю", сербохорв. лу́чити, лу̑чи̑м "отделять", словен. lǫ́čiti "разделять, разлучать", чеш. loučiti, слвц. lúčit᾽ "разлучать", польск. ɫączyć "соединять".
Праслав. *lǫčiti, первонач., вероятно, "гнуть, связывать", получило в сложениях с приставками оtъ (см. отлучить), *оrzзнач. "разделять"; ср. лит. lankýti, lankaũ "посещать", lánkioti "обходить", lankúoti "гнуть, делать гибким", лтш. lùocît, lùoku "наклонять, направлять".

Эссе

« О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Весь смысл жизни заключается

В бесконечном завоевании

неизвестного, в вечном усилии

Познать больше.

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Как часто мы цитируем великого классика, не замечая того, что слова, столь родные сердцу, стали девизом каждого, кто захотел прикоснуться к миру науки. Педагог же живет в этом мире, а значит и «просвещенья дух» идет рука об руку с педагогом по лестнице «открытий чудных».

Просвещение - это сама жизнь. Оно живет, пока жив человек. Это фундамент цивилизации, наше будущее, наши ученики, которых мы погружаем в чудесный мир знаний. Просвещение – это непрерывный процесс познания и самосовершенствования. Оно проникает в самые глубины души и разума человека, наделяет его способностью грамотно использовать получаемую информацию, определяет его жизненный опыт. Возможность приобщить детей к миру знаний позволяет учителю чувствовать себя счастливым, ведь именно педагог является проводником ребенка на пути развития и формирования личности.

А что, если просвещенье – это пирамида, вершину которой никто не видел? Достигнув определенных высот, мы видим новые возможности, которые манят нас в неизведанные волшебные просторы познания и творчества. Александр Сергеевич Пушкин верно заметил, что просвещенье несет в себе нечто чудесное. Волшебство начинается с самого рождения и никогда в течение жизни не прерывается. Мы ищем новое во всем и везде. Однако еще никому не удалось хоть немного прикоснуться к вершине пирамиды «Просвещение». Это не значит, что стремление к вершине бессмысленно или безрезультатно. Наша цель – не стоять на месте и развиваться, как физически, так и духовно, морально, нравственно. Самосовершенствование и саморазвитие – это сложный процесс познания длиною во всю жизнь. Прямая человеческой жизни пересекается со многими другими, мы приобретаем интересы и встречаем людей, которые имеют схожие увлечения и взгляды. И вот мы уже стоим в середине пути к вершине просвещенья. Тогда, передавая свой опыт и свои знания, мы становимся учителями для тех, кто стоит у подножия пирамиды.

Каким должен быть учитель?

А учитель-просветитель?

«Учить детей - дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей», - Максим Горький сказал как нельзя точно, ведь кто как не дети стоят у подножия. Наши ученики – наше отражение, они преломляют знания, которые мы им даем, и рассматривают их под совершенно неизвестным нам углом. Об одном и том же мы думаем по-разному, смотрим через разные призмы. Мы с высоты жизненного опыта и знаний, они же, как первооткрыватели, методом проб и ошибок.

«Развивать и развиваться» - так звучит мой девиз. Развиваться обоюдно, используя все возможности современного образования; не стоять на месте ни ребенку, ни его наставнику; открывать вместе и обогащать друг друга. Недаром истинное удовольствие - от радости взаимного познания.

Ведь впереди предстоит столько «… открытий чудных».

Можно сказать, что участие в конкурсе для меня тоже открытие. Оно дает возможность познать себя, раскрыться с новой стороны, ощутить радость от стремления к победе, дух соревнования, сотворчества, ведь знания об окружающем мире и самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности и увлечениях детства, так как они могут стать для человека путеводной звездой при выборе будущей профессии.

Путь просвещенья – извилист и тернист. Не каждый способен найти в себе трудолюбия и упорства, осознать и прочувствовать всю важность получения знаний в современном мире, а также увидеть то количество путей и возможностей, которые открываются с увеличением нашего интеллектуального багажа. Однако, сколько же нового мы можем постичь путём постоянного самообразования и стремления к новым открытиям?

Как таковое просвещенье, а говоря современным языком – обучение, является сложнейшим трудом, так как требует многих человеческих качеств, способствующих качественной работе над собой. Внимательность, сосредоточенность, умение логически и аналитически мыслить, трудолюбие, усидчивость, а самое главное – заинтересованность в предмете изучения. Многие дни, месяцы и даже годы тратились людьми, чтобы познав не изведанное ранее, совершить новые открытия и продвинуть человечество вдоль бесконечной прямой линии развития цивилизации. Собирая информацию по крупицам, мы продвинулись сильно вперёд, обеспечив систему обучения и образования доступной для каждого желающего. Дети с юных лет начинают ходить в школу, изучают основные предметы образовательной программы, такие как русский язык, литература, математика, естествознание и история. Каждый при этом развивается индивидуально, имея возможность расставить свои приоритеты относительно интересующих его тем. Это и создаёт наше современное общество, полное абсолютно разных личностей со своими индивидуальными желаниями и интересами.

Так сколько же открытий мы делаем каждый день? Желая познать больше, люди от мала до велика занимаются своим образованием, тратят время и силы на развитие своего интеллектуального начала, ведь на школе наше образование вовсе не заканчивается. Саморазвитием занимается едва ли не каждый, иногда ставя его выше прочих жизненных задач, таких как социальное, материальное и порой даже семейное благо. Желание быть лучше остальных, знать больше, а главное – совершать для себя огромнейшее количество открытий и делает нас счастливыми. Мы путешествуем, читаем, смотрим, слушаем, говорим сами, в этот момент также слушая самих себя, и впитываем информацию отовсюду, что может обучить нас чему-то новому.

Просвещение – очень широкое понятие. Просвещаться можно по- разному, но каждому это в той или иной мере доступно. То, сколько удивительных открытий мы готовы познать, зависит лишь от нас самих, ведь дух знаний и развития готовит нам их немыслимо много.

И чем дольше я работаю учителем начальных классов, тем больше осознаю, насколько важно в современной школе создавать такие условия, которые бы помогли ребенку стать личностью, готовой к открытиям, желающей изучать и создавать - то есть быть творцом. Ведь только дух просвещения и является той путеводной нитью, которая поможет ему сориентироваться в море информации, накопленной человечеством за тысячелетия, и стать не только потребителем, но и создателем.

На мой взгляд, главное для педагога не только научить, но и вызвать интерес к учению, «зажечь» искру желания узнать новое и неизведанное, показать ребёнку путь к дальнейшему познанию мира. Только такие «горящие» личности могут совершить «чудные открытия», меняющие ход истории и развития человечества. Можно сказать, что просвещение будет прогрессивным, если воспитывает интересующихся, жаждущих познания личностей. Это одна из основных задач просвещения в настоящее время. Но чтобы взрастить таких чудесных детей, педагог сам должен «гореть», а не источать тусклый свет, как лучина в светце из старой русской избы. Где же взять педагогу этот огонь? Нужно пользоваться плодами просвещения и самому стремиться к познанию нового. Никогда нельзя быть уверенным на все сто, что знаешь и умеешь всё. Такая точка зрения - гибель для педагога. Только сомневающийся и ищущий ответы на свои вопросы человек развивается сам. Именно поэтому он способен быть интересным для других. Значит самообразование для учителя должно стать приоритетной стороной его профессиональной деятельности. Узнавая новое, педагог передаёт эти знания ученикам. Философ Глинос Джейсон сказал: «Учитель - первый, кто зажигает свою свечу от свечи философа...» Значит именно учитель стоит у стоков просвещения, являясь той отправной точкой, дающей начало всех будущих открытий.

Ведь пламя может разгореться лишь от искры. А откуда же взять нашим ученикам эту искру на уроках? Конечно же, от нас! Сможем мы ее зажечь, значит, разгорится пламя дискуссий, споров, обсуждений. А ведь именно в спорах рождается истина. А что такое истина? Истина- это то же самое открытие, а значит - движение вперед, навстречу чему-то новому. А значит, все наши усилия были не зря. Более того, открытие мы совершаем ежедневно, готовясь к урокам. А ведь каждую тему можно преподнести по-разному. И тут мы подключаем свою фантазию и начинаем творить. Каждый урок, который мы разрабатываем - это продукт нашего творчества, который мы пропускаем через себя, делая все новые открытия! «Образование – это не заполнение ведра водой, а зажжение огня», -сказал У.Батлер.

Школа – это страна открытий. Здесь каждый новый день не похож на предыдущий, здесь каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, здесь нет времени скучать, ссориться и заниматься пустяками. Здесь каждый ученик – это строитель будущего. Здесь все время надо торопиться. Здесь все время надо спешить. Спешить стать интересным для тех, кто только начинает свой путь к открытиям в этой необыкновенной стране.

Наше будущее – это наши дети. Дети - маленькие зародыши больших открытий, зачатки великих свершений. То, что вложим мы в них, будет решающим фактором впоследствии.

Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня.

Моё призвание – открывать мир. Поэтому школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мы, учителя, можем и должны превратить учение в процесс развития познавательных стремлений.

Я каждый день учусь учить ребят умению учиться!

«То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю; то, что я делаю сам, я помню и учусь этому всю оставшуюся жизнь». Это высказывание Конфуция актуально в наше время, поскольку оно неотделимо от такого метода, как проблемное обучение, в котором ученик сам совершает открытие закона, явления, закономерности. Дети - самая интересная и благородная часть нашего мирового сообщества. Они постоянно жаждут открытий. Они чисты душой и помыслами, с ними невозможно быть другим человеком, от них заряжаешься энергией. Это они продвигают нас на постоянные открытия не только в окружающем мире, но и в них, и в нас самих.

Только учительская профессия требует от человека ежедневной работы и совершенствования не только в образовательном плане, но и в человеческом, то есть духовно-личностном. Мы, учителя, имеем возможность, просвещая, узнавать и открывать. Не только новые научные теории, методики и технологии, но и новые грани своей души.

Изо дня в день учитель имеет возможность дарить радость познания и интересных открытий своим ученикам: изучая новые темы, работая над проектами, знакомясь с новыми компьютерными технологиями. И от успехов своих учеников у учителя становится еще больше сил, вдохновения и желания творить.

Познание и «открытия» невозможны без общения, самосовершенствования, разносторонней самореализации.

Для меня каждый день, проведенный в школе, - это маленькая радость, и обязательно каждодневные маленькие открытия. А из маленьких радостей рано или поздно рождаются радости большие, как из маленьких открытий – большие достижения и победы!

Учитель – это гораздо больше, чем просто профессия!

Учитель – это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям!

Учитель это уникальная профессия, вне времени, моды и географии.



Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,

Наука в творчестве Пушкина

Вкрапления "научной" тематики в поэтических произведениях Пушкина довольно часты. Но это пятистишие можно назвать квинтэссенцией темы "Наука в творчестве Пушкина".
Всего пять строк, а какой охват — просвещение, опыт, гений, случай — все составляющие, определяющие прогресс человечества.
Интерес Пушкина к совремённой ему науке был весьма глубок и разностороннен (как, впрочем, и к другим сторонам человеческой деятельности). Подтверждение этому — его библиотека, в которой есть работы по теории вероятностей, труды современника Пушкина, академика В.В.Петрова — русского физика-экспериментатора по исследованию электрических явлений и другие (на русском и иностранных языках).
Библиотека Пушкина в его в музее-квартире, включает немало книг по естественнонаучной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математическому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, работы Лапласа по теории вероятности и др.
Пушкин, являясь редактором и издателем журнала "Современник", регулярно размещал в нём статьи ученых, отражающие научную и техническую тематику.
О достижениях физики того времени Пушкин мог узнавать и из общения со знаменитым учёным, изобретателем П.Л.Шиллингом, создателем первого электромагнитного телеграфного аппарата, электрической мины. Его Пушкин знал очень хорошо и изобретения Шиллинга вполне мог видеть в действии.
Интерес Поэта к творчеству Ломоносова можно оценить из того факта, что он, прочитав журнале "Московский телеграф" "Послужной список М.В. Ломоносова за 1751-1756 гг.", поразился многогранностью, глубиной исследований. Свое восхищение поэт выразил так: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…". А позже добавляет: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

Если Вы, мой гость, прочитали в правом столбце мои "Заметки на полях", то теперь посмотрите, каким примерно могло быть это стихотворение, если бы Поэт попытался дописать строку с недостающей рифмой.

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
И праздный фантазёр-мечтатель.

Л.Ф. Котов А может, стих не закончен?

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

Наука в творчестве Пушкина

Вкрапления "научной" тематики в поэтических произведениях Пушкина довольно часты. Но это пятистишие можно назвать квинтэссенцией темы "Наука в творчестве Пушкина".

Всего пять строк, а какой охват — просвещение, опыт, гений, случай — все составляющие, определяющие прогресс человечества.

Интерес Пушкина к совремённой ему науке был весьма глубок и разностороннен (как, впрочем, и к другим сторонам человеческой деятельности). Подтверждение этому — его библиотека, в которой есть работы по теории вероятностей, труды современника Пушкина, академика В.В.Петрова — русского физика-экспериментатора по исследованию электрических явлений и другие (на русском и иностранных языках).

Библиотека Пушкина в его в музее-квартире, включает немало книг по естественнонаучной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математическому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, работы Лапласа по теории вероятности и др.

Пушкин, являясь редактором и издателем журнала "Современник", регулярно размещал в нём статьи ученых, отражающие научную и техническую тематику.

О достижениях физики того времени Пушкин мог узнавать и из общения со знаменитым учёным, изобретателем П.Л.Шиллингом, создателем первого электромагнитного телеграфного аппарата, электрической мины. Его Пушкин знал очень хорошо и изобретения Шиллинга вполне мог видеть в действии.

Интерес Поэта к творчеству Ломоносова можно оценить из того факта, что он, прочитав журнале "Московский телеграф" "Послужной список М.В. Ломоносова за 1751-1756 гг.", поразился многогранностью, глубиной исследований. Свое восхищение поэт выразил так: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…". А позже добавляет: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

теперь посмотрите, каким примерно могло быть это стихотворение, если бы Поэт попытался дописать строку с недостающей рифмой.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

И праздный фантазёр-мечтатель.

Это пушкинское пятистишие было обнаружено после гибели поэта, при разборе его рабочих тетрадей. В четырёх первых строках рифмовка смежная, а пятая строка осталась без пары. Можно предположить, что Пушкин не закончил это стихотворение.

Читаю эти строки и видится мне, как поэт наскоро набрасывает экспромт, созревавший в подсознании, и вдруг излившийся в готовом виде при чтении в газете или журнале сообщения об очередном научном открытии. Я представил — "наскоро", но как-то не вяжется это слово с писанием гусиным пером; более правдоподобно, что писал Пушкин довольно медленно, что способствовало рождению в его подсознании этих гениальных строк, включающих в себя все "двигатели прогресса" — просвещение, опыт, гений, случай — уже в готовом виде. Мне представляется, что экспромтом были написаны первые 4 строки, а 5-ю, после перечтения написанного, поэт добавил после некоторого раздумья. Добавил и откложил для последующего прочтения и возможного использования в каком-либо из будущих произведений. Но… не случилось и фрагмент так и остался не опубликованным при жизни автора.

Конечно, это только мои личные представления, не на чём не основанные, но и пишу-то я их под заголовком "Заметки на полях".

А потому продолжу. Мне представляется, что поэт отложил этот фрагмент, так как чувствовал некоторую неполноту охвата в этом стихотворении явления рождения новых открытий. Отложил, чтобы в последствии додумать. Но… не случилось.

Ольга Ляхова
Эссе «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»

Опубликовано огромное количество книг и статей, посвященных творческому наследию Александра Сергеевича Пушкина. В этих трудах Пушкин представлен как великий русский национальный поэт, творец современного русского языка, литературный критик, историк, мыслитель, художник. К сожалению, до обидного, мало внимания уделено высказываниям Александра Сергеевича по вопросам народного образования, которые содержатся в его сочинениях, а также в официальных материалах, записках. По мнению Пушкина, могущественная , прежде всего, в национальной литературе и отечественной истории. Решение проблемы духовного воспитания молодежи Пушкин не мыслил без формирования у нее русского национального идеала. По мнению поэта, могущественная просветительная сила заключена , прежде всего, в национальной литературе и отечественной истории. Взгляды А. С. Пушкина на просвещение заслуживают самого пристального внимания и глубокого исследования.

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… .

Мне хотелось бы поразмышлять на эту тему и перенести эти слова в педагогическую науку. Сколько открытий делает человек за свою долгую жизнь. Первые, а может быть самые важные, начинаются еще в детском возрасте. Узнать и понять что – то новое, детям помогают родители, педагоги, воспитатели. Педагогическая наука состоит сплошь из открытий . Об этом говорили многие известные педагоги прошлого. Например, К. Д. Ушинский показал, что, как и всякая другая наука, педагогика не может развиваться без опыта и что се открытия являются необходимой предпосылкой совершенствования обучения и воспитания. Учитывая достижения, смежных с педагогикой наук, исследуя практический опыт учебно-воспитательной работы, педагоги приходят к открытию новых , ранее неизведанных методов обучения и воспитания. В современной науке – это инновационные методы работы, экспериментирование в разных областях. Открытия в экспериментах , так говорили в древности и сейчас это выражение очень актуально. Еще Сухомлинский говорил, что процесс освоения новых знаний очень важен, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром открытий , в котором предстоит жить. Много чего сказано об открытиях материальных и это важно, потому что еще китайские философы говорили :

То, что я услышал, я забыл

то, что я увидел, я помню

то, что я сделал, я знаю.

Хочется сказать о важности открытия личности детей . Каждый маленький человечек имеет свои особенности характера и как говорил Сухомлинский : «Учитель, в первую очередь, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное» .

Именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель, это человек, который не только овладел теорией педагогики, но еще и практики, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Про настоящего педагога часто хочется сказать - чудный , а иногда и чудной . Что это значит? Говоря чудной , совсем не хочется обидеть, а наоборот, хочется отметить, что прирожденный педагог всегда найдет ключик к любому ребенку иногда такими необычными методами, которые даже представить было трудно. Это качество нельзя заработать годами практики или читая массу литературы. Это качество дается человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь. Поэтому бывает так, что сначала знакомишься с человеком и думаешь – какой-то он чудной , а пообщаешься и хочется уже сказать – какой же он чудный !

Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определял содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением .

Работая с детьми, нельзя забывать и об их родителях, ведь именно они, это те близкие люди, которые тоже вкладывают много в личность ребенка и порой не всегда понимают, что нужно давать ребенку, а чего не нужно. Именно для этого и работает педагог с родителями своих воспитанников, можно сказать даже просвещает их .

В заключении хочется сказать словами В. А. Сухомлинского :

«Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу. Учителя и учеников должна связывать духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник».