О происхождении осетин. Как появились осетины

О происхождении осетин

Из статьи П. Ницика

В кратком обзоре горских племен на Кавказе, составленном покойным Берже, об осетинском племени мы читаем следующее. Большая часть писателей считают их потомками алан средних веков, о которых Дионисий Харакский упоминает еще в первом веке как о народе сильном и особенно богатом конями. По его словам, они обитали на севере от нынешнего Кинбурна между Доном и Днепром, в соседстве с роксаланами, по сказанию Плиния, их одноплеменниками. Моисей Хоренский полагает алан близ Кавказа. Прокопий включает их в число готских народов. Масуди признает их могущественнейшей из всех наций, обитавших на Северном скате Кавказа.

Аммиан Марцеллин, историк IV в., писавший подробнее всех об аланах, между прочим, говорит, что они получили это имя от названий гор. Это подтверждают Ефстафий и Дегин, последний место жительства алан назначает среди гор Уральских. Далее, Ефстафий, живший около 1160 г., замечает, что слово «алан» происходит от сарматского «ала» — гора и что аланы сами себя называют ир или ирон, названием, которое в прежнее время обозначало восточную часть Кавказа от Терека до Дербента и распространялось на все земли, входившие в состав Персидского государства. Между тем известно, что осетины сами себя называют поныне ирон — имя, совершенно тождественное Ирану. Это-то сходство послужило Д ’Оссону и многим другим поводом считат осетин потомками алан, от которых, по мнению Лерберга, получили название многие реки, текущие с севера в Черное море.

По уверению грузинской летописи царя Вахтанга, осетины — потомки пленных грузин, которые были захвачены в Картвел Сомхетии во время первого нашествия хазар (2302 г. от сотв.
мира) и, доставшись в удел Уобосу, сыну хазарского царя, образовали колонию в стране, лежащей на западе от Терека. Это показание летописи, замечает Берже, явно несогласное по своей
хронологии с временем появления на исторической арене хазар, не известных до Рождения Христова, не уничтожает однако же действительности самого события, именно вторжение народа, жившего на северной стороне Кавказа. Но народ этот, по мнению Клапрота, путешествовавшего по Кавказу в 1807-08 годах, были скифы греческих писателей, нашествие его относится к 633 г. до Р. X.

Клапрот, посвящая исследованию об осетинах несколько страниц в своем сочинении, приходит к такому выводу, что осетины: а) мидяне, носившие название Иран и известные у Геродота под названием Arianoi; б) мидийские сарматы древних и Мидийская колония, поселившаяся на северной стороне Кавказа, где она была основана, по свидетельству Диодора Сицилийского, скифами; в) аланы средних веков и, наконец г) яссы или ассы, отсюда оссы. В заключение же своего ученого исследования Клапрот выражает мнение, что язык осетинский должно считать отраслью языков индо-германских, а потому и самих осетин сродными со всеми азиатскими и европейскими народами, принадлежащими индо-германскому племени. Мнение Дюбуа, одного из новейших путешественников, было более смелое: по его заключению, осетины-меоты, или, что то же, ассы, яссы, аланы и впоследствии комоны, и что язык их имеет большое сходство с языком эстонским.

Далее в этом обзоре кавказских горских племен Берже поясняет только теперешнее существование осетин отдельными обществами: Дигорское, Воллагирское, Куртатинское и Тагаурское, касаясь их характера и внутреннего общественного устройства, несколько сходного с феодальным. Обозрение было доведено до освобождения зависимых сословий.

Мнение и догадки поясненных писателей о происхождении осетин, как видим, различны. Во всяком же случае, несомненно то, что осетины — потомки алан, об этом в истории встречаем положительные доказательства. Но насчет того, что осетины сами себя называют иронами и потому племенное происхождение их полагают от Ирана, то с этим, безусловно, можно бы согласиться только в том случае, если бы тип осетин сходствовал с народами Ирана, составляющими Персидское государство и вообще с обитателями той страны, по которой в древности расселялись племена иранского происхождения.

Поэтому вопрос о племенном происхождении осетин остается навсегда неразгаданным для интересующихся этим вопросом, во всяком случае, достойным внимания. Найдут другие данные к разъяснению его более вескими догадками, чем то, что Ир и ирон — названия сходствующие. Если бы аланы, впоследствии осетины, происходили от иранского племени, то об этом не упустил бы сказать персидский историк X в. Масуди, и он говорил только, что аланы были могущественнейшим из всех наций. О происхождении их от Ирана полагает только Ефстафий, живший около 1160 г., сочинение которого издано во Флоренции в 1730 г.

Кроме того, из истории видно, что аланы получили название ассов (или в последнее время осетин) от грузин и насчет этого знатоки грузинского языка объясняют, что название оссы придает им значение «народа воинственного». У армян осетины называются оссы, что значит народ, который всему удивляется. Так, например, если встречаются люди, чему-либо удивляющиеся, то им говорят, вы удивляетесь, точно оссы.

Летописец наш Нестор упоминает о народе яссы, а именно, описывая подвиги Вел. Кн. Святослава Игоревича, говорит, что он победил ясов и касогов. Карамзин при этом полагает, что яссы — нынешние осетины которые будучи аланского племени, обитали среди гор Кавказских в Дагестане, а также и близ устья Волги и, что часть гор Кавказских именовалась у нас в ХIII и XIV веках Ясскими, и ясский город Дедяков или Тетяков был в Дагестане. Армяне и теперь еще называют Дагестанские горы Аланскими.

В начале XI в. народ этот часто делал набеги на хазар, как об этом говорится в Военном энциклопедическом лексиконе, а в 1126 году третий сын Мономахов Ярополк Владимирович, воюя в окрестностях Дона, пленил множество яссов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на которой женился. Монголы около 1223 года покорили яссов с семью народами в окрестностях Азовских. Рубруквис пишет, что недалеко от реки Ахтубы, на среднем притоке Волги, находился древнейший город Сумеркент, где обитали яссы и сарацины; татары осаждали его 8 лет и едва могли взять. В 1277 году князья русские, исполняя волю хана, ходили с татарами в Дагестан, завоевали ясский город Дедяков и сожгли его. Во время хана Узбека, папа Венедикт XII распространил на земле яссов латинскую веру. В 1395 году завоевал эту страну Тамерлан. Упоминается при том, что многие русские князья женились на яссинках.

Первобытная история представляет туманный период жизни людей, с послепотоповского происхождения от Ноя до народов исторических, но следуя преданию, что Кавказ был колыбелью рода человеческого, и что европейское племя есть кавказское, рождается вопрос: не есть ли осетины остатки того кавказского племени, от которого произошли европейские народы? При этом надо принять во внимание тип осетин совершенно отличный от других азиатских племен. Возьмем, например, любого осетина: у него склад лица совершенно европейский и большое сходство с венгром. У дигорцев есть предание, что родоначальник привилегированного между ними сословия бадилят, Бадил, был венгром из рода владетельных, явившихся к ним с спутником своим Ано, как к своим одноплеменникам. В подтверждение этого предания, известный генерал Мусса Кундухов, во время венгерской кампании, достал там какие-то генеалогические справки.

Царство Аланское было геройско-могущественное, но в первом веке по Р.Х. при вторжении его в Армению под предводительством молодого наследника Аланского престола Сатена, оно потерпело поражение, причем взят в плен и Сатен, бывший единственным наследником. Сестра его Сатеник, явившаяся к победителю, молодому царю Армении Арташесу, просить освобождения брата, красотою своею очаровала Арташеса до того, что пленник был освобожден, но с условием, чтобы прекрасная Сатеник осталась супругою повелителя Армении. Хотя после этого Сатен был провозглашен царем Аланским, но, как видно, царство его в политиком своем могуществе ослабело.

На исходе второго века являются на Северный Кавказ воинственные толпы васлов или васлаков, обитавших при Волге, и хазаров, живших уже здесь вместе с сарматами.

Относительно брака аланской царской дочери Сатеник с царем Армении Арташесом в летописи М. Хоренского, пояснено, что царствование Арташеса аруехиане, родом из аланов, сродни Сатеник, ее сопровождающие, возведены в дворянское достоинство и в армянское нахарарство, как сродники великой царицы. Во время Хозрова, отца Тердата, он вступил в родство с одним из могущественных Басилов, переселившихся в Армению. Басил или баслик, по мнению М. Хоренского, народ, живший в Сарматии на берегах реки Этила (Волги). Из летописи М. Хоренского видно, что аланы жили в то время на северо-западе Каспийского моря.

Народ, под позднейшим наименованием осетин, назывался аланами или асами. В царствование Тиверия, покорившего царей Колхиды и Иверии, о них не упоминают, но с тех пор, как римляне пришли в столкновение с парфянами, началась борьба, успешная то для одной, то для другой стороны, наступила эпоха вторжения на Кавказ варваров, и аланы прикочевали тогда к северной стороне Кавказского хребта. С ним вместе являются народы под наименованием хазар и массагетов. Готы, распространяясь от моря Балтийского к Азовскому, победив алан, начали господствовать на берегах Понти Эвксинского. После этого, гонимые гуннами, массагеты, хазары и остатки аланов или асов заняли кавказские земли по нижним частям Терека и в современном Дагестане, откуда происходили нападения их на Армению. Аланы или асы разделились на две части: одна из них бросилась в Западную Европу, а другая заняла центр Кавказа около вершин Эльбруса и теснин Дариальских. На исходе IV-гo столетия по Р. X. на северной стороне хребта являются гунны, распространившиеся от Дона до Волги.

В VII в. наступило для всей исторической Азии время страшных религиозно-политических переворотов от введения мусульманской религии оружием аравитян. При этом северные кавказские народы занимались хищничеством и в VIII в. хазары опустошили Армению и Азербайджан, за что потерпели от аравитян мщение изгнанием из Дагестана, а затем вскоре держава их окончательно разрушена дружинами русско-славянскими. Место хазар занял новый прикочевавший к северо-востоку народ — узы или газы.

В XI в. народ, называвшийся аланами или асами, после покорения его грузинами, именуется уже асами или осетинами. За сим после вторжения монголо-татар, пришедших на Кавказ после разорения ими Персии, под предводительством полководцев Чингиз-хана Джебе и Субутая, изменился вид кавказской страны и произошли перемены в составе ее народонаселения, напоминавшего многочисленными остатками татарских масс. Преобладание татар на Кавказе утверждено было еще более походом Тамерлана. После этого асы или осетины утратили всякую самостоятельность. Узы или газы совершенно исчезли. В XV в. наступила совершенно новая эпоха для кавказской страны: она стала яблоком раздора между двумя новообразовавшимися державами — Персией и Турцией, а жители Северного Кавказа, не имея постоянных властелинов, переходили из-под зависимости Персии под зависимость Турции и обратно. В таком положении находился Кавказ, когда Московское княжество, свергнув в России иго татарское и возвеличив имя русское в умах соседних народов, вызвано было обстоятельствами и желанием закавказских христиан принять участие в деле этой страны.

Из этих сведений видно, что аланы перекочевали с северной стороны Кавказа, но в истории Армении сообщается также, что аланское царство образовалось в древности. поэтому есть полное основание предполагать, что аланы произошли от первобытных жителей Северного Кавказа. Наименование же алан они получили, от сарматского слова «ала» (гора), т. е. горцы. Потом они распространились к долинам Дона и Волги. В подтверждение этого представляется следущее: реки Кубань, Дон и Волга имеют наименования чисто осетинские и в древнейшее время реки эти имели названия: Кубань — Донбит, Атпикан или Вардак, Дон — Танаис, Волга — Ра, называлась и Эдила. Река же Терек в древности называлась Алонта или Аланская. Ясно, что первобытное начало алан было здесь, а потом, когда они стали народом могущественным, распространились и туда. Там между ними встречается народ под названием васлаки. В переводе это выходит: Василий — по-гречески — царь, леги—по-осетински люди, значит царские люди… Из всего вышеизложенного видно, что осетины несомненно потомки алан, которые были народ древний и могущественный, история Армени свидетельствует, что Аланское царство образовалось также в глубокой древности, как и царство Армянское.

Представляется вероятным и то, что (по мнению Ефстафия) аланы имели жительство и среди гор уральских. Так как видно, что юрги или мадьяры — теперешние венгры, должны быть соплеменниками алан. Мадьяры, как известно, до переселения народов были обитателями Югорских, т. е. Уральских гор, составляя там одно сборище одноплеменных с гуннами монгольских, финских, турецких и других орд. Но жительство их в местностях, по которым расселились народы Ирана, составившие персидское господство, не видно. Каким же образом могло случиться, что аланы произошли от Ирана? В потомках алан, теперешних осетин, не заметно ни малейшего сходства с теми народами и если обитатели восточного Ирана, т. е. афганцы, по окладу лица, статности и характеру, резко отличаются от персиан и не считаются иранами, то аланы тем более не могут считаться ими. В Древней истории Персии относительно происхождения имени Иран читаем, что оно происходит от Эриене, видно, гористой страны, лежащей от границ Бухары, хребта Мустага и Белура до пограничных гор Индии, Паропомаза, а на севере до Алтая.

Кажется, что хазары, а также и другие воинственные толпы—васильцы или васлаки и роксаланы, были одноплеменниками алан, говорившими одним с ними наречием. Относительно же роксалан, что они соплеменны аланам, в начале обозрения приведено мнение Плиния. У осетин, например, дом называется хазора (хзедзар).

В старинных осетинских песнях и сказках говорилось, что предки их произошли от родоначальника народов, появившихся в Кавказских горах после потопа, которые размножались, пошли многочисленными обществами на север, богатея такими конями, подобных которым на свете не было. Жизнь они вели кочевую, но были из них и занимавшиеся оседлым хозяйством. Знали они при этом и плавание по большим рекам, о чем упоминается в одной из древних песен, а именно: как они, собираясь на войну, спускались по Волге, т. е. реке Верхней, повелевая всеми жившими там народами. Храбры они были до того, что никакое войско не могло устоять против них. Имели царей, которые пред началом сражения выходил на единоборство с царями противной стороны причем всегда оставались победителями и тем часто кончалась война. С народа побежденного царя они брали большие подати. Если же приходилось сражаться всем народам, то впереди всегда сражались близкие царские люди.

Кто именно были цари аланские— в предании не сохранилось ничего; не упоминается даже о Сатене, взятом в плен, хотя между прочим говорили мне другие старики, что есть какое-то романтическое сказание, но не пришлось мне его выслушать. Рассказывали также в горах Дигории про какого-то знаменитого героя Арослана, властвовавшего над всеми горцами; указывали и место погребения его без всяких признаков уже, на небольшой долинке в урочище Мацут, где сливаются р. Сонгути-дон с р. Урухом.
У горцев люди, достигающие глубокого возраста, стараются иметь больше сведений о жизни предков и передают их в наказах (ныхасах) молодому поколению.

Казалось бы, народ с таким боевым младенчеством должен бы быть нрава жестокого и типа сурового, между тем в потомках этого народа мы видим людей нрава скромного, добродушного, способного к умственному развитию и трудолюбивого, а по наружности красивого. Это доказывает, что племенное происхождение этого народа есть чисто кавказское, и что предки его в свое историческое время жили не в разнузданной воле, а под повелительной властью, охранявшей принципы общественного строя жизни. Что у осетин были цари, об этом уже говорилось выше, а именно, что дочь аланского царя, прекрасная Сатеник была царицей великой Армении, женою царя героя Арташеса; затем по генеологии грузинского царского дома значится: царь Георгий (1014) во втором браке был женат на дочери осетинского царя; царь Георгий III (1155) тоже; знаменитая Тамара (1184) была в супружестве с осетинским князем Сосланом; царь Давид V (1247) вторым браком был женат тоже на дочери осетинского царя.

Из всего вышеизложенного видно, что аланы на поприще исторической деятельности являются народом могущественным, а по сказанию Масуди, и могущественнейшим из всех наций, обитавших на Северном Кавказе, а потом распространившимися на север и занявшими громадное пространство, в доказательство чего видим, что река Ра и Танаис получили наименования осетинские. Даже названия рек Днепр и Дунай чисто осетинские. В битвах они не знали над собой победителей до разбития их героем Арташесом. Басильцы, которых, по всей вероятности, следует считать соплеменным им, объявляют себя потомками Иераклия, т. е. мифологического Геркулеса, причем греки признают их царским народом. В «Истории Армении» Глинки, в описании войны аланской с Тридатом, царь Басильский именуется царем приволжским. Поэтому есть основание предположить, что имя «ирон», удержанное осетинами до настоящего времени в самоназвании, происходит от слова «ирой», т. е. герой. В военном энциклопедическом лексиконе в объяснении слова «герой» сказано, что греки и римляне в отдаленной древности называли героями всех людей, отличных храбростью, силою и могуществом. Слово «герой», переиначенное на «ирой», мы встречаем и в наших старинных книгах, где, например, А. Македонского называли «ирой». Читаем так и в истории Армении.

Имя же «Иран» происходит от названия страны Эрино — Видна, от которого аланы всегда были далеки. А если они и жили в провинции, некогда входившей в территорию Персидского государства, то это еще не основание к догадке, что аланы иранского племени. В подтверждение этого возьмем хотя бы переговоры прекрасной Сатеник с царем Арташесом об освобождении из плена ее брата; в этих переговорах она называет свой народ племенем «героев». М. Хоренский об этом говорит так: «Аланы, соединившись с горцами, привлекли на свою сторону почти половину Иверии и огромными толпами распространились по земле Армении. Арташес также собирает многочисленные войска и тогда завязывается война в пределах земли армянской, между народами хра:брыми, луконосцами. Племя аланов уступает немножко, переходит через великую реку Куру и станом располагается на юге: река разделяет оба народа. Но так как сын аланского царя был взят в плен армянским войском и проведен к Арташесу, то царь аланов просил мира, обещая дать Арташесу, что он пожелает, и заключить с ним вечные клятвенные условия, дабы дети аланов впредь не делали нашествия на армянскую землю.

И когда Арташес не согласился отдать юношу, приходит сестра юноши на берег реки, на большую возвышенность и через переводчиков передает в стан Арташеса: «К тебе речь моя, храбрый муж Арташес, к тебе, победителю храброго царя аланов, согласись отдать юношу мне, прекрасноокой дочери аланов! Не следует героям отнимать жизнь у племени других героев из-за какой-нибудь мести или поработить их и держать, как рабов, а тем укоренить.вечную вражду между двумя храбрыми народами»… Арташес, услышав такие мудрые речи, сам отправился на берег реки и, увидев прекрасную деву и услышав от нее речи мудрости, полюбил ее. Позвав кормильца своего Сембата, он объявил ему задушевную свою мысль — иметь женою эту деву, заключить договор и условия с храбрым народом и отпустить юношу с миром. Сембат одобрил это и послал к царю аланов предложение отдать царственную деву Сатеник замуж за Арташеса. И говорит царь аланов: «А где возьмет храбрый Арташес тысячу тысяч и тьму тем, чтобы заплатить за благородную царственную деву аланов?».

Был ли уплачен такой калым — не сказано, но о церемонии, какая была выполнена Арташесом при взятии Сатеник, там же говорится: «Мужественный царь Арташес сел на красивого вороного коня, вынул аркан из красной кожи с золотым кольцом, пролетел быстрокрылым орлом через реку и, бросив аркан, охватил им стан царственной девы и быстро увлек ее в свой лагерь». Затем было поднесено царю аланов большое количество Лайки и много золота. В свадебной песне говорится, что золотой дождь шел на Арташеса и жемчужный дождь лился на Сатеник».

Был ли тесть царя Арташеса главный царственный повелитель всего аланского народа, или только частично, господствовавшей в то время на Северном Кавказе — не видно, но во всяком случае можно предположить, что он был царем только кавказских аланов, т. к. выше пояснено, что часть ’
В общей выдержке из исторических сведений об аланах вытекает следущее: «аланы — один из тех варварских народов, которые участвовали в разрушении Западно-Римской империи. Они были происхождения скифского и сарматского, жили на восточной стороне Днепра в Южной России и разделялись на многие племена. За 40 лет до Р. X. гунны оттеснили их до Меотийского (Азовского) моря, некоторые зашли на Кавказ, где под своим именем и были известны в средние века, а потом под именем осетин. Аланы были искусные и неутомимые наездники, любили войну, и смерть в битве считали великою честью. В царствование Васпасиана, кавказские аланы вторглись в Мидию и Армению, причем парфянский царь Вологез принужден был искать помощи у римлян.

При императоре Гордиане аланы вошли в Македонию в 406 г., перешли от Дуная к Рейну, присоединились там к галлам и другим народам и опустошили Галлию. В 409 г. многие из них под предводительством Батако перешли в Испанию, поселились в Лузитании. В 418 г. разбил их визаготский <вестготский> царь Валлия, и они покорились императору Гонорию. В 451 году являются они союзниками Аттилы. В 464 г. аланы были разбиты в Италии близ Бергамо Рициметом, затем императора Анфилия: начальник их Биер был убит и они почти совершенно истреблены». Выдержка эта извлечена из Военного энциклопедического лексикона.

Не буду в претензии, если по поводу моего мнения, что «иро» или «ирон» происходит от слова «ирой» или «герой», скажут, что догадка моя весьма смелая. Сочту даже счастьем, если это поведет не только к положительному разъяснению племенного происхождения осетин, но и для полезного труда осетинскому юношеству, развивающемуся в учебных заведениях, которому давно бы пора заняться историей своего народа, если не по историческим данным, то хотя бы по народным преданиям. Преданий у осетинских горцев много, как у народа, врожденно-способного удерживать в памяти все давно минувшее, придерживаясь при этом древнего культа, старинных песен, легенд, сказок и поговорок.
Древнейший культ осетин и позднейший их индифферентизм обстоятельно был описан доктором Головинским.

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную.
Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам.
Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов.
Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа.
Долгая родословная
Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины.
Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э.
В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами.
В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.
В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Осетины – наследники древних иранских племен: сарматов и скифов. Территория Осетии в средних веках входила в состав могущественного экономически и культурно развитого государства Алания. Историки-этнографы отмечают тесное переплетение иранских и кавказских черт в области духовной и материальной культуры современного осетинского народа.

Общие сведения о жизни осетин

Коренного осетина можно узнать по продолговатой форме головы, темным или русым волосам, глазам преимущественно карего или серого цвета. Осетины принадлежат к европеоидной расе (кавкасионский тип).

Основным занятием жителей республики издревле было скотоводство и земледелие, в связи с чем здешняя местность славилась качественным производством масла, сыра, шерстяных изделий и т. д. Также развито здесь было и прикладное искусство: вышивка орнаментов, резьба по дереву и камню, ковка металла.

Среди религий осетины предпочитают православное христианство (57% опрошенных за 2012 год), вера предков – язычество (22%) и ислам (3%).

У осетин очень крепки родственные узы. Глава семьи стремился обезопасить ее от врагов и других невзгод, возводя надежные крепости, башни, замки и высокие заграждения. К сожалению, до наших дней родовые сооружения сохранились в лишь полуразрушенном виде.

Дружелюбность и толерантность осетинского народа не знает границ, о чем свидетельствует мирное проживание представителей разных национальностей на землях Северной Осетии.

Краткие факты «биографии» других народностей на североосетинской территории

Россияне. Русские казаки впервые появились в этих местах еще в 16 веке. Дабы обрести независимость и не подчиняться помещикам-узурпаторам, люди находили убежище в отдаленных уголках страны, где образовывали собственные мини-государства – казачьи станицы и слободы. В укрепленных селениях выбирались свои органы власти. Главным среди казаков был атаман, который руководил жизнью селения как в военную, так и в мирную пору. По происшествии некоторого времени казаки нашли общий язык с государственным правительством: станицы перешли под контроль российских властей, однако за ними сохранились все права и привилегии казаков. Приход советской власти встретил серьезное сопротивление со стороны большинства казачьих поселений, результатом чего стала жестокая расправа над казаками: во всем Северном Кавказе станицы были разрушены. Северная Осетия на съезде народов Терека сумела отстоять и защитить от уничтожения такие русские поселения как: Змейская, Архонская, Николаевская и Ардонская станицы.

Армяне. Торговые и культурные связи между Арменией и здешними землями были известны еще во времена существования Аланского государства. Чтобы защитить себя и свое имущество от грабителей и бандитов, армянские торговцы старались подружиться с местными жителями и путешествовать по незнакомой стране в их сопровождении. Начало 20 века припало на Первую мировую войну, в которой Турция и Россия оказались по разные стороны баррикад. Армяне преследовались во всей Турции, из-за чего те искали убежища в разных странах. Северная Осетия в те годы приютила не одну армянскую семью.

Греки. Основная часть греческого поселения появилась в Северной Осетии в первой половине 19 столетия. Под предводительством Спиридона Чекалова в Садон направилась группа греков, дабы осуществлять строительные проекты домов, мостов и дорог. Турецкие греки повторили судьбу армян в период Первой мировой войны: многие из них обрели мирную жизнь в здешнем крае. В столице Северной Осетии работали греческий театр и греческая школа.

Немцы. Немецкие поселения (Эммаус и Михайловское) возникают на территории республики во второй половине 19 века. Российский царь приглашал немецкие семьи с целью перенять их опыт безупречного ведения хозяйства.

Осетинский народ является результатом смешения древнего иберийского населения Кавказа и аланов – потомков жителей евразийской степи.
В X-III тысячелетиях до н.э. Европа была заселена иберийскими народами, носившими Y-гаплогруппу G2. Они были кареглазы (голубоглазые люди появились позже), имели каштановые волосы и не переваривали молочную пищу. По занятиям они были козлопасами – мясо козлов они принимали в пищу, а в шкуры козлов одевались.
После вторжения в Европу индоевропейцев, иберийцы, привязанные и до этого к горным и предгорным районам из-за обитания там коз, так и остались горцами. Ныне их потомки распространены лишь в Пиринеях и на островах Средиземноморья. Единственное место, где иберийцы сохранились в больших количествах, это Кавказ. Как пахотная земля из-за горного рельефа он был никому не нужен, кроме самих носителей гаплогруппы G2, которые как раз и были привязаны к горным пастбищам.
Именно эта гаплогруппа и преобладает у осетин. Однако преобладает она не только у них. Наибольшее распространение она имеет у сванов (91%) и шапсугов (81 %). У осетин её носителями являются 69,6% мужчин.
Многие наши читатели спрашивают, почему осетины , чей язык считается потомком аланского, имеют кавказскую гаплогруппу, в то время как аланы – потомки скифов и сарматов – должны были иметь гаплогруппу R1a1. Дело в том, что осетины являются потомками не столько аланов, сколько аланок – носительниц митохондриальной гаплогруппы H. Мужская часть алан была поголовно истреблена Тамерланом, и оставшиеся женщины вступили в браки с кавказскими автохтонами. Они-то и передали осетинам Y-гаплогруппу G2.
Как известно, дети говорят на языке матерей. Поэтому осетины и сохранили арийский язык. Язык осетин принадлежит к иранской ветви индоевропейской семьи, точнее – к северо-восточной группе иранских языков, к которой относят хорезмийский, согдийский и сакский языки, а также языки древних скифов и сарматов. Правда, сейчас этот язык засорен заимствованиями из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков.
Значительно обогатило осетинский язык, особенно его словарный состав, влияние русского языка. Современный осетинский язык делится на два основных диалекта: иронский (восточный) и дигорский (западный). По определению лингвистов, дигорский диалект более архаичен. В основу литературного языка положен иронский диалект, на котором говорит подавляющее большинство осетин. Дигорский и иронский диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике, в меньшей степени в морфологии. В дигорском, например, нет гласного [ы] – иронскому [ы] в дигорском диалекте соответствуют [у] или [и]: мыд – муд «мёд», сырх – сурх «красный»,цыхт – цихт «сыр». Среди совершенно различных в двух диалектах слов можно назвать гæды – тикис «кошка», тæбæгъ – тефсег «тарелка», æвзæр – лæгъуз «плохой», рудзынг – къæразгæ «окно», æмбарын – лæдæрун «понимать».

Осетинская свадьба
В 1789 году в Осетии была принята письменность на основе церковно-славянского алфавита. Современная осетинская письменность создана в 1844 году российским филологом финского происхождения Андреасом Шёгреном. В 1920-е годы для осетин ввели латинский алфавит, но уже в конце 1930-х северных осетин вновь перевели на русскую графику, а южным, административно подчинённым Грузинской ССР, навязали грузинский алфавит, но в 1954 году южные осетины добились перехода на алфавит, использовавшийся в Северной Осетии.
Все осетины говорят по-русски. Обучение в начальной школе ведётся на осетинском, а после четвёртого класса – на русском с продолжением изучения осетинского языка. В быту многие семьи пользуются русским языком.
Самоназвание осетин – upoн, а свою страну они называют Иристои пли Ир. Однако жители Дигорского ущелья и выходцы из него называют себя дигорон. В этих самоназваниях отразились прежние племенные делениля осетинского народа. В прошлом жители отдельных ущелий называли себя также особыми названиями (по названиям ущелий) – алагнрцами, куртатпнцаыи и т. д.

Православное богослужение в осетинской церкви
Большинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство несколькими этапами из Византии, Грузии и России. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII–XVIII веках от кабардинцев. Многие осетины сохраняют элементы традиционных верований. Так, у осетин под видом Святого Георгия почитается бог войны Уастырджи, а под видом Ильи пророка почитается бог-громовержец Уацилла.

Джеоргуыба – традиционный праздник, посвященный святому Уастырджи, празднуют только мужчины.
В прежние времена осетины жили в сельских поселениях, называемых кау (хъӕгу). В горной полосе преобладали сравнительно небольшие селения, часто разбросанные по склонам гор или у берегов рек. Расположение селений по крутим склонам гор объяснялось тем, что удобные земли, использовались под пашни и сенокосы.
Постройки возводились из естественного камня, а в ущельях, богатых лесом, жилища строили из дерева.

Остатки осетинской сторожевой башни в Южной Осетии
Каменные дома строились в один-два этажа. В двухэтажном доме нижний этаж предназначался для скота и хозяйственных помещений, верхний – для жилья. Кладка стен производилась всухую с засыпкой пустот между камнями землей, реже – на глиняном или известковом растворе. Для междуэтажных перекрытий и дверей использовалось дерево. Крыша плоская земляная, стены часто выводились выше крыши, так что получалась площадка, которая использовалась для просушки зерна, шерсти и для отдыха. Пол делали земляной, реже – деревянный. Стены жилых помещений внутри обмазывались глиной и белились. Вместо окон в одной из стен дома делались небольшие отверстия, закрывавшиеся в холодную пору каменными плитами или досками. Нередко со стороны фасада у двухэтажных домов имелись балконы или открытые веранды. В условиях существования больших семей дома обычно бывали многокомнатными.

Осетинский дом-крепость ганах в разрезе

Самая большая комната «хадзар» (хӕдзар) являлась одновременно столовой и кухней. Здесь семья проводила большую часть времени. В центре хадзара находился очаг с открытым дымоходом, отчего стены и потолок покрывались толстым слоем копоти. Над очагом к деревянному брусу в потолке подвешивалась цепь для котла. Очаг и цепь считались священными: около них совершались жертвоприношения и моления. Очаг считался символом единства семьи. У очага устанавливались, подпирая потолочную перекладину, деревянпые столбы, которые богато орнаментировались резьбой. Очаг делил хадзар на две половины – мужскую и женскую. В мужской половине на стенах развешивались оружие, турьи рога, музыкальные инструменты. Здесь находилось полукруглое деревянное, украшенное резьбой кресло, предназначавшееся для главы дома. На женской половине находилась домашняя утварь. Для женатых членов семьи в доме имелись отдельные комнаты – спальни (уат). В домах зажиточных осетин выделялась кунацкая (уӕгӕгдон).

Осетинская деревня
Домашнее питание, начиная с хлеба и кончая напитками, приготовлялось в осетинской деревне женщиной. Хлеб в горах в отдаленном прошлом выпекался из просяной и ячменной муки. В XIX в. употребляли ячменный, пшеничный и кукурузпый хлеб. Кукурузные чуреки выпекали без дрожжей, пшеничный хлеб также был преимущественно пресным. В настоящее время наиболее употребителен пшеничный хлеб. Из национальных мучных изделий особенно распространены пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли и тыквы.
Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топленое масло, кефир, молочные супы и различные каши на молоке (особенно кукурузная каша). Из сыра, смешанного с мукой, готовится национальное блюдо осетин – дзыкка.

Современные осетинки

В домашних условиях сыр делают старым и простым способом. Он не варится: свеженадоенное, неснятое молоко, еще теплое или подогретое, процеживается и заквашивается. Закваска приготовляется из высушенного бараньего или телячьего желудка. Заквашенное молоко оставляют на один-два часа (пока оно не свернется). Казеин тщательно размельчается руками, отделяется от сыворотки и сбивается в ком, после чего просаливается и охлаждается. Когда сыр затвердевает, его кладут в рассол. Таким же способом осетины делают творог.
В Дигории получило распространение изготовление кефира. Кефир делается из свежего молока, которое заквашивают особыми грибками. Осетинский кефир имеет целебные свойства и весьма полезен для туберкулезных больных.
Национальным напитком у осетин является горское пиво бӕгӕны, изготовляемое из ячменя и пшеницы. Наряду с пивом южные осетины производят вино.
Ещё в средние века осетины , жившие южнее Кавказского хребта, попали пj д власть грузинских феодалов. Основная масса южноосетинских крестьян находилась от них в крепостной зависимости. В горах Южной Осетии хозяйничали князья Мачабели и эриставы Ксанские. Лучшими землями в равнинной полосе владели князья Палавандишвили, Херхеулидзе и Павленитвили.

Осетинские земледельческие орудия
С присоединением Грузии к России многие южные осетины переселились на север.
Подавляющее большинство трудящихся осетин придерживалось моногамии. У феодалов же полигамия была распространенным явлением. Она бытовала в известной мере и в среде зажиточного крестьянства, несмотря на борьбу с ней христианского духовенства. Чаще всего крестьянин вторую жену брал в том случае, когда первая была бездетна. Помещики, наряду с законными женами, которые были равного с ними социального происхождения, имели и незаконных жен - номылус (буквально «жена по имени»). Номылус брались из семей крестьян, поскольку сами крестьяне не могли на них жениться – не было денег на калым, называвшийся о у осетинов ирӕд. Дети от номылус считались незаконорожденными и из них образовалось феодально-зависимое сословие кавдасардов (в Тагаурии) или кумаягов (в Дигории). В остальных районах Северной и Южной Осетии кавдасарды не составляли определенной социальной группы и по своему положению почти ничем не отличались от других горцев.

Столица Северной Осетии город Орджоикидзе (нынешний Владикавказ) в советские времена

Традиционной одеждой осетинских мужчин была цухъхъа – осетинская черкеска. Для пошива цухъхъы использовалось темное сукно – черное, коричневое или серое. Под черкеской носили бешмет из сатиновой или иной темной ткани. Бешмет значительно короче черкески и имеет стоячий строченый воротник. По покрою бешмет, так же как и черкеска, представляет собою распашную одежду, скроенную в талию. Рукава бешмета в отличие от рукавов черкески – узкие. Шаровары шили из сукна, а для работы на поле – из холстины, очень широкие. Встречались шаровары также и из овечьих шкур. Зимой носили шубу из овчины, сшитую по фигуре со сборами в талии. Иногда носили тулупы. В дорогу надевали бурку.
Зимним головным убором была папаха из овчины или каракуля с суконным или бархатным верхом, а летним – легкая войлочная шляпа с широкими полями. На ноги надевали шерстяные домашней вязки носки, ноговицы и чувяки из сафьяна или сукна на подкладке. Подошвы чувяк делались из прокопченной воловьей кожи. Зимой для тепла в чувяки подкладывали сено. Голенищами служили ноговицы из сафьяна или из сукна. Очень часто носили сапоги, кавказские или русские. Неизменной принадлежностью и украшением национального костюма был кинжал. Черкеску украшали газыри.

Мужской хор северо-осетинской филармонии
Женское праздничное длинное платье (къаба), доходящее до пят, кроилось в талию со сплошным передним разрезом. Обычно оно шилось из светлых шелковых тканей: розовых, голубых, кремовых, белых и т. п. Рукава платья очень широкие и длинные, но иногда делались прямые узкие рукава, скошенные у кисти. В последнем случае на прямой рукав надевали бархатные или шелковые нарукавники, широкие и длинные, спускающиеся вниз от локтей примерно на метр. Под платьем носили нижнюю шелковую юбку иного, чем платье, цвета, которая была видна спереди благодаря сплошному разрезу платья. К нагруднику из того же, что и нижняя юбка, материала пришивались позолоченные украшения. Стан стягивался широким поясом (чаще всего из позолоченной канители), украшенным позолоченной пряжкой. При платье с нарукавниками спереди под поясом укреплялся короткий передник.
На голову надевали круглую невысокую бархатную шапочку, вышитую золотой канителью. Поверх шапочки набрасывали легкий тюлевый или связанный из белых шелковых ниток платок, а часто ограничивались одним платком. На ногах носили сафьяновые чувяки или фабричные туфли.

Смотрите

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Осетины. «Это мои горы», 2006


Общие сведения

ОСЕТ‘ИНЫ, ирон, дигорон [самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг (двалы, группа Осетин Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, группа Осетин в Южной Осетии)], - народ иранского происхождения, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население двух республик Северная Осетия - Алания и Южная Осетия (основное население Северной Осетии, численность около 335 тыс. человек) и Грузии (основное население Южной Осетии, численность 65 тыс. человек); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (4 тыс. человек), Турции и других странах. Численность в России 402 тыс. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность осетин, проживающих на территории России, составляет 515 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 528 тыс. 515 человек. Нынешняя численность осетин - более 600 тысяч человек с учетом многочисленной диаспоры, живущей за пределами своей этнической территории. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия-Алания с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тысяч человек), центр Республики Южная Осетия (2008) в городе Цхинвал.

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет 2 диалекта: иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с 19 века) на основе русского алфавита, большинство осетин двуязычны (двуязычие - осетинско-русское, реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).

Верующие - православные, есть мусульмане. Большинство верующих осетин считаются православными, принявшими христианство несколькими этапами из Византии, Грузии и России. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII-XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически является приверженцами традиционных осетинских верований, испытавших значительное влияние христианства на определённых исторических этапах.

Цикл аудиолекций «Народы России» — Осетины


С Кавказом осетины связаны издавна. Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию они упоминаются в грузинской хронике: именуются овсами (осами, отсюда русское название осетины). Формировался осетинский народ вместе с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами. Этот процесс начался еще в I веке нашей эры. Мощный союз аланов, сложившийся на Кавказе, дал стимул к образованию осетинской народности.
Впервые гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в "Армянской географии" (7 век). В этом же источнике названы двалы. Грузинский историк Леонтий Мровели (11 век) указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из Грузии через территорию двалов на Северный Кавказ. Осетины - один из древних народов Кавказа. Уже со времён скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши - ири, балкарцы и карачаевцы - дюгер, кабардинцы - къущхьэ. Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 века нашей эры). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры.

Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони - в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В 13 веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык).

Уже с 40-х годов 18 века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению Осетин в Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце 18-19 веке началось переселение части Осетин с гор на равнины. Земли, переданные Осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.

После 1917 происходит массовое переселение Осетин на равнину. 20 апреля 1922 была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 - Северо-Осетинская АО, которая 5 декабря 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Северная Осетия.

На равнине основное традиционное занятие - земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Традиционная система земледелия на равнине - трёхполье. Главное орудие в горах - рало с железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине - тяжёлый плуг, в упряжке которого было 8-10 волов. Скотоводство было важнейшим занятием, обеспечивавшим Осетин продуктами питания, сырьём, тягловой силой. Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла - производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.

Традиционные поселения в горах (кау) - небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной планировки. Основной строительный материал - камень, в лесистых ущельях - дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью (считались священными, как и центральный опорный столб, поддерживающий перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей устраивалось специальное помещение - кунацкая.

Памятниками традиционной архитектуры являются многоярусные (3-5 ярусов и более) боевые башни, замки (галуаны), жилые двух-, трёхэтажные башни (ганах), разнотипные склеповые сооружения (зоеппадз), языческие святилища (дзуар). В Южной Осетии распространены жилища с закрытой террасой и четырёхскатной крышей, первый этаж из камня, второй - из дерева. Менее зажиточные Осетины жили в турлучных (плетнёвых) и в саманных домах, крытых соломой или камышом.

Традиционная мужская одежда - черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы - папаха из овчины или каракуля, башлык из сукна, козьего пуха, реже верблюжьей шерсти, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь - ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма - кинжал.

Женская повседневная одежда до 19 века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним - шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком.

Традиционная пища близка пище других народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине - мучные и овощные. Из национальных мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т.д. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топлёное масло, кефир, различные каши на молоке. Особое место в рационе занимает дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой. В Южной Осетии излюбленными овощными блюдами стали лобио и аджабсандал, воспринятые у грузин.

Наиболее почитаемым напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того,- из пшеницы и кукурузы. Пиво - древний напиток Осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней Сат‘аной. Его приготовляют обычно к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных пивоваренных котлах. Распространена повсеместно арака (самогон) из кукурузы, а в Южной Осетии - различные вина.

Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту Осетин сохранились пережитки многих древних институтов. Среди них особенно выделялась кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родственников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа.

В осетинском быту сохранились многие установки родового строя, патриархальные устои. Например, такой принцип, как безусловное подчинение младшего старшему. В больших семьях многие вопросы решались на семейных советах. Главой семьи являлся старший по возрасту. Вместе с тем сохранилось немало элементов и матриархата. Старшие женщины по возрасту являются распорядительницами на семейных и общественных торжествах.

Пережитки родового строя проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая (оервадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы советской власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Основной семьёй была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей на семейных и общественных торжествах.

Большинство Осетин исповедовало православие, проникавшее в 6-7 веках из Византии, позже из Грузии, с 18 века из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 веках от кабардинцев); сохранялись языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героические песни, предания, плачи. Во 2-й половине 19 - начале 20 века формируется осетинская интеллигенция.

В 1798 издана первая книга на осетинском языке ("Краткий катехизис"). В 40-х годах 19 века русским филологом и этнографом А.М. Шегреном составлены осетинская грамматика и осетинский практический алфавит на русской основе. На нём стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осетинская лира" ("Ирон фандыр"). До середины 1910-х годов в Осетии имелось более 200 начальных и средних школ, значительное число национальной интеллигенции, развивалась художественная литература, появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы профессиональные театры, государственные ансамбли, художественные коллективы.

Б.А. Калоев

Очерки

Что народу отдашь, то не пропадет

Когда звучат слова «осетин», «осетинка», то почему-то сразу вспоминается картина, на которой изображена молодая и красивая женщина, а рядом с ней мужественный мужчина. Он — в традиционной черкеске с газырями, бешмете, бурке, на голове — папаха из овчины или каракуля. Молодая женщина одета в приталенное платье до пят, отделанное серебряными с позолотой украшениями. На голове у нее круглая бархатная шапочка, покрытая легким ажурным платком. Все строго и все красиво. И еще одна значительная деталь мужского осетинского костюма — кинжал. Это не только оружие, но и важная часть строгой мужской психологии.

Жизнь обычаем держится

Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию овсы (осы, отсюда русское название осетины) упоминаются в грузинской хронике. Формировался осетинский народ вместе с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано — язычными народами — скифами, сарматами и особенно аланами. Этот процесс начался еще в I веке нашей эры. Мощный союз аланов, сложившийся на Кавказе, дал стимул к образованию осетинской народности.В XIII веке монголо-татары разгромили аланское государство. Аланы были оттеснены с плодородных равнин в горные ущелья Центрального Кавказа. Немало осетин-алан ушло в Монголию, а также в страны Восточной Европы. На северных же склонах Кавказа образовалось четыре крупных сообщества, восходящих к племенному делению: Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское. В сороковых годах XVIII века устанавливаются русско-осетинские отношения. Процесс сближения происходит быстро, и в 1774 году Осетия уже входит в состав России. Нынешняя численность осетин — более 600 тысяч человек с учетом многочисленной диаспоры, живущей за пределами своей этнической территории. Северная часть осетин составляет основное население республики Северная Осетия-Алания с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тысяч человек), центр Южной Осетии — в городе Цхинвал.Особая строгость осетин зиждется на неукоснительном соблюдении обычаев. В фольклоре эта тема прописана очень тщательно:«На свете нет ничего старше обычая».«Жизнь обычаем держится».«Обычай — всему голова».«Обычай не стареет».В осетинском быту сохранились многие установки родового строя, патриархальные устои. Например, такой принцип, как безусловное подчинение младшего старшему. В фольклоре осетинского народа можно найти много суждений, подтверждающих устойчивость фундаментальных принципов рода, семьи:Кто предков своих не почитает, тот и сам недостоин почтения.Кто для своих матери и отца хорош, сильнее того на свете нет.Отцовский долг сын платит.Человек для своего потомства живет.Понять нравы и характер осетинского народа невозможно, не зная, что такое «аегъдау» — кодекс поведения.

Ныхас и фарн предков

Есть у осетин такое понятие «ныхас», буквально разговор. В центре любого осетинского аула имеется такое место, где собираются старики. Оно тоже называется ныхас. Все сложные вопросы решались здесь. На ныхасе осетины занимали места строго по старшинству. Когда возникала необходимость, то старейшина предоставлял право голоса и молодым людям.Благодаря таким выступлениям молодежь училась у стариков ораторскому искусству, а также почтительному отношению к старшим. И, что тоже немаловажно, во время работы ныхаса (это как бы древний парламент) молодые люди постигали нормы житейского права, знакомились с мировоззренческими основами своего народа и нравственными понятиями. Все наиболее сложные проблемы, например конфликты с соседними народами, а также вопросы, связанные с примирением сторон, участвующих в кровной мести, решались на ныхасе.На Северном Кавказе многие народы привержены старому патриархальному укладу жизни, но у осетин ситуация достаточно уникальная. Им удалось сохранить свой язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде. Самое главное для всех осетин, в том числе и для ныне живущих, содержится в так называемом Фарне предков, Фарне народа. Понятие Фарн можно перевести на русский язык как все благое: счастье, благополучие, достаток, мир, тишина, благодать.

Папаха-мужчине, платок-женщине

В сознании осетина личное и родовое составляли единое целое. Каждый член родового коллектива считал себя ответственным за свой коллектив, а родовой коллектив, в свою очередь, считал себя ответственным за каждого своего члена. Осетины считают, что человека можно оскорбить и опозорить физически и морально. К физическим оскорблениям относится нанесение удара палкой или плетью. По народным понятиям палка существует только для собак, следовательно, ударивший мужчину палкой равняет его с собакой. Таким же унизительным оскорблением считается удар плетью. Ведь обычно плетьми били только бессловесных и бесправных рабов. Осетин чувствовал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Как бы беден ни был горец, шапку он всегда старался иметь хорошую, добротную. Ведь шапка по воззрениям осетин и вообще горцев — принадлежность настоящего мужчины. Соответственно, платок — принадлежность женщины. Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку. Поэтому пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине. Так же болезненно реагировал осетин на словесное оскорбление жены, матери или умершего близкого человека. Нравы доклассового общества веками воспитывали в осетине гордость и мстительность. За оскорбление личности и человеческого достоинства осетин жестоко мстил своему врагу. Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом даже в самые жестокие времена непримиримой вражды кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Рано или поздно кровная вражда заканчивалась заключением мира. Порой требовалось огромное дипломатическое и ораторское искусство посредников, чтобы убедить враждующие стороны остановить бессмысленное кровопролитие. В пословицах осетинского народа мы находим такие красноречивые суждения: «Острие меча может растягиваться» (то есть кровная месть тянется долго). «Неизвестно, кто раньше поспеет — кровник-должник или кровник-мститель». «Месть совершается лишь на этом свете».

Путешествие с Нартом Созырко

Что же касается того света, то по представлениям осетин, это не совсем запредельная территория, куда живым вход запрещен. В осетинских сказаниях о нартах-героях есть стихотворный рассказ о том, как нарт по имени Созырко совершает путешествие в инобытие, в страну мертвых. И там, в загробном мире, он активно общается с предками. На русский язык это сказание перевел поэт Рюрик Ивнев. На наш взгляд, это очень поучительная история, в которой без ложного пафоса утверждается мысль, что за земные дела человеку всегда воздается по заслугам, но уже в иной жизни.