О проблемах высшего образования в россии. Учитель - ключевая фигура Студент как ключевая фигура современного образования

При осве­щении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, мето­дах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художест­венно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практи­ки и высказывания многих известных педагогов. Известный рус­ский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рож­дает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высо­кого качества обучения и воспитания, творчески подходят к мето­дической стороне воспитательного процесса, обогащают передо­вой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, атакже направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подго­товка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяет­ся изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педа­гогические институты и университеты. При них работают подгото­вительные отделения или факультеты и различные курсы для абиту­риентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учите­ля не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой сте­пени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма слож­ным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагоги­ческой теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с кото­рыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Тео­рия содержит обобщенные положения о том, как нужно осущест­влять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот по­чему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся. Тем не менее толь­ко учитель в полном объеме обладает средствами и умением осу­ществлять действенное формирование растущей личности, разви­тие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Имен­но на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, кото­рую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учи­тель – это действительно звучит гордо!

При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и худо- жественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психологопедагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся. Тем не менее только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо! 2.

Еще по теме 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы:

  1. ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
  2. ЛЕКЦИЯ 12 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
  3. ВИДЫ РАБОТЫ В КАЧЕСТВЕ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ШКОЛЕ
  4. 1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита- тельной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности

Содокладчик Паршина Л.А.

Учитель современной школы – ключевая фигура

качественного образования школьников.

В качестве главного результата реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать повышение качественного образования учащихся. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Формирование личности ученика, признание её важности, ценности и необходимости для современного российского общества происходит под влиянием личности педагога.

Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

В нашем современном мире, где постоянно происходят какие–то изменения в области образования, так называемая модернизация, личность педагога очень важна. Так как именно учитель является ключевой фигурой современной школы при реализации ФГОС . И от его готовности воплощать идеи, заложенные в ФГОС, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое.

Давайте вспомним слова замечательного педагога - новатора В. А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Действительно, это так.
Каким же тогда мы видим учителя на современном этапе развития общества? Во-первых, это человек, любящий свою профессию , преданный своему делу и своим ученикам. Так как без любви к детям в нашей непростой, но почётной работе нельзя. Это остаётся неизменно во все времена. Кроме того, всесторонне развитый, не только в какой-то определённой области, но и тот человек, который может беседовать на разные темы и быть на несколько шагов впереди своих учеников.

Во-вторых, профессионал , учитывающий то, что каждый ребёнок – это личность и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями.

В-третьих, человек, находящийся в постоянном поиске , непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ. Так как без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, а следовательно, и учебный процесс. ИКТ способствуют повышению качества образования.

В-четвёртых, это педагог, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии , которые являются первостепенными в XXI веке.

В-пятых, быть настоящим учителем – это талант , перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик. Учитель выполняет только роль организатора учащихся, тем самым помогая ученикам учиться самим, воспитывая потребность в образовании. То есть педагогу надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свою точку зрения человека.

Я использую на своих уроках все возможные образовательные ресурсы, чтобы заинтересовать детей, привить им любовь к своим предметам, русскому языку и литературе вообще.

Лингвистические разминки, включающие различные игры, интересные материалы.

Поэтические минутки на уроках литературы. Что-то подбираю я, что-то сами дети.

Мой кабинет постоянно работает на развитие познавательного интереса: сменные стенды, игры, языковые задачи.

Звучит музыка: романсы, песни на стихи поэтов.

Использование ИКТ делает мою работу более продуктивной, т.к. позволяет расширить как сам материал, так и способы его подачи.

Приходите ко мне в кабинет, на уроки, и мы с вами сможем погрузиться в удивительный мир родного языка и литературы.

Подводя итог , хочется отметить, что учитель, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.

УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ – КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В качестве главного результата реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать повышение качественного образования учащихся. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Понимая, что качественное (компетентностное) образование является важным ресурсом развития общества, необходимо отметить потребность изменений в отношении к образованию и, прежде всего, к учителю. Формирование личности ученика, признание её важности, ценности и необходимости для современного российского общества происходит под влиянием личности педагога. На современном этапе работы школы ощущается необходимость в учителе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, прогнозировать их результаты, создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда. Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики, через совершенствование собственной деятельности стимулировать творческую деятельность учеников, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические принципы организации учебно-познавательной деятельности. Уровень квалификации педагогического коллектива школы позволяет говорить о возможности влиять на качественное образование школьников. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус учителя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма; проявляются творческая личность, творческая индивидуальность педагога. Профессиональную педагогическую компетентность следует рассматривать как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его ценностное отношение к учащимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста. Данная категория является предметом исследования множества ученых, которыми выделяются виды педагогической компетентности, которые можно свести к следующему:

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач.

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся, включающая владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения, предполагающая владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися. В современных условиях важными показателями данной компетентности являются личностные качества педагога - терпение, требовательность, заинтересованность в успехах учеников, объективность в оценке знаний и др. Результатом влияния учителя на качество образования школьников является сформированность у них мотивов учебной деятельности.

5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. Одним из проявлений данного вида компетентности является самообразование.

6) информационная компетентность, которая формирует умение педагога самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Под основным содержанием информационной компетентности творческого учителя понимается умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки поступающего материала; освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции; использование новых информационно-коммуникативных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессионального уровня.

Учителю в инновационном режиме приходится выполнять множество видов деятельности:

  1. технологически разрабатывать и процессуально моделировать образовательный процесс в целом;
  1. технологически разрабатывать информационные структуры в виде монологического изложения и в задачном исполнении, преобразовывать учебную информацию, составлять структурные схемы;
  1. составлять диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках;
  1. прослеживать учебные продвижения учащихся;
  1. анализировать опыт коллег, свой инновационный опыт;
  1. разрабатывать новые технологии обучения, учебные программы.

Конечным итогом этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты: перспективные планы, концептуальные модели, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, модели педагогического эксперимента, лекции и др. Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности – главным проявлением информационной культуры, основное содержание которой сводится к следующему:

  1. инновационное мышление и способы деятельности, соответствующие высокому уровню информационной компетентности;
  1. деятельностная направленность профессионального образования и самообразования, проявляющаяся в освоении и создании новых инновационных продуктов и инновационных технологий, апробированных на практике;
  1. способность к культуротворчеству, выражающемуся в создании творческих информационных педагогических разработок.

Опыт творческой преобразующей деятельности педагога оценивается по личным творческим достижениям учителя в обучении и воспитании детей; наличию авторских методических разработок, в т.ч. авторских программ, индивидуальному почерку.

7) ко ммуникативная компетентность во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, состояние общественной морали, успех педагогической деятельности, понимаемая как совокупность достаточно сформированных ее структурных компонентов: знания в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, логика, риторика, культура речи и др.); коммуникативные и организаторские способности; способность к эмпатии; толерантность; способность к самоконтролю; культура вербального и невербального взаимодействия. Каждый компонент представлен веером различных умений: например, когда мы говорим о коммуникативных и организаторских умениях, то имеем в виду умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, смекалку, находчивость в умении оказывать психологическое воздействие, на основе адекватного восприятия и понимания своеобразия личности, активно взаимодействовать в совместной деятельности.

Или, говоря о самоконтроле, имеем в виду умения регулировать свое поведение и поведение собеседника, моделировать собеседника, находить продуктивные способы реагирования в конфликтных ситуациях, инициировать благоприятный психологический климат, прогнозировать развитие межсубъектных отношений и т.д. Способность к эмпатии выражается умением сопереживать, чувствовать другого, осуществлять психотерапию словом, и т.д. Реакция на конфликтную ситуацию – может проявиться в умении убеждать, доказывать, принимать точку зрения другого, добиваться принятия своей точки зрения в реализации коммуникативной интенции и т.д. Под культурой вербального и невербального взаимодействия понимаем: владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора; целесообразное использование понятийно-категориального аппарата, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств.

8) социокультурная компетентность определяется как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем.

9) культурологическая компетентность обеспечивает конкретное наполнение содержания образования, придавая учебному процессу упорядоченность, стройность и последовательность.

Исходя из вышесказанного можно вести речь об особых условиях и требованиях к личности и деятельности учителя . Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, определяется тем, насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В этой связи усиливается необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. При этом существенно изменяется роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника и педагогической поддержке продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

В международной практике образования профессиональная деятельность педагога оценивается, прежде всего, через оценку результатов, демонстрируемых учащимися. Понятие результата, безусловно связано с понятием качества образования. При оценке качества образования следует иметь в виду, что на демонстрируемые учащимися результаты, свидетельствующие о качестве образования, могут оказывать существенное влияние факторы :

− особенности обучающихся;

− особенности социокультурной среды;

− вложения в образование;

− особенности педагогического процесса;

− особенности результатов.

Необходимые системные изменения процесса обучения, обусловленные социокультурными факторами, определяющими современное качество образования, определяют требуемые изменения профессионально- педагогической деятельности учителя :

− опора на самостоятельность ребенка в обучении;

− создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении;

− создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни;

− формирование мотивации к непрерывному обучению;

− инициативность, творчество и корпоративная культура учителя.

Современное понимание качества образования не сводится к обученности, а предполагает становление готовности выпускника к успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного мира и включает не только предметную, но и социальную и личностную компетентности. Ориентация на такое понимание качества образования требует его открытости, которая проявляется во внутренней и внешней оценке качества образования и приводит к тому, что основное назначение, то есть функция учителя, содействует образованию ребенка. Сущностной чертой педагогической деятельности является ее ориентация на образование ребенка, которая базируется в первую очередь:

1) на организации познавательной деятельности в индивидуальных и коллективных формах как деятельности самообразовательной;

2) системной диагностике личностных качеств ученика и поддержке его личностного роста;

3) использовании «скрытых возможностей» образовательного учреждения через создание образовательной среды, использовании такой складывающейся характеристике современной школы, как ее открытость и использование возможностей социума - как локального сообщества, так и страны и мира.

Состав функций профессионально-педагогической деятельности определяется системой необходимых изменений процесса обучения под воздействием факторов, определяющих новое качество образования, которое в современных условиях понимается как качество подготовки выпускника к успешной самостоятельной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного общества. Среди них:

− ориентация педагогических целей на самореализацию ученика и определение результата образования через компетентность выпускника;

− включение в содержание образования учебного материала, самостоятельно найденного и предъявленного учащимися;

− использование образовательных технологий (снятие обучения учением), которые требуют от учителя проявления новых профессиональных ролей координатора, организатора, помощника, консультанта и ориентированы на командную работу учителей;

− изменение характера взаимодействия учителя и учеников, связанного с установкой учителя на развитие ученика средствами своего предмета;

− расширение образовательной среды школы и поиск партнеров, выступающих субъектами образования ребенка;

− изменение оценки достижений обучающихся (формализованная и аутентичная оценка), что требует от учителя умений диагностики и гибкой

коррекции педагогического процесса;

− готовность учителей к изменениям профессионально-педагогической деятельности.

Реализация в практике данных изменений предполагает, что в деятельности учителя наряду с традиционными функциями - обучения и воспитания, будут проявляться и новые (интегративные) функции, отражающие изменения деятельности учителя, ориентированные на обеспечение нового качества школьного образования в контексте тенденций, характеризующих развитие современного общества. Функции, связанные с отношениями, возникающими собственно в процессе обучения и воспитания, и формирующие ядро профессионально-педагогической деятельности, - это функции обучения и воспитания школьника. Однако в изменившейся социокультурной ситуации функции обучения и воспитания трансформируются в функцию содействия образованию школьника ; при этом функция обучения претерпевает изменения в силу акцентуации личностных целей обучения школьника, а функция воспитания приобретает особый смысл, поскольку пронизывает весь педагогический процесс, формируя условия для воспроизводства ценностей. При этом функция содействия образованию школьника, т. е. создания средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ученика в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования, может рассматриваться как ведущая функция профессионально-педагогической деятельности учителя.

Содействие образованию школьника становится особенно актуальным сегодня, когда качественное образование для всех является едва ли не самой важной задачей не только системы образования, а и государства, поскольку успешное решение данной задачи гарантирует стабильный общественный прогресс и конкурентоспособность государства. Функция содействия образованию школьника проявляется в первую очередь в отборе учителем содержания образования по предмету на основе пересечений информационных потоков учителя и учащихся, опоры на скрытый опыт учащихся, извлекаемый из культуральных ресурсов, которыми школьники реально обладают, а также межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах. Предметное содержание при этом приобретает практикоориентированный характер и обеспечивает не только умение решать практические задачи, связанные с предметным содержанием, но и способствует становлению компетентностей школьников, например через решение ситуационных задач. Реализация данной функции определяет выбор учителем образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативных технологий. Названные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей: информационной, социальной (направленной на решение задач взаимодействия с людьми), личностной (направленной на решение задач собственного развития, самоопределения, реализации собственного потенциала), что коррелирует с личностными целями обучения. Функция содействия образованию ребенка неразрывно связана с функцией проектирования . Основное содержание деятельности современного учителя при реализации данной функции составляет совместное со школьником проектирование индивидуального образовательного маршрута. Вклад учителя в проектирование индивидуального образовательного маршрута состоит в проектировании условий образовательного выбора школьника. Что это за условия? Во-первых, это предметное наполнение учебного плана. Казалось бы, это прерогатива не отдельного учителя, а образовательного учреждения в целом. Однако современный учитель либо создает, либо осуществляет поиск и реализует курсы по выбору учащихся на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах. Учитель особым способом организует образовательную среду, который заключается в концентрации ресурсов среды относительно учащегося или группы учащихся. Учитель дополняет систему формализованной оценки освоения предмета оценкой аутентичной, через достижения фиксирующей продвижение учащегося в образовательном процессе. В современной школе становится весьма значимой субъектная позиция учителя. Ранее эта позиция рассматривалась с точки зрения управления учителем процессом обучения. Однако сегодня вновь очень актуальным становится вопрос о позиции учителя, когда он реально включается в процесс принятия управленческих решений на уровне школы, в организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по изменению процесса обучения, предвосхищает последствия и несет ответственность за принимаемые решения и осуществляемые изменения, просчитывает возможные риски, строит общественные отношения на основе взаимопонимания и партнерства. В связи с этим можно утверждать, что учитель осуществляет управленческую функцию , которая реализуется в двух направлениях: определение образовательной политики и координация деятельности субъектов образовательного процесса.

Успешная реализация новых функций учителя возможна при их принятии учительством. Учитель осознает необходимость реализации новых функций на основе рефлексии сложившегося опыта профессионально-педагогической деятельности, его развития под влиянием современных социокультурных факторов, что, в свою очередь, стимулирует целенаправленное самообразование учителя. Поэтому в современной профессионально-педагогической деятельности выделяются функции, направленные на себя, на собственный профессиональный рост учителя, то есть рефлексивная функция и функция самообразования, которые рассматриваются как сопутствующие ведущей функции - содействия образованию школьника. Эти функции определяют смысл профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе инновационных изменений в ней, проведение самоидентификации со стандартными представлениями о профессии и приоритетами профессиональной деятельности, обусловленными современной социокультурной ситуацией.

Библиографический список:

1.Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа. - М., «Синтон», 2005.- 105с. 2.Морунова Л.В. Профессионально обусловленная структура личности. Смоленск, СмолГУ, Материалы 2 Международной конференции «Личность в пространстве и времени».2009.- 558с. 3.Словарь иностранных слов. - М., 1999, Русский язык, - 607с. 4.Философский словарь/под ред. Фролова И.Т./. М.: Изд-во политическая литература


Игорь КИМ, Заместитель первого проректора по научной работе Дальрыбвтуза

Можно констатировать, что действующая российская система высшего образования однозначно не справляется с современными реалиями, поскольку выпускники вузов не приобретают компетенции, соответствующие современным требованиям. Работодатели справедливо считают, что содержание программ высшего образования является неактуальным. Постараемся разобраться в причинах сложившейся ситуации и предложить пути выхода из нее.

Проблема формирования профессионализма преподавателей

Проблемой современного образования является слабая адаптация образовательных программ к задачам подготовки специалистов, способных принять активное участие в научно-техническом прогрессе. В числе объективных причин того, что вузы выпускают специалистов «вчерашнего дня», указывается постоянное отставание учебного процесса от реалий производства. Например, преподаватель вуза не принимает участия в производственном процессе, поэтому получает информацию о научно-технических достижениях с некоторым опозданием, а на преобразование полученной информации в учебный материал ему нужно время. Таким образом, постоянное отставание образования от современного производства приводит к подготовке узкого специалиста, не способного к адаптации в условиях радикальных перемен.

Безусловно, образование должно быть ближе к реальной жизни, к процессам, происходящим на предприятиях. С одной стороны, эта интеграция должна произойти за счет ввода в учебный процесс практических работ и материалов, на которых основаны реальные данные и которые сами по себе представляют практическую ценность. С другой стороны, работы студентов могут быть направлены на решение текущих задач бизнеса, тем самым образование будет полезно не только тем, кто готовит современных специалистов, но и тем, кто будет решать реальные производственные задачи. Интеграция бизнеса и образования будет иметь ряд преимуществ, в том числе возможность стажировки студентов на предприятии, привлечения практикующих специалистов для ведения занятий и более точный учет требований бизнеса.

Профессиональные навыки работников в значительной степени начинают формироваться не в учебном заведении, а на рабочих местах корпораций, в ходе выполнения проектов на современных технологических линиях и под руководством экспертов-практиков. Более того, технологические реформы последних десятилетий привели к радикальной трансформации систем деятельности в производстве традиционных товаров и услуг и возникновению совершенно новых «зон экономического развития».

Однако в высшем образовании РФ до сих пор доминируют традиционные технологии обучения, не позволяющие сформировать у выпускников практическую способность эффективно действовать в быстро меняющемся мире. Современное российское образование до сих пор напоминает устаревшие промышленные методы производства в виде стандартной конвейерной программы обучения.

Следует сказать еще об одной негативной стороне российского образования – это отсутствие стратегического планирования, которое привело к тому, что высшая школа стала жить по законам «маятника», переходя из одного крайнего положения в другое. Только вчера были необходимы тысячи юристов и экономистов, а сегодня вдруг возникла потребность в инженерах. Сложилась парадоксальная ситуация, когда любой экономист среднего уровня из Минобрнауки совершенно однозначно сказал бы о перепроизводстве юристов и экономистов. Очевидно, что у нашего государства нет воли к достижению цели, раз оно допускает такое положение дел в стратегической для себя области. Государственные «всполохи» в приоритетности подготовки гуманитариев или инженеров больше похожи на кампании-заклинания, сменяющие друг друга с завидной быстротой, оставляя высшую школу в состоянии неустойчивого и неопределенного развития.

Почти вся образовательная общественность признается в том, что необходимо проводить кардинальные структурные и содержательные изменения в высшем образовании. Таким образом, состояние высшей школы нашей страны характеризуется явными признаками кризиса, охватившего всю систему и, прежде всего, профессиональную деятельность ее центральной фигуры – преподавателя. В действующей практике российских вузов при осуществлении профессиональной деятельности до сих пор наблюдается доминирование образовательного (в чем-то «учительского») процесса, осуществляемого без системного использования активных методов обучения. При этом многие преподаватели даже не пытаются ставить, а тем более решать актуальные научно-инновационные проблемы. Процесс обучения, осуществляемый этими преподавателями, не стимулирует студентов к занятию научно-исследовательской работой, поскольку важнейшим условием для привлечения внимания обучающихся является высококачественное образование.

Научно-исследовательская работа не только на практике, но даже и в ролевой норме большинства преподавателей представлена второстепенно, в том числе и на выпускающих кафедрах, призванных обеспечить креативную исследовательскую подготовку выпускника вуза. Откровенное пренебрежение научно-исследовательской работой, явное доминирование учебно-образовательной составляющей сильно трансформировало представление о профессиональной деятельности вузовского преподавателя. Безусловно, преподаватель с такими приоритетами и слабой мотивацией повышения своего профессионального уровня не способен воспитать в студенте требуемое интеллектуально-творческое мышление, помочь овладеть современными знаниями, развить у него исследовательскую компетенцию, а значит, не сумеет подготовить компетентного специалиста XXI века.

Данная ситуация сложилась потому, что на рубеже веков в ректорат большинства вузов пришли менеджеры, далекие от правильного понимания научно-образовательного процесса. Вузы подверглись наплыву «варягов» – матерых в интригах людей, прошедших суровую школу администрирования или бизнеса на уровне субъекта Федерации, для которых контингент преподавателей учебного заведения с его мелкими интрижками представляет собой «институт непуганых идиотов». В представлении «варягов» образовательные учреждения являются бизнес-корпорациями.

В настоящее время сложилась ситуация, что при наличии хороших отношений с администрацией субъекта Федерации вполне можно по договоренности получить должность ректора, возможно, с помощью материального стимулирования, не имея при этом ни ученой степени, ни звания. Сегодня зарплата ректора вуза довольно высока, однако при этом нет производственного плана и никто не требует обозначить тенденцию развития вуза и его выполнения, поэтому место считается «теплым».

«Варяги», опираясь на менталитет, сформированный в ином социокультурном пространстве, привнесли в вузовское сообщество свое видение образовательного учреждения, свою культуру. Мы прекрасно понимаем, что некоторые из них пришли с намерениями, далеко отстоящими от развития учебного заведения, их цель – в использовании материальных и интеллектуальных ресурсов университетского сообщества, поскольку это относительно безопасная ниша в плане «честного отъема денег». Эта категория «легионеров», «заслужив» ученые степени и звания, не читает лекций студентам, не пишет учебники, часто занимает высшие управленческие позиции в вузах, определяя их финансовую и кадровую политику. Поэтому можно сколь угодно сидеть на должности ректора, быть «удобным» администрации региона или учредителя, кулуарно договариваться о бесконечном продлении контракта и смотреть на дальнейшую деградацию российского образования. Руководители ведомства, в чьем ведении находятся вузы, основной своей задачей считают финансовую стабильность данных учреждений и поэтому практически не контролируют реализацию реформ в вузе.

Для становления профессионализма преподавателя недостаточно его прошлого производственного опыта либо защищенной диссертации. Нужны годы работы на кафедре, обусловливающие необходимость саморазвития в условиях взаимодействия с представителями своего профессионального сообщества, приобретения психолого-педагогических знаний и опыта. Приходится констатировать, что с конца 20 века происходят негативные изменения качественного профессорско-преподавательского состава кафедр. В российских вузах этот процесс идет в основном в следующих направлениях.

Первое связано с уходом наиболее квалифицированных и работоспособных преподавателей с ученой степенью. Эти люди оказались более востребованными реальным сектором экономики из-за их высокого уровня инновационности и личной креативности и поэтому ушли из вуза по финансовым соображениям.

Второе связано с некоторым омоложением состава кафедр. Но этот процесс в последние два десятилетия происходит своеобразно. Снижение уровня социального статуса преподавателя и престижности его труда привели к тому, что среди выпускников практически отсутствует конкуренция за место на кафедре и в вузах часто остаются «середнячки», т.е. люди с посредственными научными и преподавательскими возможностями и амбициями. Удел такого преподавателя – пересказывать учебники, поскольку он по определению не может продуцировать что-то новое, предлагать собственное видение проблемы.

Кроме того, на преподавательскую работу все в большей степени после окончания вуза идут выпускницы кафедры, в том числе и на кафедрах технических направлений. В результате возникла глобальная проблема – феминизация отечественной высшей школы. Довольно часто наблюдается ситуация, когда на кафедрах, таких как технологические машины и оборудование, холодильные и компрессорные машины и установки, электрооборудование и автоматика судов, доля женщин среди профессорско-преподавательского состава достигает 60% и выше. И ректорату в принципе становится не так важно, что они не имеют практических навыков работы и что 90% студентов мужского пола.

С позиций кафедры как основного структурного подразделения высшей школы сегодня региональные вузы в основном связаны с подготовкой бакалавров, причем 2,5-3 года эта подготовка в основном осуществляется в общем потоке для всех студентов выбранного направления. И лишь последний период обучения в бакалавриате (год-полтора), связанный с освоением дисциплин вариативной части профессионального цикла и выполнением выпускной квалификационной работы, осуществляется на выпускающей кафедре. И в этом главная опасность, которая связана с резким уменьшением объема нагрузки преподавателей профилирующих кафедр, являющихся носителями основных компетенций в рамках реализуемого направления подготовки.

Очень сложной проблемой является привлечение практиков в учебный процесс. Это обусловлено их занятостью и непривлекательностью уровня оплаты труда. Вместе с тем, если и осуществляется привлечение производственников с наличием ученой степени кандидата наук на должность профессора кафедры (на перспективу), то чаще всего это рассматривается практиками как дополнительное хобби, а должность профессора в вузе повышает его статус в глазах работодателя. И нет ничего удивительного в том, что студенты, которых надо учить, являются досадной помехой, мешающей основной работе.

Образовательный процесс в современных условиях

Основными признаками развития современного образования в мире становятся массовизация, интернационализация образования, усиление турбулентности мировой экономики и формирование нового технологического уклада в промышленности и, наконец, цифровая революция. Однако цифровая революция и бум образовательных технологий пока несильно затронули образование в России. Существует реальный риск пропустить технологическую революцию, на этот раз в образовании, и продолжить инвестировать в развитие традиционных образовательных технологий, в то время как основные мировые игроки перейдут на новый технологический уклад.

В настоящее время в большинстве вузов отсутствует понимание того, в каком качестве следует воспринимать современных студентов. Очевидно, что это уже не «сосуды», которые надо наполнить (с этой задачей справился Интернет), но еще не «факелы», потому что большинство из них зажечь не удастся. Сегодня многие говорят об изменениях в современном образовании, о том, что изменились студенты, что классические методы обучения становятся зачастую неэффективными. Вместе с тем обыватели часто предъявляют претензии к вузам, утверждая, что образование не отвечает требованиям современной экономики, пожеланиям работодателей и течению времени. Но изменения сегодня очевидны не только в образовании. Динамика жизни, постоянный рост информации и связанная с этим информационным засорением скорость обновления материалов – многое из этого влияет не только на нашу жизнь, но и на наши мысли.

Современное образование сильно отличается от того, каким оно было в недалеком прошлом, скажем, 30 лет назад. Тогда не было информационных технологий, по крайней мере в таком доступном и простом виде; не было потока информации, еще можно было получить образование и потом не актуализировать его хотя бы в течение 5 лет. Сейчас знания устаревают так быстро, что иногда кажется, что то, чему учили в начале семестра, к концу семестра уже опять устарело.

Начнем со связи между ценностью и доступностью информации. 30 лет назад в стенах вуза были сосредоточены такие знания, которые больше нигде нельзя было получить. Преподаватель должен был проработать огромное количество источников в виде книг и журналов и все это в доступной форме изложить в лекции. Сегодня большинство этих действий автоматизировано. И если раньше пойти на лекцию означало записать то, поиск чего занимал много дней, то сейчас это означает записать то, что в Интернете можно найти за 5-10 минут. Преподаватели часто сетуют, что студенты не ходят на лекции. Причина кроется как раз в изменении связи между ценностью и доступностью информации. Сегодня студентам уже трудно понять, почему обучение так сильно зависит от физического места, от стен учебного заведения. И почему их работа в Интернете, их самостоятельная работа не может быть учтена так же, как и очная. При этом студенты не хотят быть пассивными слушателями, сидеть и записывать, потом учить и сдавать экзамены, хотя в традиционном учебном процессе их не спрашивают, нравится им что-то или нет.

Безусловно, уровень образования в конкретном вузе зависит от уровня знаний поступивших абитуриентов. Сегодня очень распространено явление, когда в составе практически любой учебной группы есть студенты с различными уровнями развития, личностными свойствами обучаемости и степенью подготовленности. Из личного опыта известно, что в группе из 20 человек профессионально учатся 2-3 человека.

К сожалению, до настоящего времени в сфере учебной деятельности главная фигура – студент-троечник или даже двоечник, особенно если он учится на коммерческой основе. Главная опасность кроется в том, что решение сиюминутных задач поддержания финансового благополучия вуза за счет сохранения контингента любой ценой является очень недальновидной политикой. Однако это осознано только лучшими, преимущественно столичными, вузами, ведущими реальную и успешную борьбу за улучшение состава своих студентов. Справедливости ради следует сказать, что этим вузам бороться несколько легче, поскольку они получают бюджетное финансирование в объемах, о которых региональные вузы и мечтать не могут.

Но необходимо перевернуть эту схему. Безусловно, главной фигурой должен стать студент-отличник. Под него должны быть учебные курсы, организация практик, трудоустройство и отслеживание его карьерного роста, организация работы с ним как со специалистом. Отличники – это носители всего лучшего, что дает университет. Для сильного студента должен быть отобран и сильный преподаватель.

Итак, наши приоритеты – сильный студент и высокопрофессиональный преподаватель.

Рынок международных образовательных услуг предъявляет новые требования, и связаны они прежде всего с отказом от поточной системы, с развитием самонаправляемого обучения, основанного на современных принципах когнитивной науки и на естественном стремлении к обучению. Изменения, которые должны произойти в образовании, относятся к методике преподавания, а особенно к разным формам самостоятельной работы. Нужны принципиально новые типы работ, ориентированные на совместное созидание и творчество, на использование возможностей Интернета для формирования навыков анализа, синтеза и создания нового. Основной тренд современности – необходимо создавать условия и переходить на индивидуальную образовательную программную траекторию. Стоит подумать и о работах, которые одновременно затрагивают несколько дисциплин в течение учебного семестра или года; они эффективно будут готовить студента к современной жизни, где многопрофильность и многозадачность становятся нормой.

Студент как ключевая фигура современного образования

Стиль жизни молодежи изменился кардинально, процветает индустрия развлечений, которая вносит свою роль в и без того переполненное информационное пространство. И в этих условиях нам нужно обучать молодых людей, т.е. сделать так, чтобы, придя в учебное заведение, они не просто провели там несколько лет, а усвоили и начали применять новое и актуальное.

Ситуация на занятиях стала существенно отличаться от той, в которой воспитывались нынешние преподаватели старшего и среднего поколения. Информационная эпоха приводит к неуклонному и быстрому распространению знаний, что в значительной мере сказывается на учебном процессе и содержании образования. Не удивительно, что у сегодняшнего студента нет особого уважения к преподавателю, которое возникало прежде из-за различия статусов его и преподавателя. К сожалению, сложившейся менталитет основной части современного студенчества, особенно начальных курсов обучения, не признает авторитета, не подкрепленного экономическими достижениями.

Современные студенты с самого детства воспитывались в рамках так называемой «экранной» культуры и приобрели иные возможности для восприятия информации, во многом существенно отличающиеся от тех, которыми располагают и продолжают пользоваться преподаватели в своей работе. Во-первых, это превалирование – особенно у молодого и подрастающего поколения – визуального образа над печатным или устным словом. Именно визуальный канал начинает играть определяющую роль в формировании системы знаний и представлений. Происходит визуализация информационного потока – любое сообщение обязательно сопровождается картинкой, причем все чаще роль текста низводится до всего лишь подписи-пояснения. Свойством реальности наделено лишь то, что постигается посредством зрительного представления, которое ни при каких обстоятельствах не может быть рациональным. В настоящее время в сознании молодого человека мир чувственно-зрелищный явно начинает превалировать над миром умозрительных образов, умопостигаемых смыслов.

Преподаватель, объясняя тему, описывает тот или иной объект словесно, приглашает студентов его представить и совместно достроить в своем внутреннем мире. Но продвинутые студенты тут же начинают искать готовую картинку. Казалось бы, преподаватель достиг цели, но у него есть и опасения, поскольку он знает, что определенный дефицит изобразительности играет для развивающегося ума роль очищающего поста, развивает фантазию и, в конечном счете, творческие способности личности. А разбалованное ярким зрительным образом сознание современного студента попросту отключает воображение, вместе с ним секвестру подвергается и креативность как таковая.

Речь идет о характерных для сегодняшних студентов трудностях: неспособности концентрироваться, мыслить логически, уметь оперировать абстрактными терминами; отсутствии развитых читательских навыков и ряде других, обусловленных привычкой восприятия мозаичного, красочно оформленного потока бессистемной информации.

Для эффективной организации учебного процесса преподаватели вуза должны хорошо осознавать характерные особенности современных студентов. Подавляющее большинство нынешних студентов равнодушны к учебе, недисциплинированны, недостаточно времени проводят за учебниками, скучают в процессе обучения, инертны, часто опаздывают на занятия, плохо знакомы с правилами общественного поведения, ориентированы на развлечения, желая получать хорошие оценки при минимуме усилий, эмоционально зажаты, инфантильны, их трудно расшевелить и увлечь.

Следовательно, учитывая запросы нынешних студентов, необходимо пересмотреть методы и содержание высшего образования, изменить саму атмосферу учебы с тем, чтобы повысить эффективность обучения, как можно больше содействовать успеху воспитанников. Например, с самого начала установить четкие требования и постоянно о них напоминать; быть последовательным; обозначить все цели обучения, разработать осмысленные цели и мероприятия по развитию личностных и гражданских качеств студентов; подчеркивать роль научного метода в процессе познания, перейти к образовательной парадигме, ориентированной на познание; использовать активные и творческие методы обучения; повышать уровень преподавания; объяснять необходимость изучения предмета его практической применимостью.

С высокой долей вероятности можно предположить, что за период обучения процент студентов с положительной внутренней мотивацией понизится, в том числе и из-за недостатка внимания со стороны преподавателей. Кроме того, влияет общая ситуация в стране, где для назначения на должность, в том числе и высокую, порой требуются только наличие диплома и протекция, при этом компетентность часто не имеет никакого значения.

Таким образом, система высшего образования должна обеспечивать текущие и перспективные кадровые потребности страны, гарантировать ее интеллектуальную независимость во всех сегментах общественного производства и жизни общества в целом. Однако тенденции развития высшего образования России не соответствуют намеченным темпам социально-экономического развития страны. Следовательно, развитие системы высшего образования необходимо вывести в разряд первостепенных национальных задач, а перед образовательным сообществом надо поставить четкие цели, наполненные конкретным, а не расплывчатым тезисом «подготовка специалиста будущего». При этом подготовка должна строиться в зоне «ближайшего развития», т.е. идти на шаг впереди существующих на сегодня требований, ориентируясь на перспективу. Не имея стратегии развития, четких целевых установок, высшая школа не сможет содержательно и эффективно работать, она вынуждена будет вести подготовку по наитию или формально копировать опыт других стран, что мы сейчас и наблюдаем.

Игорь КИМ, заместитель первого проректора по научной работе ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз», газета «Fishnews Дайджест»