О чем заставляет задуматься судьба человека шолохов. М.шолохов

Давно в юности я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", но и по сей день это небольшое произведение не оставляет равнодушным. Оно очень понятно, вызывает массу чувств, эмоций, заставляет задуматься о жизни, о предназначении в трудные часы твоей жизни и жизни твоей Родины. И хотя ты живешь сейчас в мирное время. поведение, поступки главного героя шолоховского рассказа могут быть той путеводной звездой, которая поможет тебе найти верный путь в современной жизни.
Главный герой произведения - обычный русский мужик, шофер, Андрей Соколов. Началась война, и уже на третий день его отправили на фронт. Через некоторое время он попал в плен, несколько раз пытался бежать, последний раз ему это удалось. вся его семья погибла, не осталось никого. И тут он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Его отец погиб на фронте, а мать - во время бомбежки. Андрей был настолько поражен трагической судьбой мальчика, что усыновил его, сказав, что он его отец.

И поэтому так мучительно и скорбно рассказывает о Ванюшке приемный отец: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: « Погиб на фронте»- «А мама?»- «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».-« А откуда вы ехали?»-«Не знаю, не помню…»-«И никого у тебя тут родных нету?»- «Никого».- «Где же ты ночуешь?»- «А где придется».


Благодаря этому рассказу я многое поняла. У меня появился интерес к военной прозе. И я бы посоветовала каждому неравнодушному человеку прочитать это невообразимо чуткое и печальное произведение. Давно в юности я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", но и по сей день это небольшое произведение не оставляет равнодушным. Оно очень понятно, вызывает массу чувств, эмоций, заставляет задуматься о жизни, о предназначении в трудные часы твоей жизни и жизни твоей Родины. И хотя ты живешь сейчас в мирное время поведение, поступки главного героя шолоховского рассказа могут быть той путеводной звездой, которая поможет тебе найти верный путь в современной жизни.

Главный герой произведения - обычный русский мужик, шофер, Андрей Соколов. Началась война, и уже на третий день его отправили на фронт. Через некоторое время он попал в плен, несколько раз пытался бежать, последний раз ему это удалось. вся его семья погибла, не осталось никого. И тут он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Его отец погиб на фронте, а мать - во время бомбежки. Андрей был настолько поражен трагической судьбой мальчика, что усыновил его, сказав, что он его отец.
Это лишь краткий пересказ произведения, здесь невозможно передать словами все чувства и эмоции, которые переживаешь во время чтения, Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, -« высокий сутуловатый мужчина»- и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. И снова потом они уйдут вдаль « два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы». Звучит голос автора - слушателя, но невозможно вместе с ним просто слушать повествование о чужом горе, сердце рвется на части, слезы выступают… Особенно поражают глаза Андрея Соколова, они даны, как в кино, крупным планом, и становится трудно дышать. А затем звучит его голос, pассказ о невосполнимых утратах. Во время исповеди герой часто замолкает, не в силах продолжать дальше, и ты. внимающий его, тоже не в силах продолжать… Ты чутко вслушиваешься в рассказ героя о том, как в чужой земле похоронил он «последнюю свою радость и надежду»- сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве… Как нашел в донской станице Ванюшку, и что чувствует он: «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно …закаменело от горя…» И чувствуешь надежду и веру. А чего стоит одна лишь сцена прощания Андрея с женой. Он разозлился, оттолкнул ее, о чем потом жалел всю жизнь. Это помогает глубже понять все душевные переживания героя, а таких сцен в рассказе очень много, что делает его таким ярким, душевным, неповторимым.
В рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий в полной мере всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

Светлые, как небушко, глаза, розовые холодные ручонки, трогательная доверчивость и удивительно- радостный голосок его: « Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и вовсе не замерзаю, а руки холодные- снежки катал потому что». И понимаешь, что нет более непрощаемого преступления, чем преступление перед ребенком.

И поэтому так мучительно и скорбно рассказывает о Ванюшке приемный отец: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: « Погиб на фронте»- «А мама?»- «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».-« А откуда вы ехали?»-«Не знаю, не помню…»-«И никого у тебя тут родных нету?»- «Никого».- «Где же ты ночуешь?»- «А где придется»

Этот детский вздох, это сиротство тяжелой гирей ложится на сердце. И только поражаешься той огромной силе добра, которая вновь открывается перед тобой в Андрее Соколове.Он вернул мальчику радость, закрыл его от боли, страданий, скорби.

Читаешь рассказ Шолохова и словно видишь, как встает перед тобой человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике - живое воплощение памяти войны: человеческого горя, страданий, одиночества. За ними разрушенный дом, проволока концлагеря, тени погибших: самых близких, родных и товарищей.

«Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»

И это звучит как проклятие войне, как обращение к прошлому в назидание всему человечеству, подумать над тем, что может принести война.

На протяжении всего рассказа открываешь все новые и новые черты характера Андрея Соколова, видишь разные стороны его жизни: семейную, солдатскую, фронтовую, видишь его в отношениях с товарищами, в плену,

Первая часть рассказа вместила всю его историю довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. Она предельно скупа на подробности. В ней Андрей Соколов - любящий муж и отец. В его рассказе о жене он ищет слова, которые бы передали все то красивое, доброе, что было в ней, его жене. В них мучительное чувство любви, верности на всю жизнь: « Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет».

Эта невольно прорвавшаяся клятва в вечной верности и памяти открывает не только силу чувств, но и характеризует самого человека. Преклоняешься перед ним, перед его вечной любви - памяти к погибшей жене и детям!

Заканчивается первая часть сценой прощания перед отправкой на фронт Андрея, в которой его жена в беспамятстве отчаяния проговорила, что не увидятся они больше на этом свете. Муж оттолкнул жену в сердцах, но именно этот поступок не может он себя простить и не простит всю оставшуюся жизнь.

Образ Андрея Соколова - это одновременно образ и одного человека, и всех русских солдат. Название "Судьба человека" не случаен, в нём можно разглядеть нелегкую судьбу каждого человека, жившего в то непростое время...
Начало второй части рассказа повторяет мотив бесконечно дорогой утраты и рассказывает о войне, о плене, бегстве из плена, госпитале и получении известия о гибели семьи.

Перед нами открывается то скрытое на первый взгляд: неиссякаемый источник жизненной стойкости и силы: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»- и в этих гордых и мужественных словах видишь сущность характера Андрея Соколова. Вроде и не совершал особенных подвигов солдат на фронте; «два раза был ранен, но оба раза по легкости», но сцены плена говорят о его мужестве, человеческой гордости, достоинстве. Он решительно вмешивается в драму, разыгравшуюся перед его глазами, когда « мордатый парень» грозит выдать фашистам своего командира взвода и который руководствуется следующим принципом: «Своя рубашка ближе к телу». Такой человек противен, ненавистен Соколову: «Меня озноб колотит от такой подлючести». « Он хуже чужого, предатель», и ночью Андрей «кончил» его. Поражает в Андрее Соколове незыблемая сила его верований и убеждений, его верность, жизнелюбие: бежал из плена, поймали, травили собаками, били, месяц отсидел в карцере, но остался живой, Только вера давала силы и надежду: «А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Иришкой, и с детишками разговаривал, подбадривап их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я - крепкий, я выдюжу, и опять будем все вместе».

Сцена с комендантом лагеря Мюллером - еще одно испытание на выносливость, стойкость, мужество солдата. «Лагерфюрер» Мюллер решил и в последний, предсмертный час унизить посмевшего сказать «вольное» слово русского солдата. « Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия», - предлагает он. И в ослабевшем, беззащитном солдате, приготовившемся к смерти, заговорили отвага и стойкость. Это и спасает Андрея Соколова. Трижды, стакан за стаканом, пьет он за свою « погибель»: «Выпил первый стакан не закусывая, второй, а закуску не трогаю, на отвагу бью, третий: откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, доказать, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались» И заговорило благодушие, которое проявилось во враге в час ликования и победы: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат, и уважаю достойных противников, Стрелять я тебя не буду»

А вот и третья часть рассказа, где предстает истинное величие человека.

Сначала звучат безнадежность и отчаяние: « Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то оборвалось…» Появление в его жизни Ванюшки становится блеснувшей надеждой и обретенной радостью. И хочется верить, что все будет хорошо у полюбившихся героев.

Рассказ Шолохова, снятый по нему кинофильм с исполнителем главной роли С. Бондарчуком, с триумфальным успехом обошли многие страны Оба эти произведения в полной мере дополняют друг друга. Мое желание заключается в следующем: пусть эта книга будет всегда на столе у нашего молодого поколения, чтобы помнили о силе духа, о высоких моральных качествах старшего поколения, и оно являлось бы для них примером.

Благодаря этому рассказу я многое поняла. У меня появился интерес к военной прозе. И я бы посоветовала каждому неравнодушному человеку прочитать это невообразимо чуткое и печальное произведение.

Судьба человека

О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова "СЧ", в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна мук, "горюшка", которого ему "пришлось хлебнуть по самые ноздри и выше".

Читаешь рассказ, и кажется, будто прямо в душу тебе глядят опустошённые, как бы "присыпанные пеплом глаза Андрея, которые были наполнены такой неизбывной, смертной тоской". Но оказывается, что эти глаза, видевшие муки и гибель, видевшие чудовищно изощрённого в своём стремлении убить в людях всё человеческое врага, на каждом шагу видевшие в глаза смерть, - не утратили способности видеть и чутко воспринимать всё чистое, прекрасное в природе, в окружающей жизни. Сердце Соколова исполнено доброты к живому, к людям. Его потрясла судьба маленького человека - Ванюшки, в чём-то схожая с его собственной печальной судьбой. Много страданий выпало на долю Андрея Соколова: "Куда меня только не гоняли за 2 года плена! Половину Германии объехал за это время, и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области был, на шахте уголёк откалывал, и в Баварии на земляных работах горб наживалЕ" Но каторжный труд зверства фашистов не сломили его, не убили в нём чувства долга, любовь к родной земле. Своими руками задушил А. Соколов предателя, грозившего своему взводному выдать его немцам. Стойко перенёс Соколов все муки концлагеря. Кто-то донёс начальству "горькие слова" Андрея о тяжести каторжного труда. И вот его привели к коменданту. Андрей понимает, что вот сейчас, может быть через несколько минут, его убьют, но он не испугался, не стал умолять о пощаде, а наоборот. "Захотелось мне им, проклятым, показать, чтоЕ у меня есть своё русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались".

Необыкновенное мужество и достоинство, с которым Соколов вёл себя, вызвали уважение даже у фашиста, который благосклонно подарил Андрею жизнь, маленькую буханку хлеба и ещё более маленький кусок сала. Андрей Соколов понимал, что только поддержка товарищей помогла ему выжить, и, вернувшись в барак, Андрей делит добытый хлеб со всеми поровну.

С первых минут плена Соколова не покидала мысль о побеге. Первый раз побег не удался, но во второй раз Андрей не только сам вырвался из плена, но и привёз с собой "немца, инженера в чине майора армии" с очень важными документами. Поправившись в госпитале, Андрей возвращается домой, но здесь новое тяжёлое горе сваливается на его плечи: гибель жены и дочерей. Соколов снова возвращается а фронт и там узнаёт о геройской гибели сына, который оставался последней радостью и опорой в его жизни.

Встреча с Ванюшей сыграла большую роль в жизни А. Соколова. Этот мальчик-сирота, со "светлыми, как небушко, глазами", оживил его душу. Всю свою отцовскую любовь, всю теплоту своего сердца Андрей отдаёт этому мальчугану. Встреча этих двух людей, всё потерявших в годы войны, помогает им обоим "выдюжить".

Написано много произведений, но, на мой взгляд, ни в одной книге так не отражена сила духа советского человека, как в рассказе М. Шолохова "СЧ".

Сколько их, известных и безымянных героев, о которых уже написаны или только ещё пишутся книги и стихи. Мы всегда останемся в неоплатном долгу перед людьми. Защитившими мир от фашизма, перед солдатами, их матерями и вдовами. Они всегда жили и будут жить в памяти народа, всегда будут примером для нас, молодых. Именно к нам обращены слова "Реквиема" Р. Рождественского:

Не плачьте!

В горле сдержите стоны.

Памяти павших

Будьте достойны,

Вечно достойны.

Cочинение «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»(по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») В конце 1956 года М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невосполнимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей Родины. В рассказе поднята проблема психологии русского солдата - человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же, как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все тяготы военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдание Соколова - это не эпизод, связанный с судьбой одного человека. Это судьба России. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека» Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова, в основном, не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз находил в себе мужество и, несмотря ни на что, до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление человеческого в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты. Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье… Суровая судьба не оставила солдату даже пристанище на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…». Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог озлобиться, ожесточиться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил Ваню именно потому, что сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил главное - свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить, трудиться. Андрей Соколов естественно следует «золотому правилу» нравственности: не делай больно другому. Он добр, доверчив к людям. Нравственные связи с людьми не смогли оборвать никакие жизненные перипетии. И еще на одну интересную черту характера героя обращает наше внимание писатель. Соколов, прежде всего, думает о собственных обязанностях перед людьми. Когда однажды Шолохова спросили, можно ли «Судьбу человека » считать полемикой с рассказом Э. Хемингуэя «Старик и море», он ответил утвердительно. Но полемичность рассказа гораздо шире. Здесь - полемика со всеми, кто изображает «маленького человека », лишенного больших жизненных устремлений и человеческих радостей, обреченного, не понимающего смысла тех событий, в которых участвует или от которых бежит. Герой Шолохова знает свое место в жизни и строит ее своими руками. Жизнеутверждающее искусство, народность и великий гуманизм Шолохова раскрылись в этом рассказе с неувядающей силой. Нравственная сила главного героя и высочайшее мастерство художника, сумевшего в небольшом рассказе с потрясающей силой обрисовать трагическую историю жизни обычного человека, покорили весь мир.

Шолохов «Донские рассказы»

Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.

Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая «растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. Одним из проявлений его правдивости явился сборник рассказов «Донские рассказы».

В них Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В «Донских рассказах» меня привлекла реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. В его рассказах нет излишних романтических красот. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали захлёбываясь красивыми словами». Ну а как же красота изложения? У Шолохова, что замечательно, красота в простате, народности языка.

Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни, о современной жизни. По моему мнению смысл рассказов в том, что люди, чтобы доказать свою преданность своим идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын – отца.

В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата, расправляется с отцом-белогвардейцем. Ещё мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нём отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.

В этом понимании рассказы довольно современны, единственное, что идеологическую ненависть заменяют деньги. Ради денег в наше время могут «и отца убить, и мать продать».

Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют: не задумываясь, по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребёнка, спасают детей от банд. Но наряду с хорошими поступками, так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твоё сердце. Почему же Шолохов не мог добавить немного «улыбки» и счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел нас, читателей, хоть немного приблизить к реальности войны, когда нет ни единого счастливого человека.

Что же даёт мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я постараюсь читать и перечитывать Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости. Пусть автора обвиняют в том, что перестал писать в последние годы. О чём ему было писать? О победах развитого социализма? Он же прекрасно видел, что происходит. Да, писатель работал над романом «Они сражались за Родину». Один из главных героев генерал Стрельцов был списан с репрессированного, а Шолохов хорошо понимал, что в его время всю правду о репрессиях опубликовать не удастся.

Михаил Александрович Шолохов – первая величина в нашей послеоктябрьской литературе.

Героическое и трагическое в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М.А. Шолохова)Война как трагедия народа в русской литературе XX векаВеликая Отечественная война закончилась 55 лет назад, но память о ней жива и будет жить вечно, потому что именно в этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм и патриотизм. Наш народ сломил хребет фашистскому зверю, под ноги которого покорна легла Европа. Да, мы победили, но слишком дорого досталась эта победа. Война стала не только триумфом народа, но его величайшей трагедией. Она оставила разрушенные города, вымершие деревни. Она принесла смерть целому поколению молодых, здоровых, талантливых людей. Уничтожен был цвет нации. Сколько их, великих защитников родины, погибло в воздушных боях, сгорело в танках, убито в пехоте?! И героическое, и трагическое в войне ясно увидел М. А. Шолохов и запечатлел в рассказе «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невозместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины. В рассказе поднята проблема психологии русского солдата - человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два года плена. После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при этом почти не кормили и заставляли много работать. И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты. Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни любовь, счастье… Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться, ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. И вновь жизнь обретает высокие человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки человека. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям. Я считаю, что в «Судьбе человека» звучит обращение ко всему миру. К каждому человеку. Остановись на минуту. Подумай над тем, что несет война, что может она принести. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. Две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единое целое. Страдания и подвиги Соколова - это не эпизод, связанный с судьбой одного человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл рассказа «Судьба человека». Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том, каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

Знакомясь с творчеством Михаила Шолохова, я могу с уверенность сказать, что этот человек писал от души, писал о том, что так сильно наболело у него на сердце, о переменах и о новой жизни. И мне кажется, что наиболее ярко, полно и красочно эта тематика прослеживается в его "Донских рассказах". Я всегда был уверен и не разубеждал, что даже самый маленький рассказчик может заключать в себе огромный смысл, волнения и трепет автора. "Донские рассказы" не стали исключением. И здесь я нашел о, что и ожидал увидеть, а именно, настоящую жизнь, реальность и взволнованный голос автора. Написание рассказов совпало с тяжелым для нашей родины революционными и послереволюционными годами. И поэтому вполне очевидно, что Шолохов, насмотревшись крови, боли и страданий русского человека, будет стараться как можно реалистичней и красочней нарисовать ту ужасную картину, пожалуй, самое страшное, что только может быть, когда братья славяне убивают друг друга. Когда отец и сын могут оказаться по разные стороны "баррикад". И позицию автора я полностью разделяю и вместе с ним считаю, что этого не должно быть. Вот почему " Донские рассказы" для меня были наиболее интересны, потому что взволнованный голос автора слышится нам на протяжении многих страниц его рассказов.

Из всего многообразия Шолоховских рассказов я остановил свое внимание на "Мягкотелый". Написан он был в 1927 году, в послевоенные годы, в период установления новой власти. И здесь мы не найдем кровавых сражений и сцен, но я нашел ту тему, с которой у автора связаны наиболее страшные переживания. Это тема взаимоотношений между родными людьми. Действие здесь уже происходит в годы после гражданской войны, когда, казалось бы, жизнь по нему стала налаживаться, новая власть, новые мышления народа. Но все еще действовал такой орган как ГПУ, который занимался розыском людей, которые, как считало государство, были вредны для общества, то есть, люди, служившие на стороне белых.

Главный герой – Игнат Ушаков, как раз один из членов этого органа. Человек, который верен новый власти и свято верит "новое" будущее, для достижения которого и честно, и добросовестно выполнял свою работу. И автор ставит его в сложнейшую ситуацию: выбор между преданностью Родине и верностью своим родственниками. Смысл рассказа, всю остроту и напряженность событий, всю сложность взаимоотношений Шолохов раскрывает встречей и дальнейшими диалогом Игнат со своим двоюродным братом Владимиром. Даже мастерство автора буквально захватывает: Игнат узнает о том, что его брат служил в контрразведке у белых. И перед ним возникает сложнейший психологический вопрос и выбор. По роду свое деятельности он обязан сдать его, но, с другой стороны, этот человек его кровный родственник… и Игнат сделал свой выбор:

Вот что, Владимир… Я решил умолчать

Спасибо…

Надеюсь, этим исчерпан наш разговор?

Спасибо, Игнаша!.. Я знал, что ты не станешь Иудой….

Это тишь кульминация их диалога. Игнат все таки отдал дань родственным связям и не стал докладывать о Владимире…

Мне кажется, что позиция Шолохова здесь так же неоднозначна, как и сам выбор. С одной стороны, он осуждает Игната, называет его «мягкотелым» (откуда и название рассказа), но, с другой стороны, он чем-то оправдывает своего героя. И по взволнованный голос не может определиться, кто прав, кто а виноват. И мне кажется, Шолохов оставил Ушаков на обсуждение читателя. Ведь концовка рассказа остается открытой.

Что касается меня, то я полностью поддерживаю Ушакова. На его месте я поступил бы точно так же, я считаю главное – это семья, ведь именно семья всегда и в любой ситуации тебя поддержит, может и направит на путь истины, чего не всегда можно ждать от нашей власти…

"Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека

Имя М.А.Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Проникновенность таково определение таланта Шолохова, умений. Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством коллективной спайки. Рассказ состоит из трех частей: авторской экспозиции, повествования героя и авторской концовки. В экспозиции автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, "словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской". Он вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он "сгорбился", положил на колени большие, темные руки. Все это заставляет нас почувствовать, что мы узнаем о трудной, а может быть, и о трагической судьбе. И действительно, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он - ровесник века. С детства узнал, почем "фунт лиха", в гражданскую войну сражался против врагов Советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работал плотником слесарем, шофером, создал любимую семью. Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. С начала войны, с первых ее месяцев он был дважды ранен, контужен, и наконец, самое страшное попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывал Соколов ужасы фашистского плена. При этом он умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказила" человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь. "И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина". Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм", - писала одна английская газета о фильме "Судьба человека", а значит и о самом рассказ.

Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.

Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.

Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «… наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость. Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром. Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер. Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба. После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика.

Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку», а потом «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова.

В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме. Ирина была «смирная, веселая, угодливая и умница». Андрей очень хорошо о ней отзывается: «Хорошая попалась мне девка!»

В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну. Ему было хорошо на природе. Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, «с тяжелой грустью» смотрел он на уходящих людей. В конце рассказа по щеке его бежит «жгучая и скупая мужская слеза».

М.Шолохов - признанный мастер эпоса. В романе «Тихий Дон» ему удалось воссоздать масштабные картины одного из самых сложных периодов в истории России.

Не меньшими достоинствами обладает и небольшое по объему, но очень емкое по содержанию произведение «Судьба человека». Анализ рассказа помогает определить идейный замысел автора и причину его большой популярности у читателя.

В центре внимания писателя-фронтовика - полная страданий жизнь обычного русского человека, пережившего гибель всей своей семьи и разрушение родного дома, самые опасные военные сражения и фашистский плен, ледянящее душу одиночество и отчаяние. Пройдя через все испытания, он сумел выстоять и взять на себя заботу о ребенке-сироте.

Памятная встреча в 1946 году

Анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» правильнее будет начать с истории его создания. Спустя год после окончания войны жизнь свела писателя с незнакомым ему водителем, бывшим фронтовиком. Это случилось во время охоты у хутора Моховского. Во время привала к Шолохову подошли немолодой мужчина и мальчик - они направлялись к переправе на реке Еланке. Во время завязавшегося разговора путник (он так и не назвал своего имени) поведал невеселую историю своей жизни.

Последующий анализ рассказа, судьба человека, многое пережившего, произвели на писателя огромное впечатление. Он сразу решил написать о новом знакомом, но все откладывал задуманное. Непосредственным поводом послужило перечитывание зарубежных произведений о людях слабых и беспомощных. Тут-то и возникла мысль противопоставить им своего героя, а вместе с ней определилась и идея будущего рассказа. В результате за 8 дней было создано одно из лучших произведений не только о войне, но и о величии простого русского труженика и воина.

Композиция рассказа «Судьба человека»

Краткий анализ построения произведения уже определяет его суть. После небольшой экспозиции, содержащей описание весны и символизирующей возрождение жизни, приводится история знакомства героя-повествователя с Андреем Соколовым. Далее используется довольно распространенный в литературе прием - «рассказ в рассказе». Простая, неторопливая, порой сбивчивая - трудно вспоминать прошлое - речь героя характеризует его лучше всяких описательных оборотов. Повествователь по ходу лишь отмечает важные детали в его внешности, в первую очередь, «словно присыпанные пеплом» и полные «неизбывной смертной тоски» глаза. Они красноречиво говорят о том, насколько трудна была судьба человека.

Анализ рассказа: от мирной жизни к войне

У Соколова многое складывалось так же, как у большинства русских людей: гражданская война и потеря близких, работа сначала на кулаков, затем, после переезда в город, смена нескольких специальностей, пока не выучился на шофера. Наконец, женитьба на хорошей девушке, дети, свой дом и налаженный быт.

Все это рухнуло в один момент: началась война, и Андрей отправился на фронт. С болью вспоминал он прощание с семьей, как оказалось, последнее. А дальше - передовая.

В условиях войны по-разному складывается - и это подчеркивает своим рассказом Шолохов - судьба человека. позволяет понять, что ни на минуту не задумывался герой о собственной жизни, если речь шла о спасении других. Подобных эпизодов было немало. Это и готовность прорываться сквозь огонь противника на передний край батареи, нуждающейся в боеприпасах. И первое убийство человека (что особенно страшно - своего!) в церкви, когда узнал о готовящемся предательстве. И готовность в плену, под дулом, защищать умирающих товарищей. Эти поступки характеризуют Соколова как человека справедливого, стойкого, мужественного: далеко не каждый способен жертвовать собой ради других.

Противостояние Мюллеру

Анализ произведения «Судьба человека» и в особенности сцены допроса показывает духовное превосходство русского пленного над немецкими офицерами. Необычайную смелость и благородство проявил в отношениях с известным своей жестокостью Мюллером герой. Нежелание выпить за успехи Германии и непоколебимая вера в победу своего народа, готовность спокойно принять расстрел и стакан шнапса за свою смерть, а также отказ от хлеба и сала голодного, истерзанного человека - эти качества вызвали уважение даже у фашистов. Все время разговора Соколов стоял перед ними с поднятой головой, не сломленный и отказавшийся признать их силу. Подаренная Мюллером русскому Ивану - «Ты храбрый солдат. Я … уважаю достойных противников» - жизнь стала нравственной победой последнего. А полученные хлеб и сало были поровну поделены между всеми пленными. Так анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» помогает понять, кому по-настоящему обязана страна победой в этой страшной войне.

Освобождение из плена и новые удары судьбы

Подвигом Соколова стал и его побег. Даже в этот момент он думал о том, какую пользу может принести родине. Под двусторонним обстрелом - сзади немцы, впереди свои - он вывез связанного немецкого офицера, за что заслужил возможность подлечиться в госпитале.

А дальше - новый удар: сначала новость о гибели жены и дочерей, затем смерть сына в последний день войны. Насколько может быть К такому вопросу подводит повествователя и читателей анализ произведения. Судьба человека словно нарочно подбрасывает ему одно за другим испытания, и каждое последующее оказывается страшнее предыдущего. Только по-настоящему сильной личности дано все их достойно пережить и выстоять. Главное - найти источник спасения, каким для Андрея Соколова становится маленький Ваня.

Возвращение к жизни

Как несправедливо устроена жизнь - такая мысль возникает в связи с описанными событиями. Вероятно, думал об этом и Шолохов.

Судьба человека - анализ произведения это подтверждает - часто зависит от обстоятельств. Главный герой, пришедший с войны победителем-освободителем, оказывается бессилен перед постигшей его потерей: ни дома, ни семьи, ни веры в дальнейшую благополучную жизнь. И вдруг встреча с сиротой, которая спасла их обоих. Одному она подарила отеческую заботу, другому - веру в то, что все уготованные ему испытания были не напрасны. И вновь человек находит в себе силы жить, чтобы дарить тепло, радость и счастье другому. Словно проверила на прочность, а потом подарила свою милость судьба человека.

Анализ рассказа-исповеди Андрея Соколова заставляет в очередной раз задуматься о том, насколько беспредельны могут быть душевное богатство, внутренняя сила и

Значение рассказа

Публикация нового произведения М.Шолохова на рубеже 1956-57 годов стала настоящей сенсацией в литературе. Заслуга автора в том, что он на нескольких страницах сумел рассказать о непростом процессе возмужания и становления личности героя - типичного представителя русского народа. Через многое пришлось пройти Соколову, но он сумел сохранить в себе лучшие качества: человеколюбие, патриотизм, национальное достоинство.

Немаловажным был и тот факт, что в произведении автор впервые затронул вопрос о положении русских солдат в плену. Судьба человека, анализ рассказа главного героя буквально взбудоражили народ: Е.Пирмитин, посетивший в то время писателя, отмечал, что Шолохова завалили письмами благодарные читатели.

Интерес к рассказу не пропал и в наше время, а это есть лучшее признание заслуг автора.

кто сколько сможет (очень поможите) это внутренный экзамен по литетаруте 1. В чем трагизм любви Желткова, героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет»?
2. Докажите, что для героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет» любовь является высшей ценностью мира.
3. Покажите богатство духовного мира героини повести Куприна «Олеся».
4. Докажите, приведя примеры из произведений Куприна, что его любимый герой – молодой человек, мягкий, интеллигентный, совестливый, горячо сочувствующий «меньшому брату» и одновременно безвольный, трагически подчиняющийся силе среды и обстоятельств.
5. Почему эпоху поэтов начала 20 века характеризуют как «серебряный век» русской поэзии? В чём его принципиальные отличия от «золотого века»?
6. Какие три совета дает юному поэту лирический герой стихотворения В.Я. Брюсова «Юному поэту»? Согласны ли вы с его позицией? Каким, на ваш взгляд, должен быть истинный поэт? Прочтите стихотворение наизусть.
7. Расскажите, что вы знаете о Брюсове – переводчике. Назовите его основные переводы. С каких языков они осуществлены?
8. Как в лирике Бальмонта проявляется интерес к древнеславянскому фольклору? Какие образы возникают? Проанализируйте стихотворения «Злые чары» и «Жар-птица».
9. Какую картину Бальмонт рисует в стихотворении «Первая любовь»? Расскажите о своём восприятии этого стихотворения.
10. Охарактеризуйте творчество раннего Маяковского. Каковы его основные специфические особенности? Прочтите одно стихотворение этого периода наизусть.
11. «Свобода – самое прекрасное в жизни, ради неё человек должен быть готов пожертвовать всем, даже жизнью». Подтвердите слова Горького примерами из его рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
12. Докажите, что даже безумный, но неординарный шаг, по мнению Горького, останется в памяти людей. Приведите примеры из «Песни о Соколе», «Песни о буревестнике», «Легенде о Марко».
13. Какое значение имеет смысл названия пьесы «На дне»? Объясните его символическое звучание.
14. Кому посвящен цикл стихотворений Блока «Стихи о Прекрасной Даме»? В связи с чем написан? Проанализируйте 3 стихотворения из этого сборника. Одно прочтите наизусть.
15. Как раскрывается тема Дома в романе Булгакова «Белая гвардия»? Какое символическое значение для Булгакова имеет слово «дом»?
16. Какие философские проблемы поднимаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
17. Покажите неразрывность связи судьбы и творчества Цветаевой с Москвой. Проанализируйте цикл «Стихи о Москве». Прочтите одно стихотворение наизусть.
18. Охарактеризуйте образ лирической героини поэмы «Реквием».
19. Охарактеризуйте казачий быт, изображённый Шолоховым. Покажите особенности речи казаков. Как они помогают писателю передать жизненность обстановки. Как писатель рисует жизнь станицы?
20. Охарактеризуйте семейный уклад Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Составьте сравнительно-сопоставительную характеристику.
21. Как в романе «Тихий Дон» изображена Первая мировая война?
22. Сравните Аксинью и Наталью, объясните чувство Григория к каждой из них. Какое значение имеют имена героинь? Почему обе гибнут?
23. В чём смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»?
24. Дайте подробную характеристику военной прозы и поэзии. Проанализируйте 2 произведения.
25. Дайте подробную характеристику городской прозе. Проанализируйте 2 произведения.