О чем последний из могикан. Последний из могикан

Альтернативные описания

. (Каупер) Уильям (1731-1800) английский поэт-сентименталист, поэма «Задача»

Гордон (родился в 1927) американский астронавт

Джеймс Фенимор (1789-1851) американский писатель, романы «Шпион», «Последний из могикан», «Зверобой», «Лоцман», «Моникины»

Леон (родился в 1930) американский физик-теоретик, Нобелевская премия (1972, совместно с Дж. Бардином и Дж. Шриффером)

Американский писатель, «Пионеры», «Прерия», «Следопыт»

Человек, который знал о каждом шаге Чингачгука

Американский космонавт

Фильм Криса Коламбуса «Ночь с Бет...»

Изобретатель фосфорных спичек

Актер - «Ковбой N1» американского кино

Американский киноактер, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1952 году в фильме «Ровно в полдень»

Американский киноактер, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1941 году в фильме «Сержант Йорк»

Американские первопроходцы - тема книг этого писателя

Американский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии (1972 г.)

Река в США

. «зверобой» (писатель)

Человек, придумавший Чингачгука

Актер по имени Брэдли

БМВ «Мини...»

. «родитель» Зверобоя и Соколиного Глаза

Диана (1892-1986), английская аристократка-социалистка актриса (БКА)

Ужасный рокер Элис

Рокер Элис...

Джеймс Фенимор

Американский писатель (1789-1851, ""Шпион"", ""Зверобой"", ""Прерия"")

Американский физик (Нобелевская премия 1972)

Американский киноактёр (1901-1961, ""Прощай, оружие"", ""Ковбой и леди"", ""Сержант Йорк"")

Американский астронавт

Английская теннисистка, первая чемпионка Олимпийских игр (1900)

. "Зверобой" (писатель)

. "Родитель" Зверобоя и Соколиного Глаза

Джеймс Фенимор (1789-1851) американский писатель, романы "Шпион", "Последний из могикан", "Зверобой", "Лоцман", "Моникины"

Актер - "Ковбой N1" американского кино

Американский киноактер, получивший "Оскар" за лучшую мужскую роль в 1941 году в фильме "Сержант Йорк"

Американский киноактер, получивший "Оскар" за лучшую мужскую роль в 1952 году в фильме "Ровно в полдень"

Американский писатель, "Пионеры", "Прерия", "Следопыт"

Купр, куприк м. у зверей, скота и человека оконечность крестцовой кости, где начало хвостцовых: у птиц хлупик, кардинальский кусочск, крайний задок, в котором торчат хвостовые перья; куприк сладкоежками почитается лакомым кусочком. Куприковый, к нему относящ

Фильм Криса Коламбуса "Ночь с Бет..."

  • Фильм снят по одноименному литературному произведению Джеймса Фенимора Купера (The Last of the Mohicans, 1826).
  • Дэниэл Дэй-Льюис хорошо известен тем, что часто идет на крайности, готовясь к своим ролям. Перед съемками в этом фильме он несколько месяцев жил в дикой глуши, где, возможно, и его персонаж жил, охотился и рыбачил.
  • Много ночей было потрачено на съемку сцены осады форта. Из-за того, что в этой сцене была задействована обширная территория, вокруг поля боя и форта разместили громкоговорители, чтобы было проще отдавать указания сотням актеров, а также членам съемочной группы. В одну ночь, после долгих часов съемок, режиссер Майкл Манн неожиданно закричал в громкоговорители: «Что это за оранжевый свет?». Манн просил выключить этот оранжевый свет, но после небольшой паузы к нему подошел человек и сказал, что это восходит солнце.
  • По средним оценкам, на съемки каждой сцены уходило где-то по двадцать дублей. Из-за этого съемки длились очень долго и очень дорого обходились киностудии 20th Century Fox. В итоге руководство студии послало своего представителя, который просто стоял за режиссером Майклом Манном и говорил: «Хватит, Майкл, двигаемся дальше».
  • В романе у Соколиного глаза было имя Натти Бампо, в фильме же его заменили на Натаниэль По, посчитав, что имя из романа может показаться зрителям смешным.
  • Более девяти сотен коренных американцев со всех концов Соединенных Штатов были наняты для съемок в этом фильме. Большая часть из них были представители племени чероки.
  • Режиссер Майкл Манн принял решение проводить съемки в Северной Каролине, а не в Нью-Йорке. Ему показалось, что леса Северной Каролины больше походят на великовозрастные леса Адирондака. Многие сцены были сняты в Билтморе (поместье Джорджа Вандербильта в Северной Каролине). Лес вокруг поместья был тщательно продуман и посажен еще за сто лет до момента съемок.
  • Режиссер Майкл Манн не разрешал актерам пользоваться услугами дублеров.
  • Дэниэл Дэй-Льюис тренировался с полковником армии США. Тот обучал его навыкам стрельбы и рукопашному бою.
  • До съемок этого фильма Дэниэл Дэй-Льюис снимался только в независимых кинопроектах. Фильм «Последний из могикан» (1992) стал для актера первым крупным голливудским проектом с солидным бюджетом.
  • Первоначально фильм планировали выпустить летом 1992 года. Однако первая версия картины оказалось длиной в три часа. Студия 20th Century Fox потребовала от режиссера Майкла Манна, чтобы он сделал фильм короче, а премьеру перенесли на сентябрь того же года. Манн остался недоволен получившейся двухчасовой версией фильма. По его собственным ощущениям, у него было недостаточно времени, чтобы укоротить версию без ущерба для повествования фильма. В итоге студия 20th Century Fox разрешила Манну полностью перемонтировать фильм, а полученная версия была выпущена на DVD в 1999 году. Хотя последняя версия получилась всего на несколько минут длиннее, в ней был произведен ряд изменений в некоторых моментах. Эта версия больше понравилась режиссеру, чем та, которая изначально была выпущена в прокат.
  • То насколько сильно Дэниэл Дэй-Льюис вжился в свою роль, плюс напряженный съемочный график, отразилось на его здоровье. После того, как съемки фильма были завершены, он отправился лечиться от клаустрофобии и легких галлюцинаций.
  • Актриса Джоди Мэй рассказала, что большая часть сцен с ее участием была вырезана в процессе монтажа.
  • Во время съемок на площадке постоянно присутствовала мама Джоди Мэй и следила за тем, чтобы у ее дочери не развился реальный роман с Эриком Швейгом.
  • Как и Дэниэл Дэй-Льюис, некоторые актеры также провели несколько месяцев в дикой местности Северной Каролины, готовясь к съемкам фильма.
  • Главная музыкальная тема фильма была взята из композиции «The Gael» шотландского автора-исполнителя Дуги Маклина. Эта композиция вышла на его альбоме «The Search» (1990).
  • Во время съемок сцен с каноэ, само каноэ постоянно опрокидывалось. Ф. Кертис Гастон, сыгравший в фильме роль солдата, вспоминал, как ему приходилось спасать расстроенную Джоди Мэй из холодных вод.
  • Режиссер Майкл Манн рассказал, что в детстве он смотрел фильм «Последний из Могикан» (1936) режиссера Джорджа Б. Сэйтца. Этот фильм послужил для него источником вдохновения при создании проекта.
  • Все существует три версии фильма. Оригинальная – 112 минут, расширенная – 117 минут, а также режиссерская версия, выпущенная в 2010 году – 114 минут.
  • Актеров массовки в течении трех месяцев обучали ведению боя, чтобы это выглядело исторически верно на экране.
  • Мэделин Стоу первоначально не хотела сниматься в этом фильме. Только после того, как я разъяснили, что в фильме описывается история любви, она согласилась прийти на прослушивание.
  • Оператор Данте Спинотти использовал по минимуму осветительные приборы, чтобы фильм выглядел максимально естественно.
  • В книге Джеймса Фенимора Купера персонаж Коры был смешанной расы – ее отец был полковником Манро, а ее мама была африканского происхождения, хотя и не была рабыней. У сыгравшей Кору актрисы Мэделин Стоу есть английские, немецкие и коста-риканские корни.
  • Когда премьеру фильма перенесли с лета 1992 года на сентябрь, чтобы написать дополнительную музыку к нему пригласили композитора Рэнди Эдельмана. Тревор Джонс, написавший около 50 минут музыки к первоначальной версии фильма, не смог вернуться к работе над фильмом из-за занятости в других проектах. Эдельман написал для фильма около двадцати восьми минут музыки. Также Эдельман отвечал за музыку в последующей режиссерской версии фильма, которая длилась 114 минут. Джонс и Эдельман не работали над музыкой вместе. Поэтому в титрах их имена были разделены. Также, когда был выпущен альбом с музыкой к этому фильму, на нем музыка Джонса шла отдельно от музыки Эдельмана.
  • Во время сцены осады можно заметить большие мортиры, которые стреляют огромными пушечными шарами по форту. В один съемочный день кинематографисты пробовали снять, как снаряды летят в воздухе по своей траектории, но вместо пушечных ядер использовались окрашенные в черный цвет баскетбольные мячи. Проблема была в том, что, когда ими стреляли из мортир, они либо сгорали прямо в дуле мортиры, либо ненадолго вспыхивали в воздухе, но при этом очень быстро падали на землю.
  • Дэниэл Дэй-Льюис в шутку говорил, что на тот момент он бросил курить, однако этот фильм снова заставил его вернуться к пагубной привычке.
  • Генерал Монкальм приказывает капитану Бугенвилю прочитать перехваченное послание генерала Уэбба, которое тот отправил полковнику Манро. Этот капитан вероятнее всего Луи Антуан де Бугенвиль, французский дворянин, мореплаватель, солдат, дипломат и исследователь. После службы в подчинении у генерала Монкальма во время осады форта Уильм-Генри (в период Семилетней войны) Бугенвиль отправился на Мальвинские острова в южной Атлантике и организовал там колонию. Также Бугенвиль был руководителем первой французской кругосветной экспедиции.
  • У барабанщика на шляпе во время марша перед атакой гуронов можно заметить надпись «Nec Aspera Terrant», что означает «Трудности будут прокляты». Это также может трактоваться как бесстрашие.
  • В титрах Майк Филлипс указан как «Sachem». Однако это не имя его персонажа, это слово переводится как «старейшина». Зовут же его персонажа – Таменунд, хотя это имя ни разу не используется в фильме.
  • Пумы, которые использовались во время съемок фильма, затем были помещены в Холлиуайлд Анимал Парк в Южной Каролине.
  • Ряд декораций, включая огромный форт Уильм-Генри, были построены на натуре с использованием соответствующих материалов.
  • Режиссер Майкл Манн переснял сцену с водопадом за девять дней до того, как должен был состояться предварительный показ фильма для кинокритиков.
  • Мост из красного кирпича, который показывают в начале фильма, расположен недалеко от поместья Билтмор (штат Северная Каролина, США).
  • Винтовка Соколиного глаза – это прекрасный образец классической пенсильванской длинноствольной винтовки, которую часто называют винтовкой «Кентукки».
  • Известный шотландский скрипач Аласдейр Фрейзер участвовал в записи музыки к этому фильму.
  • Роль полковника Манро предлагали Брайану Коксу.
  • Пит Постлетуэйт, сыгравший в фильме капитана Бимса, играл отца персонажа Дэниэла Дэй-Льюиса в фильме «Во имя отца» (1993) режиссера Джима Шеридана.
  • Композитор Рэнди Эдельман рассказал в одном интервью, что его пригласили поработать над музыкой фильма, так как у режиссера Майкла Манна и композитора Тревора Джонса были творческие разногласия, из-за которых Джонс покинул проект. Фильм сильно выбивался за рамки бюджета, по этой причине было много проблем с киностудией, и ситуация в целом просто вышла из-под контроля.
  • На роль Коры Манро рассматривали кандидатуру Энди МакДауэлл.
  • Приблизительная стоимость постройки декораций форта Уильям-Генри была 6 миллионов долларов.
  • Роль генерала Монкальма предлагали Жану Рено.
  • На 98-й минуте фильма можно услышать Вильгельмов крик, когда Соколиный глаз бьет врага дубинкой в лицо.
  • Хью Грант и Ричард Э. Грант рассматривались на роль майора Дункана Хейворда.
  • Предвещая предательство Магуа, когда отряд покидает форт Уильям-Генри, британский барабанщик отбивает тот же ритмический рисунок, который исполнялся похоронных кортежем Джона Ф. Кеннеди.
  • На роль Коры Манро пробовалась Ким Рэйвер.
  • Студия Warner Bros объявляла в 1976 году о том, что будет сниматься новая версия «Последнего из могикан» с режиссером Линдсей Андерсоном. Однако тот проект так и не состоялся.
  • Когда фильм впервые анонсировали, упоминалось, что одну из ролей в нем исполнит Джон Кьюсак. Однако в итоге этого не случилось.
  • Многие из персонажей, которые умирают в фильме, в книге Джеймса Фенимора Купера оставались в живых. В том числе: Манро, Хейворд и Алиса. Однако в книге была убита Кора.
  • Хотя резня при осаде форта Уильям-Генри на самом деле была, но исторические факты немного отличаются от того, что показано в фильме. Полковник Манро на самом деле командовал фортом и сдал его Манкальму, когда генерал Уэбб не смог вовремя прийти ему на подмогу. Нападение гуронов после капитуляции было направлено на колониальную милицию и их союзников среди индейцев. Манро и британские служащие были во главе колонны, они находились под защитой французских солдат и даже не знали о том, что на колонну было совершено нападение вплоть до того момента, когда они добрались до форта Эдвард. В основу романа Джеймса Фенимора Купера легли отчеты выживших во время той атаки. Британцы использовали факт нападения, чтобы расшевелить колонистов, и чтобы те присоединились к ним в борьбе против французов. Во всех экранизациях той истории, кроме этого фильма, Манро выживал – его спасал Соколиный глаз. В реальной жизни Манро также остался в живых.
  • В первоначальной версии сценария, когда Соколиный глаз стрелял в Дункана, он делал это быстро – приставлял винтовку к плечу и тут же стрелял. Исторический консультант Марк А. Бейкер предложил вместо этого, чтобы Соколиный глаз тщательно прицелился перед выстрелом, утверждая, что это было бы более реалистично и лучше бы отражало уважение и сострадание Соколиного глаза по отношению к Дункану.

Больше фактов (+47)

Ошибки в фильме

  • Когда британцы покидают форт Уильям-Генри, на фоне можно заметить два автобуса. Их видно в тот момент, когда перед камерой проезжает британский генерал.
  • Осветительная ракета, которую запускают из форта Уильям-Генри во время сцены бомбардировки, оснащена парашютом для более длительного использования. Такой тип осветительных ракет был изобретен незадолго до Первой мировой войны.
  • В сцене, когда Соколиный глаз охотится в начале фильма, на фоне можно заметить ограждение из проволочной сетки.
  • Во время сцены спора героев по поводу захоронения в левой части экрана можно увидеть телефонный столб.
  • Прутья решетки камеры в форте Уильям-Генри, в которую помещают Соколиного глаза, сделаны из деформированного арматурного стержня. Арматурные стержни стали использовать в строительстве только в 1848 году. Для создания таких стержней, какие показаны в фильме, требовалось специальное оборудование, которого просто не существовало на момент описываемых событий.
  • В сцене, когда британцы покидают форт, можно заметить газовый баллон с пропаном, пластиковую коробку и ведро из нержавеющей стали. Эти предметы видны, когда солдаты спускаются по трапу.
  • В хижине Кэмерона Ункас говорит, что они видели поля, принадлежащие вождю Джозефу Бранту. По сюжету фильма события разворачиваются в 1757 году. На тот момент Бранту было всего 16 лет, и он не был воинственным вождем. На самом деле он тогда был в Коннектикуте, где учился в школе Уилока.
  • Дункан переводит одну из фраз с французского еще до того, как ее произносят.
  • Когда Магуа и его люди берут в плен Кору, Алису и Дункана, ветка, которую ломает Кора, разваливается еще до того, как девушка падает на нее.
  • Когда майор Хейворд со своим отрядом впервые входит в лес, солдаты маршируют не синхронно с ритмом барабана.
  • В одной из сцен Соколиный глаз стреляет в гурона, а тот затем бросает свой пистолет. Пистолет падает со скалы. Однако в следующих кадрах пистолет вновь появляется на скале – Соколиный глаз подбирает его, когда подбегает ближе.
  • Когда герои взбираются по скалам у реки, Ункас оглядывается на Алису. В этот момент можно заметить, что кадр отображен зеркально. Его серьга оказывается с другой стороны.
  • Майор Дункан доставляет послание генералу Уэббу. Прочитав послание, генерал Уэбб кладет его полностью свернутым перед собой. В последующих кадрах послание оказывается приоткрыто и слегка повернуто.
  • Перед тем, как Чингачгук наносит Магуа последний удар, камера показывает Магуа, который стоит прямо. В следующих кадрах перед ударом он уже наклоняется вперед.
  • Когда Кора находится в спальне с Алисой, ее волосы закинуты за правое плечо, в следующих кадрах волосы оказываются закинуты за левое плечо.
  • Во время одной из сцен в форте Уильям-Генри, когда колонисты начинают спорить с генералом Манро о своем освобождении, чтобы они могли вернуться к себе на фермы, камера показывает Кору, которая стоит в дверях. Когда ее показывают в первый раз, дверной проход находится у нее за левым плечом. В последующих кадрах дверной проход оказывается у нее за правым плечом. А затем она уходит через него.
  • Когда британцы отступают из форта Уильям-Генри, Магуа устраивает на них засаду. В одном из моментов сражения майор Дункан Хейворд командует небольшой группой британских солдат. Большинство из их убивают, и Хейворд пытается сбежать. Затем он стреляет в одного из индейцев, после чего у него на винтовке исчезает штык.
  • После того, как Чингачгук наносит Магуа последний удар, он начинает поднимать свою правую ногу, чтобы при помощи нее вытащить лезвие из тела Магуа. В следующем кадре оказывается, что он использовал для этих целей левую ногу.
  • Когда на отряд, следующий в форт Уильм-Генри, нападают, видно, что волосы у Алисы уложены и заколоты. Однако через несколько минут ее волосы уже распущены, хотя не было никаких кадров, в которых бы они их распускала.
  • Во время сцены с посланником небо над Соколиным глазом и остальными героями резко меняется при смене ракурса. На нем иначе расположены облака. Также немного отличается время суток.
  • После того, как герои оставляют каноэ в реке, Натаниэль и остальные обнаруживают, что их порох промок. Однако в следующей сцене у деревни гуронов, у героев вновь появляется сухой порох.
  • Если хорошо присмотреться, то в начале фильма, когда лось выходит из-за деревьев, можно заметить человеке в красной шляпе, который движется прямо рядом с лосем.
  • Когда войска покидают форт, на пляже можно заметить сине-белый зонтик.
  • Когда форт Уильям-Генри сдается, в нижней части экрана можно увидеть помощника режиссера. Он носит голубую бейсболку и размахивает мегафоном.
  • На дне водопада можно заметить водолаза.
  • В ряде сцен в форте Уильям-Генри видны солдаты с Северо-Шотландского нагорья, имеющие соответствующие регалии. Однако там не должно было быть солдат из того региона. В том форте присутствовали два полка: 35-й пехотный полк из Суссекса и 60-й пехотный полк (Королевский американский). И солдаты там должны были носить обычную форму британских пехотинцев, а не шотландскую форму.
  • Французы сначала зажигают фитили у бомб в своих мортирах, а затем стреляют из них. К моменту Семилетней войны уже было обнаружено, что вспышки при выстреле вполне достаточно, чтобы поджечь фитиль на бомбе, что также было безопаснее, чем то, как это делают французы в фильме.
  • Соколиный глаз впервые наблюдает бомбардировку форта с дальней стороны острова. Однако на озере Лейк-Джордж нет острова, который находился бы где-то недалеко от форта.
  • Когда полковник Манро узнает, что генерал Уэбб послал подкрепление в другой форт, который находится всего в 19 километрах от них, он приказывает отправить туда посыльного. В ясные безветренные ночи звуки стрельбы из пушек можно услышать с расстояния в 80 километров. Поэтому генерал Уэбб должен был знать, что на форт Манро было совершено нападение.
  • Магуа неоднократно заявляет о том, что он намерен уничтожить род полковника Манро. Однако, когда он догоняет Кору и Алису под водопадом, он просто берет их в плен.
  • В финальных сценах можно заметить полотно серого цвета, которое явно было использовано для того, чтобы закрыть некие современные знаки или попросту граффити. Соколиный глаз натыкается на это полотно, когда бежит по подземному проходу. Также серое полотно видно, когда Соколиный глаз возвращается, чтобы обнять Кору после того, как Магуа убивают.
  • Когда Чингачгук бьет Магуа по руке, то видно, что его оружие сгибается. Очевидно, это просто предмет реквизита, сделанный из резины.
  • Сразу после того, как герои отправляют свои каноэ по направлению к водопаду, но перед тем, как они заходят в пещеру, часть воды на левом краю водопада исчезает.
  • Когда майор Хейворд и Кора Манро впервые встречаются и обсуждают женитьбу, на фоне на бельевой веревке висит простыня. Эта простыня постоянно хлопает и сильно колыхается на ветру, однако самих героев этот сильный ветер вообще никак не затрагивает.
  • Приблизительно на 97-й минуте фильма Соколиный глаз слегка задевает скалу, которая явно является бутафорской.

Больше ошибок (+32)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

События фильма разворачиваются в 1757 году, во времена франко-индейской войны в горах Адирондак, в британской колонии Нью-Йорк. Майор британской армии Дункан Хейворд приезжает в Олбани. Он был послан туда, чтобы служить под командованием полковника Манро, командира форта Уильям-Генри. Хейворду дают задание – сопроводить двух дочерей полковника, Кору и Алису, в их отцу. Он является другом семьи и влюблен в Кору. Перед отъездом Хейворд делает ей предложение, но она не дает ему ответа.

Майор Хейворд, две девушки и отряд британских солдат держит путь по суровой пустоши. Их проводником является Магуа – воин племени гуронов. Магуа приводит отряд в засаду. Всех солдат убивают или сильно ранят, а Хейворду и девушкам удается спастись только благодаря вовремя появившемуся вождю племени могикан – Чингачгуку, а также его сыну Ункасу и его приемному белому сыну по прозвищу Соколиный глаз. Они убивают всех нападавших. Магуа сбегает. Спасители соглашаются отвезти девушек и Хейворда в форт. Во время боя Соколиный глаз замечает, что Магуа пытается убить Кору. Позже он спрашивает Дункана, не знает ли тот, почему он так сделал. Во время их совместного путешествия Кора сближается с Соколиным глазом, а Ункас сближается с Алисой.

Когда герои приближаются к форту, они обнаруживают, что тот находится под осадой французов и их союзников гуронов. Им удается проникнуть внутрь, где их встречает полковник Манро. Он спрашивает Хейворда о запрошенном им подкреплении. Находясь в форте, Кора и Соколиный глаз впервые целуются. Хейворд начинает ревновать. В ответ на его ревность Кора заявляет, что она не выйдет за него замуж.

Манро не разрешает ополченцам покинуть форт, чтобы они могли защитить свои семьи. Но он обещал им это раньше. Соколиный глаз помогает этим людям сбежать. Сам же он остается. За содеянное его приговаривают к повешению. До казни французский генерал Луи-Жозеф де Монкальм показывает Манро перехваченное им сообщение, в котором говорится, что никакого подкрепления к ним не отправили. Монкальм предлагает британцам эвакуировать форт с честью, сохранив свое оружие. Поскольку у Манро нет другого выхода, ему приходится согласиться. Однако Магуа, союзник французов, приходит в ярость от этой договоренности. Он испытывает сильную ненависть к Манро, виня его в прошлых деяниях по отношению к нему и его семье.

На следующий день полковник Манро, его солдаты, их женщины и дети покидают форт. Магуа и его воины из племени гуронов устраивают засаду. Магуа сам убивает Манро. Соколиный глаз и могикане пытаются отбиться и уйти от преследователей вместе с Корой, Алисой и Хейвордом. Позже Магуа удается схватить майора и девушек. Он приводит пленников в поселение гуронов. Вскоре туда является Соколиный глаз. Он обращается к старейшине племени с просьбой пощадить майора и девушек.

Старейшина решает вернуть Хейворда британцам, Алису он отдает Магуа, а Кору велит сжечь заживо. Соколиного глаза за его храбрость, он оставляет в живых. Тогда Соколиный глаз обращается к Хейворду, который служил переводчиком в этих переговорах, и говорит ему просить вождя, чтобы тот разрешил ему, Соколиному глазу, быть принесенным в жертву вместо Коры. Однако вместо этого Хейворд обменивает свою жизнь на жизнь Коры.

Когда Соколиный глаз и Кора отъезжают на достаточное расстояние, Соколиный глаз стреляет в Хейворда, чтобы положить конец его страданиям. Магуа пытается собрать гуронов, чтобы выдвинуться на англичан, однако у него ничего не выходит. Забрав Алису, он уходит вместе с несколькими людьми. Чингачгук, Соколиный глаз и Ункас отправляются спасать Алису. Ункас догоняет Магуа раньше остальных, вступает с ним в бой и погибает. Магуа предлагает Алисе идти с ним, но она прыгает со скалы и разбивается насмерть. Соколиный глаз удерживает людей Магуа, а Чингачгук вступает с ним в бой и мстит за смерть сына.

Чингачгук молится великому духу, чтобы тот принял его умершего сына. Затем он предается рассуждениям об исчезновении его народа, и что после смерти сына он является последним из могикан.

Самый известный и любимый в США и за рубежом роман Фенимора Купера "Последний из могикан" (1826) входит в так называемую пенталогию о Кожаном Чулке — цикл из пяти романов, созданных в разное время. Это "Пионеры" (1823), "Последний из могикан" (1826), "Прерия" (1827), "Следопыт" (1840) и "Зверобой" (1841). Все они объединены образом центрального героя — пионера-первопроходца Натаниэля (Натти) Бампо, который выступает под прозвищами Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Длинный Карабин, Кожаный Чулок и показан в разные годы его жизни. Он двадцатилетний юноша в "Зверобое" (действие происходит в 1740 году), зрелый мужчина в "Последнем из могикан" и "Следопыте" (1750-е), пожилой человек в "Пионерах" (конец XVIII века) и глубокий старик в "Прерии" (1805 год).

Судьба Натти Бампо драматична: следопыт-разведчик, когда-то не имевший себе равных, на склоне дней наблюдает конец так любимой им свободной и дикой Америки. Он теряется среди незнакомых ему вырубок, не понимает новых законов, введенных землевладельцами, и чувствует себя чужаком среди новых хозяев страны, хотя когда-то сам указал им дорогу и помог здесь обжиться.

Расположенные не по времени создания, а по хронологии событий, романы этого цикла охватывают более шестидесяти лет американской истории, представленной как художественная история освоения фронтира — постепенного движения нации с северо-востока материка ("Зверобой") на запад ("Прерия"). Это романтическая историография. В судьбе Натти Бампо, как в капле воды, отразился процесс освоения материка и становления американской цивилизации, включавшего как духовные взлеты, так и нравственные потери. По общему признанию, пенталогия о Кожаном Чулке — лучшее из того, что было написано Купером; именно она принесла своему создателю посмертную славу.

При этом нельзя не заметить некоторых неувязок в сюжетах романов, как и их стереотипности. В каждом из них Кожаный Чулок кому-то помогает, выручает из беды, спасает от смерти и затем, когда его миссия окончена, уходит один в леса, а когда лесов не остается — в прерию. Однако, если в "Пионерах" повествование еще несколько скачкообразно и как бы топчется между напряженным действием и скучной морализацией, то в последующих романах цикла действие определяет все. Ход событий стремительно ускоряется, промежутки между роковыми выстрелами Длинного Карабина так коротки, минуты относительной безопасности так ненадежны, шелест в лесу так зловещ, что читатель не знает покоя. Зрелый Купер — превосходный рассказчик, и уже то, что он в столь занимательной форме повествует о предметах, весьма серьезных — исследует основы американского общества и национального характера — делает ему огромную честь.

"Последний из могикан" — второй по времени создания роман пенталогии. Он написан уже зрелым автором, находящимся в расцвете творческих сил и таланта и вместе с тем еще до его отъезда в Европу, ознаменовавшего начало жизненной драмы Купера. Сюжет романа построен на традиционном для американской литературы, но романтически переосмысленном автором "рассказе о плене и избавлении". Это история о коварном захвате добродетельных дочерей полковника Мунро — прекрасной и храброй черноокой Коры и белокурой хрупкой и женственной Алисы — хитрым и жестоким гуроном Магуа и о многократных попытках Соколиного Глаза (Натти Бампо) с помощью его верных друзей — индейцев-могикан Чингачгука и его сына Ункаса — спасти пленниц. Перипетии романа: преследования, ловушки и жестокие схватки — заметно осложняют, но и украшают сюжет, делают его динамичным и позволяют в действии раскрыть характеры героев, ввести разнообразные картины американской природы, показать экзотический мир "краснокожих", дать описание фронтирского быта.

В художественном исследовании Купером характера мужественного пионера-первопроходца "Последний из могикан" — важный этап. Натти Бампо показан здесь в зените жизни: личность его уже полностью сформировалась, и он еще полон сил и энергии. Оформилось и писательское мастерство автора: романтически обособленный характер героя предстает живым и естественным. Он погружен здесь в свою подлинную среду — стихию нетронутых американских лесов, и потому ярко проявляются его постоянные свойства: простота, бескорыстие, щедрость, бесстрашие, самодостаточность и духовная мощь. В них отражается его органическая связь с природой; ими определяется бескомпромиссное неприятие героем цивилизации, которая противоположна ему по духу.

Натти Бампо — первый и идеальный самобытный герой национальной словесности, и его свободолюбие, независимость, самодостаточность и бескомпромиссность, ассоциированные с природным началом, будут постоянно отзываться в характерах литературы США — в мелвилловском Измаиле, твеновском Геке Финне, фолкнеровском Маккаслине, хемингуэевском Нике Адамсе, сэлинджеровском Холдене Колфилде и во многих, многих других.

Полноправным действующим лицом выступает у Фенимора Купера могучая и величавая природа Америки. В "Последнем из могикан" это многоликий пейзаж района реки Гудзон. Помимо чисто художественной, эстетической, он имеет и иную весьма важную функцию, которая отлична от функции пейзажа в произведениях европейских романтиков, где природа выступает олицетворением души героя. Купер, как и другие американские романтики-нативисты, тяготеет не к лирическому, а к эпическому изображению природы: пейзаж становится у него одним из средств утверждения национальной самобытности, необходимым компонентом эпического рассказа о молодой стране.

Столь же, если не более действенным средством раскрытия национальной специфики является изображение индейцев, их экзотического быта, их красочных ритуалов, непостижимого и противоречивого индейского характера. Фенимор Купер выводит в "Последнем из могикан" (не говоря обо всей пенталогии) целую галерею образов коренных американцев: с одной стороны, это хитрый, коварный, "злобный и свирепый" гурон Магуа, с другой — отважные, стойкие и преданные лучшие друзья Натти Бампо, бывший вождь истребленного племени могикан мудрый и верный Чингачгук и его сын, "последний из могикан", юный и пылкий Ункас, который гибнет, тщетно пытаясь спасти Кору Мунро. Роман завершается колоритной и глубоко трогательной сценой похоронного обряда над Корой и Ункасом, гибель которого символизирует трагедию индейского народа, "исчезающей расы" Америки.

Поляризация характеров индейцев (сгущение их положительных либо отрицательных свойств) связана в "Последнем из могикан" с особенностями и условностями романтической эстетики.

Фенимор Купер с его условными "добрыми" и "злыми" индейцами, помогающими либо противостоящими белому человеку, положил начало новому, хотя также во многом мифологизированному восприятию коренного американца в национальной словесности и оказал огромное воздействие на культуру США, разработав жанровые параметры вестерна.

Так, столь впечатляюще и художественно выразительно показанные Купером жизнь на фронтире и образ "краснокожего", предстают менее совершенными эстетически, но более достоверными и отнюдь не условными, в прозе коренных американцев .

Читайте также другие статьи раздела "Литература XIX века. Романтизм. Реализм" :

Художественное открытие Америки и другие открытия

Романтический нативизм и романтический гуманизм

  • Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
  • Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза

Национальная история и история души народа

История и современность Америки в диалогах культур

  • Купер. Анализ романа "Последний из могикан"

«Последний из могикан» - исторический роман Джеймса Фенимора Купера

«Последний из могикан» краткое содержание

Действие романа происходит в британской колонии Нью-Йорк в августе 1757 года, в разгар Франко-индейской войны. Часть романа посвящена событиям после атаки на форт Уильям-Генри, когда с молчаливого согласия французов их индейские союзники вырезали несколько сотен сдавшихся английских солдат и поселенцев. Охотник и следопыт Натти Бампо, представленный читателю в первом (по порядку развития действия) романе «Зверобой», вместе со своими друзьями-индейцами из племени могикан - Чингачгуком и его сыном Ункасом - участвуют в спасении двух сестёр, дочерей британского командира.

В это неспокойное время дочери полковника Мунро – Кора и Алиса – решили навестить родителя в осажденном английском форте Уильям-Генри, что находился на озере Лейн-Джордж в провинции Нью-Йорк. Чтобы сократить путь, девушки в сопровождении майора Дункана Хейворда и рассеянного учителя музыки отделились от военного отряда и свернули на потайную лесную тропинку. Ее вызвался показать индеец-скороход Магуа по прозвищу Хитрая Лисица. Магуа из союзного племени мохоков заверял путников, что по лесной тропинке они доберутся до форта за несколько часов, в то время как по основной дороге им предстоит изнурительное путешествие, длиною в сутки.

Кора с Алисой смотрят с подозрением на молчаливого провожатого, что лишь бросает отрывистые взгляды исподлобья и всматривается в гущу леса. Хейворда также посещают сомнения, но появление нескладного учителя музыки, который спешит в Уильям-Генри, разряжает обстановку. Под девичий смех и песни маленький отряд сворачивает на роковую лесную тропу.

А в это время на берегу быстроводного лесного потока белокожий охотник Натаниэль Бампо по прозвищу Соколиный Глаз вел неспешную беседу со своим другом – индейцем Чингачгуком, Великим Змеем. Тело дикаря было покрыто черно-белой краской, что придавало ему устрашающую схожесть со скелетом. Его гладко обритую голову украшал один единственный хвост волос с большим пером. Чингачгук рассказывал охотнику историю своего народа от светлых времен, когда его праотцы жили в мире и достатке, и до темного часа, когда они были вытеснены бледнолицыми людьми. Теперь от былого величия могикан не осталось и следа. Они вынуждены таиться в лесных пещерах и вести жалкую борьбу за выживание.

Вскоре к приятелям присоединяется молодой индеец Ункас по прозвищу Быстроногий Олень – сын Чингачгука. Троица устраивает охоту, но запланированную трапезу прерывает топот лошадиных копыт. Бампо не распознает его среди лесных звуков, однако мудрый Чингачгук тут же припадает к земле и сообщает – едет несколько всадников. Это люди белой расы.

У реки в самом деле появляется малочисленная компания: военный, нескладный мужчина на старой кляче, две очаровательные барышни и индеец. Это дочери полковника Мунро со своими сопровождающими. Путники немало обеспокоены – недолго до захода солнца, а конца лесу не видать. Кажется, их провожатый сбился с пути.

Соколиный Глаз тут же ставит под сомнение честность Магуа. В эту пору года, когда реки и озера полны водами, когда мох на каждом камне и дереве сообщает о будущем расположении звезды, индеец просто не может потеряться в лесу. Кто ваш провожатый? Хейворд сообщает, что Магуа – мохох. Точнее, гурон, принятый племенем мохох. «Гурон? – восклицает охотник и его краснокожие спутники, – Это предательское, вороватое племя. Гурон останется гуроном, кто бы ни принял его к себе… Он всегда будет трусом и бродягой… Надо только удивляться, что он еще не заставил вас наткнуться на целую шайку».

Соколиный Глаз собирается немедленно подстрелить лживого гурона, но Хейворд его останавливает. Он хочет лично схватить скорохода более гуманным способом. Его план проваливается. Хитрая Лисица умудряется скрыться в лесной чаще. Теперь путникам нужно как можно быстрее уйти с опасной тропы. Предатель, скорее всего, наведет на них воинственную шайку ирокезов, от которых нет спасения.

Соколиный Глаз приводит барышень и их провожатых на скалистый остров – одно из тайных убежищ могикан. Здесь компания планирует остаться на ночлег, чтобы утром отправиться в Уильям-Генри.

Красота юной белокурой Алисы и старшей темноволосой Коры не остается незамеченной. Больше всех очарован молодой Ункас. Он буквально не отходит от Коры, оказывая девушке различные знаки внимания.

Однако изнуренным путникам было не суждено отдохнуть в каменном убежище. Засада! Ирокезам, ведомым Хитрой Лисицей, все же удалось выследить беглецов. Соколиный Глаз, Чингачгук и Ункас вынуждены мчаться за подмогой, в то время как дочери Мунро оказываются в плену.

Кора и Алиса теперь в руках Хитрой Лисицы. Оказывается, таким образом индеец пытается свести личные счеты с полковником Мунро. Много лет назад он приказал высечь Магуа за пьянство. Тот затаил злобу и долго выжидал подходящего времени для расплаты. Наконец, час настал. Он хочет взять в жены старшую Кору, но получает решительный отказ. Тогда рассвирепевший Магуа сожжет заживо своих пленников. Когда кострище уже разложено, поспевают Соколиный Глаз с подмогой. Гуроны разбиты, Магуа застрелен, прекрасные пленницы освобождены и едут вместе со своими спутниками в форт к отцу.

В это время французы занимают Уильям-Генри. Англичане, в том числе и полковник Мунро с дочерьми, вынужден покинуть укрепление. В пути обозы настигает воинственное племя с Магуа. Оказывается, индеец только претворился мертвым в схватке на каменном острове. Он вновь похищает Кору и Алису. Первую Хитрая Лисица отправляет к делаварам, вторую забирает с собой в земли гуронов.

Влюбленный в Алису Хейворд устремляется спасать честь пленницы, а Ункас мчится выручать обожаемую Кору. При помощи хитроумного плана, в котором принимает участие Соколиный Глаз, майор крадет Алису из племени. Быстроногому Оленю, к сожалению, не удается спасти Кору. Хитрая Лисица вновь оказывается на шаг впереди.

Ункас, на этот момент уже верховный вождь делаваров, следует по пятам за похитителем. Делавары, которые много лет назад закопали свои томагавки, вновь вышли на тропу войны. В решающей битве они разбивают гуронов. Понимая, что исход сражения предрешен, Магуа достает кинжал, собираясь зарезать Кору. Ункас бросается в защиту любимой, но опаздывает на несколько мгновений. Предательский клинок Лисицы пронзает Ункаса и Кору. Злодей торжествует недолго – его тут же настигает пуля Соколиного Глаза.

Хоронят молодых Кору и Ункаса, Быстроногого Оленя. Чингачгук безутешен. Он остался один, сирота в этом мире, последний из могикан. Но нет! Великий Змей не одинок. У него есть верный товарищ, который в этот горький момент стоит рядом. Пусть у его спутника другой цвет кожи, другая родина, культура, и колыбельные ему пели на чужом непонятном языке. Но он будет поблизости, что бы не случилось, ведь он тоже сирота, заблудившаяся в приграничной зоне Старого и Нового света. И имя ему Натаниэль Бампо, а прозвище – Соколиный глаз.

Может быть, на всем огромном протяжении границы, которая отделяла владения французов от территории английских колоний Северной Америки, не найдется более красноречивых памятников жестоких и свирепых войн 1755–1763 годов, чем в области, лежащей при истоках Гудзона и около соседних с ними озер. Эта местность представляла для передвижения войск такие удобства, что ими нельзя было пренебрегать.

Водная гладь Шамплейна тянулась от Канады и глубоко вдавалась в колонию Нью-Йорк; вследствие этого озеро Шамплейн служило самым удобным путем сообщения, по которому французы могли проплыть до половины расстояния, отделявшего их от неприятеля.

Близ южного края озера Шамплейн с ним сливаются хрустально ясные воды Хорикэна – Святого озера.

Святое озеро извивается между бесчисленными островками, и его теснят невысокие прибрежные горы. Изгибами оно тянется далеко к югу, где упирается в плоскогорье. С этого пункта начинался многомильный волок, который приводил путешественника к берегу Гудзона; тут плавание по реке становилось удобным, так как течение свободно от порогов.

Выполняя свои воинственные планы, французы пытались проникнуть в самые отдаленные и недоступные ущелья Аллеганских гор и обратили внимание на естественные преимущества только что описанной нами области. Действительно, она скоро превратилась в кровавую арену многочисленных сражений, которыми враждующие стороны надеялись решить вопрос обладания колониями.

Здесь, в самых важных местах, возвышавшихся над окрестными путями, вырастали крепости; ими овладевала то одна, то другая враждующая сторона; их то срывали, то снова отстраивали, в зависимости от того, чье знамя взвивалось над крепостью.

В то время как мирные земледельцы старались держаться подальше от опасных горных ущелий, скрываясь в старинных поселениях, многочисленные военные силы углублялись в девственные леса. Возвращались оттуда немногие, изнуренные лишениями и тяготами, упавшие духом от неудач.

Хотя этот неспокойный край не знал мирных ремесел, его леса часто оживлялись присутствием человека.

Под сенью ветвей и в долинах раздавались звуки маршей, и эхо в горах повторяло то смех, то вопли многих и многих беззаботных юных храбрецов, которые в расцвете сил спешили сюда, чтобы погрузиться в глубокий сон долгой ночи забвения.

Именно на этой арене кровопролитных войн развертывались события, о которых мы попытаемся рассказать. Наше повествование относится ко времени третьего года войны между Францией и Англией, боровшимися за власть над страной, которую не было суждено удержать в своих руках ни той, ни другой стороне.

Тупость военачальников за границей и пагубная бездеятельность советников при дворе лишили Великобританию того гордого престижа, который был завоеван для нее талантом и храбростью ее прежних воинов и государственных деятелей. Войска англичан были разбиты горстью французов и индейцев; это неожиданное поражение лишило охраны большую часть границы. И вот после действительных бедствий выросло множество мнимых, воображаемых опасностей. В каждом порыве ветра, доносившемся из безграничных лесов, напуганным поселенцам чудились дикие крики и зловещий вой индейцев.

Под влиянием страха опасность принимала небывалые размеры; здравый смысл не мог бороться с встревоженным воображением. Даже самые смелые, самоуверенные, энергичные начали сомневаться в благоприятном исходе борьбы. Число трусливых и малодушных невероятно возрастало; им чудилось, что в недалеком будущем все американские владения Англии сделаются достоянием французов или будут опустошены индейскими племенами – союзниками Франции.

Поэтому-то, когда в английскую крепость, возвышавшуюся в южной части плоскогорья между Гудзоном и озерами, пришли известия о появлении близ Шамплейна маркиза Монкальма и досужие болтуны добавили, что этот генерал движется с отрядом, «в котором солдат что листьев в лесу», страшное сообщение было принято скорее с трусливой покорностью, чем с суровым удовлетворением, которое следовало бы чувствовать воину, обнаружившему рядом с собой врага. Весть о наступлении Монкальма пришла в разгар лета; ее принес индеец в тот час, когда день уже клонился к вечеру. Вместе со страшной новостью гонец передал командиру лагеря просьбу Мунро, коменданта одного из фортов на берегах Святого озера, немедленно выслать ему сильное подкрепление. Расстояние между фортом и крепостью, которое житель лесов проходил в течение двух часов, военный отряд, со своим обозом, мог покрыть между восходом и заходом солнца. Одно из этих укреплений верные сторонники английской короны назвали фортом Уильям-Генри, а другое – фортом Эдвард, по имени принцев королевского семейства. Ветеран-шотландец Мунро командовал фортом Уильям-Генри. В нем стоял один из регулярных полков и небольшой отряд колонистов-волонтеров; это был гарнизон, слишком малочисленный для борьбы с подступавшими силами Монкальма.

Должность коменданта во второй крепости занимал генерал Вебб; под его командованием находилась королевская армия численностью свыше пяти тысяч человек. Если бы Вебб соединил все свои рассеянные в различных местах отряды, он мог бы выдвинуть против врага вдвое больше солдат, чем было у предприимчивого француза, который отважился уйти так далеко от своего пополнения с армией не намного больше, чем у англичан.

Однако напуганные неудачами английские генералы и их подчиненные предпочитали дожидаться в своей крепости приближения грозного неприятеля, не рискуя выйти навстречу Монкальму, чтобы превзойти удачное выступление французов у Дюкеснского форта, дать врагу сражение и остановить его.

Когда улеглось первое волнение, вызванное страшным известием, в лагере, защищенном траншеями и расположенном на берегу Гудзона в виде цепи укреплений, которые прикрывали самый форт, прошел слух, что полуторатысячный отборный отряд на рассвете должен двинуться из крепости к форту Уильям-Генри. Слух этот скоро подтвердился; узнали, что несколько отрядов получили приказ спешно готовиться к походу. Все сомнения по поводу намерений Вебба рассеялись, и в течение двух-трех часов в лагере слышалась торопливая беготня, мелькали озабоченные лица. Новобранец тревожно сновал взад и вперед, суетился и чрезмерным рвением своим только замедлял сборы к выступлению; опытный ветеран вооружался вполне хладнокровно, неторопливо, хотя строгие черты и озабоченный взгляд ясно говорили, что страшная борьба в лесах не особенно радует его сердце.

Наконец солнце скрылось в потоке сияния на западе за горами, и, когда ночь окутала своим покровом это уединенное место, шум и суета приготовлений к походу смолкли; в бревенчатых хижинах офицеров погас последний свет; сгустившиеся тени деревьев легли на земляные валы и журчащий поток, и через несколько минут весь лагерь погрузился в такую же тишину, какая царила в соседних дремучих лесах.

Согласно приказу, отданному накануне вечером, глубокий сон солдат был нарушен оглушительным грохотом барабанов, и раскатистое эхо далеко разносилось во влажном утреннем воздухе, гулко отдаваясь в каждом лесном углу; занимался день, безоблачное небо светлело на востоке, и очертания высоких косматых сосен выступали на нем все отчетливее и резче. Через минуту в лагере закипела жизнь; даже самый нерадивый солдат и тот поднялся на ноги, чтобы видеть выступление отряда и вместе с товарищами пережить волнение этой минуты. Несложные сборы выступавшего отряда скоро закончились. Солдаты построились в боевые отряды. Королевские наемники красовались на правом фланге; более скромные волонтеры, из числа поселенцев, покорно заняли места слева.