О чем мечтают выпускники выступление. О чем мечтает выпускник? Что бы ты хотела изменить в школьном образовании

Репортеры "СОЮЗа" узнали, о каких профессиях мечтают выпускники белорусских и российских школ-2018

В эти дни в российских и белорусских школах звенят последние звонки. А это значит, что совсем скоро у вчерашних школьников начнется взрослая жизнь. Кем видят они себя? Все ли мечтают о вузовском дипломе или предпочитают освоить рабочую специальность? О мечтах выпускников и о новых тенденциях в выборе профессии разузнали корреспонденты "СОЮЗа".

Стены только московских школ в этом году покинут более 58 тысяч выпускников. И речь лишь о тех, кто оканчивает 11-й класс. Девятиклассников традиционно больше, ведь часть из них поступают в средние учебные заведения. Многие ли? Каждый четвертый. Согласно исследованию "Траектории в образовании и профессии" Высшей школы экономики, в Москве 75% учеников после 9-го класса остаются в старшей школе, а по России в целом эта цифра равна 57%. В последние годы заметна обратная тенденция: число тех, кто уходит в колледжи после девятого класса, в Москве растет.

"Мы опрашивали московских девятиклассников об их дальнейших планах, и результаты год от года менялись, - говорит ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Валерия Малик. - Если в 2012 году остаться в школе собирались 62% школьников, то в прошлом году эта цифра снизилась до 58%. Остальные ребята собирались поступать в колледжи или еще не определились. Последующий опрос этих же ребят показал, что из тех, кто окончил 11-й класс, более 80% поступили в вузы. Предпочтение чаще всего отдавали экономике и финансам, управлению и менеджменту, информатике и IT-технологиям. Это три самых популярных направления, которые выбирают больше трети выпускников".

В Москве наметилась тенденция: все больше девятиклассников уходят учиться в колледжи

Педагогические и медицинские вузы тоже не остаются без первокурсников - им отдают предпочтение примерно 5% и 6,7% опрошенных участников исследования. Популярны также юриспруденция, инженерные и другие технические специальности.

Причем школьники и студенты сегодня зачастую имеют реальное представление о будущей профессии еще во время учебы. "Если мы говорим о студентах, то многие из них работают уже со второго-третьего курсов, - говорит основатель рекрутингового сервиса Superjob.ru Алексей Захаров. - Иногда даже старшеклассники, например, с навыками программирования, ищут себе не просто подработку на лето, а полноценную работу и зарабатывают больше родителей".

Но большинство выпускников, конечно, поступают в вуз. Руководитель портала для молодых специалистов career.ru Ирина Святицкая также подтверждает, что постоянную работу вчерашние выпускники росийских школ ищут редко. "Но даже в таком случае обычно продолжают учиться на заочном или вечернем отделении, - отмечает она. - Что касается подработок для школьников, то у нас размещено около 100 тысяч резюме от них. А те компании, которые готовы брать на работу несовершеннолетних, помечены специальным знаком. По закону работать можно в возрасте от 14 лет".

Средняя зарплата повара в России колеблется в пределах 44 тысяч рублей в месяц. Фото: Сергей Михеев

Инна Кабышева, Минск

Очевидная тенденция в белорусском образовании: вузы делают ставку на специалистов, подготовленных в разных областях знаний. Завкафедрой биофизики физфака БГУ Григорий Мартинович приводит такой пример: уже сейчас нарасхват физики, которые не только хорошо знают работу новейших приборов, используемых в медицине, но и прекрасно понимают, какие изменения происходят в биологическом объекте, если на него воздействуют эти приборы.

Сегодня наша кафедра готовит, можно так сказать, штучных специалистов - биофизиков. Они очень востребованы в науке, хоть сфера производства у нас в стране для них пока и не создана. Но им есть где применить свои знания. Так, например, в Беларуси на базе Института биофизики и клеточной инженерии НАН работает научно-медицинский центр "Клеточные технологии", часть выпускников нашей кафедры - его сотрудники. Не так давно открылся ПЭТ-центр в Боровлянах: туда нужны физики-ядерщики, но с радостью приглашают и наших выпускников. Они, к слову, зачастую идут разрабатывать технологии, каких еще в природе не существует. А все потому, что у них очень качественная подготовка и есть знания в совершенно разных областях. Это помогает мыслить глобально, - Григорий Григорьевич уверен, что универсальные специалисты в области естественных наук могут приспособиться к любым направлениям.

И в России, и в Беларуси, по заверениям специалистов, резко растет спрос на рабочие специальности. Особенно ценятся "технари"

Эту же мысль развивает и ректор Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники Михаил Батура. Тенденция, говорит он, такова: специальности будут укрупняться, а уже в их рамках предполагаются профили. Благодаря чему вуз сможет быстро реагировать на потребности экономики в специалистах, обладающих современными знаниями. В БГУИР, к слову, в этом году почти на 300 мест увеличен набор на IT-специальности, и подобное решение было принято неспроста, ведь запрос на подобных специалистов есть у заказчиков кадров. Так что на задворках выпускники точно не останутся. А вот с юристами и экономистами есть вопросы: на первых курсах, к слову, в этом году их станет примерно на 10 процентов меньше. Но если абитуриент по зову сердца выбрал юридический факультет, это вовсе не означает, что с дипломом в руках он не найдет работу. Скажем, не так много сегодня в стране юристов в области медицинского права, а с развитием страховой медицины такие могут быть буквально на вес золота. Так что самое время уделить внимание конкретному профилю.

А в каких областях могут найти себя гуманитарии? Лет через шесть однозначно понадобятся переводчики-медиаторы. Подготовку таких специалистов могут взять на себя вузы, которые сегодня выпускают кадры для массмедиа, факультеты психологии и социальных наук. Уже сейчас, по версии экспертов, факультеты PR и связей с общественностью могут готовить модераторов форумов, всевозможных комьюнити в соцсетях и так далее.

А еще бизнесу нужны будут люди, способные генерировать идеи и создавать прорывные технологии, организовывать масштабные междисциплинарные проекты, и здесь уже потребуется подготовка на стыке нескольких областей, например, социологии, IT, филологии. Кстати, по-прежнему на хорошем счету специалисты, владеющие иностранными языками.

Новые специальности появятся в этом году и в средних специальных учреждениях образования Беларуси. На особом счету, уверяют специалисты, будут рабочие профессии.

Например, уже сегодня в аграрном секторе нужны слесари-электрики по ремонту электрооборудования: современные сельхозмашины буквально напичканы электроникой, а квалифицированных специалистов, которые могли бы их обслуживать и чинить, не хватает. Филиал "Индустриально-педагогический колледж" Республиканского института профессионального образования в этом году открывает набор на новую специальность - "Обслуживание и эксплуатация жилых домов": будущие хаус-мастера получат навыки маляра, сантехника и электрика. В торговом колледже Белкоопсоюза будут принимать документы на специальность "Маркетинг", а в Новогрудском аграрном колледже - на специальность "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов". Еще одна новинка - специальность "Хранение и переработка зерна" в Молодечненском политехническом колледже.

Всего в профтехобразовании планируют набрать около 31 тысячи выпускников базовой и средней школ. А местные власти, к слову, смогут по согласованию с Минобразования корректировать наборы на востребованные в регионах специальности.

Павел Ходырев, ответственный секретарь приемной комиссии Удмуртского госуниверситета:

Все более популярным у наших абитуриентов становится нефтегазовое дело. Пользуются спросом психология и лингвистика. Все больше желающих изучать иностранные языки. Особенно много ребят, которые интересуются китайским. Растет интерес к направлениям, связанным с информатикой и вычислительной техникой.

Александр Кечемайкин, ответственный секретарь приемной комиссии Донского государственного технического университета:

Если два-три года назад ребята прежде всего шли на менеджмент, экономику и юриспруденцию, то теперь все чаще выбирают технические специальности. У нас сейчас около трех тысяч бюджетных мест и только чуть больше пяти процентов из них - это гуманитарные специальности. Остальные - технические. Раньше для вуза было достаточно проблематичным заполнить места по таким специальностям, как машиностроение или технология машиностроения, сейчас же они востребованы. Думаю, причина в том, что многие крупные предприятия в регионе, да и в целом в России, встали на ноги, активно развиваются и ищут хороших специалистов.

Маргарита Банникова, директор школы № 79 Нижнего Новгорода:

В последние годы все чаще наши выпускники выбирают технические профессии и рабочие специальности. После 11-го класса абитуриенты хотят стать, например, кораблестроителями, речниками, работниками атомной отрасли. Конечно, их выбор тесно связан с наличием в Нижнем Новгороде профильных вузов и популяризацией этих замечательных профессий.

Белорусский выбор

В топ-5 профессиональных предпочтений белорусских абитуриентов в прошлом году входили фармацевтика, современные иностранные языки (перевод), международное право и международные отношения, политология и информатика и технологии программирования.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

«Шашки сделали жизнь интересной»

У семьи Пермяковых трое сыновей. Старший сын Ян в этом году оканчивает Республиканский лицей-интернат. С детства он увлекается русскими шашками. В десять лет мальчик стал кандидатом в мастера спорта.

«Шашки – это прежде всего интеллектуальная игра. Я как мама убедилась в том, что игра развивает пространственное мышление, память и внимание. А еще формирует такие важные качества, как трудолюбие и усидчивость. Это помогает и в учебе, и в быту. Например, сыновья с большим удовольствием собирают ягоды, согласитесь, не всем детям свойственное занятие», – улыбается мама Раиса Степановна Охлопкова .

Под руководством заслуженного тренера РС(Я) Василия Иннокентьевича Кононова Ян Пермяков участвовал во многих соревнованиях, неоднократно становился чемпионом республики. В 2014 году всей командой поехали в Сочи на Всероссийские соревнования и заняли почетное второе место. Сборы и соревнования значительно расширили кругозор мальчика. Ян побывал в разных городах России – Москве, Сочи, Ярославле. «Спорт закаляет характер, учит самостоятельности», – уверен наш собеседник.

Пожалуй, самые яркие впечатления оставил современный образовательный центр «Сириус» в городе Сочи. Как вы знаете, его назначение – поиск, профессиональная поддержка, развитие одаренных детей со всей страны. В «Сириусе» Ян не только получил новые знания, принял участие в интересных проектах, но и обрел друзей и знакомых из разных уголков страны.

В старших классах Ян Пермяков перешел из школы №2 в Республиканский лицей-интернат. Сейчас учится в инженерном классе. Из всех школьных предметов предпочитает алгебру, физику, информатику.

«Я планирую поступить в Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ» или Московский энергетический институт. Хочу стать энергетиком. Потому что это престижная, высокооплачиваемая и актуальная профессия. Сейчас усиленно готовлюсь к Единому государственному экзамену. После учебы обязательно вернусь в родную республику», – рассказал Ян.

Андрей , средний сын Пермяковых, тоже увлекается шашками, выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Тоже учится в Республиканском лицее-интернате.Вот так мальчики поддерживают друг друга. Вся семья искренне радуется их успехам.

«Я открыта для новых знаний»

Мария Курепина тоже из многодетной семьи. Она – выпускница школы №26. Отличница, активистка, будущий филолог.

С большим воодушевлением девушка рассказала о своем классе: «Мой класс имеет оборонно-спортивный профиль. Многие ученики участвуют в олимпиадах по ОБЖ, физкультуре, в полевых сборах. Большое внимание у нас уделяется здоровому образу жизни, историческим и культурным традициям многонационального народа. Я искренне благодарна своим учителям. Самые яркие воспоминания остались после участия в первенстве по военно-прикладному спорту на переходящий «Кубок Героя России Александра Рыжикова». Было очень сложно, но мы проверили свои силы, умения, стали увереннее, терпеливее, как команда еще больше сплотились. Остались замечательные впечатления».

Кстати, профильные политологические и оборонно-спортивные классы были созданы в школе №26 еще в 2003 году. За 15 лет работы выпущено 5 классов. В этом 2018 году будет 6 выпусков ОСК. Данный профиль предполагает довузовскую подготовку учащихся старших классов к широкому кругу востребованных профессий: юристы, военные и работники службы МЧС.

Мария с детства хорошо учится, как и все школьники, сейчас активно готовится к предстоящим экзаменам.

«Я хочу стать филологом. Мои любимые предметы русский язык и литература, а также английский язык. Очень люблю читать и слушать музыку. Занимаюсь саморазвитием. В современном мире очень много информации. Я открыта к новым знаниям. Уважаю целеустремленных и ответственных людей», – поделилась Мария.

Прозвенел последний школьный звонок. Глаза родителей полны надежды и гордости. Впереди у выпускников – целая жизнь! Пусть им везет на хороших людей.

Лана МАЙИНСКАЯ

В этом году в Новосибирской области более 13 тысяч ребят заканчивают школы. О каких профессиях мечтают выпускники? Куда собираются поступать? И какие выбрали экзамены? Об этом рассказали сами 11-классники в программе «Классный час».

Боятся ли выпускники ЕГЭ

Последние звонки уже давно отзвенели, и сейчас выпускники сдают единые госэкзамены. Основная волна продлится до конца июня. После будущие абитуриенты смогут вздохнуть свободно.

Как рассказывают 11-классники, сама требует много эмоциональных сил, подчёркивает выпускница Дарья Ивачева: «Когда ты приходишь на экзамен, ты, всё-таки, боишься сложных заданий, того, что ты можешь не сдать. Ты не знаешь, что тебе попадётся, а тут ещё такая ситуация, что тебя прямо на входе будут обыскивать. Эмоционально, конечно, это тяжело».

А вот у выпускника Дэвида Кисса другое мнение: «У меня к этому несколько иное отношение. Да, да изымут всё, но я это и так не собираюсь проносить. Я приду, сяду, я всё знаю, я всё напишу. Точка».

Выпускница Олеся Баянова тоже готова выдержать все испытания. Кроме того, она видит большие плюсы при сдаче единого госэкзамена: «Несмотря на все трудности прохождения ЕГЭ: сложную процедуру, множество условий, которые нужно соблюсти, ЕГЭ всё равно удобный экзамен. Ты его сдаёшь один раз и можешь подать документы, поступить в разные вузы, а не так, как было раньше, когда надо было поступать в один вуз, подавать документы только туда и . ЕГЭ гораздо удобнее в этом плане».

Сдать ЕГЭ на высший балл вполне реально, утверждают выпускники. По словам Кирилла Белика, если школьник заинтересован в своём будущем, то итоговые испытания пройдёт без труда. Тем более, что учителя дают необходимые знания: «В школе можно получить намного больше знаний, когда ты хочешь. То есть, если у тебя есть какой-то интерес: ты заинтересован в своём дальнейшем образовании, поступлении в университет, в 100-бальном экзамене, то, безусловно, учитель тебе и поможет, и подскажет, он знает процедуру сдачи ЕГЭ» .


Готовы ли выпускники ко взрослой жизни

Со своим будущим ребята тоже определились. Кто-то пойдёт на экономический факультет, кто-то на факультет иностранных языков и в театральный институт, а Анна Васильченко отправится покорять культурную столицу нашей страны: «Я собираюсь поступать в Санкт-Петербург на факультет журналистики. Считаю, что в этом городе больше возможностей для развития в медиа-сфере. Конечно, в Новосибирске тоже есть много мест, куда можно пойти работать, но хочется поучиться в культурной столице, прочувствовать эту атмосферу. В дальнейшем хочу работать именно журналистом, возможно, на телевидении, либо в сфере пиар».

На выбор будущей профессии влияют родители, интересы самого школьника и учителя, подчеркивает Дэвид: «Я по жизни хочу стать экономистом, то есть, моя профессия, так или иначе, будет связана с экономикой, поступать буду на экономическую кибернетику. Этому выбору во многом я обязан именно своему преподавателю Ирине Андреевне Серебренниковой. Это прекраснейший учитель по экономике, именно она привила мне невероятную любовь к предмету и дала понять, что это моё, я хочу идти по жизни именно с этими знаниями в этом направлении».

А если завалили?

Если не получится поступить с первого раза, то новосибирские выпускники унывать не будут и попытают счастье ещё раз.

- Я думаю, что никогда не стоит сдаваться. И если вдруг не получится поступить, то можно выбрать другой вуз. А вообще, я думаю, что, в любом случае, нужно пробовать, возможно, что ничего страшного не случится, если мы ещё раз сдадим ЕГЭ. Некоторые меняют своё решение, выбирают для поступления другой вуз, пересдают ЕГЭ. Это всё возможно, и не стоит делать из этого трагедию.

- Я уже выбрал свой жизненный путь. И в моей жизни будет всё либо так, как я хочу, либо так, как я хочу.

Что выпускники думают выпускных балах

В конце июня, после того, как все экзамены будут позади, в школах пройдут выпускные балы. Ребята с нетерпением ждут момента, когда можно будет ещё раз поблагодарить своих учителей за 11 лет знаний, пообщаться со своими одноклассниками, вспомнить важные, интересные моменты школьной жизни. Выпускной бал, как заверяют сами ребята, это приключение и сплочение всех 11 классов.

- Это возможность развиваться, общаться с друзьями, с одноклассниками. В 11 классе мы уже общаемся всей параллелью, готовимся к КВН, собираемся вечерами в школе. Готовим программу, у нас каждый год на последний звонок проходит карнавальное шествие. В нем участвует директор образовательного центра Ирина Германовна Путинцева.

- И ещё это замечательная возможность дружно поностальгировать, что было за все эти 11 лет нашей школьной жизни. Вспомнить всё, что было хорошего.

Желаю всем выпускникам высоких оценок за ЕГЭ, отличных аттестатов и волшебных выпускных балов.

Сегодня сотни школьников собрались на площади Воинской славы на торжественную «линейку» по поводу последнего звонка. Пока они не разбрелись по городу, мы подловили самых симпатичных и задали им самый простой вопрос: о чем вы мечтаете? «Хочу умереть в родном городе», «Чтобы не было тараканов в столовой», «Поймать самую большую волну» — некоторые ответы оказались весьма неожиданными.

Алена Горшкова, 8 школа
Поступить и сдать экзамены. Хочется счастливо вообще жить и родить здоровых детей.

Диана Якунина, 21 школа
Я мечтаю быть счастливой. А конкретно — не знаю, я особо не планирую жизнь, потому что тот, кто планирует жизнь – он не счастливый человек. Хотелось бы попробовать себя в построении своего бизнеса, ведении своего дела.

Юлия Григоровская, 10 школа
На данный момент сдать ЕГЭ. А вообще – объездить весь мир, забраться на Эверест и поймать самую большую волну на доске для серфинга.

Данила Птицин, 10 школа
Мечтаю поступить в химтех, работать на заводе и умереть в своем городе.

Ирина Гришина, 23 школа
Как и все, хочу сначала сдать экзамены, а потом поступить в вуз, найти себе профессию по душе и работать до конца своей жизни.

Кристина Аношина, 14 школа
Я мечтаю о том, чтобы поступить в тот вуз, в который я хочу, потом построить карьеру и идти только вверх по карьерной лестнице.

Аделина Исакова, 10 школа
Я хочу добиться всего самого хорошего и стать настоящим человеком. А единственная мечта в Коврове – это чтобы сделали дороги, в школах была нормальная еда в столовой, и тараканов чтобы не было.

Вероника Зимина, 15 школа
Поступить. И прыгнуть с парашютом.

Алексей Белов, гимназия №1
Мечтаю сдать экзамен и добиться цели, которую поставил. А что за цель – не скажу. Нельзя ведь все так сразу рассказывать.


Дарья Гохеатулина, 9 школа
Поступить в институт, выйти замуж, родить детей, дом построить.

Виктория Михайлова, 10 школа
Мечтаю, чтобы, наконец, получилось стать дизайнером.

Полина Шишкова, 22 школа
Поступить и нормально сдать ЕГЭ – все, о чем мечтаю на данный момент. Хочется, чтобы все запланированное сбылось.

Екатерина Семенова, 21 школа
Я не мечтаю работать по профессии, я мечтаю работать там, где я хочу, где я найду свое место. Та работа, которая мне будет приносить удовольствие и хороший заработок. Я бы хотела много путешествовать, посетить множество стран, особенно Японию и Францию.

Виктория Лаврова, 10 школа
Мечтаю я о том, чтобы на данный момент прошел спокойно последний звонок, сдать экзамены и поступить. Вот самые такие элементарные вещи. На жизнь планов пока еще нет.

Подготовила Татьяна Миронова

Специфика Новосибирского Академгородка не меняется многие годы: практически сто процентов выпускников местных школ поступают в вузы, стремятся продолжить свое образование. Выделить лидирующие, наиболее привлекательные специальности сложно. Ребята идут на все факультеты Новосибирского государственного университета. Большое количество научно-исследовательских институтов помогает им видеть дальнейшую перспективу, а Дни открытых дверей, Дни науки и многочисленные мероприятия знакомят с различными направлениями будущих исследований. Большую роль играет семья, родители, дедушки и бабушки заняты научной работой и преподаванием. Выбор в пользу дальнейшего образования большей частью оказывается вполне осознанным.

Сергей ЕРШОВ только что окончил новосибирский лицей № 130, с младших классов он участвует в различных олимпиадах, победитель многих конкурсов областного, зонального и российского уровней. Во время учебы в средней школе Сережа начал ездить в экологические экспедиции и посещать математические школы. Его целеустремленность, ответственность вызывают уважение.

«Поступление в вуз – важный шаг в жизни каждого человека, нацеленного на получение высшего образования. Именно поэтому после окончания школы я решил продолжить обучение в университете в надежде на то, что время, проведенное в его стенах, благотворно скажется на моей последующей жизни и позволит овладеть широким спектром возможностей для реализации намеченных целей и осуществления разного рода мечтаний. Я планирую поступить на факультет информационных технологий, так как хочу связать свою жизнь с этой областью знаний», - так Сергей объяснил свое желание поступить в Новосибирский государственный университет. Я уверена, что перед ним, как и перед многими другими выпускниками, открываются прекрасные возможности применить полученные знания на практике и принести пользу обществу.

У молодежи начнется совсем иная жизнь, в корне отличающаяся от привычной школьной. Вузовские преподаватели не «стоят над душой», не вызывают родителей, если не сделана домашняя работа или если первокурсник прогулял часть лекций. Одаренный педагог научит студентов думать, анализировать, строить свой рабочий день, задавать вопросы. Одна из сложных задач, стоящих как перед студентами, так и перед профессорами, - привить чувство ответственности. Свобода, отсутствие постоянного присмотра вызывают ощущение эйфории. Если молодой человек проспал утренние лекции, не подготовился к семинару, до самой первой сессии он или она могут не осознать, насколько серьезно их положение.

В связи со спецификой Академгородка мне часто приходится сталкиваться с другой проблемой, помогать родителям и учащимся справляться со сложной ситуацией. Вот одна из родительниц сетует: вся семья – медики с высшим образованием, а дочь с раннего детства ходит в кружок юных натуралистов, ухаживает за лошадьми и мечтает посвятить себя этой деятельности по окончании школы. Что делать, как заставить ее поступить в вуз? Советов я не даю, руководствуясь мудрым принципом, сформулированным Александром Дюма: «Люди спрашивают совета за тем, чтобы было кого потом обвинять». Просто делюсь своим мнением. Важно, чтобы ребенок хотел чем-то заниматься во взрослой жизни. Девушка хочет работать, ухаживать за животными. Она не собирается болтаться без дела. И хорошо, нужно ее поддержать, принять ее выбор. В другой семье отец – член-корреспондент Академии наук, мама доктор наук. А сын мечтает после школы пойти служить в армию, обучиться водить машину и потом работать шофером скорой помощи. Конечно, это совсем не то, чего ожидали от него остепененные родные, к тому же в данном случае действует некая сила инерции. Все выпускники школ Академгородка поступают в вузы! Снова провожу разъяснительную работу. Ваш сын мечтает приносить пользу людям, участвовать в спасении жизней.

Никто не сказал, что позднее эти ребята не захотят получить высшее образование. Несколько раз в году встречаю девушку-грума, она приводит лошадок в места детских праздников, катает ребятишек, широко улыбается, слыша их смех, и с удовольствием фотографируется на память. Однако по прошествии нескольких лет она пришла к выводу, что хочет большего, и пошла учиться на ветеринара. Когда мимо меня по улице проносится машина скорой помощи, иной раз успеваю заметить знакомое молодое лицо за рулем – и радуюсь.

«Разве не все поступают в вуз после школы? А что же они делают?» - с удивлением спрашивает меня очередная молодая женщина, с отличием окончившая школу, а потом университет. Отвечаю вопросом на вопрос: ты ходишь в магазин, на почту, в ремонт техники, пользуешься транспортом, делаешь прививки у медсестры, посещаешь парикмахерскую?.. Каждый раз такая беседа оказывается откровением.

Пожелаем успеха всем выпускникам школ, желающим освоить профессию, приносящую пользу обществу и удовлетворение себе.

Нина Коптюг , кандидат филологических наук