О чем князь игорь. Князь Игорь (опера)

Князь Игорь - опера в четырёх действиях с прологом, написанная и составленная Александром Бородиным. Композитор адаптировал либретто древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве» , в котором рассказывается о кампании князя Руси Игоря Святославовича против вторгшихся куманских («половецких») племён в 1185 году.

Он также включил материал, составленный из двух средневековых киевских летописей. Опера была оставлена незавершённой после смерти композитора в 1887 году и была отредактирована и дополнена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Она была впервые показана в Санкт-Петербурге, в 1890 году.

Действующие лица:

  • Князь Игорь.
  • Ярославна, его жена.
  • Владимир Игоревич, сын.
  • Князь Галицкий, брат Ярославны.
  • Кончак, половецкий хан.
  • Кончаковна, его дочь.
  • Гзак, половецкий хан.
  • Овлур, крещёный половчанин.
  • Ерошка, гудошник.
  • Скула, гудошник.
  • Половецкая девушка.

Русские люди:

  • бояре;
  • дружинники;
  • девушки;
  • народ.

Половцы:

  • половецкие ханы;
  • подруги Кончаковны;
  • рабыни;
  • половецкие охранники.

Пролог

Площадь в Путивле . Князь Игорь собирается отправиться в поход против куманов / половцев и их ханов, которые ранее напали на русские земли. Народ поёт хвалу. (Припев: «Слава прекрасному солнцу»). Солнечное затмение оказывает на всех общий ужас. Двое гудошников Скула и Ерошка уверены, что князь Галицкий предложит им работу по их вкусу.

Хотя Ярославна, жена Игоря, считает затмение плохим предзнаменованием, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошёл на войну. Он оставляет её на попечении её брата, князя Галицкого, благодарного Игорю за то, что он укрыл его после того, как Галицкого изгнали из собственного дома его отец и братья.

Действие 1

Сцена 1: Владимир Галицкий в Путивле . Последователи Галицкого воспевают его. Скула и Ерошка теперь работают у них в качестве музыкантов. Они развлекают последователей, и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину, и как она умоляла вернуть её к отцу, не будучи обесчещенной. Галицкий поёт о том, как если бы он был князем Путивля, он весь день пил и пировал, распределяя суд, и у него были самые прекрасные девушки с ним всю ночь (Песнь Галицкого). Казна будет тратиться на себя и на его людей, пока его сестра будет молиться в монастыре.

Группа молодых женщин просит Галицкого вернуть похищенную девушку. Он угрожает им и прогоняет, говоря, что она теперь живёт в роскоши и не должна работать. Галицкий возвращается в свои комнаты, отправив вино для своих последователей. Шуты и последователи Галицкого издеваются над женщинами.

Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна услышит о бесчинствах Галицкого. Но потом осознают, что княгиня беспомощна , так как все её люди отправились на войну. Приспешники Галицкого поют о том, как все они пьяны и поддерживаются Галицким. Мужчины решают отправиться на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем Путивля, оставив двух пьяных музыкантов.

Сцена 2: Комната в Ярославском дворце. Ярославна беспокоится о том, почему нет вестей от Игоря и его спутников (ария Ярославны). Она поёт про слезы ночью и ночные кошмары и вспоминает, когда она была счастлива с Игорем. Княгиня принимает молодых женщин, которые говорят Ярославне об их похищенной подруге. Сначала они неохотно раскрывают виновника, но, в конце концов, называют Галицкого и говорят о том, как он и его пьяные последователи создают проблемы в Путивле.

Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна расспрашивает его об истине, но он издевается над ней, говоря, что она должна относиться к нему как к гостю в её доме. Княгиня угрожает ему тем, что сделает Игорь по возвращении, но Галицкий грозится захватить трон всякий раз, когда захочет.

Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил против своего отца, но он отвечает, что он только шутит и спрашивает, есть ли у неё любовник, теперь, когда её муж ушёл. Она угрожает ему отправить его обратно отцу. Галицкий отвечает, что вернёт девушку, но возьмёт другую и уйдёт.

Совет бояр прибывает, чтобы сообщить Ярославне, что половцы собираются атаковать Путивль. Армия Игоря была полностью разбита, а он был ранен и схвачен вместе со своим сыном и братом.

После мгновенной слабости Ярославна приказывает посланникам позвать союзников города, но бояре сообщают, что дороги отрезаны, некоторые города восстают, и их князья были схвачены. Бояре говорят, что они организуют защиту, но Галицкий возвращается со своими последователями, чтобы потребовать выборов нового князя.

Его свита говорит, что это должен быть он, поскольку он брат Ярославны и шурин князя. Бояре отказываются. Спор прерван видом пламени и плачущих женщин. Некоторые бояре бегут; некоторые присоединяются к битве, другие охраняют принцессу. Они называют атаку половцев Божьим судом.

Действие 2

Вечер в половецком лагере Половецкие девушки поют , сравнивая любовь с цветком, который парит в пылу дня и оживляется ночью. Они танцуют (Танец половецких девиц). Кончаковна присоединяется к пению, надеясь, что её собственный любовник скоро присоединится к ней. Русские заключённые приезжают с работы на день и выражают благодарность, когда их кормят Кончаковна и девицы.

Охранники русских пленных уходят спать, оставив только Овлура, христианина. Владимир, сын Игоря, поёт про свою надежду на то, что его любовь скоро присоединится к нему сейчас, когда этот день угасает. Его любовь - Кончаковна. Она приходит, и они поют про свою любовь и своё желание женится.

Они слышат, как идёт Игорь. Он поёт о своём позоре и мучения. Он надеется на шанс вернуть себе честь. Овлур убеждает князя бежать, и тот соглашается подумать об этом.

Хан Кончак спрашивает его, все ли хорошо (ария Коньяка), и он отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что, поскольку Игорь не просил о пощаде, то он не заключённый, а почётный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает об участи пленника.

Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает не вести войну с ним, но он отказывается, сказав, что он не может лгать. Кончак сожалеет, что они не союзники. Тогда они захватили бы всю Россию. Он призывает рабынь, чтобы развлечь князя и его самого, и предлагает Игорю их на выбор. Когда рабыни танцуют, половцы поют славу Кончаку (половецкие танцы).

Действие 3

Половецкая армия возвращается с триумфом , воспевая хана Гзака (половецкий марш). Кончак уверенно предсказывает, что скоро они захватят всю Россию. Игорь и его сын Владимир имеют худшие опасения, подтверждённые новыми пленниками. Владимир и другие заключённые призывают князя бежать, но он сначала неохотно поёт о своём позоре и говорит, что долг других русских князей состоит в том, чтобы спасти родину (ария князя).

Овлур теперь приходит, чтобы сказать, что нужно действовать, он приготовил лошадей для князя. Владимир и Игорь теперь соглашаются бежать. Кончаковна приходит к Владимиру, чтобы показать свою любовь, он должен взять её с собой либо оставить. Князь призывает сына ехать, но Владимир чувствует себя неспособным покинуть Кончаковну, которая грозит разбудить лагерь.

В конце концов, князь бежит в одиночку, и Кончаковна и её отец запрещают половцам убивать Владимира. Вместо этого Кончак предаёт смерти охранников и приказывает жениться Владимиру на своей дочери.

Действие 4

Рассвет в Путивле. Ярославна плачет о разлуке с Игорем и поражении его армии («Плач Ярославны»). Крестьянские женщины винят Хана Гзака за опустошение. Когда Ярославна оглядывается, чтобы признать разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются князем Игорем и Овлуром.

Вместе они воспевают свою радость от воссоединения и ожидание того, что Игорь приведёт русских к победе против хана. Не зная о возвращении князя, Скула и Ерошка, пьяные музыканты, поют песню, издевающуюся над ним. Затем они замечают его вдалеке. Спустя мгновение паники Скула придумывает план, который спасёт их.

Они звонят в колокола, чтобы вызвать толпу. Хотя люди сначала относятся к ним с подозрением, музыкантам удаётся убедить толпу, что князь вернулся, и они верные последователи истинного князя, а не Галицкого. Все радостно празднуют возвращение Игоря.

Произведение – великий вклад в отечественную музыкальную сокровищницу. Многие фрагменты из него находятся у всех на слуху, стали народным достоянием. Опера «Князь Игорь» написана композитором Александром Бородиным, краткое содержание, а также история написания великого произведения будут изложены ниже.

Александр Бородин появился на свет 12 ноября (по новому стилю) 1833 года. Он был внебрачным княжеским сыном, поэтому его записали как ребенка крепостных крестьян. Из-за своего происхождения мальчик не мог учиться в гимназии, потому получал домашнее образование.

Саша с детства был музыкально одаренным мальчиком, научился играть на флейте, виолончели и рояле. В самом раннем возрасте написал свои первые музыкальные произведения.

Одновременно мальчика привлекала химия, по достижении соответствующего возраста Александр поступил в Медицинскую академию, увлеченно занимался химией. В 24 года молодой медик познакомился с великим русским композитором Мусоргским, который по стечению обстоятельств находился у него на лечении.

Это знакомство оказало существенное влияние на будущего композитора. Также способствовала музыкальному развитию встреча с будущей женой, Екатериной Сергеевной, тоже лечившейся у него от легочной болезни. Девушка прекрасно играла на разных инструментах и познакомила своего доктора с творчеством многих известных композиторов.

В 1862 году знакомство с М. Балакиревым привело Бородина в «Могучую кучку» — музыкальный кружок, куда входили многие известные композиторы того времени (Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи). Под влиянием этого коллектива произошло становление Бородина, как композитора.

Он написал множество симфонических произведений, романсов, концертов. В творчестве появилась народно-эпическая тематика. Самым выдающимся творением композитора является опера «Князь Игорь».

Но немногим известно, что тот, кто написал это произведение, являлся профессором медицины, академиком, основателем Русского химического общества и Высших женских курсов.

Этот человек был необычайно талантливым и многосторонне развитым. Такие люди рождаются нечасто, и, хотя его жизнь оборвалась рано, в расцвете сил и творчества, он оставил нам немалое наследие.

История написания

Однажды на одном из музыкальных вечеров Бородину предложили идею написания оперы. Сюжет ее изложен в произведении 12-го века «Слово о полку Игореве». Содержание оперы, как и самого литературного произведения, известно многим.

Драматургия оперы раскрывает героизм русского народа, стремление к свободе, победе над врагами. Эпическая тема так близка была композитору, что он с большим воодушевлением взялся писать эту оперу. Говорят, что автор перед началом написания оперы отправился специально в Путивль с целью изучить быт простых людей, местный говор, манеры и обычаи. Материалы легли в основу сюжета произведения.

Работа над произведением длилась около девятнадцати лет. Были написаны почти все действия, композитор не раз демонстрировал фрагменты перед своими коллегами. Но внезапно жизнь оборвалась.

Встал вопрос: кто же закончит такой великий труд. Коллеги и друзья не смогли допустить, чтобы единственное крупное произведение рано ушедшего композитора, труд почти всей его жизни, пропал даром.

Многие знали содержание, основных действующих лиц, кроме того, сохранился черновик.

Выяснилось, что некоторые сцены не были оркестрованы. Тогда русские композиторы Глазунов и Римский-Корсаков принялись за дело. С их помощью произведение было закончено, полностью оркестровано, была дописана партитура, завершены некоторые сцены.

Важно! Премьера состоялась в конце 1890 года на сцене Петербургского оперного театра. Драматургия понравилась многим, удачное либретто, красота и одновременно народная простота мелодий, их широта, красота внутреннего мира действующих лиц были оценены по достоинству как профессионалами, так и простыми зрителями.

Сцена половецких плясок (которую закончили друзья композитора) имела наибольшую популярность. Особенно хор пленниц «Улетай на крыльях ветра» сразу и навсегда поселился в сердцах российских зрителей.

Эта мелодия популярна до сих пор, ее исполняют профессиональные певцы и напевают люди, далекие от искусства.

Многие даже не подозревают о том, что это – фрагмент оперы Бородина. Эта мелодия давно уже стала народной. Интересно, что ноты этого хора были увековечены на лицевой стороне памятника композитору на его могиле в Питерском некрополе.

Краткое содержание

Либретто написал искусствовед Владимир Стасов. В создании также участвовал и сам композитор. Краткое содержание оперы немного отличается от литературного источника. Например, в опере Игорь и Ярославна состоят во втором браке, когда в первоисточнике сказано, что это их единственный брак. Также и Владимир по действию оперы – сын от первого брака, в чем тоже состоит отличие.

Действующие лица оперы:

  • Князь Северский — Игорь Святославич (его исполняет баритон или высокий бас);
  • Ярославна — жена Игоря (исполняет сопрано);
  • Владимир, княжеский сын от первой жены (тенор);
  • Владимир – князь Галицкий, брат Ярославны (бас-баритон);
  • Кончак – хан половецкий (бас);
  • Кончаковна – дочь хана (контральто);
  • Гзак – хан половецкий (бас);
  • Овлур – крещеный половчанин (тенор);
  • Скула (бас);
  • Ерошка (тенор).

Действие произведения разворачивается в Путивле и стане половцев, где находился в плену Игорь. Княжеский сын влюбился в дочку половецкого хана, девушка отвечала ему взаимностью.

Этой особенностью музыкальное произведение отличается от литературного. Из плена им помог бежать Овлур — крещеный половчанин.

Это музыкальное произведение состоит из четырех действий, включает увертюру и пролог.

Надо сказать, что увертюру полностью написал Глазунов. Остальные сцены были созданы самим композитором, а оркестрованы многие из них Глазуновым, Римским-Корсаковым и Лядовым. Например, сцена Половецких плясок.

Пора приступить к подробному описанию содержания оперы.

Пролог

Начинается действие с прославления Игоря, который собирает своих воинов в поход. Внезапно на небе является грозное знамение солнца.

Жена князя Ярославна начинает уговаривать своего супруга не ходить на войну, видя в этом предостережение Божие. Но супруг непреклонен, оставляет жену на попечение ее брата — князя Галицкого.

Два музыканта — Ерошка и Скула — изменяют своему господину и переходят на службу к Галицкому, надеясь на веселую и беззаботную жизнь. Дружина отправляется в путь с благословения старца.

Действие 1

Первая картина начинается с веселого пира у князя Галицкого в тереме, хозяин дома в арии раскрывается как любитель гуляний, завистливый и злой человек, мечтающий занять пост правящего князя, а его жену сослать в монастырь.

Внезапно появляются несколько девушек, которые умоляют его вернуть подругу, которую Галицкий украл. Им отказывают и выгоняют прочь. Заходят музыканты Ерошка и Скула, поют шуточную песню о веселом житии у князя Галицкого. Заговорщики размышляют, как князю Галицкому занять трон князя Игоря.

Во второй картине Ярославна печалится о муже, что от него нет никаких известий. Появляются девушки и жалуются на князя Галицкого, просят защиты.

Она утешает их, обещает помочь. Однако тот не поддается на уговоры, утверждает, что если девушку и выпустит, то украдет другую. При этом оскорбляет сестру, подозревая ее в измене мужу.

Оскорбленная Ярославна говорит, что скоро муж вернется и обо всем узнает. Приходят бояре и приносят скорбное известие о том, что муж оказался в плену.

Действие 2

В половецком стане Кончаковна ждет встречи с княжеским сыном. Приходит возлюбленный, они исполняют дуэт, в котором клянутся в любви друг ко другу, хотят пожениться, но отец не дает благословение, пока не выйдут из плена.

Игорь исполняет свою известную арию, в которой сетует на заточение и просит свободы. Олувр уговаривает пленника бежать, но тот не хочет обидеть хана Кончака, который настроен к нему дружелюбно. Хан исполняет свою арию, в которой называет Игоря своим гостем, а не пленником. Кончак готов отпустить Игоря в обмен на обещание больше не нападать на половцев, тот не дает согласие. Хан решает смягчить его сердце, предложив ему послушать песни и посмотреть пляски.

Действие 3

Приходит хан Гзак и приводит с собой пленных, его встречает Кончак. Все ложатся спать, Овлур предлагает побег Игорю. Тот соглашается, Кончаковна уговаривает Владимира остаться, но получает отказ.

Тогда дочка хана ударяет в било с целью поднять всех. Становится известно о побеге, половчане отправляются вдогонку. Кончаковна уговаривает воинов не убивать Владимира.

Действие 4

Княгиня грустит о супруге и исполняет свой знаменитый плач. Тут возвращается Игорь и кидается к ней в объятия. Звучит дуэт о взаимном счастье. Супруг уверяет Ярославну, что пойдет опять на половцев.

Хитрецы Скула и Ерошка решают звонить в колокол, чтобы загладить вину и всех оповестить о том, что князь вернулся. Пришедшие люди прощают их по причине великой радости. Все восхваляют правителя.

Полезное видео

Подведем итоги

Драматургия и простые напевы оперы «Князь Игорь», так похожие на народные, полюбились многим слушателям. Среди всех произведений Бородина - это, пожалуй, самое гениальное. Прошло много лет, но популярность только возрастает.

Либретто Либретто написано на материале русской эпической поэмы 16в. "Слово о полку Игореве" А.П. Бородиным. Первое представление состоялось 4 ноября 1890г. на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Действующие лица.

Игорь Святославович, князь Северский.......... баритон

Ярославна, его жена во втором браке.......... сопрано

Владимир Игоревич, его сын от первого брака.......... тенор

Владимир Ярославович, князь Галицкий.......... высокий бас

Кончак, половецкий хан.......... бас

Гзак, половецкий хан.......... мимическое лицо

Кончаковна, дочь хана Кончака.......... контральто

Овлур, крещеный половчанин.......... тенор

Скула, гудочник.......... бас

Ерошка, гудочник.......... тенор

Няня Ярославны.......... сопрано

Половецкая девушка.......... сопрано

Русский князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русский ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Действие происходит в 1185 году: в прологе, в I и IV действиях в городе Путивле, во II и III действиях - в половецком стане.

Пролог. На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим "божьим знамением" и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела - он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов.

Незаметно из строя выходят два ратника - Скула и Ерошка, они бросают доспехи и убегают. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её тоже волнуют недобрые предчувствия. Но князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Действие первое

Картина первая. Княжеский двор Владимира Галицкого, разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь, однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря. Во двор вбегают девушки, они жалуются Галицкому на его приближенных, укравших их подружку. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит сам. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: "Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?!".

Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжелые предчувствия. С любовью думает она о своем муже, тоска и печаль сжимают ей сердце. Приходят девушки с жалобой на Галицкого и его людей, появляется и сам Галицкий. Княгиня высказывает брату свое неудовольствие его поведением, но он держится вызывающе и грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его.

Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности - половцы приближаются к Путивлю, начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Действие второе

В половецком стане девушки развлекают песнями и танцами дочь хана Кончаковну. Однако, её мысли поглощены пленным юношей юным княжичем Владимиром Игоревичем. Она с нетерпением ожидаем часа свидания с ним. Вечереет, русские пленники возвращаются с тяжелой работы и наступает ночь. Радостно встречаются влюбленные - Владимир и Кончаковна. Они нежно и пылко признаются друг другу в любви и мечтают о счастье.

Не спится и князю Игорю. томящемуся в плену в половецком стане, его гнетут тяжкие думы. Нелегко пережить позор и тяжесть плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощенной врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы, тогда он сможет собрать новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга - Ярославну. Крадучись к Игорю подходит Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако, гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег, и он отказывается. Из-за шатра выходит сам хан Кончак. С большим уважением относясь к пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем - лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что ка ктолько вырвется из плена, соберет новую рать и снова будет воевать с половцами. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают игоря восточными пляками - то плавными, томными и полными неги, то стремительными и огненными.

Действие третье

С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных он ведет за собой. Кончак и половцы приветствуют войско, ханы уходят делить награбленное. Русские пленники рассказывают о сожженном Путивле, о горе жен и матерей. "Князь, бери ты в русь, не дай погибнуть ей," - обращаются они к Игорю, и он решается на побег. Овлур готовит лошадей - для князя, княжича и себя. В последний момент появляется Кончаковна, она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности, а Кончаковна в отчаянии поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться.

Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: "Если сокол к гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей". Подводя Кончаковну к княжичу, он говорит: "Вот тебе жена, Владимир!"

Действие четвертое

В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа.Она уже и не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру. солнцу, Ярославна ждет от них ответа - где Игорь и что с ним. С тоскою смотрит Ярославна вокруг на выжженные села, заброшенные пашни, болью в сердце отзывается печальная песня идущих мимо поселян. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнает Игоря. Наконец-то счастье вернулось в ней! Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить - колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть - вернулся князь. Народ чествует и величает князя Игоря.

Героиня памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII век). Ярославна - реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода - «красная Глебовна». С конца XVIII века считается, что имя Ярославны - Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын - Владимир, участвовавший в походе 1185 года, попал в плен вместе с отцом, дядей и двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь вернулся в 1187 году с женой и «дитятей»). Еще три сына Игоря погибли в начале XIII века в борьбе за обладание Галичем, что становится необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Ярославна - вторая жена Игоря, а все дети князя - ее пасынки.
Образ тоскующей по мужу Ярославны - одно из ярчайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова». Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Ярославне воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Ярославна - носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В «Слове», напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру - плачу.
Плач Ярославны - важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Ярославна, плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру («О ветре, ветрило!»), Днепру («О Днепре, Словутицю!») и солнцу («Светлое и тресветлое слънце!») звучит и упрек («Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?»), и призыв о помощи («Взълелей, господине, мою ладу къ мне»). Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Ярославны, начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Ярославны, жалобы которой автор «Слова» уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Ярославны летит над землей, он слышен на Дунае: «Полечу,- рече,- зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле».
Историк В.Н.Татищев в своей «Истории Российской», научные споры об источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Ярославны., поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.
Образ Ярославны постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда произведений, а ее Плач - постоянным источником разноплановых реминисценций. Ярославна вызывала больший интерес у авторов XIX - XX веков, нежели фигура центрального героя произведения.
Сразу же после опубликования «Слова» к этому образу стали обращаться поэты (например, М.М. Херасков, Ф.Н. Глинка и др.). Возник ряд поэтических переводов Плача на русский и украинский языки (И. Козлов, П.П. Шкляревский, Т. Шевченко, А. Прокофьев и др.). Особенно дорожили образом Ярославны поэты конца XIX - XX вв., среди них К. Случевский («Ты не гонись за рифмой своенравной…», 1901); В.Я. Брюсов («Певцу «Слова»», 1912); М.И. Цветаева (Цикл «Лебединый стан», 1917-1921); О.Ф. Берггольц («…Я буду сегодня с тобой говорить…», 1941); П.Г. Антокольский (поэма «Ярославна», 1944) и др.
Плач Ярославны нашел отражение и в драматургии. Его использовали в своих трагедиях Гаврила Державин («Евпраксия», 1808) и Матвей Крюковский («Елизавета - дочь Ярослава», 1820), а также автор пьесы «Мамаево побоище» (1864) Д.В. Аверкиев. Самое знаменитое воплощение образа Ярославны - в опере А.Б. Бородина «Князь Игорь» (1869-1887). В числе других музыкально-сценических произведений балет Б.И.Тищенко «Ярославна» (1974). Ярославну запечатлели в своих работах графики, живописцы, иллюстраторы (В.Г. Перов, И.Я. Билибин, В.А. Фаворский, Н.К. Рерих, И. Голиков, Д.С. Бисти, И.С. Глазунов, К. Васильев).

Лит.: Державина О.А. Образ Ярославны в творчестве поэтов ХГХ-ХХ вв. // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978; Соловьев А.В. Восемь заметок к «Слову о полку Игореве». Жена и дети Игоря // ТОДРЛ. 1964. Т.20; Творогов О.В. На ком были женаты Игорь и Всеволод Святославичи // ТОДРЛ. 1993. Т.48; Якобсон P.O. Компози́ция и космология плача Ярославны // ТОДРЛ. 1969. Т.24.

Ярославна - жительница областного центра России (Ярославль).

Ярославна - сорт черешни.


Случайные ссылки:
Сорность - Степень засоренности семян и...
Аюстаа , в абхазской мифологии чёрт; при...
Коэффициент паропроницаемости материала ...
Менрва , в этрусской мифологии богиня ма...
Ра-Шалом , малая планета номер 2100, Ато...

Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в “Слове” Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода – “красная Глебовна”. С конца XVIII в. считается, что имя Я.- Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын – Владимир, участвовавший в походе 1185 г., попал в плен вместе с отцом, дядей и двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь вернулся в 1187 г. с женой и “дитятей”).
Еще три сына Игоря погибли в начале XIII в. в борьбе за обладание Галичем, что становится необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Я.- вторая жена Игоря, а все дети князя – ее пасынки.
Образ тоскующей по мужу Я.- одно из ярчайших поэтических достижений безымян ного создателя “Слова”. Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Я. воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Я.- носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В “Слове”, напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру – плачу.
Плач Я.- важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Я., плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру (“О ветре, ветрило!”), Днепру (“О Днепре, Словутицю!”) и солнцу (“Светлое и тресветлое слънце!”) звучит и упрек (“Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?”), и призыв о помощи (“Взълелей, господине, мою ладу къ мне”). Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Я., начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Я., жалобы которой автор “Слова” уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Я. летит над землей, он слышен на Дунае: “Полечу,- рече,- зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле”.
Историк В. Н. Татищев в своей “Истории Российской”, научные споры об источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Я., поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.
Образ Я. постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда произведений, а ее Плач – постоянным источником разноплановых реминисценций. Я. вызывала больший интерес у авторов XIX – XX вв., нежели фигура центрального героя произведения.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. 1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь – доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.> “Слово Read More ......
  2. Полечу, – молвит, – кукушкою по Дунаю. Омочу шелковый рукав в Каяле реке, Отру князю кровавые его раны на могучем его теле. В истории русской литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Наиболее яркий из них – Read More ......
  3. В то же время Святославич Игорь, внук Олегов, поехал из Новгорода [Северского] месяца апреля в двадцать и третий день, во вторник, взяв с собой брата Всеволода с [города] Трубец познали князя и возвратились бы. Однако же не возвратился никто, а Read More ......
  4. План: 1. Вступление. Система персонажей в “Слове”. 2. Единственный женский образ произведения – княгиня Ярославна. 3. “Живая сила” образа. 4. Обращение Ярославны к стихиям – самый лиричный эпизод в “Слове”. 5. Заключение. Образ Ярославны – воплощение истинно русского характера. “Слово Read More ......
  5. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на Read More ......
  6. В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и “Слово о полке Игореве”. Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Давняя Русь. Из строк Read More ......
  7. Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из “Слова о полке Игореве” веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью Read More ......
  8. В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья – Игорь и его брат Всеволод – оказались Read More ......
Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря