О бесноватых. Признаки присутствия беса в человеке, а так же его воздействие на человека

СИАНЕЛ Copyright

21 ПРИЗНАК ПРИСУТСТВИЯ САТАНЫ

I. Первый трюк дьявола - попытка убедить всех, что он не существует. Маскируясь, пытается выглядеть, как все окружающие. Его называют князем тьмы потому, что, плетя свои козни, он стремится укрыться в тени, остаться инкогнито. На любые поступки у него заготовлен ряд алиби.

II. Человек одержимый дьяволом непременно обладает скрытым или явным нравственным пороком. Одержимость пороком проявляется как хромота умственная, хотя многих сынов и дочерей греха Бог метит врожденным физическим недостатком.

III. Дьявол всегда человеконенавистник. Дьявол не может любить и не терпит тех, кто любит. Каждое проявление нежности дьявол встречает бешеной злобой.

IV. Дьявол крайне агрессивен и чрезвычайно жесток. В проявлении власти и жестокости находит порочное сладострастие, доводя подвластного ему мужа до извержения семени. На дне души любого вождя притаился дьявол.

V. Дьявол, выглядя анархистом, всегда стремится к власти. Он не признает ничьей власти, кроме своей собственной. Его покорность чему-либо всегда временна и носит показной характер.

VI. Дьявол - отец лжи и первый обманщик: обещает золотые горы, а платит разбитыми черепками.

VII. Дьявол первый интриган. Коварство его врожденная черта. Одержим болезненным любопытством по отношению ко всяким тайнам. Разносит сплетни и клевету, находя в том особенное удовольствие, и сообщает о своих кознях только для того, чтобы еще раз посмеяться над легковерными. Все, что он делает, строится на холодном расчете.

VIII. Дьявол - это троянский конь всех времен и народов. Отец всех предателей и провокаторов, всех душевно неуравновешенных и вечно недовольных людей.

IX. Дьявол любит маскироваться под ангела света, борца за идеалы Церкви и Государства, а сам втайне защищает порок. Самые наибольшие носители греха производят впечатление особенной святости.

X. Дьявол любит прятаться за самые лучшие человеческие чувства. За разглагольствованиями о высокой любви весьма нередко скрывается смертный грех кровосмешения - Грех Эдипа, Электры и богомерзкого Калигулы, жившего с сестрой, подобно мужу.

XI. Дьявол – неустанный новатор, он же первый экстремист, всегда стремится к крайностям и никогда не удовлетворится полумерами.

XII. Дьявол всегда нигилист и циник. Втайне презирает, какие бы то ни было, истины Святой церкви и человеческого порядка и отвергает их на деле, если не боится уронить маску с лица своего.

XIII. Дьявол любит все делать в темноте, сзади и наоборот. Извращенность вкуса первостепенный признак дьявола. Привычка противоречить - неистребимое свойство дьявола.

XIV. Дьявол опасен только тогда, когда его не видят, и стоит ему только обнаружить себя, как он становится мерзким, смешным и жалким.

XV. Дьявол всегда склонен к иронии и сарказму, но сам над собой не может терпеть иронии и насмешек.

XVI. Дьявол всегда склонен к разрушению и саморазрушению, убийству и самоубийству. Находит удовольствие не только в том, чтобы мучить кого-нибудь, но и в провоцировании других на причинении ему боли.

XVII. Дьявол всегда лучше других знает, как влиять на людей, как завоевывать друзей, ибо темные стороны жизни видны ему лучше простаков, не привыкших всматриваться в темноту.

XVIII. Дьявол - это партия партий и союз союзов. Одержимые дьяволом быстро распознают друг друга по интимным признакам. По закону подобия они тянутся друг к другу. Создают внутри любой организации тайную когорту, с помощью которой захватывают власть в организации.

XIX. Легион – имя дьявола. Куда ни глянь, дьявол всегда будет между нами, ибо половина человечества, в той или иной степени, одержима грехом блудодеяния. Мужеложцы и лесбиянки первые слуги дьявола, но из них получаются самые способные шпионы для дела Святого ордена.

XX. Правда о дьяволе - это такая грязная вещь, что меченные дьяволом, люди не могут спокойно ее воспринимать.

XXI. Когда вы решите, что, наконец-то, поймали дьявола в капкан, вы увидите, что он сидит в вашем собственном кресле. Ибо, сталкиваясь с происками извечного противника человечества, сердце честного слуги Господа наполняется ожесточением. Это мешает делу инквизиции Святой римской церкви: одних грешников нужно лишь изолировать, других, как иудеев, - лишать прав, и только неисправимых нужно сжигать живыми, без пролития крови.

Подведу итог. Нравственный императив Добра: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Дьявол, поступая с другими, как с бессловесным скотом, требует к себе относиться, как к Богу. Являясь сущностью бессмертной, дьявол возомнил себя во всем равным Богу. К Нему он неустанно ревнует людей. Смириться перед Господом ему мешает непомерная гордыня. Вот почему смирение - первая добродетель воина ордена Святого Грааля.

Истины сии нетленные были возвещены мне, рабу божьему Кристобальду, пророком Иоанном, явившимся мне в ночь с 6 на 7 октября 1582 года от Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Записано достоверно монастыря Святого Себастьяна послушником Диего, Севилья. Пятница, 12 октября 1582 года.

Что такое одержимость?

Под этим термином скрывается множество состояний. Одно из них – то, когда человек находится под сильным влиянием злых сил, духов, диавола. Другое – термин, который используется в психиатрии. Люди могут говорить об одержимости и в положительном ключе – “он одержим идеей помочь людям”. И все же одержимость предполагает нездоровое увлечение или те моменты, когда человек не может контролировать себя. Одержимым требуется помощь и порой участие Церкви. О чем бы мы ни говорили, – о психическом заболевании или о духовном состоянии, православные христиане верят в то, что Всесильный Господь способен помочь человеку, который борется с одержимостью.

Еще Библия дает нам упоминания о том, что некоторые люди могут быть одержимы злыми духами. Поэтому христианам сомневаться в реальности существования одержимости не приходится.

В “Деяниях Апостолов” (19, 13-16) есть такой рассказ: “Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? – и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома”. Перед Иисусом Христом бесы трепетали, и в Его земной жизни также были эпизоды исцеления одержимых.

Как узнать, что человек одержим?

Не существует определенных “симптомов” или признаков одержимости. В Библии упоминания одержимости относятся, скорее, к эпизодам, когда человека одолевали греховные мысли, с которыми он никак не мог справиться. Мы тоже часто употребляем в речи это слово, рассказывая о том, что человек “одержим ревностью” или “одержим злобой”.

Если говорить об упоминании подобных состояний в Писании, речь обычно шла о подобии эпилептического припадка, потере дара речи или необычного поведения, хуления святых. Но, если Библия – богодухновенный текст, то к другим сообщениям об одержимости стоит относиться критически. Мало кто знает, что состояние “одержимости” упоминается и в психиатрии. Одержимость даже имеет код по МКБ. То, что одержимость чаще встречалась в литературе и свидетельствах древности, кстати, говорит о том, что психиатрия, как наука в медицине, тогда практически не существовала или была, скорее, карательной, чем направленной на помощь людям. Во времена инквизиции многие пострадали вследствие того, что одержимыми посчитали психически больных людей.

Одержимость бесами или психическое заболевание?

Как отличить одержимость от психического заболевания? Может быть, человек не одержим? Почему “отчитки” и сеансы экзорцизма помогают, если одержимость – следствие психического расстройства?

Пункт F44.3 «Транс и одержимость» описывает то, что многие могут принять за одержимость бесами. Тем не менее во многих случаях речь идет о тяжелом психическом расстройстве, которое требует помощи психиатра. Конечно, обращение к Церкви и исцеление по молитвам Господу случается, но, человек не может брать на себя ответственность и лишать близкого квалифицированной помощи, если по его мнению человек одержим. В случае, если вы подозреваете у кого-либо одержимость, покажите его психиатру. Раньше врачи называли одержимость “какоденомания”. Люди, страдающие этим расстройством нередко, на самом деле, болели шизофренией. Из-за раздвоения личности они считали, что одна из их личностей – это демон. Подобными расстройствами часто страдают люди с нарциссическими наклонностями.

Известны случаи, когда люди имитировали одержимость, чтобы привлечь к себе внимание. Им также требовалось помощь психиатра. Сейчас бред одержимости встречается нечасто, потому что в обществе не принято, как в средние века, списывать любое состояние, в котором у человека наблюдается расстройство личности, на одержимость.

В случае, когда человеку с заболеванием “одержимость” помогали в Церкви врачи не раз говорили об “эффекте плацебо” и самовнушении.

Отчитки в православии

Православная Церковь, как правило, не проводит специальных обрядов для тех, кто страдает от одержимости. Это возможно по особому разрешению от правящего архиерея. В свою очередь, в католической Церкви существует обряд экзорцизма. Об этом существует немало художественных фильмов и литературы.

В православии “отчитка” – скорее, редкость. В Троице-Сергиевой Лавре отчитку проводит отец Герман (Чесноков). Отчитка – специальный чин, который читается с целью помочь людям, в отношении которых доказательная медицина бессильна. Верующие обращаются за помощью к Господу. Отчитка не стоит никаких денег, поэтому верующие могут обращаться за помощью. И, все же, в первую очередь следует исключить психические заболевания. Границы между патологией и вмешательством сверхъестественного провести в случае с одержимостью непросто. Делать это должен специалист. Если вы опасаетесь, что врач, не верующий в Бога, может пропустить состояние одержимости, то спешим вас утешить – многие психиатры – религиозные люди и одновременно с врачом можно обратиться за духовной помощью в Церковь.

Священник, который видит, что у человека симптомы эпилепсии, которые можно принять за одержимость, в первую очередь, направляет человека к эпилептологу, а не на отчитку.

Отчитки в протестантизме

Интересно, что традиционные протестанты (лютеране) не проводят никаких обрядов для людей, страдающих одержимостью. Праведная жизнь и молитвы – это то средство, которые протестанты предлагают одержимым злыми силами.

В христианстве не сформировалось единого отношения к одержимости, так как многие из тех, кто якобы ей страдал, на самом деле, были жертвами психического заболевания, притворялись, чтобы получить славу. Некоторые также считают, что Господь допускает одержимость не случайно. Когда люди видят необычные и сверхъестественные вещи, творимые через зло, они могут задуматься об обращении к Богу и о том, что реально не только тело, но и душа. Физическое и душевное состояние человек может напрямую зависеть от того, какую жизнь он ведет.

К сожалению, многочисленные примеры показывают, что праведная жизнь – не является гарантией как душевного, так и физического здоровья. Но, христиане не должны строить свою жизнь в ожидании награды на земле. Иисус Христос победил мир, поэтому мы ищем награды на Небесах.

Как не дать вселиться бесу

Не существует рекомендаций и алгоритмов, выполнив которые можно точно знать, что бес не вселится в человека. Церковь допускает и проводит освящение жилища, средства передвижения, но христианская вера не предполагает ритуалов или обрядов, которые надежно защищают от одержимости. Это не более, чем суеверие. Особенно осторожно следует относиться к предложениям спасти от одержимости на коммерческой основе. Многочисленные священники предлагающие амулеты и обереги от сглаза или злых духов не имеют никакого отношения Церкви. Бог дал нам свою благодать бесплатно.

Можно ли купить отчитку?

В Троице-Сергиевой Лавре всегда благодарны паломникам за посильное пожертвование, но “отчитка” не имеет определенной стоимости и нет чинов, которые за деньги изгоняют бесов из человека.

Согласно наставлениям отцов Церкви злому духу сложно войти туда, где пребывает Святой Дух. Люди становились открыты к злу, когда их души были одержимы грехом, дурными помыслами. Так Иуда предал Христа, одержимый жадностью. Конечно, не бывает безгрешных людей, но надо стараться, чтобы грех не завладел душой человека, не вытеснил присутствия в человеке Божественного начала. Ведь мы были созданы по образу и подобию Небесного Отца.

Если христианин живет церковной жизнью, исповедуется и Причащается, искренне хочет жить по Завету Христа, ему не следует опасаться того, что он станет страдать от одержимости. Не следует обращать внимание и на глупые суеверия, которые указывают на возможность сглаза, предостерегают от контакта с черными кошками и женщинами, которые несут пустые ведра. Злые духи бессильны перед Христом, на что прямо указывает Его победа над смертью и адом.

Бесноватость в Библии

Упоминалось ли одержимость бесами в Библии? Говорит ли Библия напрямую о том, что одержимость действительно существует и, какую опасность она представляет? Стоит ли верующим опасаться одержимости и, способны ли злые духи внушить свою волю целому народу?

В Библии встречаются упоминания о том, что злые силы ищут себе жертв. Апостол Павел говорит “противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”, при этом мы знаем, что Бог сильнее диавола и Иисус исцелял одержимых.

В книге Иова диавол действительно причинил вред человеку, но по допущению от Господа. Все, что делает Господь, Он совершает во благо человеку.

В Дан. 10:13 мы видим также свидетельства о том, что одержимость может распространяться не только на одного человека, но и на целый народ. Многие считают, что история нацизма в Германии может служить таким примером.

Описания одержимости мы можем встретить сразу в нескольких местах Писания: (Матф. 4:24; 8:16, 28, 33; 9:32; 12:22; 15:22; Марк 1:32; 5:15-16, 18; Иоан. 10:21)

Помощь одержимому

Что же делать, если нам кажется, что человек одержим? Вызывать скорую психиатрическую помощь, молиться, обращаться к экзорцистам из других конфессий или искать старцев, которые проводят отчитки?

Если вы считаете, что у близкого человека есть признаки одержимости, в первую очередь покажите его врачу. Иногда люди начинают вести себя нетипично или агрессивно из-за психических заболеваний или органических поражений головного мозга. Это не отменяет возможности попросить молитвенную и духовную помощь в Церкви, так как Господь исцеляет человека от любых недугов, если это – именно то, что требуется для спасения души. Посоветуйтесь со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.

Явные признаки одержимости человека бесами известны каждому - это разговоры чужими голосами и от чужого имени, агрессия, особенно по отношению ко всему, что связано с церковью, появление способностей к левитации, запах серы и многое другое. Однако бес хитер, и далеко не всегда он стремится показываться - это может закончиться его изгнанием обратно в ад. Существуют более распространенные признаки вселения беса, которые сложно распознать.

В статье:

Признаки одержимости бесами - бесноватые среди вас

Слова «одержимость» и «экзорцизм» довольно сложно связать с современным миром. Они были распространены в средние века, и, казалось бы, сейчас эта проблема уже не страшна человеку. Однако это не так. Священники утверждают, что вокруг немало. Такое мнение выразил священник Константин Пархоменко в интервью для газеты «Вечерняя Москва»:

Порой, чтобы понять, что с человеком что-то не то, достаточно просто посмотреть ему в глаза… Это может быть современный и даже известный человек, может быть политик, бизнесмен или артист. Посмотрите в его глаза - и вы поежитесь. Там сверкает что-то демоническое.

Священник Константин Пархоменко

Представители духовенства уверены, что вселение беса в человека - это не средневековые выдумки, а суровая реальность. Такие случаи имеют место быть и в 21 веке. Далеко не всегда признаки одержимости бесами похожи на те, которые можно увидеть в фильмах ужасов. Распознать бесноватого бывает сложно, и дело в том, что нечистой силе присуща хитрость. Пока в существование сущности никто не верит, она может спокойно заниматься тем, для чего прибыла в мир людей и вселилась в одного из них. Вряд ли речь идет о благих целях.

Главный признак наличия беса в человеке - нетерпимость ко всему, что связано с верой в Бога. Казалось бы, человек с широким кругозором, который привык учитывать и принимать чужое мнение, однако стоит завести с ним разговор о религии, его лицо начинает невольно меняться, а уважение быстро сходит на нет. Бес не способен переступить через свою суть, когда речь идет о его извечном противнике - Боге, поэтому выдает свое присутствие.

Таким людям тяжело находиться в церкви, и знает об этом каждый. Бес боится своего потенциального врага и перспективы быть изгнанным, поэтому старается уйти подальше от источника опасности. Поэтому его жертва боится священников, освященных предметов и христианских святынь, но на самом деле этот страх принадлежит нечисти, а не ей.

Нежелание креститься или крестить детей часто относят к признакам бесноватости. Но здесь причина может быть в нежелании рассказывать вам о принадлежности к другой религии. Возможно, вы не настолько близкий человек, чтобы об этом знать, и попросту лезете в чужое дело?

Как проявляется бес в человеке - страсти и зависимости


Страсть
- искаженное, ненормальное для верующего, чистого душой человека. Это искаженные желания и эмоции, которые могут жить в каждом из нас. Хороший пример – эротическое влечение к человеку противоположного пола. Это нормально, однако сексуальные отношения без брака - это блуд. Так же называют одну из .

Страсть в браке вкупе с верностью своей второй половинке - реализованное желание, без которого человечество бы вымерло. Стремление удовлетворять свою похоть без брака, распущенность, частая смена половых партнеров, измены - влияние нечистой силы. Нормальным считается желание выпивать время от времени - в праздник, во время встречи с друзьями. А вот алкоголизм, наркомания - это уже от беса. Алкоголик или наркоман, лишенный дозы - самый простой пример жертв нечистой силы.

Любовь к кулинарным экспериментам - это увлечение, попытки самовыражения, хороший способ доставить удовольствие ближнему. Обжорство же - большой грех. Существует даже такая порча - бесовской жор, когда колдун подселяет беса, вызывающего неумеренный аппетит. Жертва такого негатива не знает меры в пище, а потребляет ее так, что видеть этот процесс слабонервным крайне нежелательно.

Зависть, которая подталкивает человека к самосовершенствованию или стремлению изменить свою жизнь - нормальна. Зависть, которая заставляет вредить другим людям - бесовская. В общем и целом, любая страсть, которая делает человека рабом его желаний и заставляет поступать не по совести, может быть признаком бесноватости.

Бесноватость - признаки, отличные от психических отклонений

Люди, одержимые бесами, нередко принимаются за психбольных. Однако отличить больного человека от одержимого возможно. Изначально это личность, которая не отличалась добротой к окружающим. Встречаются, конечно, агрессивные формы сумасшествия, однако здесь имеется в виду отношение к людям до постановки диагноза или проявления заболевания. Если человек всегда был агрессивен и недобр, есть большая вероятность присутствия нечистой силы.

Еще один надежный признак - явное отвращение к христианским святыням. Разговоры о религии, неадекватная реакция на запах ладана, святую воду, чтение молитв, иконы - все это можно отнести к признакам бесноватости, которые возможно отличить от проявления психического отклонения. Особенно, если подозреваемый вами не знал о том, что вы его проверяете, например, святая вода была в его напитке или молитвы читались вами так, что он не мог их слышать.

Есть очень простой способ проверки - предложите подозреваемому в одержимости два стакана. В одном будет простая вода, а в другом - освященная в храме. Естественно, знать человек об этом не должен. Бесноватый обязательно выберет стакан с простой водой - нечисть легко различит два одинаковых стакана. Однако не снимайте со счетов и случайность, этот метод подходит только в совокупности с остальными.

По заверениям священников, чаще приходится иметь дело с ситуацией, когда серьезное заболевание психики принимается за бесноватость. Дело не только в набожных родственниках, которые переживают за своего близкого человека. Иногда и сами якобы страдающие от влияния нечистой силы принимают за это явление некое расстройство психики. Нередко мнимая одержимость является способом привлечения внимания к своей персоне.

Как бес вселяется в человека и как этого не допустить

Современные священники уверены, что человек лично готовит жилье для демонов и бесов своими поступками. Как бес вселяется в человека? Он входит в него вместе с грехом. Закоренелый грешник не находится под защитой Божьей благодати , чем немедленно пользуются демонические сущности. Убийства, изнасилования, блуд, цинизм, интерес к оккультизму и - все это открывает дорогу демонам. В зоне риска находятся все люди, которые ведут греховную жизнь и далеки от покаяния.

Если человек живет в соответствии с христианской моралью, посещает церковь, исповедуется в своих грехах, держит пост, читает молитвы и регулярно причащается, демоны и бесы не смогут к нему подступиться. Верующий человек всегда находится под Божьей защитой, а посильный аскетизм всегда будет плюсом для избавления от неприятностей черномагического или бесовского характера.

Священнослужители утверждают, что люди, которые не находили в себе сил для борьбы со страстью, должны вести христианскую жизнь. Бесы бегут прочь от Божьей благодати, даже несмотря на то, что находиться в храме бесноватому крайне неприятно - так нечистая сила пытается защитить себя от губительной для нее благодати.

Если верит средневековым источникам, интерес бесов к представителям духовенства всегда был высок. Чем чище человек, тем интереснее и ценнее его душа для нечистой силы. Сохранилось немало записей о борьбе монахов с ней. Средства все те же - вера, молитва, христианский образ жизни и, конечно же, сила воли.

Люди, одержимые бесами, и присущие им болезни

Как ещё определить беса в человеке? Физические проявление присутствия нечистой сущности могут заключаться в болезнях или нарушениях самочувствия. Однако все эти признаки бесноватости должны рассматриваться в первую очередь как симптомы заболевания . Если же обследования не показали его наличия, можно подозревать негативную программу или вселение беса в человека.

Особенно это касается родителей, которые уверены, что в ребенка вселился бес. Криминальная хроника по сей день пестрит подобными историями, и для детей они чаще всего завершаются плачевно. Не забывайте о том, что бес может находиться и в вас, толкая на лишение медицинской помощи «бесноватого» - нечистый хитер и умен.

Инструкция

Агрессия. Чрезмерно агрессивное поведение и неконтролируемые приступы гнева могут свидетельствовать о том, что в человека вселился демон. Беспричинная раздражительность становится все более частой. Человек перестает логично воспринимать свои действия. Вспышки ненависти ко всему вокруг заставляют его совершать акты насилия. Он может ударить маленького ребенка за мелкую оплошность, разбить стакан о стену. Нервные срывы чередуются у одержимых с крайней апатией.

Припадки. Приступы эпилепсии и судороги являются проявлением одержимости демонами. Ни с того ни с сего человек, который был абсолютно спокоен, через минуту начинает биться в конвульсиях. При этом он может так неестественно изгибаться, что приводит окружающих в ужас. Все можно списать на индивидуальную гибкость позвоночника, но это не единственное объяснение.

Потеря связи с реальностью. Одержимость демонами проявляется в странном поведении людей, которые до этого вели себя абсолютно адекватно. Им слышатся голоса, они видят то, чего не могут узреть другие. Это похоже на шизофрению, но может оказаться и оккультным.

Апатия. Когда демон все больше укореняется в теле человека, последний впадает в апатичное состояние. Он бездействует, перестает ходить на работу, общаться с близкими. Затем это может перерасти в суицидальное состояние. Одержимый стремится лишить себя жизни. Обычно он пытается это осуществить через колющие и режущие предметы. В этом есть нечто сакральное. Так демон стремится окончательно ослабить волю одержимого.

Знание языков. Если предыдущие причины можно объяснить с точки зрения психологии, то это уже явно паранормальное явление. Человек, который не владел и двумя языками, неожиданно начинает изъясняться на нескольких. Чаще всего это языки, например, древняя или шумерский. Голос одержимого может меняться до неузнаваемости. Он переходит на крик, хрип, рык, звучит откуда-то издалека. Часто человек может быть одержим не одним, а несколькими демонами, поэтому они говорят на разных языках.

Брань. Наличие в речи одержимого скабрезностей и пошлостей является неотъемлемым признаком одержимости. В целом, человек становится пошлым и ведет себя неприлично. Его сексуальные нападки на других людей могут быть излишне вызывающими. Непристойное поведение обычно становится одним из последних критериев перед полным вселением демона и вытеснением человеческой личности.

Отрицание религии. На начальных стадиях одержимости человек негативно относится ко всем символам религии: крестам, Библии, святой воде. Но на последних порах демон настолько укрепляется в своей власти, что он начинает свершать святотатства над ними. Одержимый плюет на кресты, святая вода на него никак не действует.

Болезненность. На последнем этапе вселения демона человек выглядит очень болезненно. Его кожа приобретает зеленовато-серый оттенок. Глаза краснеют и слезятся. Его постоянно тошнит, ему ломит суставы. Он перестает есть, а его органы начинают постепенно отказывать. Постоянные судороги и ослабление организма приводят к летальному исходу.

Обратите внимание

В христианстве в одержимости виновными считают демонов и дьявола, а в исламе - шайтанов и джиннов.

Полезный совет

Если вы подозреваете кого-то в одержимости, стоит сразу обратиться к медиуму или священнику. Помощь одержимому нужна немедленно, иначе потом станет поздно.

Связанная статья

Источники:

  • О признаках вселения демонов и их видах

Наверное, неприятно, когда твоим телом завладевает другая сущность. И вдвойне неприятно, если эта сущность злая, иными словами – бес. Чтобы предотвратить данную неприятность, нужно знать, каким образом бес вселяется в тело человека.

Религиозное толкование

Перед тем как завладеть человеком, бесы подготавливают «почву». Они не могут вселиться в человека с чистой душой, поэтому внушают мысли греховные. Но бесы так внушают свои мысли людям, что те не замечают этого внушения. Свои мысли бесы прилагают к мыслям людей, дабы не было заметно, как греховные помыслы проникают в человеческое сознание.

Постепенно греховные мысли овладевают разумом человека. Пользуясь этим, бес может подчинить себе волю последнего, войти в его тело и управлять им. Таких людей называют бесноватыми, одержимыми или зомбированными.

Вселиться бес может не только в грешника. Иногда Господь попустительствует тому, чтобы бес вселился и в церковного, искренне верующего человека.

Признаки одержимости

Об одержимых написано множество книг и снято еще больше фильмов. Как следует из вышеизложенного, религиозное толкование одержимости выглядит как подчинение бесом воли человека.

Одержимый человек очень сильно изменяется как внешне, так и внутренне. У него могут происходить припадки ярости, случаются судороги. Бесноватые часто задумывают о самоубийстве, а еще чаще – об убийстве. Они могут разговаривать от лица того, кто завладел их телом, при этом даже на незнакомом языке.

Еще одним признаком одержимости является неприятие христианской символики. Но в данном случае речь может идти о психических нарушениях, нежели о факте внешнего вмешательства. Ведь мусульмане также не приемлют христианской символики, но это не свидетельствует об их одержимости.

В признаком одержимости считается аморальное поведение, галлюцинации, психические отклонения и частые потери сознания. Правда, в мусульман вселяются не бесы, а джинны или шайтаны, что одно и то же.

Религии или культы могут быть разными, но в любой из них внедрение в человека враждебной сущности сопровождается схожими симптомами. Одержимый не только сам страдает, но и причиняет страдания окружающим. Вселение беса оказывает губительное действие на своего носителя. При этом сущность не поедает тело изнутри физически – она питается энергией этого тела.

Как изгнать беса

Феномен вселения враждебной сущности был известен задолго до появления христианства. Жрецы, а потом священники пытались бороться с этими сущностями при помощи ритуалов, заклинаний и молитв. Правда, как показала практика инквизиторов, нет ничего более действенного, чем физическое уничтожение носителя.

Собственно, нужны были физические страдания жертвы – они их и получали. Когда инквизиторы сначала пытали, а затем заживо сжигали тело на костре, то бес получал столько энергии, что ему только и оставалось, что покинуть тело носителя перед самой его смертью.

Формы и степень этого тяжелого недуга бывают разные. Св. Диодох, епископ Фитики, пишет: «Есть два рода злых духов: тончайшие, воюющие на душу, и грубейшие, действующие на тело. Когда благодать не обитает в человеке, злые духи, подобно змеям, гнездятся в глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра. Когда же благодать обитает в нем, тогда они, как некие тёмные облака, промелькают по частям тела, преобразуясь в греховные страсти и разнообразные призрачные мечтания, чтобы через воспоминания, развлечения мечтаниями отторгнуть ум от собеседования с благодатью». Св. Диодох говорит о такой степени, когда подчиненность злым духам не имеет заметных внешних проявлений. Такой вид зависимости характерен почти для всех людей, не имеющих духовной жизни или проводящих её крайне невнимательно. Заметным беснование становится тогда, когда демоны овладевают сознанием и волей человека, а через это и телом. И здесь степень и виды этого недуга бывают весьма различными. В Евангелии описывается страшное состояние одержимости, в котором находился гадаринский житель: он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:2-6). Священный текст открывает нам и причину столь бедственного положения. В нем был легион злых духов. Римский легион насчитывал от 4000 до 6000 воинов. Этим словом, по-видимому, указано не число, а неисчислимое множеств, бесов, мучивших человека. Но даже один бес может причинять много мучений. Отец, пришедший к Иисусу, говорит о своем больном сыне: он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф.17:15).

Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описаны в Евангелии (Мф.8:28), от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 32).

Когда в человека вселяется бес, полностью нарушается его внутренняя жизнь. Постепенно помрачается разум. Только после исцеления к гадаринскому бесноватому вернулся здравый рассудок. Жители той страны, придя на место, где паслось их стадо свиней, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк.8:35).

Воля больного становится несвободной. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи - диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2:4). Иногда последствием бывает слепота (Мф.12:22), глухота и немота: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк.9:25).

Одержимый бесом становится угрюмым. Душа лишается способности быть веселой и радостной. Иногда это напоминает приступы тоски и страха. О том, насколько это состояние мучительно, показывают два письма Л.Н.Толстого к жене Софье Андреевне: «Третьего дни в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было два часа ночи, я устал страшно, хотел спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня напали тоска, страх, ужас такие, какие никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я не испытывал никогда и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать… Вчера это чувство …возвратилось во время езды» (сентябрь 1869 г.). В другом письме Л.Толстой пишет: «С тех пор как я приехал сюда, каждый день в шесть часов вечера начинается тоска, как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» (от 18 июня 1871 г.).

Конечная цель демонов – разрушить внутреннюю духовную жизнь. Если она в человеке никогда не начиналась, то воспрепятствовать ей. По словам преподобного Нила Синайского: «У диавола этого виновника и вместе живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжелую и безутешную печаль, сделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией».

Верующий не должен малодушествовать и склоняться к бесобоязни. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится (Пс.90:1). Демонам не дана власть вредить по произволу. Только живущий постоянно в грехе без покаяния, гордо отвергающих помощь Божию или зараженный лжеучениями, не имеет защиты. «Итак ясно, нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишенных помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в представленном им владении» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 24).