Нвос – это что такое? плата за негативное воздействие на окружающую среду. Ведомственные акты Росприроднадзора

Экологическая общественность уже который месяц находится в состоянии повышенной активности. Дело в том, что государство решило кардинально изменить систему нормирования воздействия на окружающую среду. Так, в середине прошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

Объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории );

Объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории );

Объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории );

Объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории ).

Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.

Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект). В январе-апреле 2015 г. были проведены публичные слушания, с учетом результатов которых Проект был доработан , прошел независимую антикоррупционную экспертизу и был представлен Правительству на утверждение. Давайте рассмотрим доработанный Проект подробнее.

Для начала отметим, что согласно п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться:

Уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

Уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

Классификация промышленных объектов и производств;

Особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

В Проекте критерии базируются на принадлежности объекта, оказывающего НВОС, к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

I КАТЕГОРИЯ

В соответствии с пояснительной запиской к Проекту к объектам I категории относятся объекты отраслей (части отраслей, производства), которые характеризуются наибольшим вкладом в загрязнение окружающей среды или осуществляют выбросы, сбросы, содержащие наиболее опасные для здоровья населения и состояния окружающей среды химические вещества или их соединения.

Кроме того, на основании Федерального закона № 7-ФЗ в I категорию попадают объекты хозяйственной и иной деятельности, относящиеся к областям применения НДТ. В связи с этим в качестве критериев отнесения объектов к I категории были использованы отрасли (части отрасли, производства), которые в соответствии с перечнем областей применения наилучших доступных технологий, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (далее — Распоряжение № 2674-р), относятся к областям применения НДТ.

При формировании критериев отнесения хозяйствующих субъектов к I категории учитывались виды производственной деятельности с конкретными показателями мощности, на которые распространяется действие Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза от 15.01.2008 № 2008/1/EC «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» и приложение 1 к Модельному закону «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды» (принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением № 31-8 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

В связи с тем, что объекты I категории являются основными загрязнителями окружающей среды, им в Проекте уделено большое внимание (перечень объектов I категории занимает больше половины объема Проекта).

К таким объектам предлагается отнести в первую очередь объекты по добыче и переработке полезных ископаемых, объекты энергетики, металлургии, предприятия органического и неорганического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, предприятия текстильной, кожевенной, целлюлозно-бумажной, пищевой, свиноводческой и птицеводческой отраслей, мясокомбинаты, предприятия с мощными цехами электролитической и химической обработки сырья, объекты, на которых осуществляется производство оксида магния, работы по обработке поверхностей, предметов и продукции с использованием органических растворителей и др.

Отметим, что в доработанном Проекте была сделана важная оговорка: указанные объекты относятся к I категории при условии наличия в сбросах и выбросах вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду данных объектов веществ 1 и (или) 2 класса опасности . На наш взгляд, сделать такую оговорку было вполне разумным и оправданным шагом, т.к. это существенно снижает количество потенциальных объектов I категории.

Согласно Проекту к объектам I категории не относятся предприятия, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро, в которых оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов.

Объекты I категории будут под самым пристальным контролем со стороны государства. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для них предусмотрен особый способ нормирования — получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР):

Извлечение

Статья 31.1 Комплексное экологическое разрешение
(вступит в силу 01.01.2019)
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
[…]
10. Комплексное экологическое разрешение содержит:
технологические нормативы;
нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
нормативы допустимых физических воздействий;
нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
требования к обращению с отходами производства и потребления;
согласованную программу производственного экологического контроля;
срок действия комплексного экологического разрешения.
[…]
19. Порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

Согласно ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ выданные до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение будут действовать до дня получения КЭР . Заявку на получение КЭР необходимо будет подать в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности :

Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
(вступит в силу 01.01.2019)
1. […] В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
[…]

Кроме того, стационарные источники выброса, расположенные на объектах I категории, необходимо будет оснастить автоматическими системами измерения выбросов :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
[…]
9. На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
[…]

Кроме всего прочего, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

Отметим также, что с 1 января 2018 г. должны вступить в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), согласно которым в ст. 11 будут установлены дополнительные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня (новые пп. 7.5 и 7.6):

Проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории , за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подп. 4 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ;

Материалы обоснования КЭР , разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подп. 7.5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

II КАТЕГОРИЯ

К объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС. В данный перечень входят в том числе объекты хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к областям применения НДТ, за исключением объектов, отнесенных к объектам I категории.

КСТАТИ

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий» Минпромторг России при участии Минсельхоза России, Росстандарта и Роспотребнадзора в течение 2015-2017 гг. разработает 47 справочников по НДТ для различных областей промышленности.
В этой связи также стоит отметить Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».

Кроме того, ко II категории относятся объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы (газовые и нефтяные), крупные аэродромы, объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние водные порты, морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты по разведению крупного рогатого скота, объекты по производству силикатного кирпича, объекты с оборудованием для расплава минеральных веществ и др. Обратите внимание, что далеко не для каждой отрасли указаны производственные мощности, исходя из которых производится отнесение объектов к той или иной категории.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для объектов II категории будет введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
[…]
3. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
информация о программе производственного экологического контроля.
[…]
7. Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

Извлечение
из Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»

Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
[…]
11. Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух .

К слову, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 219-ФЗ, не содержат информации о представлении объектами III категории отчетности о сбросах вредных (загрязняющих) веществ .

На объектах III категории также разрабатывают и утверждают программу ПЭК , осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ).

IV КАТЕГОРИЯ

Извлечение
из Проекта
(изначальный вариант)

[…]
5. К объектам IV категории относятся объекты, подключенные к централизованным системам водоотведения и отводящие сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, на которых отсутствуют источники сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду и стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов.

Так, в этом случае к IV категории должны были относиться все офисные предприятия, учреждения образования, социальной сферы. Однако при наличии хотя бы одного стационарного источника выбросов, например собственного источника теплоснабжения (проще говоря, бытового газового котла), небольшое офисное предприятие уже нельзя было бы отнести к IV категории. При этом не ясно, в какую категорию попадало бы указанное предприятие, ведь в соответствии с Распоряжением № 2674-р производство тепловой энергии через сжигание топлива относится к области применения НДТ, а значит, предприятие следовало бы отнести к I или II категориям.

Доработанный Проект содержит другие критерии:

Извлечение
из Проекта
(доработанный вариант)

[…]
5. К объектам IV категории относятся:
5.1 Объекты, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
а) масса вредных (загрязняющих) веществ в выбросах в атмосферный воздух от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности, радиоактивных веществ;
б) обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду;
в) сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных зданиях (сооружениях) и отводятся в централизованные системы водоотведения либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их очистку или передачу для очистки.
5.2 Объекты по производству тепловой энергии с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива при соответствии данных объектов условиям, предусмотренными подпунктами «б» и «в» пунктом 5.1 настоящих Критериев.

Таким образом, в указанную категорию попадают все офисные предприятия и объекты социальной и образовательной сферы, отапливаемые собственными маломощными газовыми котлами. Автор статьи уверена, что данный вариант критериев гораздо более логичен и оправдан с точки зрения целей Проекта.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2016)
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
[…]

Статья 65. Государственный экологический надзор
[…]
9. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ

В ходе обсуждения Проекта часто встречались замечания об отсутствии в нем конкретного списка предприятий, относящихся к той или иной категории (хотя бы к I и II как самым опасным). Оппоненты разработчиков Проекта указывали также на то, что используемые критерии довольно расплывчаты и не учитывают многих показателей производства. Таким образом, в одну категорию попадают, например, крупные нефтеперерабатывающие заводы и мини-установки по сжиганию нефтеотходов. Такие общие формулировки дают пространство для различных толкований как со стороны природопользователей, так и со стороны представителей контролирующих органов, что неизбежно приведет к коррупционным проявлениям. Так обстояло дело и с печально известными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» до того момента, как после внесения ряда изменений в нем не были максимально конкретно расписаны объекты отраслей, их производственные мощности и классификация, на основании которых объекту присваивается класс опасности и устанавливается соответствующий размер санитарно-защитной зоны. Отметим, что данный недостаток в доработанном Проекте так и не был устранен.

Кроме того, как мы видим, в критериях отнесения объектов к IV категории (ни в изначальном, ни в доработанном Проекте) не сказано ни слова об отходах. Таким образом, предприятие, не имеющее собственных источников выбросов и сбросов, но образующее в ходе своей деятельности опасные отходы I и II классов, будет относиться к IV категории. С одной стороны, позиция разработчиков Проекта понятна, ведь самый распространенный отход I класса — это отработанные ртутные лампы, которые образуются почти на каждом офисном предприятии. А с другой стороны, на основании ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС, если у них образуются только твердые коммунальные отходы (ТКО) (в данном случае плательщиками будут являться региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению). Поэтому логично было бы включить образование только ТКО как один из критериев отнесения объектов к IV категории.

Cо сточными водами тоже не все неоднозначно. Как быть с поверхностным стоком с территории или с крыши зданий, который есть практически на всех объектах? Считать ли его сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду? Если да, то получается, что формально предприятий IV категории вообще не существует.

Отметим, что в Проекте можно найти еще много нюансов, вызывающих вопросы. Например, объекты разведения сельскохозяйственной птицы и свиней включены в перечень объектов I категории, а объекты разведения крупного рогатого скота — в перечень объектов II категории. Почему? Кроме того, объекты разведения мелкого рогатого скота вообще не упоминаются в Проекте.

Недоумение вызывает отнесение ко II категории аэродромов с длиной основной взлетно-посадочной полосы (ВПП) 2100 м и более. Как разработчик проектов нормативов предельно допустимых выбросов, автор не понимает, причем здесь вообще длина ВПП? Ведь источниками выбросов являются самолеты, которые принадлежат чаще всего не аэродромам, а авиакомпаниям, в то время как аэродрому принадлежат объекты обслуживания техники, хранения горюче-смазочных материалов и заправки, оказания услуг пассажирам. И все эти юридические лица будут отнесены ко II категории? Логичнее было бы включить в данную категорию собственников авиатехники, и не в зависимости от длины ВПП, а на основании данных о пассажиропотоке или количестве вылетов/прилетов самолетов в сутки.

Сразу бросается в глаза незавершенность классификации объектов. Почему-то для одних отраслей производства классификация идет в зависимости от объема производства, а в других — нет. При этом классификация произведена фактически по одному признаку — виду хозяйственной деятельности и отрасли производства, хотя, как уже было отмечено в начале статьи, согласно ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться несколько факторов (в т.ч. уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов).

Отнесение ко II категории всех объектов, относящихся к области применения НДТ, кроме объектов I категории, также представляется спорным, ведь из п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что к области применения НДТ относятся только объекты, оказывающие значительное НВОС , т.е. объекты 1 категории.

После подробного изучения Проекта можно сделать вывод, что данный документ был разработан наспех и не выполняет той масштабной задачи, которая была на него возложена, в полном объеме. Судя по всему, Проект до его принятия больше дорабатываться не будет. Так что, очевидно, в ближайшие годы нас ждет трудный период адаптации к новым требованиям. Будем надеяться, что данный нормативно-правовой акт все-таки доведут до ума в ближайшее время после его принятия и он будет более или менее соответствовать экологическим реалиям. Иначе нас ждут огромная лавина судебных процессов по вопросам отнесения предприятий к нужной категории и не меньшая лавина разъяснительных писем от уполномоченных органов, как это всегда бывает в нашей стране после принятия срочных и недостаточно проработанных документов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

А.Г. Воронина,
инженер-эколог ООО «Экомет-2»

К.Г. Гейде,

А.М. Шафикова,
главный специалист ООО «Экомет-2»

А.П. Бирюков,
заместитель директора ООО «Эконт»

Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), будут предъявляться различные требования в зависимости от категории, отнесение предприятий к той или иной категории окажет существенное влияние на их деятельность в части применения к ним мер государственного регулирования, пропорциональных значимости НВОС. Соответственно, неточности при установлении категорий объектов могут негативно сказаться на предпринимательской и инвестиционной деятельности. Именно поэтому правильная оценка уровней НВОС имеет большое значение.

Ознакомление с прошедшим публичные слушания и подготовленным к утверждению проектом Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект) показало, что предложенная в нем классификация по структуре во многом напоминает санитарную классификацию предприятий, сооружений и других объектов со всеми ее недостатками. В Проекте представлены перечни объектов (по видам деятельности и мощности), которые отнесены к I и II категориям, и указаны критерии отнесения объектов к III и IV категориям. При этом, если в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрена возможность установления или изменения (в случаях, если объект отсутствует в классификации или имеет иную, чем принято в классификации, мощность) размеров санитарно-защитных зон по результатам расчетов и измерений, то в Федеральном законе № 7-ФЗ указано, что категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС. Формулировка «при актуализации учетных сведений об объекте» может иметь несколько толкований и требует уточнения.

Формирование классификации объектов по уровню НВОС с помощью перечней объектов, относящихся к разным категориям, как показывает опыт (на примере СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые в разных модификациях действуют уже более 10 лет и до сих пор вызывают множество претензий и вопросов у природопользователей), не рационально , т.к. никакие перечни не могут в полной мере учесть особенности всех объектов. Например, малое предприятие по регенерации отработанных масел будет относиться к I категории как объект, на котором производятся нефтепродукты, что вряд ли объективно. К тому же такой подход не исключает коррупционной составляющей при определении категории предприятия.

Таким образом, необходим дополнительный объективный критерий (в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 таким критерием являются результаты расчетов уровней химического и физического воздействия на атмосферный воздух и соответствующих измерений), учитывающий все виды НВОС и позволяющий количественно оценить уровень НВОС и, соответственно, объективно отнести объект к определенной категории. На наш взгляд, таким критерием может быть размер платы за НВОС .

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ НВОС является платным. Расчет платы за НВОС осуществляется с использованием следующих документов:

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013);

Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» (в ред. от 24.12.2014; далее — Постановление № 344);

Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

Указанными нормативно-правовыми актами регулируется порядок расчета платы:

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, в т.ч. через централизованные системы водоотведения;

Размещение отходов производства и потребления.

Размер платы за выбросы и сбросы пропорционален сумме произведений норматива платы и массы каждого загрязняющего вещества в выбросах и сбросах, а размер платы за размещение отходов — сумме произведений норматива платы и массы отходов каждого класса опасности, размещаемых на объектах хранения и захоронения. Норматив платы по определению представляет собой удельную (приведенную к единице массы) экономическую оценку НВОС при выбросах и сбросах загрязняющих веществ и размещении отходов разных классов опасности. По некоторым оценкам, нормативы платы не в полной мере отражают затраты на реабилитацию окружающей среды, однако в целом корреляционная взаимосвязь между нормативами платы и уровнями негативного воздействия прослеживается.

Например, согласно Постановлению № 344 базовый норматив платы за выброс 1 т бенз(а)пирена составляет 2 049 801 руб., а за выброс 1 т диоксида азота — 52 руб.

Таким образом, размер платы за НВОС по сути является критерием, с помощью которого можно оценить уровень НВОС, установить категорию объекта в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ и правильно расставить приоритеты при определении мер государственного регулирования к различным объектам (предприятиям).

Выводы и предложения:

1. Классификация объектов, оказывающих НВОС, представленная в Проекте, не в полной мере объективна и требует уточнения. В Проекте предлагается учесть дополнительный критерий — размер платы за НВОС.

2. В качестве дополнительного критерия, на основании которого осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, целесообразно принять разные уровни платы за НВОС:

Величины А, Б и В предлагается установить с использованием базы данных администратора платежей действующих предприятий и расчетным путем — для проектируемых объектов.

Для объектов, включенных в перечень опасных, технически сложных и уникальных объектов (см. ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), возможно, следует предусмотреть особый порядок отнесения к категориям в зависимости от уровня НВОС.

  • 9. Место экологического права в системе права. Соотношение экологического права с другими отраслями права.
  • 17. Обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • 18. Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений.
  • 19. Понятие и общая характеристика права собственности на природные объекты и ресурсы.
  • 20. Формы и виды собственности на природные ресурсы.
  • 21.Объекты и субъекты права собственности на природные объекты и природные ресурсы.
  • 22.Право частной собственности на природные объекты.
  • 23.Право государственной собственности на природные объекты. Разграничение государственной собственности на природные объекты.
  • 24.Право муниципальной собственности на природные объекты.
  • 25.Правомочия собственника природных ресурсов и природных объектов. Правовые формы их реализации.
  • 27. Понятие, виды и содержание права природопользования
  • 1) По основаниям возникновения:
  • 2) В зависимости от объектов природопользования:
  • 3) В зависимости от сроков природопользования:
  • 5) В зависимости от способов возникновения отношений природопользования:
  • 28.Право общего природопользования(вызубрить)
  • 29.Право специального природопользования.
  • 30. Понятие и принципы права природопользования.
  • 31. Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
  • 32. Понятие, функции и методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 33. Виды управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 34.Система органов государственного управления в области природопользования и
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
  • 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • 36.Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окружаю-
  • 37.Понятие, виды и принципы экологической экспертизы
  • Виды экологической экспертизы
  • Принципы экологической экспертизы
  • 38.Государственная экологическая экспертиза.
  • 39.Общественная экологическая экспертиза.
  • 42. Нормирование в области охраны окружающей среды.
  • 43. Правовые основы технического регулирования. Технические регламенты: понятие, содержание, порядок разработки и утверждения.
  • 44. Правовые основы экологической стандартизации.
  • 45. Правовые основы экологической сертификации.
  • 46. Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения. Есть в фз об охране окр среды
  • 47 Государственный мониторинг окружающей среды.
  • 48 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).
  • 50. Плата за пользование природными ресурсами.
  • 51. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 52. Экологическое страхование.
  • 53 Понятие, общая характеристика и вида юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 54. .Понятие и состав экологического правонарушения
  • 55. Уголовная ответственность за экологические преступления
  • 56. Административная ответственность за экологические правонарушения
  • 57 Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
  • 58. Понятие и виды экологического вреда. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
  • 59.Вред экономический и вред экологический.
  • 60. Земля как основа жизни и деятельности человека, незаменимый компонент природы и окружающей среды, недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав.
  • 62. Содержание охраны земель
  • 63.Недра как объект использования и охраны. Основные требования охраны недр.
  • 64. Право пользования недрами: понятие, виды, основания возникновения и прекращения
  • 65.Правовое регулирование разведки и добычи полезных ископаемых.
  • 66. Воды как объект использования и охраны. Объекты водных отношений. Водное законодательство.
  • 67. Управление в области использования и охраны водных объектов.
  • 68.Право водопользования и его виды.
  • 69. Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
  • 70.Порядок предоставления водных объектов для специального (совместного) и обособленного водопользования.
  • 71.Правовая охрана вод.
  • Глава 6Водного кодекса рф устанавливает основные требования к охране водных объектов.
  • 72.Леса как объект использования и охраны. Объекты и субъекты лесных отношений.
  • 73.Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
  • Глава 10 лк рф, устанавливает основные положения управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов:
  • 74. Классификация лесов и ее правовое значение.
  • 75. Право лесопользования и его виды.
  • 76. Правовое регулирование заготовки древесины.
  • 78. Животный мир как объект использования и охраны. Законодательство об охране и использовании животного мира. (фз о животном мире)
  • 81 Право пользования животным миром и его виды.
  • 82. Правовое регулирование охоты.
  • 83. Правовое регулирование рыболовства.
  • 1) Промышленного рыболовства;
  • 84.Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Законодательство об охране атмосферного воздуха от загрязнения.
  • 85.Правовые меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
  • 86.Понятие и состав природно-заповедного фонда.
  • 88.Правовой режим национальных и природных парков.
  • 51. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.

    Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16).

    К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит:

      выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

      сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

      загрязнение недр, почв;

      размещение отходов производства и потребления;

      загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

      иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    Виды негативного воздействия на окружающую среду , за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"):

      выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

      сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

      размещение отходов;

      другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

    (Присутствует явное несоответствие пунктов Постановления Правительства Федеральному закону)

    Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами.

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) взимается в соответствии с Порядком, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632"Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление № 632) по нормативам, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344"О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 и от 08.01.2009 г. № 7) (далее - Постановление № 344).

    Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

    Установлены два вида базовых нормативов платы :

      за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

      за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

    При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов.

    Согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 г.г." нормативы платы за НВОС, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом, учитывающим инфляцию:

      Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003г. - 2,05;

      Постановлением Правительства РФ № 410 от 01.07.2005г. - 1,67.

    При оформлении Расчетов платы за НВОС необходимо применять к нормативам платы коэффициенты, учитывающие экологические факторы территории на которой находится объект, оказывающий негативное воздействие (приложение 2к Постановлению 344). Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяются с дополнительным коэффициентом 1,2, для сельских поселений - 1.

    Плательщиками за НВОС в соответствии с п.1 Порядка, содержащегося в Постановлении № 632, являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации вышеуказанные виды негативного воздействия. Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 28 Федерального от 04.05.99г. № 96-ФЗ " Об охране атмосферного воздуха".

    Расчеты платы за НВОС производятся природопользователями самостоятельно по формам, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 г. № 204 в редакции №182 от 27.03.08 г. "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

    В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться.

    Нормативы платы для особо охраняемых природных территорий , в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента 2. При этом дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

    Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

    В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

    Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остававшейся в распоряжении природопользователя.

    Платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся поквартально.

    На современном этапе распределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. В соответствии с ним 20% платы поступает в федеральный бюджет; 40% - в бюджеты субъектов РФ; 40% - в местные бюджеты. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.

    Какие три формы негативного воздействия человека на окружающую среду названы в тексте? Приведите примеры каждой из указанных в тексте форм негативного экологического воздействия.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны. Общепризнано, что такая война, где бы она ни возникла, в несколько часов могла бы отравить весь земной шар и прекратить жизнь человека. Эта угроза и заставляет людей отказываться от применения ядерного оружия.

    Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.

    Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100-150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13-40 лет, свинца - 20-60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).

    Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

    Следующая проблема - экологическая - возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду - загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, - что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.

    Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.

    (по П. Л. Капице )

    Пояснение.

    В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

    Три формы негативного воздействия человека на окружающую среду по тексту с примерами;

    Загрязнение воздуха, воды и почвы (например, загрязнение воздуха, = воды и почвы в результате аварии на Чернобыльской АЭС);

    Уничтожение лесов (например, вырубка лесов Амазонии);

    Изменение природных ландшафтов (например, сокращение площади Аральского моря).

  • 9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.
  • 10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.
  • 12 Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.
  • 13.Ответ. Различные аспекты охраны окружающей среды, их характеристика.
  • 14.Ответ. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой.
  • 15.Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 16.Ответ. Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 17.Ответ. Мониторинг окружающей среды, процедуры, их составная часть и порядок их реализации.
  • Измерительная система;
  • 22.Ответы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- фз и реализация основных положений закона в современных условиях.
  • 23.Ответ. Основные принципы системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды, их характеристика.
  • 24.Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
  • 25.Ответ. Правовые и организационные основы экологического мониторинга.
  • Правовые и организационные основы мониторинга
  • Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
  • 26.Ответ. Организация систем мониторинга на предприятиях с разным технологическим циклом.
  • 27.Ответ. Основные направления природоохранной деятельности в Российском законодательстве.
  • 28.Ответ. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.
  • 29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
  • 30.Ответ. Основные международные соглашения и протоколы по охране окружающей среды, их реализация в России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.
  • 32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.
  • 34.Ответ. Экологические нормативы охраны окружающей среды и порядок их применения.
  • 35.Ответ. Производственно-хозяйственные нормативы охраны окружающей среды и их особенности.
  • 36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.
  • 37.Ответ. Рекреационные нормативы охраны окружающей среды и их характеристика.
  • 38.Ответ. Научно-технические нормативам и их отраслевые особенности.
  • 39.Ответ. Основные оценочные нормативы качества воздушной среды.
  • 40.Ответ. Система оценки качества водных ресурсов, характеристика основ- ных показателей.
  • 42.Ответ. Основные нормативы и показатели оценки качества продуктов питания.
  • 43Ответ. Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • 44.Ответ. Нормирование и лимитирование выбросов загрязняющих веществ.
  • 45.Ответ. Нормирование и лимитирование сбросов загрязняющих веществ.
  • 46.Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 47.Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.
  • 48.Ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.
  • 50.Ответ. Мониторинг окружающей среды и ведение государственных природных кадастров.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля
  • Виды экологического контроля:
  • 52.Ответ.Классификация природных ресурсов и их характеристика.
  • 54.Ответ. Объекты и принципы охраны окружающей среды и х характеристика и особенности.
  • 55.Ответ. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.
  • 56.Ответ. Возможности предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух.
  • 57.Ответ. Пути предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водные объекты.
  • 58.Ответ. Особенности охраны и рационального использования земельных ресурсов в России.
  • 59.Ответ. Особенности охраны и управления заповедными территориями России.
  • 8 Ответ. Негативное воздействие на окружающую среду, основные показатели и характеристики.

    негативное воздействие на окружающую среду - ухудшение ее качественных показателей и состояния в целом, обусловленое хозяйственной и иной деятельностью человека.

    К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.

    вред окружающей среде (экологический вред) - негативные изменения ее состояния, выразившиеся в загрязнении природной среды, истощении природных ресурсов, разрушении естественных экосистем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы.

    Экологический вред - это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

    Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

    Виды объектов экологического вреда:

    Окружающая среда – антропогенный вред;

    Здоровье человека – физиологический вред;

    Будущее поколение человечества – генетический вред.

    10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.

    экологическая безопасность окружающей среды - состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

    Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

    В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

    Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

    Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

    Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

    На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

    Экологизацию экономики;

    Создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;

    Выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

    Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.