Нужен ли человеку технический прогресс.

Регистрационный номер 0148029 выдан для произведения:

Ах, как стремительно ворвался в нашу повседневную жизнь научно-технический прогресс! Еще лет двадцать назад приходилось стоять в очереди на установку телефона, а теперь каждый, независимо от возраста, владеет личной мобилкой и, порой, не одной. Раньше только у фантастов можно было прочесть о видеосвязи, а теперь программа SKYPE в Интернете дает возможность и видеть, и слышать собеседника. Почта, перейдя в разряд электронной, позволяет в считанные минуты обменяться с друзьями письмами, открытками и фотографиями. Что уж говорить о бытовой технике! Пока современная машина стирает белье, хлебопечка уже румянит очередную буханку хлеба, а мультиварка сообщает, что борщ готов. Жизнь как в сказке! Так? Вот только число счастливых людей почему-то не растет. И дело совсем не в количестве приобретенных кухонных комбайнов и посудомоечных машин.

Человек всегда мечтал о том, чтобы тяжелый физический труд, в том числе и домашний, заменили механизмы, роботы. Тогда он, человек, сможет заняться чем-нибудь другим, более интересным, полезным. А что выходит на поверхность? Интернет (опять техника!) заполняет вакуум свободного времени, заменяет суррогатом живое общение, вытесняет реальную жизнь виртуальной. Сидячий образ жизни за «ящиком», нервные перенапряжения «игромании», как известно, влияют не только на сегодняшнее здоровье, но и на будущее человеческого общества в целом.

Доверяя технике, забываем правила правописания (компьютер исправит!), даже самые простые подсчеты ведем на калькуляторе - все это не способствует прогрессу самого человека, скорее наоборот. Скажите, живем в мире информации? Но вся ли она нужна? И стоит ли ею заполнять ячейки нашей памяти? Может, стоит больше подумать о тех, кто с нами рядом. Теплые человеческие отношения никакая машина заменить не может, а ведь именно этого не хватает тем, кто «зависает» во всемирной «паутине».

Человек - дитя природы. И, как все дети, любит игрушки, которые именно технический прогресс ему и поставляет. Но так же, как малыши порой хватают спички и их разжигают, не думая об опасности (только потому, что это им интересно), так человек, «заигравшись», разрешает машинам утверждать себя на вторые роли.

Давно известно, что движение - это жизнь, и никакие компьютерные технологии это изречение не оспорят. Именно физическое движение активизирует мысль, дает толчок к развитию, совершенствованию личности. Никакие картинки в Интернете не передадут свежесть ветра, запахи трав, прохладу морской воды. Никакая переписка с «сетевым» адресатом не заменит настоящих чувств дружбы и любви. Непомерное увлечение различными гаджетами современного человека уводит его от того, что заложила природа. А она - дама серьезная, ошибок не прощает, в том числе и доминирование машины над человеком, даже в повседневной жизни. Отсюда все напасти - болезни, одиночество, регресс. Разве это нам на самом деле нужно?

Технический прогресс - замечательная вещь, но «потреблять» его необходимо в разумных пределах…

Мы живём в век научно-технического прогресса, развития компьютерных технологий, сотовых связей, цифрового телевидения. Техника сделала нас могущественными. Но сделала ли техника более сильным просто человека, одного человека? Вряд ли. Да, страны, государства год от года становятся более могучими. Изобретаются всё новые орудия и приспособления. Открываются новые планеты и звёзды. По всевозможной мощи такие страны, как Соединённые Штаты Америки и Россия шагнули очень далеко вперёд.

Можно ли сказать, что и духовное развитие человека идёт такими же семимильными шагами? Скорее всего, нет. Сплошь и рядом можно видеть людей, которые не хотят выйти за круг бытовых забот: нет у них духовного томленья. Сидят они в своей скорлупе и носа не высовывают. Обыватели, одним словом. Единственное желание, которое они хотят осуществить, - это желание приобрести, получить, достичь, стать… Но разве это конечное предназначение человека? Высокое предназначение человека - стремление к добру, неутолимой жажде правды. Духовная жизнь - это, по словам Александра Сергеевича Пушкина, «священный сердца жар, к высокому стремленье». Можно с уверенностью утверждать, что могущество человека заключается не в умении управлять современной техникой, не в военной мощи государства, а в силе духа людей, живущих в нём.

Маховик машины цивилизации и нравственное состояние общества… В каком соотношении они находятся на современном этапе? Каким образом влияет технический прогресс на моральные устои человечества? Именно над такими вопросами задумывались русские писатели на протяжении нескольких веков жизни общества.

Рассматривая данную важную социально-нравственную проблему, например, Леонид Максимович Леонов, русский и советский писатель, в одной из публицистических статей пишет о том, что вроде бы «прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всё скаку». Но в то же время, волнуясь о будущем человека, автор метафорически говорит: «…Дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире». Складывается впечатление, будто «человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности», - с горечью замечает автор. В конечном итоге Леонид Леонов приходит к неутешительному выводу: в погоне за очередным изобретением человек своими руками разрушает своё благополучие. «Знание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорвать с неё», - предупреждает публицист.

Действительно, научно-технический прогресс и духовное развитие общества идут с разной скоростью. И победа, по всей вероятности, вовсе не на стороне нравственности. Человечество в двадцать первом веке достигло невероятных успехов: компьютер, мобильный телефон, робот, покорённый атом! Но нет ощущения спокойствия и благополучия, будущее тревожно… Каковы будут последствия всей этой компьютеризации и роботизации? Что с нами произойдёт в будущем? Куда мы движемся? Современный человек похож на неопытного водителя, недавно получившего права и несущегося на новом автомобиле, не зная и не понимая того, что ждёт его там, за поворотом.

В русской художественной литературе также поднимается эта актуальная проблема. Так, Михаил Александрович Булгаков в повести «Собачье сердце» рисует образ профессора Преображенского, который пересадил гипофиз человека дворовому псу. Результат оказался плачевным: Шариков - это какой-то недочеловек. У него нет ни души, ни чести, ни совести.

Таким образом, необдуманные действия на пути прогресса науки и техники могут привести к гибельному финалу. И чтобы этого не произошло, чтобы наша планета досталась будущим поколениям в целости и сохранности, людям необходимо очень ответственно относиться к плодам цивилизации. Да и сама природа слишком много потратила усилий на человека, «чтобы так запросто и по-собачьи дать ему умереть».


Нужен ли обществу технический прогресс?

"Как нет изобретателя, который,

Чертя машину, ею не мечтал

Облагодетельствовать человека,

Так нет машины, не принесшей в мир

Тягчайшей нищеты

И новых видов рабства." (Волошин)

Много интересного дает технический прогресс. В 19 веке это паровозы, летательные аппараты, пароходы - появляется возможность более быстро передвигаться в пространстве. Век индустриального развития, который наряду с большими плюсами породил и большие минусы. В деревне возникло избыточное население. И жители деревни вынуждены были оставлять свои дома, землю, переселяясь в города. Наиболее расторопные смогли там выжить и разбогатеть. А большая часть стала рабочими, и над ними всегда была угроза безработицы, незащищенной старости, болезни. В 1830 г. Средняя продолжительность жизни рабочих в Мире составляла 30 лет. Металлурги получали ожоги, горняки вдыхали пыль, типографские рабочие страдали от свинцовой болезни, многие текстильщики вдыхали ворсинки нитей, заболевали туберкулезом. Рабочие видели единственный способ изменения непосильных условий работы - разрушение машин. В деревне начали применять удобрения.

Прогресс техники в наши дни поразил бы воображение людей, живших в 19 веке. Но и минус увеличился. За прошедшие века стремительно, опережая прогресс, умирает Земля: отравлены реки, озера, моря, воздух. Производятся синтетические продукты питания. Особенно европейское общество, где технический прогресс используется широко, стало богатым, но не стало счастливым. В 1999 году на полуострове Таймыр был найден мамонт, живший 23 тыс. лет назад. Исследователи разрабатывают фантастический проект: они хотят извлечь из замороженных останков животного молекулу ДНК, а затем попытаться клонировать данный вид. Интересно. А дальше клонируют человека. И еще немного прогресса и на Земле уже большая редкость встретить просто человека с живой душой. Зато много клонов, которые живут как машины. Так нужен ли обществу технический прогресс? Но ракета уже взлетела и её не остановить.

Ольга Бахарева

Нужен ли обществу технический прогресс? Я думаю, что да нужен. Технический прогресс это то, что позволило нам добиться того, что у нас есть. То есть нам ненужно вставать утром и идти на охоту, чтобы прокормить своё племя, нам не нужно спать в пещере и поддерживать огонь, ибо, если он потухнет, наступит темнота и придёт хищник, который всех нас убьёт. А основа этого технического прогресса - лень. Хотя да, труд сделал из обезьяны человека, но лень помогла человеку сделать колесо, приручить лошадь (ведь лениво идти 20 км пешком), использовать палку. Да, можно сказать, мол, вот это плохо и мы загрязняем планету или высокий уровень преступности, а разве не ещё 500 лет назад люди дохли пачками от обычной простуды или вы думаете, что в то время люди не воровали, не убивали, да ещё больше чем сейчас? Можно ныть по поводу того, мол нам плохо живётся - вы не были крепостным в средние века. Короче, на эту тему можно ещё долго рассуждать, но к чему я веду? Можно говорить по поводу того, как это плохо, но а готовы ли вы оставить свой дом, машину, кровать и ухать куда нибудь далеко от людей, и жить одним без удобств, но зато без прогресса? Вы, конечно, скажете: да, на словах мы все горазды, а на деле 0. Хотя бесполезно спорить (ведь я прав). И напоследок я скажу: лень это даже хорошо.

Павел Григорьев

Конечно, нужен!

А то как бы я сейчас сидела в кресле и писала в темноте без ламп и люстр?

Как бы мы покупали теплые куртки на зиму, если бы не ткацкие станки… Как бы звонили друзьям?..

Технический прогресс нужен. Надо все время двигаться вперёд!

Вот сейчас, параллельно тому как пишу это, пишу маме (тавтология, но ничего).

Из минусов, это, конечно, зависимость от игр… В играх мы играем лучшую жизнь (тематика (сценарий) зависит от самой игры)… Это способ скрасить свою жизнь, ненадолго отвлечься от проблем…

Плюсов, конечно, больше, но и минусов немало.

Прогресс всегда важен, а еще важнее цели, которые перед собой ставит человечество.

Лиза Спевак

Нужен ли человеку технологический прогресс?

Чтоб ответить на этот вопрос нужно сперва разобраться, что такое Тех. прогресс, и понять для чего он нужен. Человек по определению очень ленивое существо, и исторически человек развивал технологии, только чтобы делать ещё чуть-чуть меньше. Весь Тех. прогресс нужен только для того, чтоб можно было больше отдыхать и меньше работать. Так как я тоже человек, и как все люблю ничего не делать, то, на первый взгляд, кажется, что технологический прогресс это нечто прекрасное. Но если разобраться получше, то можно найти несколько существенных минусов, самые основные, это: загрязнение земли, перенаселение и Мораль. С Тех. прогрессом появились некоторые вещи, появление которых противоречит морали, естественному отбору и многим другим факторам. Есть простое правило: чтоб получить 1 единицу энергии, нужно потратить 1,5 единицы энергии, то есть это означает, что, если люди будут дальше использовать технологии, которые им дал Тех. прогресс, то когда-нибудь ресурсы кончатся, и прогресс убьёт нас. Также прогресс поспособствовал развитию медицины, что поспособствовало перенаселению, что нарушает естественный отбор, и экосистему. Чем дальше идёт прогресс, тем меньше становится ценность простых рабочих, ведь машина может сделать то же, что и человек, вдобавок она сделает это лучше, быстрее и дешевле, скоро уже никому не нужна будет человеческая рабочая сила, а дальше и сам человек. Раньше, чтоб сделать кг бумаги, были задействованы сотни людей, а сейчас даже одного не надо. В общем это означает, что Тех. прогресс нужен для того, чтобы полностью убрать физический труд из нашей жизни. И вершиной всего прогресса станет момент, когда физическая деятельность полностью уйдёт из нашей жизни, а останется только умственная. В Античные времена главным был тот, кто был самым физически сильным, но шли годы и века, и прогресс начал медленно все менять, процесс уже начался, и его уже нельзя остановить, мы будем развиваться и важность физической силы будет все ослабевать и ослабевать. И если вернуться к вопросу "Нужен ли Тех. прогресс?", то я отвечу: "Он не просто нужен, а необходим".

Митя Козлов

Если рассматривать необходимость технического прогресса для маленькой, изолированной от внешних воздействий страны, то мы сможем представить себе страну, в которой остались мануфактуры и не произошли кровопролитные революции.

Скорее всего, такая страна может существовать, только если в её истории не было печально известного опыта рабства. Поскольку именно рабство неоднократно расслаивало общество до предела и из-за этого в стране есть богатые, и есть бедные, но среднего слоя не хватает, чтобы сдержать напор обделенных масс.

Из этих предположений мы делаем вывод, что в такой идеальной стране необходимо сбалансированное по имуществу население. То есть у нас есть 5 процентов сливок общества, 85 процентов примерно одинокого по имуществу среднего слоя и 10 процентов нищеты. Да, в такой стране должны быть как минимум три слоя населения, чтобы люди хотели богатеть.

Ну, так вот, у нас получается, что торговцы, хозяева мануфактур, и члены государственной власти составляют 5% ,сливок”. Рабочие фабрик, банков, больниц - 85% среднего класса. И 10% нищих, которых мы так любим.

Вот в такой стране без войн и прочих сильных ударов по стабильности положения страны мы можем представить, что в ней не будет крупной революции. Но в ней технический прогресс станет полезным, но не обязательным прорывом.

Сергей Семёнов

Нужен ли технический прогресс?

Сейчас такое время, что буквально каждые два года появляются какие-то новые технологии и техника для абсолютно различных целей и назначений. А раньше в 19 веке всё было по-другому, если появлялось что-то новое, то это было либо величайшим открытием или никому не нужным хламом.

Отчасти технический прогресс нужен для продвижения вперёд, ведь без него у нас не было бы компьютеров, телефонов, планшетов, и в конце концов мы бы никогда не полетели в космос, потому что попросту не знали бы, как.

Но если взглянуть на прогресс глазами рабочего на заводе в 19 веке, то прогресс для него это просто ужасно, в начале 19 века появились первые машины, паровозы, заводы, а значит, был дым и спёртый воздух, а работа на заводах в то время - это сущий ад, а взрослым и детям приходилось работать по 20 часов с перерывом на час за сущие гроши.

Разумеется, власти пытались что-то делать, чтоб их прогресс не остановился, например, строили так называемые работные дома и пытались сократить время работы на несколько часов, что-то получалось делать, что-то нет.

Но вывод таков: технический прогресс нужен, но не ценой 19 века.

Ваня Русанов

Технический прогресс - это замена человеческого труда на машинный, завершением технического прогресса считается конец XIX века, когда машина начала делать другую машину.

Вернусь к теме данного ЭССЕ. Нужен ли человеку технический прогресс?

Я считаю, что человечеству не то чтобы нужен был «технический прогресс», а человек нуждался в нем. Технический прогресс - это неотъемлемая часть революции человечества.

Автоматически встает другой вопрос, зачем человеку технический прогресс?

У человечества есть два пути: первый -двигаться вперед, а второй - назад (проще говоря, деградировать). Стояние на месте и непродвижение вперед я также считаю с некоторой степени деградацией. Думаю, у нас нет определенного уровня развития, до которого мы бы смогли дойти и больше не развиваться. Наше человечество всегда развивается и придумывает что-то новое.

Итак, чтобы не случилось регресса, нужно двигаться вперед и развиваться. Перешагивать каждую ступень бесконечной эволюционной лестницы, ведущей наверх.

Представь свою жизнь без таких удобств как водопровод, газ, электричество и т. д., и т. п. Вы бы и дня не прожили! Все это было создано человеком. На протяжении многих лет наше человечество развивалось и изобретало новые изобретения, и старалось как можно сильнее упростить себе жизнь.

Вот для чего человеку нужен был технический прогресс. Человек всегда стремился и, я считаю, будет стремиться упростить свою жизнь, в этом сущность человека. Это неплохо! Лень - вот что движет в некоторой степени каждым человеком.

На этот счет есть хорошее высказывание на эту тему:

«лень - двигатель прогресса»

Полина Песковская

Что дает нам технический прогресс и чего лишает?

    Елена Кузнецова,

    технический якобы прогресс дает механические заменители того, что и так у нас есть, но

    гораздо худшего качества.

    Техника насаждает костыли, протезы и вставные челюсти там, где

    в них нет никакой необходимости под видимостью комфорта.

    Лифты и пульты ведут к обездвиженности.

    Телевизор и интернет выключают живое общение.

    Думать уже не надо: гугл все знает и мгновенно выдает ответ на любой вопрос.

    Самое главное техника толкает людей на мысль о самоценности жизни.

    Но жизнь дана людям не для того, чтобы жить, и не для того, чтобы род продолжать.

    Жизнь дана свыше с целью реализовать предназначение и просветлять душу.

    Только так достигается счастье.

    Поэтому современное состояние бездушия и равнодушия, когда каждый уткнулся в свой комп или смартфон и

    не замечает никого вокруг,

    и есть порождение такого якобы прогресса.

    Этот прогресс уже довел и природу до эксцессов, когда она, не в силах уже терпеть своих суперпрогрессивных детей,

    сбрасывает их с себя.

    Технический прогресс дает нам очень многое. Если в 80-е годы цветной телевизор был какой-то диковинкой, а видеокамера в начале 90-х - эталоном богатства, то сейчас уже без компьютера и Интернета, не говоря уже о мобильных телефонах, не представляет жизни ни один современный человек. Оперативность получения практически любой информации сейчас сводится к считанным минутам, и это не может не радовать, особенно когда пишешь какой-то материал и перепроверяешь факты из нескольких источников.

    Чего же лишает? Думаю, что в первую очередь такое быстрое развитие технического прогресса, лишает детства наших детей, которые вместо того, чтобы поиграть в футбол, сидят дома за компьютерами и общаются не в живую, а с помощью социальных сетей. Играют в компьютерные игры, тем самым немного отдаляясь от реальности. Ну, и какие болячки приобретаются от длительного сидения, плюс к тому, что ухудшение зрения все равно появится.

    Технический прогресс дает нам комфорт и удобства, экономит наше время, предоставляет нам большие возможности на таком уровне, о котором наши родители, не то что дедушки и бабушки, даже и не мечтали. Это касается и быта и развлечений, науки, исследований, транспорта, всех новых гаджетов.

    А вот чего лишает нас прогресс: природы и общения природы с человеком и с другими людьми . Природа страдает от того, что человек использует ее напрямую или косвенно,просто вырубая леса, уничтожая флору и фауну, чтоб построить новый дом или завод, для дальнейшего прогресса, так сказать. Человек же увлечен продуктами прогресса и большинство все свое свободное время (не говоря о многих тех, кто и на работе за компьютером) проводят перед экранами телевизоров или мониторами своих компьютеров, или терзая другие свои гаджеты, забывая совсем об отдыхе на природе, о наслаждении пением птиц, пейзажами и свежим воздухом. Особенно печально, что и дети по примеру взрослых ведут себя также, совсем забыв про игры на свежем воздухе.

    И еще многие продукты прогресса простых обывателей отупляют в некоторой степени. Не было бы компьютера и телевизора и много другого не проводили бы люди все вечера перед экраном, а занимались чем-то полезным и развивающим, больше бы бывали на природе. Не было бы даже пульта от телевизора, то приходилось бы хоть иногда вставать переключать каналы, разминая тем самым спину и вообще организм, да и не щелкали бы бездумно по клавишам в поисках чего-то поинтереснее, а в итоге так и не провели бы часа два в бездумном щелкании и мелькании каналов. Задумайтесь, ведь наши бабушки или прабабушки многие жили без водопровода, без памперсов, без пюрешек в банках, без стиральных машин,без автомобилей, без кухонных комбайнов и микроволновок, да даже без газовой печи было дело жили - и ничего, да, могли и пожаловаться на тяжелую жизнь иногда,а потом опять - руки в ноги - и дальше жить и ковать свое счастье. А сейчас у многих есть все, что нужно,чтоб облегчить жизнь, но мы ноем чаще, чем наши прадеды, мы жалуемся больше на нехватку времени, хотя на самом деле - это всего лишь наша неорганизованность, лень.

    На самом деле мы счастливые, что у нас, благодаря техническому прогрессу, есть это все, но мы просто забываем быть счастливыми, не успеваем в выдуманной нами суете оглянуться на мир, на наших детей, на природу . Технический прогресс хорош для нас обывателей своими продуктами, облегчающими нашу жизнь и делающую ее приятнее. Но плох тем, что мы в отличии от наших прадедов, без многих привычных нам продуктов тех прогресса становимся беспомощными. Многие даже считать в уме без калькулятора не умеют, да и пишут с трудом, печатать привыкли. Писать без ошибок не могут, так как привыкли,что за них автоматическая проверка все проверит...

    А вот кому-то технический прогресс хорошо развивает мозги : ученым и изобретателям, тем кто все продукты технического прогресса потом продает, там и великий ум, смекалка, находчивость, там точно мозг без устали работает.

    Технический прогресс дает много чего хорошего. Например, свобода от бумажной волокиты, стераются границы общения благодаря интернету и сотовой связи, медицина сделала большой прорыв с помощью современного оборудования, стало проще изучать космос и многое другое. Одним словом, человечество благодаря техническому прогрессу вышло на совершенно новый, более высокий уровень развития. Но... есть и огромные минусы. Человечество настолько стало зависеть от этого прогресса, что в случае глобальной или локальной катастрофы с трудом сможет выжить, так-как сейчас разве что спички с вайфаем не делают. Городское население настолько отдалилось от природы, что с трудом себе представляет, как себе добыть пропитание. Да можно много чего добавить к этому списку, как хорошего, так и плохого.

    Боюсь, что этот самый прогресс нас и погубить рано или поздно. Ведь, наверное, человечество процентов 70 всех разработок использует в военных целях, направляя их на запугивание и уничтожение себе подобных. Если бы люди 100 процентов технологи использовали лишь для развития и совершенствования своей цивилизации, то можно было бы реализовать проект Венера разработанный Жаком Фреско еще в семидесятые годы.

    Вот примерно так я думаю обо всем этом.

Не надо думать, что крупные ученые умы нашего времени появились как следствие и результат научно-технического прогресса, а человеческий интеллект был слабее в иные эпохи. Задержимся на одном любопытном факте.


Ламаистская подготовка

Когда в начале 70-х годов соответствующие советские специальные службы всерьез занялись оккультизмом, интересоваться стали, в том числе, восточными религиозными школами. Обратили внимание и на ламаизм, который всегда закрыто существовал на нашей территории и, менее закрыто, в Монголии.

Контакты поначалу совсем не получались, и мы скоро поняли - почему. Ламаисты считали наших работников представителями черной силы. Той, с которой никакого сотрудничества быть не может. Но дело пошло гораздо лучше, когда к этому процессу начали подключать ученых. Им кое-что приоткрыли.

Само по себе воспитание детей в ламаистских школах чрезвычайно высоко поставлено. Обучение начинается с пятилетнего возраста и продолжается двадцать лет. На этом оно не кончается: дальше и дальше идут свои, уже высокопрофессиональные ступени.

Кстати, один из наших современных фокусников-экстрасенсов, обладающий (кроме скандального характера) невероятно высокой скоростью счета, способностью отыскивать предмет с завязанным глазами, находясь на дистанции от спрятавшего его человека, просто-напросто успешно проучился в детстве в четырех или пяти классах настоящей ламаистской школы. Каков же уровень вполне обученных ламаистов? Некоторое представление об этом дает следующий факт. Доктор биологических наук профессор Медилиановский беседовал с одним из лам высокого уровня на все те же темы космического устройства и метафизических сил. Этот высококлассный ученый имел на данный предмет свои собственные модельные разработки и изложил их восточному коллеге. Тот начал, проверяя, что-то писать. Что-то похожее на интегро-дифференциальное исчисление, но в другой оригинальной символике. Сочтя это всего лишь за символику, профессор некстати произнес: «О, я вижу, у вас есть и хорошее европейское образование». Некстати, потому что лама тут же дал понять ему очень вежливой, но ироничной улыбкой, что образование это ни в коем смысле не европейское.

Новое или вновь открытое старое?

Мысль о том, что столь отвлеченная наука, как математика, могла создать интегральное и дифференциальное исчисление лишь в конце XVII века, и, опять же, под влиянием материально-технических задач человечества, является результатом вульгарной материалистической философии. Человечество всегда интересовалось бесконечно малым (дифференцирование) и суммарным (интегральным), а интеллектуалов типа Ньютона и Лейбница в предшествующих им веках и тысячелетиях тоже было достаточно. К тому же, последние, «открыв» высшую математику на рубеже XVII–XVIII веков, обладали ничуть не большими знаниями, чем, например, средневековый Арабский Восток.

Сюда же можно добавить, что по многим косвенным признакам, египетские жрецы, по крайней мере за две тысячи лет до новой эры, прекрасно знали об атомном строении вещества, электронных оболочках и тому подобном. И очень возможно, знали об этом больше, чем мы сейчас.

Почему же тогда нет явных следов этих знаний? Соответствующего научного наследия в виде рукописных монографий, например, или чего-то подобного?

Почему всего этого нет в явном представленном в свое время на широкую публику виде, мы еще скажем. А пока зададимся очень важным и не менее интересным вопросом: почему вообще история человечества отличается таким неравномерным по своему материально-техническому фактору развитием?


Скачки в истории

Попробуем сначала кое-что пояснить.

К девятому веку нашей эры под эгидой Карла Великого в Европе возникает фантастических размеров Империя, превосходящая Великую Римскую. Продуктивность сельскохозяйственного сектора вполне обеспечивает жизнь людей. Достаточную для простых и роскошную для элиты. Культуре и знаниям уделяется ведущая роль. Потом Империя Карла распадется, но снова и очень быстро сложится под эгидой Рима и Ватикана. Перейдет под монарший контроль Габсбургов, но опять, сохраняя огромные размеры, будет существовать как единый сообщающийся сосуд.

Западноевропейские города с университетскими центрами, медицинской, юридической и даже банковской системой сформировались уже к середине XIII века. Однако свой материальный старт научно-технический прогресс фактически берет только через шестьсот лет. И за сто последующих человечество форсированно переходит от гужевого транспорта к высадке на Луну. От гладкоствольных примитивнейших пушек с ядрами, взрыв которых гасился пятисантиметровым слоем земли, до атомных, нейтронных и вакуумных бомб. От егерской или голубиной почты до Интернета. Подчеркиваем, всего за сто лет.

Люди шесть веков назад встали уже на высокую ступень умственной и гражданской организации, но в техническом развитии не нуждались?

Невероятная чушь.

Сама техника заставляет поставить ряд более конкретных вопросов.

Паровые двигатели, в силу своей примитивности, что, не могли возникнуть в XI–XII веке? На том же Арабском Востоке, где прочные металлоизделия были уже тогда прекрасно освоены. А возраст колонны из химически чистого железа в Индии ведь значительно старше.

Расчеты парового механизма? Но тот же Арабский Восток оставил истории многие десятки имен людей, которые делали куда более сложные астрономические, например, расчеты.

Или тогдашним хозяйственникам был вовсе не нужен рост производительности труда, а государственным управителям не требовалась новая военная техника?

И почему только паровые двигатели, а не двигатели внутреннего сгорания? Горючие свойства нефти известны с незапамятных лет. Порох и, соответственно, взрывные реакции - тоже не изобретение нового времени.

Итак, почему научно-технический прогресс не заработал гораздо раньше?


Ложные объяснения

Историки скажут, что становление буржуазии в средних веках шло очень медленно. И прежде всего потому, что медленно развивались производительные силы аграрного сектора. То есть разорение крестьян и вытеснение их в город, где они формировали необходимую свободную рабочую силу, шло черепашьим шагом.

Эти и подобные объяснения, как легко догадаться, никакими объяснениями не являются, поскольку всего лишь заменяют одни медленные процессы другими. И вопрос - почему ускорение не произошло несколькими веками ранее - остается без ответа.

Еще один аргумент - «тормозящая» роль средневекового католицизма - тоже легко снимается. Церковь не только давала простор религиозно-философской мысли, но стояла во главе развития университетской системы. Однако же не это самое главное.

Католическая церковь во все времена была крайне заинтересована развитием научно-технической составляющей европейской цивилизации под своей эгидой, так как это позволяло овладевать новыми мировыми пространствами и, прежде всего, бороться с исламским миром, который в военном отношении всегда угрожал Европе. Церковь активно поддерживала открытия новых земель в Африке и Америке и, соответственно, любой прогресс в навигации, кораблестроении и военной технике. Именно на обширных сельхозугодьях, принадлежавших епископатам, делались попытки внедрения интенсивных методов земледелия. И так далее и тому подобное. Научно-технический прогресс - это деньги. Такую простую истину хорошо понимали не только сверхпросвещенные церковные иерархи, но и, задолго до них, простые граждане древнего Рима.

Возвращаясь же еще раз к интеллектуальному уровню людей прошлого, можем посоветовать, например, заглянуть в любую энциклопедию на фамилию Лейбниц. Каждый, не поленившийся это сделать, прочтет, что этот человек был не только великим математиком и великим философом, но выдающимся ученым в таких научных областях как: логика, физика, лингвистика, психология. Однако все перечисленное не относится к основной профессии Лейбница. «Зарплату ему платили» как юристу-международнику.

Продолжать тему великих умов прошлого можно было бы бесконечно долго, однако пора уже сделать главный вывод: переход к форсированному техническому прогрессу длительное время считался нецелесообразным.

На естественно возникающий вопрос - кем? - ответим, рассказав сначала о дочеловеческой эпохе и о возникновении самого человека.