Новый министр образования уволила калину. Исаак Иосифович Калина: "непотопляемость" близится к концу

Реформа московского образования, начавшаяся четыре года тому назад с приходом Сергея Собянина, возглавившего город, продолжается. И хотя есть уже первые результаты, свидетельствующие о ее эффективности, вопросов о новшествах в столичных школах меньше не становится. С них и начался разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с руководителем департамента образования Москвы Исааком Калиной.

Исаак Иосифович! По-разному в городе встречено укрупнение школ. Есть и протесты. Например, родители учащихся гимназии "Интеллектуал" недавно выходили на митинг на Суворовской площади. Вот и в "РГ" немало писем от них. Они опасаются, что ее слияние с образовательным комплексом N 1588 снизит качество обучения в их продвинутой школе. Что вы можете им сказать?

Исаак Калина: Напомню, ради чего это делается по существу. Долгие годы в Москве было несколько десятков сильных школ, которые в самом деле давали высокий уровень образования тем, кто в них попадал. Как именно? Это уже другой вопрос. Но дать своим детям хорошее образование в Москве стремится большая часть населения. Поэтому задача города не просто отобрать детей, которых легко учить, а помочь выявить способности у каждого ребенка - неспособных детей нет, я уверен в этом. А затем развить их. Но для этого не жители должны бегать по Москве в поиске качественного образования, а оно прийти туда, где люди живут. И наша задача обеспечить массовую доступность такого образования.

В 2010 году, когда мы анализировали исполнение бюджета города, при формальном наименьшем нормативе 63 тыс руб на ученика обнаружились школы, которые имели финансирование по 50 тыс руб, и школы, получавшие на здорового ребенка до 400 тыс. И этот разрыв благодаря поддержке государственного бюджета продолжал увеличиваться. Что порождало, на мой взгляд, два смертных греха. У школ, которые не попали в перечень особых, грех уныния - зачем стараться, денег все равно не видать. Теми же, кто имел много и считал, что они и так на вершине олимпа, владел грех гордыни. Поэтому 22 марта 2011 года было принято постановление правительства Москвы "О развитии общего образования в городе Москве", где одним из механизмов стало принятие равной нормы финансирования для всех школ, участников пилотного проекта, который этот документ и запускал.

То есть школа стала получать деньги на каждого ученика и сама решать, какие у нее приоритеты. Когда по итогам 2011 года у некоторых школ остались достаточно серьезные финансовые остатки, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин решительно пресек попытки финансистов забрать их, сказав: "Эти деньги школы заработали качеством своей работы, сумев привлечь к себе учеников". Так у школ появилась возможность строить долгосрочные планы своего развития. Теперь они всегда могут точно просчитать, какие у них ресурсы есть и какие могут появиться в будущем. И когда первые директора поверили, что у них ничего не отберут независимо от того, большое у них штатное расписание или маленькое, появилось и первое предложение о соединении двух школ, территории которых были разделены лишь сеткой-рабицей. Они поняли: тут директор - там директор, тут завхоз - там завхоз... Зачем?

То есть инициатива объединения пошла от самих директоров?

Исаак Калина: Они сами оказались заинтересованы создать более эффективную модель управления ресурсами школы. К тому же вышел ФЗ N 83, который дал руководителям школ столько полномочий, сколько в советские времена не было даже у заведующего РОНО. А свободы без ответственности не бывает. Директора поняли, что им необходима очень серьезная и грамотная управленческая команда, нужен финансист, юрист... В маленькой школе такой команды не создать. Тем не менее процесс соединения мы не форсировали. В 2011 году все заявки от школ мы рассматривали вместе с горкомом профсоюза, другими общественными организациями и более половины отклонили, так как понимали, что люди видят в этом пока лишь экономическую эффективность и не понимают, как это скажется на результатах работы всей школы. А они налицо. В Москве сейчас отличников по ЕГЭ вдвое больше, чем в среднем по стране. Треть победителей и призеров олимпиад в России - московские школьники. А главное, готовят их уже не 70, а 145 школ столицы!

Какая судьба в условиях нового финансирования ждет хорошие школы с сильными математическими традициями?

Исаак Калина: В каждом случае своя. Например, я сразу сказал, что буду первый против попытки расширения лицея N 2 Владимира Федоровича Овчинникова. Я настолько дорожу этим уникальным человеком в системе образования, что грузить его любыми дополнительными задачами считаю неправильным по отношению к нему. То же самое могу сказать о гимназии N 1543 Юрия Владимировича Завельского. А вот школа N 444 с углубленным изучением информатики и физики расширяется. Главное же не профиль школы, а профиль классов. И математические классы будут в каждом районе Москвы.

И вообще считаю, что традиции должны сохраняться не в формах и механизмах, а в ценностях и результатах. Меня когда-то заинтересовал фильм "Последний самурай". Он как раз о том, что если пытаешься сохранить свои традиции в формах, инструментах и механизмах, то обязательно проиграешь конкуренту, более лояльному к инновациям.

Вас не смущает, что лояльные к инновациям в этом фильме герои отрицательные?

Исаак Калина: Да, первое время я симпатизировал как раз положительным персонажам, то есть проигравшим. А потом стал думать и понял, что важно, чтобы добро побеждало, а не продолжало воевать пищалями.

Сколько сейчас в Москве школ? Их количество будет еще уменьшаться?

Исаак Калина: Было 1572, стало 750. Основное массовое соединение школ, продолжавшееся три года, завершено. Но я еще раз подчеркну. Мы этим занимались не ради цифровых результатов. Нужно, чтобы в каждом районе и каждом микрорайоне Москвы была школа, в которой ребенок может реализовать себя независимо от того, какие у него способности - к математике, литературе, физкультуре или музыке. В национальной доктрине образования эта задача выражена тремя изумительными словами: качество, доступность, эффективность. Обеспечить все три параметра маленькой школе практически невозможно. Школы, которые хотя бы год-полтора живут в соединенном варианте, это уже поняли.

Вы не раз говорили, что лучшая школа для ребенка та, что расположена ближе всего к его дому. В связи же с укрупнением многие семьи столкнулись с проблемой, когда первоклассника надо вести через три перекрестка, по четырем улицам... В итоге девочек водят в школу чуть ли не до 10 класса.

Исаак Калина: Вы о чем? Здания все стоят на месте! В знаменитую игру "дом переехал" мы не играем. Соединение - поэтапный процесс. Сначала происходит просто объединение административного блока: было три директора, остался один. Потом идет соединение ресурсов: у вас есть бассейн, у нас нет, теперь он будет общим, то же с актовым залом и т.д. Далее начинается объединение кадров, и это самое болезненное: в общей сложности оказалось 7 физиков, из которых теперь устраивают только 5... В конечном итоге возможно и создание так называемой школы ступеней, когда для удобства детей и педколлектива одно здание отдается под начальную школу, другое под основную, третье для старшей школы. Но я бы с ее созданием никому не советовал торопиться.

Тем не менее такие примеры уже в городе есть. Например, школа N 57...

Исаак Калина: Но к этому школа пришла в процессе соединения, начатого еще в 2008 году. Сейчас в общегородском рейтинге она занимает 4-е место.

Владислав Воробьев, "РГ": Школа N 1189, где учится мой ребенок, сейчас находится в стадии объединения. Согласен, что уличные митинги не лучший способ решения проблем. Но честно скажу, что мы, родители, просто боимся, что наша хорошая школа, директором в которой будет наверняка директор школы N 2077, к которой ее присоединяют, в результате просто развалится.

Исаак Калина: Вас волнует судьба директора?

Владислав Воробьев: Меня волнует судьба моего ребенка. Но у директора школы N 2077 своя команда и не факт, что в ней найдется место нашим учителям...

Исаак Калина: Любой директор школы, любая администрация в Москве заинтересована в высоких результатах работы всей школы. И если в вашей школе сильный физик, то им будет дорожить любой коллектив и любой директор. И вообще, прежде чем волноваться и заранее выступать против, я бы посоветовал сходить в школу N 2077, послушать ее директора. Тогда скорее всего у нас с вами был бы другой разговор. Сейчас в большой школе есть физико-математический класс, кадетский, медицинский, юридический... С медуниверситетом договариваемся открыть дополнительные медицинские классы, с инженерными вузами инженерные классы. Чем многообразнее среда в школе, тем больше у каждого ребенка будет возможностей для выбора.

Я был там недавно. Попал на детский концерт. И не сразу понял, что выступают дети не только здоровые, но и с ограниченными возможностями. Догадался об этом лишь по переводу жестами, которые делала для плохо слышащих ребят девочка-старшеклассница. Умная, красивая, поневоле заставившая меня подумать и о простой жизненной ситуации. Ведь если бы она училась в школе для детей с такими же, как у нее, особенностями развития, то была бы поставлена в условия, когда и кавалера нужно искать обязательно только такого же. А почему? Да в ее нынешней школе за ней будут бегать все парни! Ну, а если вы полагаете, что ваши исключительные дети ни в коем случае не должны в своей жизни соприкасаться с другими детьми, то тогда извините.

Только скажу еще для тех, кто не знает: идея соединения этих двух школ возникла не в департаменте образования. Родилась она в Курчатовском институте, который, собственно, создал и поднял школу N 1189. Было письмо его президента Евгения Павловича Велихова, разговор с директором Михаилом Валентиновичем Ковальчуком. Оба говорили о том, что Курчатовка хочет развивать большую школу. Мы переговорили с соседней N 2077 и получили и ее согласие, и согласие председателя управляющего совета школы N 1189.

Это обязательное условие соединения?

Исаак Калина: По действующему положению для реорганизации любых бюджетных учреждений хоть в здравоохранении, хоть в образовании формально учредитель не должен спрашивать согласия. Тем не менее с самого начала мы шли на широкое обсуждение каждого соединения, чтобы подстраховать себя и не натворить ошибок. На втором этапе решили, что в качестве экспертных групп достаточно управляющих советов школ. Но это наше добровольное решение.

Почему тогда люди на митинг против объединения вышли?

Исаак Калина: В городе 1 миллион 300 тысяч учащихся. Процентов 10 из них всегда будут чем-нибудь недовольны. И это нормально. Почему я упорно говорю про два греха в школе? Уныние, обычно тихое, молчащее. Когда более миллиона семей учащихся, которые имели финансирование в пять раз меньше, чем остальные несколько тысяч, то этот миллион молчал, хотя поводов выйти на площадь у него было "выше крыши".

Есть еще одна проблема. В ходе обсуждения предстоящих изменений я со временем понял, что сложнее всего там, где управляющий совет тождествен родительскому комитету. Такой совет чаще всего принимает решение исходя не из перспективы школы, а с позиции сиюминутного удобства родителей. Когда мы пытаемся сказать им, что, к сожалению, такая позиция не ориентирована на будущее, то в ответ слышим: дайте нам возможность окончить школу, а потом делайте что хотите. Но город-то должен думать не только о тех детях, которые учатся сегодня, но и тех, что придут завтра. Поэтому мы создали межрайонные советы директоров школ, которые оценивают ситуацию в целом по району. А Палате председателей межрайонных советов делегировали обязанность оценивать последствия реорганизации по городу.

Если не думать о будущем, то очень скоро мы можем оказаться в положении патриархальной сельской семьи, где 30 - 35-летний сын говорит родителям: давайте, мама, я дом перестрою. А родители ему отвечают: вот умрем, перестраивай сколько хочешь. Ну не хочется им терпеть неудобства жизни на стройке! А потом и сам сын доживает до возраста, когда и ему эти изменения кажутся уже ни к чему и не по силам. Так и живет поколение за поколением в стареющем доме, который когда-то одно решительное поколение семьи построило. Но мир вокруг нас не может и не должен стареть вместе с нами. Он постоянно омолаживается, и это здорово. Хотя напрягает, конечно.

Внесите ясность, пожалуйста, в ситуацию с продленкой: все-таки платная она или бесплатная в Москве?

Исаак Калина: Статья 66 Закона "Об образовании в РФ" дает право вводить плату за уход и присмотр в группе продленного дня. Но в связи с тем, что у нас в столице очень высокий норматив финансирования школ, они могут сохранять и бесплатные группы. Решение, какой группе быть - платной или бесплатной, принимает школа самостоятельно. У департамента сохраняется единственное право - согласовать или не согласовать размер родительской платы за присмотр и уход, предлагаемый данным учебным заведением, и проверить, освобождены ли от этой платы те категории семей, которые положено освобождать. На сегодня только 15 школ сумели с участием своих управляющих советов убедить окружные управления образования и получили от них разрешения.

То есть если кто-то берет плату за продленку, не утвердив ее размер в окружном управлении образования, то поступает незаконно?

Исаак Калина: Если в квитанции написано: плата за уход и присмотр, то да. Кроме того, я у директоров спрашивал, что это за цены, которые обсуждаются в городе: продленка за 17 тысяч в месяц? Никто не признался, что предлагал. Думаю, никто и не предлагал.

А какой, по-вашему, реально плата может быть?

Исаак Калина: До 3 - 4 тыс руб на ребенка. Я предупредил, чтобы никто не пытался в эту цену включать расходы, например, на отопление или освещение.

Исаак Иосифович, обсуждается и возможность введения единых каникул. Читатели "РГ" видят в этом не только плюсы, но и минусы. Их беспокоит, что одномоментно в городе окажутся толпы неуправляемых и ничем не занятых подростков. Музеи всех не вместят, да и глупо рассчитывать, что удастся всех охватить экскурсиями...Что вы думаете об этом?

Исаак Калина: Не хочу влиять на результаты голосования москвичей: оно начинается 27 октября на сайте и в мобильном приложении "Активный гражданин". Давайте сначала узнаем мнение жителей столицы.

Но, как известно, 70% участников опроса идею уже поддержали...

Исаак Калина: "За" они высказались, но при этом каждый имел в голове вариант, который нравится лично ему. Мы же выставили все три существующих варианта в Москве. Один традиционный - между четвертями, другой - большие каникулы между триместрами и третий, когда пять недель учишься, а шестую отдыхаешь.

Хорошо бы еще, чтобы при принятии решения учли каникулы в музыкальных школах, чтобы они не оказались в разное время.

Исаак Калина: Думаю, с этим проблем не будет, они всегда ориентируются на нас. В любом случае в этом году каникулы еще пройдут по-старому.

Исаак Иосифович! Давайте поговорим еще о кадрах. Москва долгое время испытывала дефицит учителей, даже квартиры вынуждена была предоставлять, лишь бы было кому детей учить. Сейчас этой проблемы нет?

Исаак Калина: Когда я пришел на работу в Москву, проблема у меня была в другом - многие знакомые пытались через меня устроить в школу своих детей или внуков. Мы внедрили электронную запись в первый класс и этой головной боли у меня не стало. Кстати, через некоторое время практически исчезли и разговоры о взятках за поступление в школу. Только не думайте, что количество огорченных исчезновением возможности продать и купить место в школе было небольшим. Увы, этих недовольных еще и сегодня много. Но появилась другая тема: теперь мои знакомые пытаются устроить через меня кто детей, кто племянников, кто своих знакомых учителями в школу. В связи с этим вспоминаю одного хорошего человека, работавшего в министерстве культуры. Когда кто-то из коллег ему пожаловался, что его замучили просьбами достать билет, он произнес замечательную фразу: "Пока они просятся в зал, это еще полбеды. Беда будет, когда начнут проситься на сцену..." Вот у меня сейчас как раз настал момент, когда все хотят на школьную сцену, а я уже никому в этом не могу помочь, ибо конкуренция в московские школы сейчас 10 - 12 кандидатов на место учителя.

Все москвичи?

Исаак Калина: Нет. Вначале я тоже считал: учителем в столице должен быть москвич. И даже попытался продвинуть эту идею среди директоров школ, но поддержки не нашел. Многие берут молодых педагогов из близлежащих областей. Говорят, эти ребята с большим рвением относятся к учительской работе. Есть у них и материальный интерес. Приезжают, например, две подружки - выпускницы пединститута из Ярославля, снимают на двоих "однушку" тысяч за 30 руб. Средняя зарплата учителя в Москве 65 тыс. Значит, по 50 тыс у каждой остается. Примерно вдвое больше, чем получали бы они в своем городе. Да и жить в столице интереснее, и закон это разрешает. Чтобы привлечь все-таки больше москвичей, мы приглашаем сейчас выпускников непедагогических вузов в магистратуру в наш педуниверситет, чтобы, скажем, выпускник мехмата МГУ, пройдя ее, пришел к нам работать учителем математики. В столице немало выпускников этого факультета, прекрасно работающих в школах.

Значит, "лишних" учителей в образовании, как лишних врачей в здравоохранении, которых в процессе модернизации отрасли нужно переучивать на другую медицинскую специальность, не будет?

Исаак Калина: Нас ждет другая проблема - своевременной ротации. Зарплаты стали хорошие, поэтому педагоги в возрасте не торопятся на пенсию. К тому же очень хорошие педагоги сейчас в городе относятся к категории, близкой мне по возрасту, работает и молодежь. А в середине большой провал. Уйдут пенсионеры, - останутся одни молодые. Здорово, конечно, но и таит в себе большие риски. Лучше бы иметь команду из 25-летних, 40 и 60-летних учителей. Надеюсь, со временем так и будет.

В начале нового учебного года Собянин сказал, что в шести школах начался эксперимент по внедрению электронных учебников. Значит ли, что бумажные учебники скоро останутся в прошлом?

Исаак Калина: На днях был в школе, где детям раздали планшеты с закачанными учебниками, в которых содержание регулярно обновляется. Такие темпы инноваций даже немного настораживают... Но это только начало. И сказать за разработчиков, сколько времени займет процесс внедрения таких учебников, не берусь. Пока же московское учительство не просто апробирует их, а по сути вместе с разработчиками создает электронные учебники. Хотя, честно говоря, я не представляю себе хорошего учителя, который руководствовался бы в своей работе только учебником, неважно, бумажный он или электронный.

Как вы относитесь к предложению, недавно высказанному президенту на Всероссийском образовательном форуме в Пензе, избавить от сдачи ЕГЭ выпускников, которые не хотят поступать в вузы?

Исаак Калина: Года 4 назад я поддержал бы его. И в самом деле, зачем напрягать человека, который не хочет продолжать образование? Но для Москвы это не имеет значения, так как 99,9% выпускников школ хотят поступать в вузы. А значит, я уверен в этом, все они придут на ЕГЭ.

И это еще раз доказывает, что всем москвичам должны быть доступны качественные школы. И у этой главной нашей задачи есть только одно решение - нужно, чтобы все школы Москвы были качественными. Но механизм этого решения обязан быть эффективным. Иначе все закончится десятком "выставочных образцов не для всех".

В Москве активисты требуют отставки главы Департамента образования Калины


В Москве уже более 12200 человек высказали свою гражданскую позицию по вопросу поддержки петиции: «Отправить в отставку руководителя Департамента образования Москвы И.И.Калину».
В редакцию «АН-Онлайн» поступило письмо от Комитета инициативной группы. «Мы, жители города Москвы, родители, бабушки и дедушки, педагоги, требуем уволить руководителя Департамента образования г. Москвы И.И.Калину.
Деятельность И.И.Калины идет вразрез с принципами федеральной политики в области образования, нарушает федеральный Закон об образовании, московский закон «О развитии образования». Прежде всего, это выразилось в кампании по укрупнению школ, которая не только проводилась с серьезными нарушениями законодательства, но и стала источником социальной напряженности. Акции протеста против политики Департамента образования стали регулярными.
Кампания по созданию «многопрофильных многофункциональных образовательных центров» ведется по личной инициативе И.И. Калины. Ни программа «Столичное образование: 2012-2016», ни Федеральные программы развития образования, ни майские указы президента 2012 года не предусматривают массовое объединение действующих образовательных учреждений. В городе «сливается» все подряд, механически и бездумно: техникумы с коррекционными детскими садами, школы для детей с девиантным поведением с лицеями для одаренных учеников и вечерними школами .
В Москве отсутствует четко прописанная нормативная база для принятия решений в области образования. Многие решения, в том числе связанные с бюджетом, принимаются без обсуждения, и реализуются без принятия нормативных актов, на основании «устных распоряжений», что нельзя назвать иначе, как волюнтаризмом.
И.И. Калина и его заместители постоянно заявляют, что образовательные комплексы создаются по инициативе самих школьных коллективов. Это ложь. В реальности укрупнение образовательных учреждений проводится насильственно, и зачастую основано на шантаже и обмане родителей, учителей и директоров.
Цели кампании по объединению школ не были никогда четко прописаны, ее эффективность властями не анализируется. Комиссия по оценке результатов создания комплексов была создана только через два года после начала кампании, в нее не вошли ни эксперты, ни представители родительской, учительской и иной общественности.
В итоге мы видим, что кампания «укрупнения» направлена вовсе не на улучшение качества и доступности образования и даже не на сокращение расходов бюджета. Многие уверены, что истинные цели кампании - установить контроль чиновников за финансовыми потоками в области образования и укрепить вертикаль личной власти И.И. Калины.
Расходы московского бюджета на образование существенно возросли с 2010 года, однако схема их расходования, в том числе и на строительство новых образовательных учреждений, остается непрозрачной. Оценка эффективности бюджетных расходов на образование не проводилась и не проводится.
Вместо организации реального инклюзивного образования в Москве практически уничтожены коррекционные школы, идет превращение детских садов из образовательных центров в «инкубаторы», продолжается удушение школ для одаренных детей; уничтожается социально доступная «продленка», что может привести к росту безнадзорности и детской преступности, дополнительное образование финансируется с задержками.
Московская политика в области образования должна подвергнуться серьезной ревизии, в том числе и с участием широкой общественности. Необходимо создание системы, соответствующей установленному федеральным законом принципу общественно-государственного управления образованием. Необходимо четко определить цели и критерии эффективности для любых изменений в области образования в Москве.
Первым шагом в ликвидации кризиса должно стать увольнение И.И. Калины как чиновника, который опасен для системы образования Москвы. Необходимо впредь предусмотреть процедуру общественного обсуждения кандидатов на такую важную должность, как руководитель департамента образования Москвы».

В 1972 году окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика».

С 1973 года - преподаватель СПТУ-62 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года - учитель математики средней школы № 2 села Шарлык. В 1984 году переезжает в Оренбург, директор школы-интерната № 1.

С 1989 года на государственной службе - заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года - заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. Активно продвигал информационные технологии в учебный и управленческий процесс в системе образования Оренбургской области. Существенно улучшил систему переподготовки учителей области. Кардинально изменил работу ИУУ ныне ОИПКРО с внедрением информационных технологий.

В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования.

В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». С 2004 года - Директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем департамента образования г. Москвы.

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нем школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются „издержками“.»

Исаак Калина в феврале 2012 г. стал объектом внимания интернет-сообщества после истории с организацией митинга в поддержку В. В. Путина на Поклонной горе.

Награды

  • Орден Почёта (9 ноября 2010 года) - за заслуги в области образования и науки и многолетнюю плодотворную работу
  • Заслуженный учитель Российской Федерации

Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента образования города Москвы.

Образование:
1972 г. Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова, специальность "Математика".
1998 г. Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации, специальность "Государственное и муниципальное управление".
Кандидат педагогических наук.

Занимаемые должности:
1973 г. Преподаватель СПТУ-12 села Шарлык Оренбургской области
1981 г. Учитель математики средней школы N2 села Шарлык.
1984 г. Директор школы-интерната N1 в Оренбурге.
1989 г. Заведующий отделом районного образования Промышленного района города Оренбурга.
1992 г. Заместитель начальника Главного управления образованием администрации Оренбургской области.
1996-2002 гг. Начальник Главного управления образованием администрации Оренбургской области.
2002-2004 гг. Заместитель генерального директора ФГУП Издательство "Просвещение".
2004 г. Директор Департамента государственной политики в сфере образования министерства образования и науки Российской Федерации.
2007-2010 гг. Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
С 2009 г. Заместитель председателя Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
2010 г. Руководитель Департамента образования города Москвы.

Награды и звания:

Заслуженный учитель Российской Федерации.
Почетная грамота Правительства РФ.

Исаак «девиантный огурец» Калина

Исаак Калина выбирает корнишоны.

Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина заявил, что ему нравится сравнение школьной среды с рассолом для огурцов: «мол, какой огурец в хороший рассол не попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными — если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего, школьную), то они тоже станут достойными учениками».

Такой дикий пример чиновник привел на круглом столе, посвященном проблемам девиантных подростков, который прошел в «МК» 23 января.
http://www.mk.ru/social/education/article/2013/01/…

Таким причудливым образом он решил доказать собравшимся, что слияние школ не может быть пагубно для образования. Напомним, что сейчас в Москве проходит массовая кампания по объединению школ. В том числе с обычными школами, передовыми лицеями, детскими садами в единый «образовательный холдинг» объединяют и коррекционные образовательные учреждения, школы для детей с девиантным типом поведения. Уже объединено более 1000 учебных заведений, что привело в массовым протестам москвичей.

Йополис попросил известных учителей оценить красноречие Исаака Калины:

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобрнауки, член Общественной палаты:

— А ну как в рассол помимо огурцов еще что попадет? Каждый пусть вообразит себе сам что. Не дай бог вся бочка скиснет. Начальнику такой вариант не видится случайно? Кто сказал, что во всех школах только огурцы, различающиеся по размерам и качеству? Есть еще и помидоры, и кабачки, и картошка. И фрукты. И неорганика всякая. И вообще, в вопросах засола огурцов я больше доверяю проверенным хозяйкам, чем новоиспеченным докторам наук http://yopolis.ru/595577/occasion/8303

Алексей Кузнецов, учитель истории гимназии № 1543:

— Высказывание ярко характеризует не столько ситуацию. сколько высказавшегося… Совершенно очевидно что последние 2 года руководство столичным образованием не видит ничего, кроме манящих цифр «оптимизации» всего: зданий, количества учителей на класс, числа учеников на квадратный метр и т.п. Полное ощущение, что окончательно возобладала точка зрения на школьное образование как на массовое производство. Для человека, работающего в образовании (а не только руководящего им) совершенно очевидно, что девиантных подростков следует воспитывать не «здоровым коллективом», а командой специалистов, определенной атмосферой, определенными подходами.
Для меня очевидно, что большинство нововведений Исаака Иосифовича придется «реформировать обратно». Чем быстрее — тем лучше.

Александр Шевкин, учитель математики школы № 2007:

— Если есть три банки огурцов со своими рассолами (три школы — каждая со своей образовательной средой), то от слияния одной банки с хорошим рассолом с двумя другими чуда, описанного специалистом по рассолам И.Калиной, не произойдет. Хорошего рассола на все три банки не хватит, в большую банку неизбежно добавится рассол из двух других, даже если его слить (он останется в огурцах). Добавляйте воды, делайте новый рассол, но это будет не тот рассол, который был в первой банке. Калина ничего не понимает в рассолах, а пытается перенести этот свой рассольный опыт на московские школы. Скоро его банки со смешанным растссолом вздуются. жаль, что от этого пострадает не Калина, а дети.

Леонид Кацва, учитель истории гимназии № 1543:

— Если всерьез, то главная проблема в том, что в бочке действительно все огурцы становятся солеными. Но школа не бочка, а дети не огурцы. Задачи сделать всех детей одинаковыми у нее нет. Даже если предположить, что дети с дурными, скажем так, наклонностями в такой объединенной школе выправятся и достигнут среднего уровня, то ведь, получается, и дети, стоящие заметно выше среднего, усреднятся. Но на самом деле «девиантные» дети в такой большой школе скорее развратятся еще сильнее. Им-то как раз нужно пристальное индивидуальное внимание, а не работа «на потоке». А в единой школе главным развлечением таких деток станет «бить ботанов». И учителя для разных категорий детей нужны совершенно разные. Не могут люди, обучающие матклассы Второй школы, работать на потоке, с детьми, еле справляющимися с азами школьной программы. Но в единой школе невозможно все время Марью Ивановну ставить на «поток», а Марью Петровну - на элитные классы. В результате элитных классов просто не станет. Возможно, впрочем, цель как раз в этом.

http://yopolis.ru/occasion/595577/8767