Новгородский былинный герой. Легенды края

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович . Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла - бытовые, новеллистические 4 . Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» - говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения - плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т.е. гиперболизация 5 и идеализация 6 . Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства - сравнения, метафоры, эпитеты - воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов - страшные, безобразные. 7

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, - безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа». 8

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира - «Красно Солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII-XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина - это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев . Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом - представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». 9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз 10 Новгороду». 11 Садко - бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины - это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Новгородские былины не разрабатывали воинской тематики. Они выразили иное: купеческий идеал богатства и роскоши, дух смелых путешествий, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу. В этих былинах возвеличен Новгород, их герои — купцы.

Чисто новгородским богатырем является Василий Буслаев. По В. И. Далю, "буслай" — "разгульный мот, гуляка, разбитной малый". Таким и предстает герой. Ему посвящены две былины: "Про Василья Буслаева" (или "Василий Буслаев и новгородцы") и "Поездка Василия Буслаева".

Первая былина отразила внутреннюю жизнь независимого Новгорода в XIII—XIV вв. Предполагается, что в ней воспроизведена борьба новгородских политических партий.

Рожденный от пожилых и благочестивых родителей, рано оставшийся без отца, Василий легко овладел грамотой и прославился в церковном пении. Однако у него проявилось еще одно качество: необузданное буйство натуры. Вместе с пьяницами он начал допьяна напиваться и уродовать людей. Богатые посадские мужики пожаловались его матери — матерой вдове Амелфе Тимофеевне. Мать стала Василия журить-бранить, но ему это не понравилось. Буслаев набрал себе дружину из таких же молодцов, как и он.

Далее изображается побоище, которое в праздник устроила в Новгороде перепившаяся дружина Буслаева. В этой обстановке Василий предложил ударить о велик заклад: если Новгород побьет его с дружиною, то он всякий год будет платить дани-выходы по три тысячи; если же он побьет — то мужики новгородские будут ему платить такую же дань. Договор был подписан, после чего Василий с дружиной прибили... многих до смерте. Богатые мужики новгородские кинулись с дорогими подарками к Амелфе Тимофеевне и стали ее просить унять Василия.

С помощью девушки-чернавушки Васька был доставлен на широкий двор, посажен в погреби глубокие и крепко заперт. Между тем дружина продолжала начатый бой, но не могла устоять против целого города и стала слабеть. Тогда девушка-чернавушка взялась помогать дружине Василия — коромыслом прибила уж много до смерте. Затем она освободила Буслаева. Тот схватил ось тележную и побежал по широким новгородским улицам. По пути он натолкнулся на старца-пилигримища:

Стоит тут старец-пилигримишша,

На могучих плечах держит колокол,

А весом тот колокол во триста пуд...

Но и он не смог остановить Василия, который, войдя в задор, ударил старца и убил. Затем Буслаев присоединился к своей дружине: Он дерется-бьется день до вечера. Буслаев победил новгородцев. Посадские мужики покорилися и помирилися, принесли его матери дорогие подарки и обязались платить на всякой год по три тысячи. Василий выиграл пари у Новгорода, как и Садко-купец в одной из былин.

Былина "Поездка Василия Буслаева" повествует о путешествии героя в Ерусалим-град с целью замолить грехи. Однако и здесь проявилась его неукротимость ("А не верую я, Васюнька, ни в сон, ни в чох, а и верую в свой червленой вяз "). На горе Сорочин ской Василий кощунственно пнул прочь с дороги человеческий череп. В Иерусалиме, несмотря на предостережение бабы залесной, купался во Ердане-реке со всей своей дружиной. На обратном пути снова пнул человеческий череп, а также пренебрег надписью на некоем мистическом камне:

"А и кто-де у камня станет тешиться,

А и тешиться-забавлятися,

Вдоль скакать по каменю, —

Сломить будет буйну голову".

Василий прыгнул вдоль по каменю — и погиб. Таким образом, он не смог выполнить благочестивых намерений, остался верен себе, умер грешником.

Иной тип героя представляет Садко. В. Г. Белинский писал о нем: "Это уже не богатырь, даже не силач и не удалец в смысле забияки и человека, который никому и ничему не дает спуску; это и не боярин, не дворянин: нет, это сила, удаль и богатырство денежное, это аристократия богатства, приобретенного торговлею, — это купец, это апофеоза купеческого сословия. <...> Садко выражает собою бесконечную удаль; но эта сила и удаль основаны на бесконечных денежных средствах, приобретение которых возможно только в торговой общине".

О Садко известны три сюжета: чудесное обретение богатства, спор с Новгородом и пребывание на дне у морского царя. Обычно два или все три сюжета исполнялись в контаминированном виде, как одна былина (например: "Садко").

Первый сюжет имеет две версии. По одной купец Садко пришел с Волги и передал от нее привет слезному озеру Ильменю. Ильмень одарил Садко: превратил три погреба выловленной им рыбы в монеты. По другой версии, Садко — бедный гусляр. Его перестали звать на пиры. С горя он играет во гусли яровчаты на берегу Ильмень-озера. Из озера вышел царь водяной и в благодарность за игру научил Садко, как разбогатеть: Садко должен ударить о залог великий, утверждая, что в Ильмень-озере есть рыба-золотые перья. Ильмень дал в сети три таких рыбины, и Садко сделался богатым купцом.

Второй сюжет также имеет две версии. Раззадорившись на пиру, Садко бьется с Новгородом об заклад, что на свою несметну золоту казну может повыкупить все товары новгородские. По одной версии так и происходит: герой выкупает даже черепки от битых горшков. Согласно другой версии, в Новгород каждый день прибывают все новые товары: то московские, то заморские. Товаров со всего да со бела свету не выкупить; как ни богат Садко, а Новгород богаче.

В третьем сюжете корабли Садко плывут по морю. Дует ветер, но корабли останавливаются. Садко догадывается, что морской царь требует дани. Царю не нужно ни красного золота, ни чистого серебра, ни мелкого скатного жемчуга — он требует живой головы. Трижды брошенный жребий убеждает, что выбор пал на Садко. Герой берет с собой гуселки яровчаты и, оказавшись на морском дне, потешает царя музыкой.

От пляски морского царя сколебалосе все сине море, стали разбиваться корабли, начали тонуть люди. Утопающие вознесли мольбы Николе Можайскому — святому покровителю на водах. Он явился к Садко, научил изломать гусли, чтобы остановить пляску морского царя, а также подсказал, как Садко выбраться из синего моря. По некоторым вариантам спасенный Садко возводит соборную церковь в честь Николы.

В образе Садко трудно увидеть реальные исторические черты. Вместе с тем былина подчеркивает его удаль, что верно отражает колорит эпохи. Отважным купцам, преодолевающим водные просторы, покровительствовали божества рек и озер, симпатизировал фантастический морской царь.

Образ новгородского купца-корабельщика естественно вписывается в систему всего русского фольклора. На своих дорогих кораблях приплывает в Киев Соловей Будимирович. На Соколе-корабле плывут по синему морю Илья Муромец и Добрыня Никитич ("Илья Муромец на Соколе-корабле"). Сказка "Чудесные дети" в ее самобытной восточнославянской версии также создала яркий образ купцов-корабельщиков, торговых гостей. Этот образ встречается и в других восточнославянских сказках.

Киевская Русь активно пользовалась водными торговыми путями. М. В. Левченко описал устройство судов древнерусского флота. "Ладьи досчатые", вмещавшие от 40 до 60 человек, изготавливали из долбленой колоды, обшивали досками (позже таким же способом строили свои суда запорожцы). Б. А. Рыбаков отметил, что в VIII—X вв. древнерусские флотилии насчитывали до двух тысяч судов.

В. Ф. Миллер отнес к новгородским — по ряду бытовых и географических признаков — былину "Вольга и Микула". Областная ориентация этого произведения сказалась в том, что новгородец Микула изображен более сильным, чем племянник киевского князя Вольга со своей дружиной.

Вольга отправился в пожалованные ему киевским князем три города за сбором дани. Выехав в поле, он услышал работу оратая: оратай понукивает, сошка поскрипывает, омешики по камешкам почиркивают. Но приблизиться к пахарю Вольге удалось только через два дня. Узнав, что в городах, куда он направляется, живут мужики... разбойники, князь пригласил оратая с собой. Тот согласился: выпряг кобылку, сел на нее и поехал. Однако вскоре он вспомнил, что оставил сошку в борозде — ее надо вытащить, отряхнуть от земельки и бросить за ракитов куст. Вольга трижды посылает дружинников убрать сошку, но ее не могут поднять ни пять, ни десять добрых молодцев, ни даже вся дружинушка хоробрая. Пахарь Микула вытаскивает сошку одной рукой. Противопоставление переходит и на коней: конь Вольги не может угнаться за кобылкой Микулы Селяниновича.

Образ Вольги испытал некоторое влияние образа мифического Волха: в зачине сообщается, что Вольга умеет оборачиваться волком, птицей-соколом, щукой-рыбою. Это давало основание возводить архаичную основу сюжета к конфликту между древним охотником и более цивилизованным земледельцем. Однако идея былины прежде всего состоит в том, что князю противопоставлен чудесный пахарь, наделенный могучей силой.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

По данным С.А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Василий Буслаев является главным героем двух из них (№№ 40 и 41 по составленному Азбелевым указателю).40. Василий Буслаев и новгородцы41. Поездка Василия БуслаеваВасилий Буслаев - новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Это самый знаменитый из персонажей фольклора, носящих имя Василий.Первый из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов рассказывает о его конфликте с городской общиной. С юных лет для Васьки нет никаких стеснений; он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на тот вред, который приносят его поступки. Настроив против себя большинство новгородцев, он собирает дружину из таких же сорвиголов, как он сам, и буйствует всё более и более; только мать его имеет над ним хотя бы тень власти. Наконец, подзадоренный на пиру, Василий бьётся об заклад, что будет биться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.Василий Буслаев Второй из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов изображает этого героя уже не юношей, но зрелым человеком. Чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к Святым местам не меняет характер героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.Тип Василия Буслаева был мало разработан в дореволюционной научной литературе. Большинство исследователей высказались в пользу оригинальности этого типа, считая его олицетворением могущества самого Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением его богатства.Одним из главных героев знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", снятого в 1938 г., является новгородский парень Васька Буслай (не Буслаев!). Этот персонаж "унаследовал" две свойственные былинному Василию Буслаеву черты: бесшабашную удаль и почтение к матери. В остальном кинематографический герой резко отличен от былинного: он не противопоставляет себя общине, а его бьющая через край энергия умело направляется князем Александром в нужное русло (ему поручается самое важное и самое опасное место в предстоящем бою). Весёлый и гораздый на выдумки Васька Буслай представлен другом-соперником степенного боярина Гаврилы Алексича. В Ледовом побоище оба совершают великие подвиги, а в конце фильма Буслай сам великодушно признаёт первенство старшего друга в воинской доблести.В 1982 г. режиссёром Геннадием Васильевым был снят фильм-сказка «Василий Буслаев». Автором сценария были использованы отдельные мотивы былин о Василии Буслаеве (причём в очень вольной трактовке).

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Герои былин

Илья Муромец (русский богатырь)

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Вольга Святославич (русский богатырь)

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Легенды

Великий Новгород. Голубь и Садко
SmartNews собрал легенды Новгородской области

Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны.

~~~~~~~~~~~



Древняя Новгородская земля полна легенд, преданий и сказаний. За почти 1155-летнюю историю одного из древнейших городов России их скопилось немало. Одни легенды пересказывают из уст в уста долгие годы, другие записывают в книгах. SmartNews составил список самых интересных легенд Новгородской области.

Хранитель города

Софийский собор считается главным православным храмом Великого Новгорода. Первый камень был заложен еще в 1045 году, а уже к 1050 году древние новгородцы смогли посещать храм. Помимо архитектурных и прочих особенностей, у Софийского собора есть одна таинственная загадка — свинцовый голубь на кресте главного купола.

— История появления голубя на кресте главного купола Софийского собора удивительная и в то же время трагическая. В конце 1569 года царь Иван Грозный отправился в поход против Новгорода. Он заподозрил новгородцев и своего двоюродного брата князя Старицкого в том, что они якобы хотели отравить царя, и в том, что они хотели признать над собой власть поляков. В итоге Иван Грозный убил своего брата и решил отправиться в Новгород. Тем более древние новгородцы были независимы, своенравны — вечевая республика. Москва на протяжении долгих лет пыталась подчинить себе Новгород, но только большой кровью это сумел сделать Иван Грозный. Карательный поход в Новгороде длился, по некоторым данным, полтора месяца, здесь всё разворовывалось, уничтожалось. О погибших также доподлинно не известно, одни утверждают о 1,5 тыс. погибших, другие заявляют, что было убито около 60 тыс. жителей.
Инесса Антонова , экскурсовод



По утверждениям летописцев, кровь новгородцев ручьями текла по улицам. В один из дней разгрома над городом пролетал голубь. Устав, он сел передохнуть на крест главного купола Софийского собора, а когда увидел, что творится внизу, то окаменел от ужаса. А спустя некоторое время один из монахов рассказал о явлении Богородицы, которая открыла ему секрет, что голубь послан новгородцам в утешение. Легенда гласит: пока голубь сидит на кресте, Новгород будет жить и процветать. Как только голубь слетит, то и городу больше не бывать.

Любопытен и тот факт, что на памятнике «Тысячелетие России», установленном напротив Софийского собора более 150 лет назад, среди государственных деятелей вы не найдете царя Ивана Грозного.

Гусляр Садко

Герой новгородского былинного цикла. Одни источники изначально называли его купцом, другие — бедным гусляром. В народе из уст в уста передают историю о том, как бедный гусляр стал знаменитым купцом.

— Садко является легендарной личностью, о нем многие знают и слышали. В основной версии рассказывается о том, как он, несколько дней просидев без дела, а занимался он тем, что играл во время пира на гуслях, отправился на озеро Ильмень, где начал играть. Так продолжалось несколько дней. А однажды, когда он вновь пришел на берег озера и начал игру, из пучины показался Морской царь. До того ему понравилась игра бедного гусляра, что он ему предложил на одном из пиров побиться об заклад, что в озере есть рыба — золотые перья и Садко ее выловит, естественно не без помощи царя.
Игорь Петров , историк



Художник Борис Ольшанский


Садко так и поступил. Спор с тремя купцами он выиграл, и они ему отдали каждый по лавке с товарами. Он богатеет. А однажды на пиру, который уже устраивал сам Садко, он заявил гостям, что скупит все новгородские товары. Несколько дней купец сметал с новгородских прилавков товары, но они не заканчивались. Купец проигрывает спор.

— После проигранного спора он отправился продавать новгородские товары в заморские страны. А уже на обратном пути в Новгород он оказался у Морского царя в гостях. Царь просит гусляра сыграть. В былине говорится, что Садко играл на протяжении нескольких дней, а царь танцевал, чем устроил бурю на море, в результате которой тонули корабли и гибли люди. Всё прекратилось, когда Садко, последовав совету святого Миколы Можайского, оборвал струны на гуслях.
Алена Гаврилова , воспитанница школы русского фольклора «Кудесы»


Но Морской царь не унимался и предложил Садко жениться на морской красавице. И здесь к нему во спасение пришел Микола Можайский. Он посоветовал Садко жениться на самой последней замарашке — Чернавушке. После свадебного пира Садко уснул, а утром уже очнулся в Новгороде. Больше купец не ездил с товарами в заморские страны.

Образ купца Садко нанесен и на Сказочную карту России. Кроме этого, о Садко снят одноименный фильм и поставлена опера.

Гусляр Садко


Два брата

Есть неподалеку от Великого Новгорода озеро Ильмень, все реки в него впадают, и лишь одна выпадает — Волхов. Существует много легенд о возникновении названия озера. Исторические корни, возможно, нужно искать в финно-угорском языке. Но есть и несколько легенд, одна из которых пронизана прекрасным чувством — любовью.

Проклятие заключалось в том, чтобы брат стал кривым, горбатым и ему было больше не подняться с земли. Так всё и случилось. Однажды Ильмену приснился сон, где он увидел искалеченного брата. Ильмен решил, что тоже больше не поднимется с земли. Так появились озера Селигер и Ильмень.

— Если кто-то бывал на Селигере, то заметил, что это озеро местами кривое, имеет валуны, что может свидетельствовать о том, что история о братьях действительно настоящая. Но я все же склоняюсь к тому, что это просто красивая и трагическая история любви.
Инесса Антонова , экскурсовод



Озеро Селигер


В 2014 году в Новгородской области появится новый туристический маршрут «Тропа сказаний земли Новгородской». Пройдя по нему , новгородцы и гости города смогут узнать о мифах и легендах Новгорода.

Тропой преданий. Туристов поведут по местам новгородских легенд

Известный новгородский историк и фольклорист разработал новый туристический маршрут «Тропа сказаний земли Новгородской». На составление маршрута, основанного на легендах и преданиях, у него ушло полтора года. Первые туристы отправятся по маршруту в 2014 году — они смогут не только посетить места области, связанные с известными старинными легендами, но и увидеть их персонажей.


Идея и авторство нового туристического маршрута «Тропа сказаний земли Новгородской» принадлежит известному новгородскому историку Игорю Петрову. Полтора года он собирал воедино самые яркие местные легенды, предания и даже байки, разрабатывал маршрут, который мог бы охватить самые легендарные места региона, создавал эскизы костюмов для героев легенд, которые встречают туристов на маршруте.

Маршрут рассчитан на два дня. Он включает в себя обзорные экскурсии по городам — за это время туристы посетят Великий Новгород, Старую Руссу и Волот — интерактивную программу и мастер-классы. Теперь с богиней воды Ильмерой, в честь которой названо озеро Ильмень, князьями Словеном и Русом — легендарными скифскими основателями городов Словенска и Русы и великаном Волотом — мифическим предком славян — новгородцы и гости города смогут познакомиться воочию.


— Из легендарных героев сегодня многие вспоминают Садко, Василия Буслаева, а вот предания и сказания, которые до сих пор еще живы во многих районах, остаются на втором плане. Хотя там есть поистине уникальные и захватывающие легенды, и не только древние, но и нового времени. Поэтому, когда пошла разработка маршрута, — встала проблема в отборе материала. Хотелось взять в разработку не совсем раскрученные, чтобы они вызывали интерес. Я выбрал развлекательный маршрут еще и из-за того, что серьезные туристические продукты требуют огромных денег. К примеру, проект «Шум-гора», где, по преданиям, находится могила князя Рюрика, очень интересный, если его реализовать в полной мере. Но для этого нужны средства, а пока их нет. А сказка, фольклор, предания привлекают туристов. Да и самим новгородцам будет интересно.
Игорь Петров , историк, разработчик проекта



Проект маршрута «Тропа сказаний земли Новгородской» в 2012 году победил на конкурсе «Новгородика». Главным призом стал грант в 150 тыс. рублей. На эти деньги Игорь Петров заказал костюмы для героев, эскизы к которым придумал сам.

— Мы помогали ему подать этот проект в прошлом году на конкурс «Новгородика». В итоге проект был поддержан городскими и областными властями. Маршрут вообще может трансформироваться. Турист может, например, не ездить в районы либо посетить всего один район. Предположим, поучаствовав в интерактивной программе в Великом Новгороде, можно отправиться в Музей сказки, созданный энтузиастами в Волотовском районе. Но ключевыми фигурами маршрута, конечно же, являются Великий Новгород и Троицкий раскоп.
Марина Лебедева , директор центра развития туризма «Красная Изба»



Первые туристы отправятся в новгородские легенды в 2014 году. Дело в том, что Троицкий раскоп является сезонным объектом, в осенне-зимний период его закрывают. При этом Игорь Петров сейчас работает над тем, чтобы попытаться сделать маршрут круглогодичным.

Первыми, кому удалось прогуляться по тропе сказаний, стали дети из многодетных и малообеспеченных семей. Их ожидало множество сюрпризов: народные обряды, забавы и конкурсы от героев новгородских преданий. Все желающие смогли испытать свои силы в народных играх и принять участие в древненовгородских забавах: поохотиться на чудище-Коркодила, своими руками создать «наговорные круги» и перекинуться капустными кочанами.

К слову, интерес туристов к Великом Новгороду значительно вырос. Мощным толчком для этого послужили крупные международные праздники в 2009 году — Ганзейские дни Нового времени и 1150-летие Великого Новгорода. По статистике, в 2012 году Великий Новгород посетило около 200 тыс. человек. Для сравнения: в 2008 году количество туристов не доходило и до 100 тыс. В планах городских властей — увеличить турпоток в Великий Новгород к 2015 году до 370 тыс. человек.

Путешественников привлекает не только древняя история края, но и его богатые туристические ресурсы. Набирает обороты туризм событийный. В числе наиболее крупных проектов в области событийного туризма можно отнести международную выставку каллиграфии, театрализованные программы «Новгородское вече» и «Сказы мальчика Онфима», а также постановку оперы «Садко».

День туризма


Антон Морозов, Сергей Антонов,
Татьяна Леонова, Наталья Гребнева, Наталья Соловьева

SmartNews, 16 сентября-14 февраля 2013-14