Норманнская теория. Киевская Русь в IX - XII веках

Исследователи выделяют следующие факты, которые повлияли на образ Древнерусского государства:

1)Природно-климатические;
2)Геополитические;
3)Религиозные;
4)Фактор социальной организации общества.
Природа и климат России более суровый, по сравнению с Западной Европой, поэтому урожая меньше. Территория очень большая, и население, на протяжении всего времени, переходило из одних земель на другие в поисках более плодородных. Это передвижение ставило государству задачу прикрепления работников к земле с целью извлечения налога.
Начиная с 9 века на Руси начала формироваться жесткая централизованная власть.
Территория нашей страны находится между Европой и Азией. Любые военные действия этих сторон проходили через наши земли и порождали постоянные экстремальные ситуации, поэтому постоянно постояла задача быть в боевой готовности. Исходя из этого мы понимаем, что наше государство испокон веков военизировано. Европа и Азия несомненно повлияли на формирование политических институтов, культурных, и многих других, именно поэтому многие ученые, включая Флоренского, называли нашу страну Евразией.

Христианство пришло на Русь в 988 году, а в 1054 году оно распалось на два направления: православие(Русь) и католицизм(Запад). С этого момента началось противостояние, которому в конце 17 начала 18 вв. оно заканчивается благодаря Петру1 (окно в Европу).
В силу трех вышеуказанных факторов в нашей стране сложилась особая форма социальной организации общества.
Если в западных странах ячейкой общества является семья, то на Руси ей была община, коллектив, корпорация. В следствии всех этих причин в нашей стране всегда определяющую роль играло государство, централизованная власть.
Первое упоминание о Древнерусском государстве мы находим в «повести временных лет, которая была написана монахом Нестером в 12 веке и рассказывает о событиях в середине 9 века.
Славянские племена, которые жили к тому времени в сельской общине, стремились к объединению, перессорились между собой из-за приоритета власти. Их спор продолжался долго, и были вынуждены обратиться к своим северо-западным соседям норманнам (варягам) с предложением прийти княжить и управлять славянами.
В 862 году варяжский князь Рюрик начал свое правление в Новгороде и Киеве.
В 882 году князь Олег объединил северные и южные территории.
Древнерусское государство было обширным и очень не стабильным объединением из-за того, что было объединено лишь по военным соображениям.
В то время во главе государства стоял князь. Его престол находился в Киеве. Князь периодически выезжал «в люди», это называлось полюдье.
Полю́дье - это способ сбора дани с населения восточнославянских племён, существовавший в IX-XII веках на Руси. Племеные. союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину. Размер рассчитывался пропорционально дворам, и не зависил от достатка владельцев.

Древнерусское государство сочетало в себе элементы рабовладельческого, феодального строя.
В 10 веке определяется феодальный уклад.
Признаки феодального уклада:
- вся земля является собственностью Великого князя.
Во́тчина - это земельное владение, которое принадлежало феодалу - потомственно и с правом перепродажи, залога или дарения.
- постепенно прикрепление к земле крестьян.
Правда Ярослава - это правовой кодекс,который был выдан в 1016 году городу Новгороду и затем вошёл в «Русскую Правду».
«Древнейшая Пра́вда» в то время содержала 18 статей. Ими предусматривалось наказание за побои, убийство, порчу имущества, езду на чужом коне и др. Сохранялось, однако, право родственников на кровную месть за убийство, которая могла быть заменена денежным штрафом.
9-10 века – в обществе все больше неравенства.
Смерд - это свободный общинник-земледелец с мерной долей земли,он же воин, он же пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.
Зависимая категория населения – это рядовичи – батраки, закупы, холопы, челядь – обслуга, изгой.

Значение принятия христианства.
Принятие христианства подняло статус государства, поставило наряду с Западно – Европейскими странами, укрепились связи с Византией, государство крепчало, укрепилась роль князя, также способствовало развитию культуры и письменности.
С 11 века началась феодальная раздробленность.
В 1097 году состоялся съезд удельных князей в городе Любече. Принято решение – каждый князь держит свою землю – вотчину и передает ее по наследству.

2.1. Экономическое развитие древнерусского государства Киевская Русь в 9- 12 веках.

Социально- экономическое развитие восточных славян обусловлено образованием государственных формирований. Около 862 года на юге варяжским атаманам Аскольду и Диру удалось освоить Полянскую землю из- под власти хазаров и образовать державу с центром в Киеве.

В 882 году новгородский князь Олег восточнославянские земли в единое государство- Русь. Киевская Русь была самой большой и самой могучей державой средневековой Европы. Территория ее простиралась от Балтийского до Черного моря, от Карпат до Волги и охватывала приблизительно 800 тыс.кв.км. (почти половина в границах современной Украины). Фактически это была империя, в которой жило, за различными подсчетами, от 3 до 12 млн.чел. Она просуществовала с 9 до середины 12 века и распалась на 15 отдельных земель, которые существовали как суверенные государства или самостоятельные княжества.

Образование Киевской державы было фактором, который ускорил формирование частной земельной собственности. 10-11 вв.- период интенсивного ее развития, который совершался в двух направлениях. Во-первых, с образованием государства произошел процесс завоевания территорий соседских общин, становления государственной, в лице князя, собственности на землю. Во-вторых, усиливалась экономическая дифференциация в обществе.

Ряд исследователей утверждают, что в княжеский период (9- первая половина 12 вв.) феодализм существовал в облике государственной системы. Она характеризовалась повышенной ролью княжеской власти, которая развивала экономические отношения.

На первых ступенях становления феодализма верховным собственником земли становиться уже феодальный класс в целом. Во главе корпорации феодалов стал князь, являвшийся, таким образам, верховным феодальным собственником государственной территории.

Право земельной собственности монопольно принадлежало классу феодалов. Княжеское, боярское и церковное землевладение было сословной собственностью, имевшей иерархический и вместе с тем условный характер. Землевладельцы феодальных княжеств являлись вассалами великого князя. Крупные землевладельцы в свою очередь имели вассалов более мелких. По мере роста феодальных отношений, путем захвата крестьянских общинных земель образовалось княжеское, боярское и монастырское феодальное землевладение. Киевская Русь имела собственность в форме вотчинного землевладения, где эксплуатировался труд крестьян- смердов и холопов. Наряду с разными категориями феодально- зависимых крестьян в вотчинах использовался в незначительных размерах и рабский труд. В эпоху раннего феодализма было все еще много свободных крестьян- смердов, живших на общинной земле. Однако крупная вотчина, княжеская, боярская и монастырская все больше и больше угрожало общинному землевладению.

В конце 10- начале 11 века Русь вступает в полосу завершения распада родоплеменного строя. Рождается новая организация, основанная на территориальных связях. Уже в 9 веке достаточно ярко определились черты дофеодальных общественных отношений. Дальнейшие отношения на протяжении 10- 11 веков требовали перестройки и формы государства. При активном содействии надстройки выросло и окрепло на местах крупное землевладение. Политическая роль землевладельческой знати сильно поднялась. Изменилась форма эксплуатации зависимого крестьянства. Совершенно четко обозначались новые городские центры. Различные политические организации содействовали упрочнению экономических и политических позиций землевладельческой знати. К концу 9 века можно говорить о существовании раннефеодального Древнерусского государства, беспрерывно быстрорастущего в течении 10 и первой половины 11 века.

Одновременно с развитием общественных отношений, порождавших эксплуатацию господствующим классом лично свободных непосредственных производителей в государстве, складывалась в 9- 11 веках социально- экономическая система, основанная на эксплуатации зависимого населения- господское хозяйство.

В 9- 11 веках происходил также процесс образования господской земельной собственности, которая была экономической основой эксплуатации зависимого населения в вотчине. В Древней Руси господство начиналось с небольших вотчин- дворов. В это время двор возникает как сложный жилищно- хозяйственный комплекс, который был одним из факторов экономической стабильности княжеского и некняжеского хозяйства. Эксплуатация княжеских и боярских дворов требовала дополнительных источников рабочей силы, что превращало господский двор в центр не только хозяйственной, но и социально- экономической активности. В материалах, относящихся к 10 веку, содержаться данные о сложном составе княжеского домена. В него входили дворы, села, города, неукрепленные поселения городского типа- "места". Дворы были центром хозяйства служилой и местной знати.

В 9- 10 веках происходило становление верховной собственности государства на землю, что выражало систему земельных и социально- экономических отношений государства и подчинения в пределах Древней Руси, которые обеспечивали обогащение и воспроизводство господствующего класса. Процесс внешней и внутренней восточнославянской колонизации в 10- 11 веках объясняется растущим феодальным угнетением.

Установление верховной собственности государства на землю- основное средство производства и "всеобщий предмет человеческого труда". Оно имело решающее значение в процессе классообразования Древней Руси, определяя социально- экономическое положение крестьянства, как совокупности мелких производителей в сельском хозяйстве, как единый класс общества вне зависимости от различий хозяйственных систем: землевладельческое, охотничье- промысловой, скотоводческой и смешанной, сложившихся в соответствии с природными условиями.

Учитывая высокую степень развития на Руси ремесленничества, некоторые историки подчеркивают коммерческую направленность ее экономики. Другие, в противоположность им, доказывают, что основой экономики на Руси является сельское хозяйство. Земледелие стало основным занятием населения восточных славян. В Киевской Руси оно продолжало развиваться, приобретая новые организационные формы. В районе Киева и Новгорода уже в 10- 11 веках пашенная система превратилась в ведущую систему земледелия. Глубокие изменения в основной отрасли хозяйства- земледелии, привели к не менее глубоким изменениям производственных отношений у наших предков, постепенному возникновению феодальных производственных отношений. Примерно с 9-го века у восточных славян устанавливается феодальный способ производства (при наличии многоукладности в экономике), который открывал большой простор развитию производственных сил.

Древняя Русь знала многие зерновые культуры: просо, пшеницу, рожь, ячмень, овес, горох, а также лен и др. Возделывались также многочисленные огородные, бобовые и технические культуры. Земледельческое хозяйство лесостепной зоны в 9-11 веках достигло значительной степени развития. В результате этого можно было отчуждать прибавочный продукт и вести расширенное воспроизводство, что создавало предпосылки для роста имущественного и социального расслоения сельского населения, для увеличения нормы эксплуатации землевладельцами в пределах государства и господских хозяйств. Наряду с землевладением были распространены и другие виды хозяйственной деятельности, в частности скотоводство. У восточных славян в 9- 10 веках были все виды домашних животных: крупный и мелкий рогатый скот (откармливая крупный рогатый скот крестьянин обеспечивал себя не только мясом и молоком, но и кожей для изготовления одежды и обуви), свиньи, лошади и домашние птицы. Накопление скота также могло способствовать увеличению имущественного неравенства. Определенную роль в хозяйстве играли также охота и рыболовство. В лесах имелось множество различных зверей и диких птиц - белок, бобров, куниц, лисиц, соболей, зубров, лосей, оленей, коз, кабанов, зайцев, лебедей, журавлей, уток, гусей, перепелов. Меха, мед и воск в большом количестве ввозились на внешний рынок. Ими крестьяне выплачивали свои налоги.

Совсем недавние раскопки подтвердили, что в 9-10 веках на Украине для обработки земли и выращивания урожая применяли плуг, рало, соху, борону, лопату, серп и косу. Пахотные орудия медленнее развивались в лесной зоне. Изменение типов пахотных орудий определялись широтными природными условиями. Поэтому уровень их развития ограничивал нормы эксплуатации в 10- 11 веках. Экономические изменения, которые произошли в 9- 11 веках, свидетельствуют о значительном прогрессе производственных сил у восточных славян. В этот период стало широко применяться железо при изготовлении земледельческих орудий (наральников, чересел, серпов), появились сохи. Земледельцы пользовались разнообразными орудиями вторичной обработки почвы, использовались грабли и вилы. Эти орудия расширяли возможности земледельческого производства- основы экономики восточных славян.

Возникновение у славян Киева, Новгорода и Смоленска свидетельствует о росте ремесла. Население этих городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел. Важнейшими среди них были столярничество, кузнечество, скорнячество, гончарство. Было развито железоделательное, металлургическое, ювелирное и керамическое производство. Уже в те времена кузнецы владели "ковкой злата и серебра", сваркой железа и стали, калкой металла, инкрустацией цветных металлов. Ремесленники изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключ, браслеты и перстни из золота и серебра. Ремесленничество развивалось, как в структуре хозяйства князя и феодала, так и на свободной посадской основе. С возникновением городов развиваются две формы ремесел- городское и деревенское. Основная часть ремесленников сосредотачивается в городах, где концентрировалась и преобладающая часть торговли. Города оказали большое влияние на развитие ремесла; в свою очередь выделение ремесла в немалой степени способствовало превращению некоторых поселений в города. Развитие городов как ремесленного и торгового центра есть прежде всего показатель роста внутреннего рынка. Период Киевской Руси- это время сравнительно интенсивного развития ремесла. Ремесленники представляли собой уже особую группу населения. Городское ремесло на протяжении 9- 11 веков было весьма развито. Можно отметить следующие профессии ремесленников этого периода: кузнецы и оружейники, ювелиры, литейщики, ковали, копьевщики, плотники, столяры, резчики по кости, чеканщики, ткачи, гончары и др. О росте ремесленного производства в 9- 11 веках свидетельствует увеличение числа городов. Если в 9- 10 веках было известно лишь 26 городов, то в 11 веке- 62 города. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за ее пределами: в Польше, Чехии, Швеции и других странах.

В следствие этого возникло товарное производство. Оно на Руси существовало уже на ранней стадии феодализма. В большей степени его возникновение связано с ростом ремесла и городов. Феодалы продавали на рынке продукцию неоплаченного труда. Новой ступени товарное производство достигает в эпоху Киевской Руси, когда началась чеканка собственной русской монеты. Торговый капитал выполняет роль посредника в обмене прибавочного продукта, присвоенного феодалами, в обмене продукции крестьян и ремесленного населения. Феодальная Русь характеризуется не только существованием внутреннего рынка, но и развитой внешней торговлей. Размер рынка зависел от степени специализации общественного труда. Выделение ремесла, возникновение и рост городов содействовали расширению внутреннего рынка. Экономическое значение городов росло в связи с ростом производительных сил. На первых этапах феодализма торговлей занимались непосредственно сами производители, т.е. ремесленники, крестьяне; феодалы же реализовывали продукцию, полученную в форме докапиталистической ренты. Кроме товаров ремесленников на рынок поступала продукция земледелия (рожь, овес), а также продавались соль, рыба, мед и т.п. Таким образом, в товарные отношения были втянуты крестьянские и вотчинные хозяйства. На внутренних городских рынках выступало и иностранное купечество. В этот период существовала денежная(преимущественно в городах) меновая торговля. Для Древней Руси типична была связь торгов с церквями: духовенство наряду с князьями занималось торговлей.

Возникновение внешних торговых отношений восточных славян с другими народами уходят в глубь веков. Волга и ее притоки были главной артерией, по которой шла торговля с арабами. Торговля славян с арабами продолжалась примерно до 10 века. В 9 веке усиливается торговля Древней Руси с Византией, Херсоном и Константинополем. Большое значение для внешней торговли, для роста таких городов, как Киев и Новгород, имел знаменитый путь "из варяг в греки". Древняя Русь ввозила шелковые и золотканные ткани, сукно, бархат, оружие, предметы художественного ремесла, церковную утварь, пряности, фрукты и вино, краски, коней, соль, благородные и цветные металлы. Киевская Русь вела относительно широкую внешнюю торговлю. Появление купцов, знаменующее возникновение третьего общественного разделения труда, введение металлических денег, образование частной собственности на землю- важные ступени в развитии товарного производства. В экономике Киевской Руси торговля, в частности внешняя торговля с арабами, греками, Закавказьм, народами Средней Азии и Западной Европы (Чехией, Польшей, Скандинавией и др.), играла значительную роль.

Феодальная рента включала, как правило, весь прибавочный продукт зависимого крестьянства, а иногда и часть необходимого. Феодальную ренту присваивал земельный собственник, но часть ее получало государство в виде налогов. Рента в условиях феодализма самым тесным образом связана с государственными налогами, финансами и т.д. Размеры ренты и налогов часто совпадали, и их невозможно разделить, особенно на ранней стадии развития феодализма, поскольку в тот период не проводилось резкой грани между государственной собственностью на землю и личной собственностью князей. Формы ренты (отработочная, натуральная, денежная) соответствуют различным ступеням развития феодально- крепостнического способа производства. Исторические документы (хотя и немногочисленные) свидетельствуют о том, что в Киевской Руси преобладала примитивная форма отработочной ренты.

Хозяйственная универсальность феодальной вотчины, ее сложный состав (дворы, села, волости, города в домене), значительная дифференциация зависимого населения в господском хозяйстве стали причиной различных форм эксплуатации в нем- отработочной ренты, натуральной и денежной ренты. Вследствие этого удовлетворялись потребности владельцев доменов и вотчин, что было главным экономическим стимулом в организации господствующим классом собственных хозяйств.

Киевское государство имело сравнительно развитую денежную систему. По мере роста общественного разделения труда роль денег все в большей степени переходит к благородным металлам. Чеканка монеты началась в Киевской Руси раньше, чем в некоторых крупных европейских государствах в 10 -11 веках. Наличие собственных монет в Киевской Руси - одно из свидетельств ее большой роли в политической и экономической жизни в тот период. Денежное обращение существовало в первую очередь в древнерусских городах с более развитой торговлей, ремеслом, ростовщическим кредитом и пр. О наличии денежного обращения можно судить по взиманию дани, налогов, накоплению драгоценных металлов у феодалов и т.д. По мере роста товарного производства развивались функции денег, как меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа и мировых денег. Деньги как средство обращения и мировые деньги широко использовались в Киевской Руси; они превращались в капитал, приносящий прибыль.

В первую очередь бросается в глаза не только высокий уровень русской культуры 9- 11 веков, но и широкое ее распространение. На Руси в это время было немало мастеров художников, в русских городах в 10- 11 веках возникли величественные постройки. Блестящая и глубокая культура Киевской Руси есть итог многовековой жизни великого и творческого народа.

Таким образом, экономика Киевской Руси достигает сравнительно высокого уровня. Численность населения государства равнялась примерно 4- 5 миллионов человек. Киевская Русь знала уже развитое ремесло. Большую часть в экономике играла торговля, в частности внешняя торговля с арабами, греками, народами Западной Европы. Кроме Киева торговые отношения налаживали другие города Древней Руси. Экономические отношения Киевской Руси были весьма сложны: в ней сочетались феодальные отношения и была неравномерной степень феодализации в отдельных частях страны. Эпоха раннего феодализма характеризуется расширением феодальных отношений и как следствие этого- уменьшение численности крестьян- общинников, превращение дани в примитивную форму отработочной ренты. В тоже время это эпоха относительно быстрого роста ремесел и торговли.

Литература:

1. Хромов П.А. "Экономическая история СССР"- Москва."Высшая школа". 1988г.

2. Дворниченко А.Ю., Франков И.Я. "Города- государства Древней Руси". Лениздат МУ. 1988г.

3. Греков Б.Д. "Киевская Русь". Москва. 1949 г.

4. Корошок В.Д. "Западные славяне и Киевская Русь".1964 г.

5. "Древнейшие государства на территории СССР". 1980 г.

6. Каштанов С.М. "Финансы средневековой Руси". Москва. Изд."Наука".1988 г.

2.2 Особенности осуществления реформы 1861 г. на Украине.

К середине 19 века старые производственные отношения в Российской империи пришли в явное несоответствие с развитием экономики как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Происходили одновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитие этих процессов в течение первой половины 19 века вызвало непримиримый конфликт между ними и в области базиса- производственных отношений, и в области политической надстройки. Крепостной строй являлся тормозом экономического развития страны.

Экономические противоречия были обусловлены ростом товарных отношений и тормозящим влиянием крепостничества. И помещичьи, и крестьянские хозяйства были вынуждены подчиняться требованиям всероссийского рынка. В экономику все более проникали товарные отношения. Все быстрее росла внутренняя торговля.

Большинство помещичьих хозяйств применяли барщину: на ней было занято около 70% всех крепостных крестьян. В них кризисные явления более всего проявились в низкой производительности труда подневольных крестьян. Помещики вели борьбу против этого путем усиления контроля и введения особых заданий- "уроков". Но первое вело к удорожанию продукции, так как управляющим и приказчикам надо было платить, а кроме того, они еще воровали продукты для себя. Система же "уроков" вызвала резкое ухудшение качества пахоты, уборки, сенокоса при выполнении количественных показателей. Помещики замечали, что при обработке своих земель крестьяне работают гораздо лучше, и поэтому старались полностью отнять у крестьян всю землю, переводя их в разряд дворовых или в разряд месячников, получающих месячное содержание. Лишение работника своей земли подрывало основы феодальной системы хозяйства, при которой работник наделен средствами производства и должен обеспечивать воспроизводство рабочей силы.

Помещики несомненно видели преимущества вольнонаемного труда по сравнению с крепостным. Те же крестьяне, которых они обвиняли в лени, объединившись в артели, за плату пахали земли, строили дома и постройки со сказочной быстротой. Но нанимать их помещик не мог, потому что его собственные крестьяне тогда оставались без работы. По этой же причине он не был заинтересован в покупке машин и орудий. В помещичьи хозяйства проникали элементы капитализма, что проявилось в усилении товарно- денежных отношений, связей с рынком, в отдельных попытках применения машин, наемных рабочих, улучшения агротехники. Однако вцелом хозяйство развивалось не за счет вложения капитала, а за счет усиления эксплуатации "живой собственности"- крестьян и за счет расширения реализации юридического права собственности на земли. Дальнейшее прогрессивное развитие помещичьих хозяйств в условиях крепостного права было невозможно, что поняли отдельные наиболее умные и образованные представители дворянства.

Еще более остро проявилось противоречие между производительными силами и производственными отношениями в промышленности. Рост производства в ней происходил быстрее, и тормозящее влияние крепостничества было заметнее. С конца 30-х годов в России начался промышленный переворот, который происходил бурными темпами. Применение сложных машин на фабриках было невозможно при крепостническом труде, так как крепостные крестьяне на помещичьих и приписных мануфактурах ломали и портили вводимые там новые механизмы. Потому для работы на машинных нанимали вольнонаемных рабочих. Но дальнейший рост применения наемного труда, а значит и всего производства, тормозился крепостническими отношениями. В стране не было свободных рабочих, большинство вольнонаемных работников были оброчными помещиками или государственными крестьянами, еще не полностью пропавшими с землей. А на фабриках нужны были постоянные квалифицированные рабочие. В большинстве крупных стран Европы феодальные отношения были к этому времени уже ликвидированы, и они стали обгонять Россию по развитию промышленности. Расплата за отсталость не замедлила сказаться: Россия потерпела жестокое поражение в Крыму. Однако все это вместе взятое вряд ли привело бы к падению крепостного права, если бы все обстоятельства не наложились на рост крестьянской борьбы, вызвавшей революционную ситуацию в стране. Только в Украине между 1856-60 гг. произошло 276 волнений, в которых участвовало около 100 тысяч крестьян. Решающее значение в возникновении революционной ситуации середины 19 века имело обострение нужд и бедствий всех трудящихся масс и широкое крестьянское движение в стране. Положение народных масс ухудшалось в результате судорожных усилий помещиков поднять свои доходы путем увеличения барщины, оброка, урочных заданий, натуральных повинностей. На этом фоне тяготы, связанные с Крымской войной, носили зачастую катастрофический характер. Правительство ввело дополнительные ополченческие и усилило рекрутовские поборы, увеличило налоги, проводило реквизицию лошадей и скота для армии. Результатом этого был значительный рост крестьянского движения. Правительство уже не могло управлять страной по-старому и вынуждено было приступить к подготовке реформ, важнейшей из которых была отмена крепостного права. Отношение царизма к реформе было исчерпывающе отражено в выступлении царя Александра 2 30 марта 1856 года перед представителями дворянства Московской губернии: лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно начнет отменяться с низу. В конце 1856- начале 1857 гг. был создан Секретный комитет для подготовки реформы. Комитет состоял из ведущих государственных и общественных деятелей, как консервативного, так и либерального направлений. Секретный комитет в феврале 1858 года был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Чтобы изучить настроение на местах, правительство учредило дворянские комитеты и комиссии в каждой губернии. В Украине 323 дворянина участвовали в работе этих органов, представляя все разнообразие помещичьих интересов в таких различных регионах как Слободская и Южная Украина, Левобережье и Правобережье. Началось обсуждение проектов реформы в губернских комитетах, а затем и в Главном комитете. Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков как рабочими руками, так и капиталом.

Закон об отмене крепостного права- "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости"- был подписан Александром 2 19 февраля 1861 года. Этот закон состоял из отдельных "Положений", касавшихся трех основных групп вопросов:

1) упразднение личной зависимости крестьян от помещиков;

2) наделение крестьян землей и определение крестьянских наделов.

При определении норм наделов "Положения 19 февраля 1861 г." Формально исходили из степени плодородия земли в различных районах станы, а фактически- только из интересов помещиков. При распределении земель учитывались и местные особенности. Пахотные земли подразделялись на три категории: чернозем, нечернозем, степные почвы. В регионах с почвами двух последних категорий крестьянские наделы были, как правило, большими, чем в черноземных губерниях, в том числе в Украине, где почвы были лучше.

Вообще говоря, после реформы крестьяне имели в своем распоряжении меньше земель, чем до нее: в России они потеряли около 10% прежних наделов, в Левобережной Украине- около 30%. Соответственно если средняя величина крестьянского надела в империи составляла 27 акров на семью, то в Левобережной и Южной Украин лишь 18.

Напротив, украинские помещики больше других нажились на реформе. Во время переговоров и распределения земель они всякими правдами и неправдами присваивали себе леса, луга и водоемы, ранее считавшиеся общественной собственностью. Себе они всегда оставляли самые плодородные земли, а худшие продавали по завышенным ценам. Под предлогом перераспределения земель они часто заставляли крестьян перебираться с насиженных мест, вводя и без того нищие семьи в лишние траты. Разумеется, ко всем этим хитростям прибегали помещики во всей империи, но нигде они не действовали так нагло и жестоко как в Украине, где борьба за землю была особо острой и беспощадной. В результате украинские крестьяне потеряли от реформы гораздо больше, чем их русские собратья.

Исключение составляло Правобережье. Серьезно сомневаясь в верноподданнических чувствах помещиков- поляков в этом регионе (польское восстание 1863 года не замедлило подтвердить основательность этих сомнений), царское правительство не видело нужды защищать их интересы, а напротив, на всякий случай пыталось заручиться поддержкой местных украинских крестьян. Этим, по-видимому, объясняется то обстоятельство, что последние получили на 18% больше земли, чем имели до 1861 года. Но и плата за землю была соответственно большей, -так что, выигрывая в размере надела, крестьяне проигрывали в деньгах. Размеры оброков здесь были сокращены, а крестьянские наделы увеличены почти наполовину. Несмотря на эти уступки, в Правобережье процент малоземельных крестьян был самым высоким среди украинского крестьянства.

Реформа предоставила крестьянам личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость и недвижимость, заниматься торгово- промышленной деятельностью. Однако, освободив крестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их зависимыми от сельской общины. Землей наделялась община, которая распределяла ее между отдельными хозяйствами, производя периодические переделы; без согласия общины крестьянин не имел права продать или передать свою землю, уйти из деревни.

Через общину в определенной степени сохранилась и власть помещиков над крестьянством. Помещик имел право отвода неугодных ему старост и других выборных лиц в общине, без его согласия нельзя было изменить севооборот и распахать пустырь. Община несла ответственность за уплату податей каждым крестьянином. Существование общины было выгодно помещикам, которых община обеспечивала рабочей силой, и государству, которому она гарантировала поступление налогов. Для крестьянина же община стала серьезным ограничителем юридической свободы.

В Украине же общинные владения были редкостью. Этим и диктовалась другая особенность осуществления реформы в Украине. Около 85% крестьян Правобережья и почти 70% Левобережья вели единоличное хозяйство. Поэтому большинство украинских крестьянских семей получали индивидуальное право на землю и несли личную ответственность за выплату долга. Так укреплялась и без того сильная привязанность украинских крестьян к частной собственности, отличавшая их от крестьян в России.

Реформа 1861 года освобождала крестьян от личной зависимости от помещиков, но отнюдь не превращала их в полноправных граждан. Прежде всего, взамен свободы они должны были обеспечить помещику так называемые выкупные платежи. Судились они по- прежнему не как все другие сословия, а в специальных судах, которые за малейшую провинность могли приговорить крестьянина к телесному наказанию. Предоставляя крестьянским общинам право самоуправления, реформа в тоже время сохраняла надзор за их деятельностью со стороны правительственных чиновников, обычно назначаемых из местных дворян.

Большие сложности возникали у крестьян и при осуществлении своего права владеть землей. Из-за отсутствия денег у крестьян для выплат за свой надел правительство предлагало выплатить помещикам за крестьян 80% стоимости продаваемых земель в форме казенных облигаций, а крестьяне в свою очередь должны были выплатить всю ссуду с процентами в течение 49 лет. Остаток стоимости земельного надела крестьяне должны были сами выплатить помещику и отработать на него определенное количество времени. Кому даже такие условия были не по силам, предлагался крошечный дарственный надел в 2,5 акра. Дворовые люди (в Украине их было около 440 тыс.) получали полное освобождение без всякой компенсации помещикам, но и без предоставления земли.

Реформа изменила положение не только помещичьих, но и государственных и удельных крестьян, а также рабочих посессионных и вотчинных мануфактур. Согласно специальному положению удельные крестьяне в течение двух лет должны были выкупить свои наделы и перейти в разряд крестьян- собственников. Государственные крестьяне могли выкупить свои земельные участки, внося определенную сумму оброка, однако это было под силу очень немногим. Большинство сохранило свои наделы и выплачивало за них оброчную подать. Рабочие вотчинных мануфактур наделялись землей, если они пользовались ею до 1861 г. Посессионные рабочие, которые пользовались землей до реформы, получали надел. В общем, государственные крестьяне освобождались быстрее и на более выгодных условиях, чем помещичьи. Впрочем, на Правобережье положение государственных крестьян мало изменилось к лучшему.

В целом крестьяне были разочарованы реформой- и особенно бывшие крепостные. Не получив немедленно в свое полное распоряжение землю, они попали также в финансовую кабалу. По селам прокатилась волна бунтов. Сила ее была не одинакова в разных регионах. На Левобережье и в Южной Украине волнений было сравнительно немного. Зато на Правобережье, где жила еще память о гайдамаках и социально- экономическим противоречиям придавала остроту религиозная и этическая вражда между украинским православным крестьянством и католической польской шляхтой, повсюду разгорались очаги локальных бунтов. Но власти быстро наводили порядок, а крестьяне возвращались к добыванию хлеба насущного, правда, теперь уже в сильно изменившихся условиях.

"Великие реформы" не совершили никакой революции в жизни украинцев- как, впрочем, и всех остальных подданных Российской империи. И все же жизнь в России и Украине значительно изменилась. Кроме освобождения крестьян, этому способствовали развитие земской системы местного самоуправления и повышение роли закона и права. В общем, несмотря на очевидные и серьезные недостатки этих реформ, последующая социально- экономическая модернизация империи без них была бы невозможна.

Для Украины значение реформ было тем более велико, что до 1861 г. крепостные крестьяне составляли здесь около 42% населения, в то время как в среднем по империи - всего 35%. Да и сами возможности осмысления и выражения национальных особенностей и местных интересов украинцев расширялись, поскольку улучшалось качество образования, юридической защиты и местного самоуправления. Отныне самые разнообразные идеологи, в том числе идеологи национального самосознания, могли распространяться гораздо легче и беспрепятственней.

Литература:

1. Субтельный О."Украина: история"-К.:Либидь, 1994.-736с.

2. Чунтулов В.Т. и др. "Экономическая история СССР: Учеб.для экон.вузов.-М.:Высш.школа, 1987.-368 с.

3. История СССР,1861-1917: Учеб.для студентов пед.ин-тов по специальности "История"/В.Г.Тюкавкин, В.А.Корнилов, А.В.Ушаков, В.И.Старцев; Под ред.В.Г.Тюкавкина.-М.:Просвещение, 1989.-463 с.

2.3 Промышленный переворот и капиталистическая индустриализация на Украине.

Развитие промышленности Украины нельзя рассматривать в отрыве от России в целом, ибо Украина была составной частью Российской империи. В то время русская и украинская буржуазия еще не имела капиталов, достаточных для развития отечественной промышленности. В украинскую промышленность хлынули иностранные капиталы. Главным образом капитал помещался в угольную и металлургическую отрасли. Цены на продукцию этих отраслей росли, что обеспечивало максимальную прибыль. Иностранные капиталы на первых порах содействовали некоторому развитию угольной и металлургической отраслей. Цены на продукцию этих отраслей росли, что обеспечивало максимальную прибыль.

Иностранные капиталы содействовали на первых порах некоторому развитию угольной и металлургической промышленности на Украине. Но, хищнически используя богатства и рабочую силу, используя отнюдь не передовую рабочую технику, вывозя с Украины огромные прибыли, получаемые за счет безудержной эксплуатации пролетариата, они вместе с тем сдерживали размах индустриализации страны, превращая ее в свою полуколонию. Иностранный капитал, разрушая на Украине докапиталистические производственные отношения, ставил ее экономику в зависимость от себя. Это является одной из особенностей промышленного переворота и капиталистической индустриализации на Украине.

Период развития доимпериалистического капитализма на Украине был сравнительно непродолжительным. 80-90 гг. 19 века были годами расцвета капитализма на Украине. Однако расцвет этот кончается, и в начале 20 века промышленность Украины переживает тяжелый и продолжительный кризис. Однако рассмотрим поподробнее основные черты развития капитализма, в процессе чего легко будет увидеть особенности капиталистической индустриализации.

Существенной чертой исторического развития царской России, включая и Украину, являлось позднее вступление на путь капитализма.

До 60-х годов 19 века на Украине преобладало крепостническое помещичье хозяйство, тормозившее развитие капиталистических производственных отношений. Однако еще со второй половины 18 века в стране протекал процесс разложения феодального хозяйства, развивались товарно- денежные отношения, возрастало количество промышленных предприятий и количество рабочих, работающих на них, углублялись внутренние и внешние рынки. И уже ко второй половине 19 века высвобождались элементы капитализма. Вскоре после реформы 1861 года капиталистические производственные отношения- господствующие и в России и в Украине.

Несмотря на значительные остатки крепостничества, тормозившие рост производительных сил, развитие промышленного капитализма на Украине шло все более быстрыми темпами. За период с 1865 по 1890 годы число рабочих на крупных капиталистических предприятиях выросло более чем вдвое. Но важно знать, что развитие промышленности на Украине началось несколько позже, чем в Великороссии. Объясняется это тем, что Украина, до ее воссоединения с Россией в 1654 году, подвергалась жестокой эксплуатации и жестокому гнету. Производительные силы ее вследствие этого развивались крайне медленно.

К концу 19 века промышленность на Украине достигает своего наивысшего расцвета. К этому времени Донбасс покрывается густой сетью железных дорог. В 1880-84 гг. была сооружена чрезвычайно важная для Донбасса магистраль- Екатерининская железная дорога, в 1893 году была построена Юго- Восточная железная дорога. Были также построены подъездные пути, связывавшие между собой главные промышленные центры Донбасса. Все это значительно облегчило вывоз продукции и дало ему новые заказы на металл и уголь.

За период с 1891 по 1900 гг. было открыто большое количество новых предприятий. С каждым годом возрастала концентрация рабочих.

Россия, а вместе с ней и Украина, являлись объектом соперничества капиталистически развитых стран, стремившихся овладеть рынком, поскольку они стояли в разряде сравнительно отсталых в экономическом отношении стран. Перед страной стояла угроза утраты государственного суверенитета и превращения ее в колонию западно- европейского и американского империализма.

Русский капитализм, опутанный феодальными пережитками не мог обеспечить быстрого подъема производительных сил страны. Русский царизм явился на помощь. Но он покровительствовал капитализации промышленности антинародными средствами, путем кабальных займов, привлечения иностранного капитала и подкармливания капиталистической верхушки за счет усиления угнетения и эксплуатации трудящихся. Это неслыханное угнетение трудящихся масс в конечном счете подрывало базу экономического развития России.

В основе экономической политики русского царизма лежало стремление обеспечить промышленность рынками сбыта товаров по максимально высоким ценам при одновременной и всесторонней защите интересов помещиков. На защиту интересов русской буржуазии была направлена внешняя политика. Начиная с 70-х годов 19 века в России вводятся одно за другим ограничения на ввоз паровозов и подвижного ж/д состава. Введена, а затем повышена пошлина на чугун, металлоизделия, каменный уголь и др. К началу 90-х годов таможенный тариф достигает 33% стоимости привозных товаров, что носило уже заградительный характер. В результате этого внутри страны значительно повысились цены.

В конце 19 века начинается усиленный поток в страну иностранных капиталов. С 1895 по 1901 гг. сумма капиталов, вложенных в предприятия возросла с 245 млн. до 975 млн. рублей. приток капитала с одной стороны ускорял развитие отдельных отраслей промышленности, с другой стороны тормозил развитие промышленности вцелом.

Протекционистская политика царизма, будучи прогрессивной в начальный период развития фабрично- заводской промышленности, уже в конце 19 века была сугубо реакционной, она задерживала экономическое развитие страны и служила интересам лишь верхушки финансовой олигархии и крупных промышленников.

Протекционистская политика во внешней торговле постоянно дополнялась внутри страны казенными заказами. Казне принадлежало свыше 70% всей ж/д сети, также ей принадлежали многие заводы и порты.

Министерство финансов нередко делало заказы еще несуществующим заводам. Заказы были произведены раньше, чем начиналось строительство заводов. Понятно, что предварительные заказы производства способствовали еще большему выкачиванию казенных средств в карманы капиталистов.

Казенное подкармливание вело к тому, что капиталисты не заботились об удешевлении и улучшении качества своих товаров, это направление политики приводило к иному ограблению трудящихся и задержке развития рынка, также к ослаблению предпринимательства. Это также одна из особенностей капиталистической индустриализации на Украине.

Опытных руководителей попадали в точку. Залогом такого провидения, предвидения, кроме интуиции, должно быть единство теории, истории и практики. 2.Функции и задачи экономической истории Функции историко-экономической науки вытекают из сущности и специфики ее предмета. Их можно представить следующим образом: 1. Прагматическая функция – сбор, изучение, обобщение и усвоение хозяйственного...

Задача нового строительства должна была сочетаться с задачей освоения новой техники. Весьма серьезным был вопрос о технической модернизации, технической реконструкции народного хозяйства, об отказе от форсированных методов индустриализации, об ориентации на сбалансированное экономическое развитие. В соответствии с этими и другими требованиями эволюция системы управления советской...

Раньше, на государственную службу принимались лица вне зависимости от их национальной принадлежности. В формулярных списках чиновников даже не было графы о национальности. ** * См: К а л н ы н ь В.Е. Очерки истории государства и права Латвии в XI - XIX веках. Рига, 1980. С.114. ** См.: Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке.М., 1978. С.9. Что касается...

... – в постиндустриальном. В современной общественно-экономической литературе история рассматривается на этапах первобытной эпохи, рабовладельческого общества, средневековья, индустриального и постиндустриального общества. Экономической истории зарубежных стран посвящены многочисленные работы, среди которых одни носят обобщающий характер и рассматривают развитие какой-либо отрасли хозяйства в...

Страница 21 из 28


Древнерусское государство в IX-XII вв.

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX–XII вв. Киевская Русь. В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация. Древнерусское государство занимало среднее положение между Европой и Азией, и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы разного уровня развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

Ближе всех к исторической истине в освещении начальных этапов развития Руси, по-видимому, оказался один из ранних русских историков монах-летописец Нестор. В «Повести временный лет» начало формирования Киевской Руси он представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен – «рос», или «рус». Объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен в VIII–IX вв. превращается в суперэтнос с центром в Киеве. Русь этого периода по занимаемому ареалу равнялась Византийской империи.

Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чуди пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик
(?–879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья –
в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Со смертью Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь) Олег
(?–912), прозванный Вещим. После удачного похода на Киев ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в древнерусское государство – Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя – «матерью городов русских».

Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою обособленность иногда имели трагические последствия. Так, князь Игорь (?–945) при сборе с подвластных земель традиционной дани (полюдье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстив за мужа, все же фиксировала размер дани, установив «уроки», и определила места (погосты) и сроки ее сбора. Их сын Святослав (942–972) государственную деятельность совместил со значительной полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Булгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, вел успешные военные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов и пр. Но, возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит.

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир (960–1015), прозванный народом «Красное Солнышко», воздвигший для укрепления границ государства от набегов многочисленных кочевников ряд пограничных крепостей.

Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю подверглось в дальнейшем довольно противоречивой интерпретации историков. Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой «теории» и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта «теория» была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.

Между тем, государство, как продукт внутреннего развития, не может быть привнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между варягами (норманнами – от сканд. «человек севера») и Русью. Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою – и гражданскую власть. Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако довольно спорным является аргумент норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем, фраза «Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древнешведском языке звучит так: «Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор» (верная дружина).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение северорусских и южнорусских племен – все это характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варяги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Отсутствуют сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян, на их язык, культуру. Напротив, на Руси был принят только русский, а не шведский язык, и договоры X в. с Византией, и посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь как страна несметных богатств.

Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре – высший слой общества – являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.

Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники – местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и формированием тарифов.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община – замкнутая социальная система, признанная организовать все виды деятельности человека – трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь община организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) – своего рода, вечевого идеала. Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече ). Состав вече – демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие – предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни русской земли.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они «строят дома, носят щиты и сражаются пеши». Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

К X–ХII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину X вв., а локально и до ХII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», дополнений к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), «Устава» Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространной Правды».

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины; определения штрафов за различные преступления против личности; красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина фактических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы – земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов – отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, имелись ремесленники и ремесленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой - страной городов. Сначала это были крепости, оборонительные центры. Обрастая посадами, они становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В X–XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др. В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел: плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др. Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них – Киеве, Новгороде – велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии, свидетельством чему являются договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей – царьградско-византийского, закаспийско-багдадского, болгарского, регинсбургс-кого и новгородско-скандинавского – наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI–X вв., носила преимущественно «меновой» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны – мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун,
50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в X–XI вв. Наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

Политическую и социально-экономическую жизнь древнерусского государства дополняла и жизнь духовная. С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя, кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром I (980–1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Руси – Волжская Булгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и Центр православия – Византия пытались обрести союзника в лице стремительно набирающего силы Русского государства. И Владимир I на специальном Совете в Киеве, выслушав послов от соседей, принял решение – для ознакомления со всеми религиями и выбора лучшей разослать во все земли русские посольства. В результате было выбрано православное христианство, поразившее русичей пышностью убранства соборов, красотой и торжественностью служб, величием и благородством православной христианской
идеи – своего рода идиллии всепрощения и бескорыстия.

Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи Киевской Руси и Византии (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийского императора Анне) сыграли в этом выборе не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

Киевский князь Владимир, крестившийся в 988 г., принялся энергично утверждать христианство в государственном масштабе. По его приказу жители Киева были крещены в Днепре. По совету христианских священников, в основном выходцев из Болгарии и Византии, детей «лучших людей» передавали духовенству для обучения грамоте, христианским догматам и воспитанию в христианском духе. Подобные действия были осуществлены и в других землях. На севере страны, где оставались сильны языческие традиции, попытки крещения порою встречали трудности, приводили к восстаниям. Так, для покорения новгородцев потребовалась даже военная экспедиция киевлян во главе с дядей великого князя Добрыней. И на протяжении ряда последующих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие – своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения, мировосприятия.

У восточных славян был обычай: при заключении мирных договоров противники совместно варили кашу (овсяную, просяную или пшеничную) и тут же съедали ее в знак примирения. Отсюда и пошла поговорка: «С ними каши не сваришь», а с XIIIвека кашей стали называть свадебные пиры.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – копищах, богам приносились жертвоприношения - требы.

Славяне чтили духов – перегинь и русалок, домовых, леших.

Лекция 3: Древнерусское государство в 9-12 веках.

1. Предпосылки образования государства.

2. Норманнская теория.

3. Общественное и экономическое развитие

4. Христианизация Руси.

Древнерусское государство в исторической науке принято называть термином «Киевская Русь». В научный оборот этот термин ввели историки XIXв. Киевская Русь просуществовала сIXдо первой половиныXIIIв.

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Процесс формирования Российской государственности имел свои специфические черты:

А) Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией, не имела ярко выраженных естественной для географических границ в пределах большого равнинного пространства.

Б) В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

В) Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуре, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Начальную форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен.

Согласно повести временных лет русская княжеская династия, начавшая процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, берет свое начало в Новгороде. В 862 году варяжский князь Рюрик (862-879 – годы правления) и его братья Синеус и Трувор были призваны на Русь новгородцами для прекращения междоусобной борьбы. Они положили начало русской княжеской династии Рюриковичей.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег, прозванный Вещим (годы правления: 879-912 года), захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход Киев. Убив киевский князей Аскольда и Гира, Олег впервые объединил северные и южные славянские земли в составе единого государства.

Норманнская теория.

В XVIIIвеке немецкие ученые на русской службе Г. Байгер и Г. Миллер разработали Норманнскую теорию, согласно которой государство на Руси было создано норманнами (варягами). Против этой концепции выступил М. Ломоносов, положив начало полемики между норманнистами и антинорманнистами. По взглядам историка Ключевского приглашение варягов не означает, что они явились создателями Русского государства. Речь, вероятно, идет о приглашении варягов прежде всего в качестве наемников. Поэтому роль варягов в процессе образования государства является достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.

Сложилась своеобразная федерация племенных княжеств во главе с великим киевским князем. Он собирал дань со всех входящих в это объединение племен. Олег опирался на славяно-норманнских дружинников. Князь Игорь (912-945 г.п.) продолжал деятельность Олега, присоединив к Киеву земли восточнославянских племен уличей, тиверцев, древлян (отсоединились после смерти Олега). Погиб князь Игорь во время восстания древлян, недовольных повторным сбором полюдья (дани).

Княгиня Ольга (945-962 г.п.), вдова Игоря, начала свое правление с того, что жестоко подавила восстание древлян. Ольга провела первую на русских землях реформу налогообложения. Подвластные Киеву земли были поделены на административные единицы, во главе которых были поставлены княжеские администраторы - тиуны. Ольга установила систему погостов – центров торговли и отмены в которых более упорядоченно происходил сбор податей, положила начало каменному градостроительству на Руси. Во внешней политике Ольга отдавала предпочтения дипломатии. В 957 году она посетила Константинополь и приняла христианство, крестившись под именем Елена.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав (962-972 г.п.), был выдающимся полководцем, присоединил к Киеву земли вятичей, воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский Каганат. В 967 году воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970-971 года. Был убит печенегами у днепровских ворот.

После смерти Святослава киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-978 г.п.). Древлянским – сын Олег (умер в 977 году), Новгородским – Владимир (970-978г.г.; 978-1015 – Киевский). Однако между братьями началась междоусобная война за право княжить в Киеве. Владимир Святославович вышел из нее победителем, уничтожив всех своих братьев, как возможных претендентов на киевский престол.

Владимир Святославович в 992 году отвоевал у Польши червонную Русь - Галицию, присоединил земли вятичей, родимичей, Таманский полуостров, создав на его территории Тмутараканское княжество. Во главе всех территорий князь поставил своих сыновей или лично преданных ему людей. Это подорвало сепаратизм родоплеменной верхушки и укрепило государство.

После смерти Владимира киевский князем стал его старший сын Святополк (1015-1019 года), который начал войну со своими братьями с целью обезопасить себя от их посягательств. В ходе этой войны были убиты младшие сыновья Владимира Великого – Борис и Глеб. В борьбу за власть включился второй сын Ярослав, правивший в Новгороде, он и вышел из нее победителем. Правление Ярослава, прозванного Мудрым, (1019-1054 г.п.) - время великой Киевской Руси. Ярослав обезопасил южные границы державы, нанеся в 1036 году сокрушительный удар печенегам. Князь основал города Юрьев, Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри. 1051 году впервые без участия константинопольского патриарха Ярослав сам назначил первого русского митрополита – Иллариона.

Средневековое государство Киевская Русь в 9 (правильно – IX) веке сформировалось, объединив восточнославянские племена под руководством Рюриковичей. При этом проблема происхождения государственности остаётся дискуссионной. Есть норманнская теория, которая делает акцент на иностранном происхождении правящей династии. В то же время другая позиция, впервые высказанная ещё Ломоносовым, основывается на том, что монархия не могла образоваться без готовности к этому народа, без определённых социальных, культурных, экономических предпосылок. Этот спор, фактически, растянулся в веках, сторонников хватает и у той, и у другой точки зрения. Достаточно знать, что существуют несколько взглядов на то, как образовалась Русь Киевская, сам же термин начали использовать намного позже, с XVIII века, признавая главенствующую роль Киева, который на протяжении всего периода оставался центральным, основным престолом.

Киевская Русь постоянно расширяла свою географию, завоёвывая новые территории, хотя иногда и уступая. В период наивысшего расцвета государство на юге доходило до Таманского полуострова, верха Северной Двины – на севере, Днестра – западе. Племенной состав был очень разнообразный: древляне, поляне, тиверцы, сиверцы и так далее. Преимущество самого расположения связано с тем, что княжество лежало на крупном торговом пути «из варяг в греки», что способствовало торговле. Кроме того, страна находилась в фактическом центре Европы, объединяя восточную часть с западной. Всё это помогало расти экономическому благосостоянию.

Князья

Окончательное формирование государства завершилось с появлением первого князя, Олега, который пришёл из Новгорода и захватил власть в Киеве в 882 году, убив Дира и Аскольда. Так что исторически его нельзя назвать однозначно первым правителем, но именно с него пошла известная династия Рюриковичей. Безусловно, даже обсуждая такое явление как Киевская Русь кратко, нельзя не сказать о самом Рюрике. Отсчёт логично вести с него, проблема в том, что точных сведений об этой личности осталось довольно мало, а некоторые исследователи вообще считают его мифическим. Безусловно, поскольку в истории есть упоминания о его родственниках, то он сам явно существовал. Однако всё остальное вызывает уже споры.

Итак, Олег отправился в Киев, где правил около 30 лет до своей смерти, покорив ряд племён и освободив их от необходимости платить дань хазарам. Следующим князем стал Игорь, сын Рюрика, который правил до 945 года, был убит древлянами за то, что решил собрать с них дань во второй раз. Поскольку сын Игоря был ещё слишком мал, регентом при нём оказалась княгиня Ольга, жестоко отомстившая непокорному племени. И она же первая из правителей приняла христианство.

Её сын Святослав правил до 975 года, когда был убит в бою с печенегами. Он прославился военными походами, при нём Киевская Русь значительно расширила свои территории и укрепила собственное влияние. Особых успехов князю удалось добиться в отношении Византии, где нашествия славян стали откровенно бояться. Впрочем, в периоды, когда действовали различные мирные договоры, правителям удавалось добиться существенных льгот. Например, беспошлинной торговли для купцов и многого другого.

После смерти Святослава началась борьба за власть между его наследниками, в которой в итоге победил младший сын Владимир, догадавшийся скрыться от братьев в Скандинавии, а потом вернуться с наёмным войском. Сначала он захватил власть в Новгороде, откуда потом перебрался в Киев.

Период расцвета

Киевская Русь развивалась вплоть до периода феодальной раздробленности. Но по-настоящему государство подкосило татаро-монгольское нашествие, от которого оно, по факту, уже не оправилось. Тем не менее во времена своего расцвета это было богатое, сильное, прекрасно развитое, в том числе и в культурном плане, государство, которое опережало многие европейские страны. Княжеские походы постоянно увеличивали его территорию, что показывает и карта Киевская Русь, например, фактически подступала к владениям Византии, остававшейся тогда ещё довольно мощной.

Основной денежной единицей была гривна, ещё ходили арабский дирхем и византийская литра. Поскольку государство почти постоянно воевало, поощрялись физические занятия. В 12 лет мальчики уже должны были прекрасно ездить верхом, владеть всеми основными видами оружия, охотиться, рыбачить, плавать, готовить, чинить одежду, доспехи и многое другое. В 12 лет девочкам полагалось уметь готовить, убирать, лечить несложные раны, помогать матери во всех делах, а когда пришло христианство – то и знать все молитвы, чинить одежду. Причём чем выше было положение в обществе родителей, тем более жёсткими становились требования. Так, от наследника князя в 12 лет ожидалось, что вскоре он уже будет участвовать с отцом в боевых походах, сначала – помощником, а потом уже и как полноценная боевая единица.