No Man’s Sky — всё что вам нужно знать. Как изучить инопланетные языки в No Man’s Sky No man s sky как выучить язык

Как вы, наверное, уже знаете в No Man’s Sky есть три расы высокоразвитых существ, с которыми вы будете встречаться чаще всего: Гек, Вай’кин и Корвакс. Естественно, пришельцы не знают английского языка, да и по-русски даже трех слов связать не могут, поэтому для общения с ними вам нужно будет изучить инопланетные языки.

Зачем это вообще нужно помимо того, что вам удастся беседовать с милыми пришельцами? Во-первых, при диалоге с Вай’кинами, Корваксами или Геками вам нужно будет выбирать правильные ответы, за которые выдаются неплохие награды. Чем лучше вы будете знать язык, тем понятнее окажется вопрос. Если вы выберите неправильный ответ, то можете даже потерять очки репутации с той или иной фракцией. Во-вторых, знание языков поможет вам в ведении торговых дел с инопланетянами.

Способы изучения инопланетных языков

Существует несколько методов обучения языкам пришельцам, каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества. Все они будут рассмотрены ниже.

Поиск интерфейсов Атласа

В интерфейсах Атласа можно отыскать небольшие святящиеся шары, при взятии которых вы будете автоматически узнавать новое слово на инопланетном языке. Один шар содержит в себе одно слово. На станции можно найти как минимум 5 подобных сфер, а, следовательно, вы сможете узнать 5 новых словечек.

Таким образом, если хотите быстро изучить инопланетный язык, то вам стоит всерьез заняться поиском интерфейсов Атласа.

Использование каменных столбов

На многих планетах в No Man’s Sky вы сможете обнаружить странные каменные столбы (монументы). При взаимодействии с ними персонаж узнает одно новое слово. Если вы хотите как можно быстрее отыскать все эти таинственные архитектурные памятники, то вам стоит настроить свой Сканнер на их поиск.

Посещение космических станций

На многих космических станциях игрокам придется беседовать с различными инопланетянами. Во время этих небольших диалогов можно будет узнать много нового о языке пришельцев, но лишь в том случае, если вы дадите правильный ответ на поставленный вопрос.

В общем, чем лучше вы будете знать язык инопланетян, тем вам легче станет с ними общаться. Большинство пришельцев являются дружелюбными ребятами, которые с радостью поделятся с вами своими чертежами или полезными сведениями, поэтому старайтесь вступать в беседу с Геками, Вай’кинами и Корваксами при любом удобном случае.

Космическая песочница No Man"s Sky предоставляет игрокам целую вселенную возможностей. Часто в таких играх бывает, что ты не можешь предвидеть, в какой ситуации окажешься и сколько усилий нужно будет затратить, чтобы получить тот или иной результат. Все сделано именно так, что игрок сам будет исследовать огромный мир и изучать различные механики. Конечно, самую главную информацию вам дадут, но вот дальше - уже все зависит от вас. Именно поэтому портал GoHa.Ru собрал наиболее полезные советы для новичков в No Man`s Sky. Обязательно ознакомьтесь, прежде чем вы отправитесь в центр вселенной во всеоружии знаниями.

#1 Экономьте место в инвентаре

Вы всегда будете испытывать недостаток свободного места в инвентаре, так что заведите хорошую привычку не собирать всякий мусор. Во время наземной экспедиции часть находок можно отправлять на корабль, но и там место заканчиваться практически мгновенно. Кстати, лучше отправлять самые ценные вещи для продажи. Железо и углерод можно найти на любой планете в нужном количестве, а обходные модули и прочие расходники создавайте по мере необходимости.

Чтобы увеличить инвентарь, исследуйте новые планеты - там будут иногда попадаться постройки, в которых компьютер за плату предложит увеличить грузоподъемность на одну ячейку.

#2 Заводите друзей и учите языки

Все как в нашей жизни. Не пропускайте специальные терминалы, чтобы узнать новые слова той или иной фракции, а если надо, то дополнительно посещайте для этого колонии. В этом вам также помогут "Камни знания" на планетах, они обучат вас одному инопланетному слову. Почаще разговаривайте с инопланетными существами, узнавайте их стремления и ценности, а также не забывайте дарить подарки. Со временем к вам привыкнут и ответят взаимностью. В будущем это упростит торговлю и позволит бесплатно получать дорогие услуги.

#3 Космический корабль - это вам не Плотва. Не всегда шевелится

Старайтесь не отходить далеко от своего корабля при высадке. Пытайтесь обойти все в округе, а затем возвращайтесь и летите на новое место. Это значительно сэкономит время исследования очередной планеты. Вызвать корабль конечно можно, но нужно находиться возле специального маяка, а еще потребуется обходной модуль, создать который не составит проблем.


#4 Остерегайтесь Стражей

Почти каждую планету в галактике патрулируют дроны "Стражи". Им плевать на вас ровно до того момента, как вы не начнете наглеть и добывать слишком много ресурсов прямо у них под носом. Со временем у вас выработается хорошая привычка ничего не трогать на земле под этот характерный механический звук. В таком случае он вызовет боевых товарищей, а уж они-то они спросят с вас по полной программе. Конечно, вы можете без труда справиться с несколькими дронами, даже с базовой модификацией бластера, но риск того не стоит и лучше сразу выйти из кофликта, спрятавшись в кустах или пещере. Вскоре они потеряют к вам интерес и отправятся на патрулирование.

PS: Из Стражей добывается Титан и дорогостоящая электроника. Покажите им, кто здесь папа, и заработайте 5 звезд преследования, как в Grand Theft Auto

#5 Не будьте жадным и кормите диких животных, конечно, если они не попытаются вас съесть.

Если вы проявите достаточно внимания к существу, то оно может подружиться с вами и даже помочь в открытии экзотических минералов, таких как Omegon или Calium. Даже если нет, то у вас будет приятный спутник в путешествии по планете, а там глядишь и сходит по большому каким-то ценным ресурсом.

#6 Через орбиту получится добраться до отдаленной точки на планете гораздо быстрее

Бывает так, что прилетев на планету вы решаете сорваться в другое место. Одни игроки будут использовать джетпак и потратят невероятно много времени, другие - отправятся к точке на своем космическом корабле, пролетая в атмосфере, а самые умные - выйдут в космос и по орбите долетят до нужной точки за несколько секунд. Теперь у вас есть выбор, как обмануть силу притяжения планеты


#7 Спекулируйте на рынке и зарабатывайте больше

Если столкнулись с дефицитом юнитов, то можно продать камень Атласа, а если вы давно облюбовали профессии расы гномов в Lineage 2 - то вы без труда сколотите целое состояние в этой игре. При должном терпении можно сыграть по-крупному и создать дефицит определенных товаров и торговать с посетителями станции.

Помните, что каждая система ведёт свою ценовую политику, и лучше всегда первым делом посещать станции с торговцами и только после этого отправляться изучать местность вокруг. В такой последовательности можно будет извлекать намного больше прибыли из поиска и сбора ресурсов и ценных вещей.

#8 Помните о сохранении. Возвращайтесь за своими вещами после смерти

Ну бывает, что на какой-то планете вы столкнулись с очень сильным существом, а ваши останки так и остались лежать на земле. Кнопок сохранения в No Man`s Sky не предусмотрено, но можно сохраниться при определенном важном действии, например, войти и выйти из корабля. На планетах можно отыскать специальные места, где прогресс сохраняется автоматически. После смерти не забудьте вернуться к месту смерти и забрать свое добро.

#9 Не забывайте делать улучшения

Успех вашего путешествия зависит от многих факторов, и снаряжение играет далеко не последнюю роль. Почти все ваши вещи и сам корабль можно модифицировать тысячей разных способов. Вы найдете множество чертежей, но сразу представьте, каким именно исследователем вы будете, чтобы улучшения развивали ваши сильные стороны.

#10 Будьте собой или же настоящим пиратом

Ценный груз можно заполучить самыми разными способами. Не стесняйтесь в способе добычи - пробивайте грузовые отсеки торговых кораблей, склады на планетарных базах и просто грабьте одиночные космические корабли.. Если вы уже вступили на этот путь, то следуйте ему до конца.

От разработчиков:

Приветствуем! Огромное спасибо за положительные отзывы о прошлом обновлении, выпущенного всего несколько дней назад. Нам очень понравилось наблюдать, как игроки экспериментируют с новыми базовыми частями, исследуют улучшенную водную среду на подводной лодке Nautilon и делятся своими близкими встречами с грозными подводными хищниками.

На этой неделе команда продолжает следить за очередным обновлением, исправляя некоторые проблемы и представляя следующую миссию по исследованию сообщества.

Обновление Исследований Сообщества

На этой неделе Priest Entity Nada обращается к исследователям за помощью в исследовательских миссиях Поло. Их друг Gek, потрясенный событиями, пересмотренными устройством изменения времени, попал в интроспективное настроение и, похоже, ушел из проекта. Нада намеревается действовать быстро, чтобы преодолеть это-с помощью своих друзей-путешественников по галактикам.

Нада просит исследователей отправиться на странную бесцветную планету и сфотографировать подводную фауну в самых темных глубинах. Они предполагают, что доказательство жизни, прочной в самых суровых условиях, будет комфортно для Поло и, надеюсь, будет работать, чтобы восстановить их обычное приподнятое настроение.

Из бота синтеза ртути

Синтетическая форма жизни Polo породила ряд новых предметов коллекционирования для исследователей для торговли их Quicksilver for. Доступны несколько новых декоративных украшений для тематических бассейнов, все с настраиваемыми палитрами …


Живая колония нежных вьющихся кораллов.


Скопление водных кристаллов, с необычной мраморной окраски.


Цветение люминесцентных канделябров.


Моллюск, который может быть помещен, чтобы инкрустировать стены баз путешественников.

Доступен новый подводный жест, чтобы помочь подводной связи между акванавтами:

Сообщество

Поздравляем победителей осеннего арт-конкурса r/NoMansSkyTheGame/ Autumn, организованного командой модерации subreddit! Мы увидели впечатляющее таланты игроков, вызванного конкурсом, но особенно понравилась победившая запись: это атмосферное исполнение биологического ужаса /u/MisterKrane.

Демонстрируя талант в совершенно другой среде: нью-йоркская группа “Weird At Last” написала эту забавную песню о No Man’s Sky:

Нам также понравился этот драматический снимок подводного хищника от @SpiffSnaps:

И мы были очень увлечены этой реконструкцией Международной космической станции /u / Foxhound922!

Обновление Разработки

Обновление 1.71 теперь выпущено на всех игровых платформах, и полные заметки о обновлении доступны для чтения ниже. Трудно поверить, что уже ноябрь – это был такой интенсивный, продуктивный и эмоциональный год для No Man’s Sky и есть дальнейшие шаги в нашем путешествии до 2018 года. Спасибо за то, что вы здесь с нами, и за все ваши ободряющие послания поддержки. Мы слушаем.

Огромное спасибо,
Ваш Шон

Патч v1.71

  • Исправлена ошибка, из-за которой диалог NPC мог сброситься, если инвентарь игрока был слишком полон для получения награды
  • Улучшены иконки для подводных продуктов.
  • Исправлена проблема с биологическими ужасами и медузами в режиме Permadeath.
  • Исправлена проблема с гипнотическим ужасом Бездны и моллюском в мультиплеере.
  • Отключены жесты на лестницах.
  • Улучшены некоторые подводные звуковые эффекты.
  • Исправлены некоторые редкие сбои.
  • Исправлена ​​проблема, когда внутренняя часть научного фрегата могла отсутствовать
  • Исправлена ошибка, не позволявшая строить кратные контейнера для хранения 1 (только для ПК, для других платформ будет исправлено в ближайшее время).
  • Предотвращено появление ошибочного значка boost при пилотировании Nautilon (только для ПК, для других платформ будет исправлено в ближайшее время).

Если у вас возникнут какие-либо проблемы, сообщите нам, отправив сообщение об ошибке в комментарии или .

Процедурно-сгенерированная игра, основаная на изучении окружающего мира скоро выйдет. Дальше всё, что о ней известно на данный момент.

Уже скоро выйдет долгожданная игра об иследовании космоса от Hello Games, в которой содержится целая вселенная, но при этом весит она не более 6 гигабайт. Так как дата определена окончательно и задержек не планируется (хотя, кто его знает), стоит вспомнить всё, что нам известно о No Man’s Sky.

Насколько большая вселенная No Man’s Sky?

На самом деле она действительно большая. Она будет содержать в себе 18 квинтильонов (если точнее, то 18.446.744.073.709.551.616) процедурно-сгенерированных планет. Проще говоря, одному человеку придётся потратить 500 миллиардов лет, чтобы посетить каждую планету в No Man’s Sky, а это не просто, учитывая то, что на нашу вселенную, скорее всего, надо будет только 5.

По факту же, даже с общими усилиями всех игроков будет возможно изучить только маленькую часть этой массивной вселенной. Большая часть будет просто нераскрытой и не обнаруженной. Она настолько большая, что основную часть времени вы проведёте в одиночку. Вы сможете увидеть местонахождение своих друзей на огромной карте, но пользы от этого будет немного. Скорей всего вы будете попросту слишком далеко друг от друга, чтобы хоть как-то сблизится.

No Man’s Sky — одиночная или многопользовательская игра?

На этот вопрос сложно ответит однозначно, в первую очередь из-за того, что Шон Мюррей, создатель No Man’s Sky, и сам немного затрудняется с ответом.

Ответить, в конечном счете, можно фразой: «Ни то, ни другое». Во первых, шансы просто столкнутся с другим игроком во вселенной чрезвычайно малы. Даже если 100 игроков одновременно высадятся на одной планете, они не смогут мгновенно найти друг друга. Просто стоит помнить, что планеты в No Man’s Sky’s таких же размеров, как и реальные.

Возьмём, для примера, нашу планету. Если бы на Земле было 100 человек, то вероятность пересечения двух из них была бы близка к нулю, даже если бродить по поверхности много лет. Такой же принцип применим и к No Man’s Sky.

Это не значит, что игроки никогда между собой не пересекутся, но даже если им это и удастся… Мюррей в своем интервью для Game Informer дал отчетливо понять, что No Man’s Sky — не MMO. Игра не предназначена чтобы собирать кучу игроков в одном месте, играющих бок о бок. Тем не менее, игра готова к маловероятным контактам игроков друг с другом, благодаря персональному «лобби», окружающего каждого игрока подобно пузырю.

«Мы можем, как и в большинстве игр, существующих сегодня, создать возможность вашего передвижения с открытым лобби», сказал Мюррей, «Люди заходят в это лобби и покидают его. Это что-то наподобии игры в Watch Dogs. По сути, игроки заходят в ваше собственное дискретное пространство. Мы не пытаемся создать MMO, где одновременно на одной локации смогут играть 60.000 человек».

Если я столкнусь с другим игроком, как я узнаю об этом?

А вот это уже грустная часть. Даже если вам вдруг повезёт, и вы встретите другого игрока, то скорее всего даже не поймёте этого. В игре самолёты вокруг вас никак не будут помечены, ни именем, ни чем-нибудь другим, что смогло бы помочь вам узнать, человек это или ИИ. Так что два игрока могут просто прогудеть возле друг-друга, и даже не понять, что это был человек. Грустно, не так ли?

По крайней мере, Мюррей сказал, что модели игроков будут отличатся от всех остальных в игре, так что при встрече с другим человеком на поверхности планеты он, хотя бы, будет выделятся. И только увидев другого игрока вы узнаёте, как выглядите сами, так как в игре вид от первого лица, и на себя вам не посмотреть. Не сказать, что другой игрок ответит на ваши опросы, но всё же.

«Вы непременно увидите их в костюмах», сказал Мюррей, «Поэтому не узнаете, кто внутри. Вам все равно не станет известно, инопланетянин вы, или человек, или ещё кто-то».

Я смогу играть оффлайн?

Да. В No Man’s Sky есть возможность игры оффлайн, хотя о ваших открытиях не узнают другие, пока вы не подключитесь к серверу игры. Кроме этого, вы не сможете просмотреть открытия других игроков без подключения к интернету. И, как и стоит ожидать, маленький шанс вашей встречи с другим человеком станет нулевым.

Находиться в такой огромной вселенной практически в одиночку. Чем мне занятся?

Подобно другим космическим играм, как, например, Elite: Dangerous, вам надо будет собирать деньги, и некоторые из них можно получить при изучении нескольких из этих 18 квинтильонов планет.

«Чтобы продолжить изучение», говорит Мюррей, «вам необходимо обзавестись модернизированным костюмом, ведь это единственный способ выжить в токсическом окружении и множестве разных видов жидкостей. Вам необходим модернизированный самолёт, в который можно поместить больший гипердвигатель и путешествовать в более отдаленные места. Для всего этого вам необходимы деньги, вы можете заработать эти деньги в качестве исследователя. В этом и основа игры».

На некоторых планетах (процентное соотношение неизвестно) будут обитать инопланетные формы жизни, которые также процедурно-сгенерированны и анимированны. Изучайте планеты, находите новые виды жизни, а также получайте за это деньги.

Вас также не должна удивить возможность добычи ресурсов на астероидах и планетах — традиционная функция в космических играх. Астероиды можно расстрелять пролетая мимо и собрать их минералы на корабль. На поверхности планет с помощью специального инструмента вы сможете разбивать скалы, кристаллы и даже открывать пещеры, в которых можно найти ресурсы на продажу или обмен. О крафтинге известно мало. Но на начальных этапах вы уже сможете создавать топливо и чинить костюм.

Также присутствуют элементы боя. Некоторые инопланетные существа враждебны и будут вас атаковать. С другой стороны, вы сами сможете атаковать мирных существ, вот только планеты охраняют специальные роботы, которые атакуют вас, если вы нанесете месту слишком много ущерба. Кроме этого, присутствуют космические сражения, вы будете сталкиватся с космическими пиратами во время своих путешествий по вселенной.

Смогу ли я оставить свою метку на посещенных мною планетах?

В каком-то смысле да. Если вы обнаружили планету или существо, то сможете дать ему имя и добавить находку в галактический индекс. Это имя привяжется к открытию навсегда (или, по крайней мере, до конца существования галактики) и другие игроки, проходящие мимо, будут знать кто открыл это первым.

Оставить настоящий след на планете вы не сможете, ну, по крайней мере не на такой большой вселенной. При путешествии на новые планеты они генерируются вокруг вас, а когда вы их покидаете, то они обновляются. Так что если вы решили выкопать на земле, например, огромный *** (просто для примера, можете и не делать этого), то игра просто разберёт планету за вашей спиной.

Такие типы изменений (вырытые пещеры, наскальный рисунки) не будут видны другим игрокам, если те отведают данную планету. По словам Мюррей в Game Zone:

«Изменения, спричиненные игроком сохраняются локально, так что если вы разрушите рельеф, то это сохранится на вашей машине. Но если вы попытаетесь сделать то, что нам покажется действительно значительным изменением, то некоторые из таких изменений сохранятся на сервере вместе с вашими открытиями. Хотя, чаще всего ничего не будет происходить. Если вы убьёте животное, то мы сохраним данное событие на вашем счету, но нам не кажется, что стоит убивать это существо для всех.»

Так что, вероятно, вы сможете увидеть свои каракули на земле там, где нарисовали, вот только никто больше их не увидит.

Заметка: этот ответ здесь чтобы подчеркнуть, что некоторые изменения на планете будут локально сохранены.

Есть ли разумная жизнь в No Man’s Sky?

Да. Вы будете сталкиватся с умными инопланетянами в зданиях и заставах на поверхности некоторых планет, а также в космических станциях на орбите. Естественно, вы не сможете общаться на их языке, по крайней мере сразу, так что отвечать во время переговоров первое время придётся наугад. Если угадаете неверно, то можете и разозлить их.

Но чем больше вы будете сталкиватся с определенным видом, тем лучше вы усвоете их язык. Вы также можете ознакомится с языком, находя и изучая монолиты на поверхности планет. Чем лучше будут ваши навыки коммуникации, тем лучше станут ваши отношения с конкретными инопланетными фракциями, что позволит производить более выгодную торговлю.

Какие нас ожидают миссии и квесты?

По словам Шона Мюррея, в No Man’s Sky не будет традиционных квестов и миссий. Он говорил о неубедительной природе NPC в играх в целом:

«Они сидят в своём магазинчике днями и ночами напролёт, будто им на всё наплевать и они совсем не в курсе того, что происходит вокруг. Если вы подойдёте к ним залиты кровью, то они с улыбкой заговорят к вам, как ни в чем не бывало, не так ли?»

Идея с квестами, когда надо принести опредёленные предметы в игре, которая заключается в движении вперёд по новым мирам, а не на возвращении к предыдущим, не очень то в тему. Вместо этого инопланетяне будут с вами торговаться и предлагать новые технологии, вместо того чтобы гонять туда-сюда, и делать из вас, как выразился Мюррей, «космических куриц».

«Для нас очень просто было бы сделать «квесты по нахождению вещей», но ведь сколько возможностей вы с ними упустите, и, похоже, что в других играх это получится лучше и подойдет больше. Это не то, что мне лично нравится и что я с нетерпением ожидаю» — Говорит Мюррей.

Ожидается ли DLC?

Шон Мюррей ответил, что планов на DLC у них нет, но Hello Games будет обновлять No Man’s Sky после релиза.

По его словам, им ещё есть над чем работать, и эта работа будет сильно зависить от игроков. «Несомненно, это игра для обновлений. И на самом деле, в плане контента она уже полноценна, так что DLC маловероятен.»

В реальности, команда уже работает над первым обновлением, еще до выхода самой игры.

Есть ли сюжет?

Реальной истории в игре нет. Также, как и с Люкой Скайокером, врезавшимся в то большое дерево в скучной части «Империя наносит ответный удар», единственная история, которую вы узнаете — это ваша собственная.

Это большой, развивающийся мир, со своей системой и знаниями. В то же время, между языком пришельцев, дизайном построек и внешним видом кораблей будет некая согласованность, что позволит такой массивной и процедурно созданной вселенной не выглядеть совсем рандомной.