Николай Зенькович - Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий

В Советском Союзе частная жизнь руководителей страны была строго засекречена и охранялась на правах гостайны высшей степени защиты. Только анализ опубликованных за последнее время материалов позволяет приподнять завесу над тайной их зарплатных ведомостей…

Захватив власть в стране, Владимир Ленин в декабре 1917 г. установил себе месячный оклад в 500 рублей, что примерно соответствовало оплате труда неквалифицированного рабочего в Москве или в Питере. Какие-либо другие доходы, включая гонорары, высокопоставленным партийцам по предложению Ленина были строго запрещены.

Скромную зарплату “вождя мировой революции” быстро съела инфляция, но Ленин как-то не задумывался, откуда берутся деньги на вполне безбедную жизнь, лечение с привлечением мировых светил и домашнюю обслугу, хотя и не забывал каждый раз строго говорить подчиненным: “Вычтите эти расходы из моей зарплаты!”

Генеральному секретарю партии большевиков Иосифу Сталину в начале НЭПа был установлен оклад меньше, чем половина зарплаты Ленина (225 рублей) и лишь в 1935 г. он был повышен до 500 рублей, но уже в следующем году последовало новое повышение до 1200 рублей.

Средняя зарплата в СССР тогда была 1100 рублей, и хотя Сталин жил отнюдь не на свою зарплату, он вполне мог бы скромно жить и на нее. За годы войны зарплата вождя превратилась в результате инфляции почти в нуль, но в конце 1947 г., после денежной реформы, “вождь всех народов” устанавливает себе новую зарплату в 10000 рублей, что в 10 раз превышало тогдашнюю среднюю оплату труда в СССР.

Одновременно была введена система “сталинских конвертов” — ежемесячных не облагаемых налогами выплат верхушке партийно-советского аппарата. Как бы там ни было, Сталин всерьез свою зарплату не рассматривал и большого значения ей не придавал.

Первым среди руководителей Советского Союза, кто стал всерьез интересоваться своей зарплатой, был Никита Хрущев, получавший 800 рублей в месяц, что в 9 раз превышало среднюю зарплату по стране.

Сибарит Леонид Брежнев был первым, кто нарушил ленинский запрет на дополнительные, кроме зарплаты, доходы для верхов партии. В 1973 г. он присудил себе Международную Ленинскую премию (25000 рублей), а начиная с 1979 г., когда имя Брежнева украсило плеяду классиков советской литературы, огромные гонорары стали потоком литься в семейный бюджет Брежневых.

Лицевой счет Брежнева в издательстве ЦК КПСС “Политиздат” пестрит многотысячными суммами за огромные тиражи и многократные переиздания его шедевров “Возрождение”, “Малая земля” и “Целина”. Любопытно, что генсек имел привычку часто забывать о своих литературных доходах при уплате партвзносов любимой партии.

Леонид Брежнев был вообще очень щедр за счет “всенародной” государственной собственности — и к себе, и к своим детям, и к приближенным. Своего сына он назначил первым заместителем министра внешней торговли. На этом посту тот прославился постоянными выездами для пышных гулянок за границу, а также огромными бессмысленными тратами там. Дочь Брежнева вела разгульную жизнь в Москве, тратя неведомо откуда поступающие деньги на драгоценности. Приближенные Брежнева, в свою очередь, щедро наделялись дачами, квартирами и огромными премиями.

Юрий Андропов, будучи членом брежневского Политбюро, получал 1200 рублей в месяц, но, став генсеком, он вернул зарплату генсека времен Хрущева — 800 рублей в месяц. При этом покупательная способность “андроповского рубля” была примерно вдвое ниже, чем у рубля “хрущевского”. Тем не менее, Андропов полностью сохранил систему “брежневских гонораров” генсека и успешно ею пользовался. Например, при основной ставке зарплаты в 800 рублей его доход за январь 1984 г. составил 8800 рублей.

Преемник Андропова Константин Черненко, сохранив ставку генсека на уровне 800 рублей, усилил деятельность по выколачиванию гонораров, публикуя от своего имени различные идеологические материалы. По партбилету его доходы составляли от 1200 до 1700 рублей.

При этом борец за моральную чистоту коммунистов Черненко имел привычку постоянно утаивать от родной партии большие суммы. Так, исследователи не смогли обнаружить в партбилете генсека Черненко в графе за 1984 год 4550 рублей гонорара, полученного по платежной ведомости Политиздата.

Михаил Горбачев “примирялся” с окладом 800 рублей вплоть до 1990 года, что было всего в четыре раза больше средней зарплаты по стране. Только совместив в 1990 году посты президента страны и генсека, Горбачев стал получать 3000 рублей при средней зарплате в СССР в 500 рублей.

Преемник генсеков Борис Ельцин промыкался почти до конца с “советской зарплатой”, не решаясь на кардинальную реформу зарплат госаппарата. Лишь по указу 1997 года зарплата президента России была определена в 10000 рублей, а в августе 1999 года ее размер возрос до 15000 рублей, что в 9 раз превышало среднюю оплату труда по стране, то есть была примерно на уровне зарплат его предшественников по управлению страной, имевших генсековский титул. Правда, у семьи Ельцина было много доходов со “стороны”…

Какие авто предпочитали использовать советские вожди для удовлетворения своих транспортных нужд? У каждого из них были свои отношения с техникой.

Эта Turcat-Mery, которая изображена на фотографии, не ленинская, но точно такая же, хоть и более раннего года выпуска.

С техникой Владимиру Ленину откровенно не везло. Полосу неудач начала первая эмиграция Ильича, когда некий швейцарец на роскошном Rolls-Royce сбил велосипедиста Ульянова, а весь четырёхколёсный транспорт первого вождя Страны Советов то угоняли, то обстреливали. Поэтому единственной машиной, без приключений дожившей до сегодняшнего момента, стало транспортное средство, на котором... вождь мирового пролетариата никогда не ездил, - это броневик английской марки Austin. Согласно официальной легенде, с башни этой бронемашины, возвращаясь из эмиграции, за неимением более подходящей трибуны Ленин прочёл знаменитые «Апрельские тезисы» возле Финляндского вокзала. После революции Ленин чаще всего разъезжал по улицам Петрограда на роскошном Turcat-Mery 1915 года выпуска. До этого машина сначала принадлежала Великой Княжне Татьяне, старшей дочери Николая Второго, а затем 50-сильным «французом» некоторое время обладал министр-председатель Временного правительства Александр Керенский. Историки откопали весьма занимательный эпизод из биографии этой машины: в декабре 1917 года Turcat-Mery угнали прямо со двора Смольного! Лучшие кадры ЧК быстро выяснили, что любимый лимузин Ильича украли контрабандисты, а сам автомобиль спрятан неподалёку от финской границы, в гараже пожарной части.

Есть версия (её придерживается, например, Л.М. Шугуров), что после выстрела Фанни Каплан раненого Ленина везли именно на Renault 40 CV, а не на Роллс-Ройсе. Хотя Renault использовался лишь во время следственного эксперимента по этому делу. После угона основатель СССР перестал жаловать Turcat-Mery и пользовался другой французской техникой: из гаража Романовых для Ильича выкатили Delaunay-Belleville 45. Но отец революции довольствовался комфортом 6-цилиндрового лимузина буквально несколько дней. 1 января 1918 года Ленин пережил покушение: Владимир Ильич не пострадал, но бандиты изрешетили добротный закрытый кузов настолько плотно, что восстановить машину не смогли. После этого личным транспортом революционеру служил Renault 40CV, также позаимствованный из императорского собрания. Притом машина повторила судьбу Turcat-Mery: в январе 1919-го налётчики буквально вышвырнули Ильича из лимузина и были таковы.

Delaunay-Belleville был основным автомобилем императора Николая II, но Владимира Ленина возил буквально неделю - пока не стал жертвой вооружённого налёта. Кузов работы французских мастеров петербургские «каретники» восстановить не смогли.
Чтобы народ узнавал своего вождя (и не повторял подобных авантюрных угонов), товарищ Ульянов пересел на открытый Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л.с. Этот кабриолет из автопарка Михаила Романова (родного младшего брата императора Николая Второго), предназначенный для горных гонок, казался странным выбором: зачем нужна узкая, а потому не самая комфортная, и прожорливая машина? Но именно Серебряный призрак спас жизнь своему главному пассажиру. В Москве после покушения Фанни Каплан оказать помощь пострадавшему на месте было некому - будь не Rolls-Royce, а менее быстрый автомобиль, по дороге до Кремля Ильич скончался бы от кровопотери.

Говорят, в плане автомобилей Ильич был неприхотлив: ездил на том, что давали. Но зачем тогда советское правительство по поручению вождя заказало баснословно дорогие Роллс-Ройсы? На фото летний Rolls-Royce после реставрации. В конце 1910-х Леонид Красин (будущий полпред Советского Союза на территории Великобритании) начинает переговоры... о закупке партии Rolls-Royce для «молодой республики»! Странная потребность для разом обнищавшей страны, но 73 новенькие машины были поставлены советскому правительству. Один такой длиннобазный 73-сильный лимузин возил смертельно больного Ильича до самой кончины. Между прочим, на городских скоростях 7,4-литровый мотор расходовал немыслимые 2,5 ведра бензина на каждые 100 вёрст пути (или 28,7 литра на 100 км). Кстати, о смерти вождя мирового пролетариата сообщил именно его водитель Степан Гиль, добравшийся из Горок до Москвы на этом Silver Ghost

В Советской России топливо было ужасным, и в ноябре 1921-го Rolls-Royce 1920 года выпуска, оборудованный движителями Кегресса, вернулся обратно на завод для прочистки закоксованного двигателя. Между прочим, зимой именно Rolls-Royce оставался единственным быстрым способом добраться до Горок. В 1921 году Ленин поручил Путиловскому заводу перевести автомобиль на «движители Кегресса». В своё время личный «шоффэр» императора Адольф Кегресс (позднее работавший на Citroen и, между прочим, фактически придумавший принцип работы коробки передачи DSG) сделал для Николая II необычные автосани: вместо задних колёс поставил гусеницы - те самые движители Кегресса, - а на передние установил лыжи. Для Ильича Rolls-Royce переделали по аналогичному рецепту, благодаря чему машину отличала фантастическая проходимость. Даже по заснеженной целине.

На таком 12-цилиндровом фаэтоне Packard Twin Six Иосиф Сталин гонял (в буквальном смысле!) по улицам российской столицы, распробовав ранние версии этой модели на Царицынском фронте. Следующий советский правитель, Иосиф Сталин, не любил ни «британцев», ни «французов», зато искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного Vauxhall императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась отцу народов после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил поистине роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. В столице, куда железный Иосиф вернулся после Гражданской войны, он сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Паккард... Разумеется, подходящий автомобиль вскоре нашёлся, и Сталин постоянно носился по подмосковным дорогам, откинув брезентовую крышу.

Чем Сталину так полюбился подаренный Рузвельтом Packard Twelve, трудно понять, но этой машиной отец народов пользовался без малого 20 лет - до самой своей кончины. Но как только советская верхушка пересела на заказанные Красиным Роллс-Ройсы, Джугашвили пришлось отказаться от американского «дредноута». Зато сразу после Ленина появилась возможность закупить партию американских автомобилей: с 1925 года стали поступать Buick, Cadillac, Lincoln и, конечно, Packard. Для себя Сталин выбрал самый современный из Паккардов. В 1933-м 8-цилиндровый лимузин уступил место 12-цилиндровому фаэтону. Два года спустя американский посол, зная привязанности нового главы СССР, передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта - бронированный лимузин Packard Twelve наиболее свежей, 14-й серии.

В Москву из Ленинграда лимузины Л-1 были отправлены своим ходом, но из-за поломок ни один из шести экипажей не добрался до столицы. После этого на проекте поставили крест. Этот «броневик» на долгие годы станет любимым автомобилем вождя. На 6-тонной (!) 155-сильной махине Иосиф Виссарионович приезжал на тегеранскую, ялтинскую и потсдамскую конференции. Из окна шестиоконного лимузина осматривал поверженный Берлин. При этом Сталин постоянно повторял, что использование советской элитой автомобилей иностранного производства - плохой пример. После этих заявлений ленинградский завод Красный Путиловец по образу и подобию американского Buick-30-90 создал модель Ленинград-1, но главному заказчику новинка не понравилась. Разработку главного советского лимузина перепоручили Заводу имени Сталина, так появился представительский ЗИС-101.

Вопреки распространённому мнению, на бронированных ЗИС-115 ездил не только Сталин, но и другие советские руководители. Всего московским заводом было собрано 32 машины «Проекта 100». В 1942 году перед работниками столичного автозавода, эвакуированного на Урал, была поставлена задача создать новое поколение представительского лимузина. Об автомобиле ЗИС-110 рассказывает материал «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов», но генсеку полагалась спецверсия этой машины - ЗИС-115. На тот момент созданный советскими специалистами шестиместный автомобиль скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту 162-сильную модель массой более 5 тонн как основной служебный автомобиль, но от полюбившегося Паккарда не отказывался до самой смерти.

Lincoln Zephyr - мягко говоря, неординарная модель для своего времени: 12-цилиндров под капотом и крайне необычный дизайн делали этот седан очень желанным даже для штатовских автомобилистов. Никита Хрущёв тоже любил американские автомобили. В 1938 году тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины разъезжал на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr, а после войны Хрущёв пересел на открытый Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей (до войны машина 1939 года выпуска возила по дорогам Германии посла США, но когда американское посольство было закрыто, Кадиллак национализировали и передали лично фюреру). На официальные мероприятия будущий генсек приезжал на служебном ЗИС-110, но водить личный Кадиллак старался как можно чаще. И даже забрал любимый «шестьдесят первый», когда перебрался из Киева на столичную работу.

Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера очень нравился Хрущёву, но политик решил, что машина не должна простаивать и продал её через самый обычный комиссионный магазин. В Москве «американца» со временем пришлось продать - за Хрущёвым закрепили бронированный ЗИС-115 и открытый ЗИС-110, так что Cadillac по большей части простаивал. Обе машины «любителю показать кузькину мать» нравились, но... В 1955 году Хрущёва на женевской конференции глав государств-победителей удивило, насколько совершенен огромный открытый Chrysler Эйзенхауэра и насколько устарел советский ЗИС-110. Никита Сергеевич отдал распоряжение как можно скорее создать нечто подобное. Поглядывая на Packard Сaribbean, наши инженеры выпустили ЗИЛ-111 (здесь снова будет правильно сослаться на заметку «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов»).

Дизайн ЗИЛ-111 устарел до выхода самой машины. Что поделать, эпоха «аэрокосмического» оформления была скоротечной, и даже штатовские компании не всегда успевали следить за вектором переменчивой моды. Но каково было удивление генсека, когда новейший ЗИЛ опять смотрелся бедным родственником! Теперь главу советского государства поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди. Поэтому из поездки по Штатам Хрущёв привёз культовый Cadillac Fleetwood 75 и пожелание «догнать и перегнать Америку». Зиловцы смогли только немного подправить внешность модели 111, сделав её менее похожей на Чайку, после чего лимузин получил индекс 111Г и прозвище «Григорий». На этом погоня за заокеанским автопромом закончилась.

ЗИЛ-111Г по прозвищу Григорий - рестайлинговая версия «сто одиннадцатого», лишившаяся псевдоавиационных наворотов. Получилось спорно, но, безусловно, мощно и солидно. Никита Сергеевич любил автомобили, и редкая его заграничная поездка обходилась без покупки подарка самому себе. Вот только Хрущёва отличала странноватая особенность: часто купленные или подаренные иномарки он... попросту дарил. Mercedes-Benz 300 SL, больше известный как Крыло чайки, генсек презентовал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы советские инженеры разгадали секрет заграничного «инжектора», кабриолет Renault Florida - дочери Раде, двухместный Fiat 2300 - сыну Сергею... А огромный чёрный Rolls-Royce Silver Cloud по поручению генсека передали дому-интернату пожилых большевиков, чтобы те на старости лет вспомнили Роллс-Ройсы ленинских времён.

Именно довоенный Buick 90 Limited заразил Брежнева вирусом автомобилизма. Кстати, приставка Limited означает, что автомобиль принадлежит к ограниченной серии. Но, пожалуй, самым неистовым ценителем автомобильной техники среди всех вождей СССР следует признать Брежнева. В конце тридцатых один из руководителей Днепропетровского обкома компартии, тогда ещё молодой партийный работник, получил американский автомобиль Buick 90 Limited. И с этого момента стал заядлым автомобилистом. К своему закату генсек владел почти полусотней разнообразных машин! Притом последний экземпляр для своей коллекции четырежды Герой Советского Союза получил буквально за полгода до смерти: к празднику 9 мая 1982 года газовцы презентовали больному генсеку 8-цилиндровую (!) версию своей новинки, модели ГАЗ-3102.

От редкого шестидверного пульмановского Мерседеса, считавшегося едва ли не самым совершенным автомобилем планеты, Брежнев отказаться не смог: такой машиной владели немногие, включая Папу Римского (об этом - наш материал "Святые колёса папамобилей"). Это про машины остальных правителей СССР можно рассказывать весьма обстоятельно, тогда как для автопарка Брежнева придётся ограничиться лишь перечислением наиболее примечательных экземпляров. За время правления «дорогого Леонида Ильича» гараж аппарата ЦК пополнился: Rolls-Royce Silver Shadow (1968) от предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte (1968) от итальянских коммунистов, Mercedes-Benz 600 Pullman (1969) от канцлера ФРГ Вилли Брандта, Cadillac Eldorado (1972) и Lincoln Continental (1973) от Ричарда Никсона, Nissan President (1973) от премьер-министра Японии, Rolls-Royce Silver Shadow от королевы Великобритании Елизаветы II...

За время правления генсека Брежнева ЗИЛ-114 трижды обновлялся: на фото слева - версия 1967 года, справа вверху - 1971-го, а внизу - 1978-го, уже получившая новый индекс 4104. При этом генсек очень любил сам ездить за рулём: «С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно», - вспоминал поездку на подаренном Кадиллаке госсекретарь США Генри Киссинджер. «Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге», - также делился воспоминаниями Ричард Никсон.

В Горьком было собрано пять полноприводных Волг ГАЗ-24-95. Но охотничье хозяйство Завидово (читай, лично Леонида Ильича Брежнева) обслуживала только одна такая машина. Второй страстью Леонида Ильича была охота. По этой причине родился удивительный гибрид - полноприводная Волга. Инженеры Горьковского автозавода оснастили седан ГАЗ-24 (хотя логичнее было использовать универсал, но такой формат тогда считался непрестижным) трансмиссией от УАЗ-469 (при этом кузов оставался несущим), благодаря чему появилась уникальная по проходимости и комфорту машина. Мнения историков по поводу этой модели кардинально расходятся: одни говорят, что полноприводная «двадцать четвёрка» была любимой машиной Ильича, тогда как другие считают, что Брежнев воспользовался неординарным седаном лишь единожды.

В 1975 году универсал экстренной медицинской помощи ЗИЛ-114А был передан четвёртому управлению Минздрава СССР. Сначала машина была белого цвета, но затем её перекрасили. Официальным же автомобилем оставался, безусловно, ЗИЛ. К 50-летию Октябрьской революции Завод имени Лихачева подготовил действительно новое поколение правительственных лимузинов, которые прослужили до конца 90-х. Особенностью ЗИЛ-114 была X-образная рама (для неё характерна большая жёсткость на кручение) и дублирование основных систем автомобиля: две независимых электросистемы, резервная система тормозов... За долгий промежуток правления второго Ильича пережил 3 обновления экстерьера, а на закате жизни пассажира №1 получил неожиданную спецверсию - реанимобиль, который постоянно требовался дряхлеющему вождю.

ЗИЛ-41047 обслуживал Горбачёва и Ельцина, хотя представлял собой, по сути, ЗИЛ-114 брежневских времён. До 2002 года было построено около 150 автомобилей, после чего седаны собирали по штучным заказам. В силу коротких сроков правления Юрий Андропов и Константин Черненко никакими автомобильными предпочтениями не запомнились. Разве что для первого зиловцы успели создать очередную генерацию правительственных лимузинов, ЗИЛ-41045 - лёгкий рестайлинг разработанного во времена Брежнева ЗИЛ-114. Притом следующий генсек, Михаил Горбачёв, также довольствовался брежневским «зилом», но пережившим очередное обновление. Этой машиной, получившей индекс 41047, после распада СССР, между прочим, пользовался и первый президент России Борис Ельцин.

ЗИЛ-4102 впервые для советских лимузинов имел несущий кузов и полностью независимые подвески, но основные агрегаты (пускай и модернизированные) получил от модели 41047. Интересно, что во времена Горбачёва столичные инженеры успели разработать и следующую редакцию правительственных «членовозов» (без этого словечка, пришедшего из сатиры, здесь не обойтись), но тут правительство по велению нового генерального секретаря взяло курс на отказ от привилегий. И новый ЗИЛ-4102, этакий советский Rolls-Royce, навсегда остался... Нет, в двух экземплярах: как шутили острословы, один - для Михаила, второй - для Раисы. Так что новой политической элите девяностых, когда зилы времён четырежды Героя Советского Союза безнадёжно устарели, не оставалось ничего другого, как пересесть на пульмановские Mercedes-Benz S-класса. Но это - другое время и другие автомобили.

В Советском Союзе частная жизнь руководителей страны была строго засекречена и охранялась на правах гостайны высшей степени защиты.

Захватив власть в стране, Владимир Ленин в декабре 1917 г. установил себе месячный оклад в 500 рублей, что примерно соответствовало оплате труда неквалифицированного рабочего в Москве или в Питере. Какие-либо другие доходы, включая гонорары, высокопоставленным партийцам по предложению Ленина были строго запрещены.

Скромную зарплату “вождя мировой революции” быстро съела инфляция, но Ленин как-то не задумывался, откуда берутся деньги на вполне безбедную жизнь, лечение с привлечением мировых светил и домашнюю обслугу, хотя и не забывал каждый раз строго говорить подчиненным: “Вычтите эти расходы из моей зарплаты!”.

Генеральному секретарю партии большевиков Иосифу Сталину в начале НЭПа был установлен оклад меньше, чем половина зарплаты Ленина (225 рублей) и лишь в 1935 г. он был повышен до 500 рублей, но уже в следующем году последовало новое повышение до 1200 рублей.

Средняя зарплата в СССР тогда была 1100 рублей, и хотя Сталин жил отнюдь не на свою зарплату, он вполне мог бы скромно жить и на нее. За годы войны зарплата вождя превратилась в результате инфляции почти в нуль, но в конце 1947 г., после денежной реформы, “вождь всех народов” устанавливает себе новую зарплату в 10000 рублей, что в 10 раз превышало тогдашнюю среднюю оплату труда в СССР.

Одновременно была введена система “сталинских конвертов” - ежемесячных не облагаемых налогами выплат верхушке партийно-советского аппарата. Как бы там ни было, Сталин всерьез свою зарплату не рассматривал и большого значения ей не придавал.

Первым среди руководителей Советского Союза, кто стал всерьез интересоваться своей зарплатой, был Никита Хрущев, получавший 800 рублей в месяц, что в 9 раз превышало среднюю зарплату по стране.

Сибарит Леонид Брежнев был первым, кто нарушил ленинский запрет на дополнительные, кроме зарплаты, доходы для верхов партии. В 1973 г. он присудил себе Международную Ленинскую премию (25000 рублей), а начиная с 1979 г., когда имя Брежнева украсило плеяду классиков советской литературы, огромные гонорары стали потоком литься в семейный бюджет Брежневых.

Лицевой счет Брежнева в издательстве ЦК КПСС “Политиздат” пестрит многотысячными суммами за огромные тиражи и многократные переиздания его шедевров “Возрождение”, “Малая земля” и “Целина”. Любопытно, что генсек имел привычку часто забывать о своих литературных доходах при уплате партвзносов любимой партии.

Леонид Брежнев был вообще очень щедр за счет “всенародной” государственной собственности - и к себе, и к своим детям, и к приближенным. Своего сына он назначил первым заместителем министра внешней торговли. На этом посту тот прославился постоянными выездами для пышных гулянок за границу, а также огромными бессмысленными тратами там. Дочь Брежнева вела разгульную жизнь в Москве, тратя неведомо откуда поступающие деньги на драгоценности. Приближенные Брежнева, в свою очередь, щедро наделялись дачами, квартирами и огромными премиями.

Юрий Андропов, будучи членом брежневского Политбюро, получал 1200 рублей в месяц, но, став генсеком, он вернул зарплату генсека времен Хрущева - 800 рублей в месяц. При этом покупательная способность “андроповского рубля” была примерно вдвое ниже, чем у рубля “хрущевского”. Тем не менее, Андропов полностью сохранил систему “брежневских гонораров” генсека и успешно ею пользовался. Например, при основной ставке зарплаты в 800 рублей его доход за январь 1984 г. составил 8800 рублей.

Преемник Андропова Константин Черненко, сохранив ставку генсека на уровне 800 рублей, усилил деятельность по выколачиванию гонораров, публикуя от своего имени различные идеологические материалы. По партбилету его доходы составляли от 1200 до 1700 рублей.

При этом борец за моральную чистоту коммунистов Черненко имел привычку постоянно утаивать от родной партии большие суммы. Так, исследователи не смогли обнаружить в партбилете генсека Черненко в графе за 1984 год 4550 рублей гонорара, полученного по платежной ведомости Политиздата.

Михаил Горбачев “примирялся” с окладом 800 рублей вплоть до 1990 года, что было всего в четыре раза больше средней зарплаты по стране. Только совместив в 1990 году посты президента страны и генсека, Горбачев стал получать 3000 рублей при средней зарплате в СССР в 500 рублей.

Преемник генсеков Борис Ельцин промыкался почти до конца с “советской зарплатой”, не решаясь на кардинальную реформу зарплат госаппарата. Лишь по указу 1997 года зарплата президента России была определена в 10000 рублей, а в августе 1999 года ее размер возрос до 15000 рублей, что в 9 раз превышало среднюю оплату труда по стране, то есть была примерно на уровне зарплат его предшественников по управлению страной, имевших генсековский титул. Правда, у семьи Ельцина было много доходов со “стороны”…

Профессию учителя супруга Ленина считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». Воспитание в советской школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.

Мы решили сегодня вспомнить жен советских лидеров и немного подробней вам рассказать о каждой из них.

Крупская Надежда Константиновна

Теоретик политехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения.

В свое время Надежда Константиновна дала анализ мировому педагогическому наследию с позиций марксистской идеологии.

Профессию учителя Крупская считала одной из наиболее захватывающих


Статьи Крупской касательно преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самообразования школьников имеют спрос и в настоящее время. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». В своих работах много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.

С молодым марксистом Ульяновым Крупская познакомилась в 1894 году


С молодым марксистом Владимиром Ульяновым (Лениным) познакомилась в 1894 году. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском, где 10 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым.

В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции.

Аллилуева Надежда Сергеевна

Вторая жена Сталина. Родилась в Баку, в семье революционера С. Я. Аллилуева.


Екатерина Сванидзе (первая жена вождя) умерла естественной смертью, а Аллилуева же застрелилась. Надежда Сергеевна была моложе Сталина на 22 года и будучи матерью двоих детей, она активно участвовала в общественной жизни.


Официально их брак был зарегистрирован 24 марта 1919 года, но последние ее годы семейной жизни постоянно были омрачены грубостью и невниманием Сталина. По свидетельствам очевидцев, 7 ноября 1932 года в квартире Ворошилова накануне смерти между супругами произошла очередная ссора, а на следующий день в ночь с 8 на 9 ноября 1932 года Надежда Сергеевна выстрелила себе в сердце из пистолета «Вальтер», запершись в своей комнате.

Нина Петровна Хрущева

Нина Петровна родилась в украинской семье крестьян в селе Василев на Холмщине , входившей в ту пору в состав Российской империи.



Нина Кухарчук с Никитой Хрущёвым, 1924 год

Летом 1922 года партийный руководитель Серафима Гопнер устроила Нину на работу на губернские курсы учителей в Таганроге. Осенью она прибыла в Юзовку в качестве преподавателя окружной партшколы, где и познакомилась с Никитой Хрущёвым, ставшим её мужем. На тот момент у него уже были сын и дочь. Свой брак они зарегистрируют только после отправки Хрущёва на пенсию, в 1965 году.

Хрущева встречалась с первыми лицами других государств и их женами


После смерти Сталина, когда Никита Сергеевич фактически возглавил Советский Союз и КПСС, стала «первой леди» государства. Участвовала в зарубежных поездках Хрущёва, встречалась с первыми лицами других государств и их жёнами, что до неё в СССР не было принято. Нина Петровна пережила Никиту Сергеевича и дочь Елену. Проживала она на государственной даче в Жуковке и получала пенсию в 200 рублей. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Виктория Петровна Брежнева

Родилась в Белгороде 11 декабря 1907 года. Ее отец работал машинистом на железной дороге, а мать занималась воспитанием детей — четырёх дочерей и сына.


Ее многие считали еврейкой, однако жена генсека особо подчёркивала, что не имеет еврейского происхождения, а имя Виктория было дано ей из-за того, что рядом жило много поляков, среди которых это имя было распространено.

Виктория Брежнева познакомилась с супругом на танцах в общежитии


В общежитии Курского медицинского техникума, на танцах она познакомилась с будущим супругом, Леонидом Брежневым. Она вспоминала, что сначала он пригласил на танцы её подружку, но та ответила отказом, поскольку молодой человек не умел танцевать, а Виктория согласилась. Через три года, в 1928 году , Леонид и Виктория поженились.

Виктория всегда занималась домом и семьей. После того, как Леонид Брежнев занялся государственной деятельность его жена не изменила привычного образа жизни. Равнодушная к политике, она не любила привлекать к себе внимание публики, предпочитая оставаться домохозяйкой. По воспоминаниям современников, она всегда прекрасно готовила, а когда Брежнев вступил в должность генерального секретаря ЦК КПСС и у него появились личные повара, она научила их готовить так, как нравилось её мужу.

Лебедева Татьяна Филипповна

В 1940 году Юрий Владимирович Андропов стал руководителем комсомольской организации Карелл-Финской ССР, но супруга отказалась ехать с ним в Карелию с маленькими детьми. Она осталась в Ярославле, а Андропов вскоре женился на Татьяне Филипповне Лебедевой.


Юрий Андропов, его сын Игорь, жена Татьяна Лебедева и дочь Татьяна

В 1956 г. Андропов Юрий Владимирович был советским послом на территории Венгрии. В процессе антисоветских выступлений, произошедших в этой стране, повстанцы из Будапешта вешали коммунистов и на фонарные столбы.

Жена Андропова боялась большого скопления людей и открытых пространств


Из окна советского посольства эти безобразные сцены наблюдала Татьяна Филипповна, которая получила, вследствие этого, глубочайшую психическую травму на всю оставшуюся жизнь. Жена Андропова боялась выходить из дома на улицу, боялась большого скопления людей и открытых пространств.

Анна Дмитриевна Любимова

Вторая жена Черненко — Анна Дмитриевна (урожденная Любимова ) родилась 3 сентября 1913 года в Ростовской области.


Окончила Саратовский институт сельскохозяйственного машиностроения. Была комсоргом курса, членом факультетского бюро, секретарём комитета комсомола. В 1944 году вышла замуж за К. У. Черненко. Ограждала больного супруга от поездок с Брежневым на охоту. Анна Дмитриевна была маленького роста с застенчивой улыбкой.

Анна Дмитриевна Черненко была маленького роста с застенчивой улыбкой


Когда мужа утвердили Генеральным секретарём ЦК КПСС и около его кровати поставили красный телефон, первой хватала трубку она и решала, будить или нет. По утрам уговаривала охрану: « Куда вы его везёте? Посмотрите на него, ему нельзя вставать с постели! »

Раиса Максимовна Горбачева

После 1985 года, когда муж был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, Раиса Максимовна занялась общественной деятельностью.


В качестве супруги Генерального секретаря ЦК КПСС, а позднее Президента СССР, сопровождала Горбачёва в его поездках, участвовала в приёмах иностранных делегаций, приезжавших в Советский Союз, регулярно появлялась на телеэкранах, нередко вызывая неприязнь советских женщин, многим из которых казалось, что она слишком часто меняет наряды и много говорит.

За рубежом личность Горбачевой вызывала большой интерес и высокие оценки


За рубежом личность Горбачевой вызывала большой интерес и высокие оценки. Так, Международный фонд «Вместе за мир» наградил Горбачёву премией «Женщины за мир», в 1991 году — премией «Леди года». Подчеркивалось, что супруга Президента СССР выступала в глазах общественности как «посланница мира», и отмечалась её активная поддержка прогрессивных замыслов Горбачёва.

Первым правителем молодой Страны Советов, возникшей в результате октябрьского переворота 1917 года, стал руководитель РКП (б) - партии большевиков - Владимир Ульянов (Ленин), который и возглавлял «революцию рабочих и крестьян». Все последующие правители СССР занимали пост генерального секретаря центрального комитета этой организации, которая, начиная с 1922 года, стала называться КПСС - Коммунистическая партия Советского Союза.

Отметим, что идеология системы, правящей в стране, отрицала возможность проведения каких-либо общенародных выборов или голосования. Смена высших руководителей государства осуществлялась самой правящей верхушкой либо после смерти предшественника, либо в результате переворотов, сопровождавшихся нешуточной внутрипартийной борьбой. В статье будут перечислены правители СССР в хронологическом порядке и отмечены основные этапы жизненного пути некоторых наиболее ярких исторических личностей.

Ульянов (Ленин) Владимир Ильич (1870-1924)

Одна из самых известных фигур в истории советской России. Владимир Ульянов стоял у истоков ее создания, был организатором и одним из руководителей события, которое дало начало первому в мире коммунистическому государству. Возглавив в октябре 1917 года переворот, направленный на свержение временного правительства, он занял должность председателя Совета Народных Комиссаров - пост руководителя новой страны, образованной на обломках Российской империи.

Его заслугой считается мирный договор 1918 года с Германией, которым ознаменовалось окончание а также НЭП - новая экономическая политика правительства, которая должна была вывести страну из пучины повальной нищеты и голода. Все правители СССР считали себя «верными ленинцами» и всячески восхваляли Владимира Ульянова как великого государственного деятеля.

Следует отметить, что сразу после «примирения с немцами» большевики под руководством Ленина развязали внутренний террор против инакомыслия и наследия царизма, унесший миллионы жизней. Политика НЭПа также просуществовала недолго и была отменена вскоре после его смерти, наступившей 21 января 1924 года.

Джугашвили (Сталин) Иосиф Виссарионович (1879-1953)

Иосиф Сталин в 1922 году стал первым генеральным секретарем Однако вплоть до самой смерти В. И. Ленина он оставался на вторых ролях руководства государством, уступая по популярности другим его соратникам, также метившим в правители СССР. Тем не менее после ухода из жизни лидера мирового пролетариата Сталин за короткое время устранил своих основных оппонентов, обвинив их в измене идеалам революции.

К началу 1930-х годов он стал единоличным вождем народов, способным росчерком пера решать судьбы миллионов граждан. Проводимая им политика принудительной коллективизации и раскулачивания, пришедшая на замену НЭПу, а также массовые репрессии в отношении лиц, недовольных действующей властью, унесли жизни сотен тысяч граждан СССР. Однако период правления Сталина заметен не только кровавым следом, стоит отметить и положительные моменты его руководства. За короткое Союз превратился из страны с третьесортной экономикой в мощную промышленную державу, одержавшую победу в битве с фашизмом.

После окончания Великой Отечественной войны многие города западной части СССР, разрушенные почти до основания, были быстро восстановлены, а их промышленность заработала еще более эффективно. Правители СССР, занимавшие высший пост после Иосифа Сталина, отрицали его руководящую роль в развитии государства и характеризовали время его правления как период культа личности вождя.

Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971)

Выходец из простой крестьянской семьи, Н. С. Хрущев стал у руля партии вскоре после смерти Сталина, которая наступила г. Первые годы своего правления он вел подковерную борьбу с Г. М. Маленковым, занимавшим пост председателя Совета Министров и являвшимся фактическим руководителем государства.

В 1956 году Хрущев зачитывает на ХХ съезде партии доклад о сталинских репрессиях, осуждая действия своего предшественника. Время правления Никиты Сергеевича отмечено развитием космической программы - запуском искусственного спутника и первым полетом человека в космос. Его новая позволила многим гражданам страны переехать из тесных коммуналок в более комфортабельное отдельное жилье. Дома, массово строившиеся в то время, до сих пор в народе зовутся "хрущевками".

Брежнев Леонид Ильич (1907-1982)

14 октября 1964 года Н. С. Хрущев был смещен со своей должности группой членов ЦК под руководством Л. И. Брежнева. Впервые в истории государства правители СССР по порядку сменились не после смерти лидера, а в результате внутрипартийного заговора. Эпоха Брежнева в истории России известна как застой. Страна остановилась в развитии и стала проигрывать ведущим мировым державам, отставая от них во всех отраслях, исключая военно-промышленную.

Брежнев предпринял некоторые попытки наладить отношения с США, испорченные 1962 года, когда Н. С. Хрущев приказал разместить на Кубе ракеты с ядерным боезарядом. Были подписаны договоры с американским руководством, которые ограничивали гонку вооружений. Однако все усилия Л. И. Брежнева по разрядке ситуации были перечеркнуты вводом войск в Афганистан.

Андропов Юрий Владимирович (1914-1984)

После смерти Брежнева, наступившей 10 ноября 1982 года, его место занял Ю. Андропов, руководивший до этого КГБ - комитетом госбезопасности СССР. Он взял курс на реформы и преобразования в социальной и экономической сферах. Время его правления отмечено возбуждением уголовных дел, разоблачающих коррупцию во властных кругах. Однако Юрий Владимирович не успел совершить каких-либо перемен в жизни государства, так как имел серьезные проблемы со здоровьем и умер 9 февраля 1984 года.

Черненко Константин Устинович (1911-1985)

С 13 февраля 1984 г. занимал пост Генсека ЦК КПСС. Продолжал политику своего предшественника по разоблачению коррупции в эшелонах власти. Был очень болен и скончался 1985 года, пробыв на высшем государственном посту чуть более года. Все прошлые правители СССР по порядку, заведенному в государстве, были захоронены у и К. У. Черненко стал последним в этом списке.

Горбачев Михаил Сергеевич (1931)

М. С. Горбачев является самым известным российским политиком конца ХХ века. Завоевал любовь и популярность на Западе, но у граждан его страны его правление вызывает двоякие чувства. Если европейцы и американцы называют его великим реформатором, то многие жители России считают разрушителем Советского Союза. Горбачев провозгласил внутренние экономические и политические реформы, проходившие под лозунгом «Перестройка, Гласность, Ускорение!», которые привели к массовому дефициту продуктов питания и промышленных товаров, безработице и падению уровня жизни населения.

Утверждать, что эпоха правления М. С. Горбачева имела только негативные последствия для жизни нашей страны, будет неправильно. В России появились понятия многопартийности, свободы вероисповедания и печати. За свою внешнюю политику Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира. Правители СССР и России ни до, ни после Михаила Сергеевича не удостаивались такой чести.