Николай лесков очарованный странник. Н

Николай Семёнович Лесков (1831-1895). Начинал свою биографию в канцеляриях. Далее работал в частной фирме «Шкотт и Вилькинс», которая занималась переселением крестьян в новые земли. Служба, связанная с разъездами, обогатила будущего писателя наблюдениями за русским бытом. В 1864 году вышел в свет роман Лескова «Некуда», в 1870 году роман «На ножах». Эти романы, осуждавшие «нигилизм» сделали писателя врагом революционных и либеральных кругов. Между тем, внимание Лескова обращается к религиозным и морально-этическим вопросам. Его произведения: «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), «Тупейный художник» (1883) дают широкую картину русской жизни. Лесков был блестящим стилизатором. Широкую известность принёс ему рассказ «Левша», основанный на народных сказах. Образ мастерового-самородка, подковавшего блоху, по сию пору кажется многим одним из символов нашей родины.

В романе «Очарованный странник», (1873) Н.С.Лесков затрагивает и цыганскую тему. Главный герой - человек из простонародья - попадает в цыганский хор. Очарованный магнетизмом солистки Груши, Иван Северьяныч проматывает все хозяйские деньги. Писатель мастерски изображает состояние русской души, когда - кажется - всё отдай, да мало! После Иван опомнился и пошёл каяться к хозяину. К его удивлению - князь не в претензии! Оказалось, что и тот потратил в хоре почти всё своё состояние. Эти эпизоды, связанные с цыганской музыкой, мы и предлагаем вашему вниманию.

Цыганские эпизоды «Очарованного странника» послужили драматургической основой для спектакля «Грушенька», который считается классикой «Ромэновского» репертуара.

Николай Семёнович Лесков

Очарованный странник

Глава 13

Вхожу я с такою отважною решимостью на крылечко, перекрестился и зачурался, ничего: дом стоит, не шатается, и вижу: двери отворены, и впереди большие длинные сени, а в глубине их на стенке фонарь со свечою светит. Осмотрелся я и вижу налево ещё две двери, обе циновкой обиты, и над ними опять этакие подсвечники с зеркальными звёздочками. Я и думаю: что же это такое за дом: трактир как будто не трактир, а видно, что гостиное место, а какое - не разберу. Но только вдруг вслушиваюсь, и слышу, что из-за этой циновочной двери льётся песня... томная-претомная, сердечнейшая, и поет её голос, точно колокол малиновый, так за душу и щипет, так и берет в полон. Я и слушаю и никуда далее не иду, а в это время дальняя дверка вдруг растворяется, и я вижу, вышел из неё высокий цыган в шёлковых штанах, а казакин бархатный, и кого-то перед собою скоро выпроводил в особую дверь под дальним фонарём, которую я спервоначала и не заметил. Я, признаться, хоть не хорошо рассмотрел, кого это он спровадил, но показалось мне, что это он вывел моего магнетизёра и говорит ему вслед:

Ладно, ладно, не обижайся, любезный, на этом полтиннике, а завтра приходи: если нам от него польза будет, так мы тебе за его приведение к нам ещё прибавим.

И с этим дверь на защёлку защёлкнул и бегит ко мне будто ненароком, отворяет передо мною дверь, что под зеркальцем, и говорит:

Милости просим, господин купец, пожалуйте наших песен послушать! Голоса есть хорошие.

Грушенька. Иллюстрация Ильи Глазунова.

И с этим дверь перед мною тихо навстежь распахнул... Так, милостивые государи, меня и обдало не знаю чем, но только будто столь мне сродным, что я вдруг весь там очутился, комната этакая обширная, но низкая, и потолок повихнут, пузом вниз лезет, всё темно, закоптело, и дым от табаку такой густой, что люстра наверху висит, так только чуть её знать, что она светится. А внизу в этом дымище люди... очень много, страсть как много людей, и перед ними этим голосом, который я слышал, молодая цыганка поет. Притом, как я взошел, она только последнюю штучку тонко-претонко, нежно дотянула и спустила на нет, и голосок у неё замер... Замер её голосок, и с ним в одно мановение точно всё умерло... Зато через минуту все как вскочат, словно бешеные, и ладошами плещут и кричат. А я только удивляюсь: откуда это здесь так много народу и как будто ещё всё его больше и больше из дыму выступает? «Ух, - думаю, - да не дичь ли это какая-нибудь вместо людей?» Но только вижу я разных знакомых господ ремонтёров и заводчиков и так просто богатых купцов и помещиков узнаю, которые до коней охотники, и промежду всей этой публики цыганка ходит этакая... даже нельзя её описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнётся, а из чёрных глаз так и жжёт огнем. Любопытная фигура! А в руках она держит большой поднос, на котором по краям стоят много стаканов с шампанским вином, а посредине куча денег страшная. Только одного серебра нет, а то и золотом и ассигнации, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, - только одних белых лебедей нет. Кому она подаст стакан, тот сейчас вино выпьет и на поднос, сколько чувствует усердия, денег мечет, золото или ассигнации; а она его тогда в уста поцелует и поклонится. И обошла она первый ряд и второй - гости вроде как полукругом сидели - и потом проходит и самый последний ряд, за которым я сзади за стулом на ногах стоял, и было уже назад повернула, не хотела мне подносить, но старый цыган, что сзади её шел, вдруг как крикнет:

Грушка! - и глазами на меня кажет. Она взмахнула на него ресничищами... ей-богу, вот этакие ресницы, длинные-предлинные, чёрные, и точно они сами по себе живые и, как птицы какие, шевелятся, а в глазах я заметил у неё, как старик на неё повелел, то во всей в ней точно гневом дунуло. Рассердилась, значит, что велят ей меня потчевать, но, однако, свою должность исполняет: заходит ко мне за задний ряд, кланяется и говорит:

Выкушай, гость дорогой, про моё здоровье!

А я ей даже и отвечать не могу: такое она со мною сразу сделала! Сразу, то есть, как она передо мною над подносом нагнулась и я увидал, как это у неё промеж чёрных волос на голове, будто серебро, пробор вьётся и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью её угощенье, а сам через стакан ей в лицо смотрю и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нееё под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и на нежном виске жилка бьет... «Вот она, - думаю, - где настоящая-то красота, что природы совершенство называется; магнетизёр правду сказал: это совсем не то, что в лошади, в продажном звере». И вот я допил стакан до дна и стук им об поднос, а она стоит да дожидается, за что ласкать будет. Я поскорее спустил на тот конец руку в карман, а в кармане всё попадаются четвертаки, да двугривенные, да прочая расхожая мелочь. Мало, думаю; недостойно этим одарить такую язвинку, и перед другими стыдно будет! А господа, слышу, не больно тихо цыгану говорят:

Эх, Василий Иванов, зачем, ты велишь Груше этого мужика угощать? нам это обидно.

А он отвечает:

У нас, господа, всякому гостю честь и место, и моя дочь родной отцов цыганский обычай знает; а обижаться вам нечего, потому что вы ещё пока не знаете, как иной простой человек красоту и талант оценить может На это разные примеры бывают.

А я, это слышучи, думаю: «Ах вы, волк вас ешь! Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше? Нет уже, что будет, то будет: после князю отслужу, а теперь себя не постыжу и сей невиданной красы скупостью не унижу». Да с этим враз руку за пазуху, вынул из пачки сторублёвого лебедя, да и шаркнул его на поднос. А цыганочка сейчас поднос в одну ручку переняла, а другою мне белым платком губы вытерла и своими устами так слегка даже как и не поцеловала, а только будто тронула устами, а вместо того точно будто ядом каким провела, и прочь отошла. Она отошла, а я было на том же месте остался, но только тот старый цыган, этой Груши отец, и другой цыган подхватили меня под руку, и волокут вперёд, и сажают в самый передний ряд рядом с исправником и с другими господами. Мне было, признаться, на это и неохота: я не хотел продолжать и хотел вон идти; но они просят, и не кушают, и зовут:

Груша! Грунюшка, останови гостя желанного!

И та выходит и... враг её знает, что она умела глазами делать: взглянула, как заразу какую в очи пустила, а сама говорит:

Не обидь: погости у нас на этом месте.

Ну уж тебя ли, - говорю, - кому обидеть можно, - и сел. А она меня опять поцеловала, и опять то же самое осязание: как будто ядовитою кисточкою уста тронет и во всю кровь до самого сердца болью прожжёт. И после этого начались опять песни и пляски, и опять другая цыганка с шампанеей пошла. Тоже и эта хороша, но где против Груши! Половины той красоты нет, и за это я ей на поднос зацепил из кармана четвертаков и сыпнул... Господа это взяли в пересмех, но мне всё равно, потому я одного смотрю, где она, эта Грушенька, и жду, чтобы её один голос без хора слышать, а она не поет. Сидит с другими, подпевает, но солу не делает, и мне её голоса не слыхать, а только роток с белыми зубками видно... «Эх ты, - думаю, - доля моя сиротская: на минуту зашёл и сто рублен потерял, а вот её-то одну и не услышу!» Но на моё счастье не одному мне хотелося её послушать: и другие господа важные посетители все вкупе закричали после одной перемены:

Груша! Груша! «Челнок», Груша! «Челнок»!

Вот цыганы покашляли, и молодой её брат взял в руки гитару, а она запела. Знаете... их пение обыкновенно достигательное и за сердца трогает, а я как услыхал этот самый её голос, на который мне ещё из-за двери манилось, расчувствовался. Ужасно мне как понравилось! Начала она так как будто грубовато, мужественно, эдак: «Мо-о-ре во-оо-о-ет, мо-ре сто-нет». Точно в действительности слышно, как и море стонет и в нём челночок поглощённый бьется. А потом вдруг в голосе совсем другая перемена, обращение к звезде: «Золотая, дорогая, предвещательница дня, при тебе беда земная недоступна до меня». И опять новая обратность, чего не ждёшь. У них всё с этими с обращениями: то плачет, томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит... Так и тут она это «море»-то с «челном» всколыхала, а другие как завизжат всем хором: Джа-ла-ла. Джа-ла-ла.

Джа-ла-ла прингала!

Джа-ла-ла принга-ла.

Гай да чепурингаля!

Гей гоп-гай, та гара!

Гей гоп-гай-та гара!

и потом Грушенька опять пошла с вином и с подносом, а я ей опять из-за пазухи ещё одного лебедя... На меня все оглядываться стали, что я их своими подарками ниже себя ставлю; так что им даже совестно после меня класть, а я решительно уже ничего не жалею, потому моя воля, сердце выскажу, душу выкажу, и выказал. Что Груша раз ни споет, то я ей за то лебедя, и уже не считаю, сколько их выпустил, а даю да и кончено, и зато другие её все разом просят петь, она на все их просьбы не поет, говорит «устала», а я один кивну цыгану: не можно ли, мол, её понудить? тот сейчас на её глазами поведёт, она и поёт. И много-с она пела, песня от песни могучее, и покидал я уже ей много, без счёту лебедей, а в конце, не знаю, в который час, но уже совсем на заре, точно и в самом деле она измаялась, и устала, и, точно с намёками на меня глядя, завела: «Отойди, не гляди, скройся с глаз моих». Этими словами точно гонит, а другими словно допрашивает: «Иль, играть хочешь ты моей львиной душой и всю власть красоты испытать над собой». А я ей ещё лебедя! Она меня опять поневоле поцеловала, как ужалила, и в глазах точно пламя тёмное, а те, другие, в этот лукавый час напоследях как заорут:

Ты восчувствуй, милая,

Как люблю тебя, драгая!

Фрагмент памятника Лескову в городе Орёл. Скульптурная группа «Очарованный странник».

и все им подтягивают да на Грушу смотрят, и я смотрю да подтягиваю: «ты восчувствуй!» А потом цыгане как хватят: «Ходи, изба, ходи, печь; хозяину негде лечь» - и вдруг все в пляс пошли... Пляшут и цыгане, пляшут и цыганки, и господа пляшут: все вместе вьются, точно и в самом деле вся изба пошла. Цыганки перед господами носятся, и те поспевают, им вслед гонят, молодые с посвистом, а кои старше с покрехтом. На местах, гляжу, уже никого и не остаётся... Даже от которых бы степенных мужчин и в жизнь того скоморошества не ожидал, и те все поднимаются. Посидит-посидит иной, кто посолиднее, и сначала, видно, очень стыдится идти, а только глазом ведёт, либо усом дёргает, а потом один враг его плечом дёрнет, другой ногой мотнёт, и смотришь, вдруг вскочит и хоть не умеет плясать, а пойдёт такое ногами выводить, что ни к чему годно! Исправник толстый-претолстый, и две дочери у него были замужем, а и тот с зятьями своими тут же заодно пыхтит, как сом, и пятками месит, а гусар-ремонтёр, ротмистр богатый и собой молодец, плясун залихватский, всех ярче действует: руки в боки, а каблуками навыверт стучит, перед всеми идёт - козырится, взагрёб валяет, а с Грушей встренется - головой тряхнёт, шапку к ногам её ронит и кричит: «Наступи, раздави, раскрасавица!» - и она... Ох, тоже плясунья была! Я видал, как пляшут актёрки в театрах, да что всё это, тьфу, всё равно что офицерский конь без фантазии на параде для одного близиру манежится, невесть чего ерихонится, а огня-жизни нет. Эта же краля как пошла, так как фараон плывёт - не колыхнётся, а в самой, в змее, слышно, как и хрящ хрустит и из кости в кость мозжечок идёт, а станет, повыгнется, плечом ведёт и бровь с носком ножки на одну линию строит... Картина! Просто от этого виденья на её танец все словно свой весь ум потеряли: рвутся к ней без ума, без памяти: у кого слезы на глазах, а кто зубы скалит, но все кричат: «Ничего не жалеем: танцуй!» - деньги ей так просто зря под ноги мечут, кто золотом, кто ассигнации. И всё тут гуще и гуще завеялось, и я лишь один сижу, да и то не знаю, долго ли утерплю, потому что не могу глядеть, как она на гусарову шапку наступает... Она ступит, а меня чёрт в жилу щёлк; она опять ступит, а он меня опять щёлк, да, наконец, думаю: «Что же мне так себя всуе мучить? Пущу и я свою душу погулять вволю», - да как вскочу, отпихнул гусара, да и пошёл перед Грушею вприсядку... А чтобы она на его, гусарову, шапку не становилася, такое средство изобрёл, что, думаю, все вы кричите, что ничего не жалеете, меня тем не удивите: а вот что я ничего не жалею, так я то делом-правдою докажу, да сам прыгну, и сам из-за пазухи ей под ноги лебедя и кричу: «Дави его! Наступай!» Она было не того... даром, что мой лебедь гусарской шапки дороже, а она и на лебедя не глядит, а всё норовит за гусаром; да только старый цыган, спасибо, это заметил, да как на неё топнет... Она и поняла и пошла за мной... Она на меня плывёт, глаза вниз спустила, как змеища-горынище, ажно гневом землю жжёт, а я перед ней просто в подобии беса скачу, да всё, что раз прыгну, то под ножку ей мечу лебедя... Сам её так уважаю, что думаю: не ты ли, проклятая, и землю и небо сделала? а сам на неё с дерзостью кричу: «ходи шибче», да всё под ноги ей лебедей, да раз руку за пазуху пущаю, чтобы ещё одного достать, а их, гляжу, там уже всего с десяток остался... «Тьфу ты, - думаю, - чёрт же вас всех побирай!» - скомкал их всех в кучку, да сразу их все ей под ноги и выбросил, а сам взял со стола бутылку шампанского вина, отбил ей горло и крикнул:

Сторонись, душа, а то оболью? - да всю сразу и выпил за её здоровье, потому что после этой пляски мне пить страшно хотелось.

Глава 14

Кто обещался?

А магнетизёр, который это на меня навеёл: он как обещался от меня пьяного беса отставить, так его и свёл, и я с той поры никогда больше ни одной рюмки не пил. Очень он это крепко сделал.

Ну-с, а как же вы с князем-то своим за выпущенных лебедей кончили?

А я и сам не знаю, как-то очень просто: как от этих цыганов доставился домой, и не помню, как лёг, но только слышу, князь стучит и зовет, а я хочу с коника встать, но никак края не найду и не могу сойти. В одну сторону поползу - не край, в другую оборочусь - и здесь тоже краю нет... Заблудил на конике, да и полно!.. Князь кричит: «Иван Северьяныч!» А я откликаюсь: «Сейчас!» - а сам лазию во все стороны и всё не найду края, и, наконец, думаю: ну, если слезть нельзя, так я же спрыгну, и размахнулся да как сигану как можно дальше, и чувствую, что меня будто что по морде ударило и вокруг меня что-то звенит и сыпется, и сзади тоже звенит и опять сыпется, и голос князя говорит денщику: «Давай огня скорей!». А я стою, не трогаюсь, потому что не знаю, наяву или во сне я всё это над собою вижу, и полагаю, что я всё ещё на конике до края не достиг; а наместо того, как денщик принёс огонь, я вижу, что я на полу стою, мордой в хозяйскую горку с хрусталём запрыгнул и поколотил всё...

Как же вы это так заблудились?

Очень просто: думал, что я, по всегдашнему своему обыкновению, на конике сплю, а я, верно, придя от цыган, прямо на пол лег, да всё и ползал, края искал, а потом стал прыгать... и допрыгал до горки. Блуждал, потому этот... магнетизёр, он пьяного беса от меня свёл, а блудного при мне поставил... Я тут же и вспомнил его слова, что он говорил: «как бы хуже не было, если питьё бросить», - и пошел его искать - хотел просить, чтобы он лучше меня размагнетизировал на старое, но его не застал. Он тоже много на себя набрал и сам не вынес, и тут же, напротив цыганов, у шинкарки так напился, что и помер.- А вы так и остались замагнетизированы?

Так и остался-с.- И долго же на вас этот магнетизм действовал?

Отчего же долго ли? он, может быть, и посейчас действует.

А всё-таки интересно знать, как же вы с князем-то?.. Неужто так и объяснения у вас никакого не было за лебедей?

Нет-с, объяснение было, только не важное. Князь тоже приехал проигравшись и на реванж у меня стал просить. Я говорю: «Ну уже это оставьте: у меня ничего денег нет». Он думает, шутка, а я говорю: «Нет, исправди, у меня без вас большой выход был». Он спрашивает: «Куда же, мол, ты мог пять тысяч на одном выходе деть?..»Я говорю: «Я их сразу цыганке бросил...» Он не верит. Я говорю: «Ну, не верьте; а я вам правду говорю». Он было озлился и говорит: «Запри-ка двери, я тебе задам, как казённые деньги швырять, - а потом, это вдруг отменив, и говорит: - Не надо ничего, я и сам такой же, как ты, беспутный». И он в комнате лёг свою ночь досыпать, а я на сеновал тоже опять спать пошел. Опомнился же я в лазарете и слышу, говорят, что у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться, только меня, слава богу, в длинную рубашку спеленали. Потом выздоровел я и явился к князю в его деревню, потому что он этим временем в отставку вышел, и говорю: «Ваше сиятельство, надо мне вам деньги отслужить». Он отвечает: «Пошёл к черту». Я вижу, что он очень на меня обижен, подхожу к нему и нагинаюсь. «Что, - говорит, - это значит?» «Да оттрепите же, - прошу, - меня по крайней мере как следует!» А он отвечает: «А почему ты знаешь, что я на тебя сержусь, а может быть, я тебя вовсе и виноватым не считаю». «Помилуйте, - говорю, - как же ещё я не виноват, когда я этакую область денег расшвырял? Я сам знаю, что меня, подлеца, за это повесить мало». А он отвечает: «А что, братец, делать, когда ты артист». «Как, - говорю, - это так?» «Так, - отвечает, - так, любезнейший Иван Северьяныч, вы, мой полупочтеннейший, артист. «И понять, - говорю, - не могу». «Ты, - говорит, - не думай что-нибудь худое, потому что и я сам тоже артист». «Ну, вот это, - думаю, - понятно: видно, не я один до белой горячки подвизался». А он встал, ударил об пол трубку и говорит: «Что тут за диво, что ты перед ней бросил, что при себе имел, я, братец, за неё то отдал, чего у меня нет, и не было». Я во все глаза на него вылупился. «Батюшка, мол, ваше сиятельство, помилосердуйте, что вы это говорите, мне это даже слушать страшно». «Ну, ты, - отвечает, - очень не пугайся: бог милостив, и авось как-нибудь выкручусь, а только я за эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал». Я так и ахнул: «Как, - говорю, - полсотни тысяч! за цыганку? да стоит ли она этого, аспидка?» «Ну, вот это, - отвечает, - вы, полупочтеннейший, глупо и не по-артистически заговорили... Как стоит ли? Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесёт, что за всё царство от неё не вылечишься, а она одна в одну минуту от неё может исцелить». А я всё думаю, что всё это правда, а только сам всё головою качаю и говорю: «Этакая, мол, сумма! целые пятьдесят тысяч!» «Да, да, - говорит, - и не повторяй больше, потому что спасибо, что и это взяли, а то бы я и больше дал... всё, что хочешь, дал бы». «А вам бы, - говорю, - плюнуть и больше ничего». «Не мог, - говорит, - братец, не мог плюнуть». «Отчего же?» «Она меня красотою и талантом уязвила, и мне исцеленья надо, а то я с ума сойду. А ты мне скажи: ведь правда: она хороша? А? правда, что ли? Есть отчего от неё с ума сойти?..» Я губы закусил и только уже молча головой трясу: «Правда, мол, правда!» «Мне, - говорит князь, - знаешь, мне ведь за женщину хоть умереть, так ничего не стоит. Ты можешь ли это понимать, что умереть нипочем?» «Что же, - говорю, - тут непонятного, краса, природы совершенство...» «Как же ты это понимаешь?» «А так, - отвечаю, - и понимаю, что краса природы совершенство, и за это восхищённому человеку погибнуть... даже радость!» «Молодец, - отвечает мой князь, - молодец вы, мой почти полупочтеннейший и премногомалозначащий Иван Северьянович! именно-с, именно гибнуть-то и радостно, и вот то-то мне теперь и сладко, что я для неё всю мою жизнь перевернул: и в отставку вышел, и имение заложил, и с этих пор стану тут жить, человека не видя, а только всё буду одной ей в лицо смотреть». Тут я ещё ниже спустил голос и шепчу: «Как, - говорю, - будете ей в лицо смотреть? Разве она здесь?» А он отвечает: «А то как же иначе? разумеется, здесь». «Может ли, - говорю, - это быть?» «А вот ты, - говорит, - постой, я её сейчас приведу. Ты артист, - от тебя я её не скрою». И с этим оставил меня, а сам вышел за дверь. Я стою, жду и думаю: «Эх, нехорошо это, что ты так утверждаешь, что на одно на её лицо будешь смотреть! Наскучит!» Но в подробности об этом не рассуждаю, потому что как вспомню, что она здесь, сейчас чувствую, что у меня даже в боках жарко становится, и в уме мешаюсь, думаю: «Неужели я ее сейчас увижу?» А они вдруг и входят: князь впереди идёт и в одной руке гитару с широкою алой лентой несёт, а другою Грушеньку, за обе ручки сжавши, тащит, а она идёт понуро, упирается и не смотрит, а только эти ресничищи чёрные по щекам как будто птичьи крылья шевелятся. Ввел её князь, взял на руки и посадил, как дитя, с ногами в угол на широкий мягкий диван; одну бархатную подушку ей за тайну подсунул, другую - под правый локоток подложил, а ленту от гитары перекинул через плечо и персты руки на струны поклал. Потом сел сам на полу у дивана и голову склонил к ее алому сафьянному башмачку и мне кивает: дескать, садись и ты. Я тихонечко опустился у порожка на пол, тоже подобрал под себя ноги и сижу, гляжу на неё. Тихо настало так, что даже тощо делается. Я сидел-сидел, индо колени разломило, а гляну на неё, она всё в том же положении, а на князя посмотрю: вижу, что он от темноты у себя весь ус изгрыз, а ничего ей не говорит. Я ему и киваю: дескать, что же вы, прикажите ей петь! А он обратно мне пантомиму дает в таком смысле, что, дескать, не послушает. И опять оба сидим на полу да ждём, а она вдруг начала как будто бредить, вздыхать да похлипывать, и по реснице слёзка струит, а по струнам пальцы, как осы, ползают и рокочут... И вдруг она тихо-тихо, будто плачет, запела: «Люди добрые, послушайте про печаль мою сердечную». Князь шепчет: «Что?» А я ему тоже шёпотом по-французски отвечаю: «Пти-ком-пё», - говорю, и сказать больше нечего, а она в эту минуту вдруг как вскрикнет: «А меня с красоты продадут, продадут», да как швырнёт гитару далеко с колен, а с головы сорвала косынку и пала ничком на диван, лицо в ладони уткнула и плачет, и я, глядя на нее, плачу, и князь... тоже и он заплакал, но взял гитару и точно не пел, а, как будто службу служа, застонал: «Если б знала ты весь огонь любви, всю тоску души моей пламенной», - да и ну рыдать. И поет и рыдает: «Успокой меня, неспокойного, осчастливь меня, несчастливого». Как он так жестоко взволновался, она, вижу, внемлет сим его слезам и пению и всё стала тишать, усмиряться и вдруг тихо ручку из-под своего лица вывела и, как мать, нежно обвила ею его голову... Ну, тут мне стало понятно, что она его в этот час пожалела и теперь сейчас успокоит и исцелит всю тоску души его пламенной, и я встал потихоньку, незаметно, и вышел.

План пересказа

1. Встреча путников. Иван Северьяныч начинает рассказ о своей жизни.
2. Флягин узнает свое будущее.
3. Он убегает из дома и попадает в няньки к дочери одного барина.
4. Иван Северьяныч оказывается на торгах коней, а потом в Рынь-Песках в плену у татар.

5. Освобождение из плена и возвращение в родной город.

6. Исскуство обращения с лошадьми помогает герою устроится у князя.

7. Знакомство Флягина с циганкой Грушенькой.

8. Быстротечная любовь князя к грушеньке. Он хочет избавиться от циганки.

9. Смерть Грушеньки.

10. Служба героя в армии, в адресном столе, в театре.

11. Жизнь Ивана Северьяныча в монастыре.
12. Герой открывает в себе дар пророчества.

Пересказ

Глава 1

На Ладожском озере по дороге на остров Валаам на корабле встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь» - господин Флягин Иван Северьяныч. Он постепенно втягивается в разговор пассажиров о самоубийцах и по просьбам спутников начинает рассказ о своей жизни: имея Божий дар к приручению лошадей, всю жизнь «погибал и никак не мог погибнуть».

Главы 2, 3

Иван Северьяныч продолжает рассказ. Происходил он из рода дворовых людей графа К. из Орловской губернии. «Родитель» его кучер Северьян, «родительница» Ивана умерла после родов оттого, что он «произошел на свет с необыкновенно большою головою», за что и получил прозвище Голован. От отца и других кучеров Флягин «постиг тайну познания в животном», с детства пристрастился он к лошадям. Скоро он так освоился, что стал «форейторское озорство выказывать: какого-нибудь встречного мужика кнутом по рубахе вытянуть». Это озорство довело до беды: однажды, возвращаясь из города, он нечаянно убивает ударом кнута уснувшего на возу монаха. Следующей ночью монах является ему во сне и корит за лишение жизни без покаяния. Потом он открывает, что Иван - сын, «обещанный Богу». «А вот, - говорит, тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая «погибель», и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Вскоре Иван с хозяевами отправляется в Воронеж и по дороге спасает их от гибели в страшной пропасти, и впадает в милость.

По возвращении в имение через некоторое время Голован заводит под крышей голубей. Потом обнаруживает, что хозяйская кошка таскает птенцов, он ее ловит и отрубает ей кончик хвоста. В наказание за это его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание «домучило» Голована и он решает покончить с собой. От этой участи его спасает цыган, который обрезает уготовленную для смерти веревку и уговаривает Ивана бежать с ним, прихватив с собой лошадей.

Глава 4

Но, продав лошадей, они не сошлись при дележе денег и расстались. Голован отдает чиновнику свой целковый и серебряный крест и получает отпускной вид (свидетельство), что он свободный человек, и отправляется по миру. Вскоре, пытаясь наняться на работу, он попадает к одному барину, которому и рассказывает свою историю, и тот начинает его шантажировать: или он все расскажет властям, или Голован идет служить «нянькой» к его маленькой дочери. Этот барин, поляк, убеждает Ивана фразой: «Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится». Головану приходится согласиться. О матери девочки, грудного ребенка, он ничего не знает, с детьми обращаться не умеет. Ему приходится кормить ее козьим молоком. Постепенно Иван учится ухаживать за младенцем, даже лечить его. Так он незаметно привязывается к девочке. Как-то, когда он гулял с ней у реки, к ним подошла женщина, оказавшаяся матерью девочки. Она умоляла Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, предлагала ему денег, но он был неумолим и даже подрался с нынешним мужем барыни, офицером-уланом.

Глава 5

Вдруг Голован видит приближающегося разгневанного хозяина, ему становится жаль женщину, он отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. В другом городе офицер вскоре отсылает беспаспортного Голована прочь, и он идет в степь, где попадает на татарские торги коней. Хан Джангар продает своих лошадей, а татары назначают цены и борются за коней: садятся друг напротив друга и стегают друг друга плетьми.

Глава 6

Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Голован не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. «Татарва - те ничего: ну, убил и убил - на то были такие кондиции, потому что и он мог меня засечь, но свои, наши русские, даже досадно как этого не понимают, и взъелись». Иными словами хотели передать его за убийство в полицию, но он убежал от жандармов в самые Рыньпески. Здесь он попадает к татарам, которые, чтобы он не сбежал, «подщетинивают» ему ноги. Голован служит у татар лекарем, передвигается с большим трудом и мечтает о возвращении на родину.

Глава 7

У татар Голован живет уже несколько лет, у него уже несколько жен и детей «Наташ» и «Колек», которых он жалеет, но признается, что полюбить их не смог, «за своих детей не почитал», потому как они «некрещеные». Он все больше тоскует по родине: «Ах, судари, как это все с детства памятное житье пойдет вспоминаться, и понапрет на душу, что где ты пропадаешь, ото всего этого счастия отлучен и столько лет на духу не был, и живешь невенчанный и умрешь неотпетый, и охватит тебя тоска, и... дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы ни жены, ни дети и никто бы тебя из поганых не видал, и начнешь молиться... и молишься... так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали - утром травку увидишь».

Глава 8

Когда Иван Северьяныч уже совсем отчаялся попасть домой, в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Он просит их заплатить за него выкуп, но они отказываются, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Голован хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азиата в веру приводить надо со страхом», потому как они «смирного Бога без угрозы ни за что не уважат».

Глава 9

Как-то к татарам приходят из Хивы два человека коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы. Но Голован обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, пугает татар, обращает их в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги и сбегает. В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На его пути попадаются и русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют беспаспортного Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает его «на оброк».

Глава 10

Голован устраивается по конской части. Он помогает мужикам выбирать хороших лошадей, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». Один князь берет его к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги.

Глава 11

Однажды, когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, откуда его выгоняют, когда он, напившись, начинает спорить с «препустейши-пустым» человеком, утверждавшим, что пьет он, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Их выгоняют из трактира.

Глава 12

Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча «магнетизм» для освобождения от «усердного пьянства», и для этого чрезвычайно его поит. Ночью, когда они идут по улице, этот человек приводит Ивана Северьяныча к другому трактиру.

Глава 13

Иван Северьяныч слышит прекрасное пение и заходит в трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку: «даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем. Любопытная фигура!» «Так я и осатанел, и весь ум у меня отняло».

Глава 14

На следующий день, повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил ее из табора и поселил в своем загородном имении. И князя свела с ума Грушенька: «Вот то-то мне теперь и сладко, что я для нее всю мою жизнь перевернул: и в отставку вышел, и имение заложил, и с этих пор стану тут жить, человека не видя, а только все буду одной ей в лицо смотреть».

Глава 15

Иван Северьяныч рассказывает историю своего хозяина и Груни. Через какое-то время князю надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги. Грушенька чувствует охлаждение князя, ее мучит ревность. Иван Северьяныч «стал от этого времени к ней запросто вхож: когда князя нет, всякий день два раза на день ходил к ней во флигель чай пить и как мог ее развлекал».

Глава 16

Однажды, отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, Голован узнает, что цыганку князь тайно вывез в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц.

Главы 17, 18

Груша рассказывает Ивану Северьянычу, что произошло, пока его не было, как князь женился, как ее отправили в изгнание. Она просит ее убить, проклясть ее душу: «Стань поскорее душе моей за спасителя; моих больше сил нет так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство. Пожалей меня, родной мой; ударь меня раз ножом против сердца». Отшатнулся Иван Северьяныч, но она все плакала и увещевала, чтобы он убил ее, иначе она на себя сама руки наложит. «Иван Северьяныч страшно наморщил брови и, покусав усы, словно выдохнул из глубины расходившейся груди: «Нож у меня из кармана достала... разняла... из ручки лезвие выправила... и в руки мне сует... «Не убьешь, - говорит, - меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Я весь задрожал, и велел ей молиться, и колоть ее не стал, а взял да так с крутизны в реку и спихнул...»

Глава 19

Иван Северьяныч бежит назад и по дороге встречает крестьянскую повозку. Крестьяне жалуются ему, что сына забирают в солдаты. В поисках скорой смерти Голован выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как вклад за Грушину душу, идет на войну. Он мечтает погибнуть, но его «ни земля, ни вода принимать не хочет». Однажды Голован отличился в деле. Полковник хочет представить его к награде, и Иван Северьяныч рассказывает об убийстве цыганки. Но его слова не подтверждаются запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но служба не ладится, и он уходит в артисты. Но и там он не прижился: репетиции проходят и на Страстной неделе (грех!), Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона... Он уходит из театра в монастырь.

Глава 20

Монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, дети. Однажды его наказали: на целое лето до заморозков посадили в погреб. Иван Северьяныч и там не унывал: «здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Избавили его от погреба потому, что в нем открылся дар пророчества. Отпустили его на богомолье в Соловки. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как «дух» внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ очень помереть хочется».

Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе «наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам».

Повесть Лескова "Очарованный странник" появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуют ли на земле праведники. Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что просто влюбляет в себя. Лесков, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый, неуравновешенный характер. Иван Северьянович может быть и дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но его натура по-настоящему раскрывается в добрых и рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, практическая сметка и упорство, мужество и выносливость, чувство долга и любовь к родине - таковы замечательные черты лесковского странника.

Читает А.Шварц
Антон Исаакович Шварц (24 января 1896, Екатеринодар - 21 февраля 1954 года, Ленинград) - советский артист эстрады, мастер художественного слова, декламатор. Заслуженный артист РСФСР (1947). Лауреат Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова (1937).
В 1936 году выпускает программу «Великие русские поэты», включая в неё стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова Блока, Есенина и др. В 1943 году выступал с программой «Лермонтов», куда вошли «Демон», «Фаталист», стихи. Исполнение Шварца отличалось глубиной философского постижения Лермонтова, строгой подчиненностью речевых выразительных средств логике развития мысли, сочетанием непринужденной разговорности с повышенным вниманием к ритмико-музыкальной структуре стиха.

К середине 1940-х годов в репертуаре Шварца семь программ из произведений Горького, Шолохова, Толстого, Горбатова, Паустовского, Зощенко, три программы по поэмам и стихам Пушкина, свыше десяти программ из произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Куприна, Лескова.

Несколько путешественников, плывя по Ладожскому озеру, разговорились с недавно севшим на их корабль пожилым человеком огромного роста и богатырского телосложения. Судя по одежде, он готовился к поступлению в монахи. По характеру незнакомец был простодушен и добр, однако замечалось, что он много повидал на веку.

Он представился Иваном Северьянычем Флягиным и сказал, что прежде много странствовал, добавив: «Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». Собеседники уговорили его поведать о том, как это было.

Лесков. Очарованный странник. Аудиокнига

Лесков «Очарованный странник», глава 2 – краткое содержание

Иван Северьяныч родился в Орловской губернии и происходил из крепостных людей графа К. Отец его был господским кучером, и сам Иван вырос в конюшне, с юных лет узнав о лошадях всё, что только можно о них узнать.

Когда он подрос, то тоже стал возить графа. Раз во время такого пути ему не уступил узкую дорогу воз с заснувшим сверху на сене старым монашком. Обгоняя его стороной, Иван вытянул этого монаха по спине кнутом. Продирая глаза, тот спросонок свалился под колесо своей телеги – и был раздавлен насмерть.

Дело замяли, однако погибший монашек в тот же день явился Ивану во сне. Он с укором предрёк ему в будущем тяжёлую жизнь. «Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, а потом пойдёшь в чернецы».

Предсказание тут же стало сбываться. Вёз Иван своего графа по дороге у крутой горы – и в самом опасном месте спуска у экипажа лопнул тормоз. Передние кони уже свалились в страшную пропасть, но задних Иван удержал, бросившись на дышло. Господ он спас, но сам, провисев немного, полетел с той горы вниз – и уцелел лишь неожиданным счастьем: упал на глиняную глыбу и на ней до дна как на салазках скатился.

Лесков «Очарованный странник», глава 3 – краткое содержание

Вскоре завёл он у себя в конюшне голубя и голубочку. Но голубят, у них рождавшихся, повадилась воровать и есть одна кошка. Иван поймал её, высек кнутом и хвост ей отрубил.

Кошка эта оказалась господской. Прибежала бранить за неё Ивана графинина горничная и по щеке его ударила. Тот погнал её грязной метлой. За это Ивана жестоко выпороли и послали на нудную работу: стоя на коленках мелкие камешки для дорожек графского английского сада молотком бить. Так невмоготу стало Ивану, что решил он повеситься. Пошёл в лес и уже с петлёй на шее с дерева прыгнул, как вдруг перерезал верёвку невесть откуда взявшийся цыган. Со смехом предложил он Ивану от господ убежать и заняться вместе с ним конокрадством. Не хотел Иван по воровской стезе идти, но иного не оставалось.

Лесков «Очарованный странник», глава 4 – краткое содержание

В ту же ночь вывел он из барской конюшни двух лучших лошадей. Ускакали они с цыганом в Карачев и там коней дорого продали. Но цыган из всей выручки дал Ивану лишь рубль, сказав: «Это потому, что я мастер, а ты еще ученик». Обозвал его Иван подлецом и разошёлся с ним.

За последние деньги сделал он себе через писаря отпускной вид с печатью в Николаев, приехал туда и поступил на работу к одному барину. У барина того жена с ремонтёром (армейским скупщиком лошадей) бежала, а дочь маленькая осталась. Поручил он Ивану её нянчить.

Дело это было лёгкое. Водил Иван девочку на морской берег, сидел с ней там целый день и козьим молочком попаивал. Но раз явился ему в дремоте монах, которого он на дороге убил, и сказал: «Пойдем, Иван, брат, пойдем! тебе еще много надо терпеть». И показал ему в видении степь широкую и диких конников, по ней скачущих.

А к девочке на морской берег стала мать её тайком ходить. Уговаривала она Ивана, чтобы он дочку ей отдал, сулила за это тысячу рублей. Но Иван не хотел своего барина обмануть.

Лесков «Очарованный странник», глава 5 – краткое содержание

Новый муж девочкиной матери, улан-ремонтёр, тоже на берег пришёл. Сначала они с Иваном подрались, ту самую тысячу рублей по берегу разбросав, а потом Иван, сжалившись, дочку матери и так отдал, да и бежал от хозяина вместе с этой матерью и уланом. Доехали они до Пензы, а там улан и с женой дали Ивану двести рублей, и побрёл он нового места искать.

За рекой Сурой тогда торг конями шёл. Татарская орда хана Джангара целые табуны из своих Рынь-песков пригнала. На последний день торга выгнал Джангар на продажу белую кобылку необычайной резвости и красоты. Стали спорить за неё два знатных татарина – Бакшей Отучев и Чепкун Емгурчеев. Ни один другому уступить не хотел, и под конец они из-за кобылы наперепор пошли: сняв рубахи, сели друг против друга и начали один другого со всей силы по спине плетью пороть. Кто первый сдастся, тот сопернику кобылу уступит.

Столпились вокруг зрители. Победил Чепкун, ему и кобыла досталась. А Иван-богатырь раззадорился, и захотелось ему самому в таком состязании поучаствовать.

Лесков «Очарованный странник», глава 6 – краткое содержание

А хан Джангар теперь вывел каракового жеребца, ещё лучше той кобылы. Иван сел за него пороться с татарином Савакиреем. Бились плетьми долго, оба кровью истекали, и в конце концов Савакирей мёртвым упал.

Татары претензий не имели – поролись добровольно. Но русская полиция хотела Ивана арестовать за то, что он азиата убил. Пришлось ему бежать с татарами Емгурчеева далеко в Степь, в Рынь-пески. Татары сочли его за лекаря, хотя знал Иван из снадобий только сабур и калганный корень.

Скоро стала мучить его страшная тоска по России. Пробовал Иван убежать от татар, но они его поймали и «подщетинили»: разрезали стопы и набили туда под кожу рубленой коневьей гривы. Стать на стопы стало невозможно: жёсткий конский волос колол, как иглы. Двигаться кое-как удавалось, лишь вывернув ноги, «на щиколотках». Но больше татары русского странника никак не обижали. Дали ему двух жён (одну – девочку лет 13-ти). Через пять лет Ивана послали лечить в соседнюю орду Агашимолы, а та украла «искусного доктора», откочевав далеко в сторону.

Лесков «Очарованный странник», глава 7 – краткое содержание

У Агишимолы дали Ивану двух других жён. От всех них у него были дети, но он их, как некрещёных, своими почти не считал. Посреди степного однообразия тоска по родине мучила всё сильнее. Жуя жёсткую татарскую конину, вспоминал Иван свою деревню: как там на Божий праздник щипят уток и гусей, а пьяненький священник, отец Илья, ходит по домам, выпивает по рюмочке и собирает угощения. У татар же приходилось жить невенчанным, и умереть мог неотпетым. Часто выползал несчастный странник за юрты и потихоньку молился по-христиански.

Лесков «Очарованный странник», глава 8 – краткое содержание

Раз услышал Иван, что пришли в их орду два православных проповедника. Доковылял он до них, упал к ним в ноги и просил выручить от татар. Но те сказали: выкупу дать за тебя у нас нет, а пугать неверных царской силой нам не позволено.

Одного их этих проповедников Иван вскоре неподалёку убитым увидал: с рук и ног кожа содрана, а на лбу крест вырезан. Потом татары и жида так же убили, который пришёл у них иудейскую веру распространять.

Лесков «Очарованный странник», глава 9 – краткое содержание

Вскоре пришли к татарам невесть откуда два странных человека с какими-то ящичками. Стали они пугать орду «богом Талафой», который может вызвать небесный огонь – и «сею же ночью свою силу вам покажет». И той же ночью в степи вправду сначала что-то зашипело, а потом сверху стал разноцветный огонь сыпаться. Иван смекнул, что это фейерверк. Приезжие убежали, но один свой ящик с бумажными трубками бросили.

Иван подобрал эти трубки и сам стал из них огни пускать. Татары, салютов никогда не видавшие, в страхе попадали перед ним на колени. Иван заставил их креститься, а потом заметил, что «едкая земля», из которой были сделаны фейерверки, обжигала кожу. Притворившись больным, стал он тайком эту землю к стопам прикладывать, пока они не загноились, и конская щетина оттуда с гноем не вышла. Дав для острастки новый фейерверк, Иван сбежал от татар, которые гнаться за ним не осмелились.

Прошёл русский странник всю степь и добрался в одиночку до Астрахани. Но там запил, попал в полицию, а оттуда был доставлен к своему графу в имение. Поп Илья отлучил Ивана от причастия на три года за то, что он в Степи многоженствовал. Граф не захотел беспричастного при себе терпеть, велел Ивана высечь и пустить на оброк.

Лесков «Очарованный странник», глава 10 – краткое содержание

Пошёл Иван на ярмарку и стал, как знаток, помогать мужикам, которых обманывали в конской торговле цыгане. Вскоре снискал он большую славу. Один ремонтёр, благородный князь, взял Ивана к себе помощником.

Три года странник отлично жил с князем, зарабатывал на лошадях большие деньги. Князь доверял ему и свои сбережения, потому что часто проигрывался в карты, а Иван в случае проигрыша деньги ему переставал давать. Мучили Ивана лишь повторявшиеся у него время от времени «выходы» (запои). Перед тем как запить, он сам отдавал свои деньги князю.

Лесков «Очарованный странник», глава 11 – краткое содержание

Один раз особенно потянуло Ивана на «выход» – и в момент самый неудобный: князь как раз уехал торговать на другую ярмарку, и отдать деньги было некому. Долго Иван крепился, но во время чаепития в трактире пристал к нему один пустейший завсегдатай. Человечек этот всегда у всех на выпивку клянчил, хоть и уверял, что раньше был дворянин и раз даже к губернаторше голый приехал.

Завёл он с Иваном витиеватый разговор, всё время выпрашивая водки. С ним и сам Иван начал пить. Пропойца этот стал уверять Ивана, что обладает «магнетизмом» и может его от страсти к вину избавить. Но до вечера оба они напились так, что едва себя помнили.

Лесков «Очарованный странник», глава 12 – краткое содержание

Иван боялся, что «магнетизёр» его обворует, и всё щупал большой свёрток денег у себя за пазухой, но он лежал на месте. Когда оба они вышли из трактира, проходимец и на улице бормотал какие-то заклинания, а потом довёл Ивана до дома с освещёнными окнами, откуда доносилась гитара и громкие голоса – и куда-то исчез.

Лесков «Очарованный странник», глава 13 – краткое содержание

Войдя в дом, Иван увидел краем глаза, как какой-то цыган «магнетизёра» через заднюю дверь выводил со словами: «Вот тебе пока полтинник, а если нам от него польза будет, мы тебе за его приведение еще прибавим». Повернувшись к Ивану, тот же цыган пригласил его «песен послушать».

В большой комнате увидел пьяный Иван много народа, немало было там и городских богачей. Между публики ходила неописуемой красы цыганка Груша с подносом. Угощала она гостей шампанским, а те взамен клали на поднос ассигнации. По знаку старшего цыгана девушка эта с поклоном подошла и к Ивану. Богачи стали носы морщить: зачем мужику шампанское. А Иван, выпив бокал, кинул на поднос больше всех: сторублёвку из-за пазухи. Тут же несколько цыган бросились к нему и посадили в первый ряд, рядом с исправником.

Цыганский хор плясал и пел. Груша томным голосом исполнила жалобный романс «Челнок» и опять пошла с подносом. Иван бросил ещё одну сторублёвку. Груша его за это поцеловала – как ужалила. Вся публика плясала с цыганами. Вокруг Груши стал увиваться какой-то молодой гусар. Иван выскочил между ними и стал одну за другой метать сторублёвки Груше под ноги. Потом загрёб из-за пазухи всю оставшуюся кучу – и тоже бросил.

Лесков «Очарованный странник», глава 14 – краткое содержание

Он сам не помнил, как домой добрался. Утром вернулся с другой ярмарки проигравшийся в пух и прах князь. Стал он просить у Ивана денег на «реванж», а тот в ответ рассказал, как целых пять тысяч спустил на цыганку. Князя был ошеломлён, но не стал корить Ивана, сказав: «я и сам такой же, как ты, беспутный».

Попал Иван в больницу с белой горячкой, а выйдя оттуда, поехал каяться к князю в деревню. Но тот ему рассказал, что сам, увидев Грушу, отдал не пять тысяч, а пятьдесят, чтобы её отпустили к нему из табора. Князь для цыганки всю свою жизнь перевернул: в отставку вышел и имение заложил.

Груша уже жила у него в деревне. Выйдя к ним, она запела под гитару грустную песню про «печаль сердечную». Князь рыдал, сидя на полу и обняв цыганский башмачок.

Лесков «Очарованный странник», глава 15 – краткое содержание

Ветреному князю Груша скоро наскучила. Затосковала она и часто рассказывала Ивану, как её мучит ревность.

Обедневший князь искал способа возместить свои убытки. Он часто ездил в город, и Груша волновалась: нет ли у него там новой пассии. В городе жила прежняя любовь князя – благородная и добрая Евгенья Семёновна. У неё была дочь от князя, который купил им двоим доходный дом для обеспечения, но сам к ним почти не ездил.

Будучи раз в городе, Иван заехал к Евгенье Семёновне. Вдруг приехал и князь. Евгенья скрыла Ивана в гардеробной, и он слышал оттуда весь их с князем разговор.

Лесков «Очарованный странник», глава 16 – краткое содержание

Князь уговаривал, чтобы Евгения заложила дом, чтобы достать для него тысяч двадцать денег. Он объяснял, что хочет разбогатеть, купив суконную фабрику и развернув торговлю яркими тканями. Но Евгения сразу догадалась: князь просто собирается дать за фабрику задаток, прослыть от этого богачом, жениться на дочери предводителя – и разбогатеть не от сукон, а от её приданого. Князь сознался, что его план именно таков.

Благородная Евгения согласилась дать на дом закладную, но спросила у князя: а куда же он денет свою цыганку? Князь ответил: Груша дружит с Иваном, я поженю их и построю им дом.

Князь приступил к покупке фабрики, а Ивана послал доверенным на ярмарку в Нижний, набрать заказов. Однако, вернувшись, Иван увидел, что Груши уже нет в деревне. Говорили: князь её куда-то увёз.

Уже готовили свадьбу князя с дочерью предводителя. Иван, тоскуя по Груше, не находил себе места. Раз он в волнении вышел на крутой речной берег и в отчаянии начал звать цыганку. А она вдруг появилась откуда ни возьмись и повисла у него на шее.

Лесков «Очарованный странник», глава 17 – краткое содержание

Вся оборванная, находясь при конце беременности, Груша дрожала от исступлённой ревности. Она всё повторяла, что хочет убить невесту князя, хотя сама признавала: та ни в чём не виновата.

Лесков «Очарованный странник», глава 18 – краткое содержание

Груша рассказала, что когда Иван был в Нижнем, князь однажды пригласил её покататься в коляске – и завёз на какую-то пчельню в чаще леса, сказав: ты теперь будешь жить не у меня, а здесь, в доме под присмотром трёх девок-однодворок.

Но Груше вскоре удалось бежать оттуда: она обманула девок во время игры в жмурки. Ускользнув от них, цыганка пошла к дому князя – и вот, встретила Ивана.

Груша просила, чтобы Иван убил её, иначе она сама погубит невинную невесту князя. Вынув из иванова кармана складной нож, она совала его ему в руки. Иван в ужасе отпихивал нож, однако Груша в ярости сказала: «не убьёшь, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Ножом он её ударить не смог, но спихнул с крутизны в реку, и цыганка утонула.

Лесков «Очарованный странник», глава 19 – краткое содержание

Иван в отчаянии побежал, куда глаза глядят. Ему чудилось, что рядом летит грушина душа в виде девочки с крыльями. Случайно он встретил старичка со старушкой, ехавших на телеге. Узнав, что их сына хотят забрать в рекруты, Иван согласился, сменив имя, пойти вместо него в армию. Так он думал хоть отчасти искупить свои грехи.

Более пятнадцати лет он провоевал на Кавказе. В сражении у одного ущелья, где внизу текла река, несколько солдат пытались под выстрелами мятежных горцев переплыть на другой берег, но все погибли от пуль. Когда других охотников не осталось, сделать то же самое вызвался странник-Иван. Под градом выстрелов он добрался до другого берега реки и навёл мост. Плывя, Иван имел видение: над ним летела Груша и загораживала его крыльями.

За этот подвиг он получил офицерский чин, а вскоре – и отставку. Но офицерство не принесло с собой достатка. Отставник Иван помыкался некоторое время то на мелкой конторской должности, то актёром балагана, а потом решил ради пропитания пойти в монастырь. Там его определили кучером.

Лесков «Очарованный странник», глава 20 – краткое содержание

Так закончились мытарства очарованного странника. Правда, в монастыре Ивану поначалу часто докучали бесы, но он противостоял им постами и усердными молитвами. Иван Северьяныч стал читать духовные книги, а от этого – «пророчествовать» о скорой войне. Игумен отправил его богомольцем в Соловки. В этой поездке странник и встретился на Ладоге со слушателями своего рассказа. Повествования собственной жизни он исповедал им со всею откровенностью простой души.