Николай дмитриевич гулаев. Лётчик Гулаев

Имена советских асов Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина известны всем, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественной историей.

Кожедуб и Покрышкин — самые результативные советские лётчики-истребители. На счету первого 64 вражеских самолёта, сбитых лично, на счету второго — 59 личных побед, и ещё 6 самолётов он сбил в группе.

Имя третьего по результативности советского лётчика известно лишь любителям авиации. Николай Гулаев в годы войны уничтожил 57 самолётов противника лично и 4 в группе.

Интересная подробность — Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боёв, Покрышкину — 650 боевых вылетов и 156 воздушных боёв. Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боёв.

Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 самолёта противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтоженной вражеской машиной.

Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения — у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолётов за Вторую мировую войну, — 0,4.

При этом люди, знавшие Гулаева и воевавшие с ним, утверждали, что он щедро записывал многие свои победы на ведомых, помогая им получать ордена и деньги — советским лётчикам платили за каждый сбитый самолёт противника. Некоторые полагают, что общее число самолетов, сбитых Гулаевым, могло достигать 90, что, впрочем, сегодня подтвердить или опровергнуть невозможно.

Герои Советского Союза лётчики Александр Покрышкин (второй слева), Григорий Речкалов (в центре) и Николай Гулаев (справа) на Красной площади. Фото: РИА Новости

Николай Гулаев, дважды Герой Советского Союза, был близок к третьей «Золотой Звезде», но её так и не получил и в маршалы не вышел, оставшись генерал-полковником. Да и вообще, если в послевоенные годы Покрышкин и Кожедуб всегда были на виду, занимались патриотическим воспитанием молодёжи, то Гулаев, практически ни в чём не уступавший коллегам, всё время оставался в тени.

Возможно, дело в том, что и военная, и послевоенная биография советского аса была богата эпизодами, которые не слишком вписываются в образ идеального героя.

Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской, которая ныне стала городом Аксаем Ростовской области.

Донская вольница была в крови и характере Николая с первых дней и до конца жизни. Окончив семилетку и ремесленное училище, он работал слесарем на одном из ростовских заводов.

Как и многие из молодёжи 1930-х, Николай увлёкся авиацией, занимался в аэроклубе. Это увлечение помогло в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.

Гулаева распределили в авиацию ПВО, и в первые месяцы войны он обеспечивал прикрытие одного из промышленных центров в тылу.

Выговор в комплекте с наградой

На фронте Гулаев оказался в августе 1942 года и сразу продемонстрировал как талант боевого лётчика, так и своенравный характер уроженца донских степей.

У Гулаева не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил молодой лётчик, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты.

Но тут Николая подначил механик:

— А ты чего ждёшь? Самолёт готов, лети!

Гулаев, решив доказать, что он не хуже «стариков», вскочил в кабину и взлетел. И в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик.

Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».

Самородок

Его звезда особенно ярко засияла во время боёв на Курской дуге. 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, он в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками «Ю-87», прикрываемыми четырьмя «Ме-109». Сбив два «юнкерса», Гулаев пытался атаковать третий, но кончились патроны. Не колеблясь ни секунды, лётчик пошёл на таран, сбив ещё один бомбардировщик. Неуправляемый «Як» Гулаева вошёл в штопор. Лётчику удалось выровнять самолёт и посадить его у переднего края, но на своей территории. Прибыв в полк, Гулаев на другом самолёте вновь вылетел на боевое задание.

В начале июля 1943 года Гулаев в составе четвёрки советских истребителей, пользуясь фактором внезапности, атаковал немецкую армаду из 100 самолётов. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов.

Июль 1943-го вообще был крайне продуктивным для Николая Гулаева. Вот что зафиксировано в его лётной книжке: » 5 июля — 6 боевых вылетов, 4 победы, 6 июля — сбит "Фокке —Вульф 190", 7 июля — в составе группы сбито три самолёта противника, 8 июля — сбит "Ме-109", 12 июля — сбиты два "Ю-87"».

Герой Советского Союза Фёдор Архипенко, которому довелось командовать эскадрильей, где служил Гулаев, писал о нём: «Это был лётчик-самородок, входивший в первую десятку асов страны. Он никогда не мандражировал, быстро оценивал обстановку, его внезапная и результативная атака создавала панику и разрушала боевой порядок противника, что срывало прицельное бомбометание им наших войск. Был очень смел и решителен, часто приходил на выручку, в нём порой чувствовался настоящий азарт охотника».

Летающий Стенька Разин

28 сентября 1943 года заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале 1944 года Гулаев был назначен командиром эскадрильи. Его не слишком стремительный должностной рост объясняется тем, что методы воспитания подчинённых у аса были не совсем обычные. Так, одного из лётчиков своей эскадрильи, опасавшегося подбираться к гитлеровцам на ближнюю дистанцию, он излечил от страха перед врагом, дав очередь из бортового оружия рядом с кабиной ведомого. Страх у подчинённого как рукой сняло...

Тот же Фёдор Архипенко в своих воспоминаниях описывал ещё один характерный эпизод, связанный с Гулаевым: «Подлетая к аэродрому, сразу увидел с воздуха, что стоянка самолёта Гулаева пуста... После посадки мне сообщили — всю шестёрку Гулаева сбили! Сам Николай сел раненый на аэродром к штурмовикам, а об остальных лётчиках ничего не известно. Спустя некоторое время с передовой сообщили: двое выпрыгнули с самолётов и приземлились в расположении наших войск, судьба ещё троих неизвестна... И сегодня, спустя много лет, главную ошибку Гулаева, допущенную тогда, вижу в том, что взял он с собой в боевой вылет сразу троих молодых, вовсе не обстрелянных лётчиков, которые и были сбиты в первом же своём бою. Правда, и сам Гулаев одержал в тот день сразу 4 воздушные победы, сбив 2 "Ме-109", "Ю-87" и "Хеншель"».

Он не боялся рисковать собой, но с той же лёгкостью рисковал и подчинёнными, что порой выглядело совершенно неоправданным. Лётчик Гулаев был похож не на «воздушного Кутузова», а скорее на лихого Стеньку Разина, освоившего боевой истребитель.

Но при этом он добивался поразительных результатов. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 «Аэрокобра» Николай Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично Гулаевым.

В марте 1944 года лётчик получил краткосрочный отпуск домой. Из этой поездки на Дон он приехал замкнутым, неразговорчивым, ожесточённым. В бой рвался остервенело, с какой-то запредельной яростью. Во время поездки домой Николай узнал, что во время оккупации его отца казнили фашисты...

Советского аса едва не погубила свинья

1 июля 1944 года гвардии капитан Николай Гулаев был удостоен второй звезды Героя Советского Союза за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых он сбил 42 самолёта противника лично и 3 — в группе.

И тут происходит ещё один эпизод, о котором Гулаев после войны откровенно рассказывал друзьям, эпизод, отлично показывающий его буйную натуру выходца с Дона.

О том, что стал дважды Героем Советского Союза, лётчик узнал после очередного вылета. На аэродроме уже собрались однополчане, которые заявили: награду надо «обмыть», спирт есть, а вот с закуской проблемы.

Гулаев вспомнил, что при возвращении на аэродром он видел пасущихся свиней. Со словами «закуска будет» ас снова садится в самолёт и через несколько минут сажает его возле сараев, к изумлению хозяйки свиней.

Как уже говорилось, лётчикам платили за сбитые самолёты, так что с наличностью у Николая проблем не было. Хозяйка охотно согласилась продать хряка, которого с трудом погрузили в боевую машину.

Каким-то чудом лётчик взлетел с очень маленькой площадки вместе с обезумевшим от ужаса хряком. Боевой самолёт не рассчитан на то, что внутри него будет устраивать пляски упитанная свинья. Гулаев с трудом удерживал самолёт в воздухе...

Если бы в тот день случилась катастрофа, это, наверное, был бы самый нелепый случай гибели дважды Героя Советского Союза в истории.

Слава Богу, Гулаев дотянул до аэродрома, и полк весело отметил награду героя.

Ещё один анекдотичный случай связан с внешностью советского аса. Однажды в бою ему удалось сбить самолет-разведчик, который пилотировал гитлеровский полковник, кавалер четырёх Железных Крестов. Немецкий лётчик захотел встретиться с тем, кому удалось прервать его блистательную карьеру. Судя по всему, немец ожидал увидеть статного красавца, «русского медведя», которому не зазорно проиграть... А вместо этого пришёл молоденький, невысокого роста полноватый капитан Гулаев, который, кстати, в полку имел вовсе не героическое прозвище «Колобок». Разочарованию немца не было предела...

Драка с политическим подтекстом

Летом 1944 года советское командование принимает решение отозвать с фронта лучших советских лётчиков. Война идёт к победному концу, и руководство СССР начинает думать о будущем. Те, кто проявил себя в Великой Отечественной войне, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы затем занять руководящие посты в ВВС и ПВО.

В число тех, кого вызывали в Москву, попал и Гулаев. Сам он в академию не рвался, просил оставить в действующей армии, но получил отказ. 12 августа 1944 года Николай Гулаев сбил свой последний «Фокке-Вульф 190».

Существует по крайней мере три версии случившегося, которые объединяют два слова — «дебош» и «иностранцы». Остановимся на той, которая встречается чаще всего.

Согласно ей, Николай Гулаев, к тому времени уже майор, был вызван в Москву не только для учёбы в академии, но и для получения третьей звезды Героя Советского Союза. Учитывая боевые достижения лётчика, такая версия не выглядит неправдоподобной. В компании Гулаева оказались и другие заслуженные асы, ожидавшие награждения.

За день до церемонии в Кремле Гулаев зашёл в ресторан гостиницы «Москва», где отдыхали его друзья-лётчики. Однако ресторан был переполнен, и администратор заявил: «Товарищ, для вас места нет!».

Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило вообще, но тут, на беду, ему ещё попались румынские военные, в тот момент также отдыхавшие в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны являвшаяся союзницей Германии, перешла на сторону антигитлеровской коалиции.

Разгневанный Гулаев громко сказал: «Это что, Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?».

Слова лётчика услышали румыны, и один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду советский ас оказался возле румына и смачно ударил его по физиономии.

Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими лётчиками.

Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты отлупили членов официальной военной делегации Румынии. Скандал дошёл до самого Сталина, который постановил: награждение третьей звездой Героя отменить.

Если бы речь шла не о румынах, а об англичанах или американцах, скорее всего, дело для Гулаева закончилось бы совсем плачевно. Но ломать жизнь своему асу из-за вчерашних противников вождь всех народов не стал. Гулаева просто отправили в часть, подальше от фронта, румын и вообще любого внимания. Но насколько эта версия правдива, неизвестно.

Генерал, друживший с Высоцким

Несмотря ни на что, в 1950 году Николай Гулаев окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, а ещё через пять лет — академию Генштаба.

Командовал 133-й авиационной истребительной дивизией, располагавшейся в Ярославле, 32-м корпусом ПВО во Ржеве, 10-й армией ПВО в Архангельске, прикрывавшей северные рубежи Советского Союза.

У Николая Дмитриевича была замечательная семья, он обожал свою внучку Ирочку, был страстным рыбаком, любил угощать гостей лично засоленными арбузами...

Он тоже посещал пионерские лагеря, участвовал в различных ветеранских мероприятиях, но всё-таки оставалось ощущение, что наверху дано указание, говоря современным языком, не слишком пиарить его персону.

Собственно, причины для этого были и в то время, когда Гулаев уже носил генеральские погоны. Например, он мог своею властью пригласить на выступление в Дом офицеров в Архангельске Владимира Высоцкого, игнорируя робкие протесты местного партийного руководства. Кстати, есть версия, что некоторые песни Высоцкого о лётчиках родились после его встреч с Николаем Гулаевым.

Норвежская жалоба

В отставку генерал-полковник Гулаев ушёл в 1979 году. И есть версия, что одной из причин этому стал новый конфликт с иностранцами, но на сей раз не с румынами, а с норвежцами.

Якобы генерал Гулаев устроил неподалёку от границы с Норвегией охоту на белых медведей с применением вертолётов. Норвежские пограничники обратились к советским властям с жалобой на действия генерала. После этого генерала перевели на штабную должность подальше от Норвегии, а затем отправили на заслуженный отдых.

Нельзя с уверенностью утверждать, что данная охота имела место, хотя подобный сюжет очень хорошо вписывается в яркую биографию Николая Гулаева.

Как бы то ни было, отставка плохо повлияла на здоровье старого лётчика, не мыслившего себя без службы, которой было посвящена вся жизнь.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Николай Дмитриевич Гулаев скончался 27 сентября 1985 года в Москве, в возрасте 67 лет. Местом его последнего упокоения стало Кунцевское кладбище столицы.




26.02.1918 - 27.09.1985
Дважды Герой Советского Союза


Гулаев Николай Дмитриевич – заместитель командира – штурман авиаэскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт), старший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 129-го гвардейского истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская Черкасского округа Области Войска Донского (ныне город Аксай Ростовской области). Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы в Аксайской, в 1935 году – школу ФЗУ в Ростове-на-Дону. В 1935-1938 годах работал слесарем-инструментальщиком на Ростовском заводе эмалированной посуды. В 1938 году окончил Ростовский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В декабре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Западном особом военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – лётчик 162-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), боевые вылеты не совершал. В июле-сентябре 1941 года проходил переподготовку в 13-м запасном истребительном авиационном полку (город Кузнецк Пензенской области).

В апреле-августе 1942 – командир звена 423-го истребительного авиационного полка ПВО, в августе-октябре 1942 – командир звена 487-го истребительного авиационного полка ПВО. На истребителях МиГ-3 и Як-7Б участвовал в воздушном прикрытии важных стратегических объектов Горьковского и Воронежско-Борисоглебского районов ПВО.

В январе 1943 года окончил Курсы усовершенствования штурманов авиаэскадрильи при 3-й запасной авиационной бригаде (город Саратов).

В январе 1943 – апреле 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 27-го (с октября 1943 – 129-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Воронежском (май-июль 1943), Степном (октябрь 1943), 2-м (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м (июль 1944 – апрель 1945) Украинских фронтах.

Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской и Сандомирско-Силезской операциях. 14 мая 1943 года в районе села Крюково (Яковлевский район Белгородской области) на истребителе Як-1 таранил вражеский бомбардировщик Ю-87, после чего спасся на парашюте. 31 мая 1944 года был ранен в правую руку.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии капитан награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

Всего за время войны совершил более 200 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-7Б, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», в 69 воздушных боях сбил лично 55 (один из них тараном) и в составе группы 5 самолётов противника.

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1950-1951 – командир истребительного авиаполка Высших офицерских лётно-тактических курсов (город Таганрог Ростовской области).

С 1951 – старший лётчик-инспектор по боевой подготовке Инспекции Войск воздушной обороны приграничной линии, в июне-декабре 1952 – старший лётчик-инспектор по технике пилотирования Главного руководства по организации воздушной обороны в странах народной демократии. В 1952-1955 – старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Истребительной авиации ПВО страны. В феврале 1955 – сентябре 1958 – командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО (в Московском округе ПВО; город Ярославль).

В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. В мае 1960 – декабре 1963 – командир 15-й дивизии ПВО (в Московском округе ПВО; город Елец Липецкой области). В декабре 1963 – ноябре 1966 – командир 2-го корпуса ПВО (в Московском округе ПВО; город Ржев ныне Тверской области).

С ноября 1966 – 1-й заместитель командующего, а в сентябре 1968 – ноябре 1974 – командующий 10-й отдельной армией ПВО (город Архангельск).

В 1974-1976 – заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны по боевой подготовке, в 1976-1979 – помощник командующего войсками Московского округа ПВО по вооружению. С ноября 1979 года генерал-полковник авиации Н.Д.Гулаев – в запасе.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8-го созыва (в 1971-1975 годах).

Генерал-полковник авиации (1972). Награждён 2 орденами Ленина (28.09.1943; 8.10.1943), орденом Октябрьской Революции (4.03.1975), 4 орденами Красного Знамени (15.05.1943; 21.01.1944; 29.04.1957; 23.02.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (22.10.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (22.02.1955; 26.10.1955), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими медалями, румынским орденом Тудора Владимиреску 2-й степени, польским золотым «Крестом Заслуги», иностранными медалями.

Бронзовый бюст Н.Д.Гулаева установлен в городе Аксай Ростовской области. В городах Москва, Архангельск и Ярославль на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Его именем названы улица и гимназия в городе Аксай, а также улица и детский оздоровительный лагерь в городе Анапа Краснодарского края.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 95 боевых вылетов, в которых сбил лично 13 и в составе группы 5 самолётов противника (на июль 1943 года);
2) Награждён за выполнение 125 боевых вылетов и участие в 42 воздушных боях, в которых сбил лично 32 и в составе группы 5 самолётов противника (на февраль 1944 года).

Воинские звания:
Младший лейтенант (6.01.1941)
Лейтенант (16.08.1942)
Старший лейтенант (7.06.1943)
Капитан (10.05.1944)
Майор (30.04.1945)
Подполковник (6.05.1949)
Полковник (30.12.1952)
Генерал-майор авиации (25.05.1959)
Генерал-лейтенант авиации (19.02.1968)
Генерал-полковник авиации (15.12.1972)

Источники
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998
Бодрихин Н.Г. Сталинские соколы. М., 1997
Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
Великая Отечественная война 1941-1945: Энцик.-М.: Сов.энциклопедия, 1985.
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои и подвиги. Книга 3. М.: Воениздат, 1965
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Гречко С.Н. Решения принимались на земле. - М.: Воениздат, 1984.
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Красовский С.А. Жизнь в авиации. - Минск: Беларусь, 1978.
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945.Кр.спр.-М.:Республика,1995.
Лейпник Д.Л. Як-9: рядовые небес. - Киев: Архив-Пресс, 2000.
Личное дело
Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975
Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984

26. 2. 1918 - 27. 9. 1985

Гулаев Николай Дмитриевич - заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт); командир эскадрильи 129-го гвардейского истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я гвардейская воздушная армия, 2-й Украинский фронт).

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Сталинградское военной авиационное училище.

Великая Отечественная война застала Николая Гулаева в Белоруссии, под Могилёвом, где он служил в авиации ПВО, прикрывал крупный промышленный центр в тылу. Боевое крещение принял в Сталинграде, где в ночном бою 3 августа 1942 года с первой же атаки без помощи прожекторов сбил бомбардировщик He-111 (это был его первый боевой вылет).

Лётчик-истребитель 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительна авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старший лейтенант Гулаев Н.Д. особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода.

В первой же схватке 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, он в одиночку вступил в бой с 3-я бомбардировщиками Ju-87, прикрываемыми 4 Me-109. Разогнав самолёт на малой высоте, сделал "горку" и, приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его. Стрелок второго "юнкерса" открыл по нему огонь. Тогда Гулаев сбил и его. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и Гулаев решил его таранить. Левым крылом своего Як-1 ударил по правой плоскости "юнкерса" и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель вошёл в штопор. После нескольких попыток Гулаеву удалось выровнять самолёт и посадить его у переднего края в расположении 52-й стрелковой дивизии. Прибыв в полк, на другом самолёте вновь вылетел на боевое задание. За свой подвиг награждён орденом Красного Знамени.

В июле 1943 года четвёрка истребителей, ведомая Гулаевым, внезапно и смело атаковала большую группу из 100 самолётов противника. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на свой аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1497) заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.

Всего на Курской дуге Гулаев уничтожил 17 вражеских самолётов.

В начале 1944 года Н.Д. Гулаев становится командиром эскадрильи. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым.

Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Гулаев Н.Д. удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 в группе.

В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 69-и воздушных боях лично сбил лично 57 самолётов противника и 4 - в группе.

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. Одним из первых освоил управление реактивным самолётом. С 1954 года - командовал истребительными авиационными дивизиями в Ярославе и Ельце С 1961 года - 32-м авиационным корпусом ПВО, город Ржев. С 1968 года - 10-й отдельной армией ПВО, город Архангельск С 1974 года - заместитель Главнокомандующего войск ПВО страны по боевой подготовке. В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, а в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. В 1956 году был делегатом XX съезда КПСС. С 1979 года генерал-полковник авиации Гулаев Н.Д. - в отставке. Жил в городе-герое Москве.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.Д. Гулаева установлен в городе Аксае Ростовской области, мемориальные доскс - в Ростове-на-Дону и Ярославле (в феврале 2007 года).

Дважды Герой Советского Союза Гулаев Николай Дмтриевич

Историки военного искусства называют Гулаева «лучшим лётчиком-снайпером двадцатого столетия», дотошно высчитав, что на 57 лично сбитых самолётов врага он затратил 69 воздушных схваток (эффективность — 0,82). У Кожедуба она составила 0,51, а у разрекламированного немецкого аса Хартмана — 0,4. Другое достижение Гулаева останется незыблемым, видимо, навсегда: 42 победы подряд в 42 боях. По свидетельствам сослуживцев, фактических побед у него значительно больше, но он «раздарил» их семейным товарищам, дети которых голодали в тылу: ведь за сбитые самолёты врага тогда неплохо платили. Приземлившись после результативного боя, он порой говорил: «Запишите сбитого фашиста на счёт моего ведомого, это он его уничтожил».

Родился Н.Д. Гулаев в 1918 году в станице Аксайской под Ростовом, работал слесарем на одном из ростовских заводов, учился в аэроклубе, перед войной окончил Сталинградское авиационное училище.

Первый же его боевой вылет 3 августа 1942 года под Сталинградом был нестандартным. Вылетев без приказа (его подначил на это механик), Гулаев в ночном бою с первой же атаки без помощи прожекторов сбил бомбардировщик «Хе-111». Прибывший на аэродром генерал сказал: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде». Примерно на таких контрастах продолжалась и его дальнейшая фронтовая биография.

Лётчик-истребитель старший лейтенант Н.Д. Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода. Вот несколько эпизодов. В первой же схватке 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, он в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками «Ю-87», прикрываемыми четырьмя «Ме-109». Разогнав самолёт на малой высоте и приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его. Стрелок второго «Юнкерса» открыл огонь, но Гулаев сбил и его. Он пытался атаковать третий самолёт врага, но кончились патроны, и наш лётчик решился на таран. Левым крылом своего «Як-1» он ударил по правой плоскости «Юнкерса», и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель Гулаева вошёл в штопор. Лётчику удалось выровнять самолет и посадить его у переднего края в расположении нашей стрелковой дивизии. Прибыв в полк, Гулаев на другом самолёте вновь вылетел на боевое задание.

В начале июля 1943 года четвёрка истребителей, ведомая Гулаевым, внезапно и смело атаковала группу из 100 (!) самолётов противника. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов.

А 9 июля в районе Белгорода Гулаев совершил второй таран и смог приземлиться на парашюте.

Ровно через месяц, после краткого инструктажа, он впервые вылетел на «Аэрокобре» и уничтожил вражеский бомбардировщик, через два дня мощной очередью по кабине сбил «Ю-88», назавтра — двух «Ме-109», 29 октября — ещё одного «мессера», а закончил месяц, сбив модифицированный «Хе-111» с усиленным вооружением и бронированием. В составе 27-го авиаполка он в течение года добился выдающихся побед в воздушных боях. Трижды Гулаев одерживал по 4 победы в день, ещё дважды уничтожал по 3 самолёта, а в семи боях делал дубль. На его счету в числе 57 сбитых самолётов — 9 двухмоторных бомбардировщиков, 5 «рам» («Фокке-Вульф-189»), 15 пикировщиков «Юнкерс-87». Столь весомый расклад трофеев абсолютно не характерен для лётчиков фронтовой авиации, список побед которых составляли главным образом истребители. При этом надо помнить, что Гулаев почти никогда не находился в режиме «свободной охоты», позволявшей заметно увеличить счёт побед. В его задачу входило, как правило, прикрытие наземных целей: аэродромов, переправ и железнодорожных узлов.

28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Н.Д. Гулаеву за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале 1944 года он стал командиром эскадрильи. В одном из боёв над рекой Прут Гулаев во главе 6 истребителей «P-39» атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично им!

30 мая над Скулянами Гулаев сбил 4 самолёта за один день. «Ю-87» и «Ме-109» он уничтожил в одной атаке своим фирменным приёмом: после смертоносной очереди по «Юнкерсу» резко развернув «кобру» навстречу атакующему его истребителю. Сам был серьёзно ранен в правую руку. Сконцентрировав все силы и волю, лётчик сумел привести истребитель на аэродром, зарулил на стоянку и потерял сознание. Пришёл в себя только в госпитале, после операции. 1 июля 1944 года гвардии капитан Н.Д. Гулаев удостоился звания дважды Героя Советского союза за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых он сбил 42 самолета противника лично и 3 — в группе.


О второй Золотой Звезде Николай Дмитриевич узнал после очередного приземления из боевого вылета. Радостные однополчане потребовали обмытия награды: мол, спирт будет наш, а закуска с тебя. Но где же взять достойные деликатесы? Гулаев говорит: «Я хряка привезу». Оказывается, он видел с воздуха, где пасутся свиньи. Ас Гулаев подлетел к деревне, посадил самолёт между сараями, нашёл хозяйку, которая обрадовалась деньгам. Хряка погрузили в бомболюк, и самолёт чудом оторвался от земли: слишком уж мало места было между сарайчиками. В небе хряк начал вести себя неспокойно, самолет кренило то в одну сторону, то в другую, но штурмовик приземлился на родном аэродроме. Обмывали Золотую Звезду всем полком.

Однажды в очень непростом бою Гулаеву удалось сбить истребитель-разведчик, ежедневно круживший над нашими позициями. Выбросившегося с парашютом немецкого пилота доставили в штаб. Им оказался полковник, на кителе которого было четыре Железных Креста. На допросе тот сказал: «Я был во Франции, Италии. Везде мне везло, а тут, на русском фронте, оказался сбитым. Хотелось бы видеть того, кто это сделал...» Вызвали Гулаева. Немецкий ас ожидал увидеть великана, «русского медведя», а перед ним стоял молодой невысокий человек (у Гулаева было прозвище «Колобок»).

Командование ВВС летом 1944 года приняло решение об отзыве лучших асов с фронта, чтоб сохранить цвет нашей авиации и дать офицерам-героям возможность получить образование в Военно-воздушной академии. Когда Гулаев понял, что его рапорты об оставлении в действующей армии бесполезны, то попросил дать ему три дня на последние боевые вылеты. И три дня подряд — 10, 11, 12 августа — методично сбивал по «Фокке-Вульфу».

По сравнению с публичной славой Кожедуба и Покрышкина вокруг Гулаева, можно сказать, стояла тишина. Помимо элементарной зависти к герою было ещё одно обстоятельство, способствовавшее прижизненному его забвению. В 1944 году его представили к третьей Золотой Звезде Героя Советского Союза. В «Известиях» был опубликован Указ, и Гулаев с другими награждаемыми прибыл в Москву. За день до церемонии он зашёл в ресторан гостиницы «Москва» позднее своих товарищей, и места для него не оказалось. Там уже восседали представители военной делегации Румынии, длительное время воевавшей на стороне Гитлера. Услышав от администратора, что «вам места пока нет», Гулаев вспылил: «Как это нет? Моим врагам есть, а Герою Советского Союза — нет?!..» Смолчали бы новоиспечённые союзники, глядишь — всё бы и обошлось. Но кто-то из них на отчётливом русском бросил оскорбительную для героя фразу. И тут же от сильного удара отлетел в угол фойе. На шум прибежали товарищи, открылась пальба, зазвенели люстры, за «пресмыкательство» досталось от лётчиков и администрации ресторана. О международном скандале доложили Сталину. Резюме вождя было таким: «Немедленно отправить в часть. И пусть молит Бога, что так легко отделался. Храбрый какой, устраивает международные разборки у ворот Кремля». Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении был аннулирован.

После войны Николай Дмитриевич одним из первых освоил управление реактивным самолётом. В 1950 году он окончил академию имени Жуковского, а в 1960 году — Военную академию Генерального штаба. Служил на командных должностях в войсках ПВО страны, в том числе командовал Ржевским корпусом, а затем, уже в звании генерал-полковника авиации, был командующим 10-й армией ПВО в Архангельске.

Гулаев хорошо знал Владимира Высоцкого, тот по приглашению командующего выступал в 1968 году в армейском Доме офицеров в Архангельске, что очень не одобрили большие люди в партийной власти. Есть версия, что свои знаменитые песни «Смерть истребителя (Я — Як-истребитель…)» и «Песня лётчика (Их — восемь, нас — двое…)» Высоцкий написал после встреч и разговоров с истребителем-асом Гулаевым.

На Севере произошел ещё один скандальный случай, повлиявший на карьеру Николая Дмитриевича. Норвежские погранслужбы нажаловались на Гулаева, что он якобы охотился на белых медведей на их территории, используя боевые вертолёты. После этой кляузы Гулаев был переведён в Москву на штабную работу, затем отправлен в отставку, очень переживал по этому поводу и прожил после этого довольно недолго.

Бронзовый бюст героя установлен на его родине в городе Аксае, мемориальные доски — в Ростове-на-Дону, Ярославле и Архангельске. Настало время увековечить память о дважды Герое Советского Союза Николае Дмитриевиче Гулаеве и в городе воинской славы Ржеве, где он командовал 32-м корпусом ПВО.

Лётные лики

Н.Д. Гулаев - лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, третий из советских асов по числу сбитых самолётов в годы Великой Отечественной, генерал-полковник авиации.

Родился 26 февраля 1918-го в Аксае Ростовской области. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе.

В 1938-м вступил в РККА. В 1940-м окончил Сталинградское авиаучилище, затем служил в авиации ПВО.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» заместителю командира эскадрильи 27-го ИАП (205-я истребительная авиадивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву присвоено 28 сентября 1943-го за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.

В начале 1944-го Гулаев становится комэском. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Airacobra Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Н.Д. Гулаевым.

Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го ИАП (205-я истребительная авиадивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я воздушная армия,2-й Украинский фронт) гвардии капитан Н.Д. Гулаев удостоен 1 июля 1944-го за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и три - в группе.

Записки на полях: В 1944-м были обнародованы указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Н.Д. Гулаева третьей «Золотой Звездой», а также ряда лётчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград - по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения наград. Данные указы были аннулированы. У ведомого Гулаева С.З. Букчина - иная версия этой истории. По ней никакого указа о присвоении третьей звезды не было, а дебош был совсем по другой причине.

В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 69 воздушных боях сбил лично на И-16, Як-1 (?) и Аэрокобре 57 самолётов противника и 4 - в группе, что сделало его третьим по результативности среди советских асов.

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. В 1950-м окончил ВВА им. Жуковского, а в 1960-м - Военную академию Генерального штаба. С 1955-го в течение пяти лет был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле. С 1979-го генерал-полковник авиации Н.Д. Гулаев в отставке.

Жил в Москве. Скончался 27 сентября 1985 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Бронзовый бюст дважды Героя установлен в Аксае Ростовской области. Мемориальная доска установлена в Ярославле на доме, где он жил. Его именем названа улица в Аксае и детский оздоровительный лагерь ВВС в Анапе.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя ордена Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя ордена Красной Звезды, зарубежными орденами и медалями.

/Про Гулаева много интересного рассказывали...
Говорят, когда его к 3-й звезде представляли, то в начале 1945-го они в гостинице "Москва" отметелили югославскую делегацию. Мол, приехали на награждение, пошли отмечать. Возвращаются, а им, извиняйте, мол, номера ваши заняты, пожалте в другие... Ну и кроме югославов патрулям комендантским досталось. Дошло до Сталина, дело-то подсудное. Тот решил: уголовное дело закрыть, представления отозвать, всех отправить на прежние должности на фронт - пусть дерутся на фронте...

Сбил он, уверяют, больше самолётов противника, тоже друзьям записывал свои трофеи...
Молвят, что после войны для политработников была мука, когда приходилось просить его выступать, рассказывая о героических эпизодах.Потому как матершинник был страшный. Сперва-то ничего, начинал справно, как в "Красной звезде". А потом увлекался: "И тут как я его йоппнул!, бля, нах" и т.д. и т.п...

А умер, рассказывают, когда запрыгивал в автобус, чтоб ехать в Сочи, на отдых в санаторий им. Фабрициуса... Сердце остановилось. Мгновенно...

Словом, колоритный был мужик... Данные, естественно, не из архивов - из всемирной сети Инета, из застольных разговоров ветеранов-авиаторов. Потому и не включил в основную часть. Но всё же решил довести до вашего сведения... За что купил - за то и продаю:-))/