Николай 2 и александра федоровна свадьба. Николай второй печальная свадьба

Торжества коронации Николая II имели место 14 мая (по старому стилю) 1896 года. В этом году (2011 - прим. ) 26 мая исполняется 115 лет со дня события, смысл которого гораздо серьезнее, чем дань традиции. Увы, в сознании последующих поколений оно заслонилось ходынской катастрофой. Приходится делать над собою усилие, чтобы, обращаясь мысленно к маю 1896 года, думать не только о «Ходынке». И все-таки: что есть помазание на царство? Только ли обряд, как бы подтверждающий уже свершившийся факт восшествия на престол нового Государя? Что оно значило для Николая II? Что означала ходынская трагедия в перспективе следующего, ХХ века?

Тема помазания на царство требует серьезного и вдумчивого подхода. Это в особенности относится к коронации Николая II, который, как ясно задним числом, был помазан тогда же и на предстоящие страдания. Но лишь задумаешься о миропомазании последнего нашего Царя, как помысел, по видимости исполненный сострадания к погибшим соотечественникам, «встает на стражу» и заставляет думать о катастрофе. Впрочем, трагедию, унесшую более чем 1,5 тыс. жизней, конечно, нельзя обойти вниманием. Она случилась на четвертый день после коронации, была, как мы увидим, результатом кратковременного безумия толпы и, по слову игумена Серафима (Кузнецова), явилась предзнаменованием той утраты самосознания, с которой, после 1917 года, мы стали «давить» друг друга уже не тысячами, а миллионами. Но, добавим, подобно тому, как революция и смута ХХ века, заслонившие царствование Николая II, «не отменяют» его царствования, так и ходынская катастрофа «не отменяет» коронационных торжеств и главного в них: помазания Государя на царство.

Царь прибыл в Москву в день своего рождения, 6 мая (ст.ст.), и остановился в Петровском замке, находившемся тогда на окраине столицы. 9 мая состоялся торжественный въезд царя в Москву. Царская чета поселилась в Александринском дворце (нынешнее здание Академии Наук РФ на Ленинском проспекте) и все дни, оставшиеся до коронации, говела. Наступает 14 мая (ст.ст.) 1896 года, и на паперти Успенского собора Государя и Государыню встречает духовенство. Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский; †1898), благословив царя и царицу, произносит речь, обращенную к Государю и, по традиции, наставительную , а не только приветственную. Он говорит в ней: «Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание <…> Миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе воспринять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, Свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».

Царь и царица целуют крест, их окропляют святою водою, после чего они входят в собор, при пении 100-го псалма, в котором звучит исповедание правителем идеала непорочности: «…сердце развращенное будет удалено от меня; тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; злого я не буду знать…». Государь и Государыня совершают земной поклон перед царскими вратами, прикладываются к чудотворным иконам и садятся на приготовленные для них престолы посреди храма. Вскоре должен начаться чин венчания или коронования, но он начался не прежде, чем первенствующий митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев; †1898), приблизившись к царскому трону, спросил у Государя о его вероисповедании. В ответ император ясным и громким голосом произнес Символ Православной веры.

В чине венчания читается паремия (Ис. 49.13-19 ) о покрове Божием над царем («Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною»), Апостол (Рим.13.1-7 ) - о повиновении царям, и Евангелие (Мф. 22.15-23 ), как бы в дополнение к предыдущему чтению - о воздаянии кесарева кесарю, а Божиего Богу. Один из важнейших моментов коронования - возложение крестообразно рук митрополита на царскую главу и возношение им молитвы о том, чтобы Господь помазал царя «елеем радования, одел его силою с высоты, …дал в десницу его скипетр спасения, посадил на престоле правды…». После этой молитвы Государь взял принесенную ему на подушке митрополитом корону и, в соответствии с чином, сам возложил ее на себя, затем малую корону возложил на голову царицы, вставшей перед ним на колени.

Исповедав веру и приняв бремя власти, Царь преклонил колена и, держа корону в руке, вознес к Богу коронационную молитву. В ней есть такие слова: «…Исповедую неизследимое Твое о мне смотрение и, благодаря, величеству Твоему поклоняюся, Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем. Да будет со мною приседающая Престолу Твоему Премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да уразумею, что есть угодно пред очима Твоими, и что есть право по заповедям Твоим./Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей».

Окончив молитву, Государь встал, и тогда тотчас же все присутствовавшие в соборе преклонили колени. Митрополит Палладий, стоя на коленях, прочел от лица народа молитву за царя: «<…>Покажи его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и благонадежна, согрей его сердце к призрению нищих, к приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчиненное ему правительство управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державы Его врученные люди в нелицемерной содержи верности, сотвори его о чадах веселящагося…» На таковых словах останавливаешься, зная, что последовало через 21 год, думаешь с горечью: сбылось в точности противоположное, и не удерживаешься от восклицания: Господь ли не содержал?

После молитвы митрополит Палладий с амвона обратился к Государю с пространным приветствием, завершающимся словами: «Ты же, Царь православный, Богом венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы!». Обращают внимание серьезность и отсутствие какой-либо велеречивости как в текстах коронационных молитв, так и в текстах речей, обращенных к Помазаннику от лица Церкви.

После чина коронования началась Божественная литургия. В конце ее, перед принятием Святых Христовых Таин, и совершено было миропомазание Царя и Царицы. По замечанию Б.А.Успенского, повторение священного действия, которое в принципе не должно повторяться, придавало поставляемому лицу (в данном случае царю) особый статус, особую харизму: царь становился принадлежащим к иной, высшей сфере бытия, и его юридические полномочия превращались в полномочия харизматические (цитируется по В.Семенко. Харизма власти).

По мысли протоиерея Максима Козлова (см. статью «Его искреннее самопожертвование было совершено ради сохранения принципа самодержавия»), «смысл этого священнодействия состоял в том, что Царь благословлялся Богом не только как глава государственной или гражданской администрации, но прежде всего — как носитель теократического служения, служения церковного, как наместник Бога на земле». Более того, Царь отвечал за духовное состояние всех своих подданных, ибо, будучи верховным покровителем православной Церкви, был хранителем и духовных традиций других религиозных общин. В той же статье протоиерей Максим Козлов напоминает и об учении святителя Филарета Московского о царской власти и о верном расположении к ней православных подданных, напоминает о словах святителя: «Народ, чтущий Царя, благоугождает через сие Богу, ибо Царь есть устроение Божие». Протоиерей Максим Козлов пишет: «Царь, по учению святителя Филарета, есть носитель власти Божией, той власти, которая, существуя на земле, является отражением Небесной Вседержавной Власти Божией. Царство земное есть образ и преддверие Царства Небесного, а потому естественно из этого учения вытекает, что только то земное общество благословенно и содержит в себе семя благодати Божией, одухотворяющей и освящающей это общество, которое своим главой имеет верховного носителя власти и помазанника - Царя».

После завершения службы в Успенском соборе началось коронационное шествие: посещение Государем и Государыней святынь Архангельского и Благовещенского соборов. Наконец высочайшие особы поднялись на Красное Крыльцо и трижды поклонились народу: перед собой, направо и налево.

На Николая II обыкновенно смотрят теперь как на «хорошего человека» с прибавлением «но». Вслед за «но» может содержаться обвинение во всех наших бедах ХХ века, а может и не содержаться, однако, во всяком случае, подразумевается следующее: «хороший человек, но несостоятельный государь». Его успехи, признававшиеся даже врагами, замалчивают, а об ответственности его совершенно не думают, считают ее само собой разумеющейся. В то же время в плане ответственности Царь Николай II может считаться образцом Государя. Известно, что никакое решение он не принимал, не предъявив его Богу, никогда не шел против совести. Ни единое слово коронационных молитв, таким образом, не произнес он втуне и не пропустил мимо ушей. Да, впоследствии он вынужден был отречься, но это не означало пресловутой, приписанной ему современниками и по сей день праздно присвояемой «слабости».

Не о «слабости» был дан ему знак уже во время коронации. Какой знак? Об этом малоизвестном эпизоде пишет игумен Серафим (Кузнецов) в своей книге «Православный царь-мученик» (М. 1997): «После длинной и утомительной коронационной службы, в момент восхождения императора на церковный помост, изнемогая под тяжестью царского одеяния и короны, он (Государь) споткнулся и на время лишился чувств». Такому случаю, оставшемуся почти никем не замеченным, игумен Серафим придает символическое значение: «Что же случилось после того, как Государь при короновании изнемог? Кровавая катастрофа, народ давил и душил друг друга. Не то же ли случилось, как царь изнемог под тяжестью креста, насильно снятого с него частью народа?». Тут игумен Серафим и сказал о потере самосознания, стоившей нам миллионы жизней.

Обратимся к событиям на Ходынском поле 18 мая 1896 года. С раннего утра и даже с ночи здесь собралось огромное количество народа: более полумиллиона человек. Ждали раздачи царского подарка, представлявшего из себя такой набор: памятная кружка (алюминиевая крашеная) с вензелями их величеств, полфунта колбасы, фруктовая сайка, вяземский пряник с гербом и мешочек со сластями и орехами. Вплоть до шести утра все было совершенно спокойно. Около шести разнесся вдруг слух: подарков на всех не хватит, буфетчики мол делают для себя запасы… Тогда, по словам очевидца, «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед с такой стремительностью, как если бы гнался за ней огонь… Задние ряды напирали на передние, кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым еще телам, как по камням или бревнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда толпа опомнилась, было уже поздно».

Коронация Александра III имела место за тринадцать лет до коронации его сына, и теперь на Ходынском поле подготовились к празднованию просто так же, как и тогда, не ожидали такого наплыва народа. Все же организация столь массового мероприятия, несомненно, оставляла желать лучшего. Но когда читаешь приведенное только что описание, возникает впечатление, что от такого безумия никакие меры не спасли бы. Московские экскурсоводы об этом не думают, они даже не знают, что формально московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович вовсе не отвечал за организацию праздника на Ходынском поле (хотя, как хозяин Москвы, должен и об этом был печься), и с тем же пафосом, что и сто, и пятьдесят лет назад, обвиняют его и обвиняют… В книге А.Н. Боханова «Николай II» подробно рассказано об интригах, плетшихся в доме Романовых вокруг имени великого князя, у которого было много врагов среди «своих», — они и задали указанный пафос.

В «каноническом» списке обвинений в адрес Николая II трагедия на Ходынском поле занимает пусть не слишком значительное, но вполне определенное место. Обвиняли и обвиняют царя - в бессердечии: не отказался, мол, пойти на бал у французского посланника, и т.п. Сошлемся и здесь на А.Н. Боханова, который внятно объясняет невозможность для Государя отказаться от приглашения французской стороны. Официальное лицо - заложник этикета и протокола, не понимать это можно лишь при желании дурно думать об этом официальном лице. Известно, что после 18 мая торжественные мероприятия были сокращены. Что же касается бессердечия царя, то заметим лишь: эта клевета остается на диву живучей, ее повторяет, к примеру, И. Зимин в недавно вышедшей книге «Повседневная жизнь императорского двора» (СПб, 2010), и если автору хочется так считать, с этим ничего не поделаешь.

Царь распорядился выдать по 1000 рублей (весьма значительная сумма по тем временам) каждой семье погибшего или израненного на Ходынском поле. Вместе с Государыней он посещал раненых во время трагедии в московских больницах. Посещала их и вдовствующая императрица Мария Федоровна. А.Н. Боханов приводит ее письмо сыну Георгию, написанное в те дни: «Я была очень расстроена, увидев всех этих несчастных раненых, наполовину раздавленных, в госпитале, и почти каждый из них потерял кого-нибудь из своих близких. Это было душераздирающе. Но в то же время они были такие значимые и возвышенные в своей простоте, что они просто вызывали желание встать перед ними на колени. Они были такими трогательными, не обвиняя никого, кроме их самих. Они говорили, что виноваты сами и очень сожалеют, что расстроили этим царя! Они как всегда были возвышенными, и можно было гордиться от сознания, что ты принадлежишь к такому великому и прекрасному народу. Другие классы должны бы были брать с них пример, а не пожирать друг друга, и главным образом, своей жестокостью возбуждать умы до такого состояния, которого я еще никогда не видела за 30 лет моего пребывания в России». Примечательное свидетельство. Увы, «возбуждение умов» будет лишь возрастать, и все в одну сторону: истощания традиционной для России любви к царю и обретения «права на бесчестье», по выражению Достоевского.

Но помазанник, и при этом такой помазанник, который «претерпит до конца» и станет святым предстателем за свой жестоковыйный народ перед Богом, у нас уже был. Свершилось его соединение с нами — «венчальными узами».

Приехавшие из разных стран многочисленные августейшие родственники, похоронив императора-отца, тут же стали перестраиваться на новый лад, ибо ровно через неделю после погребения должна была состояться свадьба императора-сына.

Николай, конечно же, как и всякий молодой влюбленный, сгорал от нетерпения поскорее соединиться с молодой, красивой и любящей его женой, но вместе с тем три траурных недели не могли не произвести на него самого удручающего впечатления, ибо он горячо и искренне любил своего отца и очень жалел мать, с которой при воспоминаниях о покойном случались даже обмороки.

Иноземные принцы и принцессы, ожидавшие свадебных торжеств, невольно раздражали Николая, ибо трудно было представить себе более нелепую ситуацию, когда в полном смятении чувств, сразу после смерти горячо любимого отца, нужно было заниматься приготовлениями к свадьбе. Николай – христианин, любящий сын и хорошо воспитанный человек – не мог не понимать нелепой противоречивости и одиозности создавшегося положения, и все же на седьмой день после похорон, в понедельник 14 ноября 1894 года, наступил день свадьбы.

Никто не думал тогда, что венчание будет последним высокоторжественным актом, когда российский император встанет под венец с российской императрицей.

Следует отметить, что за три века существования династии Романовых редко кто из царей и императоров шел под венец уже после того, как взошел на трон.

Впервые такое случилось с основателем династии Романовых – Михаилом Федоровичем, который, будучи уже коронован, дважды венчался – в 1624 году с княжной Марией Владимировной Долгорукой и в 1626 году – с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.

Такая же история приключилась и с сыном Михаила – Алексеем, тоже дважды венчавшимся уже после того, как бармы Мономаха, царская корона, скипетр и держава принадлежали ему: в 1648 году женился он на Марии Ильиничне Милославской, а в 1671 году – на Наталии Кирилловне Нарышкиной.

И, наконец, еще два царя – братья Иван V и Петр I – женились, имея царский сан, в 1684 и в 1689 годах на барышнях Прасковье Федоровне Салтыковой и Евдокии Федоровне Лопухиной, однако следует иметь в виду, что Иван и Петр стали царями в 1682 году, когда Ивану было 16, а Петру всего 10 лет.


Свадьбу Николая II и Александры Федоровны пышной, богатой и веселой назвать никак нельзя.

Вот что написал об этом в дневнике Николай: «После общего кофе пошли одеваться: я надел гусарскую форму и в 11 1 / 2 поехал с Мишей (младшим братом. – В. Б. ) в Зимний. По всему Невскому стояли войска для проезда Мама с Аликс. Пока совершался ее туалет в Малахитовой, мы все ждали в Арабской комнате. В 10 мин первого начался выход в Большую церковь, откуда я вернулся женатым человеком! Шаферами у меня были: Миша, Джоржи, Кирилл и Сергей (дядя Сергей, родной брат Михаил и двоюродные братья принц Греческий Георгий Георгиевич и Кирилл Владимирович. – В. Б. ). В Малахитовой нам поднесли громадного серебряного лебедя от семейства. Переодевшись, Аликс села со мною в карету с русской упряжью с форейтором, и мы поехали в Казанский собор. Народу на улицах было пропасть – едва могли проехать! По приезде в Аничков на дворе встретил почетный караул от ее (Аликс. – В. Б. ) лейб-гвардии Уланского полка. Мама ждала с хлебом-солью в наших комнатах. Сидели весь вечер и отвечали на телеграммы. Обедали в 8 часов. Завалились спать рано, так как у нее сильно разболелась голова».

Даже то, что для проведения свадебных торжеств был выбран не большой и помпезный Зимний дворец, а скромный Аничков, где жил Александр III – непритязательный и скромный в обиходе человек, – говорило само за себя.

А о чувствах своих, нахлынувших на него в день свадьбы, Николай чуть позже рассказал в письме к родному брату Георгию: «День свадьбы был ужасным мучением для нее и меня. Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех. Теперь все немного успокоилось – жизнь пошла совсем новая для меня… Я не могу достаточно благодарить Бога за то сокровище, какое он мне послал в виде жены. Я неизмеримо счастлив с моей душкой Аликс и чувствую, что так же счастливо доживем мы до конца жизни нашей».

Через десять дней после свадьбы Николай записал: «Каждый день, что проходит, я благословляю Господа и благодарю его от глубины души за то счастье, каким он меня наградил! Большего или лучшего благополучия на этой земле человек не вправе желать. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растет постоянно».

Пройдет двадцать лет, и Николай напишет почти то же: «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Императрица Александра Федоровна Романова… Ее личность в русской истории весьма неоднозначна. С одной стороны, любящая жена, мать, а с другой - царевна, категорически не принятая русским обществом. Очень много загадок и тайн связаны с Александрой Федоровной: ее увлечение мистицизмом - с одной стороны и глубокая вера - с другой. Исследователи приписывают именно ей ответственность за трагическую судьбу императорского дома. Какие загадки хранит биография Александры Федоровны Романовой? Какова ее роль в судьбе страны? Ответим в статье.

Детство

Александра Федоровна Романова родилась 7 июня 1872 года. Родителями будущей российской императрицы были великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг и английская принцесса Алиса. Девочка была внучкой королевы Виктории, и это родство сыграет важную роль в становлении характера Александры.


Полное имя ее - Виктория Аликс Елена Луиза Беатриса (в честь теток). Кроме Аликс (так родные называли девочку), в семье герцога было семеро детей.

Александра (Романова впоследствии) получила классическое английское образование, ее воспитывали в строгих традициях Скромность была во всем: в быте, еде, одежде. Даже спали дети на солдатских койках. Уже в это время в девочке прослеживается застенчивость, всю жизнь она будет бороться с природным тушеванием в незнакомом обществе. Дома же Аликс было не узнать: шустрая, улыбчивая, она снискала себе второе имя - «солнышко».

Но детство не было столь уж безоблачным: сначала в результате несчастного случая погибает брат, потом от дифтерии умирают младшая сестренка Мэй и принцесса Алиса - мать Аликс. Это послужило толчком к тому, что шестилетняя девочка замкнулась в себе, стала отчужденной.

Юность

После смерти матери, по словам самой Александры, над ней нависла темная туча и заслонила все солнечное детство. Ее отправляют в Англию к бабушке - правящей королеве Виктории. Естественно, государственные дела отнимали у последней все время, поэтому воспитание детей было доверено гувернантке. Позднее уже императрица Александра Федоровна не забудет тех уроков, которые получила в юные годы.

Маргарет Джексон - так звали ее воспитательницу и учительницу - отошла от чопорных викторианских нравов, она учила девочку думать, размышлять, формировать и озвучивать свое мнение. Классическое образование не предусматривало разностороннего развития, однако уже к пятнадцатилетию будущая императрица Александра Романова разбиралась в политике, истории, прекрасно музицировала и знала несколько иностранных языков.

Именно в юношеские годы, в двенадцатилетнем возрасте, Аликс впервые знакомится со своим будущим супругом Николаем. Это произошло на свадьбе ее сестры и великого князя Сергея. Спустя три года по приглашению последнего она опять приезжает в Россию. Николай был покорен девушкой.

Свадьба с Николаем II

Родители Николая были не в восторге от союза молодых людей - более выгодной, по их мнению, была для него свадьба с дочерью французского графа Луи-Филиппа. Для влюбленных начинаются долгие пять лет разлуки, однако это обстоятельство еще больше их сплотило и научило ценить чувство.

Ни в какую Николай не хочет принять волю отца, он продолжает настаивать на браке с возлюбленной. Действующему императору приходится уступить: он чувствует приближающуюся болезнь, а у наследника должна быть партия. Но и здесь Аликс, получившая после коронации имя Александра Федоровна Романова, столкнулась с серьезным испытанием: ей пришлось принять православие и оставить лютеранство. Она изучала основы в течение двух лет, после чего ее обращают в русскую веру. Следует сказать, что вошла Александра в православие с открытым сердцем и чистыми помыслами.

Бракосочетание молодых состоялось 27 ноября 1894 года, его, опять же, проводил Иоанн Кронштадский. Состоялось таинство в церкви Зимнего дворца. Все происходит на фоне траура, ведь через 3 дня после приезда Аликс в Россию умирает Александр III (многие тогда говорили, что она «приехала за гробом»). Александра отмечает в письме к сестре поразительный контраст между скорбью и великим торжеством - это сплотило супругов еще больше. Все, даже ненавистники императорской семьи, замечали впоследствии крепость союза и стойкость духа Александры Федоровны и Николая II.

Благословение молодой четы на правление (коронация) состоялось 27 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы. С этого времени Аликс-«солнышко» обрела титул государыня-императрица Александра Феодоровна Романова. Позже она отметила в дневнике, что это было второе венчание - с Россией.

Место при дворе и в политической жизни

С самого первого дня царствования императрица Александра Федоровна - опора и поддержка для мужа в его нелегких государственных делах.

В общественной жизни молодая женщина пыталась побудить людей к благотворительности, ведь это она впитала еще в детстве от родителей. К сожалению, при дворе ее идеи не приняли, более того, императрицу возненавидели. Во всех ее предложениях и даже мимике придворные усматривали лживость и неестественность. А на самом деле они просто привыкли к праздности и не хотели ничего менять.

Конечно, как и любая женщина и жена, Александра Романова оказывала действие на государственную деятельность супруга.

Многие видные политики того времени отмечали, что она негативно влияла на Николая. Таким было мнение, например, С. Витте. А генерал А. Мосолов и сенатор В. Гурко с сожалением констатируют непринятие ее русским обществом. Причем последний винит не капризный характер и некоторую нервозность действующей императрицы, а вдову Александра III, Марию Федоровну, так до конца и не принявшую невестку.

Тем не менее подданные ее слушались, и не из-за страха, а из-за уважения. Да, она была строга, но такой же она была и по отношению к самой себе. Аликс никогда не забывала своих просьб и указаний, каждое из них было четко обдуманным и взвешенным. Искренне любили ее те, кто был близок императрице, знал ее не по слухам, а глубоко лично. Для остальных государыня оставалась «темной лошадкой» и предметом сплетен.

Были и весьма теплые отзывы об Александре. Так, балерина (кстати, она была любовницей Николая до венчания последнего с Аликс) упоминает о ней как о женщине высокой морали и широкой души.

Дети: великие княжны

Первая великая княжна Ольга появляется на свет в 1895 году. Народная нелюбовь к императрице возросла еще больше, ведь все ждали мальчика, наследника. Александра, не найдя отклика и поддержки своих начинаний у подданных, полностью углубляется в семейную жизнь, она даже кормит дочь самостоятельно, не пользуясь услугами кого бы то ни было, что было нетипично даже для дворянских семей, не то что для императрицы.

Позже рождаются Татиана, Мария и Анастасия. Николай Александрович и Александра Федоровна воспитывали детей в простоте и чистоте духа. Это была обычная семья, лишенная всякого высокомерия.

Воспитанием занималась сама царица Александра Романова. Единственным исключением были предметы узкой направленности. Большое внимание уделялось спортивным играм на свежем воздухе, искренности. Мать была тем человеком, к которому девочки могли обратиться в любую минуту и с любой просьбой. Они жили в атмосфере любви и абсолютного доверия. Это была абсолютно счастливая, искренняя семья.

Девочки росли в атмосфере скромности и доброжелательности. Мать самостоятельно заказывала им платья, чтобы уберечь от излишней расточительности и воспитать кротость и целомудренность. Они очень редко бывали участницами светских мероприятий. Их выход в общество ограничивался только требованиями дворцового этикета. Александра Федоровна, жена Николая 2, боялась, что избалованные дочери дворянства пагубно повлияют на девочек.

С функцией матери Александра Федоровна справилась блестяще. Великие княжны выросли необычайно чистыми, искренними молодыми особами. Вообще в семье царил необычайный дух христианского благолепия. Это отмечали в своих дневниках и Николай II, и Александра Романова. Цитаты, приведенные ниже, только подтверждают вышеизложенную информацию:

«Наша любовь и наша жизнь - одно целое… Ничто не сможет разъединить нас или уменьшить нашу любовь» (Александра Федоровна).

«Редким семейным счастьем Господь благословил нас» (император Николай II).

Рождение наследника

Единственное, что омрачало жизнь супругов, - отсутствие наследника. По этому поводу Александра Романова очень переживала. В такие дни она становилась особо нервозной. Пытаясь понять причину и решить проблему, императрица начинает увлекаться мистицизмом и еще больше ударяется в религию. Это отражается и на муже, Николае II, ведь он чувствует душевные терзания любимой женщины.

Было решено привлечь лучших докторов. К сожалению, среди них попался настоящий шарлатан, Филипп. Прибывший из Франции, он настолько внушил императрице мысли о беременности, что она действительно поверила в то, что носит наследника. У Александры Федоровны развилось весьма редкое заболевание - «ложная беременность». Когда выяснилось, что живот у русской царицы растет под влиянием психо-эмоционального состояния, пришлось делать официальное объявление, что наследника не будет. Филиппа с позором выдворяют из страны.

Немногим позже Аликс все-таки зачинает и рождает 12 августа 1904 года мальчика - цесаревича Алексея.

Но не получила долгожданного счастья Александра Романова. Биография ее гласит, что жизнь императрицы с этого момента становится трагичной. Дело в том, что у мальчика обнаруживается редкая болезнь - гемофилия. Это наследственное заболевание, носителем которого является женщина. Суть его в том, что кровь не сворачивается. Человека одолевают постоянные боли и приступы. Самой известной носительницей гена гемофилии являлась королева Виктория, прозванная бабушкой Европы. По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь». При самом лучшем уходе наследник мог дожить максимум до 30 лет, в среднем же больные редко когда преодолевали возрастной барьер в 16 лет.

Распутин в жизни императрицы

В некоторых источниках можно найти информацию, что помочь цесаревичу Алексею смог один только человек - Григорий Распутин. Хотя болезнь эта считается хронической и неизлечимой, есть немало свидетельств того, что "божий человек" своими молитвами якобы мог останавливать страдания несчастного ребенка. Чем это объясняется - сказать сложно. Следует заметить, что болезнь цесаревича являлась государственной тайной. Отсюда можно сделать вывод, насколько доверяла этому неотесанному тобольскому мужику императорская семья.

Об отношениях Распутина и императрицы написано немало: одни приписывают ему исключительно роль спасителя наследника, другие - любовную связь с Александрой Федоровной. Последние домыслы небезосновательны - в адюльтере императрицы тогдашнее общество было уверено, вокруг измены царицы Николаю II с Григорием ходили слухи. Ведь сам старец говорил об этом, но тогда он был в изрядном подпитии, поэтому запросто мог выдать желаемое за действительное. А для рождения сплетни многого не надо. По мнению близкого окружения, не питавшего ненависти к августейшей чете, основной причиной тесных отношений Распутина и императорской семьи были исключительно приступы гемофилии Алексея.

А как относился Николай Александрович к слухам, порочащим чистое имя его жены? Он считал все это не более чем вымыслом и неподобающим вмешательством в частную жизнь семьи. Самого же Распутина император считал «простым русским человеком, очень религиозным и верующим».

Достоверно известно одно: царская семья питала к Григорию глубокую симпатию. Они были одними из немногих, кто искренне горевал после убийства старца.

Романова в годы войны

Первая мировая война заставила Николая II отбыть из Петербурга в Ставку. Государственные же заботы взяла на себя Александра Федоровна Романова. Особое внимание императрица уделяет благотворительности. Войну она воспринимала как свою личную трагедию: искренне горевала, провожая солдат на фронт, а погибших оплакивала. Она читала молитвы над каждой новой могилой павшего воина, будто он был ее родственником. Можно смело сказать, что титул «Святая» Александра Романова получила уже при жизни. Это время, когда Аликс все больше приобщается к православию.

Казалось бы, слухи должны поутихнуть: страна страдает от войны. Отнюдь, они стали еще более жестокими. Например, ее обвиняли в увлечении спиритизмом. Это никак не могло быть правдой, ведь уже тогда императрица была глубоко верующим человеком, отвергающим все потустороннее.

Молитвами помощь стране во время войны не ограничивалась. Вместе с дочерьми Александра освоила навыки медсестер: они стали работать при госпитале, помогая хирургам (ассистировали на операциях), осуществляли всяческий уход за ранеными.

Каждый день в половине десятого утра начиналась их служба: наряду с другими сестрами милосердия государыня убирала ампутированные конечности, грязную одежду, перевязывала тяжелые раны, в том числе гангренозные. Это было чуждо представительницам высшего дворянского сословия: они собирали пожертвования для фронта, посещали госпитали, открывали лечебные заведения. Но ни одна не трудилась в операционных, как это делала императрица. И все это при том, что ее мучили проблемы с собственным здоровьем, подорванным нервными переживаниями и частыми родами.

Царские дворцы переоборудовались под госпитали, Александра Федоровна лично формировала санитарные поезда и склады медикаментов. Она дала обет, что пока идет война, ни она, ни великие княжны не сошьют себе ни единого платья. И осталась до конца верна своему слову.

Духовный облик Александры Романовой

Действительно ли была глубоко верующей Александра Романова? Фото и портреты императрицы, сохранившиеся до наших дней, демонстрируют всегда грустные глаза этой женщины, в них затаилась какая-то скорбь. Еще в юности она с полной отдачей приняла православную веру, отказавшись от лютеранства, на истинах которого воспитывалась с детства.

Жизненные потрясения делают ее все ближе к Богу, она часто уединяется для молитв, когда пытается зачать мальчика, потом - когда узнает о смертельной болезни сына. А во время войны она неистово молится за солдат, раненых и погибших за Родину. Каждый день перед своим служением в госпитале Александра Федоровна отводит определенное время для молитв. Для этих целей в Царскосельском дворце даже отводят особую молельную комнату.

Впрочем, ее служение Богу заключалось не только в усердных мольбах: императрица разворачивает поистине масштабную благотворительную деятельность. Ею были организованы детский дом, дом инвалидов, многочисленные госпитали. Она находила время для своей фрейлины, потерявшей способность ходить: беседовала с ней о Боге, духовно наставляла и поддерживала каждый день.

Александра Федоровна никогда не выставляла свою веру напоказ, чаще всего в поездках по стране она посещала церкви и госпитали инкогнито. Она могла легко слиться с толпой верующих, ведь действия ее были естественны, шли от самого сердца. Религия была для Александры Федоровны делом сугубо личным. Многие при дворе пытались найти в царице нотки ханжества, но у них ничего не получалось.

Таким же был и ее муж, Николай II. Они любили Бога и Россию всем сердцем, не представляли себе другой жизни, вне России. Они не делали различий между людьми, не проводили черту между титулованными особами и простым народом. Скорее всего, поэтому обычный тобольский мужик, Григорий Распутин, в свое время «прижился» в императорской семье.

Арест, ссылка и мученическая смерть

Заканчивает жизненный путь Александра Федоровна, приняв мученическую смерть в ипатьевском доме, куда семью императора сослали после революции 1917 года. Даже перед лицом приблизившейся смерти, находясь под дулами расстрельной команды, она осеняла себя крестным знамением.

«Русскую Голгофу» предсказывали императорской семье не единожды, они жили с этим всю свою жизнь, зная, что для них все закончится весьма печально. Они подчинились воле Бога и таким образом победили силы зла. Похоронена царская чета была лишь в 1998 году.

20 апреля 1894 года состоялась помолвка Николая II. Его отец Александр III долго противился этому событию, но, наконец, уже на смертном одре дал согласие на брак сына с принцессой Гессенской Алисой, впоследствии нареченной Александрой Федоровной. Мария Молчанова вспоминает историю любви последней российской императорской четы.

Александра Федоровна (в девичестве принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась в 1872 году в Дармштадте — столице маленького немецкого герцогства Гессенского. Мать ее умерла в тридцать пять лет. Шестилетнюю Аликс, младшую в большой семье, забрала на воспитание бабушка — знаменитая английская королева Виктория. За светлый характер английский двор прозвал белокурую девочку Санни (Солнышко).

Николай II влюбился в Алису в 16 лет и ждал 5 лет заключения брака


В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию: ее сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола — шестнадцатилетний Николай — влюбился в нее с первого взгляда. Молодые люди, состоящие к тому же в довольно близком родстве (по отцу принцессы они — троюродные брат и сестра), сразу прониклись взаимной симпатией. Но только через пять лет семнадцатилетняя Аликс вновь появилась при русском дворе.

Алиса Гессенская в детстве

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток: «Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты — наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти». Через полтора года после этого разговора Николай записал в свой дневник: «Всё в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее». Этому браку противилась и бабушка Аликс, английская королева Виктория. Впрочем, когда позднее Виктория познакомилась с цесаревичем Николаем, тот произвел на нее очень хорошее впечатление, и мнение английской правительницы изменилось. Сама же Алиса имела основания полагать, что начавшийся роман с наследником русского престола может иметь благоприятные для неё последствия. Вернувшись в Англию, принцесса принимается изучать русский язык, знакомится с русской литературой и даже ведёт продолжительные беседы со священником русской посольской церкви в Лондоне.


Николай II и Александра Федоровна

В 1893 году Александр III серьёзно заболел. Тут и встал опасный для престолонаследия вопрос — будущий государь не женат. Николай Александрович же категорически заявил, что он выберет себе невесту только по любви, а не по династическим соображениям. При посредничестве великого князя Михаила Николаевича согласие императора на брак сына с принцессой Алисой было получено.


Однако Мария Федоровна плохо скрывала недовольство по поводу неудачного, на её взгляд, выбора наследника. То обстоятельство, что принцесса Гессенская вступила в русскую императорскую семью в скорбные дни страданий умиравшего Александра III, вероятно, ещё больше настроило Марию Федоровну против новой государыни.


Николай Александрович Романов на спине у греческого принца Николая

В апреле 1894 года Николай отправился в Кобург на свадьбу брата Аликс — Эрни. И вскоре газеты сообщили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: «Чудесный, незабываемый день в моей жизни — день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит». 14 ноября 1894 года — день долгожданной свадьбы. В свадебную ночь Аликс записала в дневнике Николая: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно…» После свадьбы цесаревич запишет в свой дневник: «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней».


Венчание Николая II и Александры Федоровны

Обычно жены русских наследников престола долгое время находились на вторых ролях. Таким образом, они успевали тщательно изучить нравы общества, которым им придётся управлять, успевали сориентироваться в своих симпатиях и антипатиях, а главное, успевали приобрести необходимых друзей и помощников. Александре Федоровне в этом смысле не повезло. Она взошла на престол, что называется, попав с корабля на бал: не понимая чужой ей жизни, не умея разобраться в сложных интригах императорского двора. До болезненности замкнутая, Александра Федоровна словно являла собой противоположный образец приветливой вдовствующей императрицы — она, напротив, производила впечатление надменной, холодной немки, с пренебрежением относящейся к своим подданным.

Во время голода Александра отдала 50 тыс. руб. из своих личных средств


Смущение, неизменно охватывающее царицу при общении с незнакомыми людьми, препятствовало установлению простых, непринуждённых отношений с представителями высшего света, которые ей были жизненно необходимы. Александра Федоровна совершенно не умела покорять сердца своих подданных, даже те, кто были готовы преклоняться перед членами императорской семьи, не получали повода для этого. Так, например, в женских институтах, Александра Федоровна не могла выдавить из себя ни одного приветливого слова. Это тем более бросалось в глаза, так как бывшая императрица Мария Федоровна умела вызвать в институтках непринуждённое к себе отношение, переходящее в восторженную любовь к носителям царской власти.


Императорская чета на яхте «Штандарт»

Вмешательство царицы в дела государственного правления проявилось далеко не сразу после её свадьбы. Александру Федоровну вполне устраивала традиционная роль хранительницы домашнего очага, роль женщины возле мужчины, занятого трудным, серьёзным делом. Николай II, человек по натуре домашний, для которого власть представлялась скорее обузой, чем способом самореализации, радовался любой возможности забыть в семейной обстановке о своих государственных заботах и с удовольствием предавался тем мелким домашним интересам, к которым имел природную склонность. Тревога и смятение охватили царствующую чету ещё тогда, когда императрица с какой-то роковой последовательностью начала рожать девочек. Против этого наваждения нельзя было ничего сделать, но Александра Федоровна, усвоившая своё предназначение королевы, восприняла отсутствие наследника как своего рода кару небесную. На этой почве у неё, особы крайне впечатлительной и нервной, развился патологический мистицизм. Теперь любой шаг самого Николая Александровича сверялся с тем или иным небесным знамением, причём государственная политика незаметно переплелась с деторождением.


Супруги после рождения наследника

Влияние царицы на мужа усиливалось и тем значительнее оно становилось, чем дальше отодвигался срок появления наследника. Ко двору был приглашён французский шарлатан Филипп, который сумел убедить Александру Федоровну в том, что он в состоянии обеспечить ей, путём внушения, мужское потомство, и она вообразила себя беременной и чувствовала все физические симптомы этого состояния. Лишь после нескольких месяцев так называемой ложной беременности, весьма редко наблюдаемой, государыня согласилась на освидетельствование врачом, который и установил истину. Но самое главное несчастье состояло в том, что шарлатан получил через царицу возможность влиять на государственные дела. Один из ближайших помощников Николая II записал в 1902 году в своём дневнике: «Филипп внушает государю, что ему не нужно иных советчиков, кроме представителей высших духовных, небесных сил, с коими он, Филипп, ставит его в сношение. Отсюда нетерпимость какого-либо противоречия и полный абсолютизм, выражающийся подчас абсурдом».


Семья Романовых и английская королева Виктория

Филиппа всё-таки удалось выдворить из страны, ибо Департамент полиции через своего агента в Париже разыскал неоспоримые свидетельства жульничества французского подданного. А вскоре последовало и долгожданное чудо — на свет появился наследник Алексей. Однако рождение сына не принесло умиротворения в царскую семью.

После заключения брака обязанности супругов — отдать друг за друга жизнь


Ребёнок страдал ужасной наследственной болезнью — гемофилией, хотя его болезнь держалась в государственном секрете. Дети царственной семьи Романовых — Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник цесаревич Алексей — были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети. Даже Алексею, которому каждое падение грозило мучительной болезнью и даже смертью сменили постельный режим на обычный ради того, чтобы он обрел мужество и другие качества, необходимые наследнику престола.


Императрица Александра Федоровна с дочерьми за рукоделием

По свидетельству современников, императрица была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский (более длительный) богослужебный устав. Комната Царицы во дворце представляла собой соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами.


Император и Императрица читают телеграммы с пожеланиями выздоровления цесаревичу Алексею

Во время первой мировой войны распускались слухи, что Александра Федоровна отстаивала интересы Германии. По личному приказу государя было проведено секретное расследование «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам русских военных планов распространялись германским генеральным штабом. После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и Александры Федоровны в каких-либо преступлениях.

27 ноября в Храме-на-Крови и Патриаршем подворье г. Екатеринбурга состоятся торжества в честь 120-летия исторического события - бракосочетания императора Церемония бракосочетания последнего российского Императора Николая II с принцессой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Феодоровной, была проведена очень скромно, в связи с приличествующей моменту ситуацией - кончиной императора, отца Николая. Об этом сообщает ИА Екатеринбургской епархии.

Знакомство будущих супругов состоялось в 1883 году в Петербурге, во время свадебной церемонии старшей сестры принцессы Дармштадтской Алисы Гессен. Алисе было 12 лет, царевичу Николаю 16. Их знакомство продолжилось на детском балу. Девочка с золотистыми волосами так понравилась царевичу, что он попросил у матери брошку и подарил ее Алисе. На следующий день подарок был возвращен - принцесса решила, что, приняв дорогой подарок, она повела себя недостойно.

В следующий раз Алиса и Николай встретились пять лет спустя, когда 17-летняя Алиса приехала навестить сестру. Симпатии молодых людей были обоюдны и столь сильны, что это не осталось незамеченным родными. Однако антигерманские настроения родителей цесаревича Николая не оставляли надежду на возможность союза наследника с принцессой. И все-таки он состоялся - 14 ноября 1894 года. Принцесса Гессен-Дармштадтская приняла православную веру, став в православном крещении Александрой Федоровной.

Право, не знаю, как бы я в ыдержал все это, если Богу не было бы угодно дать мне в жены и друзья тебя

Молодые были счастливы. А двор и великосветское общество вели недоброжелательные толки о новой императрице, придирчиво разбирая каждое ее слово, каждый жест, критикуя фасоны ее платьев и неизящную берлинскую вышивку. Любовь Николая и Александры выдержала все - разлуки, неприятие родных, опаснейшая болезнь сына, страшные исторические события...

Сохранилось более 600 писем, передающих красоту этой любви. Из письма Александры Николаю: «Я плачу, как большой ребенок. Я вижу перед собой твои грустные глаза, полные ласки. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо все помню! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы».

Письмо Николая 31 декабря 1915 года Александре: «Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Если б только ты знала, как это поддерживает меня. Право, не знаю, как бы я выдержал все это, если Богу не было бы угодно дать мне в жены и друзья тебя. Я всерьез это говорю, иногда мне трудно выговорить эту правду, мне легче излагать все это на бумаге - по глупой застенчивости».

Эти строки написаны людьми, которые прожили в браке 21 год. В день двадцатилетия их свадьбы Николай Второй отметил в дневнике, что Бог наградил его редким семейным счастьем. Историки говорят, что их медовый месяц длился 23 года.

В трагическую ночь с 16 на 17 июля 1917 г., по свидетельствам палачей, первыми были убиты государь и государыня. Они не увидели казни своих детей...

27 ноября в Храме-на-Крови и Патриаршем подворье г. Екатеринбурга состоятся памятные мероприятия в честь бракосочетания императора Николая II с великой княжной Александрой Федоровной. В 10-00 в Храме-на-Крови после Божественной литургии будет отслужен молебен Святым Царственным Страстотерпцам.