Николаевская эпоха.


1825-1855 гг. назвают "николаевской эпохой" или "эпоха николаевской реакции". Данный период пришелся на правление Николая первого, вся политика которого была следствием восстания, произошедшего в день восшествия на престол императора.

Политика брата Николая первого - Александра, проводившаяся после Отечественной войны 1812 года, не удовлетворяла требованиям дворян. Прошлые офицеры организовали восстание 14 декабря 1825 года. Следствием этого событя было создание в 1826 третьего отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии корпус жандармов. Вся страна была поделена на жандармские округа, в котором следили за настроениями в стране. В том же году был выпущен "чугунный устав" - было запрещено выпускать книги имеющие философские мысли, слова "свобода" и "право".

Для внушения народу веры в хорошего царя и созданию антиреволюционной идеологии граф Уваров создал теорию "официальной народности" . Данная теория состояла из трех компонентов "самодержавие - православие - народность". Она стала официальной идеологией страны и основой преподавания.

Но народный характер идеологии не решал проблему крепостного права. Зато был решен вопрос с государственными крестьянами. В 1837-1841 годах реформу государственной деревни провел Киселев. Крестьяне имели собственное управление, а также получали свои наделы, которые могли передаваться по наследству. В крестьянских деревнях строились школы и больницы.

Даже так помещечьи деревни еще оставались.

Большая часть общества была зависима от хозяина, что сдерживало промышленность. Кроме того не было возможности проводить научные исследования и искать новые пути решения проблем. Процент образованных людей был очень мал. Все это привел к краху в Крымской войне 1853-1856 годах. Все поражения были из-за плохого вооружения, плохой системы сообщения.

Правление Николая Первого сдержало революцию в России, но не решило ни одну важную проблему. Не смотря на это были построены первые железные дороги, произошло начало промышленного переворота, наконец выпущен систематизированный свод законов империи, появились теории утопического социализма.

Данный период относится к периоду правления Николая I. Значимыми событиями этого периода являются, финансовая реформа Канкрина, издание нового университетского устава, принятие «теории официальной народности», создание первой железной дороги в России.

В процессе кодификации законов ключевую роль сыграл М.Сперанский, который руководил кодификацией законов, подготовил 47 томов Полного собрания законов Российской Империи, упорядочил деятельность государственного аппарата. Были изданы 15 томов Свода законов Российской Империи.

В процессе укрепления самодержавия важную роль сыграл Николай I, который создал 6 отделений собственного Его Императорского Величества Канцелярии, утвердил «теорию официальной народности», расширил бюрократическую систему.

Ключевым процессом, ознаменовавшим эпоху правления Николая I, станет усиление цензуры и политический сыск. Был принят новый «чугунный» устав, также было создано III Отделение Его Императорского Величества канцелярии во главе с Бенкендорфом. Все это сделано по причине восстания декабристов с целью предотвратить дальнейшие подобные восстания.

Важным событием во внешней политике явилось восстания в Польше. Причинами данного восстания послужило нарушение Конституции, которая была дарована Александром I, а следствием – отмена этой Конституции Николаем I, который боялся подобных восстаний.

Следующим важным процессом является финансовая реформа Канкрина. Причинами проведения данной реформы была необходимость финансирования войн и поддержки дворянского землевладения, а следствием стало введение в денежное обращение серебряного рубля и укрепление на некоторое время финансовой системы.

Данный период оценивается неоднозначно. С одной стороны, развивалась экономика, в России начался промышленный переворот, стали строиться железные дороги, была проведена денежная реформа, которая на некоторое время стабилизировала финансовую систему, но с другой стороны, Россия по-прежнему отставала от европейских стран, крестьянский вопрос оставался нерешенным, была введена жесткая цензура, что привело к поражению в Крымской войне. Влияние на дальнейшую историю России заключается в том, что промышленный переворот, который начался в эпоху правления Николая I, завершится лишь в правление Александра II с отменой крепостного права в 1861 году.

Период 1825-1855 гг. вошел в историю под названием Николаевская эпоха. Наиболее важными событиями этого периода являются решение крестьянского вопроса, восстание декабристов, а так же внешняя политика, направленная на расширение территорий страны.

Отказ Александра I от политики реформ и смещение его взглядов в сторону реакционной политики привели к формированию тайных офицерских организаций – декабристов, которые вылились в Восстание декабристов.

14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли члены Северного общества, руководителем которого был избран Трубецкой, однако он так и не явился на площадь. Николай I предпринял попытки мирной ликвидации восстания, при помощи знаменитого генерал-губернатора Милорадовича, который впоследствии был застрелен одним из декабристов - Каховским. Итогом стал приказ Николая - расстрелять восставших из пушек. Восстание было подавлено. Южное общество тоже не добилось успехов. В итоге пять декабристов были приговорены к смертной казни, более 100 человек были отправлены в бессрочную ссылку в Сибирь.

Восстание декабристов определило дальнейшую направленность внутренней политики Николая I. После восстания произошло ужесточение идеологического контроля, подавлялись любые революционные настроения. Возросла роль Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, было создано III отделение, во главе которого стоял Бенкендорф. Он же возглавлял особый корпус жандармов, который осуществлял политический сыск. Был принят цензурный устав, который впоследствии получил прозвище «чугунный».

Николай I видел необходимость в кодификации российских законов. Работа по составлению свода законов был привлечен Сперанский, одаренный государственный деятель, работавший еще при Александре I и предлагавший проект государственных реформ. Под его руководством были собраны и расположены в хронологическом порядке все изданные законы с 1649 года. В 1830 г. было издано Полное собрание законов Российской империи в 47 томах, а в 1832 г. – 15 томный Свод законов Российской империи.

Эпоха правления Николая I наполнена противоречиями. С одной стороны, в этот период произошел расцвет русской культуры, науки, росло число учебных заведений, начался промышленный переворот, приводились попытки по улучшению положения крепостных крестьян. Однако, с другой стороны, произошло ужесточение идеологического контроля, проводилась цензурная политика. Так же из-за проигрыша в Крымской войне Россия потеря территории, а Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сократился до минимума.

Период с 1825 по 1855 годов богат на события и является важным периодом в истории Росиийской империи. В эти года во главе Российской державы стоял император Николай 1 Павлович. В этот период произошли такие события как проведение реформ Киселевым, с целью улучшения положения крестьян, а также финансовая реформа Канкрина.

Ярким деятелем данного периода был император Николай I. Он вел активную внешнюю политику. Николай смог одержать победу в русско-иранской (1826-1828) и русско турецкой войне(1828-1829). Внешняя политика Николая 1 было направлено на подчинение территории христианских народов, которые были в подчинении Османской империи. Также Николай 1 вел активную борьбу с горцами на территории Закавказья. Кроме того, политика Николая 1 была направлена на подавление восстаний в Европе(подавил Польское восстание и Венгерское восстание). В результате, Россия стала Жандармом Европы.

Данный период сложно охарактеризовать без упоминания Бенкендофа. Бенкендорф возглавлял специальным 3 Отделением собственной Его Императорского Величества канцелярии. Вместе с отделением Бенкендорф занимался сбором информации о насторениях в обществе, следил за подозрительными людьми, занимался перлюстрацией писем, руководил цензурой.

В данный период было значительно улучшено состояние крестьян. Причиной проведения реформ Киселевым стало то, что из-за существования в России крепостного права, промышленный переворот в Российской империи и модернизации промышленности в России отставала от других Европейских держав.Киселев пытался приблизить положение государственных крестьян к положению "свободных сельских обывателей". Следствием, стало то, что из-за сопротивления помещиков, властям пришлось ограничить лишь принятием указа об " обязанных крестьянах". Этот указ позволял помещикам освобождать крестьян, не спрашивая разрешения у властей, за это крестьянин обязывался нести повинность в пользу помещика, таких крестьян называли обязанными крестьянами.

Вторым ярким событием стало проведение финансовых реформ Канкриным. Причиной проведения этих реформ стало то, что финансовая система Российской империи терпела крах, в стране существовала большая инфляция. Канкрин в основу денежного обращения предложил взять серебряный рубль и постепенно изъять у населения ассигнаций путём обмена их на серебро. Следствием стало то, что реформа на некоторое время укрепила финансовую систему России.

Данный период историки оценивают неоднозначно, некоторые считают, что этот период был разрушительной эпохой, так как был ужесточен ценз("чугунный"), появились органы, которые следили за каждым шагом подданных, была упразднена Польская Конституция, дарованная Александром Первым, а другие историки считают, наоборот, политику 1825-1855 гг. положительной, так как улучшилось состояние крестьян, произошли улучшения финансовой системы государства, также были созданы немалое количество Секретных комитетов, которые работали над отменой крепостного права. Благодаря их деятельности было отменено крепостное право в 1861 году. А также стоит отметить, что в этот период, после поражений в сражениях на Крымской войне Российское командование поняло, что необходимо реорганизация армии и 1860-1870-х были проведены реформы, которые значительно улучшили состояние русской армии.
1855-1881 «Эпоха великих реформ»

Декабрьское восстание было подавлено, и наступил, как пишут в учебниках истории, «период николаевской реакции». Чем же он характеризуется в смысле борьбы идей и в литературном отношении?

Конечно, одной лишь военной победы над заговорщиками было недостаточно, чтобы николаевский режим смог утвердиться в России на долгих три десятилетия. Необходимо было предложить новую идеологическую доктрину, другими словами, распространить лозунг, который стал бы идеологическим оправданием административных мер и государственных решений. Столь быстрый разгром движения декабристов показал, что народ в целом представления не имеет о своих нравах, и несколько десятков дворян были народом не поняты. Правительство предложило лозунг, который должен был бы всех сплотить. Он состоял из трёх слов: «Православие, самодержавие, народность» . Автор этого лозунга — граф С.С. Уваров, который считается отцом доктрины официальной народности. И многие видные интеллектуалы той эпохи действительно сплотились под этим лозунгом: для кого-то он стал поводом пристроиться к государственным шеренгам, для кого-то не нашлось иного выхода, а иные искренне поверили, что официальная доктрина отвечает духу российской жизни в XIX веке. Всегда находятся мыслители, которые ищут опору для мировоззрения не в заимствовании идей, а в истории своего народа, и эти поиски не менее ценны, чем попытки скрестить национальные идеи с иностранными прогрессивными веяниями.

Помимо политических и мировоззренческих перемен, происходят и собственно литературные изменения: на книжном рынке появляются романы Вальтера Скотта, которые с конца 20-х годов XIX века переводятся очень активно. Пушкин всеми признан в качестве безусловного поэтического лидера. В 1831 году умирает Дельвиг — поэт и любимец русских поэтов, прекрасный критик, подлинный литературный авторитет эпохи. В том же году Пушкин женится на Наталье Гончаровой.

Молодые интеллектуалы ждут новых веяний в литературе. Романтики неожиданно осознают, что их великолепная поэтическая техника, разнообразие интонаций, богатство метафор вскоре не смогут привлечь читателей. В 30-х годах золотой век русской поэзии преодолевает зенит на небосклоне русской литературы. Появляется Белинский, чья первая статья (1834 год) ознаменовала собой новую ступень в развитии не только литературной критики, но и эстетики.

В 1836 году в журнале « Телескоп» было напечатано первое «Философическое письмо» Петра Яковлевича Чаадаева. Оно стало одним из важнейших интеллектуальных событий середины николаевского периода, хотя Чаадаева почти никто не поддержал. Всего писем должно было появиться шесть, но николаевское время отличалось жесточайшей цензурой, и они остались в рукописи на долгие десятилетия. Вообще публикации стали проблемой: очень трудно было учредить новые газеты и журналы, а старые могли быть закрыты за малейшие нарушения устава.

Письмо Чаадаева оказалось весьма острым по форме выражения. Он увидел в современном состоянии народа темноту и невежество: «Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас... Отшельники в мире, мы ничего ему не дали, ничего не взяли у него, не приобщили ни одной идеи к массе идей человечества; ничем не содействовали совершенствованию человеческого разумения и исказили всё, что сообщило нам это совершенствование». Причину этого горестного состояния Чаадаев видел в византийском влиянии, в то время как западные народы, по его мнению, расцвели под сенью католицизма.

Сейчас нам кажется странным это преклонение перед католичеством в России: ведь Россия пошла по пути православия, а затем стала многоконфессиональным государством, официально декларируя свободу вероисповедания и равенство всех религий. Однако в первой половине XIX века влияние католической культуры было велико: образованное дворянство разговаривало на французском языке, французские писатели Жозеф де Местр, Франсуа-Рене Шатобриан и другие проповедовали католицизм. Братья-иезуиты повсюду открывали свои учебные заведения, славившиеся передовой методикой. Например, де Местр был иезуитом и через А.К. Разумовского влиял на учебную программу Царскосельского лицея. В результате многие известные люди в России приняли католичество — княгиня Зинаида Волконская, Иван Гагарин, Григорий Шувалов, Фёдор Голицын...

Заканчивалось письмо Чаадаева призывом как можно скорее присоединяться к европейской цивилизации и европейской культуре. Он даже предложил перейти на французский язык, чтобы ускорить процесс культурного приобщения к европейским ценностям. Разразившийся скандал правительство решило закончить тем, что объявило Чаадаева сумасшедшим, на что сам «больной» ответил новым блистательным сочинением «Апология сумасшедшего».

Личность Чаадаева и его работы соединили александровскую эпоху и николаевскую, напомнили в тяжёлое для свободной мысли время, как ещё совсем недавно русские писатели могли надеяться на преобразование России, на то, что европейские либеральные ценности, дух равенства и братства изменят Родину. Однако это был глас вопиющего в пустыне, хотя даже противники признавали в Чаадаеве человека незаурядных дарований и абсолютной искренности перед собой и читателями.

После гибели Пушкина в 1837 году его друзья и собратья по поэтическому перу: А.Е. Баратынский, Н.М. Языков, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский — остаются живыми легендами золотого века русской поэзии, великой эпохи изящной литературы.

А.И. Герцен сказал как-то, что «Пётр Великий бросил вызов России, и она ответила ему Пушкиным». Пушкин был поэтом русского духа (помните — «здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»), но он же был и поэтом человеческих чувств и страстей, человеческой земной любви. Его лирический герой готов принять все вызовы, не только вызовы прошлого, Петровской эпохи, но и современности. Пушкин был певцом «свободной личности», но это не была только романтическая свобода. Романтизм и реализм в одно и то же время уживались в его творчестве. Мы видим гордых героев, возвышающихся над толпой. Однако часто персонажи его поэм брошены в гущу социальной жизни. Реализм Пушкина выражался еще и в том, что человек был иногда беспомощным перед всесильным государством. Символы власти оказывались сильнее человеческого разума, как, например, в «Медном всаднике», где бунт несчастного Евгения заканчивается ничем. В обычном дне обычной жизни он умел разглядеть «поэзию действительности». Русским интеллектуалам ещё только предстояло познакомиться с Гегелем, а Пушкин уже выражал в своём творчестве примирение с действительностью, гармонию с ней.

Литературные кружки николаевского времени были очень важной формой знакомства с западной (в основном классической немецкой) философией. Коль скоро нельзя было изменить настоящее — не лучше ли заглянуть в прошлое и в будущее, чтобы осмыслить, как устроен и куда движется этот мир?

Профессора Московского университета М.Г. Павлов, Н.И. Надеждин, С.П. Шевырёв и М.П. Погодин были поклонниками Шеллинга.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) — немецкий философ и эстетик. По мысли Шеллинга, только искусство соединяет царство природы и царство человеческого духа. Произведение искусства рождается в результате сознательной деятельности человека, его воли и разума и бессознательной потребности к выражению, к творчеству, которая заложена в нём самой природой. Музыка, живопись, поэзия подобны радуге, морозным узорам на стекле, птичьему свисту. В искусстве гений, словно сама природа, выражает невыразимое, разрешая вечные противоречия бытия.

Шеллинг попытался осмыслить всю существующую жизнь, все её формы. Поэзию он ставил чрезвычайно высоко, называя момент вдохновения «откровением абсолюта», взглядом в «святая святых». Он считал, что поэты наделены божественной силой. Шеллинг считал варварством настаивать на том, что поэт должен служить каким бы то ни было интересам — государственным, материальным, моральным. Поэт, по мнению Шеллинга, свободен от всякого служения. Наконец, смысл прогресса для философа заключался в том, что «царство судьбы» сменится «царством предопределения», когда гармонично соединятся свобода человека и необходимость каких-то его поступков, восторжествует истинно религиозное миросозерцание, а поэзия и философия сольются воедино.

Натурфилософию Шеллинга развивали, в частности. П.Я. Чаадаев и «Общество любомудрия», к которому был близок и Ф.И. Тютчев.

Однако ещё больше мыслящую русскую молодёжь захватила философия Гегеля , обобщившего и развившего диалектические идеи Канта, Шеллинга в универсальную систему. Он видел во всём проявления «мирового разума», который и был, по Гегелю, «абсолютом». Сначала абсолют существует как система понятии. Затем он выражается в природе. После появляется человеческое самосознание. Затем мы видим проявления абсолюта в сфере общественных отношений. Наконец, точка возврата к абсолюту — искусство, религия и наука, а цель всего мирового процесса — философия. Картина мира, нарисованная Гегелем, была грандиозной, захватывающей. В основе всего — эволюция, мировой разум, которые развиваются «диалектически», противоречиво, но по законам разума. История человечества — это создание разумного государства, а нации бывают «историческими» и «неисторическими». Но главное: история — это прогресс в осознании свободы. Сначала свободу ощутила одна личность, затем многие, наконец все почувствовали себя свободными. Всё действительное, по Гегелю, разумно, а всё разумное — действительно.

Искусство Гегель подразделял на три формы: 1) символическую, 2) классическую, 3) романтическую; соответственно, он говорил об искусстве: 1) восточном, 2) греческом, 3) христианском.

Эта система была гораздо подробнее продумана, чем натурфилософия Шеллинга. В России увлечение Гегелем стало культом. Одним из тех философских сообществ, в котором идеи Гегеля разрабатывались весьма тщательно, стал кружок Станкевича. Кружок был создан Н.В. Станкевичем, К.С. Аксаковым и В.Г. Белинским, потом к ним присоединились М.А. Бакунин, М.Н. Катков, В.П. Боткин и Т.Н. Грановский. Душой кружка был сам Станкевич, человек безупречный в моральном отношении и пользовавшийся исключительным авторитетом.

Вскоре Герцен и его друзья, в первую очередь Огарёв, вернулись к реальным проблемам современности, как бы тяжело это ни было в условиях николаевской эпохи. Их интересовали не идеи, а человек, не отвлечённый абсолют, а проблемы крепостного землевладения, стало быть, не Гегель, а французский социалист-утопист Сен-Симон , проповедник «нового христианства». Как устроить жизнь на справедливых началах, как дать образование миллионам простых людей, как спасти закабаленных от рабства - вот какие вопросы ставили перед собой Герцен, который вскоре станет первым русским политическим эмигрантом, и его друзья.

Что же касается чисто литературных вопросов, то новые литературные критики всё реже будут обращать внимание на «изящество» литературы: связь литературы с жизнью общества, способность литературы «правдиво отображать жизнь» будет гораздо больше волновать их. Конечно, для многих писателей такой подход был непривычным. Белинский и люди его круга очень высоко ценили Гоголя, однако сам Гоголь гораздо больше тяготел к братьям Аксаковым и славянофилам. После успеха комедии «Ревизор» Гоголь вскоре уехал за границу, в Рим, лишь изредка приезжая в Россию в течение ближайших 12 лет.

Смерть Пушкина стала трагедией для Гоголя, как и для всей России. Гоголь почувствовал в себе призвание стать во главе русской литературы. Пушкин никогда не «учил» своего читателя — наоборот, читатель учился у него широте взглядов, любви к родине, интересу к русской старине, открытости миру. Гоголь впервые попытался сделать из себя русского писателя, проповедника морали, учителя нации. Литературное творчество поначалу шло своим чередом, освещённое гениальной пушкинской фантазией, но постепенно Гоголь превращается в проповедника и даже в пророка, публицистика занимает всё больше места в работе писателя и постепенно становится его главным делом. В этом смысле преемники Гоголя — будущие писатели-проповедники (Достоевский, Толстой), действительно нашедшие десятки тысяч учеников и последователей по всему миру.

Многие годы Гоголь был захвачен книгой, которая должна была стать не просто новой «энциклопедией русской жизни» (отчасти сатирической), она должна была стать художественной проповедью новой жизни, проповедью, построенной по модели «Божественной комедии» Данте, в трёх частях: первый том — ад, второй — чистилище, третий — рай.

Гоголь обладал потрясающим воображением, великолепно владел приёмами создания произведений сатиры и фантастики, сочетая в стиле высокую риторику и гротеск, неподражаемо имитируя разговорную речь, он первым заговорил о теории реалистической литературы, об особенностях реалистического письма. Его воспринимали сатирическим писателем, а он чувствовал, что ему суждено стать пророком и учителем нации...

Глубокий духовный кризис привёл Гоголя к трагической смерти в 1852 году. Белинский назвал его открывателем нового, гоголевского, периода в русской литературе.

Царствование императора Николая I (1825-1855 гг.) действительно представляет собой целую эпоху - мрачную, грозную для старообрядчества и несчастную для всей России. Николай был "миссионером на царском троне", как Нерон - артистом. Он занимался больше совращением старообрядцев в единоверие, чем государственными делами, совращением принудительным, насильственным, разорительным и гибельным для всей страны. С этой целью он даже лично разъезжал по старообрядческим посадам и слободам, как заправский миссионер, который с большим успехом мог вести это дело, получая за это каких-нибудь сто рублей в месяц. Миссионерство Николая обходилось стране в миллион раз дороже. Этот царь вошел в историю старообрядчества как жестокий и безудержный гонитель древлеправославных христиан.

Старообрядцы в своей родной стране, их же жертвами и кровью созданной, никогда ни при каком царе или царице (после никоновского периода) не пользовались полной религиозной свободой, они здесь иногда были лишь терпимы - более или менее. Даже в царствование гуманной и мудрой императрицы Екатерины Великой они не были уравнены в правах и свободах с иностранцами, населявшими тогда Россию. "Благословенный" Александр I утвердил в 1817 г. права и привилегии аугсбургского исповедания (лютеран). Но когда старообрядцы осмелились себе попросить подобных же прав, им в этом было отказано. В марте 1822 г. последовал декретный указ о непреследовании старообрядческих "беглых" священников. Но в том же указе относительно старообрядческих молитвенных домов сказано: "Вновь строить не дозволять ни по какому случаю". Это, конечно, узаконение стеснительных и даже гонительных мер против старообрядчества. Однако Александр I не считается гонителем его. Николай же преследовал старообрядцев систематически, неуклонно и коварно. Он поставил себе цель: уничтожить "раскол" во что бы то ни стало. Прежде всего он напал на старообрядческих священников. В начале его царствования их было весьма изобильно. На одном Рогожском Кладбище в Москве их служило 12 человек. Не к Богу, однако, обращается в Божьем деле преосвященный Аркадий, к губернатору: Бог может и не помочь в деле насилия, а губернатор, несомненно, поможет. На него-то, главным образом, и надеялся Аркадий.

Одновременно с повсеместной войной, ведомой правительством, светским и духовным, при помощи полицейских и военных команд против старообрядческого священства, велись атаки и против всего старообрядчества. Были учреждены по всем губерниям особые секретные комитеты во главе с губернаторами и архиереями, с центральным комитетом в Петербурге, в котором сам царь председательствовал и принимал самое живое участие. Комитеты эти занимались исключительно "делами раскола": узнавали о его состоянии, количестве, всех его проявлениях, вырабатывали и применяли меры к уничтожению раскола. Все старообрядческие монастыри и скиты были закрыты и разграблены. Знаменитые центры старообрядчества: Керженец, Иргиз, Ветка, Стародубье, Выг - все это было разгромлено, и величайшие ценности их были отчасти разворованы, уничтожены правительственными чиновниками, в большинстве же переданы единоверцам.

Какие потрясающие трагедии переживали старообрядцы в каждом случае отобрания у них их святынь, можно судить отчасти по официальным описаниям разгрома Иргизских монастырей. Высочайшее повеление о сем последовало в январе 1837 г.: оно было получено саратовским губернатором Степановым и саратовским же архиепископом Иаковом. Степанов не совсем сочувственно относился к этому делу, медлил с исполнением Высочайшего повеления. Иаков же торопил его и не раз присылал к нему по этому случаю своего архимандрита Зосиму. Только 8 февраля прибыло в монастырь духовное и гражданское начальство, сопровождаемое небольшой военной командой. Настоятелю Корнилию и монашествующей братии предъявлено было Высочайшее повеление - превратить "раскольничий монастырь в единоверческий". Пока шли переговоры, в монастырь собралось из окрестных поселений до 300 человек старообрядцев. Народ заявил, что он не допустит архимандрита с товарищами его в церковь. Никакие увещания, угрозы не могли подействовать на него. При попытке архимандрита приблизиться к церкви, раздался на колокольне набат и крики, точно от воров: "Караул!" К вечеру начальство возвратилось в город Николаевск. Здесь состоялось совещание, на котором было решено увеличить команду и набрать до двухсот человек понятых из православных. На другой день вся эта команда с начальством подошла к монастырю. Но в нем уже собралось до 500 человек старообрядцев. При первой же попытке войти в церковь "весь этот народ, как один человек, пал на колени, слезно прося оставить им монастырь на прежнем основании." Стоявшему на коленях народу было прочитано Высочайшее повеление, но оно не возымело никакого действия, народ по-прежнему умолял не трогать их церковь, в которой они молятся за Государя Богу и во всем ему повинуются. Тогда старообрядцам были вычитаны статьи уголовного закона, строго карающие за непослушание царской воле и за бунтовщичество. Народ единогласно заявлял: "Перетерпим всякую казнь, нежели отдадим церковь нашу". Уездный стряпчий живо, с азартом заявил, что в случае упорства будут привезены пушки и начнут стрелять по толпе: "Государю-императору ничего не стоит, если и сто человек убьют одним выстрелом". И эти угрозы не помогли. "Две недели десятки чиновников и сотни понятых (их добавлено до 400 человек) безуспешно старались привести в исполнение Высочайшее повеление: Преосвященный Иаков потерял уже надежду съездить в монастырь и сказать свое [...] и доложил: "Церковь окружена народом толпа раскольников падает на колени и просит ходатайствовать [...] об оставлении им оной, говоря: в храме сем молились предки [...] и они желают молиться до конца жизни своей". Быков сообщил об этом и губернатору Степанову. Губернатор сам прибыл в монастырь ночью 21 февраля, проехав "мимо табора понятых, освещенного огнями, как большой бивуак". Монастырский двор был наполнен старообрядцами. Губернатор ввел сюда понятых и жандармов и приказал им вытаскивать старообрядцев за ворота монастыря. Началось "мамаево побоище": понятые жестоко избивали старообрядцев, жестокостью особенно отличались жандармы. По словам самого Степанова, едва начали приводить в исполнение его приказание, как "поднялся величайший шум, вопль, раздался звон колоколов", на зов которых бежало население из ближайших поселений. Храбрый губернатор испугался последствий своего ночного побоища и приказал всей своей армии отступить от монастыря на версту, к Николаевску, а сам со всем своим штабом уехал в город. На другой день он снова прибыл в монастырь и, не вылезая из саней, кричал старообрядцам: "Вы не повинуетесь государю-императору!" Толпа в один голос отвечала: "Мы воле государя императора ни в чем не противимся, только просим ваше превосходительство оставить монастырь сей на прежнем положении". Степанов пригрозил привести пушки и сбить колокола и уехал в Саратов. Здесь он обратился к губернскому правлению за разрешением непонятного ему юридического казуса: "Мрачное упорство без всяких признаков буйства - что это: ослушание Высочайшей воли или только предварительный приступ к возмущению?" Правление нашло в действиях бунт, подлежащий военному воздействию. Губернатор после сего потребовал от начальника местного артиллерийского резерва командировать в Николаевск одну батарею; от начальника саратовского гарнизона - отправить туда же роту с офицером. Одновременно он послал в Петербург министру Блудову рапорт о происшедшем с просьбой указаний, что делать дальше. В ожидании ответа он стянул свои войска к монастырю. Министру он писал, что старообрядцы в количестве 500 человек расположились во дворе монастыря и "через таинство исповеди" поклялись на смерть не отдавать своего храма. "Толпа эта не имеет ничего наступательного, кроме частной и общей силы тела и духа. В то время как таскали их из монастыря, ни один не тронул понятого: все они стали на колени в несколько колец кругом храма, сцепились руками и ногами и таким образом с трудом поддавались посторонней силе". Толпа эта решилась умереть на месте без всякой обороны, заслоняя телами своими вход в церковь.

Петербургские распоряжения пришли в Саратов лишь 3 марта: приказано монастырь взять, во что бы то ни стало. Губернатор сделал последние распоряжения на месте: он приказал отправить в монастырь еще 30 казаков, снабдив их "двойным количеством нагаек", затем командировал туда [...] четыре пожарных трубы с брандмейстером и соответствующим числом прислуги, так как получил сообщение, что старообрядцы будто бы хотят сжечь Николаевск и монастырь. Сам губернатор явился в Николаевск 12 марта, все военные силы с их начальниками были уже на месте, а также и все командированные чиновники. Стянули к монастырю огромное количество понятых православного исповедания. Сначала было предложено старообрядцам сдать монастырь добровольно, потом пошли угрозы. Но эти попытки не имели успеха: 482 человека мужчин и 617 женщин решили защищать свою святыню до смерти. Тогда губернатор созвал "военный совет", на котором решено было действовать нагайками казаков, прикладами солдат и пожарными трубами. 13 марта "полчище" подступило к монастырю. "Вокруг храма в несколько рядов лежал народ, крепко сцепляясь друг с другом. Растащить их не было возможности. Гарцевавший впереди военного отряда губернатор скомандовал: "Пли!" - и началась стрельба холостыми снарядами. В то же время начали качать из труб воду на лежавших старообрядцев. Казаки ударили в нагайки, пехота начала действовать прикладами по неподвижно лежавшим защитникам монастыря. Гул выстрелов, вопли и стоны избиваемых смешались в одном хаосе, который способен был нагнать панический страх на самого храброго человека. Понятые и солдаты бросились на смутившихся и растерявшихся старообрядцев и начали их вязать и вытаскивать из монастыря. В течение целых двух часов безостановочно шла работа, пока все 1099 человек не были удалены за ограду. Губернатор тотчас же послал экипаж в Николаевск за духовенством". Прибыл вышеупомянутый архимандрит Зосима и николаевский благочинный протоиерей Олпидимский [?]. Последний предоставил следующий рапорт преосвященному Иакову: "Подъезжая к воротам монастыря, мы увидели множество народа обоего пола, лежащего связанными. Въехав внутрь оного, увидели по всему двору текущую воду и множество крови, ибо насосами разливали народ, а на лошадях разбивали оный в кровь; оттого вода и кровь омыли монастырскую площадь. У церкви губернатор встретил нас таким приветствием: "Ну, господа отцы, извольте подбирать, что видите". Затем в церкви, по сбитии замков, освящена вода и все оное окроплено. Между тем, пока служен был молебен, воинство и понятые разбойнически в присутствии губернатора грабили имущество монастырское.

Окна, двери, полы, погреба, подвалы, кладовые, сундуки, шкафы - словом, все как бы от ужасного землетрясения разрушилось. Хлеб, кроме трех амбаров, которые остались неразломанными, рыба, масло, овощи, одежда, плуги, сани, колеса, телеги и всякая домашняя рухлядь - все как бы огнем пожжено. Словом, монастырь сей оставлен в самом жалком положении". Далее о. благочинный сообщает своему архипастырю некоторые подробности об избиении беззащитных старообрядцев: конные войска "мяли лошадьми лежавших, а пехота так усердно действовала ружейными прикладами, что изломано было ружейных лож несколько десятков". "Церковная паперть и около оной место, где лежали избитые старообрядцы, обагрены были оных кровью. Чтобы увеличить их мучения, их при сильном морозе обливали из пожарных труб водою. Николаевский протоиерей восклицает в ужасе: "Какое произошло смятение, вопль, убийственные кровавые раны между безоружными старообрядцами, в особенности между женским полом и малолетними детьми, - того описать невозможно!"

Но этим еще николаевское торжество православия не закончилось. Был еще суд над "бунтовщиками". Военносудная комиссия приговорила: 11 человек наказать кнутом и сослать в каторжные работы; 326 человек и настоятеля Корнилия наказать плетьми и сослать на поселение; 16 человек по старости лет без телесного наказания сослать в Сибирь.

Так бессердечно и таким варварским способом был уничтожен самый знаменитый в истории старообрядчества духовный его центр - славный Иргиз. Таким же бесчеловечным образом были разорены и совершенно уничтожены и многие другие старообрядческие монастыри и скиты. Все церкви старообрядческие по всей России, а также часовни и все другие молитвенные помещения были отобраны у старообрядцев и отданы в пользование единоверцам. Многие церкви были совершенно закрыты, так как на местах не оказалось единоверцев и ими некому было пользоваться. Закрыты были старообрядческие церкви даже в Курляндской и Лифляндской губерниях, где, казалось бы, нужно было всячески поддерживать русское население в интересах русской государственной национальности. Напротив, при Николае было воспрещено старообрядцам приобретать населенные имения и земли в Остзейском крае и даже просто селиться в пограничных губерниях западного края. Иностранцы же пользовались в России повсеместно всеми гражданскими и религиозными правами и свободами. Старообрядцам было воспрещено занимать должность даже сельского писаря, а иностранцы могли быть и были даже министрами.

До указа императрицы Екатерины II 1764 г. старообрядцам не разрешалось приписываться в городское сословие и быть купцами. Но с этого времени они поселились в городах, преимущественно в больших, и в обеих столицах. "Быстро развились в их руках капиталы, - говорит о них П.И. Мельников-Печерский, - что следует отнести к отличающей их домовитости и бережливости, а в особенности к внутренней связи, скрепляющей их общества, в которых взаимное вспомоществование составляет едва ли не важнейшую основу. Достоверно известно, что к концу XVIII и в начале XIX столетия значительная часть русских капиталов оказалась у старообрядцев, принадлежавших к городским сословиям". Благодаря промышленно-торговой деятельности именно старообрядцев, Россия стала богатеть. Фабрики, заводы, рыбные промыслы, хлебные операции и всякие другие промышленные и торговые предприятия находились преимущественно в руках старообрядческих купцов. Особенно богат ими был Московский фабрично-заводской район, а также Иваново-Вознесенский. "В руки богатевших с каждым днем старообрядцев стали переходить и недвижимые имения боярских внуков и правнуков. Боярские палаты обращались в жилища купцов-старообрядцев или превращались в их промышленные и торговые заведения. Самые подмосковные села старорусских бояр и вельмож XVIII столетия стали переходить в руки старообрядцев." По этим-то старообрядцам и решил ударить император Николай, чтобы принудить их принять единоверие, отрекшись от своей, древнеотцовской, старообрядческой веры. От всех купцов и фабрикантов потребовалось представить удостоверение, что они принадлежат к православной церкви. В противном случае у них отбирались гильдейские права, с которыми связаны и права по воинской повинности: сыновья их немедленно должны быть взяты в солдаты (тогда служба была в 25 лет - почти до смерти). Старообрядцам-гильдейцам предстояло выбирать: или отречься от своей веры, стать ренегатами, или пойти на большие жертвы государственные, семейные, личные, то есть прекратить свои предприятия, разориться, семью отдать на произвол властей, самому быть подвергнутым разным притеснениям. Многие купцы пошли в единоверие, увеличив и без того огромное число его лицемерных членов и терзаясь в своей совести. Многие из них при новом царствовании вернулись в старообрядчество. Но немало оказалось столь твердых купцов, которые прекратили свои заведения и промыслы, но не изменили своей вере - остались старообрядцами. Николай был беспощаден к таковым. Многих сослал он: одних в Закавказье, других в Сибирь, третьих "в не столь отдаленные места."

Всеми этими мерами насилия и коварства император Николай, несомненно, нанес сильные удары старообрядчеству. Но еще сильнее он ударил по самой России, ибо с того именно времени пошло в ней, именно в капиталистическом мире, засилье иностранцев и главным образом евреев. Внутренне же старообрядчество стало еще крепче, даже и количественно увеличилось. "Нельзя пройти молчанием того, что с 1827 г. раскол не только не ослабел, но значительно усилился, и число раскольников чрезвычайно умножилось", - замечает Мельников-Печерский. Он дает такую общую картину положения старообрядцев в николаевское время: "Многие сотни молитвенных зданий были уничтожены; десятки тысяч икон, сего древнего достояния прадедов, были отобраны; огромную библиотеку можно было составить из богослужебных и других книг, взятых в часовнях и домах старообрядцев...".

В последующие годы стеснительные меры против старообрядцев еще более увеличились: часовни старообрядцев, построенные и снабженные драгоценными иконами за их счет и, следовательно, составляющие их частную собственность, правительство стало собирать и отдавать единоверцам; не только попов, но и важных по своему влиянию мирян без суда и следствия отправлять в ссылку; старообрядцам воспрещено было записываться в купцы, чем сравняли их с мещанами; подвергли их рекрутской очереди и возможности телесного наказания. Такому ограничению прав подверглись значительные капиталисты, лица торговых домов, начавших свои обороты с самого издания городового положения, люди, фабричная и торговая деятельность которых кормила и кормит сотни тысяч подданных империи. Наконец, стали смотреть на старообрядцев, как на заговорщиков, нарушителей, спокойствия государственного; целые селения в полном их составе подчинили невыполнимому надзору полиции; систематическое соглядатайство за их поступками повергло в уныние огромное число русских людей, виновных только в том, что они признают противу совести подчиниться главенству епархиальных архиереев, ибо все обряды, соблюдаемые ими, дозволены в церквах единоверческих. Таким образом, ради внешней формы жертвуют спокойствием огромного числа подданных империи. Кроме лишения их прав гражданских, за неимением священников (которых они просят, но которых им не дают), они лишены всякого духовного утешения и находятся под денноночным страхом обысков, суда и ссылки. После сего, восклицает Мельников, можно ли не признать истинного достоинства в многострадальном терпении русских людей, которое видно в наших старообрядцах. Будь то на Западе, давно бы лились потоки крови, как лились они во время Реформации, Тридцатилетней войны, религиозных войн в Англии и пр. Сравнивая положение протестантов перед началом религиозных войн с современным положением старообрядцев, нельзя не согласиться, что последние стеснены несравненно более, чем первые. Стеснения старообрядцев следует по справедливости отнести главнейше к невеликодушному взгляду и даже не совсем бескорыстным видам нашего духовенства.

Главным и весьма настойчивым вдохновителем гонений на старообрядцев как николаевского времени, так и последующего царствования, был знаменитый митрополит Московский Филарет. Все те меры, которые он проектировал вместе с императорами Николаем I и Александром II против старообрядчества и которые были применены к нему во всей их полноте и с беспощадной жестокостью, впоследствии, именно в наше уже время, применили безбожники-большевики ко всем религиям и исповеданиям в России, в том числе и к самой бывшей господствующей церкви, так нетерпимо относившейся к старообрядцам. Умный и проницательный Филарет не предусмотрел, что его проектами и мерами в будущем воспользуются самые коварные и самые злостные враги Христа и Бога.

Самым тягостным и самым страшным бедствием для старообрядцев было в николаевское гонение "оскудение священства": священников с каждым годом становилось все меньше и меньше. Это главным образом и повергало старообрядцев в тяжкое раздумье. Единоверие - фальшь и ложь: в нем лишь гибель души. Но и без священства нет спасения, ибо без него некому совершать таинства церковные, некому освящать, крестить, причащать, венчать, погребать. В старообрядчестве же нет епископов, которые имеют право и власть рукополагать священников. Все попытки приобрести их не имели успеха. Что же делать? Где взять священников? Как приобрести епископа? Эти вопросы в николаевское время встали с большой силой, с роковой настойчивостью. И пошли по ним совещания и обсуждения по многим старообрядческим общинам, Главным образом, по монастырям и скитам и на самом Рогожском Кладбище в Москве.

Так принято называть царствование Николая 1. Началась она 14 декабря 1825 года. Первый день своего царствования он запомнил на всю жизнь, это как вызов. Всю свою жизнь он отвечал на этот вызов. Характер и убеждения Николая 1 оставили свой отпечаток на эпохе. Николай был прирождённым военным. Обострённое чувство долга. Убеждения были противоположны Александру 1. Николай признавал только абсолютную монархию. Такой человек отреагировал на вызов, брошенный ему декабристами, жёстким отпором. Абсолютная монархия останется в России, «установленный порядок, освящённый веками славы». Гимн был – «Боже царя храни». Это именно гимн стабильности. Автором текста был Жуковский. Россия существует только благодаря православию, самодержавию, единству русского народа. Это стало государственной идеологией. Но не только порядок заботил Николая. Государственный строй он менять не собирался. Хотел исправить недостатки управления страной. Порядка добиваются при помощи двух вещей: дисциплина, единоначалие. Особенности Николаевской эпохи: Централизация власти у монарха. Монарх отвечает за всё в стране. Поэтому в системе высших государственных аппаратов выдвинулась собственная николаевская канцелярия. Главной её задачей был сбор для царя информации о реальном состоянии в стране. Другим инструментом личного контроля стала свита его величества. Члены свиты выполняли ответственейшие поручения царя. Всевластие бюрократии царствовало в стране. Наличие профессиональных управленцев, но никаких выбранных. У управленцев появился точный указатель – 15-ти томный законник. Мелочная регламентация. На практике закон существовал только на бумаге. Понятие о праве оставалось там же. Не исчезло и взяточничество. При таких порядках в людях вытравливалась инициатива. Россия могла говорить только слушаюсь, так точно. Кроме забот о порядке Николай явно видел необходимость отмены крепостного права. Крепостные крестьяне составляли половину населения страны. Принудительный труд стал явно вредить экономике страны. Вольнонаёмный труд был более выгоден. Но крепостное право осталось по тем же причинам, что и при Екатерине. Недостаток технического прогресса. Проложено много дорог. Впервые появились промышленные выставки. Появились спички. В николаевскую эпоху была кавказская война, за присоединение земель. Началась она ещё до Николая. Закончилась после его смерти. В состав России вошёл Казахстан и восточная Армения. Внешнеполитическими успехами николаевская эпоха была богата. Разбита Польша, Турция. Войны эти встревожили англичан и французов(две сильнейшие державы мира на то время). Крымская война. Вступая в эту войну Россия была твёрдо уверенна в своей непобедимости. При тогдашней тактике без строевой подготовке просто нельзя было воевать. Такой дисциплинированной армии, как была николаевская армия, никогда не было. Николаевских солдат можно было узнать по выправке. В марте 1854 года в войну на стороне турок ступили Англия и Франция. В сентябре 1854 года коалиция высадилась в Крыму. Осада Севастополя стала центральным событием этой войны(349 дней обороны Севастополя). Как и в 1812 году Россия противостояла чуть ли не всей Европе. Сказалась слабость русской промышленности. Не было железных дорог, не было парового флота. Русский черноморский флот состоял из парусных кораблей. Сказалась и Николаевская сверхцентрализация. Армия разучилась думать сама, а привыкла ждать указов сверху. В армии нужна была инициатива. Заставить врага снять осаду Севастополя не удалось. Летом 1855 года Севастополь «трепетал в предсмертных муках, как подстреленный орёл». 27 августа 1855 года французы сумели захватить Малахов курган. Отбить его не удалось. Поступил приказ оставить укрепления Севастополем. Но других у англичан и французов достижений не было, поэтому они согласились на мир.

Во взгляде Александра не было Николаевской грозности. Александр был мягок. Был достаточно не решителен. Началась эпоха реформ. 1855 – 1881 - годы правления Александра. Первый шаг был – ослабили цензуру, упростили выезд за границу. Порядки в стране стали менее строгими по отношению к либеральным. Александр заявил, что в ближайшее время необходимо отменить крепостное право. Александр вынудил помещиков самим разработать проект отмены крепостного права. Всевластие бюрократии ушло в прошлое, теперь чиновники были выборные. Милютин Николай Александрович многое сделал для проекта отмены. Вопреки мнению государственного совета Александр освободил крестьян с землёй. Проводя крестьянскую реформу освободили не только крестьян, но и сущность и общественную инициативу. Расширение прав личности. Либерализация русской жизни. Местное управление обслуживало не государство, а местных жителей. Главной задачей стало – окультуривание своих земель. Стали строить школы, другие образовательные учреждения. Проводили водопроводы, канализации. Судебная реформа Александра 2 дала нам суд присяжных – 12 присяжных заседателей, выборных из простых жителей специальной комиссии. Эта реформа стала наиболее популярной среди реформ Александра. Дореформенный суд был зависимым от местной администрации. Появились адвокаты. Все великие реформы были основаны на принципе всесословности. Суд стал один для всех сословий. Крестьянству стало хуже жить. Дело тут в отмене крепостного права 1861 год. Крестьяне обязаны были выкупать наделы земли, которой они пользовались при крепостном праве. У крестьян стало меньше земли. Годы великих реформ стали самыми тяжёлыми в жизни крестьян. Срок службы в армии был уменьшен с 15 до 6 обязательных лет. На практике служили не все. Льготы на образование. Служило меньшинство лиц призывного возраста. Прогрессировало строительство судов. Матросов готовили в специальных учреждений. 60-е, 70-е годы стали временем железнодорожного бунта. Эпоха великих реформ – это время присоединения к России средней Азии. Справедливость, солидарность и равенство –основные понятия эпохи Александра 2.

До самой революции 1917 года многие губернии России находились на полождении усиленной охраны. Любой в этих губернияъх к ого сочтут политически неблагодянадежным, может быть осужден без суда и следствия и выслан в места не столь отдаленные. Затем Александр 3 повел наступление на великие реформы. Он противопоставил им так называемые контрреформы. Царствование Александра 3 называют иногда эпохой контрреформ.Суть их можно выразить так: уменьшение той степени демократизации русского общества,которая была достигнута благодаря великим реформам. Александр 3 снова расширил права одной части населения в ушерб прав другой. Лучше всего это видно на примере знаменитого указа Александра 3 о земских начальниках принятого летом 1889 года. По этому указу крестьянство великое России было снова как при крепостном праве отдано под опеку местных помещиков. Теперь в каждом уезде появился новый правительственный чиновник – земский начальник, который назначался только из местных дворян помещиков. Этот земский начальник контролировал всю жизнь крестьян своего уезда. Он надзирал за крестьянским самоуправлением, мог отменить любое решение сельского схода и мог судить и наказывать крестьян за мелкие проступки. Это прямо отход от великих реформ, которые выравнивали права различных сословий а во творых сделали судебную власть независимой от амдинистративной. Были проведены земская и городская контрреформа. Земская в 1890, а городская в 1892 годах. Совсем отменить местное самоуправдение всеже не решились, но изменили правила выбора в органы местного самоуправления. В результате в земских и городских думах стало больше дворян. Политику Александра 3 вообще можно назвать продворянской. Он почекмуто был убежден что именно дворяне являются главной опорой монархии. После отмены крепостного права многие дворяне помещики не умея приспособиться к новым условиям хозяйствования, Разорялись, оскудевали. При Александре 3 этих разорявшихся помещиков подкармивали засчет государства. Не успев зайти на престол Александр 3 примерно вдвое понизил бывшим крестьянам размеры их выкупных платежей. Во вторых даже после этого понижения деревня все равно выбиралась из сил чтобы наскрести денег на покупные. В 1886 году Александр 3 заставил платить выкупные платежи и бывших гос крестьян. При Александре 3 в русской деревне еще существовали самые настоящие остатки крепостного права. После отмены крепостного права их бывшие помещики не разрешили выкупать землю и котоые поэтому должны были временно до получения разрешения выкупа надело нести для своих господ прежние повинности. По закону с 1883 года оставлять крестьян временно обязанными было нельзя. Крестьян власть держала в черном теле. Внешне Александр 3 напоминал русского крестьянина из центральных губерний. Этот облик он придал себе сознательно. Характерная черта великих реформ это интерес образованных людей к истории и культуре древней Руси и допетровской России. В 1874 году солдатам русской армии разрешили носить бороды. В 1881 году для большей части армии ввели новую форму, покроем своим напоминавшую русский крестьянский костюм. Существовавшая форма никому не нравилась. В 1885 росия завершила присоединение среней Азии. В 1885 году русские войска дошли до селения Кушка, а в 1892-94 русские войска без боя заняли область помир и оказались в 30 верстах от английской колонии индии. Именно при Александре 3 в России окончательно сформировался такой феномен как интеллигенция. В то время в России никак не могли договориться кого считтаь интеллигенцией. Согласно пернвой интеллигенция это люди которые занимаются интеллектуальным трудом или хотябы имеют интелленктуальные запросы. Так полагал П.Н Милюков. Так считали и многие те кто попадал под такое опредлеение. Согласно другой точки зрения интеллигенция это только та часть которая враждебна существующем государству. Так думали известные философы и многие из тех кто попадал под такое определение. В любом случае интеллигенция это чисто русский феномен. Русская интеллишгенция укак говорил лодин из ее настоящих представителей, академик Александров, состояла из людей привыкших думать широко и о многом. Именно интеллигенция создала партию радикализма. Александр 3 умер в 1894 году. И на престол зашел Николай 2. От Николая первого было много от Александра 3, такойже вежливый молодой человек, не любящий спорить. Волевыми качествами в отличие от отца он тоже не обладал. Сказалась отмена крепостного права. В России появилась свободная рабочая сила и свободные предприниматели. Именно из крестьян сформировался российский рабочий класс и класс капиталистов. Сказался железнодорожный бум 60х и 70х годов. Помогло и очень сильно вмешательство государства в экономику. Хотябы знаменитые покровительственные таможенные тарифы Александра 3, а точнее его министра финансов Ивана Александровича вышнеграцкого. Русскую промышленность иностранные конкуренты душили на корню раньше, а теперь она была защищена. Далее относительная политическая стабильность, обеспеченная Александром 3 способствовала притоку иностранных инвестиций. А с другой стороны эта самодержавная власть мешала экономическому развитию России потому что держала в руках все крестьянство. Проблему тяжелого положения крестьян власть так и не решила и другую вторую главную проблему – проблему конфликта между властью и значительной части инлетллигенции тоже не решили, а загнали в глубь. И более того ее даже не пытались решать. Вот это благодушие отнюдь не случайно. Это обратная сторона политической стабильности. Относительная политическая стабильность достигнутая при Александре 3 расслабила власть. А между тем приближались большие потрясения – японская война и ускоренная ей русская революю

Первый цензурный устав

Первая половина XIX в. характеризуется стремлением российских императоров построить и отладить аппарат управления государством.

Особенно усилия властей Российской империи заключались в стремлении использовать самые разнообразные формы цензурного гнета от относительно либеральных до абсурдно-жестоких, чтобы обезопасить свою политику от общественного контроля и критики.

Александр I придавал большое значение деятельности цензурного контроля и 9 июня 1804 г. утвердил первый цензурный устав. Основные положения этого документа сводились к следующему:

  • ·цензура обязана рассматривать все книги и сочинения, предназначенные к распространению в обществе (§1);
  • ·назначение цензуры - "доставить обществу книги и сочинения, способствующие истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению" (§ 2);
  • ·в связи с этим запрещалось печатать, распространять и продавать что-либо без рассмотрения цензуры (§ 2);
  • ·цензура вверялась цензурным комитетам из профессоров и магистров при университетах во главе с Главным правлением училищ Министерства народного просвещения (§ 4);
  • ·печатная продукция не должна содержать в себе ничего "против закона Божия, правления, нравственности и личной чести какого-нибудь гражданина" (§ 15);
  • ·цензоры при запрете сочинений и книг обязаны "руководствоваться благоразумным снисхождением, удаляясь всякого пристрастного толкования сочинений и мест в оных, которые, по каким-либо мнимым причинам, кажутся подлежащими запрещению, когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим образом, нежели его преследовать" (§21);
  • ·поощрение распространялось на просвещение и свободу мышления: "скромное и благоразумное исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государством, или какой бы то ни было отрасли управления, не только не подлежит и самой умеренной строгости цензуры, но пользуется совершенною свободою тиснения, возвышающего успехи просвещения" (§22).

Устав был довольно краткий и, как утверждают современники, либеральный. В силе этот устав пробыл 20 лет, причем мог трактоваться по-разному, в зависимости от обстоятельств. Опыт обращения этого документа в практике показал, что бюрократия государства постепенно корректирует действие закона в ту сторону, какая на данном историческом этапе выгодна власть имущим или, что бывает реже, вызвана объективными обстоятельствами. Подобного рода корректировка иногда сводит на нет эффективность законодательства.

Правление Александра I сопровождалось войнами. В 1807 г. началась война с Францией. Она проходила под лозунгом борьбы с узурпатором законной власти, агрессором по отношению к другим государствам Европы. Начав военные действия, Александр создает особый комитет "по сохранению всеобщего спокойствия и тишины", в январе 1807 г. преобразует его в "комитет общей безопасности" с более широкими полномочиями, в том числе и цензурными.

Для императора Александра I Отечественная война 1812 г. и послевоенный период послужили суровым испытанием. Он ощущал стремление общества ограничить самодержавную власть, видя опасность для нее во всеобщем одушевлении, ведущем к разговорам о свободе и конституции, что потребовало усиления влияния цензуры в государстве.

К началу 20-х гг. становится очевидным, что устав о цензуре 1804 года более не выполняет своих функций.

Таким образом, многочисленные причины: изменение настроений в обществе, последствия войны 1812 года, изменение курса самого императора по направлению к укреплению самодержавия, почти полный отход от исполнения устава 1804 года, - обусловили необходимость создания нового цензурного устава. Введение нового устава пришлось на время царствования Николая I.

Николай I вступил на престол в 1825 году. Его правление в историографии часто называют реакционным, однако этому предшествовали следующие причины, которые, в частности повлияли и на цензурную политику царя. Вольнодумные настроения в обществе вылились в создание в конце десятых - начале двадцатых годов тайных обществ, итогом которых стало восстание декабристов 14 февраля 1825 года. В 1826 году было создано III отделение высшей полиции под руководством шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа, которое осуществляло политический сыск, "собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью".

В рамках этого стала очевидна необходимость замены старого, либерального цензурного устава 1804 года. Подготовить новый устав было назначено министру народного просвещения А.С. Шишкову.

Цензурный устав 1826 года

10 июня 1826 года был введен 2ой устав о цензуре в истории России. В отличие от предыдущего, этот устав был довольно подробным, объемом в 5 раз больше и состоял из 19 глав и 230 параграфов. Объем этого устава был вызван необходимостью максимально подробно осветить цели и задачи цензуры, регламентировать деятельность цензурных комитетов. В первом параграфе устава обозначалась цель учреждения цензуры, которая состояла в том, чтобы "произведения словесности, наук и искусств, при издании их в свете посредством книгопечатания, гравирования и литографии, дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага Отечества направление". В уставе предлагалась полная схема структуры цензурного аппарата. Создавался Главный цензурный комитет в Петербурге, который подчинялся непосредственно министру. Должность цензора выделялась в самостоятельную профессию, вырос штат цензоров, были увеличены их оклады. Руководило всей цензурой в стране Министерство народного образования в представительстве Главного управления цензуры, которому помогал Верховный цензурный комитет, состоявший из министров народного просвещения, внутренних и иностранных дел.

Этот устав довольно скоро стали называть "чугунным". Это заключалось в следующем. Современники считали, что этот устав преследовал цели "давать направление общественной мысли и подносить ей сообразную с обстоятельствами пищу". Кроме того, устав был довольно подробный с множеством лишних подробностей. И, помимо этого, устав 1826 года был довольно суров. Например, §151 гласил: "не позволяется пропускать к напечатанию места в сочинениях и переводах, имеющих двоякий смысл, ежели один из них противен цензурным правилам", а §152 призывал сочинителей "не выдавать руку цензуры". А. Шишков обозначал свой устав, как преграду для издания "худых, дерзких, соблазнительных, невежественных, пустословных сочинений, от которых развращается нравственность, умножаются ложные понятия, темнеет просвещение и возрастает невежество". Стоит ли говорить, что под это определение попало множество книг, к таковым вовсе не относящимся, но в которых цензоры увидели дурные намерения?

Но устав не устроил не только народ, но и правительство. Причины этого были в том, что устав мало затрагивал проблемы иностранной и духовной литературы. В 1827 году министр внутренних дел В. С. Ланской убеждает императора в необходимости нового устава и приступает к его разработке. Была организована авторитетная комиссия, в которую помимо прочих входил и А.Х. Бенкендорф. Через год новый устав увидел свет.

Цензурный устав 1828 года

22 апреля 1828 года цензурный устав был обнародован. Он был компактнее предыдущего устава. Состоял из 117 параграфов, причем 40 из них касались иностранной цензуры. А глава 6 была полностью посвящена духовной цензуре по ведомству Православного исповедания. До этого все указы о духовной цензуре были разобщены и содержались в различных главах. Ряд положений устава был направлен на ограничение вольных толкований текстов цензорами и призывал их "принимать всегда за основание явный смысл речи, не дозволяя себе произвольное толкование оной в другую сторону", а также "отличать безвредные шутки от злонамеренного искажения истины". В очередной раз изменилась структура цензурных учреждений. Было введено главное правление цензуры при Министерстве народного просвещения, которое стало высшей инстанцией. Министерство состояло из товарища министра народного просвещения, министров внутренних и иностранных дел, управляющего III отделением Канцелярии, президентов Академии наук и художеств, представителей духовного ведомства и попечителя Петербургского учебного округа. Вторую цензурную инстанцию составляли цензурные комитеты под председательством местных попечителей учебного округа. Иностранная цензура была подчинена министру народного просвещения наравне с внутренней и занималась всеми книгами, привозимыми из-за границы. Основные запреты в литературе сводились к четырем пунктам: затрагивающим нарушение догматов и постановлений Православной церкви, неприкосновенности Высшей власти и императора, оскорбление добрых нравов и благоприятности, а также чести "какого-либо лица непристойными выражениями или предосудительным обнародованием того, что относится до его нравственности или домашней жизни, а тем более клеветою". Таким образом, этот устав вовсе не выглядел реакционным и сильно ограничивающим деятельность авторов периодических изданий. Однако этот устав сохранился в силе до 60-х годов XIX века. Он не исправлялся все эти годы, а только обрастал все новыми указами. Разрастался штат цензоров, цензура стала одной из самых бюрократизированных областей внутренней политики России.

В 30-е годы на ухудшение ситуации с цензурой во многом повлияли и события во внешней политике. Это и восстание 1830-1831 гг. в Польше и Июльская революция 1830 года во Франции, война за независимость в Бельгии. В России строго запретили произведения молодых романтиков, проповедовавших новые идеи (например, Виктора Гюго). Строгости в цензуре в России дошли до того, что в 1834 году вышел указ о запрете появления новых периодических изданий, "и без того много" - сказал Николай I. Но на этом процесс ужесточения цензуры не закончился.

Европейские события конца 40-х годов повлияли на внутреннюю политику Николая I, что привело к так называемой "эпохе цензурного террора" - 1848-1855. Императором был создан комитет, который призван был контролировать деятельность цензуры. Николай боялся проникновения в Россию влияния революций в Европе. Вскоре комитет возглавил Д.П. Бутурлин, директор императорской публичной библиотеки и член Государственного совета.

Комитет отслеживал периодическую печать и художественную литературу, занимался контролем деятельности цензоров. В прессе были запрещены многие важные и актуальные темы, в частности те, что касались политики в России и Европе, проблем религии и образования. В литературе жестко отслеживалось наличие в текстах тайного смысла, цензоры должны были уметь обнаружить в книгах политический или нравственный вред и тайно доложить об этом в III отделение.

Рассматривая деятельность Комитета, нельзя утверждать, что все строгости в цензуре были только личной прихотью царя, который хотел превратить страну в армейскую казарму. На цензурную жесткость влияли многие объективные процессы. Это было время подъема общественно-политической мысли, зарождения либерализма и революционной демократии. Естественно, что если бы не попытки царя пресечь их деятельность в печати, то очень скоро бы самодержавие покачнулось бы. К тому же никакие комитеты и цензурные учреждения не могла остановить процессы литературного и журналистского творчества. А писатели, зная обо всех строгостях цензуры, научились преподносить истинный смысл своих произведений до читателя, используя "особую емкость, многозначность слова, большую глубину подтекста, контекста, широкую палитру эвфемизмов, намеков, аллюзий, аллегорий", что и породило нового читателя, который мог это увидеть и осознать.

Таким образом, можно сделать вывод, что в первой половине XIX века цензурная политика была очень изменчива. От достаточно либеральных уставов правительство перешло к жестким законам. Этому способствовало и настроение общества: создание тайного общества, восстание декабристов, и положение дел на мировой арене: война 1812 года.