Доброго всем времени суток! И у нас продолжается линейка цитат великих людей. Сегодня мы поговорим о Фридрихе Вильгельме Ницше.
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше - мыслитель, филолог, композитор. Философия Ницше включает в себя особую оценки настоящего времени, поставившую под сомнение базовые принципы существующих форм морали, религии, культуры и обще-принятых форм общения, которые впоследствии отразились в философии жизни. Большинство писаний Ницше не поддаются однозначному пониманию, в связи с чем вызывают много споров.
Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья не есть предмет любви.
Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя.
Независимость – удел немногих. Она – привилегия сильных
Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
Лучше враг из цельного куска, чем друг приклеенный слегка.
Истина не многословна, для лжи слов всегда недостаточно.
Либо вы поднимитесь вверх на одну ступень сегодня, или соберитесь с силами, чтобы подняться на эту ступень завтра.
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.
То, что не убивает меня, делает меня сильнее.
В стадах нет ничего привлекательного, даже если они бегут вслед за тобой.
Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах.
Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх; кто смотрит в пропасть, но смотрит с гордостью в глазах.
Самые умные люди, как и самые сильные, находят счастье в том, где другие нашли бы только катастрофу: в лабиринте, в суровости по отношению к себе и другим, в трудностях. Они наслаждаются властью над собой: для них аскетизм становится второй натурой, необходимостью, инстинктом.
Ни один победитель не верит в случайность.
У актёра есть дух, но мало совести духа. Он всегда верит в то, посредством чего заставляет уверовать и других, - он верит в себя самого!
Познание - одна из форм аскетизма.
Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?
Все боги суть символы и хитросплетения поэтов!
Бог - это некое предположение.
Брак - это наиболее изолганная форма половой жизни.
Разрастаться не только вширь, но и расти вверх - да поможет вам в этом, братья мои, сад супружества!
Хороший брак покоится на таланте к дружбе.
Всегда замечал я, что супруги, составляющие плохую пару, самые мстительные: они готовы мстить всему миру за то, что уже не могут расстаться.
Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы, заключая брак, и вот следствие - расторжение брачных уз!
Брак может казаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, - которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.
Брак: так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак - это взаимоуважение и почитание этой воли.
Вы ещё не искали себя, когда обрели меня. Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера.
Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им? Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий.
вечность
Каждый миг начинается бытие; вокруг каждого «здесь» вращается кольцеобразное «там». Середина - повсюду. Путь вечности - кривая.
Любовь к власти есть демон людей. Дайте им всё - здоровье, пищу, жилище, образование, - и они будут несчастны, капризны, потому что демон ждёт, ждёт и хочет удовлетворения. Отнимите у них всё и удовлетворите их демона - они станут счастливы.
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот ещё недостаточно опередил его - или отстал от него.
Поскольку время бесконечно, до настоящего момента уже протекла бесконечность, то есть всякое возможное развитие должно уже было осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением.
Любящие и созидающие - вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей.
Когда вы возвысились над похвалой и порицанием и воля ваша желает повелевать всеми вещами как воля любящего: тогда зарождается добродетель ваша. Когда вы презираете мягкое ложе и всё приятное, однако легко засыпаете даже возле роскошных постелей неженок: тогда зарождается добродетель ваша.
Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».
«Возлюби ближнего своего» - это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран - не можешь иметь друзей.
Не старайся приукрашивать себя для друга: ибо стрелой и стремлением к Сверхчеловеку должен ты быть для него.
Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.
Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жёстким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему.
Даже самая широкая душа, братья мои, - какие это жалкие угодья!
Женщина - вторая ошибка Бога.
Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью её - любить всегда сильнее, чем любят её, и в любви никогда не быть второй.
Женщина понимает детей лучше мужчины, но в мужчине детского больше, чем в женщине.
Кого ненавидит женщина больше всех? Железо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой».
Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и всё остальное не имеет никакой ценности в глазах её.
Мужчине следует остерегаться женщины, когда она ненавидит: ибо он в глубине души своей только зол, она же - скверна.
Да будет женщина игрушкой, чистой и изящной, словно драгоценный камень, блистающий добродетелями ещё не созданного мира.
Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Поэтому неспособна она к дружбе: ей ведома только любовь.
В сознательной любви женщины есть и внезапность, и молния, и тьма рядом со светом.
Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое, и все имена ценностей - всё это станет оружием и будет воинственно утверждать, что жизнь должна превозмогать себя снова и снова!
Некоторым не удаётся жизнь: ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им!
Жизнь - источник радости; но всюду, где пьёт толпа, родники отравлены.
Но если жизни так нужна высота, то ей нужны и ступени, а также противоречие ступеней и восходящих по ним! Восходить хочет жизнь и, восходя, превозмогать себя.
Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» - сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?»
А вы, друзья мои, говорите, что о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!
И если друг причинит тебе зло, скажи так: «Я прощаю тебе то, что сделал ты мне; но как простить зло, которое этим поступком ты причинил себе?»
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нём какую-нибудь правду.
Поистине, подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря. И вот что называю я познанием: чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!
О, как много великих идей, чьё действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится ещё более пустым.
изобретатели
Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он.
Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая её дымкой нечистого мышления.
Десять раз на дню должен ты находить истину, иначе будешь искать её и ночью, и душа твоя останется голодной.
Познающий неохотно погружается в воду истины не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая.
Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой.
Вовсе не так легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
культура
Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом.
Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать.
Даже в чаше высшей любви содержится горечь.
Любите и ближних своих, как самих себя, - но прежде станьте теми, кто любит самого себя, - любит великой любовью, любит великим презрением!
Любить и погибнуть: это сочетание - вечно. Воля к любви означает готовность к смерти.
Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя. И поистине это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра - учиться любить себя. Напротив, из всех искусств это самое тонкое, самое мудрое, самое высшее и требующее наибольшего терпения.
Много кратких безумий - вот что вы называете любовью. И ваш брак кладёт предел множеству кратких безумий - одной большой и долгой глупостью.
Поэтому хочу я, чтобы искренне говорили друг другу: «Мы любим друг друга; посмотрим, будем ли мы любить и впредь! Или обещание наше ошибочно? Дайте нам время и недолгий союз, чтобы увидеть, годимся ли мы для истинного союза! Великое дело - всегда быть вдвоём!»
Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!
Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.
Братья мои, любить дальнего, а не ближнего призываю я вас.
Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.
Всякая великая любовь желает не любви, она жаждет большего.
Великая любовь выше страдания, ибо то, что любит она, она ещё жаждет - создать!
Есть дающие натуры и есть воздающие.
Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.
Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.
Поверхностные люди всегда должны лгать, так как они лишены содержания.
Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.
Тысячами мостов и тропинок пусть стремятся люди к будущему, и всё сильнее должна произрастать между ними вражда и неравенство: так внушает мне великая любовь моя. Призрачные образы и символы пусть изобретут они во вражде своей, и величайшее сражение состоится тогда между ними.
Я хожу среди них и держу свои глаза открытыми: люди измельчали и мельчают всё больше. И причина этому - их учение о счастье и добродетели. Они умеренны в добродетели и хотят комфорта. А с комфортом совместима лишь умеренная добродетель.
В мире самые лучшие вещи ещё ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков: великими людьми называет толпа этих представляющих.
Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.
Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья.
Ты молод и мечтаешь о ребёнке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребенка?… Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей?… Или в желании твоём говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой?
Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.
Мораль - это важничание человека перед природой.
Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.
Все вы служили народу и народному суеверию, вы, прославленные мудрецы! - а не истине!
В настоящем мужчине всегда сокрыто дитя, которое хочет играть. Найдите же в нём дитя, женщины!
Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь.
Даже когда народ пятится, он гонится за идеалом - и верит всегда в некое «вперёд».
Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки - что есть добро и что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его. Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывёт позором и поношением... Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось в пурпур почестей.
Этот страх, древний и изначальный, ставший, наконец, утончённым и одухотворённым, теперь, как мне кажется, зовётся наукой.
Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.
А больше всего ненавидят того, кто способен летать.
Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим!
Нет более жестокого несчастья в судьбе человеческой, чем когда властители земли - не первые среди подданных своих. И всё тогда становится лживым, превратным, ужасающим.
Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.
общество
Человеческое общество - это попытка, это долгое искание; ищет же оно того, кто повелевает!
одиночество
У одного одиночество - это бегство больного, а у другого - бегство от больных.
Будьте же равнодушны, принимая что-либо! Оказывайте честь уже тем, что принимаете, - так советую я тем, кому нечем отдарить.
У покорности самая жёсткая шкура.
Редко ошибёшься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные - привычкой и мелкие - страхом.
Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткёт наше пёстрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание - вот наше одеяние.
С помощью правды можно вас обманывать и увлекать куда угодно.
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.
Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть.
Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость.
С тех пор, как существуют люди, слишком мало радовался человек: только в этом, братья мои, наш первородный грех! И если мы научимся больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других и измышлять всевозможные скорби.
Говорить о женщине следует только с мужчинами.
Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.
Ревность - остроумнейшая страсть и тем не менее всё ещё величайшая глупость.
Как только религия приобретает господство, её противниками становятся все те, кто были её первыми последователями.
Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке.
Всякий, жаждущий славы, должен заблаговременно расстаться с почётом и освоить нелёгкое искусство - уйти вовремя.
Даже в смерти должны пылать дух ваш и добродетель, подобно вечерней заре над землёй: иначе смерть ваша плохо удалась вам.
Многие умирают слишком поздно, а иные - слишком рано. Пока ещё странным покажется учение: «Умри вовремя!»
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
Стремление к стаду древнее, чем притяжение собственного «Я»: и покуда добрая совесть означает волю стада, лишь дурная совесть скажет «Я».
Такой совет даю я королям, и церквам, и всему, что одряхлело от тяжести лет и ослабло в добродетели: дайте ниспровергнуть себя! И вы снова вернётесь к жизни, а добродетель вернётся к вам!
Сладострастие: невинно и свободно оно для свободных сердец, сад счастья на земле, праздничное изобилие и дар будущего от избытка его.
Сладострастие: это сладкий яд лишь для увядших, для тех же, у кого воля льва, это великое сердечное подкрепление, вино из всех вин, благоговейно сбережённое.
Сладострастие: это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды.
Брат мой, если счастье сопутствует тебе, то у тебя только одна добродетель, и не более: тогда легче идти тебе через мост.
На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верно и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была.
Счастье мужчины зовётся «Я хочу». Счастье женщины - «Он хочет».
Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления - и никак иначе.
А на рассвете рассмеялся Заратустра в сердце своём и сказал насмешливо: «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье - женщина».
Человек «современных идей», эта гордая обезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал».
Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!
Лучшее должно господствовать, и лучшее хочет господствовать! А где учение гласит иначе, там лучших не хватает.
Только для созидания должны вы учиться!
Желать чего-то и добиваться этого - считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого - свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощённым фатумом.
Я люблю храбрых: но недостаточно быть рубакой, нужно ещё знать, кого рубить! И часто больше храбрости бывает в том, чтобы удержаться и пройти мимо: и сохранить себя тем самым для более достойного врага!
Кому Целомудрие в тягость, тому не следует советовать его: чтобы не сделалось оно путём в преисподнюю, превратившись в грязь и похотливость души.
Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей не хочется, чтобы Он вновь воскрес.
О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли священники! Церквами называют они свои берлоги, полные слащавых ароматов!
Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдный скоморох или научный сатир.
Человек, ни разу ещё не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, о должности - да разве может он знать людей?
Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений.
Только там, где кончается государство, начинается человек - не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, - единственная и неповторимая.
У одних раньше стареет сердце, у других - ум. Иные бывают стариками в юности, но кто поздно юн, долго остаётся таким.
на другие темы
«Религиозный человек», «глупец», «гений», «преступник», «тиран» - всё это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.
Будь тем, кто ты есть!
В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существом.
В пустыне и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы - откормленные вьючные животные. Всегда, словно ослы, тянут они - повозку народа. В пустыне и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы - откормленные вьючные животные. Всегда, словно ослы, тянут они - повозку народа.
В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой.
Говорят «удовольствие» - и думают об усладах; говорят «чувство» - и думают о чувственности; говорят «тело», а думают о том, что ниже, тела, - и вот таким образом была обесчещена троица хороших вещей.
О времени и становлении должны говорить высочайшие символы: им надлежит восхвалять всё преходящее и быть оправданием ему!
О, этот фальшивый свет, этот спёртый воздух! Тут не позволено душе взлететь на высоту свою! Но Вера их так повелевает им: «На колени, и вверх по ступенькам, грешники!»
По-новому верит он завтра, а послезавтра - вновь по-другому. Стремительны чувства его, как и толпы, и так же переменчивы настроения.
Поистине всегда влечёт нас ввысь - в царство облаков: на них усаживаем мы наши пёстрые чучела и называем их богами и Сверхчеловеком.
После того как Будда умер, в течение столетий показывали ещё его тень в одной пещере - чудовищную страшную тень. Бог мёртв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. - И мы - мы должны победить ещё и его тень!
Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его - способным к войне, её - к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать - не только ногами, но и головой.
Ты должен сжечь себя в своём собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел!
Ты молод и мечтаешь о ребёнке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребёнка? ... Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей? ... Или в желании твоём говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой?
Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!
Что хорошо? Всё, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Всё, что происходит из слабости.
Его книги пережили свою эпоху, а его мысли давно разобрали на цитаты
Об истине и разуме
1. И вы говорите мне, друзья, что не может быть споров о вкусах и взглядах? Но вся жизнь – это спор о вкусах и взглядах.
2. Убеждения являются более опасными врагами истины, чем ложь.
3. В конце концов, никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.
О книгах
4. Общепринятые книги - всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним.
5. Книгу, что вы любите, не надо занимать, ее нужно иметь.
О времени и истории
6. Тот, у кого нет две трети времени для себя, есть раб.
7. Мы - наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.
8. Мы живём не ради будущего. Мы живём, чтобы хранить своё прошлое.
9. Время маленькой политики заканчивается. Уже следующее столетие приведёт к борьбе за господство на земле.
О человеке
10. Люди находят свою собственную жизнь намного приятнее, если перестают сравнивать ее с жизнью других людей.
11. Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.
12. Я искал великих людей, а находил всегда лишь обезьян их идеала.
13. В добропорядочных людях меня в последнюю очередь отталкивает зло, которое они в себе носят.
О власти
14. Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
15. Быть великим - значит давать направление.
16. Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.
17. Где бы я не находил жизнь, я находил также волю к власти.
О добре и зле
18. Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.
19. Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
О любви
20. Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
21. «Возлюби ближнего своего» - это значит, прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
22. Требование взаимности – это не требование любви, а тщеславия.
23. Хороший брак основывается на таланте к дружбе.
Источники
(кни-ги, филь-мы, про-из-ве-де-ни-я и т.п.) с ци-та-та-ми Фридриха Ницше
Об авторе
Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, МФА: [?f?i?d??? ?v?lh?lm ?ni?t??]; 15 октября 1844(18441015), Рёккен, Пруссия - 25 августа 1900, Веймар, Германия) - немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.
Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался. Через три года он с воодушевлением воспримет начало Франко-прусской войны (1870-1871 гг.) и добровольцем уйдёт на фронт.
Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.
Обыкновенно прекрасная поверхность таит в себе непредсказуемую глубину.
Зачатие без греха? Эта догма порочит само зачатие. – Фридрих Ницше
Если кто-нибудь, хотя бы мысленно преодолевал грань, за которой находится мистическое, по возвращении его мысли были покрыты стигматами.
Человек, который претерпел длительные и сильные страдания, обязательно станет тираном.
Ф. Ницше: С помощью философии человек находит укрытие, в которое нет хода тирании, мир внутри себя, витиеватые душевные ходы, и это обстоятельство ужасно злит тиранов.
Догмы религии. Без них невозможно жить! Однако ещё никому не удалось их аргументировать. Наше существование отнюдь не доказательство, поскольку в череду его условий запросто могла прокрасться ошибка.
Понятие «христианство» таит в себе некое ошибочное понимание, ведь первый христианином был Иисус, а он погиб за веру. – Ницше
Истинный мужчина по природе своей малыш, которого интересуют только игры.
Церковь, какой бы она ни была, всегда обрезает крылья Сверхчеловеку, препятствуя всячески его воскрешению.
Продолжение лучших афоризмов и цитат Ф. Ницше читайте на страницах:
Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущение.
Человек – это канатный трос, протянутый между животным миром и сверхчеловеком, – канат провисает над бездной. В человеке драгоценно то, что он проложенная соединительная дорога, а не цель.
Факты не существуют – есть только интерпретации.
Все что не убивает меня, делает только сильнее.
В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно – сотворить себе такое право.
Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.
Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, – отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь вера делает блаженным! – а не, хорошенько заметьте это, добродетель!
Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта.
Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим ангелом Божьим!
Идешь к женщине – бери плетку.
Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак.
Факт всегда глуп.
Совершенное познание необходимости устранило бы всякое долженствование, – но и постигло бы необходимость долженствования, как следствие незнания.
Есть степень заядлой лживости, которую называют чистой совестью.
Кто хочет быть управляющим для людей, должен в течение длительного периода времени обладать в их среде репутацией – найопаснейшего врага.
Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!
Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.
Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только да, но и нет кажется слишком патетическим, – он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь – в заросли скепсиса.
Верховный тезис: Бог прощает кающемуся, – то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу.
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать – вверх.
Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.д., ослепленный авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда еще влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников.
Геройство – желание человека направляющегося к своей цели, все остальное в жизни он попросту перестает замечать и видеть. Героизм – это добровольный акт собственной гибели.
Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?
Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.
В каждой религии религиозный человек есть исключение.
Чистый дух – чистая ложь.
По ту сторону Севера, по ту сторону льда, по ту сторону сегодня – наша жизнь, наша счастье.
Кровь – самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.
Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, – лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.
В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.
Вера спасает, – следовательно, она лжет.
Ни один победитель не верит в случайность.
Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
Без музыки, жизнь была бы ошибкой.
Женщина – вторая ошибка Бога.
Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.
Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит.
Сам Бог не может существовать без мудрых людей, – сказал Лютер, и с полным правом; но Бог еще менее может существовать без неумных людей – этого Лютер не сказал!
Смеяться – значит быть злорадным, но с чистой совестью.
Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.
Мученики только вредили истине.
Нужны новые уши для новой музыки.
Человек, ни разу не размышляющий о деньгах, почестях и влиятельных знакомствах, – да разве может он познать человечество?
Злой бог нужен не менее доброго – ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии. Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?
Филолог – это учитель медленного чтения.
Нечистая совесть – это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.
Человек забывает о своей вине, когда раскаивается в ней другому, но этот последний, как правило, всегда помнит ее.
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.
Будь тем, кто ты есть!
Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.
Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.