Невротическая неспособность любить. Смысл любви

Бог забирает разум у человека, если человек
не научился любить тогда, когда любить необходимо.
И живет тогда человек своим лукавством, и думает
что это и есть настоящий Разум.

Мужчина выбирает женщину отталкиваясь от того, что есть у каждой представительницы этого пола. Женщина выбирает мужчину за то, что есть только у него одного. Поэтому мужчина влюбляется в ту единственную, которая олицетворяет для него всех женщин на земле, а женщина выбирает такого мужчину, который обладает уникальными и неповторимыми качествами. И из за этого получается что вступая в брак мужчина безумно счастлив, а женщину накрывает тоска по утраченной возможности выбора разных достоинств своих избранников.

Женщины со своей ранней юности вообще не рассматривают своего любимого как единственного в жизни мужчину, храня для него свою девственность. А ведь этот смысл заложен человеческой природой. Не стоит ли задуматься, что во избежание разврата, который возникает далеко до замужества, женщине вообще глупо давать свободу выбора своего партнёра? Ведь большое количество доступных и вожделенных мужчин напрочь убивает силу любви, в возможности проявить её к одному единственному спутнику.

Так в аморальном мире и мужчина сам разрушает свою любовь тем, что оставляет за собой возможность изменять любимой, но использует эту возможность только если его любовь не настоящая. А женщина, в таком мире, вообще не способна испытывать настоящее чувство, но очень резво питается направленной на неё любовью мужчин.

Женская любовь это чаще всего страсть или инстинкт размножения и предоставление огромного количества партнеров готовых с ней спариваться приводит к тому, что любовь их ослабевает в возможной откровенности проявить себя к одному мужчине.

Природа женщины всегда связывает любовь с обычным половым влечением. Поэтому если женщина не очень нравится мужчине, она манипулирует своей доступностью, чтобы вызвать к себе влечение, которое она ассоциирует с любовью мужчины. И когда она получает свой секс, но не любовь мужчины, она обвиняет всех мужчин в том, что им нужен только секс, но кроме него сама дать ничего не может. Так у женщины в результате остаётся лишь чувство собственности к мужчине.

Для мужчины существует секс без любви, но есть и любовь к женщине без секса с ней. Для женщины же бывает секс без любви, но нет места любви к мужчине без секса с ним. Женская любовь к мужчине всегда исходит из желания сексуального контакта и так как секс редко бывает возвышенным, то любовь женщин и тут не выигрывает в силе.

У мужчин же нет доступного выбора в ассортименте желанных женщин и так главным для него становится сам секс, а не то с кем он произойдет. И так доступные мужчины сами создают из себя ассортимент того, что выбирают женщины. Так женщина хочет в обмен на доступ к её телу находить слуг для низости своей сущности.

Многие женщины, которые думают что испытывали любовь, могут захотеть со мной поспорить. Но в мире беспутной морали они любят лишь тех, кого могут наказывать и расстраивать. И так их любовь можно свести лишь к жалости к тем, кто достоин их любви. Ставить в зависимость людей и манипулировать ими - потаённое желание женщин, которое убивает чистоту любви. И эта ложка дёгтя портит любовь уничтожая её, рождая вместо неё презрение.

Что есть самое сокровенное знание в любви? Когда я поставил в заголовок провокационное «Мы не умеем любить» — я говорил прежде всего о себе.

Отношения — порой парадоксальная вещь. И самые простые, но основополагающие вещи — могут показаться странными, удивительными, на первый взгляд.

В этот статье я хотел бы поговорить о том, что считаю наверное, одним из самых важных выводов, который я сделал для себя, изучая тему отношений. Умение любить — как же это так?

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Энергия счастья близкого человека

Что есть самое главное в любви? Какова высшая точка, и проявление любовных отношений?

Странно, но для большинства — это максимальное владение человеком, которого любишь. Есть страстное желание, чтобы он был с тобой постоянно, чтобы ты его контролировал, и постоянно, постоянно радовался тому, что человек рядом.

А еще желательно, чтобы он был таким, каким ты его хочешь видеть — радостным, веселым, благодушно настроенным. Если же человек рядом с нами грустит, или испытывает негативные эмоции — то это уже проблема.

Как же так, ведь вы же вместе, ты любишь, а он… а он — и так плохо себя ведет… Портит всю малину.

По сути — в таких случаях мы считаем, что вся энергия счастья, которая есть у человека — принадлежит только нам. Это очень эгоистическое чувство по сути, если мы посмотрим на него откровенно, и не будем обманывать себя.

Все что хочет человек в таких отношениях, даже если он испытывает страсть и любит — это желание наслаждаться другим человеком.

Повторю, так как это очень важно: в эгоизме мы стремимся прежде всего к тому, чтобы наслаждаться другим человеком. Но не думаем о его счастье. О том как ему хочется быть. О том, о чем он мечтает и о чем думает.

Мы страстно желаем приковать любимого человека к себе цепью, нерушимой, и эксплуатировать его себе на потеху. Даже если это основано на влюбленности — есть ли это истинное проявление любви?

Отпусти

А любовь — это умение отпускать, а не привязывать. Парадокс.

Казалось бы — ты любишь, и ты должен стремиться к тому, чтобы человек был всегда с тобой, был рядом, и вы были вместе счастливы… Но мое мнение — это не любовь. Это эгоизм. Точнее эти чувства можно назвать любовью, но она незрелая, юношеская…

Вот так вот. Эгоизм. Странно, правда? И когда отпускаешь человека — ведь это настоящее доверие. Ты не пытаешься привязать к себе.

Ведь зачем люди пытаются привязать к себе, испытывают ревность? Ради другого человека? Нет. Такие чувства и действия происходят ради себя. Потому что хочется наслаждаться другим человеком, чтобы он был рядом с тобой, не смотря ни на что. И ты, ТЫ, а не он, чувствовал бы себя хорошо.

Это эгоизм.

А делать по-другому — совсем не просто. А кто сказал, что путь к счастью должен быть простым и усеянным розами?

Любовь — это не про то, что ты влюбился, страдаешь, и думаешь, как бы быть с человеком максимум времени и наслаждаться, наслаждаться.

Любовь — про то, чтобы ежесекундно думать о счастье того, кого любишь. Служить ему бескорыстно и не ожидая ни вознаграждения, ни слов благодарности. И позволять ему самому определять, чего он хочет, где он хочет быть, с кем и когда.

Служение человеку, которого любишь

Настоящая любовь — это всегда самопожертвование. Когда ты начинаешь служить, тебе хочется это делать дальше и дальше.

Это бесконечный процесс. Ты всегда хочешь заботиться о человеке. И всегда хочешь, чтобы он был счастливым.

Допустим, что тот, кого ты любишь — любит другого, или ему нравится проводить время не с тобой. И с точки зрения его счастья — пускай. Если он более счастлив в другом месте, и решает для себя, что ему так комфортнее — значит так тому и быть.

Именно так должно сказать сердце человека, который любит по-настоящему .

Тут я сделаю небольшую сноску: в случае женщины — женщина должна служить. Но служить только своему достойному мужу. И никак иначе. Не служить тому, кто просто пригласил ее на ужин, или что-то сделал. В таких случаях достаточно слова «спасибо». Служит женщина — мужу, который смог им стать.

Оттенки серого

Конечно, в нашей жизни редко бывает так, что что-то однозначно белое или черное. И в таком отношении бескорыстной любви — тоже есть нюансы.

Если тот, кого ты любишь — не хочет быть с тобой, то это его право. И можно просто поговорить откровенно, и сказать: «Если ты хочешь быть с тем человеком — хорошо, нет проблем».

Но задать вопрос: «Насколько ты понимаешь, что там ты точно будешь счастлива?».

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова , которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Ведь бывают ситуации, когда человек сам не может в себе разобраться, и ищет свой путь. И возможно ему требуется твоя поддержка в этот момент. А возможно нет, и он для себя все решил, и ты — даже со своей любовью, будешь только помехой на его пути к счастью. Так, как он это видит.

Человек — не наша собственность

Если мы считаем, что тот, кого мы любим — наша собственность, мы пытаемся схватить, контролировать, удержать его. Обладать им. Но нельзя обладать тем, что тебе не суждено.

Поэтому лучше всего успокоится. Если высшие силы что-то решили для себя — это исполнится. И твое никогда не уйдет от тебя, а не твое — твоим никогда не будет.

И когда высшие силы дают нам жену или мужа — она дают не просто так, а ради какой-то цели. И возможно эта цель — наше счастье. И нам будет дано не только сама семья, но и счастье в придачу)

Но счастье никогда не дается просто так. И в семье тоже. Оно дается только после серьезных испытаний.

Когда создается семья, начинаются испытания, начинается главный экзамен в жизни человека. Семья создана — экзамен начался. А это означает, что будет очень много тяжелых, и казалось бы непреодолимых испытаний на твою долю.

И если в этих испытаниях прежде всего думать о своих силах, то очень легко скатиться в попытки контролировать другого человека. Это называется ревность.

Но разве те отношения даются нам, для того, чтобы мы контролировали любимого человека? Или может быть все-таки для того, чтобы ему служить?

Но если ты пытаешься контролировать — то будешь страдать. Потому что постоянный и полный контроль — просто невозможен в этом мире. И если контролируешь — то не избежишь боли и страданий.

Контроль — не привязывает, а отталкивает

Самое интересное, что когда человек пытается контролировать другого, он тем самым не привязывает к себе, не позволяет подойти ближе, а наоборот отталкивает от себя. Ведь это, по-сути, настоящее насилие над другим. А если кто-то пытается насиловать нас, мы уходим.

Просто от того, что кто-то тебя пытается удержать, жизнь становится невыносимой. Хочется убежать подальше от такого человека. Ведь истинная любовь проявляется тогда, когда нет никакого давления.

Ведь невозможно заставить человека что-то сделать с любовью. Нельзя сказать человеку: «Ну ка, быстро купи мне цветы, и подари с любовью!». Это абсурд. Человек не может сделать что-то с любовью по принуждению. Нельзя заставлять себя любить — будешь заставлять, отобьешь всю любовь совсем.

И если человек ревнует, или пытается привязать к себе другого — он этим убивает последние капли любви другого человека. Просто душит их, и не дает им прорасти.

Любовь и правильное понимание отношений

Отношения, которые строятся на любви — строятся на служении. На бескорыстном служении другому человеку, без желания отжать что-то для себя. Это не торговля, не сделка баш-на-баш. Это именно отдача и служение.

Когда ты служишь — ты держишь человека? Нет. Когда ты служишь, что значит служение? Самое первое, когда ты служишь — это ты даришь весь мир. Ты отпускаешь человека в своем сердце. Не тянуть, а отпустить.

Когда ты отпускаешь любимого человека, он становится счастливым. Потому что никто уже не сосет из него кровь, пытаясь удержать и заковать в цепи. Он вздыхает полной грудью.

И тут действует парадокс: когда ты отпускаешь, ты тем самым притягиваешь. Потому что бескорыстное служение — неподкупно. Ты не требуешь ничего, не тянешь, не привязываешь. А просто отдаешь.

Ведь сложно оторваться от того человека — который тебя не держит, а только заботиться о тебе и любит тебя. На что это можно променять?

Если ты заботишься о человеке, делаешь все для него, и не требуешь ничего взамен — а он все равно уходит, что это значит?

Это значит, что либо человеку суждено это было, и ты никакими бы силами его не удержал в любом случае, либо — он просто глуп. И хочет страданий и несчастий в своей жизни. И это его право, и остается только пожелать ему удачи.

Чувство собственного достоинства

Человек, который с любовью служит другому — также обладает чувством собственного достоинства.

Если человек уходит из твоей жизни, и видит, что ты сломался, то он считает, что он поступает правильно. Потому что ты его — недостоин.

А вот если он будет уходить, а ты спокойно его отпустишь — со словами «вперед, пусть у тебя в жизни все будет хорошо». В этом случае человек еще задумается, уходить ли ему. Потому что он увидит, кто более достоин.

Отдавать все, что ты можешь

Когда ты отдаешь — это самое уникальное, что может быть в нашей жизни. Окружающие видят это ценят. Благодарность, это сила, которую человек не может ни утаить в своем сердце, ни скрыть, ни выбить из сердца.

Когда бескорыстно служишь, то у тебя всегда появляется чувство собственного достоинства. Это чувство отличается от того, когда не служат — а унижаются, в надежде поиметь что-то взамен. Ведь настоящее служение — это независимое чувство.

Ведь самое ужасное — это когда служит, чтобы привязать. И часто так и происходит: люди служат не для другого, а чтобы привязать другого человека к себе. При этом они унижаются, и их топчут.

Но если служат вне зависимости от обратной реакции, потому что тебе твой любимый человек послан Богом — из чувства долга, тогда появляется благородное чувство к человеку.

Ведь быть рядом можно, только если человек хочет быть с тобой. Если даже жить рядом с человеком, но при этом он не будет хотеть с тобой быть — вы не будете вместе. Даже если живете вместе. Но души будут отдельно.

Свое сердце можно отдавать только добровольно.

Любовь начинается только тогда — когда принимаешь человека таким, какой он есть.

Если не принимаешь — то всегда спрашиваешь: «почему он такой? почему он ведет себя так?». И закрываешь сердце для любви.

А когда принимаешь — то сердце открывается. И учишься любить.

Есть всего несколько секретных слов , услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

Есть одна опасная корона, вы ее видели в последнем письме и часто такие в письмах бывают.

Корона опасна тем, что приводит человека к депрессии.

Чаще всего она у мужчин бывает в любви (у большинства "яанегиных"), но и у женщин тоже часто, и женщинам она больше проблем доставляет.

Это модификация короны Сокровища ("я всем нужен"), оплетенной зеленым виноградом ("никого нет, потому что я не умею любить").

Это самая любимая моя корона, поскольку, когда человек в такой короне приходит к психологу, ему почти никак нельзя помочь, пока он не снимет корону. Он просит "научить его любить" ("пробудить в нем интерес к женщинам" или "объяснить, зачем ей нужны мужчины"). Этим людям обычно кажется, что их проблема в том, что они ничего не хотят, им никто не нравится, а волнует их это якобы лишь потому, что они чувствуют себя какими-то белыми воронами и еще боятся, что "упускают какой-то шанс на счастье", который им совершенно непонятен и недоступен.

Мужская версия короны (точнее ее причины) отличается от типично женской. Мужская - это чаще всего проблема с самоидентификацией. Мужчина имеет эго-идеал, который отличается от реального положения дел: он представляет себя более сильным, более красивым, более успешным. Но в реальности он другой и догадывается об этом. Из своего реального образа ему не хочется заводить отношения с женщинами, тем более женщины, которые отвечают ему взаимностью, намного хуже тех, какие могли быть, будь он таков, каким себя видит. Он говорит, что у него нет мотивации строить отношения с этими женщинами. У него и правда нет, они ему не нравятся. А те, кто мог бы понравиться, ему абсолютно недоступны, он и не смотрит в их сторону или смотрит тайком.

Это вот типичная онежья фрустрация. Она чаще всего прикрыта именно этой короной "я не умею любить". Депрессия от такой короны вероятна, если с остальными ресурсами мужчины плохо. Если же он увлечен работой и творчеством, у него есть друзья и семья (родители, дети от прошлого брака), депрессии может не быть. Но это не значит, что такую корону можно не снимать. Как минимум, ее нужно осознать, чтобы она не разрасталась шире и не начинала искажать локус в других ресурсах тоже. Надо понять, насколько велика разница между желаемым и действительным, и именно эта разница и не дает "захотеть". Чтобы поправить локус и избавиться от проблемы, нужно уменьшить пропасть между Я-идеальным и Я-реальным. С одной стороны надо принять себя реального и начать относиться к себе лучше, с другой стороны прокачать хотя бы имидж, чтобы персона стала больше похожа на Я-идеального. А лучше все немного подкачать, но без согласия снизить планку самовосприятия все равно не обойдешься. Как только самоидентификация станет реалистичной, как по мановению волшебной палочки женщины начнут нравиться и романы из тусклых станут вполне искристыми.

У женщин бывает похожая версия короны, но в большинстве случаев - совсем другая.

Чаще всего женская корона "я не умею любить" - это холод в ответ на холод. Но женщине неприятно видеть, что к ней холодны, и она делает умозаключение, что это она всех "обесценивает", это она "как золушка сбегает с бала", она всех бросает, она не умеет любить.

То есть мужская версия "яанегин", а женская версия "язолушка". Первая "мне никто не нравится", вторая "я всех быстро бросаю". Вы видели и у женщин в письмах первую корону ("явбашне", "ярапунцель"): это когда женщина сидит одна и думает, что у нее толпа поклонников, из которых она не хочет никого выбирать, но толпы никакой нет, есть лишь вялые предложения разовых секс-онли, и если бы она вдруг решила кого-то выбрать, она получила бы отказ. Подозревая это, она и шагу из башни не делает, так и сидит в утешительных мыслях о том, что она слишком капризна и поэтому не хочет никого выбирать.

Но самая частая женская корона - это именно "язолушка", это - "я всех быстро бросаю, не умею строить отношения". В башне современная женщина долго сидеть не может, без отношений она чувствует себя ущербной, поэтому она обычно вылезает из этих психзащит и прицепляет к своей голове другие. Едва она чувствует, что не нужна мужчине, она "сбегает с бала".

Посмотрите, пожалуйста, принципиальную разницу и никогда (никогда) не путайте, если хотите избавляться от шлака, освобождать русло своего ресурса и свободно, быстро прокачиваться (а психзащиты создают плотину на пути потока). Сбегает с бала тот, у кого этот бал есть. Есть реальный бал, звучит музыка, сияют глаза влюбленного принца, он приглашает на следующий танец и уже сказал отцу, что выбрал себе невесту. Сбежать с бала - это значит бросить очень достойного по ОЗ кандидата, который серьезно настроен и вы постарались для этого, а не просто мимо шли. Вот это - бал, и те, кто с него сбегают, - золушки. Почему сбегают золушки, я так ни разу еще и не писала подробно, потому что это пока сложная тема (лохмотья часто путают с падением короны), но скоро уже может стать понятной. Одно надо знать: холод в ответ на холод - это нормальная реакция, это здоровая, закономерная фрустрация от неудачи (а не от успеха), это совсем не бегство с бала. Нет бала, неоткуда бежать. Понятно?

Очень часто женщины в такой короне не просто отмораживаются в ответ на холод, они долго преследуют избранника, выращивают его плюс, но все это время носят корону "я не умею любить". В этом случае такая корона заставляет их бегать больше и больше, чтобы компенсировать свой "холод", чтобы "научиться любить". Им кажется, что второй только потому и не отвечает им взаимностью, что видит их "неискренность" и "корысть", поэтому они стараются разогреть и расплавить себя сильнее, чтобы "доказать" любовь. Удивительно, но такие тоже часто приходят к психологам и просят "научить любить". "Мне кажется, я эмоционально закрыта. Он убеждает меня, что у меня не любовь, а одержимость. Как научиться любить по-настоящему?" То есть там, где надо снижать градус и отлипать, они пытаются градус усилить и прилипнуть больше, думая, что где-то в этом месте и кроется решение проблемы невзаимности. Они полюбят еще сильней и второй отзовется.

Но в чистом виде корона "язолушка" - это именно бегство из болота (не с бала, а из болота, видите разницу?) дефолта, которую женщины трактуют как "я всегда уходила сама" и жалуются на "неумение любить". Умением любить в их случае стал бы их уход в минус дисбаланса, ведь партнер плюсует. Они же поколебались из минус в плюс, выбрали плюс и ушли. Иногда их даже послали прямолинейно или не очень, но они предпочли сделать вывод, что бросили партнера они сами, а он их любил или мог бы, умей они сами любить.

"Научите меня любить!" - стонут те, кого и самих не любят. Им кажется, что надо стать горячей и больше вкладываться, но им не хочется вкладываться в равнодушных (что правильно), и они думают, что именно в этом проблема. Им кажется, что печорины пробивают холодную крепость рапунцелей своим огненным лбом. Нет, конечно. Печорин рвет рапунцели шаблон, получает открытые границы (и распахнутые глаза, и открытый в удивлении рот) и заходит, то есть начинает сближение. Если рапунцель тормозит, печорин пикует и исчезает, после чего рапунцель находит его и уже плавится до того момента, пока у печорина начнется скала. Вот печоринский сценарий. Примерно такой же у золушки. Никто никуда не долбится лбом и не скулит под дверью и не доказывает любовь. Это делают только люди в коронах Сокровища, думая, что если их не пускают, то лишь потому, что не верят в их любовь. Вас не пускают, потому что вы не нужны! Всегда. Запомните это, и жизнь станет легче.

Как снимать корону "я не умею любить" версии "я сбегаю с бала". Обязательно следует осознать, что вы сбегаете не с бала, а из болота. Болото может быть вонючим и ядовитым, а может быть просто заболоченный пруд, но это именно болото, а не искристый фонтан во дворце, никто ничего хорошего вам не предлагает, поэтому вы и "сбегаете", точнее уходите, потому что никто вас не держит, а иногда даже толкают в спину, чтобы вы поторопились.

Осознав это, вы увидите, как перед вами раскинулась чаща темного леса. Куда идти, непонятно. Такое всегда бывает при выходе из болота, и из болота френдзоны тоже, не только из болота дефолта. Чем сильней растерянность после осознания, тем меньше ваша привычка опираться на себя, вы привыкли полагаться на других и ждать, чего Бог пошлет. Но когда вы снимаете корону возникает временная пауза, момент тишины, пропасть между мирами, когда у вас есть реально свободный выбор, вернуться назад, ходить по кругу или поменяться и выбраться. Поэтому важно не пугаться "подвешенного состояния", важно обрадоваться моменту выбора и поправить локус. В данном случае надо сказать себе: "Эти отношения закончены, я больше ничего сделать не могу, ко мне равнодушны, а время знакомства и сближения уже прошло, попробую с другими". Дальше важно начать прокачивать ресурсы. Вы помните, что главное - не уровень прокачки, а сам процесс? Когда вы находитесь в процессе прокачки, к вам идет энергия, а когда останавливаетесь, энергия уходит от вас. Прокачанный ресурс сам держит вас в движении, но если вы остановитесь, даже прокачанный ресурс будет разрушаться. Поэтому действуйте в своих границах, то есть не ждите ничего, а делайте все то, что можете делать для себя. Без короны, то есть с пониманием, но вы никого не бросали, просто ушли из болота, и с правильным локусом (готовностью заботиться о себе и опираться на себя), в процессе активной прокачки имиджа, работы, других ресурсов, вы очень быстро получите новые шансы на новые отношения. Нормальные в этот раз.

А если корону не снять, будет депрессия. Понимаете почему?

Депрессия возникает от глобальной демотивации, нарушения целеполагания, тупика. Человек ушел из болота, а ему кажется, что сбежал с бала. Что ему делать? Возвращаться на бал? А где он? Или ему надо учиться не сбегать с балов? А кто его туда зовет? Где эти балы? Корона запутала его и завела в какое-то зазеркалье, из которого нет выхода, потому что неясно откуда он ушел и куда ему теперь двигаться.

И это очень опасно.

Знакома корона? Видели у других? А у себя замечали когда-нибудь?

Размышляя о том, как настоятельно люди, страдающие неврозом, нуждаются в любви и как трудно им принять любовь, можно предположить, что такие люди будут лучше всего себя чувствовать в умеренной эмоциональной атмосфере. Но в то же самое время они болезненно чувствительны к любому отвержению или отказу, каким бы незначительным он ни был. И атмосфера сдержанности воспринимается ими как отторжение.

Трудно описать степень их чувствительности к отвержению. Изменение времени свидания, необходимость ожидания, отсутствие немедленного отклика, несогласие с их мнением, любое невыполнение их желаний - короче говоря, любая осечка или неудача в осуществлении их требований на их условиях воспринимается как резкий отказ. А отказ не только снова отбрасывает их к присущей им базальной тревожности, но также воспринимается как унижение. А так как отказ действительно содержит в себе определенное унижение, он вызывает величайший гнев, который может проявиться открыто.

Чаще всего связь между чувством, что получен отказ, и чувством раздражения остается бессознательной. Это происходит тем более легко, что отказ может быть столь незначительным, что ускользает от осознания. Тогда человек ощущает раздражительность, или становится язвительным или мстительным, или чувствует усталость или подавленность, или испытывает головную боль, не имея ни малейшего понятия о ее причине. Кроме того, враждебная реакция может возникать не, внимание, только в ответ на отвержение или на то, что воспринимается как отвержение, но также в ответ на предчувствие отвержения.

Человек может, например, сердито спросить о чем-либо, потому что внутри он уже предчувствует отказ. Он может воздерживаться от посылки цветов своей девушке, потому что считает, что она усмотрит в таком подарке скрытые мотивы. Он может по той же самой причине крайне опасаться высказывать любое доброе чувство - нежность, благодарность, признательность - и, таким образом, казаться себе и другим более холодным или более "Черствым", чем он есть на самом деле.

Страх отвержения, если он сильно развит, может привести человека к тому, что он будет стремиться избегать ситуаций, в которых он может оказаться отверженным. Люди, которые страшатся любого возможного отвержения, будут воздерживаться от каких-либо знаков внимания мужчине или женщине, которые им нравятся.

Робость служит в качестве защиты от опасности подвергнуть себя риску отвержения. Такого рода защитой служит убеждение в том, что тебя не любят. Как если бы лица такого типа говорили себе: "Люди Нисколько не Любят Меня, Поэтому Лучше уж мне Стоять в Сторонке и Таким Образом Защищать Себя от Любого Возможного Отвержения".

Страх отвержения является, таким образом, огромным препятствием на пути стремления к любви, потому что мешает человеку дать почувствовать другим людям, что ему хотелось бы их внимания. Кроме того, враждебность, провоцируемая чувством отвергнутости, во многом содействует настороженно - тревожному отношению или даже усиливает чувство тревожности. Она является важным фактором в установлении "Порочного Круга", которого трудно избежать.

Этот порочный круг, образуемый различными внутренними компонентами невротической потребности в любви, в грубо схематической форме можно представить следующим образом: тревожность; чрезмерная потребность в любви, включая требование исключительной и безоговорочной любви; чувство отвергнутости, если это требование не выполняется; крайне враждебная реакция на отвержение; потребность вытеснить враждебность вследствие страха потери любви; напряженное состояние неясного гнева; возрастание тревожности; возрастание потребности в успокоении.

Таким образом, те самые средства, которые служат успокоению от тревожности, в свою очередь порождают новую враждебность и новую тревожность.

Образование порочного круга типично не только в том контексте, в котором оно обсуждается здесь; вообще говоря, оно является одним из наиболее важных процессов при неврозах. Любой защитный механизм в дополнение к своему свойству успокаивать, снимать тревогу может иметь и свойство порождать новую тревогу. Человек может пристраститься к выпивке, стремясь ослабить тревожность, а затем у него возникнет страх, что выпивка в свою очередь причинит ему вред.

Образование порочных кругов является основной причиной того, почему тяжелые неврозы прогрессируют, углубляются, даже если нет каких-либо изменений внешних условий. Обнаружение порочных кругов, со всеми их внутренними звеньями, является одной из главных задач психоанализа. Сам невротик не в состоянии их уловить. Он замечает результаты их воздействия лишь тогда, когда чувствует, что попал в безвыходную ситуацию. Ощущение "Западни" является его реакцией на ту запутанность, сложность его положения, которую он не в силах преодолеть. Любой путь, который представляется выходом из тупика, ввергает его в новые опасности.

Возникает вопрос об отыскании тех путей, следуя по которым невротик может получить любовь, к которой он стремится. В действительности ему надо решить две проблемы: во-первых, как получить необходимую ему любовь и, во-вторых, как обосновать для себя и для других требование такой любви. Мы можем в целом описать различные возможные способы получения любви, такие как подкуп, взывание к жалости, призыв к справедливости и, наконец, угрозы.

Основная формула подкупа - "Я Люблю Тебя Больше Всего на Свете, Поэтому ты Должен Отказаться от Всего Ради Моей Любви". Еще одной формой подкупа является попытка завоевать любовь посредством понимания человека, помощи ему в его умственном и профессиональном росте, в решении затруднений и т. д. данная форма используется в равной мере как мужчинами, так и женщинами.

Апелляция к жалости звучит так: "Вы Должны Любить Меня, Потому что я Страдаю и Беспомощен". Невротик может просто взывать к вашей благородной натуре или вымогать благорасположение, например, ставя себя в бедственное положение, вынуждающее оказывать помощь.

При третьем способе получения любви - призыве к справедливости - формула поведения может быть описана как: "вот что я сделал для вас; а что вы сделаете для меня? " В нашей культуре матери часто указывают на то, что они так много сделали для своих детей, что заслуживают неослабевающей преданности. В любовных отношениях тот факт, что человек поддается на уговоры, может быть использован как основа для выдвижения своих притязаний. Люди такого типа часто обнаруживают чрезмерную готовность помогать другим, тайно ожидая, что получат все, чего пожелают, и испытывают серьезное разочарование, если другие не обнаруживают такого же желания делать что-то для них.

Я имею здесь в виду не тех людей, которые сознательно рассчитывают на это, а тех, кому полностью чуждо любое сознательное ожидание возможной награды. Их навязчивая щедрость может быть, вероятно, более точно определена как магический жест. Они делают для других то, что сами хотят получать от других. То, что на самом деле здесь действовали ожидания ответного вознаграждения, обнаруживается благодаря необыкновенно острой боли разочарования. Карен хорни.

Когда мне было лет пятнадцать, я была безумно влюблена в одного парня. Тогда мне казалось, что и все остальные люди вокруг – от тринадцати и старше – обязательно влюблены, ну, знаете, как в песне – «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?».

Однако позже, много позже я вдруг поняла, что есть мужчины и женщины, живущие без этого чувства. Нет, они, конечно, любят родителей, друзей, собаку, пирожки с капустой или футбол… Но любви – той самой, о которой мы мечтаем в юности, – у них так ни разу и не случается. У меня есть, которая вот уже лет пятнадцать пребывает в состоянии постоянной влюбленности. Причем беспрерывном: одно платоническое чувство чередуется с другим, потом сменяется неплатоническим, затем снова «безответная любовь», «обжигающая страсть» и т.д. и т.п. То есть она влюблена всегда. По-моему, это ее и наполняет жизненной энергией. Есть другая знакомая, которая влюблена в собственного мужа вот уже лет десять. А еще есть, скажем, Маша (хотя она и не против того, что я о ней пишу, пусть будет вымышленное имя), которая никогда не любила ни одного мужчину. Ну вот так получилось.

О ней я и хочу рассказать.Маша выросла в самой обычной семье и была самой что ни на есть обычной девушкой: любила болтать с подружками, ходить по магазинам за новыми нарядами, развлекаться на дискотеках и смотреть фильмы с красивыми актерами. Лет в шестнадцать, когда все подружки уже пережили первую любовь, она только ее обрела. Во всяком случае, ей так казалось. Повздыхала пару месяцев по однокласснику, пока не решилась сказать о своих чувствах. Тот сначала удивился, потом обрадовался и пригласил на. А уже через пару-тройку таких свиданий Маша поняла, что ей с ним невыносимо скучно. И не такой уж он и красивый... В общем, романа не получилось, абыстро сошла на нет.Следующим претендентом на сердце был друг ее старшего брата и мечта всех девчонок старше восьмого класса. Маша честно встречалась с ним целых полгода, а потом бросила. Потому что он ее любил, а она его – нет. «Ну зачем мне человек, который смотрит преданными глазами, звонит каждый час, когда мне хочется убежать? Ну да, он милый и добрый, но я его не хочу», – говорила Маша.Бурная студенческая жизнь втянула Машу в свой водоворот. Она хорошо училась, но при этом успевала и развлекаться. Вот тут бы и влюбиться, но не тут-то было.

Юношеская беспечность прошла, и Маша всерьез забеспокоилась, что она не как все – подруги влюблялись и с головой уходили в свои романы, кто-то уже выходил замуж и рожал детей, а она все чего-то ждала. Причем поклонники у нее были. Вспоминается Сашка, который каждую неделю дарил ей букет и приглашал на свидания, смотрел влюбленными глазами и ждал взаимности. Маша его жалела, букеты принимала, на свидания ходила, но ответить взаимностью не могла. Через пару лет Сашка женился на симпатичной рыжей хохотушке со второго курса. Кажется, сейчас вполне себе счастлив с ней.А Маша… Маша успела пережить четыре бурных романа, один из которых привел к браку. Она вроде даже была слегка влюблена в своего мужа, но полюбить его так и смогла. Нет, не изменяла, уважала, нежно заботилась и даже хотела родить ему наследника. Но любви как не было, так и нет. В конце концов он ушел к коллеге, которая души в нем не чает. Говорят, собирается на ней жениться. Маша порыдала-порыдала, и решила жить одна…Как-то, сидя у меня на кухне и поедая четвертый кусок принесенного Машей пирога, мы разоткровенничались.

Я рассказала ей о том, как недавно встретила Игоря, в которого была влюблена десять лет назад. Тогда он меня не замечал, а теперь был так рад, что пригласил «посидеть в кафе и вспомнить былое». Я серьезно задумалась. Я как раз пыталась склеить сердце или что там от него осталось после ссоры и, которого, дура, все еще любила. «А что, если забыться и броситься Игорю на шею?» – спросила я Машу. «Бросайся», – мрачно ответила Маша. И добавила минуту спустя: «А я замуж выхожу…». Оказалось, Маша, несмотря на неспособность любить по-настоящему, быть одна не желала. Она встретила мужчину – «порядочного, доброго, обеспеченного» и, что самое важное, не влюбленного в нее.

Маша хотела семью, родить ребенка. А «мексиканские страсти» пусть будут у других. Вот так…В юности нет полутонов – все кажется либо черным, либо белым. Любишь ты и любят тебя – белое. Любишь ты, тебя не любят – черное. А Машина жизнь, как в юности, так и теперь, состоит из серого. Сплошного серого, даже без оттенков. Получается, врала песня, что жить без любви не так уж просто… Маша летом выйдет замуж во второй раз. И снова за человека, которого не любит. Но надеется, что с ним она обретет если не счастье, то хотя бы покой. А я вот думаю: ей всего 36 лет, еще столько впереди... А что, если она встретит-таки мужчину, который научит ее любить? Что тогда? Бросить все - и в омут с головой? Или просто сделать вид, что ничего не изменилось? Я желаю ей все-таки почувствовать, что значит любить и страдать. В сером мире, может, жить легче, но слишком уж тоскливо.

Во-первых, это воспоминания, внутренняя попытка не допустить повторения негативного опыта. Случается, что, казалось бы, очень близкий человек вдруг совершает неприглядный поступок, а то и элементарно предает в самый неподходящий момент.

Это может быть даже ближайший родственник. Например, отец, бросивший мать и исчезнувший навсегда из жизни еще маленькой дочери. Или того хуже, даже не свои, а чужие неприятности, такие как неверность жениха близкой подруги, могут стать причиной недоверия ко всем мужчинам. В мозгу закрепляется название известного сериала «все мужики - сво…» со всеми вытекающими последствиями.


Совершенно непроизвольно женщина старается не повторять своих, а то и чужих ошибок. И всячески избегает любых сильных чувств, чтоб не причинить себе боль. Однако, эта боязнь не заглушает потребность в любви. В результате внутреннее противоречие угнетает еще больше.

Как уже упоминалось, намеренный или невольный отказ от сильных чувств, а вернее, попытка их не испытывать, часто приводит к депрессиям. Ведь очень страшно оказаться обманутой или отвергнутой. Но в то же время очень хочется, чтобы кто-то проломил возведенную стену. Такие метания могут привести к кратковременным связям, попыткам заполнить душевную пустоту общением с кучей знакомых, а то малознакомых людей. Но это лишь ухудшает ситуацию, приводят к разнообразным внутренним комплексам. Возникает убежденность: «Я не умею (не способна) любить». Или того хуже: «Меня никто никогда не полюбит».

Второй вариант - эгоисты. Люди, неспособные на сильные чувства к другим, на самом деле оказываются откровенными эгоистами. То есть они способны на любовь, но исключительно к себе. Эгоисты на начальном этапе отношений просто отметают все, что их даже слегка беспокоит. И поэтому просто не дают шанса «кинуть камень», чтоб он, подчиняясь силе притяжения, не шлепнулся случайно на их «лужайку». Однако, они вполне способны «подарить» себя партнеру. Причем могут быть верными и даже заботливыми, если их все устраивает. Поэтому убежденных эгоистов редко интересует проблема, о которой эта статья.

Неспособность любить. Евгения Горская

"Неспособность любить" - детективная история, которая навевает легкую грусть. Придется по вкусу поклонникам жанра и почитателям автора, а так же тем кто хочет погрузиться в пучины интриги.

Евгения Горская, кандидат технических наук, писательница. Она работала в научно-исследовательском институте по направлению энергетики. Заочно окончила аспирантуру. В настоящее время Горская проживает в Москве и пишет детективы. Роман "Неспособность любить" был написан в 2017 г.

Бывают писатели, которые банальную историю растягивают на невообразимо большое количество страниц и просто скулы сводит от их нудных размышлений и попыток оживить действие ненужными движениями. А бывают авторы, которых читаешь затаив дыхание и перевернув последнюю страницу, удивляешься: как, уже закончилось? Горская относится ко второму типу писателей, которых хочется читать. Ее произведения сочетают в себе и закрученный сюжет, и неожиданные ходы, и любовную линию - но все это содержит нужную читателю дозировку, поэтому ее книги и читаются с такой легкостью и интересом. Она умеет подогревать заинтересованность и создавать поистине увлекательные истории.

Главная героиня, Ника, пережив эмоциональное потрясение после разрыва с мужем, научилась со временем жить без него. И у нее не возникало ни малейшего желания о нем вспоминать. Однако обстоятельства оказались выше ее желаний и однажды ей звонит свекровь с сообщением, что так жестоко поступившего с ней мужа убили. Кирилл был убит на даче вместе со своим другом, когда отмечал свое день рождение. У друга, Саши, осталась беременная жена Лиза, которая с трудом переживает случившееся. Как бы не хотелось Нике абстрагироваться от происшедшего, тем не менее смерть Кирилла и Саши никак не дает ей покоя. И она сама решает заняться выяснением всех обстоятельств.

Гипофизом вырабатываются гормоны, которые регулируют деятельность других желез эндокринной системы – щитовидной, надпочечных, семенников и яичников. Через них гипофизарный контроль распространяется на все самые важные процессы в организме – давление, рост, развитие, уровень образования энергии, способность к зачатию, кормлению новорожденного грудью.

Гипопитуитаризмом называется снижение образования этих регуляторов с последующим поражением органов-мишеней. Следствием гипопитуитаризма бывает:

  • гипотиреоз – снижение образования гормонов щитовидной железы;
  • гипогонадизм – недоразвитие половых органов;
  • низкорослость;
  • отсутствие лактации после родов;
  • надпочечниковая недостаточность.

Из-за дефицита половых гормонов больные не склонны к контактам с противоположным полом, после родов женщины с проявлениями этой болезни впадают в состояние депрессии и не хотят заботиться о ребенке (недостаток окситоцина). Поэтому образное название гипопитуитаризма – неспособность любить.

Рекомендуем прочитать статью о недостаточности гипофиза. Из нее вы узнаете о причинах недостаточности функции гипофиза, симптомах синдрома, осложнениях, а также о методах диагностики и лечения недостаточности гипофиза.

А здесь подробнее о причинах тиреотоксикоза.

Неспособность любить. Ангедония

Эта статья о психическом симптоме; о песне Янки Дягилевой см. Ангедония (песня) .

Ангедони́я (греч. ἀν- - отрицательная приставка и ἡδονή - наслаждение) - снижение или утрата способности получать удовольствие, сопровождающееся потерей активности в его достижении. При ангедонии утрачивается мотивация к деятельности, которая обычно приносит удовольствие, включая спорт, хобби, музыку, сексуальную активность и социальные взаимодействия.

Ангедония - патологическое состояние психики. Обычно встречается при психических расстройствах, таких как депрессия, шизофрения, тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, деперсонализация и некоторых расстройствах личности. Особенно она характерна для большой депрессии. Может также являться побочным эффектом терапии нейролептиками. Ангедонию обычно связывают с нарушением работы дофаминергической системы или нарушением циркадных ритмов.

Термин был предложен в 1886 году Т. Рибо при описании заболеваний печени. Впоследствии он был использован Блейлером и Крепелином для описания эмоционального дефекта при шизофрении. Схожий термин «социальная агнозия» (неспособность психопатической личности получать удовольствие от жизни) был введён в психоанализ Вильгельмом Райхом.

В жизни каждого человека есть потребность в любви и близких отношений. Но порой мы из этого способны сделать проблему, точнее наше не умение мудро посмотреть на этот аспект в нашей жизни приводит к печальным последствиям.

Мне очень часто женщины задают вопросы по этому поводу, например: «Почему я ничего не чувствую? Мне нужны отношения, но они не клеятся, или сначала всё нормально, а потом всё идёт под откос. Почему? Почему я стала очень часто и много обижаться на своего партнёра, хотя совсем этого не хочу? Почему моя независимость не приносит мне счастья? И таких вопросов очень много.

Сегодня я хотела бы рассмотреть ряд причин, почему человек теряет свою способность искренне любить и получать от этого удовольствия.

Сначала я бы хотела заострить ваше внимание, что всё внешнее отражает нас самих. И если что-то нас не устраивает, надо заглянуть внутрь себя и понаблюдать. Также всегда помните, что внешнее никогда не будет достаточным без внутреннего наполнения, и вы постоянно будете пытаться заполнить эту пустоту.

Поэтому разбираемся с внутренними причинами неспособности любить, которые не позволяют нам построить гармоничные отношения.

Причины, которые влияют на способность любить:

1) Вытеснение болезненного опыта
Мы все в течение жизни накапливаем различный опыт взаимоотношений с людьми. И порой нас близкие люди (партнёры или друзья) расстраивают или предают. Мы по этому поводу испытываем сильную душевную боль. И после этого начинаем бояться этой боли, и принимаем не сознанное решение избегать любых близких отношений, чтобы снова не переживать эти страшные чувства. И соответственно, мы перестаём чувствовать.

2) Душевный кризис.
Такой кризис происходит от, того, что с одной стороны человек изначально отказывается от своих чувств (старается не испытывать их), а с другой - ему очень этого не хватает. Он ждёт от окружающих проявления их чувств и заботы о себе, а этого соответственно не получает, потому что сам же и выстроил внутри стену, которая не даёт полностью насладиться отношениями. Такие люди очень часто жалуются на то, что «их никто не понимает», «их никто не любит», « никто не хочет со мной дружить» или «все люди думают только о себе, а я никому не нужен».

Или ещё такие люди создают для себя очень много различных связей, друзей, дабы заполнить хоть чем-то эту пустоту. Они очень боятся признать своё одиночество.

3) Неосознанная агрессия
Когда внутри человека разочарование и одиночество, это приносит ему боль, и как следствие этого может появиться неосознанная агрессия на людей, кто хочет с ними построить близкие отношения. Он злиться даже на тех людей, кто понимает этот момент, потому что этого человека он начинает видеть, как «бесчувственного психолога», который способен только анализировать, и ни капельки не даёт ему любви.

4) Не любовь к себе
Когда мы не любим себя и не учитываем свои потребности, не чувствуем себя, и вообще не прислушиваемся к себе, то соответственно мы не можем проявлять эти чувства к другим.

Когда человек начинает уделять больше внимание другим, чем себе, то он пытается заслужить любовь к себе, нежели искренне любит другого человека. Взаимная любовь строиться изначально на гармоничном отношении к себе и понимании себя, а потом, уже, наполняясь этими чувствами, может подарить их другому.

5) Скрытность и показное дружелюбие.
Часто люди скрывая от себя, и тем самым от окружающих, свою внутреннюю пустоту различными знаками внимания. Они очень дружелюбны и всегда уделяют внимание в виде поздравлений, ласковых слов, дорогих подарков и т.п. Они будто прославляют других, тем самым ждут ответную реакцию в их сторону. Чаще всего они её не получают, ведь мы притягиваем только то, что у нас внутри, а не снаружи.

Что нужно делать, чтобы научиться любить искренне и взаимно?

  • нужно осознать свою внутреннюю боль и принять её. Она вам нужна для того, чтобы вы двигались дальше и развивались. Нет развития без боли.
    Поговорите со своей болью, как со своим лучшим другом, выясните причины. Вы многое узнаете о себе, поверьте мне.
  • признайте то, что никто вам ничем не обязан. И глупо ждать и требовать это от другого человека.
  • разрешите себе чувствовать и наблюдайте за вашими эмоциями и чувствами.
  • учитесь любить и раскрывайте ваше сердце. Смотрите глазами любви, прикасайтесь руками любви, старайтесь в каждом действии представлять любовь. Сначала это будет на уровни воображения, потом это перейдёт в глубокое и здоровое проявление безусловной любви.

На самом деле мы в праве выбирать то, что происходит с нами. Но самое главное препятсствие к изменениям - это страх увидень наши настоящие чувства. Как только вы перешагнёте этот барьер, дальнейшая внутренняя работа будет приносит вам только радость и удовольствие. Поверьте, проверено на себе.

Ведь так приятно осознавать то, насколько многогранна палитра собственных чувств. Это расширяет и вдохновляет на глубинные погружения.

Да, и люди сразу заметят, как вы изменились.

У Ивана Сергеевича Тургенева есть повесть, названная женским именем "Ася". В ней писатель рассказывает историю о неудавшейся любви, а точнее, показывает, как и из чего складывается неумение любить, неумение стать счастливым.

Главный герой повести Тургенева - молодой господин, рассудительный и общительный. Неожиданно для себя он знакомится с девушкой. Ася мила и привлекательна. Между молодыми людьми сразу же возникают добрые отношения. Ася не может не понравиться и читателю. Кажется, что жизнь в ней существует во всех своих оттенках. Послушайте, как писатель изображает эту девушку, и заметьте, как Ася сразу же увлекает и вас самих: "Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена... Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом, прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен".

После первого же проведенного вместе с ней дня герой повести мог сказать лишь одно: "Я ничего не желал, я ни о чем не думал... Я был счастлив".

Но как обычно и происходит в таких случаях, первое радостное знакомство не может оставаться в застывшем состоянии. Оно должно перерасти в настоящую любовь или больно наказать за неумение любить.

Поначалу все складывалось счастливо. Молодой человек был даже несколько смущен той быстротой, с которой углублялись их отношения. Наконец он признается: "...Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце; точно мне втихомолку меду туда налили... ее душа мне нравилась... я любовался ею... да, она мне нравится... я полюбил ее". Однако во всех его признаниях перед собой звучит и некое беспокойство. Он любит ее за какую-то необыкновенность. И это же странным образом смущает его. Ее поведение явно не соответствует общепринятым нормам. Однажды на прогулке она просит у старухи при дороге стакан воды. Зачем? Она взбирается на развалины стен старой крепости и поливает замеченные ею крохотные цветы. Как это странно! Кроме того, "у Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего..." А однажды брат Аси рассказал о случае из времен ее учебы в пансионе: "На уроке из "Закона Божия" преподаватель заговорил о пороках. "Лесть и трусость - самые дурные пороки", - громко молвила Ася". По словам ее же брата, "у нее ни одно чувство не бывает вполовину". Молодой дворянин восхищается целостностью такого характера и вместе с тем начинает страшиться его. В нем зарождается беспокойство: что делать? Открыться ли ей или отречься от возникшей любви? Смятение в нем нарастает еще и оттого, что он узнает тайну ее происхождения. Она выросла в барском доме и получила хорошее образование, но ее мать - обыкновенная крестьянка! Такая светлая душа и такое низкое родство! В молодом человеке поднимается мучительное смятение перед дилеммой.

Наконец наступает решающий момент признания. Он восхищен силой и глубиной ее отношения. И этой же силой он напуган. В нем вспыхивает желание ответить ей всей душой. Но он тут же уступает своим смутным страхам. Ася оставляет его. Вместе с ней его покидает и счастье. Спохватившись после ее ухода, он тешит себя мыслью: "До завтра... завтра я буду счастлив".

Но они уже никогда более не встретились. Она не стала выпрашивать взаимности. А он все повторял бессмысленно: "Кто дал право похитить ее у меня..."

Прошли долгие годы, и этот господин вспоминал о прошедшем так: "Испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уж тогда было поздно... Ни одни глаза не заменили мне тех... Ни на чье сердце... не отвечало мое сердце... Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы... Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?"

В этой повести говорится о чем-то большем, чем просто об отношениях между мужчиной и женщиной. Автор скорбит о человеческом неумении открывать свое сердце для настоящей любви. Когда она стучится в наше сердце, вдруг обнаруживается неумение отвечать на нее. Постояв у порога, она молча уходит. А ведь умение любить есть важнейшее состояние человеческой души. Это произведение писателя созвучно христианскому мотиву. Более того, здесь обнаруживается выход и за временные рамки. Мы можем узнать и себя в этом поиске подлинно высоких человеческих отношений. Но разве и мы обречены на неумение любить?

В Евангелии от Марка, главе 10, мы находим описание необыкновенной встречи. Теплым летним утром Иисус с учениками вошел в одно из иудейских селений. Быстро разнесся слух: "Учитель здесь". Но первыми к Нему подоспели фарисеи. Как всегда озабоченные тем, что не греет душу, они начали с лукавых вопросов. Однако Иисус терпеливо обратил их внимание на Священное Писание. Именно в нем следовало черпать ответы. Оказалось, что формальная образованность этих религиозных учителей и строгих блюстителей традиций и преданий на самом деле соседствовала с неосведомленностью в Слове Божьем. И вновь Христос показал всем, что Он не намерен опровергать сказанное ранее Отцом Небесным и не для того пришел в мир, чтобы отменить те заповеди, которые были даны в самом начале человеческого бытия. Спаситель всегда стремился возвратить блуждающие умы к вечным истинам Божественного учения.

Толпа слушавших Учителя все росла. Но, вероятно, не у всех хватало терпения вникать в тонкости затянувшегося разговора. К тому же к слушателям присоединялось все больше женщин, которые приносили и приводили своих детей. Каждая из них желала, чтобы Иисус совершил молитву над ее ребенком. Конечно же, и Христос заметил растущее число юных и чистых глаз, с любопытством на Него смотревших. Он с удовольствием готов сменить тему разговора. Одна из женщин первой слегка подтолкнула своего ребенка внутрь круга, образованного взрослыми. Заметив одобрение на лице Учителя, и другие дети поспешили к Нему. Теперь все внимание принадлежало им. Он обнял детей. Послышались слова благословения, которых так ожидали родители. Но не только дети обретали желанное благословение. Иисус и Сам чувствовал Себя иначе среди них. Детская доверчивость, веселье и простота радовали Христа, восполняли все те добрые чувства, на которые были так скупы взрослые слушатели.

Будто вспомнив о собственной значимости, кто-то из учеников Христа вдруг попытался отстранить детей. Реакция Христа оказалась незамедлительной: "Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их"(Мк. 10:14-16).

Но вот настало время покинуть эти места. Христа ждали повсюду. Со светлым чувством любви к детям и мыслью о взаимности с их стороны Иисус покидает то селение и отправляется в путь. Вдруг возникает шум, несколько человек, стоявших рядом, расступаются.

"Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Мк. 10:17).

Не сразу ответил Учитель. Он внимательно всмотрелся в лицо вопрошавшего. Тяжело дышащий молодой человек взирал снизу вверх на Христа, и, хотя взволнованный взгляд юноши требовал немедленного ответа,

Господь решает испытать его, проверить искренность его слов. Он начинает неторопливо поучать. "Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не обижай", "почитай отца твоего и мать"" (Мк. 10:18, 19).

В ответ мы слышим нетерпеливое и замечательное признание: "Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей" (Мк. 10:20).

Слова эти прозвучали так просто и смиренно, что тронули сердце Христа.

"Иисус, взглянув на него, полюбил его..." - читаем мы в следующей фразе (Мк. 10:21).

Любовь Христа к этому юноше оказалась столь стремительной и глубокой, что Он даже не пытается сдержать всю ее силу. Кажется, у Наставника Иисуса мгновенно возникает великий замысел в отношении этого искателя правды. Господь намерен сейчас же вырвать юношу из той жизни, где ему чего-то недостает. Он намерен сделать его внутренний мир настолько богатым, чтобы тоска о несбывшемся уже никогда не посещала его душу. Христос произносит слова, от которых вздрагивают все, кто их слышит: "...Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест" (Мк. 10:21).

Юноша потерял дар речи от неожиданности. Так любить он еще не умел. "Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!" (Мк. 10:22, 23).

Как много смысла в этом печальном заключении Спасителя. При поверхностном чтении может показаться, что разговор здесь замыкается на богатстве, на деньгах. Но это неверно.

Только что Христос был счастлив, ощущая искреннее детское доверие. Как легко и радостно дети отвечали взаимностью. Только что он провозгласил, что Царство Божье открыто для каждого, нужно лишь просто и по-детски довериться Богу. Принять Царство значит открыться, довериться Господу жизни. И тогда же провозглашается благословение. Минуту назад богатый юноша посетовал на пустоту в собственной душе. Христос немедля позвал его к другому богатству - богатству отношений, которые восполняют пустоту. Господь открылся ему, полюбил его, призвал его стать учеником. Уже готов был вспыхнуть свет жизни нового апостола. Уже начали зреть новые надежды в мыслях Спасителя. Но любовь к истине в сердце этого богатого юноши оказалась слабее, чем сам он предполагал.

Кажется, во всем Евангельском повествовании мы не найдем кого-то еще, кому Христос ответил таким скорым и пламенным порывом Своей души. И трудно найти второго такого человека, которого становится так жаль нам, читателям. Но нам жаль не только того, кто столько теряет. Долгим и мучительным взглядом провожает Иисус теряющуюся в толпе фигуру юноши. Никто, кроме Христа, не услышал в тот момент звука закрывающейся "двери" сердца. Господь побыл лишь на пороге сердца, которое полюбил. Теперь Он должен был уйти. Впереди Его ждут еще много пыльных дорог, вспыхнувших надежд, богатых и бедных искателей истины...

Приходилось ли вам ранее читать об этой встрече? Разве у вас никогда не возникала мысль о том, что Христос потребовал слишком много? Обидно, что такой хороший молодой человек потерялся в неизвестности? Не слишком ли строг оказался Иисус? Ведь Он ни с кем больше так не разговаривал. Ни до, ни после той встречи. Не произошла ли здесь ошибка?

Но не скрывается ли за этими вопросами нечто другое? Не предъявляем ли мы тем самым Богу претензии, упрекая за слишком сильную любовь? Так сильно любить нельзя. Мы к этому не готовы. Нам бы попроще, послабее...

Не оттого ли так часто можно встретить "духовных бобылей", доживающих в бесполезности свои скучные годы. Нам кажется удобней любить, не слишком углубляясь в серьезные отношения. Но у Христа ни одного чувства не бывает вполовину...

Из чего же складывается наше человеческое неумение любить Бога всем сердцем? Кого-то смущает происхождение Иисуса. Одним Он кажется слишком "человечным", другим - слишком Божественным. Вот Он замечает детей, которых спешит напоить душевным добром. А вот Он возвращает к жизни умершего. Сын Божий щедро делится знанием Священного Писания, но при этом не довлеет над людьми Своим особым, проникновенным ведением. Кому-то кажется, что Он слишком много внимания уделяет людям низшего круга. Может быть, это и хорошо, когда случается эпизодически. Но Христос с необъяснимым постоянством продолжает усердно служить им. Он отдает Себя, Свое время и внимание тем, на ком даже не принято надолго останавливать взгляд. При этом Спаситель всегда слишком нетерпим к порокам, с которыми мы научились мирно сосуществовать. При этом Он отделял пороки от людей и предостерегал нас от этого опасного сращивания. Полюбить Бога таким значит ступить на путь Его жизни. Значит обменять комфорт привычного на неудобство истинного. Может быть, еще вчера мы с недоумением смотрели вслед тем, кто решался последовать за Христом. А теперь и сами рискуем ощутить на себе такие же взгляды... Дилемма, мучительный выбор, без которого не бывает счастья самой высокой любви. Открыться ей или уступить смутным страхам?

А может, все отложить до завтра? А на следующий день, напуганные возможным несчастьем, мы станем искать и звать Бога. Однако страх - плохой помощник в поисках взаимности. Найдем ли мы другое сердце, подобное Христу, которое вызовет в нас такие же светлые чувства и мысли? Пройдет время, и что останется от нас, от тех блаженных и тревожных дней, когда впервые пережили мы близость Создателя? Что останется от тех крылатых надежд и стремлений первой любви к Нему?

Вопросы эти не праздны. Ведь первое радостное познание Бога не может остаться без развития. Оно должно перерасти в настоящую любовь или больно наказать за неумение любить.

Летом 1863 года во Флоренции русский художник Николай Ге завершил создание еще одного своего великого творения. Он работал над полотном "Тайная вечеря" дни и ночи напролет, и теперь труд был закончен.

В основу этого шедевра лег эпизод, имевший место в горнице накануне ареста и казни Спасителя.

С печалью взирает Иисус на знакомые лица двенадцати Своих учеников. Затем произносит эти тяжелые для Его сердца слова: "Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня". Ученики начали недоуменно озираться друг на друга, кого же Он имеет в виду. Затем по очереди в волнении стали спрашивать: "Не я ли, Господи?"

"Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам" (Ин. 13:23-26).

"Тайная вечеря" художника Николая Ге отражает самый напряженный момент, когда события начинают разворачиваться стремительно, когда все открыто и более не остается никаких вопросов. Мерцание маленького светильника отбрасывает тревожные тени на низкий потолок и стены убогой комнаты. Около стола на простом ложе по римскому обычаю возлежит Христос. Лицо Спасителя печально.

Возможно, художник здесь несколько нарушает привычную трактовку евангельского сюжета. Он показывает, что ропот непонимания и волнения пронесся среди апостолов. Вот, недоумевая, пораженный дерзостью Иуды, поднялся Иоанн. Негодуя, вскочил Петр. И только Христу открыто все, что происходит в душе изменника. Дьявол мщения, а не только корыстолюбия вошел в сердце Иуды. За предательство он получит лишь гроши. А сейчас он ищет мщения. Прежняя любовь ко Христу у него незаметно сменилась ненавистью. Неоправдавшиеся надежды ранят самолюбие Иуды. Ему кажется, что слишком мало получил он от Христа. А отдавать любя он так и не научился. Неумение любить вдруг превращается в бичевание для его половинчатого характера. Иисус знает: когда утихнет в Иуде этот безумный порыв и заговорит голос затоптанной совести, он не вынесет содеянного и погибнет. Итак, Иуда покидает Его. Ожидают испытания и других апостолов. Один из них вскоре, в эту же ночь, отречется от Него. А все остальные оставят Учителя в одиночестве. Но Иисус уже готов испить Свою чашу и не останавливает предательство. Он не просит о взаимной любви. И да сбудутся Писания пророков...

Судьба Иуды - предостережение всем и на все времена. Всматриваясь в картину Николая Ге, мы непременно заметим гениальную находку художника. Выражения лиц всех учеников Христа вполне различимы. Размыты лишь черты Иуды. Свет находится уже за его спиной. Лицо предателя покрыто тьмой и почти неразличимо. Нас пронзает мысль, которая заставляет вздрогнуть. На месте уходящего от Христа может оказаться и безвозвратно "погаснуть" лицо каждого из нас...

Христос был распят. Но Он не оставил без надежды тех, кого вдохновила однажды сила и величие Его любви. Воскреснув, Он вновь собирает и зовет смущенных и встревоженных учеников Своих. И один из них, Петр, у которого тоже был срыв, который пребывал в глубоком разочаровании оттого, что его слова о любви и преданности Учителю оказались лишь ничего не стоящим звуком, вновь встречается с Господом. И вновь он слышит, по сути, все тот же троекратный вопрос: "Любишь ли ты Меня?" В глубоком смирении он склоняется перед Спасителем, чтобы признаться, что нерешительность и сомнения оставлены им навсегда. "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!.."

Вопрос воскресшего Спасителя, заданный апостолу Петру, сегодня вновь стоит и перед нами: "Любишь ли ты Меня?"

Каким окажется наше решение, каким будет ответ? Нам дано равное право как все найти, так и все потерять. Пусть в каждом из нас явится любовь к Богу - самое возвышенное умение человеческой природы - и увлечет в вечность.

Как сказано кем-то из великих: "Бог открывает путь к вечности тем, кто не боится огня истины, поглощающего жизнь, но очищающего душу". Так появляется в человеке и увлекает его в вечность любовь к Богу - самое возвышенное умение человеческой природы.

Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий

Мир, погрязший в грязи и крови...

Верь в великую силу любви!..

С.Я. Надсон (1862-1887)