Неуютная лунная жидкость. Анализ стихотворения неуютная жидкая лунность есенина

Произведение представляет собой признание крестьянского поэта самому себе и окружающим, ответ на один из ключевых вопросов, которые ставила в то время жизнь – вопрос об индустриализации.

Есенин, всегда воспевавший природу родной страны и деревню, в которой прошло его детство, должен был сделать тяжелый выбор: остаться певцом патриархальной русской деревни или же, переборов тоску по прошлому, выступить за прогресс. Страна находилась на пороге следующего витка индустриализации. Отставание от западных стран грозило ей поражением и переходом в зависимое положение. Кроме того, находящиеся у власти коммунисты всегда считали необходимым подъем промышленности, крайне негативно относясь к единоличному крестьянскому хозяйству.

Крестьянский поэт сделал свой выбор и в данном стихотворении, написанном в середине двадцатых годов, он объяснил его причины. Есенин предпочел видеть обновленную деревню, пусть и не такой, как он привык. Он прямо пишет о бедности и нищете прежней Руси.

При этом видно, что поэт стремится разрушить образы, которыми любовался во множестве своих произведений. В этом стихотворении как бы специально подобраны не вызывающие симпатии символы русской деревни. Вербы усохли, дома – просто лачуги. Все это указывает на отсталость, несоответствие духу времени. Само название произведения - «Неуютная жидкая лунность», как бы подчеркивает это. В нем прямое указание на плохую приспособленность для жизни сочетается с символами далекого и жидкого, то есть неустойчивого, ненадежного. Центральным образом прежней деревенской жизни, которую Есенин теперь не желает видеть является скрип колес крестьянской телеги. Телега – это еще и символ бедности русского села, от которой его может избавить грядущая механизация.

Однако заметно, что новый индустриальный мир, с приходом которого соглашается крестьянский поэт, ему также не нравится. Он, конечно, видит силу своей страны в стальном и каменном, то есть заводах и городах, но не рисует образ новой России, могущество машин. Есенин лишь умом понимал необходимость ухода прежнего, но сердцем принять этого все же не смог.

Есенин не желает обманывать себя и других. Он говорит о том, что возможно для него не будет места в новой жизни. Однако поэт, видимо, знал, что он не нужен партии, поставившей целью переделать страну. Есенин чувствовал свое несоответствие меняющейся жизни.

Вариант 2

Больше всего на свете Есенину нравилась природа в том краю, где он родился и вырос. Именно поэтому во многих своих произведениях он описывает данную природу. В его стихотворениях встречается не только хвала родных краев и природы, но и ее красота и любовь. После революции многие поля были заброшены и некоторое время не засеивались. Больше всего на свете ему хотелось помочь своей стране, но сделать это он никак не мог. Да и ничего бы у него получилось у одного. Он старается осмыслить все, что происходит сейчас, и что будет происходить в будущем. В это произведение он вкладывает не только душу, но и сострадание.

И со временем ему перестало нравиться жить в деревне, и все больше хотелось в город. А разонравилась она только потому, что стала бедной и уже не приносила много урожая, как это было раньше. Крестьянам также не очень нравилось то, чем они занимаются и занимались они этим только потому, что им был дан приказ, а ослушаться начальство они не могли.

И своим произведением он призывает всех осмотреть свое положение, а также хотя бы немного изменить свое отношение к стране, ведь этим они не помогают ей, а наоборот делают еще хуже. Также Есенин знал, чем именно можно помочь стране, нужно засеять снова все поля и когда они будут приносить большой урожай, то и страна начнет подниматься.

Кроме этого в других странах давались специальные машины, которые помогали убирать большой урожай и свозить его в помещение, только вот у России такого не было. Крестьяне все должны были сделать сами и в помощь им никто не давался.

Если раньше они убирали урожай под музыку красивых песен, то теперь это делается под социалистические марши.

Прожив еще немного поэт расстается с жизнью. Именно своим стихотворением он старается сделать так, что патриотов своей страны стало намного больше, чем сейчас. А ведь многие люди стараются поскорее сбежать из деревни и жить в большом городе, где намного больше возможностей. Но не всегда удается, все эти возможности воплотить в жизнь и все оборачивается совсем по-другому. Все, что было раньше в селе или в деревне уже никогда не вернется и все что остается это вспоминать те времена и стараться изменить свою жизнь любыми подручными способами.

Анализ стихотворения Неуютная жидкая лунность по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова

    Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.

  • Анализ стихотворения Вот оно глупое счастье Есенина

    Произведение Вот оно, глупое счастье... публикуется в 1918 году. Стихотворение носит ностальгический характер. В нем поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он совершенно беззаботно проводил время

  • Анализ стихотворения Осень Некрасова
  • Анализ стихотворения На корабле Фета

    Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии

  • Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

    Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение.

Размышляя над стихотворением Есенина "Неуютная жидкая лунность…"

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально передать.

Главная особенность Есенинского творчества – искренность. Поэт изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение – частица самого поэта.

Ранние стихи Есенина изобилуют прекрасными картинами русской природы. В них показана неподдельная радость юноши, открывающего новый, удивительный мир.

В стихотворении "Неуютная жидкая лунность…", написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции.

Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но "воспринимал ее по-своему, с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.

Семнадцатый год не принес даже намека на "крестьянский рай" – "Инонию", который поэт воспел в своих стихах. Есенин начинает проклинать "железного гостя" несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.

Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается "Неуютная жидкая лунность…".

С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. "Лунность" – неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями, как "неуютная", "жидкая", создают совершенно иной образ. Новая "лунность" превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими "классическими" образами Есенина. Например, "усохшие вербы", "чахоточный свет луны". В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю. Но ровно посередине идет четверостишье:

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны

С этих строк начинается гимн прогрессу – "новой жизни". Поэт больше не жалеет об уходящей "деревенской Руси", ведь теперь он "хочет стальною видеть бедную, нищую Русь". Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:

"Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!"

Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: Не надо рая,

Дайте родину мою".

«Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин

поэзии Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин, -
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.

Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство. Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом. И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на стихи новоявленных поэтов, проповедующих социалистические идеи.

Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве. Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело. Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого . Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой. Есенин отмечает, что «равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне мал», подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.

Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством. Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации. «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», - призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.

Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован . Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях. Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли. Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продела путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего. Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее – за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом. Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».

Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,-
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность» Есенина

Размышления о советской деревне – основная тема стихотворения Сергея Александровича Есенина «Неуютная жидкая лунность». Впервые опубликованное в «Бакинском рабочем», это произведение – очередное прощание поэта со старой Русью.

Стихотворение написано весной 1925 года. Его автору в эту пору 24 года, он путешествует по Грузии, Узбекистану, Азербайджану. В городе Баку он заболел, как поспешно определили врачи, туберкулезом. Однако окончательный диагноз оказался не таким серьезным. По жанру – элегия, по размеру – трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 7 строф. Лирический герой – сам автор. Композицию можно считать кольцевой: рефрен «тележная песня колес» есть и в начале стихотворения, и в его финале. «Любя, проклинал»: это сложное чувство побудило поэта в 17 лет «вырваться» из села. Равнодушен, не мил, разлюбил: так отзывается поэт о стране березового ситца. Ему «видеть больно» бедность крестьянства. После поездки в США поэт писал о том, что «разлюбил нищую Русь».

Обращение с призывом в повелительном наклонении: полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям! Поэт хотел бы видеть крестьянина гордым, свободным, богатым. В «каменном и стальном» видит он залог будущей мощи «родной стороны». Дальше начинается противоречие: мне теперь по душе иное. Но разве в производственном искусстве есть место для души? «В новую жизнь не гожусь»: мотив неприкаянности часто звучит в поздних стихах С. Есенина. Индивидуально-авторские эпитеты, своей уничижительностью напоминающие стилистику В. Маяковского: неуютная жидкая, тоска бесконечных, усохшие, чахоточном. Сама природа тускнеет в глазах поэта, стыдится соседства с сохой, негодуют даже березы и тополя. Вековой, патриархальный уклад стал смешным для прогресса начала XX века. Но для торжества техники он подбирает двусмысленный эпитет «моторный лай». В глубине души С. Есенин, как и годом ранее в «Письме женщине», все еще не знает, «куда несет нас рок событий». Повторы: в сонме вьюг, в сонме бурь, ни за что. Последняя строфа похожа почти на заклинание. Поэт словно уговаривает сам себя, что «стальная Русь» — вот ближайшая цель, а дальше разберемся. «Неуютным» можно назвать и чувство, которое С. Есенин теперь испытывает, наездами появляясь в родном селе. Инверсия: вижу мощь я, видел я.

Из путешествия в Америку 1922 года С. Есенин вернулся под впечатлением от мощи «железа, электричества, гранита». Однако производственный пафос быстро сменился душевным разладом, что отражено в стихотворении «Неуютная жидкая лунность».

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально передать. Главная особенность Есенинского творчества — искренность. Поэт изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение — частица самого поэта.

Ранние стихи Есенина изобилуют прекрасными картинами русской природы. В них показана неподдельная радость юноши, открывающего новый, удивительный мир. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь — антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции. Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но «воспринимал ее по — своему, с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Семнадцатый год не принес даже намека на «крестьянский рай» — «Инонию», который поэт воспел в своих стихах. Есенин начинает проклинать «железного гостя» несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, «деревянную Русь». Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России народной.

Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается «Неуютная жидкая лунность…». С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. «Лунность» — неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, — вместе с такими определениями, как «неуютная», «жидкая», создают совершенно иной образ. Новая «лунность» превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими «классическими» образами Есенина. Например, «усохшие вербы», «чахоточный свет луны». В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю. Но ровно посередине идет четверостишье:

Мне теперь по душе иное… И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны

С этих строк начинается гимн прогрессу — «новой жизни». Поэт больше не жалеет об уходящей «деревенской Руси», ведь теперь он «хочет стальною видеть бедную, нищую Русь». Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:

«Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!»

Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: Не надо рая, Дайте родину мою».

Размышляя над стихотворением Есенина «Неуютная жидкая лунность»

Другие сочинения по теме:

  1. Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе,...
  2. На мучительный вопрос: «куда несет нас рок событий» — поэт не мог ответить. Именно в этот период рушатся его утопические...
  3. Русскую поэзию XX столетия невозможно представить без стихов Сергея Есенина. К вершинам поэзии поэт поднялся из глубин народной жизни. С...
  4. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил о себе...
  5. Эта Сочинение по Достоевскому, пожалуй, подходит С. Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и...
  6. Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами. Сборник «Радуница» складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался...
  7. Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он себя просто не мыслил, хотя...
  8. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине — основное в моем творчестве», — говорил С. Есенин....
  9. Пейзаж Есенина — не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в нее всегда «вкраплен человек». Этот человек...
  10. Сочинения по литературе: Стихотворение С. А. Есенина Запели тесаные дроги.. Россия — страна бескрайняя… И характер русский широкий, раздольный, но...
  11. ‘Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями,...
  12. Сочинения по литературе: Родина и природа в лирике С. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина...
  13. Сочинения по литературе: Россия в лирике А. Блока и С. Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в...