Непроизводные и производные предлоги правила. Правописание производных предлогов

НЕПРОИЗВОДНЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ Работу выполнила: Мячина Яна 7Б класс Преподаватель: Соколова Е.В.

Предлог Э то служебная часть речи, выражающая зависимость существительного (или заменяющего его местоимения) от другого существительного (забор вокруг дома, разговор с ними), прилагательного (слабый из-за болезни) или глагола (а также причастия и деепричастия - бежать по полю, бегущий по полю, не глядя на товарищей) в словосочетании и предложении.

Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Предлоги в отличие от самостоятельных частей речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества, не изменяются и не бывают членами предложения

Производные и непроизводные предлоги Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности: Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги в, на, без, из, про, при, с, у, через и другие. Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные

Непроизводные предлоги Непроизводные предлоги возникли очень давно и не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги: из, от, с, у, к, для, в, на, за, о, через, при, над и т. д. Большинство непроизводных предлогов многозначны и омонимичны приставкам: за ехать - за лесом, в ъе­хать - в лес, от ъехать - от леса, с ъехать - с горы, на ехать - на стол.

Непроизводные предлоги МНОГИЕ НЕПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ МОГУТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ С РАЗНЫМИ ПАДЕЖАМИ. Из школы, к морю, на машине, У друга, с мамой, в магазине, От дома, около буфета, За поворотом, до рассвета Грибы под деревом искал. А ты предлоги здесь узнал?

Производные предлоги Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные Например,предлог вокруг (ходить вокруг дома) происходит из наречия вокруг (хорошо видно вокруг), предлог путем (убедить путём веских доказательств)- из существительного путем в творительном падеже (служит удобным путем), предлог в продолжение (заседать в продолжение часа)- из сочетания существительного продолжение с предлогом в (верить в продолжение дружбы),предлог благодаря (справились благодаря помощи товарища)- из деепричастия благодаря(уходил, благодаря за оказанную помощь).

Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи, от которых они были образованы: наречные, отыменные и глагольные. Отыменные Наречные Отглагольные ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчёт, в деле, в меру, в силу, в отношении, в целях, в части, за исключением, по линии, по мере, по поводу, по причине, по части, со стороны, в связи с, наряду с, в отличие от. Внутри, вокруг, впереди, напротив, поверх, посреди, сверху, свыше, сзади, вслед, наперекор, вопреки, согласно, соответственно, между, помимо. благодаря, включая, исключая, спустя, кончая, не считая, начиная с, несмотря на.

Отыменные Отыменные предлоги образовались из различных падежных форм имён существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения, например: насчёт работы, по поводу заявления, посредством приставки, ввиду обвала, по случа ю праздника, в течение урока и т. д.

Наречные Наречные, образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения: близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, поозади, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди и т.д.);

Глагольные отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения: благодаря, исключая, несмотря на, невзирая, спустя и др.

Противопоставляемые слова Самостоятельные части речи Производные предлоги Имена существительные и предлоги, существительных. Положить деньги на счёт; допустить ошибки в следствии; изгибы в течении реки; находиться в заключении; иметь в виду; поверить в силу. Поговорить насчёт работы; неприятности вследствие переговоров; беседовать в течение часа; сказать в заключение лекции; опоздать ввиду непогоды; остаться в силу обстоятельств. Наречия и предлоги, образованные от наречий. Посмотреть вокруг, осмотреться кругом, находиться вблизи идти вдоль, жить в доме напротив, находиться возле, быть впереди, находиться внутри. Повернуть вокруг оси, пройти кругом пруда, находиться вблизи объекта, идти вдоль дороги, стоять напротив дома, находиться возле больного, быть впереди всех, находиться внутри помещения. Деепричастия и предлоги, образованные от деепричастий. Идти, не смотря по сторонам; встать, благодаря учителя за поздравления. Помочь несмотря на неприятности; выиграть благодаря нападающему.

Производные предлоги, как правило, употребляются с одним падежом: благодаря совету согласно правилам наперекор (чему?) прогнозу вопреки приказу навстречу ветру в продолжение дождя в течение грозы по мере (чего?) движения вследствие ненастья ввиду обстоятельств

>>руский язык 7 класс >> Русский язык: Производные и непроизводные предлоги

Производные предлоги

В русском языке существуют предлоги производные и непроизводные. Но сейчас мы с вами познакомимся с производными предлогами. Мы с вами познакомимся с определением производных предлогов и узнаем, какие это предлоги.

Какие предлоги называются производными

Производные предлоги – это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи при утрате ими своего значения и морфологических признаков.

Или же можно еще сказать о производных предлогах, что такие предлоги образовались способом перехода из самостоятельных частей речи в служебные. При таком переходе самостоятельных частей речи в служебные, первые теряют свое лексическое значение и морфологические признаки.

Также, очень важно уметь различать производный предлог и омонимичные им самостоятельные части речи.

К примеру: В первом предложении слово «благодаря» будет деепричастием, а вот во втором - будет выступать в роли производного предлога.

Миша, уходя из дома, благодарил бабушку за вкусный завтрак. Благодаря хорошим знаниям предмета, Оля получила на экзаменах хорошую оценку.

Или возьмем, к примеру, такие предложения:

Вследствие снежных заносов проехать было невозможно. В следствии по делу о краже были обнаружены новые улики.

Если рассматривать эти предложения, то в первом предложении стоит произвольный предлог, а во втором - имя существительное.

Давайте более подробно рассмотрим вопрос, как же отличить производный предлог от другой части речи?

Во-первых, к предлогу поставить вопрос невозможно;
Во-вторых, у предлога отсутствует роль, которую бы он мог выполнить самостоятельно;
В-третьих, отличительной чертой предлогам, может быть то, что к нему можно подобрать синоним.

Производные предлоги можно разделить на такие три группы:

1. Это предлоги, образованные от имен существительных. Они могут носить название отыменных предлогов;

Например: Ввиду нехватки времени, пришлось отказаться от занятий в секции. Мама хотела поговорить по поводу успеваемости сына.

2. Предлоги, которые образованы от наречий. Их еще называют наречными предлогами;

Например: Напротив окна росла береза. Вокруг дома стоял забор.

3. И предлоги, образованные от деепричастий. Их еще называют отглагольными предлогами.

Например: Благодаря Тарасу у меня появилась интересная книга.

И хотя производный предлог имеет свойство состоять из нескольких частей, но в итоге он всегда являют из себя одно слово.

Правописание производных предлогов



Упражнение 1.

Прочитайте внимательно предложения и установите, где в этих предложениях производные предлоги, а в каких другие части речи:

Ввиду предстоящего отъезда встречу пришлось отложить. Вследствие сильного дождя все тропинки были размыты. Вследствие болезни Ваня пропустил много уроков. Не счет были перечислены деньги. Я пришел поговорить насчет дополнительных уроков. Вместо уроков Денис пошел гулять с друзьями. Я непременно выполню все, что мне задали. В течение недели должен прийти запрос.

Упражнение 2.

Посмотрите внимательно на предложения. Вместо точек, какие бы вы вставили предлоги?

… на плохое настроение мне удалось выучить стих.
… сорока пяти минут учитель объяснял новую тему.
Приступ астмы сняли … помощи врачей.
Наконец-то мне удалось поговорить … работы.

Повторение пройденного материала

4. Вспомните определение, какая часть речи называется предлогом?
5. Какие виды предлогов вы уже изучили?
6. Какие предлоги называются непроизводными?
7. В чем их отличие от производных?
8. Наведите примеры непроизводных предлогов?
9. Является ли предлог членом предложения?
10. Можно ли предлог заменить синонимом?

конспект уроку и опорный каркас

Инструкция

Сравните предложения: «Мы бегали вокруг дома», «Вокруг было много цветов». В первом «вокруг» является производным предлогом, во втором – , являющимся в предложении места. «Он ко мне, благодаря» и «Благодаря ему мое улучшилось». В первом предложении «благодаря» – деепричастие, во втором – предлог.

Части речи - это группы слов со схожими признаками. В русском языке различают самостоятельные и служебные части. Самостоятельные называют предметы, свойства, количество, действие, состояние или указывают на них. Эти слова получили такое название, так как могут употребляться в речи без служебных слов.

К самостоятельным частям речи относят существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречи е. Существительное - это самостоятельная часть речи , которая обобщенно называет предмет и отвечает на вопросы кто? что? Эта группа слов может обозначать предмет (стол, дом), лицо (мальчик, студент), ( , ), признак (глубина, высота), отвлеченное понятие (совесть, альтруизм), действие (пение, танец), отношение (равенство, исключительность). Существительные одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными, имеют род, число и падеж. В предложении они чаще всего выступают или . Прилагательное - самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?". Под признаком принято понимать свойства, качество, принадлежность, характеризующие предметы.По значению прилагательные разделяются на качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные зависят от существительных и согласуются с ними, то есть, ставятся в таком же падеже, числе и роде. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму (зеленый, зелен). В предложении эти части речи обычно бывают согласованными определениями. Краткие прилагательные употребляются только как сказуемые.Глагол - самостоятельная часть речи , которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (быть, смотреть). Глаголы бывают несовершенными и совершенными, переходными и непереходными. Эта часть речи изменяется по наклонениям. Начальная (неопределенная) форма глагола называется инфинитивом. Она не имеет времени, числа, лица и рода (делать, ходить). В предложении глаголы являются . Причастие - это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Оно отвечает на вопросы "какой?", "какое?", "какие?" (летающий, рисуемый).Деепричастие - особая неизменяемая форма глагола, обозначающая признак, но выступающая как признак другого действия. Оно отвечает на вопросы "что делая?", "что сделав?" (плача, играючи, пропустив).Числительное - самостоятельная часть речи , которая обозначает число, количество предметов, а также порядок их при счете. По значению они делятся на количественные (отвечают на вопрос "сколько?") и порядковые (отвечают на вопросы "какой?", "какие по счету?"). Числительные изменяются (пятый, пятого, пятому). В предложении числительные бывают подлежащим, сказуемым, обстоятельством времени, определением. Местоимение - самостоятельная часть речи , указывающая на предметы, признаки, но не называющая их (я, мой, этот).В предложении употребляются в роли подлежащего, дополнения, определения, реже - обстоятельства, сказуемого. По значению местоимения делятся на личные (я, ты, он, они), возвратные (себя), вопросительные (кто, какой), относительные (кто, чем, который), неопределенные (нечто, некоторый), отрицательные (никто, сколько-то), притяжательные (мой, наш, свой), указательные (тот, такой, столько), (всякий, другой).Наречи е - самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета, признак действия, признак другого признака. Оно отвечает на вопросы "как?", "куда?", "где?", "когда?", "почему?", "для чего?" (хорошо, внимательно, красиво, завтра, очень). Наречи е не склоняется, не спрягается, в предложении чаще всего бывает обстоятельством.

Видео по теме

Источники:

  • Самостоятельные части речи
  • какая часть речи отвечает на вопрос где

Практически всегда, попробовав аромат, вы безошибочно угадаете, для представителей какого пола он создан. Тонкие ценители парфюмерии узнают отдельные ноты к композиции туалетной воды, присущие только продукции для мужчин или женщин.

Инструкция

Современные туалетные воды, эпоха которых наступила в первой половине XX века, состоят из нескольких групп нот, постепенно раскрывающихся в аромате. Базой для женских ароматов являются цветочные, ягодные и фруктовые запахи – таково представление о представительницах прекрасного пола, нежных и сочных, словно дары природы. А основательность и надежность подчеркивают древесные и травянистые ноты.

Некоторые эфирные масла вовсе не используются в женской : лаванда и шалфей придают композиции табачный оттенок, который не к лицу нежным леди. Индивидуальный характер ароматов на коже конкретного человека достигается за счет использования определенных нот. В водах для этих целей, как правило, используется мускус, в мужских – амбра. Без мускуса или амбры аромат не сплетался бы с естественным запахом человека, а «звучал» бы отдельно.

Как правило, женщины менее постоянны в своих парфюмерных предпочтениях. Если мужчина может годами пользоваться одним и тем же ароматом, представительницы прекрасного пола склонны экспериментировать, изучать . Дамы не откажутся иметь в своем распоряжении 3-4 флакона на разные случаи: легкий фруктово- для делового утра, для женственного образа, богемный пряно-восточный, свежий цитрусовый для активного отдыха.

Наконец, духи можно отличить и по дизайну флакона. Упаковка для дамских ароматов, как правило, более причудлива. Чтобы привлечь внимание представительниц прекрасного пола, производители используют разные цвета, необычные формы и материалы. Мужчины в большинстве своем более консервативны, поэтому туалетные воды для них упаковывают во флаконы строгих геометрических форм, без излишеств и украшений.

Изучающие иностранные языки сталкиваются с проблемой постановки таких служебных частей речи, как . Это относится и к английскому языку. Однако эту проблему можно решить достаточно просто, а именно – ознакомиться с правилами и выполнить ряд практических заданий.

на русский , как «за». "This lawn is behind our yard". «Этот газон расположен позади нашего двора». "Under" – под. К примеру, "There is a toy under the bed of the child". «Под кроватью ребенка находится ». Как предлог места, "by" имеет значение «около» или «у». "This nice guy is standing by me". «Этот парень стоит около меня сейчас». "In front of" переводится на русский как «перед». "There is a big bookstore in front of my house". «Перед моим домом расположен большой книжный магазин».

Уделите внимание также и предлогам направления в языке. Самый распространенный из них – "to". Он может иметь значения «к», «на», «в». "I’m going to Paris this week". «Я еду в Париж на этой неделе». "From" переводится на русский, как «из» и «от». "I have come from Moscow". «Я приехал из Москвы». "Out of" имеет значение «из». "I’m taking out a pencil out of my bag". «Я вынимаю карандаш из своей сумки». Еще один важный предлог – "at". Он имеет следующие русские эквиваленты: «у», «на», «около». "They have been at Smiths recently". «Они недавно были у семьи Смит».

Цифры, стоящие рядом с буквенным обозначением, указывают на октановое число; чем они больше, тем стабильнее молекулы бензина и меньше детонация. Перед октановым числом может стоять одна буква (А) или две (АИ). «А» обозначает, что топливо предназначено для автомобилей, «И» свидетельствует, что октановое значение было определено исследовательским способом. Высокооктановое топливо всегда дороже. Стоит сразу отметить, что в бытовых условиях самостоятельно определить марку топлива, т.е. его октановое число невозможно, - нужны лабораторные исследования. Однако разобраться с применением, преимуществами обеих марок вполне реально.

Бензин АИ-92

Считается относящимся к категории Regular motor gasoline. Это высокооктановое топливо, используемое в автомобильных двигателях с высокой степенью сжатия. Бензин стоек к детонации и обеспечивает плавную работу мотора. Однако в европейских странах считается «вымирающим» видом топлива, в основном из-за токсичности отработанных газов. АИ-92 широко используется в России. Данный бензин может быть этилированным и неэтилтрованным (согласно количеству свинца).

Бензин АИ-95

Относится к категории Рremium motor gasoline. Считается топливом улучшенного качнства. При его изготовлении используют газовый бензин, различные присадки для уменьшения детонации. В данном виде топлива минимально содержание свинца, что дает несомненный плюс в экологическом плане. Также существует подкласс 95-го бензина – топливо «Экстра», отличающееся полным отсутствием свинца. По антидетонационным качествам АИ-95-й почти аналогичен своему «коллеге», 93-му бензину.

Сравнение марок топлива

Если сравнивать в теоретическом плане, то 95-й бензин качественнее 92-го, по крайней мере, токсичность отработанных газов значительно меньше. Однако на практике дело обстоит несколько иначе; особенно, если это связано с российскими АЗС. Основное отличие 95-го от 92-го заключается в наличии большего количества присадок, в частности, различных эфиров, которые способствуют более быстрому сгоранию топлива, что дает небольшую экономию при расходе бензина. Но в реальности эта экономия с лихвой «съедается» более высокой стоимостью.

Более того, как показывает практика, бывает так, что на российских заправках 92-й оказывается лучше 95-го. По сути, разница между этими двумя типами топлива сегодня минимальна и зависит от добросовестности производителя и продавца. Поэтому выход только один – заправляться на проверенной АЗС.


Для того чтобы найти производную функции, возьмите произвольную функцию – зависимость «игрека» от «икса». Замените в выражении этой функции ее аргумент на приращение аргумента и разделите полученное выражение на само приращение. Вы получите дробь. Далее необходимо провести операцию предела. Для этого нужно устремить приращение аргумента к нулю и пронаблюдать, к чему устремится в этом случае ваша дробь. Та конечная, как правило, величина и будет являться производной функции. Обратите внимание, что в выражении для производной функции уже не будет никаких приращений, ибо вы устремили их нулю, поэтому останется только сама переменная и (или) константа.

Итак, производная - это отношение приращения функции к приращению аргумента. Каков же смысл такой величины? Если вы, например, найдете производную линейной функции, то вы увидите, что она постоянна. Причем эта константа в выражении самой функции просто умножается на аргумент. Далее, если вы построите график данной функции при разных значениях производной, просто меняя ее раз за разом, то вы заметите, что при больших ее значениях наклон прямой становится больше, и наоборот. Если же вы имеете дело не с линейной функцией, то значение производной в данной точке вам о наклоне касательной, проведенной в данной точке функции. Таким образом, значение производной функции говорит о скорости роста функции в данной точке.

Физический смысл производной

Теперь, чтобы понять физический смысл производной, достаточно просто заменить вашу абстрактную функцию на любую физически обоснованную. К примеру, пусть вы имеете зависимость пути перемещения тела от времени. Тогда производная от такой функции скажет вам о скорости перемещения тела. Если вы получите значение постоянное, то можно будет говорить о том, что тело перемещается равномерно, то есть с постоянной скоростью. Если же вы получите выражение для производной, линейно зависящее от времени, то станет понятно, что движение равноускоренное, ибо вторая производная, то есть производная данной производной, будет постоянной, что фактически означает постоянство скорости скорости тела, а это и есть его ускорение. Вы можете подобрать любую другую физическую функцию и увидеть, что ее производная даст вам определенный физический смысл.

Цель: знакомство с отличием производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов.

Задачи:

1. Дать понятие о производных и непроизводных предлогах, их сходстве и отличии.

2. Закрепить правописание сложных предлогов.

3. Совершенствовать речевую компетентность обучающихся.

Методические приёмы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: Исправьте речевые ошибки.Предостеречь от опасности, уверенности в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов. (Предостеречь от опасности, уверенность в победу, беспокоиться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свойственный глаголам).

II. Проверка домашнего задания

1. Связный монологический ответ на тему «Предлог как служебная часть речи» (1 ученик рассказывает, остальные приводят примеры и рецензируют его ответ).

2. Проверка составленных обучающимися табличек и обобщение материала по данной теме с использованием таблицы.

«Предлог как служебная часть речи»:

1. Предлог – маленькое слово, необходимая часть нашей речи.

2. Не изменяется.

3. Отдельно от самостоятельных слов в речи не употребляется.

4. Выражает зависимость имени существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

5. Выражает различные отношения между самостоятельными словами.

6. Имеет значение, которое проявляется только в сочетании с самостоятельными словами.

7. Образует двусторонние синтаксические связи между главным и зависимым словом.

8. Входит в состав членов предложения вместе с падежной формой имени и уточняет значение падежа.

III. Понятие о производных и непроизводных предлогах

1. Слово учителя.

Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги в, на, без, из, про, при, с, у, через и другие. Они используются с разными падежами, имеют много значений.Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (шахматист играет не смотря на доски) и так далее.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (§ 50, стр. 136).

Что нового узнали о предлогах?- Какие предлоги называются непроизводными? Производными?- Как образуются производные предлоги?3. Обобщение учителя с использованием таблицы:

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 296: комментированное письмо.

2. Самостоятельна работа.

Ребята, у каждого на парте карточка.Задание: Выпишите из предложений словосочетания с производными предлогами, потом существительные с предлогами. Докажите свою точку зрения.В течение трёх дней производилась погрузка угля.(Обручев). В продолжении романа уже не было ничего интересного. В продолжении экспедиции полярники уже не были заинтересованы. Беспокойное поведение собак в течение ночи заставляло полагать, что могут встретиться какие-то животные.(Обручев). Река разлилась, и в течении её наметились изменения.

3 Анализ словосочетаний с производными предлогами.

Задание. Из предложений, записанных на доске, выпишите словосочетания с производными предлогами, поставив глаголы в начальной форме; сделайте необходимые графические обозначения, определите значение производных предлогов и падеж существительных. Скажите, от каких самостоятельных частей речи образовались эти предлоги.(Попутно объясняются трудные орфограммы и обращается внимание на правописание производных предлогов).

1. Вследствие большой разницы температур и атмосферного давления над внутренними областями Антарктиды дуют постоянные ветры с материка.

2. В связи с восходящим движением воздуха у поверхности Земли близ экватора образуется низкое давление.

3. Знания о Земле, её природе, населении накапливалось в течение долгих тысячелетий.

4. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, движущийся воздух постепенно отклоняется к востоку и не доходит до полюсов.

Образец записи

Вывод: Производные предлоги так же, как и непроизводные, выражают зависимость одних самостоятельных слов от других, устанавливая между ними определённые отношения.В отличие от непроизводных предлогов, которым присуща многозначность, производные однозначны и употребляются с каким-нибудь одним падежом.Это связано с тем, что производные предлоги сохраняют на себе следы значений тех самостоятельных частей речи, от которых они образовались: существительных, наречий, деепричастий.- Приведите примеры, в которых слова «в течение», «вследствие», являлись бы самостоятельными частями речи.4. Упражнение 297 (устно); фонетический, морфологический и синтаксический разбор – на доске (3 ученика выполняют разборы у доски, остальные ученики делятся на 3 варианта, работают самостоятельно, затем осуществляется проверка).Вывод: производные предлоги, приведённые в упражнении, образованы из наречий.

V. Подведение итогов

(Осуществляется при помощи сигнальных карточек: П – производный предлог, Н – непроизводный предлог).Показаться из-под земли. Стоять напротив дома. Победить благодаря силе воли. Опоздать в связи с задержкой транспорта. Отплыть от берега. Поссориться из-за пустяка.

VI. Рефлексия

Дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.

Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.

VII. Задание на дом

Цели урока:

  • Образовательная : познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; учить различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.
  • Развивающая : развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
  • Воспитательная : воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование урока: карточки с заданиями для учащихся, презентация

Ход урока

1. Мобилизующий этап. Приветствие, запись числа в тетради

2. Повторение

Учитель . Начинаем наш урок с повторения изученного о предлоге. Приложение 1

Прочитайте группы словосочетаний и определите отношения, выражаемые предлогами.

Ехать мимо дома, бежать вдоль реки (пространственные, место); скучать по матери, думать о друге (объектные); вернуться к вечеру, встретить после уроков (временные); ввиду плохой погоды, не пришла из-за болезни (причинные); купили для лечения, прийти с проверкой (целевые).

Учитель : А теперь вспомним правильное употребление предложных и беспредложных сочетаний.

Как правильно сказать: Товарищи! Оплатите за проезд. или Уплатите проезд. (оплатите (что?) проезд; уплатите (за что?) за проезд)

С какими предлогами В или НА могут сочетаться данные слова:

  • БЫТЬ УЧАСТВОВАТЬ СТАРТ (участвовать в старте, быть на старте);
  • ПРИСУТСТВОВАТЬ, УЧАСТВОВАТЬ МИТИНГ (участвовать в митинге, присутствовать на митинге);
  • ОБСУДИТЬ, УЧАСТВОВАТЬ ЗАСЕДАНИЕ (участвовать в заседании, обсудить на заседании);
  • ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ, ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС МАТЕМАТИКА (интересоваться математикой, проявлять интерес к математике);
  • РАССКАЗАТЬ, КОСНУТЬСЯ ПРОЕКТ (рассказать о проекте, коснуться проекта);
  • ЛЮБОВЬ ПРЕДАННОСТЬ РОДИНА (любовь к Родине, преданность Родине);
  • ОТЗЫВ РЕЦЕНЗИЯ КНИГА (отзыв о книге, рецензия на книгу).

Учитель : ответьте на вопросы:

  1. Что такое предлог?
  2. Как пишутся предлоги с другими словами?
  3. Какими по значению могут быть предлоги? От чего это зависит?
  4. С каким падежом употребляются предлоги: ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ПРИБЫТИИ?
  5. С каким падежом употребляются предлоги: БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ и т.д.?

3. Тему урока учитель записывает на доске. (слайд) Формулирование учащимися цели урока

Учитель . Учитывая тему урока, поставьте цель урока.

Цель :

  • познакомиться с...
  • учиться различать...,
  • правильно использовать...

Цель урока: познакомиться с производными и непроизводными предлогами; учиться различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи

4. Изучение нового материала. Практическая работа по тексту . Приложение 2

Какими бывают предлоги по происхождению?

Составьте опорную схему (таблицу) по материалу.

Расскажите об особенностях производных предлогов.

Практическая работа с текстом: прочитайте текст, расскажите об особенностях непроизводных и производных предлогов.

По происхождению предлоги бывают непроизводными и производными.

Непроизводные предлоги не образовались ни от каких других слов (частей) речи и с древних времён употребляются только как предлоги . Большинство непроизводных предлогов являются омонимами по отношению к приставкам. Например: при доме – приехать.

Производные предлоги образуются от разных знаменательных частей речи . По этому признаку среди них выделяются наречные, отымённые и отглагольные предлоги.

Наречные предлоги образуются от наречий , имеют наибольшее распространение и образуют слово- сочетания с обстоятельственными и объектными отношениями. Например: остановился вблизи дома (место), отдыхал после работы (время).

Отымённые предлоги образуются от существительных . С их помощью образуются слово-сочетания, выражающие различные обстоятельственные и объектные отношения. Например: не пришёл по причине распада(причина), образовался путём распада(образ действия), работал в течение жизни(время), ответил по поводу заявления (объект).

Отглагольные предлоги произошли от деепричастий и употребляются в словосочетаниях, выражающих причинные, уступительные и временные отношения. Например: достиг, несмотря на трудности(уступка), благодаря заботам(причина), вспомнил спустя неделю(время). (Из книги А.В.Дудникова, А.И.Арбузова “Русский язык”)

4. Закрепление изученного по теме урока

1) Выборочный диктант: Выпишите словосочетания с непроизводными предлогами (1 вар) и производными предлогами (2 вар).

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавит к двум, шагает в колонне, прочитать в течение дня, сбегает с горы, расплатиться согласно договору, устанет с непривычки, слабость вследствие болезни.

Проверка:

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта
подписывает на конверте, дом вблизи реки
отступает от темы, бежать впереди всех
разделить на пять, приехать спустя неделю
вдумается в смысл, разговор насчёт отпуска
прибавит к двум, прочитать в течение дня
шагает в колонне, расплатиться согласно договору
сбегает с горы, слабость вследствие болезни
устанет с непривычки.

2) Творческое задание: Подберите к данным непроизводным предлогам синонимичные производные.

Из-за непогоды (вследствие), после окончания школы (по окончании), о сроках (насчёт), для самообороны (в целях), за отсутствующего (вместо), через переговоры (путём), через (поперёк) дорогу, у (возле) костра.

5. Проблемный вопрос: Как различать производные предлоги от омонимичных частей речи?

Ребята шли (где?) впереди Ребята шли впереди (впереди чего?) отряда. (перед отрядом)

Правило – помощник!

Предлог включатся в падежный вопрос. Производный предлог может быть заменён непроизводным или другим производным предлогом.

3) Объяснительный диктант: укажите производные предлоги и омонимичные им части речи.

Я знаю этот лес вдоль и поперёк. – Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев.

Поперёк речонки лежало небольшое бревно.

Вблизи виднелся лес. – Вблизи села протекала река.

Ступай себе мимо.- Судно весело бежит мимо острова Буяна.

Петя надеялся на встречу с товарищами.- Товарищи шли навстречу друг другу.

4) Выполните тест

1. Слово НАД – это:

А) предлог;

Б) приставка;

В) может быть предлогом и приставкой .

2. Найдите словосочетание с предлогом, который имеет причинное значение:

А) виднеется из-за горы;

Б) опоздать из-за дождя;

В) понятно из рассказа;

Г) насчёт его поступка.

3. Найдите предлог, образованный от деепричастия:

А) благодаря;

Б) согласно;

В) вопреки;

Г) наподобие.

4. Найдите словосочетания с производными предлогами:

А) жить при станции;

Б) благодаря обильным дождям ;

В) растет вдоль забора;

Г) идут впереди отряда.

5. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлог:

А) Стадо потянулось мимо дома.

Б) Не проходите мимо .

В) Поперек дороги уложили бревна.

Г) Впереди шли самые стойкие.

6. Укажите группу непроизводных предлогов:

А) благодаря, до, за, перед, вокруг;

Б) согласно, через, навстречу, до, у, путем;

В) через, при, без, для, над;

Г) с, у, об, вдоль, при.

5) Конструкторский практикум: Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

1. Старшая сестра учится В университете НА экономическом факультете.

2. Я соскучился ПО отцу, матери, сестре.

3. Всё нужно выполнять СОГЛАСНО инструкции.

4. Поход состоялся БЛАГОДАРЯ хорошей погоде.

5. Мальчик остался в классе ВОПРЕКИ просьбе друга.

6. Всходы были дружными, НЕСМОТРЯ НА засуху.

Для сильных учащихся редакторская правка по упражнению 343 стр 141 учебника.

11. Итог урока, рефлексия

12. Домашнее задание: Параграф 54, стр 139. (записи в справочнике) Упр. № 337.