Неправдоподобная история (художественный вымысел). Какая неправдоподобная история на самом деле правда

Ребят,извините,что пишу на школьные знания,но срочно надо.Кто помнит,как называется аниме,про старшего брата(ему лет 16-17) и про его младшую сестру(ей

5-6 лет)?Я помню,что брат всегда забирал сестрёнку из садика,а у этого брата была девушка.И вот однажды,брат запоздал,и сестрёнка убежала из садика неведомо куда.Брат пришёл в садик,а там ему сказали,что она сказала,что он за ней пришёл.И вот он отправился её искать,когда он проходил мимо детской площадки,он услышал шорох,и зашёл в маленький детский домик,в виде грибочка,а там сидела его сестрёнка и лопаточкой ковыряла в песке,она услышала шаги и повернулась.Там стоял её брат:он спросил-Почему ты убежала?
А она ответила:Я тебе не нужна,у тебя есть подружка...
Дальше я не помню,помню ещё,что брат и его девушка подметали улицу.Кто знает как называется это аниме,скажите,пожааалуйста.Я его давно смотрела,уже не помню,лет в 5 смотрела:с Пожалуйста,скажите,люди добрые:С

как называли алфавит созданный Кириллом и Мефодием 1-4 фамилия изобретателя книгопечатания. 2-запись из года в год 3 другое название букваря. 5-краска

желтого цвета..6-буква типографского набора 7-знак древнеегипететского письма 8 так на Руси называли столицу Византии 9 совокупность букв располложенных порядку????????????

Наталья Викторовна Иванова: 1. Как называют растения, которые человек выращивает в саду, поле, огороде? 1. уличные 2. домашние 3. культурные

2. Найди группу, в которой перечислены только овощные культуры. 1. малина, смородина, крыжовник, земляника 2. лук, помидор, редис, щавель 3. рожь, чеснок, огурец, рис 3. Как называют животных, которые сами добывают себе пищу, устраивают жильё, выводят потомство? 1. самостоятельные 2. лесные 3. дикие 4. Выбери продукты, которые человек получает от коровы. 1. молоко, сыр, пух, шкуры 2. творог, сметана, сало, перья 3. мясо, молоко, шкуры, кефир 5. Где надо ставить большинство комнатных растений? 1. в тени 2. ближе к свету 3. в затемнённых местах 6. Какой должна быть вода для полива? 1. холодной 2. горячей 3. комнатной температуры 7. Найди высказывание, которое относится к правилам друзей природы. 1. Выпавших из гнезда птенцов надо забирать домой. 2. В лесу надо соблюдать тишину. 3. Бабочек надо ловить сачком. 8. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо? 1. промышленность 2. сельское хозяйство 3. торговля 9. Найди материал, из которого сделана тетрадь. 1. пластмасса 2. древесина 3. металл 10. Что относится к подземному транспорту? 1. электропоезд 2. теплоход 3. метро 11. К каким учреждениям относят школу, гимназию, университет? 1. образования 2. культуры 3. развлечения 12. К чему относятся голова, шея, туловище, конечности? 1. внутренние органы 2. внешние органы 3. части тела 13. С помощью какого органа человек дышит? 1. лёгкие 2. печень 3. кишечник 14. Найди предмет гигиены, которым могут пользоваться все члены семьи. 1. полотенце 2. мыло 3. расчёска 15. Какой переход является самым безопасным? 1. на светофоре 2. по зебре 3. подземный переход 16. Соедини номера телефонов и названия срочных служб: 01 милиция 02 скорая помощь 03 пожарная охрана 17. Переходя улицу, необходимо быть: 1. сильным, смелым, стройным 2. собранным, внимательным, осторожным 3. умным, красивым, радостным

Продолжая разговор о или патологической лжи, нужно сказать, что человек, лгущий из лести или ради собственной выгоды к этой категории не относится. Общение с обычным лжецом удовольствия не доставляет, но чаще всего поймать его на лжи не составляет труда. могут быть хорошими актерами, могут даже разыграть целое представление, но от патологического лжеца их отличает один важный признак – они прекрасно осознают, что говорят неправду.

Патологический лжец – человек с комплексом Мюнхгаузена, склонный к мифомании, живет в построенном им самим воздушном замке, в созданных им фантазиях. И живет так долго, что считает их настоящими. Рассказывать фантастические истории . Когда же человек сталкиваеся с таким поведением взрослого, он теряется …. и нередко верит, так как очень сложно предствить, что взрослый, с виду вроде бы адекватный человек, может от начала до конца выдумать какую-то историю с большим количеством подробностей. А кроме того, патологический лжец настолько верит в свой рассказ, что его эмоции совершенно искренни. А если к тому же это кто-то из близких людей, то иногда люди верят, потому что просто трудно представить, что человек все время врет. Близкое общение с человеком, страдающим мифоманией, может стать самой настоящей психологической травмой, поскольку реальность, в которой он существует, далека от привычной действительности. Такому человеку ничего не стоит начать уверять, что черное – это белое и наоборот. А если вы попробуете уличить его во лжи, может встать в позу оскорбленного достоинства или устроить скандал или бойкот.

Характерные признаки патологического лжеца:

При наличии хотя бы 3-4 признаков можно с уверенностью говорить о мифомании.

Что же делать, если вы распознали этот комплекс в одном из своих знакомых? Во-первых, нужно признать проблему и перестать верить в «художественные» небылицы. Не нужно пытаться что-то доказывать этому человеку, переубеждать его, оправдываться перед ним, когда он начнет вас обвинять. И постараться поменьше с ним общаться, если это возможно, поскольку комплекс Мюнхгаузена – это серьезная проблема, корректировать которую должен психотерапевт.

От себя могу добавить, что в жизни мне встречались такие люди, и общение с ними доставляло очень большой психологический дискомфорт, так как если человек тебя уверяет, что черное – это белое и все это говорится с таким жаром и так уверенно, что в какой-то момент (особенно, когда с этим сталкиваешься в первый раз) может возникнуть сомнение в собственной психической полноценности. Конечно, со временем, когда начинаешь понимать, что происходит, все встает на свои места, но до этого иногда приходится пережить немало неприятных мгновений.

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две… Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой. Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у нее было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили: «Почему Лёва не ходит в школу?» Мама печально ответила: «Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…»

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

А мы его по очереди в школу водить будем.

Маленький Лёва Понтрягин

И домой провожать.

И уроки поможем делать, - перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

У мамы на глаза навернулись слезы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом.

Лёва с трудом сказал:

Здравствуйте.

И тут со всех сторон посыпалось:

Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.- А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

Лев Семёнович Понтрягин за работой. 1960-е годы.

А я по истории.

Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слезы. После ухода ребята составили план - кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятеркам, даже больше, чем своим! Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс.

Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…

Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. Не счесть людей, прозревших для добра.

Во время вручения докторского диплома в Салфордском университете. Англия, 1977 г.

Лев Семёнович Понтрягин (1908-1988) - советский математик, один из крупнейших математиков XX века, академик АН СССР, потерявший в 14 лет зрение. Он внес значительный вклад в алгебраическую и дифференциальную топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление, теорию управления. В теории управления Понтрягин - создатель математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит т.н. принцип максимума Понтрягина; имеет фундаментальные результаты по дифференциальным играм. Работы школы Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всем мире.

[фрагмент картины ]


Примерно три года назад мной овладела прямо таки лихорадка живописания, не успевал краски покупать. Что-то отдал знакомым на хранение, но все-же появилась проблема- что с этими картинами делать дальше? Решил, что они должны позаботится сами о себе и несколько штук отдал в мастерскую - сделать рамку багетную, а забирать не стал. Но в размышлении о всевозможных применениях картин, да и вообще долговременных предметах искусства, натолкнулся на мысль о консервации на некоторое время вне большинства случайностей, представляющих для них угрозу. В числе угроз потенциальных я также рассматривал себя.

В итоге разработал правила "закапывания картин" насколько возможно приближенных к идеальному как бы отсутствию в круговороте человеческих факторов. Схема такая: предмет "идеально" долговременный + "идеально" надежная упаковка + "совершенное" место захоронения + гарантия его обнаружения через определенное или совершенно неопределенное время.

Насчет самого предмета понятно, у меня это была или картина на подрамнике, или позднее холст, свернутый в толстостенную стеклянную вазу с крышкой, также несколько усовершенствованных способов по каждому пункту схемы, но их я предпочту оставить в тайне. Цель искусства, скрытого под землей не в обнаружении, сама сфера искусств требует автономности существования, независимости.

"Идеально" надежная упаковка не существует, хотя стекло и некоторые материалы довольно неплохие компоненты, но главное многослойность, когда не знаешь наверняка можно использовать все доступное, это как раз такой случай. Первый раз у меня вообще получилась глыба из железобетона, которую я вез по лесу на тележке. Там внутри при помощи разных современных строительных тепло- и гидроизоляторов была запакована картина на подрамнике. Теплоизолирующий слой необходим для устранения резких перепадов температуры. Все сверху было оформлено разными загадочными знаками и в цемент внедрены магниты от динамиков. Это чтобы при обнаружении не приняли за обычный бетонный блок. Останови меня милиция или лесничий с хренью подобной - пришлось бы утверждать про памятник на могилу бабушке.

Разнообразие средств и количество- вот реальные факторы повышения вероятности удачного консервирования живописи. В итоге я обнаружил, что с количеством картин стало плоховато, и немудрено- все время свободное паковал сюрпризы будущим поколениям. Уже по инерции- тара была готова, написал липовый добровольный договор о законном рабовладении на основании действующего законодательства (нашего времени) с вымышленными фамилиями и захоронил это все. Сам не знаю зачем, но в общем такой смысл "захоронения" открывает свободу действительно любым изображениям и мнениям, так как по сегодняшнему закону трудно призвать к ответу человека, сделавшего все возможное для несовершения морального нарушения, но которое все же существует.

У меня же было желание скрыть это еще и от самого себя, в стремлении к чистоте эксперимента и "идеальности". Со стороны примерно так смотрелось- с "грузом" прибываю в заранее облюбованный лес, смотрю направление, откуда пришел, по компасу, захожу вглубь, стараясь "потеряться", но этого мало. С собой у меня целлофановый пакет и бутылка растворителя. Некоторое время вдыхаю пары растворителя, потом опять плутаю по лесу. Я выбрал растворитель из-за того, что эффект от него проходит быстро, минут за пятнадцать, главное знать меру. Я не являюсь наркоманом, но искусство иногда требует жертв. Через эти четверть часа я точно заблудился. Благодаря кратковременному провалу в памяти.

Выбираю место и начинаю копать, лучше будет если немного изучить строение местности и вмуровать "предмет" в пласт глины на возвышенности. Чем глубже, тем лучше. Возле городов крупных лучше не закапывать, ядерный удар факт хоть и маловероятный, но учитываемый. Засыпав землей, маскирую следы пребывания, потом все в обратном порядке - растворитель - блуждания между деревьями- выход из леса по компасу. Даже при сильном желании найти закопанную картину, вернуть её обратно невозможно.

Что же касается запланированного времени обнаружения, то от автоматических радиомаяков с часовым механизмом до неких предметов теоретически имеющих мистическую биоэнергетику выбор большой, опять же главное- разнообразие, и в отличие от места закапывания, эти способы можно совокупить. Однако, если я и использовал "часовой механизм", то только природные факторы. Например свойство оврагов разрастаться. Примерно рассчитав путь расширения оврага можно устроить закапывание так, что через несколько десятков лет контейнер окажется на поверхности.

Мне иногда кажется подобные мероприятия проводились уже и дело не в самих предметах искусства, находящихся специально под поверхностью земли и ждущих своего часа, нет, сама возможность "моста" между настоящим и будущим ставит под удар некоторые аспекты жизнедеятельности общества. Какую-либо информацию режим любой тоталитарности изничтожить полностью не сможет к примеру.

Самое главное такой путь из-за полной с виду нелепости недоступен для использования системой, организованно. И всегда будет некто, или "карта сокровищ" знающих о местоположении, но такой тайник в разы уступает выпадающему из круговорота контролируемых событий на невыясненное время "захоронению".

Если принять за факт возможность целенаправленной мистификации, может даже через века времени, хотя бы теоретически, нельзя отрицать вероятность уже проведенных провокаций нашими предками. Но все же пусть, несмотря на скучность и унылость сегодняшней цивилизации, те свидетельства, что мы оставим после себя, будут предметом зависти и источником вдохновения для последующих поколений.

____________________________________
Фома Тутуров, апрель 2009

P.S. (03.06.2010) "... Таможня освободила из холодного ангара Дега, Моне, Пикассо, Миро и еще десяток известных художников. Закончился месячный ужас для тех, кто хотел показать в России выставку импрессионистов...Картины, которые должны были оказаться на выставке, без всякого объяснения причин не выдавались Шереметьевской таможней. Живопись, только стоимость страховки которой равнялась 20 миллионам долларов, хранилась в холоде. Когда галеристы увидели их впервые после ареста, ящики с Дега и Пикассо стояли рядом с упаковками охлажденной клубники..."
"Огонёк" ; 26.11.2007

Вообще выяснилось, что некоторые художники хранят, бывает несколько лет и зим, из-за сложившихся обстоятельств, картины в неотапливаемых гаражах, подвалах, чердаках и красочный слой обычно выдерживает перепады температур.