«Нельзя допустить, чтобы были разрушены традиции русского образования. «нельзя допустить, чтобы были разрушены традиции русского образования»

Павел Давыдов: Система сельских школ однажды уже стояла на грани полного исчезновения, когда в 70-х годах прошлого столетия советское партийное руководство объявило войну неперспективным деревням. Сейчас, судя по всему, идет очередная волна. По данным Росстата, число сельских школ за минувшие шесть лет сократилось на четверть. На этом фоне Росстат уточняет, что в России сегодня насчитается 2 миллиона безграмотных людей. Учитывая, что жители сел составляют почти четверть населения страны, проблема закрытия сельских школ становится особенно острой.

У нас в гостях – Людмила Дудова, первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты России. Людмила Васильевна, здравствуйте.

Людмила Дудова: Здравствуйте.

Павел Давыдов: "Оптимизация сельских школ" – эти слова звучат как приговор. Если в сюжете, который мы только что посмотрели, в конкретном селе Смоленской области школу удалось отстоять, то в том же регионе, в соседней деревне под названием Петровичи, два года назад закрыли школу, в которой когда-то учился сам Айзек Азимов, известный писатель-фантаст. Знаете, не хочется выносить оценочное суждение, но кроме как вредительством это не назовешь. А что по этому поводу думаете вы?

Людмила Дудова: Положительно отнестись к этому факту я никак не могу – хотя бы потому, что я филолог. И все, что связано с именем одного из ведущих фантастов-писателей, нашего соотечественника – это все абсолютно ненормально и неправильно. Хотя сама проблема закрытия, оптимизации сельских школ многослойная, многосложная и требует очень вдумчивого и в каждом конкретном случае очень ответственного принятия решения.

Павел Давыдов: Кстати, конкретно эту школу удалось отстоять благодаря вмешательству Общественного телевидения России и программы "Большая страна" при участии ОНФ. А сегодня у Общественной палаты есть рычаги давления, чтобы к вам могли напрямую обратиться – и вы отправили запрос, и каким-то образом ситуация изменилась?

Людмила Дудова: Вы знаете, у нас есть такой рычаг. И на сегодняшний день мы активно пользуемся такой формой работы, как горячая линия. Вот и сейчас идет у нас горячая линия, связанная с поборами в школе. И к большому сожалению, почти третья часть поступающих вопросов связана с вопросами ремонта школ, находящихся в сельской местности, в малых городах, с необеспеченностью учебниками. А ведь это тоже не укрепляет позиции сельской школы, и это тоже ставит школу под угрозу, потому что если школа не укомплектована учебника, не имеет соответствующего оборудования, то при прохождении аккредитации она однозначно попадает под закрытие.

Павел Давыдов: То есть можно сегодня говорить, что закрытие сельских школ уже вышло за рамки образовательной сферы?

Людмила Дудова: Да, конечно, и за рамки образовательной сферы. И вообще это вопрос политический, потому что мы по-прежнему пока еще остаемся страной, где бо́льшая часть населения находится в сельской местности. Кроме того, я вам скажу, что почти половина школ России – это школы сельские. И хотя по численности обучающихся в этих школах, конечно же, мы имеем меньшее количество учеников, но в этих школах работает полмиллиона педагогов.

Павел Давыдов: Людмила Васильевна, а по информации общественников, в каких регионах России проблема ликвидации сельских школ приобрела уже катастрофические масштабы?

Людмила Дудова: Вы знаете, в сибирских регионах очень ситуация горячая. Но есть проблемы и в районах, которые граничат в Приполярье. И сейчас эта проблема отчасти решается путем передвижных школ. Есть проблемы в районах и в Центральной России. Вот вы привели Смоленск. Смоленская область – это область, которая постепенно вымирает у нас, население убывает. Сложная ситуация в Псковской области.

Павел Давыдов: Вы меня прямо немножечко опередили, я как раз хотел привести статистику. Нашел информацию свежую, что там было закрыто более 100 малокомплектных школ, причем сделали это, невзирая на протесты родителей и общественности. Вот это меня опять поразило. И не понятно, кто несет персональную ответственность – муниципальные власти или представители Минобрнауки?

Людмила Дудова: Сегодня по закону учредителями образовательных организаций основного образования, то есть школ, являются муниципальные власти. Именно поэтому, наверное, министр образования и поставила вопрос о переподчинении учредительства. И я хочу сказать, что некоторые муниципальные власти просто зарвались. Извините за этот, может быть, сленг.

Павел Давыдов: Это вы еще мягко говорите.

Людмила Дудова: Да. Потому что даже регионам они не подчиняются. И поэтому с этого года внедряемая такая апробация переподчинения школ все-таки на уровне региональном и министерства дает возможность хоть как-то контролировать этот процесс.

Павел Давыдов: А скажите, пожалуйста, чисто технически неужели так легко из бюджета села убрать эту статью, которая позволяет финансировать конкретную школу?

Людмила Дудова: Мне кажется, если есть предложения, которые позволяют закрыть эту бюджетную брешь, то, наверное, это решается очень легко.

Павел Давыдов: То есть решить проблему можно на уровне законодательства?

Людмила Дудова: Да, да. Вот именно поправки, которые сейчас принимаются, и инициатива министра образования. И надо сказать – ведь поддержанная инициатива. 16 регионов заявили о том, что они готовы участвовать в этом эксперименте. Значит, потребность в регионах есть. Значит, уже действия муниципальных властей вообще находятся на грани добра и зла. И уничтоженная школа – это уничтоженное село. Но очень хочется верить, что все-таки этот процесс еще не безнадежно запущен. И горячие линии, которые проходят, и активная работа комитетов в Государственной Думе, местных общественных палат может как-то сдвинуть с места.

Павел Давыдов: Людмила Васильевна, получается – как такового выхода-то и нет, и в ближайшие годы мы будет только и видеть, что закрывают ту или иную сельскую школу.

Людмила Дудова: Вы знаете, я бы сказала, что все-таки так уж безнадежно смотреть не нужно на эту проблему. Но, мне кажется, нужен большой и серьезный анализ положения дел в критических регионах, таких как, например, регионы с падением населения (Смоленская, Псковская область), в отдаленных регионах. Необходимо рассматривать комплекс проблем, который связан вообще с сельской школой.

Павел Давыдов: Буквально недавно, 1 сентября, если я не ошибаюсь, было принято решение, что теперь школы будут едиными, не будет ни лицеев, ни тому подобных профильных учреждений. Это как-то отразится на сельских школах?

Людмила Дудова: Вообще само принятия решения о закрытии гимназий и лицеев (оно прошло действительно по информационным каналам в последние дни) кажется странным. Очень жалко. Возрождение этих лицеев и гимназий произошло ведь в 90-е годы, когда вернулись к доброй старой традиции. Ну, кто же не знал гимназисток? Половина страниц русской литературы посвящена гимназисткам. Кто же не знает лицеистов и Александра Сергеевича Пушкина? Очень жаль…

Павел Давыдов: Людмила Васильевна, и завершая нашу беседу, могли бы вы дать совет тем жителям поселков, сел, деревень, которые сталкиваются с проблемой или могут столкнуться с ней? Пришла информация – школа будет закрыта. Вот как действовать в такой ситуации и, главное, не допустить этой катастрофы?

Людмила Дудова: Вы знаете, прежде всего нужно стараться, чтобы школа, в которую ходят дети, имела достойный вид. За это надо бороться. Должна быть активная гражданская позиция. И если есть такая активная гражданская позиция, то успех точно будет.

Павел Давыдов: Слава богу, она сегодня есть, эта активная гражданская позиция. Помните, как в песне пелось: "Ах, школьные годы чудесные"? Но сегодня получается, что одни школьные невзгоды возникают на пути к знаниям маленьких россиян.

Людмила Дудова: А особенно в сельской местности. Россия – страна сельская.

Павел Давыдов: Спасибо вам большое за эту беседу. Жаль, что она была наполнена отчасти негативной информацией. Но все в наших силах исправить и изменить. Спасибо.

Людмила Дудова: Непременно. Спасибо.

Павел Давыдов: И в завершение я хочу напомнить историю, о которой стало известно благодаря ролику, снятому на мобильный телефон: в Башкирии в одном из районов дети вынуждены добираться в школу на лыжах через лес с топорами в руках. Как выяснилось, из-за закрытия школы ребята отправляются учиться в соседнее село, вооружившись на случай нападения волков. Прокуратура проверяет исполнение законодательства об образовании и законность обучения детей в соседней школе.

А я напомню – у нас в гостях была Людмила Дудова, первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты России.

Кандидат филологических наук, профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования. Член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, Член Совета по учебникам при Министерстве образования и науки РФ, Член рабочей группы по созданию Концепции преподавания русского языка и литературы при Государственной Думе РФ, Почётный работник высшей школы, член-корр. Академии гуманитарных наук, член-корр. Международной академии наук педагогического образования.

«Новости»

В Грозном начались курсы повышения квалификации для учителей чеченских сельских школ

Вторая часть списка доверенных лиц Владимира Путина обнародована Центризбиркомом

Советник Президента запретил Ольге Васильевой проводить Совет по гоп-стоп-стандартам

Путин увеличил число экспертов в ОП РФ, укрепил представительство науки, культуры и спорта

МОСКВА, 20 марта. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин утвердил членов Общественной палаты (ОП) по квоте главы государства.

Как сообщила пресс-служба Кремля, в VI состав (2017 — 2020 гг.) этого представительного органа по президентской квоте вошли как некоторые из тех, кто был представлен в V составе (2014 — 2017) Палаты, в частности академик Лео Бокерия, певица и общественный деятель Диана Гурцкая, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, так и новые участники — журналист Валерий Фадеев, кинорежиссер Владимир Хотиненко, глава Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова, шахматист Сергей Карякин и др. Всего в президентском списке 40 человек.

В Казани защитников русского языка не пустили к президенту РОПРЯЛ

Трагикомичная ситуация, свидетельствующая о потере чувства меры и полной вседозволенности чиновников в Татарстане, произошла сегодня, 7 октября, в Казани, где проходит V Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Активистов Общества русской культуры и родителей, добивающихся решения «языкового вопроса в особой республике», сотрудники Минобрнауки РТ физически не пропустили на форум.

«НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ БЫЛИ РАЗРУШЕНЫ ТРАДИЦИИ РУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Беседа с Людмилой Дудовой, председателем совета «Ассоциации учителей русского языка и литературы»

25–26 мая в Москве состоялся первый съезд Общества русской словесности. Одной из главных тем, обсуждавшихся съездом, было современное состояние преподавания русского языка и литературы. Много нелестных слов было высказано в адрес Министерства образования, некоторые шаги которого вызывают, мягко говоря, недоумение. Например, исключение из Федерального перечня учебников некоторых из учебных пособий, которыми были довольны учителя. В работе съезда принимала участие и председатель Координационного Совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы», профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования Людмила Васильевна Дудова.

В современном обществе принято считать, что молодое поколение мало читает, и книга перестала играть важную роль в их жизни. Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, председатель всероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка опровергла этот миф и рассказала о состоянии и тенденциях развития русского языка.

«Хочется, чтобы читали все»

— Людмила Васильевна, совсем недавно наша страна считалась самой читающей страной в мире. Книга для людей представляла особую ценность, почти в каждом доме была своя библиотека, но сегодня ситуация изменилась, бытует мнение, что современные дети мало читают. Вы согласны с этим утверждением?

— Это абсолютный миф. Специально на эту тему мы проводили исследование о репертуаре чтения ребят. Выяснилось, что дети меньше читают художественную литературу, но дети читают другую. Чтение как вид деятельности присутствует. Просто современные дети больше читают в интернете. Соревноваться книге с визуальным видом искусств сложно.

Например, в 2017 году российские ученики начальных классах стали первыми в мире по чтению. Если это сочинение, то и здесь мы видим, на какое количество авторов ссылаются ребята в своих работах. Два года назад было модным цитировать авторов «потерянного поколения». Сейчас чаще встречается современная литература, которую они с удовольствием читают.

Мне как филологу, конечно, хотелось бы, чтобы читали все поголовно, но такого никогда не было и не будет.

— Вы занимаетесь продвижением и развитием русского языка и литературы. Специально для этого создана всероссийская Ассоциация учителей литературы и русского языка, которую вы возглавляете. Что вас подвигло создать такую команду словесников?

— Прочитав в десятом классе роман Юрия Германа «Я отвечаю за все», я как-то очень по личному восприняла этот подход к жизни: человек должен иметь мужество брать ответственность за дело, которое он выбрал. Может быть, потому я и возглавила Ассоциацию учителей литературы и русского языка, в которой сегодня более 80 региональных отделений и более шести тысяч учителей.

Мы выступаем экспертами по различным направлениям. Мы разработали концепцию преподавания русского языка и литературы, утвержденную Правительством РФ в 2016 году.

Фактически мы участвовали в создании документа, который определяет правила преподавания русского языка и литературы как основных предметов в школе.

Также мы проводим экспертизу учебников русского языка и литературы, организуем форумы для учителей-словесников. Одно из последних мероприятий — передвижная методическая школа «Педагогический Транссиб», где мы проехали от Калининграда до берегов Амура. Проводили мастер-классы, круглые столы, читали лекции. Охват учителей составил несколько тысяч человек.

И то, что 6 июня, в день рождения великого русского писателя, вся страна участвует в акции «Пушкинский диктант» — это тоже наша инициатива.

«Поднять до пяти»

— Ассоциация сравнительно молодая, но сделано уже немало, какие у вас дальнейшие планы?

— В планах множество мероприятий, направленных в первую очередь на патриотическое воспитание молодежи.

Особо хочу отметить, что, где бы я ни находилась, я вижу, как много талантливых и очень светлых людей в нашей стране.

— Какие проблемы в изучении русского языка все-таки существуют и как они решаются?

— Проблем много. Мы вынуждены констатировать, что уровень качества подготовки по русскому языку у учащихся оставляет желать лучшего. Хотя при этом мы не фиксируем понижения качества. Но мы хотим, чтобы уровень знаний на оценку «три» был искоренен. Так как русский язык в нашей стране — это государственный язык.

— А что нужно сделать, чтобы повысить общую грамотность россиян?

— Во-первых, нужно усилить внимание к подготовке учителей русского языка и литературы, внимательно подойти к методической поддержке преподавания русского языка и литературы. Во-вторых, необходимо больше внимания уделять преподаванию русского языка в условиях билингвизма, все мы понимаем, что Россия — страна многоязычная, поэтому нужны другие методики преподавания в этих условиях.

Скоро у нас уже произойдет заметный прогресс, потому что сделано очень много. В этом году, например, с этой целью МПГУ проводил образовательную экспедицию в Чечню, где дети обучаются в условиях билингвизма.

«Неизученные буквы»

— А как все начиналось в вашей карьере? Почему вы решили связать свою жизнь именно с русским языком?

— Все начиналось с семьи. У нас всегда царил культ чтения и книги, хотя мои родители не имели никого отношение к филологии. Папа много читал наизусть. Именно от него мы впервые услышали в раннем детском возрасте выученные наизусть сказки Пушкина, Ершова. А когда подросли, то папа очень много читал стихотворений Сергея Есенина.

В те годы получить полные тексты этого удивительного поэта было непросто. Особенно дома ценились исторические романы, их в домашней библиотеке было немало. Таким образом в семье и прививалось уважение к слову. Поэтому когда я выбирала профессию, то выбирала науку, связанную именно со словом и книгой.

— И вы решили поступать на филологический факультет?

— Да, выбор профессии был связан не только с любовью к чтению и слову, но и с уважением к профессии учителя русского языка и литературы. Мне повезло с учителями, и я признательна судьбе, что она подарила мне таких замечательных педагогов. До сих пор часто в своей практике использую приемы, которым научилась у них.

Филология на тот момент мне казалась самой главной наукой, которая формирует человека, ибо мы имеем дело с текстами, в которых зафиксирован тысячелетний духовный и нравственный опыт человечества. А произведения каждого писателя — это ведь целый мир, погружаясь в который нельзя не поражаться безграничным возможностям слова, богатству и красоте мысли.

— После окончания университета работали учителем?

— Я работала учителем в своей родной школе очень далеко от Москвы, на Дальнем Востоке. Я до сих пор помню свой 5-й «В» класс, в котором я была, помимо учителя русского языка и литературы, еще и классным руководителем.

— Что вам особенно запомнилось в школе?

— После первого диктанта в моем классе, в котором было 35 учеников, выяснилось, что ни один из них не знал всего алфавита. Положительных отметок тогда было всего три. Естественно, после первой четверти приехала комиссия, которая проверяла работу молодого педагога. Вердикт был строгий, но из школы я не ушла и считаю, что именно годы работы в школе и определили весь мой путь в дальнейшем.

Хороший педагог нередко определяет будущее человека, это особая профессия, в которой глубокие знания сочетаются с постоянным творчеством и поиском, в этой профессии нельзя работать человеку, у которого холодное сердце. Верно говорят, что педагогическая профессия — это не дело, а служение.

«Вернуть статус»

— Профессия учителя требует огромной отдачи, у вас не было разочарований как у педагога?

— После школы я работала в педагогическом колледже и более 30 лет — преподавателем вуза. Я никогда не жалела о своем выборе. Профессиональная деятельность познакомила меня с огромным числом интереснейших ученых, талантливыми учителями и просто замечательными людьми.

Как в школе, так и в университетской среде мне посчастливилось учиться у прекрасных ученых, среди них Борис Иванович Пуришев, один из выдающихся историков немецкой литературы и знаток древнерусской живописи, Нина Павловна Михальская — англицист, блестящий знаток творчества Чарльза Диккенса и Вирджинии Вульф. Любому филологу эти имена известны, а мне посчастливилось у них учиться и работать с ними.

— В 2017 году вы стали членом Общественной палаты. Какие первоочередные задачи вы ставите для себя в первую очередь, работая в качестве первого заместителя председателя Комиссии по развитию образования и науки?

— Защита интересов учителя, отстаивание позиций русского языка как государственного языка нашей страны и преодоление кризисных явлений, связанных с чтением, и привели меня в Общественную палату РФ.

С Комиссией по развитию образования и науки я работала еще и до того, как меня выбрали в Палату, и считаю, что такое тесное сотрудничество позволило решить целый ряд проблем в нашем филологическом образовании и защите русского языка.

Русский язык и великая русская литература — это национальное наследие, которое мы обязаны не только сохранить, но и передать потомкам, ибо в них зашит культурный код нации.

Какой я вижу свою роль в Комиссии? Ответ для меня очевиден: содействовать возращению уважения к педагогической профессии, вернуть российскому образованию статус лучшего образования в мире, обеспечить нашим детям и внукам гарантии получения качественного образования, потому что учитель создает будущее, и оно должно быть самым лучшим.

Дудова Людмила Васильевна

e-mail: [email protected]

Звание, должность

Кандидат филологических наук

Профессор

Заведующая кафедрой филологического образования МИОО

Деятельность

Преподавание

Научно-исследовательская работа

Организационно-методическая работа

Руководство аспирантами и соискателями

Учебные пособия

1. Немецкая романтическая драма и драматургия Г.Клейста. // Зарубежная литература ХIX века. Практикум. М.,Флинта-Наука.2002 г.

С.33-77. Учебное пособие.

2. Г.Гессе. Роман «Степной волк»: модель мира и человека. // Зарубежная литература ХХ века. Практикум. М., 1999.С. 119-175. Составление и общая редакция. Учебное пособие.

3. Модернизм в немецкоязычной литературе. //Л.В.Дудова, Н.П.Михальская, В.П.Трыков. Модернизм в зарубежной литературе.

Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии. Учебное пособие. М., Флинта.Наука.1998. С.178-233. То же 2000; 2001.

Программы 1. Л.В.Дудова и др. Художественная литература. (Франция, Англия, США, Германия). Московская региональная программа. Для школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лингвистических лицеев. М., 1997. 59 С. Программа.

2. Л.В.Дудова, Чертов В.Ф. «Программа по литературе» для абитуриентов и старшеклассников. М.: Уникум-центр, 2005.

3. Дудова Л.В. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Реализм.// Филология. Комплексная программа по филологическим дисциплинам для средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля.

М.1993. С.60-70. Программа.

4. Дудова Л.В. Зарубежная литература конца XIX-XX века. // Там же. С.

78-84. Программа.

5. Программа по курсу «Лингвокультурология». //Дополнительная образовательная программа послевузовского профессионального образования для получения квалификации «Учитель английского языка».М., 2003. С.166-181.

6. Программа по курсу «Детская английская литература» (в соавторстве с Григорьевой О.А.) // Там же. С.268-273.

2. И.В.Гете «Гец фон Берлихинген»: освоение национальноисторического материала в немецкой литературе 70-80 годов ХVIII века. // Проблема метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1985.

0,5 п.л. Статья 3. Драма Лессинга «Минна фон Барнхельм» // Проблемы метода и жанра.

М., 1988. 0,3 п.л Статья 4. Исторические драмы М.Клингера. // Деп. Пуришевские чтения. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. 10-11 апреля 1989.

Москва. М., 1990. Статья. 0,5 п.л.

5. Межпредметные связи как форма углубления знаний студентов. (Из опыта проведения сдвоенного практического занятия по литературе). В соавторстве с С.В.Сапожковым. // Содержание, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в вузе в аспекте его демократизации и гуманизации. Тезисы докладов внутривузовской научно-методической конференции. Тольятти. 1990. С. 56-58.

6. Восприятие Шекспира в Германии во второй половине XVIII века.// Деп. «Пуришевские чтения: материалы 2-й Всесоюзной научной конференции по проблемам всемирной литературы, 15-17 декабря.

1989. Москва.» М., 1990. 14 с. Статья. 0,5 п.л.

7. Каким быть учебнику по литературе?// Ленинец. № 10.(1490). 28 марта 1991. Статья. 0,2с.

8. Живопись О.Рунге и К.Д.Фридриха в художественной системе немецкого романтизма. // IV Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М., 1992. С. 77-78. Тезисы. (2 с.) 9. Немецкие романтики о народной поэзии.// Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. В.И.Ленина за 1991 год, посвященные 120-летию университета. Серия: гуманитарные науки. М., 1992. С. 78-79. (2,5 с.) Тезисы 10.Творчество Новалиса в оценке Т.Карлейля. // Вторая межвузовская конференция литературоведов-англистов. Тезисы докладов и сообщений. Орел. 1992. с. 82а. (1с.) 11.Гимн красоте. Предисловие. // Из сказок «Тысячи и одной ночи.» М., 1993. С. 3-8. (8 с.) Вступительная статья.

12.Философское обоснование синтеза искусств в «Философии искусства»

Ф.В.Шеллинга. // Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия:

Гуманитарные науки. М., 1994. С. 42-44. (2,5 с.) Тезисы.

13.К истокам одного спора. (Полемика Лессинга и Гердера о синтезе искусств). // V Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М.,1993. 2 с. Тезисы.

14.Дудова Л.В., Сапожков С.В. Тестирование как форма комплексного контроля знаний и умений по дисциплинам литературоведческого цикла. //Литература в контексте культуры. Проблемы изучения и преподавания в вузе. Тезисы и материалы внутривузовской научнометодической конференции. Самара-Тольятти.1993. С.51-54.Тезисы.

15.Дудова Л.В., Власов А.Н., Николаев О.Р. О новой модели учителя русского языка и литературы. // Там же. С. 55-57. Тезисы.

16.Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Реализм.// Литература.



Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». № 36. 1994. 5с.

17.Женщины России в записках С.Герберштейна и А.Олеария. // Российские женщины и европейская культура. Тезисы докладов II научной конференции. С-Петербург. 1994. С. 60-62 (2 с.) Тезисы.

18.М.И.Воропанова, Л.В.Дудова, Н.Е.Ерофеева. Библиография трудов профессора Бориса Ивановича Пуришева. // Классика и современный литературный процесс. Межвузовский сб. научных трудов. Орск. 1994.

19.С. 3-9. Библиография.

20.Дудова Л.В., Сапожков С.В. Романтическая поэма: Байрон и Пушкин.

(К проблеме литературных взаимосвязей). // Там же. С. 76-86. То же // ANGLISTICA. Сб. статей и материалов по культуре и литературе Великобритании и России. Выпуск 3. Июнь. Москва. 1996. С. 65-80.

21.Л.В.Дудова. Портрет художника кисти Вакенродера. (К проблеме восприятия художников Возрождения в раннем немецком романтизме).

// VI Пуришевские чтения. Классика в контексте мировой культуры. 6- апреля. М., 1994. С. 150-153. Тезисы.

22.Л.В.Дудова. Германия в «Письмах русского путешественника»

Н.М.Карамзина. // Классика и современный литературный процесс.

1995. С. 40-41.Тезисы.

23.Дудова Л.В. Н.М.Карамзин и немецкая литература (восприятие и оценка). // Русский язык, культура, история. Сб. материалов научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов, историков.

Часть 1. М.1995. С.187-196. Статья.

24.Г.И.Родина, Л.В.Дудова. Роман И.А.Гончарова «Обломов» в интерпретации Й.Бэра. // Там же. С. 216-223. Статья.

25.Дудова Л.В. Гуманизация и гуманитаризация образования: к вопросу терминах.// Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования.М., 1996. С.82-Тезисы.

26.Брентано Клеменс. // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Часть. М., «Просвещение». «Учебная литература». 1997. С. 91-95. Статья.

27.Гауф Вильгельм. // Там же. С. 167-170. Статья.

28.Гердер Иоганн Готфрид. // Там же. С. 176-180. Статья.

29.Гофман Эрнст Теодор Амадей. // Там же. С. 215-221.Статья.

30.Гримм-братья: Якоб, Вильгельм. // Там же. С. 227-228. Статья.

31.Клейст Генрих. // Там же. С. 376-380.Статья.

32.Лессинг Готхольд Эфраим // Там же, С. 431-437 Статья.

34.Манн, Томас // Там же, С.14-20. Статья.

35.Новалис // Там же, С.107-110. Статья.

36.Хемингуэй, Эрнст// Там же, С.377-379. Статья.

37.Шамиссо, Адельберт // Там же, С.393-396.Статья 38.Шелли, Перси Биши // Там же. 408-410.Статья.

39.Немецкая драма в восприятии Н.М.Карамзина. 3 с.

40.Западноевропейская драма в восприятии Н.М.Карамзина. // Русский язык, культура, история. Сб. материалов 2 научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов. Часть 1. М.1997. С. 305Статья.

41.То же // IX Пуришевские чтения. Литература в контексте культуры.

М.,1997. С. 242-247. Тезисы.

42.Трактовка кризиса культуры в статьях Г.Гессе о русской литературе // 43.Дискуссионные вопросы российской истории. Арзамас, 1998. С.511Статья.

44.К.С.Махмурян, Е.Н.Соловова, Л.В.Дудова. Непрерывная подготовка учителей иностранного языка на основе программ дополнительного профессионального образования.// Преподаватель. №1(3).

45.Москва.1998.С.30-33. Статья.

46.Статьи Г.Гессе о Ф.М.Достоевском. // ХI Пуришевские чтения.

Всемирная литература в контексте культуры. Часть II. М.,1999. С.16Тезисы.

47.Герман Гессе о книге и чтении.// Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 3. М., 1998. С. 128-134. Статья.

48.Основные направления развития высшего педагогического образования в России. // Среднее профессиональное образование. Специальный выпуск. 1999, август. С 18. Статья.

49.Размышления о будущем и проза рыночных отношений (рынок образовательных услуг и развитие системы непрерывного педагогического образования). // Педагогическое образование и наука.

№1 2001 с.25-30.Статья.

50..Интегративные возможности иностранного языка в системе подготовки учителя-филолога (специальности «русский язык и литература», «родной язык и литература», направление «филологическое образование») // Интеграционные процессы в образовании и роль иностранного языка в подготовке учителя. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001. С.10-16.

51.Риторика и культура речи в системе подготовки педагога. Статья. // Мир русского слова. № 3-2002. С. 55-58.

52.Дудова Л.В. Русский язык в школах стран СНГ и Балтии: к проблеме структуры и содержания образовательной программы для системы курсовой переподготовки учителей русского языка и литературы //Материалы Х Конгресса МАПРЯЛ. Русское слово в мировой культуре. СПб, 2003 г. С.99-104.

53.Брентано Клеменс.//Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Часть 1. М., «Дрофа» 2003. С.125- 54.Гарсиа Маркес Габриэль.// Там же. С.227- 55..Гердер Иоганн Готфрид. // Там же. С.252- 56.Гессе Герман. // Там же. С.260- 57.Гофман Эрнст Теодор Амадей. // Там же. С.312- 58.Гримм: Якоб, Вильгельм. // Там же. С.330-333.

59..Зюскинд Патрик// Там же. С.467-469.

60.Клейст Генрих фон// Там же. С. 541-547.

61.Лессинг Готхольд Эфраим // Там же. С.627-635.

Часть 2. М., «Дрофа» 2003. С. 3-4.

63.Манн, Томас. // Там же. С.18-26.

64.Новалис// Там же.С.143-146.

65.Тик, Людвиг Иоганн// Там же. С.425-428.

66.Хемингуэй, Эрнест Миллер.// Там же. С.514-518.

67.Шамиссо, Адальберт фон // Там же. С.543-546.

68.Шелли, Перси Биши // Там же. С. 563-565., 69.Аксиология и туризм. Статья.// Материалы 1-й научно-практической конференции «Проблемы становления туризма в регионе и пути их решения». 7,44 п.л. М., Компания Спутник + 2004. С.65- 70.Структура базовых ценностей студентов туристского вуза.//Туристский форум. Квартальновские научные чтения. Москва, 20-22 февраля г.- М.:Советский спорт, 2006. 412 с. (Научный альманах. Вып. 2.) С.280-283.

71.Иерархия ценностей студентов туристского вуза в контексте ценностных ориентаций россиян.//Туризм: от науки – к практике.

Труды Российской академии естественных наук. Т 1. –М.: РАЕН, 2006.с. С.149-160.

72.Государственная политика по сохранению культурного и языкового многообразия в России.//Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма.

Сборник докладов и выступлений Международной конференции.

Музеи Московского Кремля. Ноябрь 2005. М., 2006. 164 с. С.67-69.

73.Ценностные установки студентов туристского вуза.// Стратегии формирования оптимальной структуры туристского комплекса региона. Материалы Межвузовской научно-практической конференции. М., Компания Спутник+. 2006. 11,75 п.л. с.149-154.

74.Рецепция Китая в русском культурном сознании. //Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Вопросы филологического образования. Материалы Российской научнопрактической конференции. (16-17 февраля 2006 г.). Орск., 2006. С.36e-mail: [email protected]



Похожие работы:

«А.И. Кравченко И.О. Тюрина Учебное пособие для вузов СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КУРС Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности Социология Москва Академический Проект 2005 УДК 316.65.0 ББК 60.565.290 К78 Кравченко А.И., Тюрина И.О. К78 Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд.,...»

«Дралин А.И., Михнева С.Г. МИНОБРНАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет) Факультет экономики и управления Кафедра Экономическая теория и мировая экономика МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Часть I МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Учебное пособие ПЕНЗА ИИЦ ПГУ 2012 УДК.... Учебное пособие Мировая экономика и международные...»

«НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ О. А. Петрусюк ГеоГрафия для профессий и специальностей социально-экономического профиля Контрольные задания Рекомендовано Федеральным государственным учреждением Федеральный институт развития образования в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования Регистрационный номер рецензии 332 от 16 июня 2009 г. ФГУ ФИРО 3-е издание,...»

«СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУ ЛЬТЕТМЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА И ИНОСТР АННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДР АТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ СИНЯВСКИЙ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Учебно-методическое пособие по дисциплине: Процессы и аппараты пищевых производств для студентов, обучающихся по специальности 260501 Технология продуктов общественного питания (заочная форма обучения) Смоленск – 2008 ТРЕБОВАНИЯ ГОСУ ДАРСТВЕННОГО ОБР АЗОВАТЕЛЬНОГОСТАНДАРТА Основы технической гидромеханики; модель сплошной...»

«Стр 1 из 230 7 апреля 2013 г. Форма 4 заполняется на каждую образовательную программу Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой по блоку общепрофессиональных и специальных дисциплин Иркутский государственный технический университет 280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере Наименование дисциплин, входящих в Количество заявленную образовательную программу обучающихся, Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, № п/п...»

«ВОПРОСЫ к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 08.00.12 - бухгалтерский учет, статистика Бухгалтерский учет 1. Учет долгосрочных активов, предназначенных для реализации. 2. Порядок учета получения иностранной валюты. 3. Учет инвестиционной недвижимости. 4. Учет налога на добавленную стоимость. 5. Учет уставного и добавочного капиталов. 6. Аудиторский риск и ответственности аудитора. Содержание и виды аудиторского заключения. 7. Учет расходов по управлению и обслуживанию...»

«Минобрнауки России Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Вятского государственного гуманитарного университета в г. Кирово-Чепецке Кафедра экономики и управления УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой экономики и управления Савиных Г.П. Подпись 03.02.2011 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины Социология и психология управления для специальности: 080505.65 Управление персоналом Кирово-Чепецк Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС...»

«2891 РАСЧЁТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС Методические указания для студентов всех специальностей Иваново 2010 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановская государственная текстильная академия (ИГТА) Кафедра начертательной геометрии и черчения РАСЧЁТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС Методические указания для студентов всех специальностей Иваново 2010 В методических указаниях предназначенных для студентов...»

«Принят на педагогическом совете Протокол № 1 от 31 августа 2011 г УТВЕРЖДЕН приказом и.о. директора МОУ СОШ № 4 от 31 августа 2011 г № 195-о Е.Б. Майорова Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Салехард на 2011-2012 учебный год (по шестидневной учебной неделе) 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МОУ СОШ № 4 НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД I и II ступень Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней...»

«Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-48 01 02 Химическая технология органических веществ, материалов и изделий заочной формы обучения Минск 2012 УДК 547(075.8) ББК 24.2я73 О-96 Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционноиздательским советом университета Составители: М. А. Кушнер, Я. М. Каток, А. Д. Алексеев Рецензент: кандидат технических наук,...»

«Аннотации к методическим и учебным пособиям Факультет ветеринарной медицины Кафедра анатомии, физиологии домашних животных, биологии и гистологии Методические разработки Составители: Чопорова Н.В., Шубина Т.П. Сравнительно-анатомические особенности костей осевого скелета и их соединений: методические разработки. - пос. Персиановский: Донской ГАУ, 2014. – 19 с. Аннотация: Методические разработки предназначены для студентов 1 курса по специальности 111100.62 Зоотехния при изучении дисциплины...»

«Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Методические рекомендации для слушателей по освоению программы повышения квалификации Методические указания по освоению образовательной программы повышения квалификации Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности составлены на основании ключевых положений подпрограммы Энергосбережение и...»

« педагогический государственный университет Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ Материалы XVIII Международной конференции по проблемам технологического образования школьников 26–29 ноября 2012 г. под редакцией д.ф. м.н. профессора Ю.Л....»

«ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС дисциплины Экономика культуры по направлениям: 073400.68 - Магистратура Вокальное искусство (по видам вокального искусства: академическое пение) 073500.68 - Магистратура Дирижирование 073100.68 - Магистратура Музыкально-инструментальное искусство (по всем видам инструментов: фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты) Составитель: к.и.н., доцент С.Б.Ксенофонтова Москва 2012...»

«Орловская областная публичная библиотека им. И. А. Бунина Отдел краеведческих документов ОРЛОВСКАЯ КНИГА - 2010 КАТАЛОГ Выпуск 12 1(5633) – 984(6617) Издатель Александр Воробьёв Орел 2011 1 ББК 76.116я1 О – 66 Члены редакционного совета: Н. З. Шатохина, Ю. В. Жукова, М. В. Игнатова Л. Н. Комиссарова, Е. В Тимошук, В. А. Щекотихина Составитель: М. В. Игнатова Ответственный за выпуск: В. В. Бубнов Орловская книга – 2010: каталог / Орл. обл. публ. б-ка им. И. А. Бунина, отдел краевед. док. ;...»

«Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическому занятию по дисциплине Финансовый менеджмент для студентов специальности 6.050100 Экономика предприятия всех форм обучения Управление запасами Севастополь 2008 Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com) УДК Методические указания к практическому занятию по дисциплине Финансовый менеджмент для студентов специальности...»

« Закирова О.В. Шишкина Протокол заседания Совета факультета Протокол заседания кафедры №_ №_ _ _ 2012 г. _ _ 2012 г. ПРОГРАММА ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 030301 Психология СОГЛАСОВАНО Проректор по учебной работе _И.А. Загайнов Йошкар-Ола, УДК 378. ББК 74. П Утверждена на Ученом совете Межрегионального открытого...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) Кафедра Картографии Макаренко А.А., Моисеева В.С., Степанченко А.Л. Проектирование и редакционная подготовка общегеографических региональных карт Учебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов по направлению подготовки Картография и геоинформатика Издательство МИИГАиК Москва 2014 УДК 528.93 ББК 26.1 Рецензенты: Баева Е.Ю. – к.т.н., доцент кафедры...»

«Утверждены приказом Рослесхоза от 10.11.2011 № 472 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению государственной инвентаризации лесов I. Общие положения 1. Методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 11,...»

«Донецкая областная государственная администрация Донецкий областной центр переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ С МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ Методическое пособие Рекомендовано научно-методическим советом Центра переподготовки и повышения квалификации работников органов...»

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемое высокое собрание!

Всем нам хорошо известно, что русский язык начинается очень рано: с семьи, с детского сада и, конечно же, со школы. Поэтому не случайно проблема изучения русского языка и литературы в российской школе вызывает особую озабоченность у учителей-словесников. Педагоги понимают, что государственный язык Российской Федерации – это не только основной инструмент обучения всем предметам и трансляция культурного опыта поколений, но это тот самый «замковый камень», который обеспечивает устойчивость и единство нашего огромного образовательного и культурного пространства.

Любое ослабление внимания к проблемам изучения русского языка и литературы беспокоит, особенно если это происходит в многоязычных и поликультурных регионах нашей страны. Наши дети везде должны иметь гарантии качественного обучения государственному языку Российской Федерации, каковым является по Конституции наш русский язык.

Но на самом деле есть ли все возможности и условия для обеспечения этой гарантии? С 1 сентября 2015 года все школьники 5–9-х классов будут учиться по новому стандарту, в котором отсутствует предметное содержание образования. Что это означает? А это означает, что учителя не знают, чему они будут учить детей. Примерные рабочие программы не спасают ситуацию. Родители не знают, что будут изучать их дети, а сами дети не знают, на каком материале они будут достигать предметных результатов. Между прочим, загадка это и для издателей учебников, потому что предметного содержания в стандарте нет. Впрочем, та же ситуация и со стандартом старшей школы, она ещё более сложная, поскольку в старшей школе предметное содержание зависит ещё и от профиля обучения.

Тревожит и уменьшение часов, отводимых на изучение этих предметов как в обычной школе, так и в школе с родным, нерусским, языком обучения. Все предыдущие выступающее обращали на это внимание.

Могу сказать, что по сравнению, например, с 1985 годом количество часов, отводимых на изучение русского языка в школе с русским языком обучения, уменьшилось на 14 часов. Куда ушли эти часы, спрашивается? Они ушли на изучение иностранного языка. Изучение иностранных языков в начальной школе выросло на 12 часов в неделю по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

Понятно, что мне как филологу выступать против сокращения изучения каких‑то языков и часов, отводимых на это, просто наивно, потому что любой филолог за то, чтобы изучалось много языков, изучалось хорошо и качественно. Но ни один филолог, ни один лингвист не будет говорить о том, что это должно происходить за счёт сокращения часов, отводимых на изучение государственного языка, который обеспечивает единство: и культурное, и политическое, и территориальное.

Прежде мы имели не только учебные планы, рассчитанные на изучение русского языка в отдельных республиках. Надо сказать, что эти планы принимались на федеральном уровне, утверждались Министерством образования Российской Федерации. Такие планы были в Мордовии, Якутии, Татарстане, Башкортостане, Республике Дагестан и других республиках.

Надо сказать, что специально разрабатывались учебные планы, в которых особое место уделялось изучению русского языка для автономных республик, национальных округов, народов Крайнего Севера и даже для отдельных районов и школ. Например, существовал учебный план для кубачинской школы Дагестана. Это уникальный случай, я вам могу сказать, наверное, и в мировом сообществе.

Сегодня мы имеем совершенно другую ситуацию. На федеральном уровне для основного образования у нас четыре базисных учебных плана, то есть те самые планы, которые обеспечивают изучение русского языка и литературы. И из этих четырёх базисных учебных планов два ориентированы на изучение иностранного языка, второго иностранного языка, и два плана на изучение русского языка. Один план на изучение русского языка как русского государственного, а второй план – без учёта всякого своеобразия, которое имеется в каждом национальном образовании, – изучение русского языка вкупе с родным языком. Нам кажется, что это не совсем правильная ситуация. Пока ещё не поздно, может быть, следует вернуться к этому.

Смущает и то, что амплитуда распределения часов на изучение русского языка и литературы в национальных школах весьма подвижна. Например, она колеблется в учебных планах с 1985 по 2000 год, то есть до введения новых стандартов, от 49 до 76 часов в неделю. Значит, получается, что в каком‑то национальном регионе думающие руководители могут выделить на изучение русского языка, понимая, что это тот самый мост, по которому дети будут шагать в будущее, 76часов, а в каком‑то – 49. Опять же где равенство? Где доступность наших детей к получению качественного школьного образования, а дальше – образования профессионального?

Все эти факты заставили учителей-словесников взяться за разработку концепции школьного филологического образования, о которой уже Владимир Владимирович упоминал. Работа эта велась исключительно по инициативе самих учителей. Выполняла её Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Мы очень благодарны Людмиле Алексеевне Вербицкой – президенту РАО, президенту Российского общества преподавателей русского языка и литературы и президенту Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, которая на завершающем этапе возглавила работу по доведению концепции до того уровня, чтобы 28 апреля в Российской академии образования одобрить и принять эту концепцию.

Уважаемый Владимир Владимирович! Есть предложение взять за основу формирования базового содержания федерального государственного образовательного стандарта для школ именно концепцию школьного филологического образования, утверждённую на съезде Ассоциации учителей в ноябре 2014 года в Ульяновске и утверждённую 28 апреля Комиссией по синхронизации примерных рабочих программ и концепции школьного филологического образования, созданной Министерством образования Российской Федерации.

Нужно сказать, что именно концепция и федеральный государственный образовательный стандарт, который на сегодняшний день, к сожалению, далёк от совершенства, диктуют всё‑таки разработку по аналогии с культурно-историческим стандартом и государственного образовательного стандарта школьного филологического образования по русскому языку и литературе как основы, обеспечивающей единство подходов в преподавании русского языка, изучении русского языка и литературы как родных, так и второго языка или русского как неродного, если следовать устоявшимся определениям.

Хочется поддержать прозвучавшее предложение, уважаемый Владимир Владимирович, о выделении русского языка и литературы в отдельную образовательную область. Надо сказать, что образовательная область филологии, в которую сейчас входят русский язык и литература, – одна из самых многопредметных, а вместе с тем на предмет технологии или предмет технологии составляет отдельную образовательную область. Я понимаю, нам нужны рабочие кадры, нам нужны инженеры, но и рабочие кадры, и инженеры, и воины должны грамотно, правильно говорить на русском языке и уметь грамотно, постигая все смыслы, читать любые тексты, в том числе и художественные.

Нужно сказать, что это далеко не полный перечень, связанный с изучением русского языка и литературы. Но хочется надеяться, что обозначение этих проблем на столь высоком собрании и предложения, которые прозвучали, могут сыграть, бесспорно, положительную роль в восстановлении и развитии лучших традиций российского филологического образования, которыми мы действительно можем гордиться.