Некрасов николай алексеевич на родине анализ. «Родина» Н

  1. Новое!

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы - свобода личности - характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества - свободолюбие,...

  2. Увы! - за несколько минут Между крутых и темных скал. Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял... М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов в юности отдает дань романтизму, создавая в своих произведениях образы стойких и смелых, решительных...

  3. Новое!

    Он прост: это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался...

  4. Он очень любил свободу и стремился к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь: Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Мцыри, привыкший к свободе, постепенно привыкает к своему плену. Он «.....

    I. «А он, мятежный, просит бури...» Любимые герои М. Ю. Лермонтова - бунтари, протестанты, «мятеж влечет к себе Лермонтова». II. Поэма «Демон» наряду с «Мцыри» принадлежит к величайшим созданиям Лермонтова. Демон и Мцыри завершают две линии развития...

    1. Идея свободы в более ранних поэмах. 2. Исповедь Мцыри. 3. Бой с барсом - кульминация поэмы. 4. Тщетность попыток вырваться на свободу. Увы! - за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял. М....


Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, основными идеями которого являются признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного течения изображаются герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризуются ярким накалом страстей, природа изображается в одухотворенном ключе.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» включает в себя такие черты романтизма, как двоемирие, нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах, возвышенные мотивы и поступки персонажа, трагическая обречённость судьбы героя, экзотический пейзаж Кавказа, вычурный стиль произведения, а также вершинная композиция, которая придаёт загадочность сюжету.

Произведение Лермонтова описывает историю пленённого мальчика, оставленного в монастыре.

Сразу же можно отметить принцип романтического двоемирия, которое строится на сопоставлении идеальной и реальной жизни, мечты и действительности. Недостижимой мечтой является свобода, родной край в понимании героя, а гнетущей реальностью – монастырь:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв

Сильная жажда свободы и подталкивает Мцыри к побегу. Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырём). Его возвышенными мотивами является познание жизни своих предков, того края, «где люди, вольны как орлы».

Стоит отметить, что отчаянная смелость, глубокая патриотичность, свободолюбивый нрав, вера в мечту и безрассудство характеризуют юношу как нетипичного персонажа. Даже заблудившись в лесу и потеряв всякую надежду, герой не хочет принимать людской помощи: «Но, верь мне, помощи людской я не желал…». В таинственном экзотическом лесу, который сначала казался ему близким и родным, Мцыри ослабевает из-за усталости и голода. Его напористость и твёрдое движение к цели показывают духовную мужественность персонажа, а героизм его личности просматривается в битве с диким барсом (нетипичное обстоятельство). Полужевой юноша находит в себе силы, для того чтобы сразиться со зверем:

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Необходимо добавить, что фантастическая победа героя над диким животным порождает множество предположений о возможности такой схватки. Например, по мнению Э. Г. Бабаева, битва с барсом – это всего лишь сон Мцыри, так как олицетворяет внутреннюю борьбу героя. Однако умирает юноша не из–за полученных ран, а из–за жажды свободы, выраженной в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму». Хотя Мцыри провёл всего три дня на воле, он успел познать жестокость природы и трудности человеческой жизни, перенасытился вольностью, предоставленной судьбой, не смотря на её короткий миг. О трагической развязке можно узнать уже из эпиграфа к поэме «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-ая Книга Царств). Необходимо выделить, что обречённость участи главного героя – одно из принципов романтического произведения.

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ

Горы для Лермонтова, как и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Помимо всего прочего, поэма наполнена огромным количеством средств выразительности речи. Так, эпитеты («пылающую грудь», «сумрачные стены», «огненная страсть», «туманной вышине», «гордый глас») передают состояние души героя и красоту окружающей его среды. Сравнения («Как серна, гор пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник») подчёркивают духовное состояние Мцыри. Прибегая к помощи метафор, автор передает переживания Мцыри, жажду свободы (смерть их навеки заживит, бой закипел). С помощью анафоры происходит нагнетание ритма. Часто используются риторические вопросы, обращения и восклицания.

Также нельзя не выделить вершинную форму инверсивной композиции, которая придаёт сюжету произведения загадочность и насыщенность. Повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри в виде лирической исповеди героя (инверсивная композиция). Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме, так как он раскрывает храбрый и мужественный характер героя.

Таких образом, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» обладает основными чертами романтизма. Однако в произведении можно заметить и принципы реализма: например, поэт точно определяет хронотоп поэмы. Так, действие происходит в монастыре, который расположен близ Мцхэте, на месте слияния двух рек: Арагвы и Куры.

Произведение «Мцыри» является одной из художественных вершин всего творческого наследия М. Ю. Лермонтова. Эта поэма - плод длительной и активной работы. Страстное увлечение Кавказом, а также стремление к описанию ситуаций, в которых мог бы наиболее полно раскрыться мужественный характер главного героя, все это привело великого русского поэта к написанию произведения «Мцыри». Можно ли назвать ее главного героя романтическим? И если да, то почему?

Общая характеристика романтического героя

Для того чтобы ответить на эти вопросы и описать Мцыри как романтического героя, рассмотрим основные критерии, по которым литературный персонаж может быть отнесен к данной категории. Романтизм, как известно, является литературным направлением, возникшим в начале XIX века. Данное течение предполагает наличие исключительного героя в определенных обстоятельствах. Романтическому персонажу свойственно одиночество, разочарование в общепринятых идеалах, трагизм, а также бунтарство. Этот герой вступает в открытое противоборство с теми обстоятельствами, в которых он оказывается, с окружающими людьми. Он стремится к определенному идеалу, однако остро чувствует раздвоенность бытия. Романтический герой выражает протест против общепринятых правил.

Основная идея, которая развивается поэтом в произведении, - мужество и протест, что само по себе предполагает наличие такого персонажа, как романтический герой. «Мцыри» не содержит в себе любовного мотива. Он отражается только в кратком эпизоде, где главный герой встречается с грузинкой у горного потока. Однако главный герой, сумев преодолеть зов юного сердца, делает выбор в пользу свободы. Ради этого идеала он отказывается от личного счастья, что также характеризует Мцыри как романтика.

Главные ценности персонажа

В одну пламенную страсть у него сливается и желание свободы, и любовь к родине. Для Мцыри монастырь, в стенах которого он провел столько времени, оказывается подобным тюрьме. Кельи представляются душными. Стражи-монахи кажутся трусливыми и жалкими, а сам он видит себя как узника и раба. Здесь читатель наблюдает мотив протеста против сложившихся правил, который также характеризует Мцыри как романтического героя. У него возникает непреодолимое желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», возникновение которого спровоцировано страстным порывом стать свободным.

Воля для главного героя - это настоящее блаженство. Именно по причине искренней любви к родине Мцыри готов сражаться за нее. Произведение не раскрывает полностью мотивов героя. Однако они ощутимы в косвенных намеках. Об отце и о своих знакомых главный герой вспоминает как о доблестных воинах. Ему не просто так снятся битвы, в которых он одерживает победу. Несмотря на то что на своем жизненном пути Мцыри ни разу не ступил на поле брани, по своему духу он является воином.

Гордость и отвага

Главный герой никому не показывал своих слез. Плачет он только во время побега, но только потому, что этого никто не видит. Воля главного героя закалена во время пребывания в монастыре. Не случайно для побега выбрана грозовая ночь - эта деталь также характеризует Мцыри как романтического героя. То, что вселяло страх в сердца монахов, для него стало привлекательным. Душа Мцыри наполнялась ощущением братства с грозой. В наибольшей степени мужество главного героя проявилось в его схватке с барсом. Но гибель его не пугала, ведь он знал - возвращение к прежнему образу жизни являлось бы продолжением прежних страданий. Трагический финал произведения говорит о том, что смерть не ослабила духа главного героя и его вольнолюбия. Слова старого монаха не провоцируют его на раскаяние.

Природа и описание характера Мцыри

Лермонтов ввел в поэму описание кавказского пейзажа с целью более полного раскрытия образа главного героя. Он презирает свое окружение, ощущает родственную связь только с природой, что также характеризует Мцыри как романтического героя. 8 класс - это время, когда школьники обычно проходят по литературе это произведение. В данном возрасте поэма будет очень интересна для учащихся, ведь в ней они познакомятся с одним из самых свободолюбивых романтических персонажей всей русской литературы.

Заключенный в стенах монастыря, главный герой сравнивает себя с листком, который вырос меж сырых плит. И вырвавшись на волю, он может вместе с полевыми цветами поднимать голову во время восхода солнца. Мцыри подобен сказочному герою - он узнает загадки щебетания птиц, ему становится понятным спор потока воды и камня, тяжкая дума разъединенных скал, жаждущих снова встретиться.

Романтичность характера Мцыри

Почему Мцыри - романтический герой, какие именно черты делают его принадлежащим к данной категории? Во-первых, он бунтует против устоявшейся системы - монастыря, в котором ему довелось жить. Во-вторых, у Мцыри ярко выражена индивидуальность. Читатель имеет возможность наблюдать за исключительным героем в самых неординарных обстоятельствах. Между ним и обществом случается конфликт - это также черта романтического героя. Мцыри испытывает разочарование в тех условиях, в которых он жил, всей душой он стремится к идеалу. И таким совершенным миром становится для него Грузия. Горячая кровь представителя горного народа очень хорошо подходит для создания образа романтического героя.

Герой поэмы и свобода

Мцыри три дня проводит на свободе, но на его пути попадаются испытания. Ему доводится перенести жажду и голод, чувство страха и порывы любви. И самым главным событием в это время становится схватка с диким барсом. Сильный дух романтического героя в поэме «Мцыри» позволяет ему превозмочь слабость своего тела, одержать победу над зверем. Те трудности, который выпали на долю Мцыри, символизируют препятствия, с которыми сталкивается каждый человек на жизненном пути. Главный герой испытывает множество чувств. Это и ощущение единства с природой, с ее красками и звуками, и нежность любовной грусти.

Знакомство с характером главного героя по ходу произведения

Мцыри - романтический герой Лермонтова, жаждущий счастья и свободы, стремится быть вместе с теми людьми, которых он может назвать родными по духу. Великий русский поэт описывает мятежную душу человека, наделенного могучим темпераментом. Перед читателем предстает герой, который обречен на рабское существование внутри стен монастыря, абсолютно чуждое его страстной природе. В начале произведения поэт лишь делает намеки на черты характера юноши. Он приоткрывает завесу понемногу, раз за разом знакомя читателя с качествами главного героя. Описывая недуг ребенка, поэт этим только подчеркивает его умение справляться с трудностями, гордость, недоверчивость и сильный дух, унаследованный от прадедов. Характер главного героя в наиболее полной степени раскрывается во время исповеди.

Взволнованный монолог Мцыри вводит слушателя в мир его тайных стремлений, дает объяснение причинам его побега. Ведь узник был одержим желанием обрести свободу, познать жизнь. Он хотел жить в мире, где люди свободны, словно птицы. Мальчик хотел узнать о настоящей жизни, снова обрести утраченный родной край. Его манил мир, который был совершенно недоступным в монастырских стенах.

Жажда жизни, которая сильнее обстоятельств

Все это позволяет понять герою, что жизнь прекрасна и неповторима во всем многообразии. На первый взгляд может показаться, что Мцыри остался побежденным, потерпел неудачу в своей борьбе с обстоятельствами и теми трудностями, которые преподносила ему жизнь. Однако главный герой оказался достаточно сильным, чтобы бросить вызов этим препятствиям. И это означает для него победу духовную. Для соотечественников Лермонтова, которые проводили жизнь в пассивном созерцании, Мцыри стал идеалом отчаянной борьбы за высокие духовные ценности.

Романтизм и реализм в произведении

Мцыри - романтический герой поэмы Лермонтова, который полон самых пламенных страстей. Несмотря на это, великий русский поэт вносит в свое произведение и некоторые черты реализма. С одной стороны, Лермонтов создает глубоко психологичную поэму-исповедь, в которой главный герой раскрывает душу. В данном отношении произведение продолжает традиции романтизма. С другой стороны, вступление характеризуется точной и скупой речью, свойственной реализму («Однажды русский генерал…»). И эта романтическая поэма является свидетельством роста реалистических мотивов в творчестве поэта.

Итак, мы ответили на вопрос о том, можно ли назвать Мцыри романтическим героем. Что касается самой поэмы, то она относится к жанру романтизма, однако содержит в себе также элементы реализма. Образ Мцыри глубоко трагичен. Ведь тот, кто отваживается противостоять реальности, чаще всего оказывается побежденным. В одиночку невозможно изменить окружающую действительность. Выходом для такого героя становится гибель. Только так он избавляется от конфликта.

Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

В 1837 году, во время своих поездок по Кавказу, М. Ю. Лермонтов встретил в одном из грузинских монастырей монаха и узнал от него, что родом он горец, плененный генералом Ермоловым во время военной экспедиции. Генерал оставил заболевшего мальчика в монастыре, где тот и вырос, хотя долго не мог свыкнуться с неволей, тосковал и делал попытки к бегству; однако со временем он смирился со своей участью и принял монашеский сан.

Эта история легла в основу поэмы «Мцыри » (1839 г.). Но герой Лермонтова совсем не похож на свой прототип.

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение . И его герой - герой, бесспорно, романтический. Центральная идея поэмы заключается в прославлении свободы, жизни, любви к своей родине. Поэт противопоставляет гордую, сильную, одинокую личность (Мцыри ) окружающему обществу (монахам в монастыре). Конфликт между свободолюбивой личностью и обществом, подавляющим эту личность, неизбежно приводит к гибели личности. В этом конфликте раскрывается социальная направленность поэмы: трагедия Мцыри является отражением трагедии многих молодых людей поколения 30-х годов XIX века (в том числе и самого Лермонтова), погибающих нравственно и физически в удушающей атмосфере российской действительности после декабрьского периода.

Поэма в основном написана в форме исповеди главного героя. Она начинается прологом - описанием развалин древнего грузинского монастыря. В его душных кельях прошла жизнь пленного мальчика-горца (к моменту исповеди - юноши). Вкратце передается история недолгой жизни героя (появление в монастыре - побег - возвращение), и затем следует сама предсмертная исповедь Мцыри, в которой он объясняет старому монаху причину своего побега.

Мрачный монастырь, в котором жил Мцыри, был подобен тюрьме, и сам герой чувствует себя в нем пленником. Но, попав в монастырь, лишившись свободы, Мцыри не смирился; он говорит монаху:

  1. Я мало жил и жил в плену.
  2. Таких две жизни за одну,
  3. Но только полную тревог,
  4. Я променял бы, если б мог.

Герой «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть»: страсть к свободе. Он мечтал о побеге, мечтал вернуться в свой родной аул, увидеть родных и близких. И в бурную ночь, когда бушевала гроза и монахи, в страхе «столпясь при алтаре», «ницлежали на земле». Мцыри бежал. Он чувствовал свое родство с грозной стихией:

  • ...О, я как брат
  • Обняться с бурей был бы рад!
  • Глазами тучи я следил,
  • Рукою молнии ловил...

Упоение свободой придало ему необыкновенную силу. Встретившись с барсом, почти безоружный, он не бежит от могучего, грозного зверя, а вступает с ним в смертельную схватку.

  • Я ждал, схватив рогатый сук,
  • Минуту битвы; сердце вдруг
  • Зажглося жаждою борьбы
  • И крови...

Сцена битвы с барсом является ключевой в поэме: в ней раскрывается истинная сущность Мцыри - настоящего бойца, бесстрашного воина. Он, сложись его судьба немного по-другому, мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Из поединка с барсом Мцыри выходит победителем, но эта битва и блуждание по горам отняли у него все силы, и ему не удается найти дорогу на родину. После трех дней скитаний Мцыри оказался, сам того не желая, вновь у стен монастыря, где был найден и отнесен монахами в келью.

Перед смертью Мцыри никого не винит и никого не проклинает за свою загубленную жизнь. Он просит только, чтобы его перенесли в сад («Оттуда виден и Кавказ!»), и умирает с мыслью о любимой родине и свободе, которых так и не достиг.

Образ Мцыри был очень важен для Лермонтова. Можно сказать, что он является не только обобщением трагической судьбы всего лермонтовского поколения, но и воплощением авторского идеала. Побежденный физически, но не сломленный духовно, Мцыри олицетворяет собой торжество воли, устремленной к свободе. Преданность свободе делает образ Мцыри не только романтическим, идеальным образом, но и образом во многом героическим.

8220 Мцыри 8221 как романтическая поэма

Романтизм как литературное направление сложился на рубеже XVIII и XIX вв. Фундаментом для его становления послужило предшествовавшее ему течение – сентиментализм. Именно его основные принципы были заимствованы, а в дальнейшем получили развитие в романтизме. Говоря об этом направлении, нельзя не упомянуть о “мастерах”романтиках, таких как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтические мотивы нашли отражение даже в литературе XX в. – у А.М. Горького в “Старухе Изергиль”. Произведения всех авторов этого направления объединены несколькими общими положениями, без которых романтическое творчество невозможно: во-первых, автор такого произведения концентрирует внимание на главном герое, его внутреннем мире, переживаниях, и внешний мир читатель видит глазами этого героя; во-вторых, существуют определенные черты характера, присущие романтическому герою; в-третьих, для произведений этого направления характерно изображение ситуаций нереальных, выдуманных, слишком отдаленных от действительности, и главному герою обычно приходится делать сложный нравственный выбор; также, углубляясь в описание чувств, автор мало обращает внимание на факты.

Все эти принципы можно с легкостью обнаружить в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”, которая наряду с его “Демоном”, стихотворениями В.А. Жуковского, помой А.С. Пушкина “Кавказский пленник”, а также некоторыми другими произведениями признана истинным образцом романтического творчества.

Доказательство того, что “Мцыри” – романтическая поэма, стоит начать с образа главного героя. Его биография до времени повествования отличается краткостью и некоторой сентиментальностью: его, шестилетнего, захватили в плен, но он “занемог” и, будучи при смерти, был оставлен в монастыре, на попечение монахов; на первый взгляд, юный пленник привык к своим “оковам” - он даже собрался принять монашеский обет, но однажды исчез, был найден через три дня израненный. С предсмертной исповеди фактически и начинается поэма. Такая ситуация действительно в некоторой степени надуманна, хотя история и отмечает подобные случаи, когда детей горцев захватывали в плен, но по состоянию их здоровья, из жалости или вследствие ненужности оставляли в монастырях. Мцыри, которому в момент повествования едва ли есть двадцать лет, приходится выбирать: остаться ли жить в монастыре и принять непонятное и вызывающее его насмешку христианство или бежать, оставить тоскливые стены. Но куда ему бежать? Ведь он фактически не существует для своих родных – они давно оплакали и забыли, и в монастыре он жить не может – тишина в его стенах давит на юного пленника. Почему он не может выносить душную атмосферу кельи, думается, точно не понимает и он сам. В шестилетнем возрасте он вряд ли мог многое запомнить, вольная жизнь ассоциируется у него с родителями, лица которых он также, скорее всего, не помнит – лишь смутные образы, соотносящиеся с какой-то лучшей жизнью, по определению романтиков – жизнью “там”. Таким образом, причину его бегства можно назвать не порывом куда-то, а стремлением откуда-то, то есть из монастыря. Это движение скорее инстинктивно и некоторым образом напоминает несознательное желание зверя вырваться из клетки. Мцыри – как истинно романтическому герою – присущ так называемый романтический максимализм, для него существует разделение мира только на “черное” и “белое”, поэтому и жизнь, по его убеждению, возможна только на свободе.

Вообще, говоря в свободе, нельзя рассматривать ее однозначно. Это понятие глубоко личное, и порой оно может принимать значение, противоположное общепринятому, что можно доказать на примере поэмы В.А. Жуковского “Шильонский узник”. Человек, почти всю свою жизнь проживший в темнице, через много лет выпущенный на так называемую свободу, с сожалением “вздыхает” о своей тюрьме; для него как раз родился парадокс: его свобода – в тюрьме. Таким образом, вопрос о том, что есть для Мцыри свобода, спорен. В поэме есть факт, указывающий на родственное с Шильонским узником толкование этого термина, – Мцыри, побыв вне монастыря несколько дней, умирает и, умирая, оказывается в той самой келье, из которой бежал. Это говорит о том, что сама природа препятствовала его вольному порыву, что он был противоестественным.

Однако побег совершен. Мцыри оказался на лоне дикой природы, которую ранее он видел лишь из окна кельи, и она предстает перед читателем вкупе с новыми, пробуждающимися чувствами героя. Горные хребты навевали ему образ отцовского дома, сестер, качавших его колыбель… Каждое дерево, птица, каждый звук и запах возбуждали непонятные, щемящие сердце ощущения, тоска достигла своей высшей точки после того, как Мцыри увидел молодую грузинку с кувшином. Конечно, она не была одной из его сестер, но, вероятно, именно пригрезилась ему в незнакомке.

После “взрыва” чувств произошел “взрыв” силы духа – борьба с барсом. Поединок человека со зверем не стоит воспринимать буквально: он, как и вся поэма, символичен. Это не только противоборство могучего духа и физической силы; это картина души Мцыри, где ведут борьбу два начала: инстинктивное стремление к свободе и привычка выросшего в темнице “цветка”. Мцыри обладает врожденным и усилившимся в период заточения мятежным духом; он, пленник, ищет общения, его тянет к молодой грузинке, к далекому курящемуся аулу.

Не стоит считать, что его попытка контакта с окружающим миром провалилась. Он нашел общий язык – с собой, он понял, испробовал жизнь; его смерть оказывается в некотором смысле и победой – он все-таки вырвался из мира “келий душных и молитв”. И, хотя, в принципе, он побежден, победителя нет – монастырский уклад пошатнулся из-за возможности бежать из заточения. Довольно интересно, что поэма открывается изображением разрушенного, опустевшего монастыря. Таким образом, противоборство двух миров – мира “келий душных и молитв” и чудесного мира “тревог и битв” – противоборство, заканчивающееся ничем, является центральным действием в поэме, и Мцыри рассматривается не в качестве конкретного героя, но как любой человек вообще; монастырь, куда не проникают солнечные лучи, представляется, разумеется, не просто зданием, но символом неволи в широком понимании, его стены закрывают мир человеческой души от природы. Если сам монастырь еще может выпустить Мцыри (ведь в любом монастыре есть двери), то старик монах как бы дополняет темницу, делая ее грозным, последним пристанищем вошедшего. Именно против этого поднял бунт Мцыри – против царящего безмолвия, ведь даже монах, как и камни монастыря, хранит молчание и не дает мятежному духу героя вырваться на “родину”, найти утраченный “рай”.

Это стремление из неестественности к естественности есть одна из основных черт романтизма. Подчеркивая природное начало человека, романтики утверждали, что родившаяся на воле душа не может терпеть никакого ограничения своего полета; отсюда и такая неприязнь писателей (соответственно, и их героев) ко всему, что делает личность человека зависимой от чего-либо, будь то общество или обыденная жизнь.