Неизвестные факты о блокаде. Блокадный Ленинград


Прежде чем привести крамольную статью Алексея Кунгурова, посвящённую Блокаде Ленинграда, предлагаем несколько фактов:

    Во время блокады у ленинградцев были конфискованы частные фотоаппараты, делать любые снимки осажденного города было запрещено. Людей, пытавшихся сделать фотографии для себя, арестовывали, обвиняли в шпионаже, и расстреливали (либо давали срок).

    Командующий Группой Север, фон Лееб, открыто обвинял Гитлера в сговоре с советским командованием. Это достаточно известный факт, так как Риттер (Рыцарь без передачи титула) Фон Лееб был известной персоной.

    Финская армия могла за день разрушить условное прикрытие Питера с Севера. Эта армия стояла на границах территории, до которой доходили городские автобусные маршруты города Ленинград.

О математике и исторической реальности

Проходя по Санкт-Петербургу, замечаешь, что каждый дом и каждый памятник напоминает о великом историческом прошлом этого города. Великое и героическое прошлое никем не оспаривается, но условия , в которых простым людям приходилось совершать нечеловеческие усилия, голодать и умирать, при более внимательном рассмотрении, оказываются искусственно созданными .

Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам . На стенах домов в Петербурге до сих пор ещё встречаются старые вывески, сообщающие, что эта сторона безопасна при обстрелах, а на фасадах домов видны отметины от попавших в них снарядов.

В этих условиях жители Ленинграда каждый день совершали подвиги, трудились и медленно умирали от голода. Для поднятия боевого духа, в своё время в политуправлении Ленинграда появилась идея воспеть безсмертный подвиг жителей города, и в одной из его газет появилась заметка о героическом труде ленинградцев в условиях постоянных обстрелов. В ней приведена информация, что на территорию Ленинграда упало 148 тысяч 478 снарядов . Эта цифра стала эталоном и на все годы блокады, запала в умы историков, и они уже не смогли от неё отделаться.

Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками.

Теперь немного о физике

Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве?

Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели , столько и потратили (и не больше). Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие.

Немного из экономики

Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов (обычно, на две недели, реже на месяц) с постоянным подвозом необходимого (по мере добычи или производства) и отправкой готовой продукции.

В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города (или хотя бы промышленности) больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство - основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день .

Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль.

С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из -за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская Гэс вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру - 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатта. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая . Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт).

Теперь немного о материалах и производстве

Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом - снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали. Это, как известно, твёрдый материал, обрабатываемый в основном, давлением (неважно, молотом или резцом) и требует приложения больших усилий (в основном, механических), особенно при массовом производстве. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии (это не корпус автомобиля из жести сварить), промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт.

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:

· десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), - 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);

· десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),

· прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),

· много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт.

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.

Осталось подвести баланс по продовольствию

Потребность в продовольствии города составлял (2 миллиона 544 тысячи жителей города - без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп - это общевойсковой паёк) - 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагонов) - напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области.

Непонятно, как мы потеряли ещё большую часть из выпущенных в годы войны 104840 танков и сау , при этом большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно. Такие потери зафиксированы в настоящей истории только раз - во время шестидневной арабо-израильской войны, когда израильские войска уничтожили почти две тысячи танков (но тогда были ПТУР и другой уровень реактивной авиации).

Если бы в Ленинграде стояли заводы из-за отсутствия сырья и материалов, всё было бы понятно - всё-таки блокада, и главное - привести продовольствие, о производстве подумаем потом. Но в условиях, когда люди умирали с голоду на ходу и замерзали целыми семьями, непонятно, откуда бралось сырьё, материалы, инструмент и агрегаты для заводов (танковые пушки изготавливались на Мотовилихинском заводе в Перми , и до февраля 1942 года это был единственный завод , выпускавший танковые и корабельные пушки ), и электроэнергия для обеспечения производства, а выпущенная продукция переправлялась на большую землю - это никакими сказками и мифами объяснить невозможно.

Жители Ленинграда, как и жители всей страны, совершили немыслимый подвиг. Многие из них отдали жизнь в боях за Родину, многие умерли от голода в Ленинграде, приближая час победы. Подвиг Павла Корчагина меркнет на фоне тех усилий, какие каждый день совершали герои-защитники, герои-жители осаждённого города.

Наряду с этим, элементарные подсчёты показывают, что много информации от нас просто скрыто , и из-за этого остальное невозможно объяснить. Создаётся впечатление глобального предательства , что вся эта блокада специально была организована так, что бы убить как можно больше людей.

Придёт время, и истинные виновные будут раскрыты и осуждены, пусть даже заочно.

С Уважением, Ваш -
Наша группа в Одноклассниках:

Прежде чем привести крамольную статью Алексея Кунгурова, посвящённую Блокаде Ленинграда, предлагаем несколько фактов:

    Во время блокады у ленинградцев были конфискованы частные фотоаппараты, делать любые снимки осажденного города было запрещено. Людей, пытавшихся сделать фотографии для себя, арестовывали, обвиняли в шпионаже, и расстреливали (либо давали срок).

    Командующий Группой Север, фон Лееб, открыто обвинял Гитлера в сговоре с советским командованием. Это достаточно известный факт, так как Риттер (Рыцарь без передачи титула) Фон Лееб был известной персоной.

    Финская армия могла за день разрушить условное прикрытие Питера с Севера. Эта армия стояла на границах территории, до которой доходили городские автобусные маршруты города Ленинград.

О математике и исторической реальности

Проходя по Санкт-Петербургу, замечаешь, что каждый дом и каждый памятник напоминает о великом историческом прошлом этого города. Великое и героическое прошлое никем не оспаривается, но условия , в которых простым людям приходилось совершать нечеловеческие усилия, голодать и умирать, при более внимательном рассмотрении, оказываются искусственно созданными .

Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и . На стенах домов в Петербурге до сих пор ещё встречаются старые вывески, сообщающие, что эта сторона безопасна при обстрелах, а на фасадах домов видны отметины от попавших в них снарядов.

В этих условиях жители Ленинграда каждый день совершали подвиги, трудились и медленно умирали от голода. Для поднятия боевого духа, в своё время в политуправлении Ленинграда появилась идея воспеть безсмертный подвиг жителей города, и в одной из его газет появилась заметка о героическом труде ленинградцев в условиях постоянных обстрелов. В ней приведена информация, что на территорию Ленинграда упало 148 тысяч 478 снарядов . Эта цифра стала эталоном и на все годы блокады, запала в умы историков, и они уже не смогли от неё отделаться.

Вот, как историки эти события:

Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября – 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов. Огневая мощь немецкой артиллерии, пытавшегося обстрелами сломить сопротивление защитников осажденного города, была весьма значительной. Артиллерийская группировка немцев в районе Урицка, где линия фронта ближе всего подходила к Ленинграду, в начале блокады состояла из 4 артиллерийских полков, вооруженных 105- и 150-миллиметровыми орудиями. Позднее сюда были переброшены тяжелые орудия (203- и 210-миллиметрового калибра), дальность стрельбы из которых достигала 30-32 км.

Обратите внимание: 15 сентября обстрел длился 18 часов, и стреляло не одно орудие, а вся артиллерия фронта. На Исаакиевском соборе по этому случаю они повесили даже (в честь увековечения факта попадания снаряда в Исаакиевского собора). Но элементарная проверка этой цифры показывает, что она взята с потолка и никак не отражает реальные события (на момент окончания осады Ленинграда).

Это можно доказать прямо на пальцах! Возьмём дальнобойное орудие большого калибра (155, 203 или 210 мм). Это орудие делает 1 выстрел за 2 (две) минуты. За час это орудие делает 30 выстрелов. За рабочий день – 240 выстрелов (8-часовой рабочий день, мы помним, что немецкие солдаты воевали по расписанию, это не роботы, они должны кушать и отдыхать), за 18 часов непрерывного обстрела орудие делает 540 выстрелов, за 430 часов – 12 900 выстрелов. Соответственно, артиллерийская батарея за это же время делает 77 400 выстрелов, а артиллерийский дивизион – 232 200 выстрелов. За 900 дней осады 1 такое орудие делает «всего» 216 тысяч выстрелов .

В состав стандартной артиллерийской батареи нашей и немецкой армии входило 6 орудий, артиллерийского дивизиона – 18 орудий, и таких дивизионов на фронте в немецкой армии было достаточное количество, все города после войны представляли собой руины.

Таким образом, из проверки информации, приведённой историками в , можно сделать вывод, что упавших снарядов было намного больше, что подтверждают разрушения Ленинграда. Постоянное повторение историками этого факта говорит о неспособности или нежелании их отойти от сложившегося мифа.

Второй факт , который очень настораживает в описании Блокады Ленинграда, – это полное несоблюдения Закона сохранения материи и энергии.

Третий факт – постоянная игра в поддавки со стороны войск Германии.

Начнём с поддавков. Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций.

Следующий интересный момент

Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Второй факт тоже известный – он находился в 3 (трёх !!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большого калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов).

Об исторических мифах и реальности

Кировский завод выпускал различную продукцию: , , к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и . По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию.

С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось

Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками.

Теперь немного о физике

Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве?

Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели , столько и потратили (и не больше). Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие.

Немного из экономики

Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов (обычно, на две недели, реже на месяц) с постоянным подвозом необходимого (по мере добычи или производства) и отправкой готовой продукции.

В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города (или хотя бы промышленности) больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство – основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день .

Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. Посмотрим, что по этому поводу пишут :

С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.

В обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов.

Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.

Первый вопрос – по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное – 58 бронепоездов всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).

Второй вопрос – это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям! Пример приспособления к производству в условиях дефицита материалов служит эта , и это штучный товар для потребностей обороны Ленинграда к выпущенным дополнительно к 713 танкам, так как она смонтирована на корпусе танка с двигателем, гусеницами и бронёй.

Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья . Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!

«Историки» утверждают, что станки вращали вручную – это просто домысел безграмотных в технике людей: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (а именно такие приводы имеют промышленные сверлильные и токарные станки) провернуть вручную и выточить металлическую заготовку. Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка , руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно!

«Историки» так же утверждают, что основной причиной увеличения продолжительности рабочего времени был не героический порыв отдать все для общей победы, а отсутствие электроэнергии. «историков»:

Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага.

Всё-таки интересно – у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии! Почему? У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, а полной фальсификации !

Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально заданна конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать…

Теперь разберёмся с производством электроэнергии

На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Энергетики про это время так:

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из -за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская Гэс вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру – 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатта. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая . Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт).

Теперь немного о материалах и производстве

Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом – снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали. Это, как известно, твёрдый материал, обрабатываемый в основном, давлением (неважно, молотом или резцом) и требует приложения больших усилий (в основном, механических), особенно при массовом производстве. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии (это не корпус автомобиля из жести сварить), промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт.

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:

· десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), – 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);

· десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),

· прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),

· много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт.

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.

Осталось подвести баланс по продовольствию

Потребность в продовольствии города составлял (2 миллиона 544 тысячи жителей города – без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп – это общевойсковой паёк) – 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагонов) – напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области.

10 и 11 сентября вторичный учёт продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон – на 30 суток, мяса и мясопродуктов – на 33 дня, жиров – на 45 суток, сахара и кондитерских изделий – на 60 суток (к ноябрю должно было всё закончиться, и это с учётом сокращения потребления в два раза).

Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолеты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации. С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения (за 3 месяца привезли продовольствия на 2 дня . Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили).

Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия ()(ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия () (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки – это меньше суточной потребности города).

Потребность в продовольствии была решена после гибели почти миллиона людей от голода и эвакуации ещё одного миллиона 300 тысяч беженцев за все время действия дороги жизни .

Выводы

К ноябрю должны были закончиться (что и произошло) не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъемностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью). Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность должна была остановиться.

Но заводы всё работали и работали (это факт). Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно (наверное, немцы поставляли). Откуда брались ресурсы, и как отправляли готовую продукцию, тоже неясно.

При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны и одну после января 1942 года), которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня. Это ещё одна случайная невнимательность?

Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только , и эти танки не пробивались немецкими пушками. Одновременное и массированное применение этих танков должно было продавить любую оборону с поддержкой 3000 выпущенных орудий (а на начало войны у нас было всего 1928 орудия) и в условиях отсутствия экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе.

Приведённый пример показывает отсутствие какой-либо логики у нашего противника, у нашего командования и полное нарушение закона сохранения материи и энергии в исторической реальности.

С историей Великой Отечественной Войны нам предстоит ещё разбираться и разбираться. В ней много непонятных моментов.

Непонятно, каким видом оружия германские войска уничтожили к зиме 1941 года около 20 000 (двадцати тысяч) наших танков, при этом сами имели только .

Непонятно, как мы потеряли ещё большую часть из выпущенных в годы войны , при этом большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно. Такие потери зафиксированы в настоящей истории только раз – во время шестидневной арабо-израильской войны, когда израильские войска уничтожили почти две тысячи танков (но тогда были ПТУР и другой уровень реактивной авиации).

Если бы в Ленинграде стояли заводы из-за отсутствия сырья и материалов, всё было бы понятно – всё-таки блокада, и главное – привести продовольствие, о производстве подумаем потом. Но в условиях, когда люди умирали с голоду на ходу и замерзали целыми семьями, непонятно, откуда бралось сырьё, материалы, инструмент и агрегаты для заводов (танковые пушки изготавливались на Мотовилихинском заводе в Перми , и до февраля 1942 года это был единственный завод , выпускавший танковые и корабельные пушки ), и электроэнергия для обеспечения производства, а выпущенная продукция переправлялась на большую землю – это никакими сказками и мифами объяснить невозможно.

Жители Ленинграда, как и жители всей страны, совершили немыслимый подвиг. Многие из них отдали жизнь в боях за Родину, многие умерли от голода в Ленинграде, приближая час победы. Подвиг Павла Корчагина меркнет на фоне тех усилий, какие каждый день совершали герои-защитники, герои-жители осаждённого города.

Наряду с этим, элементарные подсчёты показывают, что много информации от нас просто скрыто , и из-за этого остальное невозможно объяснить. Создаётся впечатление глобального предательства , что вся эта блокада специально была организована так, что бы убить как можно больше людей.

Придёт время, и истинные виновные будут раскрыты и осуждены, пусть даже заочно.

Алексей Кунгуров

В течение нескольких лет Ленинград находился в кольце блокады фашистских захватчиков. Люди остались в городе без еды, тепла, электричества и водопровода. Дни блокады - самое трудное испытание, которое жители нашего города выдержали с мужеством и достоинством..

Блокада длилась 872 дня

8 сентября 1941 года Ленинград был взят в блокадное кольцо. Оно было прорвано 18 января 1943 года. К началу блокады в Ленинграде не было достаточного количества запасов еды и топлива. Единственным путем сообщения с городом было Ладожское озеро. Именно через Ладогу пролегла Дорога жизни - магистраль, по которой в блокадный Ленинград доставлялись грузы с продовольствием. По озеру было сложно провезти количество еды, необходимое для всего населения города. В первую блокадную зиму в голе начался голод, появились проблемы с отоплением и транспортом. Зимой 1941 года умерли сотни тысяч ленинградцев. 27 января 1944 года, через 872 дня после начала блокады, Ленинград был полностью освобожден от фашистов.

27 января Петербург поздравит Ленинград с 70-летием освобождения города от фашистской блокады. Фото: www.russianlook.com

630 тысяч ленинградцев погибли

За время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра была озвучена на Нюрнбергском процессе. По другой статистике, цифра может достигать 1,5 миллиона человек. Только 3% смертей приходятся на фашистские артобстрелы и бомбежки, остальные 97% погибли от голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище.

За годы блокады в Ленинграде погибли сотни тысяч людей. Фото 1942 года. Архивное фото

Минимальный паек - 125 граммов хлеба

Главной проблемой осажденного Ленинграда был голод. Служащие, иждивенцы и дети получали в период с 20 ноября по 25 декабря только 125 граммов хлеба в день. Рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а личному составу пожарных команд, военизированной охраны и ремесленных училищ - 300 граммов. В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус.

Дети блокадного Ленинграда умирали от голода. Фото 1942 года. Архивное фото

1,5 миллиона эвакуированных

За время трех волн эвакуации Ленинграда из города были вывезены в общей сложности 1,5 миллиона человек - почти половина всего населения города. Эвакуация началась уже через неделю после начала войны. Среди населения велась разъяснительная работа: многие не хотели покидать свои дома. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена. В первую волну в районы Ленобласти были вывезены около 400 тысяч детей. 175 тысяч вскоре были возвращены обратно в Ленинград. Начиная со второй волны, эвакуацию совершали по Дороге жизни через Ладожское озеро.

Из Ленинграда была эвакуирована почти половина населения. Фото 1941 года. Архивное фото

1500 громкоговорителей

Доля оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный - отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома все рано продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда.

На улицах города появилось более 1,5 тысяч громкоговорителей. Фото 1941 года. Архивное фото

- 32,1 °C

Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки - 32,1 °C. Средняя температура месяца была - 18,7 °C. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей. В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Отрицательная температура воздуха стояла в Ленинграде более полугода, продержавшись до мая включительно. Отопление не поступало в дома, были отключены канализация и водопровод. Прекратилась работа на заводах и фабриках. Главным источником тепла в домах стала печка-«буржуйка». В ней сжигали все, что горело, в том числе книги и мебель.

Зима в блокадном Ленинграде была очень суровой. Архивное фото

6 месяцев осады

Даже после снятия блокады немецкие и финские войска в течение полугода осаждали Ленинград. Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск при поддержке Балтийского флота позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда. В результате операций советские войска продвинулось в западном и юго-западном направлении на 110-250 км, и Ленинградская область была освобождена от вражеской оккупации.

Осада продолжалась еще полгода после прорыва блокады, но в центр города немецкие войска не пробились. Фото: www.russianlook.com

150 тысяч снарядов

Во время блокады Ленинград постоянно подвергался артобстрелам, которых было особенно много в сентябре и октябре 1941 года. Авиация совершала по несколько налетов в день - в начале и в конце рабочего дня. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Снарядами было разрушено 3 тысячи зданий, а повреждено больше 7 тысяч. Около тысячи предприятий были выведены из строя. Для защиты от артобстрелов ленинградцы возводили оборонительные сооружения. Жители города построили больше 4 тысяч дотов и дзотов, оборудовали в зданиях 22 тысяч огневых точек, возвели на улицах 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.

Эшелоны, перевозившие людей, постоянно атаковались немецкой авиацией. Фото 1942 года. Архивное фото

4 вагона кошек

Домашних животных в январе 1943 года привезли в Ленинград из Ярославля для борьбы с полчищами грызунов, грозивших уничтожить запасы продовольствия. В только что освобожденный город прибыло четыре вагона дымчатых кошек - именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. За привезенными кошками сразу же выстроилась длинная очередь. Город был спасен: крысы исчезли. Уже в современном Петербурге в знак благодарности животным-избавителям на карнизе домов на Малой Садовой улице появились памятники коту Елисею и кошке Василисе.

На Малой Садовой есть памятники кошкам, спасшим город от крыс. Фото: АиФ / Яна Хватова

300 рассекреченных документов

Архивный комитет Санкт-Петербурга готовит электронный проект «Ленинград в осаде». Он предполагает размещение на портале «Архивы Санкт-Петербурга» виртуальной выставки архивных документов по истории Ленинграда в годы блокады. 31 января 2014 года будут опубликованы 300 отсканированных в высоком качестве исторических бумаг о блокаде. Документы будут объединены в десять разделов, показывающих разные стороны жизни блокадного Ленинграда. Каждый раздел будут сопровождаться комментариями специалистов.

Образцы продовольственных карточек. 1942 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 4000. Оп. 20. Д. 53. Подлинник Фото: ЦГАИПД СПб


  • © АиФ / Ирина Сергеенкова

  • © АиФ / Ирина Сергеенкова

  • © АиФ / Ирина Сергеенкова

  • © АиФ / Ирина Сергеенкова

  • © АиФ / Ирина Сергеенкова

  • © АиФ / Ирина Сергеенкова

  • © АиФ / Ирина Сергеенкова

  • © АиФ / Ирина Сергеенкова

  • © АиФ / Ирина Сергеенкова

  • ©
Мы чашу горя выпили до дна, Но враг не взял нас никаким измором. И жизнью смерть была побеждена, И победили – Человек и Город.

Ленинград – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Это один из красивейших городов мира. На множестве островов раскинулся могучий и неповторимый город. Город широких проспектов и площадей, театров и музеев, изумительных белых ночей. В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда.

27 января 2014 года исполнилось 70 лет со Дня полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады. Никто из нас не должен забыть, просто не имеет права забыть подвиг жителей и защитников города, в котором фронт и тыл сливались воедино. Сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ленинградцев останется образцом мужества, стойкости, несгибаемой воли. Блокада Ленинграда навсегда останется одной из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны.

Мы сегодня тоже вспомним о трудном испытании, которое жители города Ленинграда выдержали с мужеством и достоинством. О некоторых событиях обороны Ленинграда, думаю, вы знаете, но, возможно, некоторая сегодняшняя информация будет для вас новой.

О блокаде Ленинграда написаны книги, сняты художественные фильмы. Мы вспомним только несколько фактов из жизни блокадного Ленинграда.

В директиве немецкого военно-морского штаба «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 года говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй». Вот какая учесть ждала Ленинград, но всё сложилось по-другому.

Приведем 10 фактов о блокадном Ленинграде.

1) Блокада Ленинграда длилась 872 дня (8 сентября1941 – 27 января1944)

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая и сверхтяжелая артиллерия вела планомерный и ожесточенный обстрел жилых кварталов города. Два с половиной года фашисты осаждали Ленинград, но так и не смогли сломить его защитников.

Ленинградцы героически защищали родной город: строили оборонительные сооружения, сражались в народном ополчении, в партизанских отрядах, становились бойцами отрядов противовоздушной обороны.

К началу блокады в Ленинграде не было достаточного количества запасов еды и топлива. Близилась первая зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть... Но враг просчитался. Как только Ладожское озеро замерзло, через него была проложена автомобильная дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни. Именно через Ладогу пролегла магистраль, по которой в блокадный Ленинград зимами 1941–42 и 1942–43 годов доставлялись грузы с продовольствием. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. По озеру было сложно провезти количество еды, необходимое для всего населения города. В первую блокадную зиму в городе начался голод, появились проблемы с отоплением и транспортом. Зимой 1941 года умерли сотни тысяч ленинградцев.

Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. 27 января 1944 года, через 872 дня после начала блокады, Ленинград был полностью освобожден от фашистов.

2) 630 тысяч ленинградцев погибли

В октябре 1941 года жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомобили. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

За время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра была озвучена на Нюрнбергском процессе. По другой статистике, цифра может достигать 1,5 миллиона человек. Только 3% смертей приходятся на фашистские артобстрелы и бомбежки, остальные 97% погибли от голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших – дома или на работе, в магазинах или на улицах.

Многие знают печальную историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записи.

"Савичевы умерли все".

"Осталась одна Таня".

Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище.

3) Минимальный паек – 125 граммов хлеба

Главной проблемой осажденного Ленинграда был голод. Служащие, иждивенцы и дети получали в период с 20 ноября по 25 декабря только 125 граммов хлеба в день. Рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а личному составу пожарных команд, военизированной охраны и ремесленных училищ – 300 граммов. В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус. Другие продукты по карточкам почти не выдавались. Бойцы получали немногим больше, чем жители города.

4) 1,5 миллиона эвакуированных

За время трех волн эвакуации Ленинграда из города были вывезены в общей сложности 1,5 миллиона человек – почти половина всего населения города. Эвакуация началась уже через неделю после начала войны. Среди населения велась разъяснительная работа: многие не хотели покидать свои дома. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена. В первую волну в районы Ленинградской области были вывезены около 400 тысяч детей. Начиная со второй волны, эвакуацию совершали по Дороге жизни через Ладожское озеро. Отважные шоферы вели по ледовой трассе, под обстрелом и бомбежкой, машины с продуктами, оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл страны женщин и детей, раненых воинов.

5) 1500 громкоговорителей

Доля оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома все рано продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда.

6) –32,1°C

Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки –32,1°C. Средняя температура месяца была – 18,7 °C. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей. В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Отрицательная температура воздуха стояла в Ленинграде более полугода, продержавшись до мая включительно. Отопление не поступало в дома, были отключены канализация и водопровод. Прекратилась работа на заводах и фабриках. Главным источником тепла в домах стала печка-«буржуйка». В ней сжигали все, что горело, в том числе книги и мебель.

7) 6 месяцев осады

Даже после снятия блокады немецкие и финские войска в течение полугода осаждали Ленинград. Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск при поддержке Балтийского флота позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда. В результате операций советские войска продвинулось в западном и юго-западном направлении на 110-250 км, и Ленинградская область была освобождена от вражеской оккупации.

8) 150 тысяч снарядов

Во время блокады Ленинград постоянно подвергался артобстрелам, которых было особенно много в сентябре и октябре 1941 года. Авиация совершала по несколько налетов в день - в начале и в конце рабочего дня. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Снарядами было разрушено 3 тысячи зданий, а повреждено больше 7 тысяч. Около тысячи предприятий были выведены из строя. Для защиты от артобстрелов ленинградцы возводили оборонительные сооружения. Жители города построили больше 4 тысяч дотов и дзотов, оборудовали в зданиях 22 тысяч огневых точек, возвели на улицах 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.

9) 4 вагона кошек

На протяжении нескольких лет фашисты осаждали северную столицу России плотным кольцом блокады – не было еды и тепла, не работал водопровод и не подавалось электричество. Страшное время, но город пережил его. Это была блокада Ленинграда, интересные факты о которой до сих пор будоражат умы многих историков и всех, .

Важные события Второй мировой войны

  1. В осаде город находился 872 дня. Блокада современного Петербурга началась 8 сентября 41 года прошлого столетия, когда немцы окружили населенный пункт плотным кольцом. Прорвать укрепление удалось только 18 числа, в январе 43 года. Запасы воды и еды в городе быстро закончились. С приходом зимы перевозки начали осуществлять через замерзшее Ладожское озеро. Путь носил весьма символическое название – «Дорога жизни».
  2. На каждого человека в день приходилось всего 125 г хлеба. Именно отсутствие достаточного запаса продовольствия было главной проблемой осажденного города и его жителей.

  3. За 3 волны проведенной эвакуации из самого города было вывезено порядка 1.5 миллионов горожан – это почти половина всех жителей Ленинграда.
  4. При том, что город находился в осаде, в нем работало порядка полутора тысяч громкоговорителей. По ним ежедневно подавали сигналы тревоги, вещали новости с фронта и ситуации в Петербурге.
  5. Первая зима 1941 была самой сложной для жителей Ленинграда. Температура тогда достигла рекордного показателя для этой местности – минус 32,1 градус по Цельсию. В среднем, показания термометра не опускаются здесь ниже 18-19 градусов ниже нуля. К апрелю 1942 года выпало максимальное количество зафиксированных за историю существования города осадков – высота сугробов достигала 52 см. Такие климатические условия сохранялись до мая 1942. Инфраструктура не была рассчитана на такой климат. Не было ни света, ни тепла, не работала канализация, в дома не подавалась вода, а грелись в помещениях при помощи печек – так называемых «буржуек».
  6. Блокада Ленинграда продолжалась и после того, как ее прорвали советские войска, это, несомненно, интересные факты о культурном центре России. Немецкие и финские солдаты на протяжении полугода еще держали его в осаде, опасаясь ярого сопротивления. Только наступательный маневр в направлении Выборга и Петрозаводска позволили полностью освободить город и его жителей из смертельного осадного кольца.
  7. 4 вагона кошек в начале 1943 года завезли в город для борьбы с крысами, мышами, которые повально уничтожали и так скудные запасы продуктов. После освобождения города в него привезли в 5000 дымчатого окраса котов и кошек – именно их считали самыми лучшими уничтожителями грызунов. Они спасли город и оставшихся в нем людей. В современном Питере в знак уважения и особой благодарности на улице Малой Садовой этим животным установили памятник. Кот Елисей и кошка Василиса олицетворяют дымчатых борцов с грызунами в осажденном городе.

  8. 150 тысяч авиационных снарядов за все время осады было обрушено с неба на блокадный город. Авианалеты на город совершались по нескольку раз в день – на город сбросили за все время осады порядка 107 000 бомб. 3 000 разрушенных зданий и 7 000 поврежденных – следствие налетов и обстрела немецкой авиации.

  9. Блокада Ленинграда, интересные волнующие факты о которой имеют значение не только для россиян, но для сторонников фашизма - итальянцев и испанцев, осуществлявших поддержку немецких войск при осаде. О «Голубой дивизии» Испании ходили противоречивые мнения: кто-то говорил о необычайной стойкости ее бойцов, другие утверждали, что в войсках полностью отсутствовала дисциплина. В связи с этим, наряду с итальянцами, выступающими против Советского Союза в операциях на Ладожском озере, в рядах испанцев отмечалось дезертирство – переход на сторону советских солдат.

  10. Во время блокады на 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчин и 37 женщин. Такая разница образовывалась из-за высокой физической выносливости в сложных условиях жизни слабой половины населения.

Блокада Ленинграда, которой были поведаны в этой статье, остается в памяти выживших ветеранов и следующих поколений. 27 января ежегодно празднуется как годовщина освобождения от фашисткой оккупации культурной столицы России, имевшей для Гитлера стратегическое значение наряду с Москвой.