Негативизм примеры. Предпочтение ребенком одного из родителей

Термин «негативизм» используется в психологии для характеристики состояния человека, который сопротивляется любому проявлению внешнего воздействия. Следует обратить внимание на тот факт, что рациональное объяснение такой модели поведения, редко удается найти. Нередко люди, страдающие негативизмом, поступают вопреки собственным желаниям. В данном состоянии, человек негативно воспринимает окружающую действительность и испытывает необузданное желание совершать поступки, которые противоречат общепринятым нормам.

В педагогической сфере, данный термин используется для характеристики оппозиционной модели поведения, которая проявляется в виде отсутствия признания авторитета педагогов. Давайте рассмотрим, как проявляется негативизм в различных жизненных аспектах.

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) – сопротивление воздействию

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям. Нонконформизм – это поведенческая модель, подразумевающая полную автономность и резкое осознанное сопротивление давлению социума. Разница между этими моделями поведения заключается в том, что негативизм часто проявляется в виде несознательных поступков.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии - это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.


Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Если рассматривать негативизм в широком спектре проявления, то можно сказать о том, что главная причина его появления – состояние фрустрации.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление. Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира. В большинстве случаев, негативизм является неотъемлемой составляющей подобных изменений в восприятии. Чаще всего, рассматриваемый феномен встраивается в модель человеческого поведения под влиянием стрессовых факторов, которые оставляют индивидуума беззащитным против внешнего воздействия.


Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта

Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет . Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.

В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.

Как проявляется негативизм в детском возрасте

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте . По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам». Желание самостоятельно познавать мир редко сопровождается наличием возможности самостоятельного исполнения желаемых действий. На фоне этого, развивается фрустрация, которая выступает в качестве неотъемлемой составляющей негативизма.

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения .


Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью. Наличие подобных расстройств у близких, является веским поводом для обращения к специалисту. Только психологическое воздействие опытного врача позволяет решить внутренний конфликт, который является первопричиной патологического упрямства.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире. Для того чтобы достичь необходимого результата, родители ребенка должны принимать непосредственное участие в лечении. Для корректировки поведения потребуется применить всю свою изобретательность, так как в противном случае, можно столкнуться с эмоциональным барьером, который построит подросток.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.


Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Профилактические методы

Конформизм и нонконформизм являются своеобразным балансом человеческой модели поведения. Преобладание одной из сторон этого феномена, может негативно сказаться на восприятии окружающего мира. Для того чтобы не допустить данного психического расстройства у близких, следует оказывать им поддержку и внимание. Чаще всего в подобной поддержке нуждаются люди, вступающие в кризисный возраст.

При проведении профилактики у детей, важно обучить их правильно адаптироваться в социуме. Пожилым людям, следует уделять особое внимание, так как часто по достижению старческого возраста, человек утрачивает коммуникационные связи с окружающими. Помните о том, что очень важно своевременно предотвратить развитие фрустрации, так как это состояние является основной первопричиной развития негативизма.

Негативизм (от лат. negatio – отрицание) как качество личности – склонность негативно мыслить на базе предрассудков, отрицательной предубежденности, видения в людях только недостатков; проявлять негативные установки подсознания, недоброжелательный настрой.

Человек – существо программируемое. В нашем «программном обеспечении» еще с детства задействованы десятки негативных установок. Эти подарки из «детской» заставляют нас видеть в окружающем мире «случайные черты»: недостатки, неудачи, печали, угрозы и опасности. Мир стал для нас большой «бякой». Когда взрослые нам говорили разную чушь, а сами думали иначе, мы записывали в подсознание именно это «иначе». Самые популярные фразы взрослых:

«Не крутись!», «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!» создали у нас негативную установку «Не делай». Поэтому во взрослой жизни нам характерны робость, неуверенность в себе, безынициативность, несамостоятельность, зависимость от чужого мнения и тревожность. Когда нам говорили: «Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!», «Мне такая девочка не нужна. Отдам тебя милиционеру или цыганам», у нас записалась установка «Не живи!» Детское программирование аукнулось для нас чувством вины, страхами, ощущениями одиночества, нарушением сна и отчуждением от родителей. «Запомни, дитятко, — уверяли нас родители, — Все вокруг обманщики, надейся только на себя! Никому нельзя верить, кроме мамы и папы». В итоге в подсознании поселилась установка «Не верь!», а вместе с ней трудности в общении, подозрительность, страхи, ощущение одиночества и тревоги. «Горе ты моё, уйди с глаз долой, встань в угол!» – говорили родители. Мы шли в угол и уносили с собой озлобленность, агрессивность, скрытность, недоверие, чувство вины, низкую самооценку, враждебное отношение к окружающим, отчуждение и конфликты с родителями.

Усвоенные на бессознательном уровне, негативные установки отравляют нам жизнь: нехватка денег, застой в карьере, не ладится личная жизнь. Раз возникнув, установка не исчезает и проявляется через наше поведение, чувства и эмоции. Противоядием негативной установки может стать только контрустановка. Но сначала надо найти свои негативные установки. Знаете загадку: «Сто одежек и все без застежек?» Негативных установок может быть еще больше: вы снимаете верхний лист, а под ним еще много его собратьев. Выявить негативные установки можно только посредством ухода в себя и наблюдением за собой. Шаг за шагом и добираетесь до кочерыжки. Обнаружить негативные установки можно следующими способами: визуализацией и анализом своего окружения.

Визуализация. Определите те сферы жизни, которые вызывают у вас беспокойство (например: здоровье, деньги, взаимоотношения) и выберите что-нибудь одно, чтобы не заблудиться в подсознании. К примеру, вы выбрали здоровье. Скажите себе: «Я абсолютно здоров» и начните записывать все мысли, которые возникают на этот счет или опровергают это утверждение. Например: в армию заберут, сердце бьется, как мышиный хвост, печень увеличена, я сам в свое здоровье не верю, у меня много наследственных заболеваний и т.д. Пишите, пишите, пока не исчерпаются все сомнения. Далее представьте себе другую ситуацию про деньги или отношения и опять пишите.

Проанализируйте свое окружение. Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты. Эта истина целиком относится и к нашему окружению. Покажи свое окружение, и я скажу кто ты. В своем окружении мы отражаемся, как в зеркале. Напишите, какие сложились убеждения и верования у них по тем или иным проблемам. Вероятно, что у вас аналогичные с ними установки.

Для негативных установок свойственны жесткие и безапелляционные языковые конструкции. Например: «нельзя, надо, должен, все, всегда, никогда» и т.п. Выявив и осознав негативные установки, переходим к следующему шагу. Отталкиваясь от негативной установки, составим новую мысль, которая смогла бы заменить эту установку. Мысль должна быть позитивной и на уровне способностей «Я могу». Например, мы выявили следующие негативные установки по деньгам: деньги можно заработать только тяжким трудом; чтобы заниматься бизнесом, надо уметь ходить по трупам; деньги портят человека; в этом мире все уже поделено; деньги честным трудом заработать невозможно; стыдно брать с людей большие деньги; деньги приносят несчастье; деньги всегда проходят мимо меня; деньги – это грязь; жить нужно по средствам; стыдно быть богатым, когда вокруг так много бедных людей; богатые все воры; нищим родился, нищим и помрешь; деньги лучше не тратить, а сохранять на черный день; мне достаточно минимума; жизнь – это чередование черных и белых полос, после белой полосы обязательно будет черная; я бедный, но гордый.

Итак, меняем негативную установку «Деньги можно заработать только тяжким трудом». Это, бесспорно, заблуждение. Миллионеры не пашут, как лошадь. Они уделяют своей работе много времени и при этом получают удовольствие. Если вы занимаетесь любимым делом, работа приносит радость. На работу надо идти с радостью, а возвращаться с удовольствием. Если вас утомляет и раздражает работа, надо ее менять. Есть такая шутка: «Если водка мешает работе, брось работу». Любимая работа не утомляет. Деньги – это результат вашего любовного союза с работой. Поэтому наша позитивная установка будет выглядеть так: «Я — денежный магнит. Я наслаждаюсь самим процессом труда и получаю за это хорошие деньги».

Или другой пример: «Деньги лучше не тратить, а сохранять на черный день». О чем человек думает, то с ним и происходит. Думаешь о черном дне, он неизбежно наступит. У порядочного человека все должно быть в порядке. Копить деньги, конечно, необходимо, но на какие-то конкретные цели (машина, квартира, дом, отпуск). Новую позитивную установку мы формулируем примерно так: «В моей жизни все прекрасно. Я живу в ожидании всего самого лучшего и допускаю в свою жизнь только деньги, здоровье и процветание». Для более быстрого закрепления в подсознании новых установок запишите их на mp3-плеер, проговаривая по 10 раз каждую установку. Для записи воспользуйтесь компьютером или цифровым диктофоном. Далее перепишите эти записи на mp3-плеер и включайте записи во время поездок или во время занятий домашними делами каждый день. Прослушав запись новых установок несколько раз в день, вы будете проходить защитный блок подсознания и быстро заменять свои негативные установки позитивными.

Отличную технику работы с негативными установками предложил Джо Витале. Техника называется Хо’опонопоно. Хо’опонопоноозначает «сделать правильно» или «исправить ошибку». Согласно верованиям древних гавайцев, ошибки возникают из-за мыслей, которые вызывают в памяти болезненные воспоминания. Хо’опонопоно предлагает метод освобождения от энергии этих болезненных мыслей или ошибок, которые приводят к дисбалансу в организме и болезням. Суть техники заключается в том, что нужно обратить внимание на любую проблему (например, на ту негативную установку, которую Вы выписали на бумаге) и далее проговаривать про себя такие фразы: 1) « Мне очень жаль » (Тут имеется в виду, что Вам жаль, что Вы создали эту проблему, и Вы полностью принимаете ответственность на себя за возникшую проблему). 2) «Пожалуйста, прости» (Вы просите прощения за созданную проблему или препятствие). 3) «Спасибо» (Вы благодарите свое подсознание за освобождение от проблемы). 4) « Я люблю тебя» (Вы направляете любовь на бывшую проблему, которая уже теряет силу и перестает быть проблемой). Не смотря на простоту техники и странность этих фраз, они действительно работают. Смысл этих действий заключается в очищении своего внутреннего пространства. Результаты своей работы с негативными установками вы вскоре увидите и удивитесь: «Как я мог в такое верить?»

Человек обязан контролировать «болтовню ума», исключая из своего мыслеоборота удручающие мысли и заменяя их оптимистичными, позитивными конструкциями. Пришла дурная мыслишка, нужно немедленно заменить ее позитивной мыслью. Ум не может держать в голове сразу две мысли. Принцип противоположного мышления прост, но необычайно эффективен.

Негативизм имеет множество проявлений. Например, поведенческий негативизм связан с установкой делать всё наоборот, наперекор, поперек, назло, в пику кому-то. О чем его не попроси, обязательно получишь отказ. Коммуникативный негативизм проявляется в общении: человек постоянно пререкается, возражает, обвиняет, оправдывается и ругается. В жизни негативизм склонен замечать проблемы, а не возможности, недостатки, а не достоинства, ошибки, а не удачи. Ему присуща «сознание мухи», которая, направляясь к меду, вдруг замечает какое-то безобразие внизу. Надо разобраться, что это там за испражнения. Она направляется туда, обживается, заводит «детей» и проводит всю жизнь на помойке, так и не добравшись до меда.

Негативизму «все возрасты покорны», но более он характерен для детей в период возрастных кризисов, подростков и для пожилых (старых) людей. Помимо этого он обостряется в периоды личных неудач. Причинами негативизма могут быть и генетические обстоятельства, и гормональный фон. Относительно причин психологического свойства: это, прежде всего – отсутствие знаний, как управлять проблемой. Не малую роль играет стремление к самоутверждению, недостаток внимания, привлечение внимания, проявление неприязни и месть.

Существенное место в формировании негативизма занимают предрассудки. Предрассудок – это негативная установка антипатии к другим людям или предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях. Предрассудок буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Это «тараканы» в нашей голове. Бессмысленно открещиваться от своих предрассудков. Живя в обществе, любой человек неизбежно становится такси для предрассудков, как бездомная собака для блох. Единственным свободным от предрассудков человеком был У.Филдс. Он сам открыто об этом заявил: «Я свободен от предрассудков. Я ненавижу всех в равной степени». Предрассудки попали в наше подсознание «воздушно-капельным» путем из маминых и бабушкиных поучений, из нравоучений учителей, из атмосферы нашего окружения.

В классической книге «Природа предрассудка» американский психолог Гордон Оллпорт приводит такой диалог: «Г-н Х: Вся проблема с евреями состоит в том, что они заботятся только о членах своей группы. Г-н Y:Однако, как следует из доклада Фонда местных добровольных пожертвований, они жертвуют больше (пропорционально их численности) на нужды местного самоуправления, чем не евреи. Г-н Х: Это только доказывает, что им важно купить себе популярность и окончательно влезть во все дела христиан. Они ни о чем другом не думают, кроме как о деньгах! Вот почему среди банкиров так много евреев. Г-н Y: Но вот в недавнем исследовании сказано, что процент евреев в банковском бизнесе незначителен - он гораздо меньше, чем процент не евреев! Г-н Х: О чем я вам и говорю: они не желают заняться респектабельным бизнесом, если они чем-то и занимаются, то лишь тем, что делают себе деньги в кинобизнесе или заправляют ночными клубами». «Данный диалог гораздо лучше иллюстрирует коварную природу предрассудка, чем это сделали бы горы доказательств, - комментирует приведенный отрывок другой известный американский психолог Эллиот Арансон в книге «Общественное животное»: «Что, в сущности, заявляет г-н Х? «Не морочьте мне голову фактами, мне и так все ясно!» Он даже не пытается оспорить данные, о которых ему сообщает г-н Y, а занят тем, что либо успешно искажает факты так, чтобы заставить их служить поддержкой его ненависти к евреям, либо отбрасывает их, нимало не смущаясь, и переходит к атаке на новом «поле». Глубоко предубежденный человек имеет стойкий иммунитет к той информации, которая расходится с его лелеемыми стереотипами…» Яркий пример того, как стереотипы становятся предрассудками.

Само слово «предрассудки» говорит, что чужие суждения проникают к нам в голову, минуя разум. Мы принимаем их на веру без проверки. Любопытно, что двести лет назад наши предки вместо слова «предрассудок» употребляли «предрассуждение». И тогда люди понимали, что некие суждения проникают в голову перед рассуждениями. А.Пушкин в «Цыганах» пишет: «Что бросил я? Измен волненье, Предрассуждений приговор, Толпы безумное гоненье Или блистательный позор». Или в «Евгении Онегине»: «…Уничтожать предрассужденья, Которых не было и нет У девочки в тринадцать лет!»

Почему предрассудки беспрепятственно минуют фильтры нашего сознания? Предрассудок по своей сути – это дурное, некорректное обобщение, стандарт отношений к явлениям, предметам и живым существам. Предрассудки рождаются на руинах отживших истин. Разум большинства людей ленив и инертен, находится в полусонном состоянии. Зачем тратить мозговую энергию на уточнение своих представлений? Раз народная мудрость гласит, значит, примем к сведению на веру. Не царское это дело с каждой мелочью разбираться. Например, чтобы не сглазить удачу надо постучать по дереву. По христианским традициям надо перекреститься, а не стучать по дереву подобно язычникам. Они считали, что в деревьях обитают нечистые духи, и нужно постучать, чтобы прогнать их.

Кроме того, люди всегда сравнивали свое племя, нацию с другими. Естественно, в свою пользу. Нравы иноземцев, их внешний вид высмеивались и обобщались. Весь мир не объездишь. Поэтому простому человеку приходилось принимать многие утверждения на веру. Запах негров многократно описан в американской литературе прежних времен. Вспомните, например, Фолкнера. Знакомый таксист из Торонто утверждал, что запах негра — сладкий и гниловатый, не противнее, чем у иного белого, но специфический. В свою очередь, запах белых отнюдь не ласкает обоняния черных. В Сенегале считают, что белый человек, наряду с обезьянами, собаками и кошками, пахнет мочой. Мать внушает ребенку: “Не пойдешь мыться — будешь пахнуть мочой, как белый”. Предрассудки обеспечивают представителям одной нации возможность понимать друг друга и чувствовать свою общность: «Посмотришь на русского человека острым глазком…Посмотрит он на тебя острым глазком….И все понятно. И не надо никаких слов. Вот чего нельзя с иностранцем”.

Помимо умственной лени и национального снобизма причиной предрассудков служит страх. Почему, едва почувствовав зарождение новой жизни, будущая мама начинает искренне верить массе предрассудков? Потому что давит страх неизвестности предстоящих девяти месяцев. Поневоле поверишь, что «Нельзя никому рассказывать о беременности. Только папе малыша!», «Токсикоз будет обязательно!», «Подожди, начнутся причуды! Ты будешь есть мел», « Нельзя никому говорить предполагаемую дату родов и вести календарь беременности», «Беременной нельзя покупать заранее вещи для малыша, нельзя вязать и заниматься рукоделием, нельзя красить волосы и ногти, стричь волосы».

Причиной предрассудков может быть и простое невежество. В кинокартине «Белое солнце пустыни» товарищ Сухов, организовав из гарема Абдуллы первое общежитие освобожденных женщин Востока, написал на куске кумача революционный лозунг: «Долой предрассудки! Женщина, она тоже - человек». Тем не менее, этот человек долгие годы считался нечистым созданием, пользующимся поддержкой темных сил. Этот предрассудок был связан с тем, что сегодня принято называть «критическими днями». В представлениях наших предков не мог человек без помощи дьявола безнаказанно кровоточить и не умирать от потери крови. Поэтому до сих пор женщинам в критические дни запрещено посещать церковь.

В структуру социального предрассудка входят эмоции и чувства (что человек чувствует), стереотип, то есть обобщенный образ или картинка мира в голове человека (что человек знает) и реальные действия человека по отношению к группе или представителю группы (что человек делает). А что человек чувствует? Ненависть, отвращение и чувство брезгливости. Знания его сводятся к безосновательным враждебным представлениям о социальной группе. Для него характерно негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней. В противостоянии с предрассудками результативны контакты между группами, осознание и признание предрассудков.

Петр Ковалев

Негативизм

Часто мы встречаем людей, которые на разумный совет поступают противоположным образом, на замечание – встают в «боевую позицию». В каждом из нас есть эти черты, но не всякий способен их разглядеть и признать. Тем временем учёные дали такому поведению конкретное название: «негативизм».

Негативизм в психологии это поведение, не имеющее обоснования, противоположное тому, о котором просит или требует другой человек/сообщество; сопротивление нормам и правилам, советам других и, даже, здравому смыслу.

Каким бывает негативизм?

  1. Активный. Он представляет собой открытое сопротивление требованиям и просьбам другого индивида, противоположное действие.
  2. Пассивный. Человек просто игнорирует то, что ему говорят, советую, просят, приказывают.
  3. Физиологический негативизм. Отвержение пищи; запоры; задержка речи; блокировка движений.

Тотальная эпидемия!

Самая распространённая форма негативизма, которую практически невозможно диагностировать – направленная внутрь себя. Порой человек не в состоянии заметить того, как желает одного, а делает совершенно противоположное. Те или иные черты негативизма присущи каждому.

Ярче всего негативизм выражен у детей и подростков. Маленькие дети отказываются слушаться своих родителей, принимать пищу, собирать игрушки, ложиться спать. В подростковом периоде обострение повторяется: молодёжь отвергает предыдущие поколение, «мы пойдём своим путём!», желание всё делать по-своему. Причины в обоих случаях одни: защита собственного «Я», проявление индивидуальности и желание доказать свою самостоятельность и независимость.

Причины и последствия негативизма

Причины отклонения кроются в основах психики, закладываются в самом детстве. Неуверенность в себе, комплекс неполноценности и несамостоятельности. Если родители постоянно заставляли малыша делать что-либо, не согласовывая это с ним, то в зрелом возрасте человек любой совет будет воспринимать как нападение на его самобытность и самостоятельность.

Проявления негативизма:

  1. Проблемы во взаимодействии с окружающими. Негативисты очень тяжелы в общении, с ними трудно договориться, они чересчур упрямы.
  2. Отрицая всё и вся, негативист вступает в конфликт с самим собой. И уже не может понять, что действительно ему нужно, полезно, хочется.
  3. Скептицизм, недоверие, излишняя критика.

Как решить проблему?

Устранить проявления негативизма можно докопавшись до корней. Для этого необходимо провести общую санацию психики. В этом поможет хороший психотерапевт. На то, чтобы разобраться в себе, необходимы годы. Для эффективности можно использовать систему Турбо-Суслик. Она ориентирована на самостоятельное практическое применение. Её преимущество состоит в том, что она не только устраняет внешние проявления проблемы, но и работает с её основами. Турбо-Суслик проводит тотальную чистку, индивидуально. Серьёзные результаты видны уже через несколько месяцев.

Вопрос № 4

Общее понятие о возрастных кризисах и их характеристика

Возрастные кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переходный этап от одного возрастного периода к другому.

Л.С. Выготский разработал концепцию, согласно которой психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных или как их еще называют литических периодов и критических периодов.

По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка.

Принято выделять следующие возрастные кризисы:

    кризис одного года,

    кризис трех лет,

    кризис семи лет,

    подростковый кризис,

    юношеский кризис.

Кризис трех лет

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять участие во взрослой жизни и утверждение самостоятельности – я сам!

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

1) негативизм – ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

2) упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал.

3) обесценивание – обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Обесцениваются старые правила поведения, обесцениваются старые привязанности к вещам и т.п.

4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);

5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) протест-бунт , который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.

Кризис 7 лет

На границе дошкольного и младшего школьного возраста ребенок проходит через очередной возрастной кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Причины кризиса 7 лет. Причина кризиса состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен.

Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Внешними проявлениями кризиса являются:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать, хитрость

4) демонстративная взрослость

Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения (особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований).

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности.

Ребенок теряет детскую наивность. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. Потеря непосредственности связана с тем, что ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр.

Поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредствованным и произвольным. У него уже появляется способность управлять своим поведением. Ребенок может адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Это исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка.

Происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере . Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок четырех лет, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти.

То, что он периодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, не влияло на становление его личности.

Впервые возникает обобщение переживаний .

Успехи и неудач, которые переживает ребенок в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.

По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей . То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.

Подростковый кризис

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.

Психологические особенности подросткового возраста:

Перепады настроения;

Желание быть признанным и оцененным другими сочетаюшееся с показной независимостью и бравадой;

Эгоистичность проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием;

Грубость и бесцеремонность сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;

Обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений и все это сочетается с излишней самоуверенностью.

Кризис подросткового возраста является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов.

Симптомы кризиса

    Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

    Второй симптом кризиса – негативизм .

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

Кризис независимости. Ребенок становится строптивым, упрямым, своевольным. Отмечаются также негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития.

Как правило, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, но одна из них доминирует.

Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам , возможно как проявление .

Негативизм в психологии это особенность поведения.

Что такое негативизм?

Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, .

Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

Негативизм возможен и в отношении жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

Причины негативизма

Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные , кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из , аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

Признаки негативизма

Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

Негативизм у детей

Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».

Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

Если связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.