Неадекватный мужчина признаки. Неадекватность и методы борьбы с ней

В нашей жизни мы очень часто слышим словосочетания "адекватная реакция", "неадекватный мужчина" и разные другие, связанные с понятием "адекватный" или "неадекватный". Давайте попробуем разобраться, что обозначают эти понятия.

Адекватность

Адекватное поведение - это поведение, которое понятно окружающим и не идет вразрез с общепринятыми нормами, соответствует ситуации и ожиданиям окружающих. В любом обществе есть общепринятые Так вот адекватный человек будет вести себя соответственно этим нормам, совершать поступки, ожидаемые другими. К примеру, если он зашел в троллейбус и сел на сиденье - это адекватное поведение, а вот если он ляжет в троллейбусе на пол - это неадекватность. Обратите внимание, что все эти нормы внешние, созданные общественным мнением. То есть в адеквате человек живет по внешним ориентирам и не всегда ориентируется на свои чувства и желания. Проще говоря, умеет держать себя в руках. Например, вам понравилась сумочка у соседки, вы давно такую хотели, но вы же не пойдете ее отбирать. На самом деле, адекватность - понятие достаточно относительное, ведь в разных религиях или странах нормы морали могут отличаться, например, если на Востоке принято пить чай сидя на полу, то в где-нибудь в Европе, скажем, в Лондоне, это будет по меньшей мере странно. И если человек ведет себя правильно, по вашему мнению, то это совсем не означает, что другие люди тоже посчитают это нормальным. Вообще, все люди в той или иной степени неадекватны,уж точно время от времени совершают такие поступки.

Неадекватность

В психологии неадекватным называется человек, который реагирует на какое-либо событие нестандартно, вразрез с общепринятыми нормами морали. Реакция, эмоции и поведение такого человека не соответствуют ситуации. Например, какое-либо положительное событие вызывает у человека отрицательные эмоции. Он может стать неадекватным временно, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в какой-либо критической ситуации. Или это может быть его постоянное состояние сознания, в таком случае это уже болезнь, например шизофрения.

Виды неадекватного поведения

В зависимости от способов проявления неадекватное поведение можно разделить на несколько видов: девиантное, виктимное, делинквентное, конфликтное, ошибочное и демонстративное. Рассмотрим каждый из этих видо в отдельно и сделаем вывод.

Девиантное состояние

О девиантных принципах можно говорить, если неадекватный человек регулярно совершает поступки, которые идут вразрез с общепринятыми нормами. К такому типу поведения относятся: наркомания, алкоголизм, преступность, занятие проституцией и так далее. По мнению ученых, вероятность девиаций определенно возрастает при ослаблении нормативного контроля, который происходит на социальном уровне.

Виктимное неадекватное состояние

Это когда индивид провоцирует причинить какой-нибудь вред, создает опасную для него ситуацию. Например, девушка в короткой юбке ночью садится в машину к компании подвыпивших хулиганов. Человек может вести себя вызывающе, не подозревая о том, что он сам может начать провоцировать опасность.

Делинквентное состояние

Это когда совершаются поступки, которые могут нанести какой-либо вред как обществу, так и отдельному индивиду. Здесь следует особо выделить подростковую делинквентность. К примерам неадекватного поведения такого типа можно отнести мелкие правонарушения, распитие спиртных напитков и употребление матерных слов в общественных местах, мелкое хулиганство и даже нарушение правил дорожного движения. Кстати, отсутствие на рабочем месте по неуважительной причине или приход на работу в нетрезвом состоянии - это тоже примеры делинквентного поведения.

Конфликтное состояние

Это, как вы уже, наверное, догадались, поведение, когда неадекватный человек старается спровоцировать скандал или создать конфликтную ситуацию. Живет по принципу "не нападешь ты - нападут на тебя".

Ошибочное состояние

Направлено в сторону от желаемой цели. Например, когда человек в детстве нашел удачный для ребенка способ решить какую-либо жизненную задачу, и он оказался действенным, повторялся много раз, закрепился благодаря повторениям, и теперь повторяется уже взрослым человеком, хотя уже давно это стало реакцией. Неадекватная реакция - это когда ребенка в детстве постоянно ругали, и он привык постоянно оправдываться, вырос и понял, что оправдываться больше не надо, а он все равно продолжает это делать. За такой маневренностью психологически здорового человека зачастую стоят такие причины: физические проблемы, случайность, невоспитанность, некомпетентность, и провокации окружения.

Демонстративное состояние

Это когда совершаются какие-либо яркие, запоминающиеся поступки, в которых заметно желание привлечь к себе внимание любыми способами, невзирая на мнение окружающих. Такое поведение иногда бывает очень удобно использовать в целях достижения какой-либо цели. Особенно это касается женщин, ведь они очень любят привлекать к себе внимание. Демонстративное поведение не всегда является неадекватным, очень часто оно остается в пределах нормы.

Типы неадекватности

По типам неадекватность можно условно разделить на абсолютную, формальную и относительную. Формальная - это когда человек не соблюдает общепринятые нормы поведения, нарушает правила. Сюда можно отнести тот же мат в общественных местах. Относительная неадекватность заключается в особенностях определенной личности и может даже быть незаметна для общества. Абсолютная же подразделяется на осознанную и неосознанную. Неадекватность осознанного типа - это когда человек полностью контролирует свои действия, четко знает, что он делает, ждет соответствующую реакцию от окружающих его людей. То есть такой человек ведет себя неадекватно вполне осознанно. Это всегда вызов общественному мнению, нормам морали, принятым в обществе. Так могут вести себя политики, самодуры-начальники. Например, певцы или актеры совершают такие поступки для того, чтобы эпатировать публику, вызвать и всеобщее обсуждение. Неосознанный тип неадекватности считается наиболее опасным и находится где-то на грани с серьезными расстройствами психики личности. Такой индивид не отдает отчета своим действиям, его принципы неадекватны практически всегда, хотя он считает, что у него все в норме

Причины неадекватного поведения

На самом деле, причины проявления такого состояния могут быть очень разными. Человек может попросту не понимать, чего от него ждут, у него могут быть какие-либо психологические проблемы, способствующие проявлению неадекватного поведения. Очень часто неадекватные люди совершают какие-либо поступки, идущие вразрез с общественным мнением, просто потому, что опираются не на реакцию окружающих, а на свое личное мнение, ориентируются не на внешний, а на свой внутренний мир. В различных даже самые уравновешенные люди совершают необдуманные поступки. Иногда причины этого скрываются в глубоком детстве. Например, дети, воспитанные в семьях наркоманов и алкоголиков, очень часто отличаются такими нормами принципов.

Опасности неадекватного состояния

Опасен ли в обществе неадекватный человек? Это зависит от того, насколько это выходит за нормы морали и какими поступками выражается его состояние. В любом случае общение с таким индивидом - достаточно неприятное занятие. А вот если это выражено агрессией, или человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то это может быть очень опасно. Такого избегать. Если это невозможно, постарайтесь вести себя как можно спокойнее и старайтесь не идти на конфликт. Помните, неадекватный человек не отдает отчета своим действиям! И, как и в может сделать все что угодно.

Думаю, что укоренившееся в обществе мнение, что психически здоровый человек должен быть всегда в приподнятом настроении и с улыбкой - это как раз производное того, что некая интимность личной жизни перестала быть интимной - Интернет и т.д.. То есть легче "держать лицо", нежели объяснять каждому, что у тебя умерла бабушка. Плюс производственные требования - начальнику все равно, как там у тебя в личной жизни, план должен быть выполнен. Я права?

Да, Вы правы. Безусловно, мнение о том, что нужно быть всегда в позитиве и стремление к этому обусловлено современной средой, конкретно, средой мегаполиса. Я бы еще добавила стремление быть в тренде и, скажем так, стремление к правильности (правильное питание, правильное увлечение, правильная машина, правильный партнер по браку и т.д.)

Мегаполис задает очень жесткий ритм жизни. Нужно сделать то, что необходимо, и плюсом то, что хочется (по разным причинам). Но этого «хочется» очень много, предложений - масса, и многие из них, действительно, хорошие. И неважно, о чем идет речь, о выщипывании бровей или покупке квартиры, все подается как решающий фактор для успеха. Кстати, «успех» - это тоже очень интересная категория, рожденная современным обществом.

Все это приводит к тому, что современный человек живет в состоянии многозадачности, постоянного движения, смены одного на другое. В такой ситуации не до глубины (чувств, переживаний, отношений, познания), поскольку, чтобы уйти в глубину, надо остановиться. А если остановишься, то вдруг что-то пропустишь или не успеешь… Вот и скачут по поверхности от одного к другому в стиле броуновского движения, гордо называя этот процесс «поиском себя» или «личностным ростом». Либо люди вытесняют какие-то проблемы, страхи, не дают себе времени подумать или исследовать что-то, живя по принципу: «Я подумаю об этом завтра», лишь бы не сбиться с ритма. Беда в том, что завтра ничего не изменится, времени на это не появится.

Многие интуитивно приходят к проектному подходу в жизни. Он, действительно, очень эффективен, в условиях, когда надо успеть очень много в ограниченное время. Любой проект характеризуется прозрачностью: понятно, что на входе, что будет на выходе, какие потребуются ресурсы, в каком количестве и когда. И у проекта есть четкий план, достаточно жесткий сценарий, где у каждого элемента своя роль. Но не все в жизни можно запроектировать. Наш мир вероятностен, в человеке очень много иррационального, а такая жесткость не дает обратить внимание на другие возможности, которые отличаются от запрограммированного, но для человека они могут быть даже более эффективны.

Вернусь к чувствам. Любые глубокие эмоции и чувства, например, любовь, меняют ритм привычной жизни и несут в себе риск. Горе, страх, разочарование и другие негативные эмоции и чувства очень неприятны и, безусловно, воспринимаются как угроза, от которой человек пытается сбежать в насыщенную жизнь. Некогда разделить горе другого человека, поскольку надо бежать. Страшно показать свое горе, а то вдруг отстанешь, вдруг отвернутся, не возьмут с собой.

Оставим пока в покое любовь… Сосредоточимся на негативных эмоциях и чувствах. Если делать вид, что их нет, то они от этого не исчезнут. Они просто будут неосознаваемыми и станут проявляться в виде фоновой тревожности, какой-то той же неадекватной реакции. Сбежать тоже не получится, поскольку, как известно, от себя не сбежишь. И вот это стремление успеть как можно больше, «выжимание» из себя позитива продолжается до тех пор, пока у человек не возникнет другой потребности или он не упрется во что-то (например, возрастные ограничения, постоянные неудачи в какой-то жизненной сфере), либо что-то не случится.

Ну и еще немного о среде. Безусловно, она диктует очень многое. Но среда состоит из отдельных людей, и мы имеем дело все-таки с отдельными людьми, а не средой в целом. Поэтому мы можем варьировать свое поведение, выбирать и формировать свое окружение, договариваться, в конце концов, с ними, т.е. с людьми. Но для этого нужно взять инициативу на себя, вкупе с ответственностью.

Теперь, собственно, ответ на первый вопрос:

Я бы не рекомендовала увлекаться анализом, именно собственной адекватности, т.е. пытаться ответить на вопрос: «А был ли я адекватен, насколько я был адекватен?». Поскольку это оценка соответствия себя внешним требованиям общества. И в стремлении соответствия им человек может задвинуть самого себя: свои потребности, чувства, эмоции, желания, возможности и т.д. В результате можно прийти к ситуации, когда человек чувствует, что он делает не то, что должен, живет не так и т.д.

При оценке собственной реакции лучше отвечать на вопросы: «Зачем это я делаю, что я пытаюсь сказать или чего добиться, зачем мне это. Что мне это дает?» Любой человек стремится к комфортному существованию в социуме и будет стараться соблюдать социальные нормы. Другое дело, что это не всегда получается ввиду некоего психического неблагополучия.

Думаю, что человека можно назвать адекватным в своих реакциях, если он осознает их, а также свои действия. Если его поведение контролируется им, и в целом соответствует социальным нормам общества или той социальной группы, к которой он себя причисляет. Если он чувствует себя комфортно, достигает своих целей, решает свои проблемы, его качество жизни не ухудшается, он социализирован.

Неадекватная эмоциональная реакция , безусловно, является маркером психического неблагополучия. Но НЕ единичные случаи таковой, поскольку любой из нас может сорваться в какой-то ситуации. Тревогу нужно бить, когда неадекватные реакции и поведение проявляются снова и снова. Кроме того, признаком неадеватности могут быть неудачи человека в попытках разрешить какую-то проблемную ситуацию.

Неадекватные реакции необязательно говорят о каких-то серьезных психических проблемах, причиной может быть стрессовое состояние. Человек выходит из ситуации стресса, и все проблемы с адекватностью проходят. Как правило, человек отслеживает свою неадекватность, если у него сохранны психические процессы. Как минимум, по реакции окружающих он понимает, что что-то не так. Другое дело, что вина за это может перекладываться на других: Я сорвался, но это она довела. Либо человек может понимать, что есть проблема, но не быть в состоянии ее решать самостоятельно. Например, при послеродовой депрессии мать не может заставить себя ухаживать за ребенком, но она это осознает и чувствует вину за это.

Что такое неадекватность?

Сначала рассмотрим, что мы будем понимать под неадекватностью. Будем понимать под этим выход поведения человека и его притязаний, намерений и планов за рамки общепринятых норм, элементарного здравого смысла, за рамки поведения, являющегося естественным для достижения оптимального результата, взаимовыгодного для людей, включённых во взаимодействие. При этом выход сознательный, явный и обусловленный собственными мотивами. Неадекватность отличается от неразумности тем, что неразумный человек делает ошибки и поступает неправильно в силу заблуждений, непонимания вещей, искажения представлений какими-то иррациональными, но вполне определёнными мотивами, т. е. его действия неправильны, но объяснимы, неадекватный же совершает неприемлимые и ненормальные поступки специально, осознавая это. Неадекватное поведение нарушает соглашения, либо интуитивно подразумеваемые взаимовыгодные методы взаимодействия, мешает нормальному функционированию общества и ведёт к возникновению напряжённости и конфликтов. Действуя неадекватно, человек сознательно пытается сломать или деформировать нормы общества в свою пользу, чтобы получить от этого ту или иную выгоду, материальную либо психологическую.

Например, когда несколько человек стоят в очереди, а некто, отталкивая их, пытается купить товар первым, это неадекватность, поскольку противоречит подразумеваемым правилам поведения. Также неадекватность - это, например, когда преподаватель начинает вымогать у студента взятку, чтобы поставить зачёт, когда на улице некто обманом или силой забирает у вас мобильный телефон, когда в отделении полиции вас пытаются заставить признаться в преступлении, которое вы заведомо не совершали и т. п.

Неадекватность в современном обществе и особенности её проявления

Несмотря на то, что большинство людей привыкли всё же жить в относительно стабильном обществе, среди относительно нормальных людей, неадекватности в современном обществе много, очень много. Конечно, обычно общество не приветствует неадекватность и старается её осуждать, подавлять и исправлять. Но в определённых местах и в определённые периоды неадекватность становится настолько массовой, что полностью заменяет или подавляет общепринятые нормы здорового общества. Такое бывает, например, в периоды войн, стихийных бедствий, беспорядков, когда контроль над ситуацией захватывает криминал, либо руководствующиеся преступными идеями режимы, вроде фашистского. Иногда неадекватные принципы и проявления доминируют в обществе очень длительное время, например, более 500 лет искажённые католической и протестантской церковью в Западной Европе принципы христианства служили оправданием для геноцида и порабощения других народов, а внутри самой Европы - для охоты на ведьм, когда почти любой мог быть обвинён в колдовстве или в ереси и сожжён на костре по бредовым обвинениям. К сожалению до сих пор слишком часто неадекватность берёт верх над общепринятыми нормами, моралью и элементарным здравым смыслом.

В чём причина неадекватности? Неадекватное поведение может появляться у людей в силу разных причин. Среди них могут быть следующие.

"Научение" неадекватности происходит тогда, когда появляются некие противоестественные идеи, традиции, шаблоны поведения, имеющие стойких последователей, которые своим примером, а зачастую и прямой пропагандой и принуждением побуждают других принимать те же противоестественные, неадекватные установки.Так действовать могут радикальные фашистские, религиозные и т. п. организации, молодёжные преступные группировки, кланы и секты. Кроме того, неадекватность может принудительно насаждаться в семье, в какой-то либо государственной или коммерческой организации, где взяли верх нечистоплотные сотрудники, да и, в принципе, в любом сообществе и коллективе, где неадекваты смогли задать тон. При "научении", как правило, социальные нормы не отрицаются вовсе, а лишь частично, либо частично деформируются. При этом существенным стимулом неадекватного поведения является стадный инстинкт, пример других неадекватов и отсутствие достаточно выраженного и сильного противодействия и контрпримеров.

"Месть" - это такой мотив неадекватности, когда человек, подвергшийся разным несправедливостям, унижениям, нарушению его прав со стороны других, приходит к отрицанию социальных норм и морали, либо к их специфическому пониманию и решает, что если другие могут вести себя так, как им вздумается, то и он может (вправе). К неадекватности по подобным мотивам часто приходят люди, выросшие или долго живущие в неблагоприятной среде, участники различных вооружённых конфликтов и противостояния (особенно тех, что протекают длительно и имеют хронический характер). В целом, эскалация любых конфликтов, если нет силы, способной решительно их пресечь и навести порядок, принимая при этом справедливые решения, а задают тон разные противоборствующие стороны, ведёт к постепенной деградации и отмене моральных ограничений всеми их сторонами.

"Эффект попустительства" - мотив, вызванный тем, что люди, которые по долгу либо согласно традиции должны отвечать за поддержание порядка и общепринятых норм в обществе, проявляют слабохарактерность и не демонстрируют достойный пример. Большинство людей таковы, что даже если они и настроены вести себя адекватно, им требуется постоянное подкрепление в этом настрое. Если подобного подкрепления нет, психологически это воспринимается как "разрешение" вести себя неадекватно. То, насколько это мотив проявляется, зависит от разных причин, в первую очередь от того, насколько общество побуждает людей быть ответственными и возлагает на них задачу самостоятельно оценивать правильность поступков (и своих, и чужих), их допустимость, соответствие моральных нормам, интересам общества, здравому смыслу. Если эта задача в значительной мере возложена не на отдельных людей, а на "контролёров" - государство, партию, церковь и т. п., то резкое снятие или ослабление такого контроля может привести к самым пагубным последствиям.

"Амбиции" - мотив, связанный с тем, что человек сознательно ставит себя выше других и испытывает пренебрежительное отношение к обществу. Такой мотив может быть оправдан воззрениями типа "жизнь это борьба за существование" и "кто сильнее, тот и прав", либо не оправдан вообще. Такой мотив часто формируется у тех, кто замечает, что слабых можно подавлять для своей выгоды, не встречая при этом адекватного противодействия (ни с их стороны, ни со стороны общества). Немало таких людей появляется в среде организованной преступности или среди тех, кто облечён значительными властными полномочиями, статусом (очень богат, знаменит и т. п.). Большинство людей предпочитают не связываться со слишком наглыми, агрессивными, "крутыми", что только подстёгивает неадекватов.

"Вынужденная реакция" - мотив, связанный с ситуативным проявлением неадекватной реакции, когда человек не видит правильного, "законного" с точки зрения морали и общепринятых норм выхода, чтобы подавить зло, несправедливость и т. п. Это наиболее сложный случай, когда сам человек может в обычной ситуации обладать высокой разумностью, моральными принципами и т. п., однако в определённый момент он вместо оптимального способа противодействия злу и другим неадекватам может выбрать кардинальный, резко "перегнув палку". Типичный пример - Марвин Химейер, разрушивший бульдозером часть города, после того, как его загнали в угол корпорация и местные власти. Несмотря на то, что подобная неадекватность ситуативна, она может направляться убеждением, что цель оправдывает средства, и что в несовершенном обществе нельзя поступать иначе, не получится иначе противостоять злу. К сожалению, общество таково, что решительное и жёсткое противодействие множеству неадекватов необходимо, и даже если оно будет слабым и недостаточным, найдутся те, кто обвинят не само зло, а тех, кто с ним борется, найдя в их действиях формальное нарушение моральных норм. Тем не менее, почти все силы, которые оказали положительное, прогрессивное влияние на развитие общества, зачастую действовали слишком радикально, слишком жестоко, слишком перегибали палку (правда, не меньше примеров, когда её "недогибали", и это тоже приводило к пагубным последствиям). Так или иначе, разумные люди, наступая на неадекватов, должны всё же стараться действовать правильно и соразмерно, не допускать в своих действиях "перегибов".

Как я уже отметил, большинство людей всё же осуждает неадекватность и стремится ей противостоять. Почему же неадекватности так много, очень много? Главная причина в том, что в силу неразумности большинства и склонности его к эмоциональному мышлению неадекватам удаётся легко манипулировать общественным мнением. Неадекваты способны использовать массу уловок, способных очернить честных людей и представить себя в лучшем свете, чтобы побудить большую часть общества либо себе помогать, либо, как минимум, стоять в стороне, в то время, как они расправляются с немногими, кто всё же пытается им сопротивляться. Например, главарь чикагской мафии Аль Капоне, названный американской полицией "врагом номер один", долгие годы безнаказанно совершал убийства, в т. ч. и лично при множестве свидетелей, однако создал себе образ респектабельного, влиятельного бизнесмена, помогающего беднякам, и всё сходило ему с рук. В конце концов он был осуждён лишь за неуплату налогов. Эмоционально мыслящие не способны вычленить в окружающем мире неадекватность в чистом виде и оценить её, чтобы затем противодействовать ей. Как правило, некое проявление неадекватности, некая неадекватная сила в их восприятии предстаёт как совокупность положительных и отрицательных черт, при этом правильно сравнить их, выделить главную и второстепенную сущность они не могут и часто, привлечённые второстепенными положительными чертами, поддерживают неадекватное проявление или силу, либо бездействуют, когда надо оказывать сопротивление, что приводит к плачевным последствиям.

Гипертрофируя в своих действиях, намерениях и планах положительные черты, а у своих противников - отрицательные (реальные или мнимые), неадекваты зачастую представляют форсированное продвижение зла как борьбу за злом. Очень показательна и наглядна в этом плане, например, история прихода нацистов к власти в Германии, а затем развязывания Гитлером второй мировой войны. Очень многие видели в нацистах союзников для решения каких-то проблем, не считая их слишком опасными и не желая видеть их истинной сущности и намерений. Тем самым они открыли им путь к власти и лёгким завоеваниям, когда эта партия, бывшая изначально очень незначительной силой, шаг за шагом устраняла своих противников и реализовывала свои амбиции. Точно так же сегодня многие слепцы не хотят видеть опасности в действиях США, прикрывающих свои захватнические планы борьбой за свободу и демократию, и их истинных целей - стремления к мировому господству.

Реакция на неадекватность и методы борьбы

В современном обществе, где многие неадекваты организуются, пользуются покровительством власти, а большинство слепо и неразумно, бороться с неадекватностью зачастую очень непросто. Рассмотрим всё же основные принципы борьбы с неадекватностью и проблемы, которые возникают при этом.

Проблемы могут быть, например, следующие:
1) Вы слабы, а неадекваты сильны.
2) Общество не готово поддержать вас и вообще неправильно воспринимает ситуацию.
3) Вы затрудняетесь в определении границы между неразумностью и неадекватностью в поведении неадекватов - то ли они сознательно и последовательно идут на неадекватность, а значит им надо жёстко противодействовать, то ли их действия это результат глупости и непонимания и их можно вразумить, объясниться, договориться с ними.
4) Вы не видите приемлемого, "законного", но, в то же время, эффективного способа противодействия неадекватам, вам приходят на ум лишь крайние радикальные меры.

Принципы.

1) С неадекватностью нужно бороться. Конечно, это очевидно, но возникают нюансы, приводящие к тому, что многие, если не большинство, видя неадекватность, даже не пытаются бороться с ней. Это проистекает, причём, чаще всего не из-за страха, нерешительности и т. п., а из-за иллюзии, что неадекватность является не опасной и слишком мелкой, что она пройдёт сама по себе со временем, либо по той причине, что остальные будут делать добрые дела, показывать положительный пример, улучшать общество и неадекваты, увидев это, тоже исправятся. И это иллюзия весьма распространена в обществе. Однако не бороться с неадекватностью - это очень плохая мысль.

Конечно, бывает такое, что некто, ведущий себя неадекватно, через некоторое время раскаивается, исправляется, осознаёт неправильность прежнего поведения. Но это происходит тогда, когда зачатки разумности и здравого смысла в человеке уже есть и потенциально они преобладают над дефектами. Правильная реакция на неадекватность лишь поможет такому человеку быстрее исправиться, может быть, даже однократной правильной реакции будет достаточно для его излечения. Главное, чтобы такая реакция сопровождалась правильным посылом, помогающим человеку осознать неуместность, неправильность, неадекватность своего поведения, поставить под сомнение те представления, исходя из которых он ведёт себя неадекватно. Кроме того, легко можно ошибиться, приняв неадекватность за просто глупость, показное дурачество, которое пройдёт само. Более правильно исходить из принципа "если человек ведёт себя как неадекват, значит он на самом деле неадекват".

Но очень часто всё наоборот. Не получив должной реакции, человек уверяется в эффективности неадекватного поведения. Не подавив неадекватность в зародыше, мы получаем в будущем неадекватность в более явной, запущенной, трудноискоренимой форме, для подавления которой придётся приложить намного больше усилий. Кроме того, не дав по шапке одному неадеквату, мы тем самым можем побудить других неустойчивых личностей брать с него пример.

Кроме того, очень часто бывает, что неадекват, которого вовремя не исправили, начинает нащупывать границы допустимости своей неадекватности. При этом, пока он видит угрозу открытого столкновения с обществом, он эту границу не переходит, но как только появляется возможность себя "проявить", из-за падения каких-то ограничений, неадекват срывается с цепи. Таким образом, тотальная и непримиримая борьба с неадекватностью необходима и для предотвращения накопления в обществе скрытой угрозы.

2) С неадекватностью нужно бороться решительно и до конца. Хуже отсутствия реакции на неадекватное поведение может быть только слабая, неэффективная и явно нерешительная реакция. Она может побудить неадеквата лишь повысить градус неадекватности, усилить давление, чтобы сломить ваше сопротивление. Эпизодическое и неуверенное противодействие со стороны общества скорее приведёт неадеквата не к мысли о том, что нужно перестать гадить обществу, а к мысли о том, что нужно добиваться своего более решительно и эффективно.

Итак, какой должна быть реакция в идеале. Во-первых, недвусмысленной, чёткой и бить в нужную точку. Конечно, не всегда просто понять достаточно хорошо мотивы, стоящие за неадекватными проявлениями. Но желательно постараться хотя бы примерно их определить и нанести психологически и логически точный удар, т. е. точно сформулировать суть неадекватного проявления, которое вы требуете прекратить. Например, некто немотивированно оскорбляет вас в грубой форме. Ответ типа "сам дурак" будет не очень хорошим вариантом. Лучше поинтересоваться, почему он ведёт себя подобным образом и смеет вас оскорблять. Неточное требование даст повод неадеквату продолжать своё неадекватное поведение, увиливая от ваших претензий. Во-вторых, реакция должна быть соразмерно жёсткой. Вы должны дать понять неадеквату, что настроены решительно и принципиально и оставлять просто так его выходки определённо не собираетесь. Конечно, в большинстве случаев ваша цель - психологически победить неадеквата, заставить его отступить и признать ошибочность своего неадекватного поведения. Но против наиболее агрессивных и опасных неадекватов лучше сразу готовить и применять меры по их физической нейтрализации. В-третьих, борьбу с неадекватностью нужно доводить до конца, т. е. добиваться того, чтобы неадекват осознал свои ошибки и добровольно отказался от неадекватного поведения, не повторяя его больше, либо был нейтрализован (если он особо упорен и опасен) и физически лишён возможности его осуществлять.

Понятно вместе с тем, что вряд ли вы сможете подменять собой правоохранительные органы и гоняться за каждым случайно попавшимся неадекватом, чтобы его исправить, систематично и последовательно бороться с неадекватностью и успешно его искоренять может лишь общество, целенаправленно проводящее соответствующую политику.

3) Нужно грамотно привлекать на свою сторону общество . Как уже написано выше, есть причины, по которым общество не противодействует неадекватности и даже поддерживает её. Вы должны, принимая во внимание данные особенности, грамотно привлекать на свою сторону общество, а неадекватов лишать поддержки. Вы должны вычленить неадекватность из каких-то более общих проявлений, отделить её и делать на ней упор, концентрируя на этом внимание общества. Если у неадекватов значительная поддержка, нужно предлагать решения, сохраняющие положительные моменты в поведении неадекватов и их планах, но убирающие отрицательные. Если неадекваты будут настаивать на своём, это покажет всем, что положительные черты второстепенны, а вся их активность направлена ради реализации отрицательной части программы. Терпеливо и последовательно требуйте осуждения вычлененной вами неадекватности и согласия всей нормальной части общества с необходимостью её пресечения.

Ещё один метод, который можно использовать - это эскалация и нагнетание ситуации, в которой имеет место проявление неадекватности с целью привлечения внимания общества, а также для того, чтобы неадекватные проявления и негативные последствия, к которым они ведут, факт противоречия их интересам общества и их неприемлимости стали более явными для общества. Делать это, конечно, стоит в случае, если вы уверены, что здоровая часть общества организуется и поднимется для подавления неадекватности, либо, например, вмешается власть, которая не сможет игнорировать общественное мнение и не принять мер.

Во многом на то, насколько вольготно себя будут чувствовать неадекваты, влияют прецеденты. Если некий случай (а тем более несколько случаев) неадекватного поведения, о котором стало широко известно, не был пресечён, это фактически даёт сигнал, что подобное поведение допустимо. Оно стимулирует к подобным проявлениям неадекватов, а нормальных людей деморализует и вселяет сомнения в необходимость противодействия неадекватам. Напротив, если стал известен некий случай, когда неадекватное поведение было решительно пресечено, это вселяет неуверенность в неадекватов и решительность в нормальных людей. Для создания таких прецедентов второго типа можно использовать подходящие случаи, а прецеденты первого типа желательно не оставлять без внимания и не допускать, чтобы они сыграли на руку неадекватам. Вообще, по возможности, особенно в случае массовых неадекватных проявлений, нужно добиваться делегитимизации неадекватности и внедрения в общественное сознание мысли о решительной недопустимости подобных неадекватных проявлений.

4) Нужно вести войну с неадекватностью в целом . Неадекватность всегда будет угрозой для общества, поэтому всегда нужно готовиться к войне с неадекватностью в целом и вести эту войну. Если неадекваты вам не угрожают сегодня, это не значит, что вы не столкнётесь с ними завтра. Поэтому нужно последовательно выявлять неадекватов, создавать механизмы борьбы с ними, объединять здоровую часть общества и принимать меры против его раскола. Необходимо накапливать силы как для физической борьбы с неадекватами, так и для информационно-психологической борьбы, чтобы неадекваты не смогли разложить и деморализовать общество и использовать ложные идеи для своих целей. На данный момент именно неадекваты, к сожалению, хорошо овладели методами борьбы против здоровой части общества и примеры их впечатляющих побед мы можем хорошо видеть - это, например, успешная операция США против СССР, когда удалось развалить СССР и социалистический лагерь, или недавний государственный переворот на Украине. Нет сомнений, что значительная часть неадекватов не откажутся от своих амбиций и не остановятся ни перед чем, и жестокая борьба с ними в процессе построения разумного общества является неизбежной.

Любое неадекватное поведение человека, является неотъемлемой частью той среды, в которой он находится. Социальные, политические, экономические, культурные и нравственные составляющие, все влияет на обратную реакцию человека на внешние условия. Гораздо проще все свести к конкретной личности, выделив ее на фоне остальных и сделав ее козлом отпущения. Но каждая личность, формируется в результате внешнего воздействия, а следовательно является частью всех остальных членов общества. Возникает вполне резонный вопрос, как то, почему среди всех членов общества, имеющих практически одинаковые условия существования, есть отдельные индивиды, которые ведут себя неадекватно? Друзья мои, в каждом стаде есть слабые, которые не могут выдерживать тех же нагрузок что и остальные, в природе они погибают, а в обществе подвергаются в лучшем случае насмешкам и презрению. В любом обществе всегда ищут чужаков, всегда ищут тех, кто как-то но отличается от остальных, неадекватное поведение человека, отчасти связано с его неадекватным восприятием со стороны общества.

Есть много факторов влияющих на неадекватное поведение человека, и прежде всего это касается каждого из нас, как составного компонента того общества, в котором это происходит, разве мы так уж непричастны к тому, что вызываем неадекватное поведение других людей? Завышенная или заниженная самооценки, невозможность достигать поставленных целей, зависимость от других людей, все это является неадекватным поведением, и все это неразрывно связано с окружающей средой. Это не говорит о том, что человек не повинен в том, что он неадекватно себя ведет, это говорит о том, что мы создаем вокруг себя общество, в котором каждый может оказаться в центре внимания как негативная личность. Человек ошибается в отношении себя и это мешает ему адаптироваться в обществе и занять в нем достойное место, но разве это редкость в наши дни, неадекватное поведение, разве все можно свести только к нескольким индивидам?

Мы все становимся неадекватными, само общество сильно заблуждается, как в отношении самого себя, так и в отношении каждого в отдельности. А если мы не поможем человеку, адаптироваться среди нас, если просто отвернемся от него, разве мы будем адекватны самим себе? Что считать адекватным поведением, принижение слабых, потворство насилию, выделение себя из числа остальных, и негативная оценка об отдельных членах нашего общества? Есть, конечно, критерий оценки любой деятельности – это тот результат, к которому она привела, и который нам, вам нужен. Если он есть, значит все верно, вы все сделали правильно, а если нет, значит где-то допущена ошибка, либо в отношении к себе, либо в отношении к другим. А хотим ли мы такое общество, где всегда будут неадекватные личности, хотим ли мы этого результата? А если неадекватное поведение личности, всего-навсего является таковым, потому что не вписывается в общественные нормы поведения, а человек при этом получает что хочет, как мы должны к нему относиться?

Так что в основе неадекватного поведения человека, может лежать банальное непринятие его обществом из-за своих убеждений. Если вы назовете черное черным, в то время как все это видят белым, то кто как вы думаете, будет неадекватным? Без внешних раздражителей, человек всего лишь человек, который действует согласно своим инстинктам и желаниям. Если у человека есть потребность в пище, тогда желание ее добыть любым путем, станет его самым что ни на есть адекватным поведением. Если окунуться в природу естественных желаний поглубже, то можно будет увидеть все естественные проявления человека на пути к достижению своих целей. И единственное что может запутать его, это внешние факторы, уповать на которые конечно не следует, но и исключать их безусловно тоже нельзя.

На мой взгляд, в основе неадекватного поведения человека, прежде всего следует считать его заблуждение относительно путей достижения своих естественных желаний, основанных на естественных потребностях. И внешнее воздействие при этом играет колоссальную роль, с этим воздействием человеку придется бороться, и для этого менять себя, адаптируясь, под внешние условия. Каждая составная частица внешнего мира, сказывается на поведении человека, учитывая ее и анализируя ее воздействие на себя, можно управлять своим поведением в соответствии со своими интересами. Если обратить внимание на свою реакцию при той или иной ситуации, то путем рационального отбора, можно выделить как положительные для себя моменты, так и отрицательные. А это может дать весомое преимущество в адаптации и соответствии с общественными интересами и своими собственными.