Название мультфильм про пикассо девушка на шаре. Интересные факты о картине пабло пикассо "девочка на шаре"


Руки эквилибристки

Тонкий стан эквилибристки — очевидный контраст с массивной фигурой силача на переднем плане — венчают руки, устремленные к небу. Так героиня пытается обрести равновесие на неустойчивом шаре. Сам образ не уникален: розовый период Пикассо (около 1904-1906 годов) часто еще называют цирковым; цирковые артисты, в том числе акробаты и эквилибристы, населяют множество его работ того времени. Тем не менее в «Девочке на шаре» художнику удалось нащупать интересное композиционное решение: жест главной героини как бы связывает ее фигуру с небосклоном — нетрудно заметить, что и цвет ее трико ближе всего к голубоватому оттенку неба.

Пабло Пикассо. Семейство комедиантов. 1905 год
National Gallery of Art, Washington

Пабло Пикассо. Актер. 1904-1905 годы
Wikimedia Commons

Пабло Пикассо. Акробат и молодой арлекин. 1905 год
Wikimedia Commons

Спина атлета

В отличие от тонкой, бестелесной фигуры девочки, монументальная спина атлета, занимающая добрую половину переднего плана картины, решена в охристо-розовых, «чахоточных», по выражению Аполлинера, тонах, которые эхом отзываются в землистых холмах фонового пейзажа. Таким образом, центральное для «Девочки на шаре» противопоставление акцентируется сразу на множестве уровней: не только «женское — мужское», не только «молодость — зрелость», не только «хрупкость — устойчивость», но и «небо — земля», «дух — материя».

Шар и куб

По мнению некоторых исследователей, образ девочки на шаре восходит к ренессансной иконографии богини судьбы, Фортуны, — тогда как устойчивый куб, на котором сидит атлет, ассоциируется с понятием Доблести. Латинская поговорка гласит: «Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata» (дословно «Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»). Неизвестно, подразумевал ли Пикассо подобное толкование образов на картине, но это кажется вполне возможным, учитывая его любовь к художественным аллегориям, а также то обстоятельство, что к 1905 году он уже несколько лет вращался в парижских интеллектуальных кругах и ходил на лекции поэта Мореаса, провозглашавшего возвращение к идеалам греко-латинской литературы.

Следы второй ступни и правого колена

Несмотря на то что атлет показан художником со спины и мы видим лишь одну его ногу, если присмотреться, можно различить на картине вторую ступню и правое колено: сначала поза силача была несколько иной, но затем Пикассо изменил композицию. По одной из гипотез, это было связано с тем, что живописца волновала тема поддержки — как в моральном смысле (циркачи, как, собственно, и художники-авангардисты, считались в обществе изгоями и могли уповать лишь друг на друга), так и в материально-физическом. В финальном варианте «Девочки на шаре» получается, что эквилибристка отчасти опирается на атлета: если мысленно убрать его фигуру из картины, хрупкое равновесие будет разрушено и девочка упадет. По-видимому, вторая нога ослабляла этот эффект, и потому от нее было решено отказаться. Мотив поддержки ярко воплощен и в других произведениях Пикассо, например в «Старом еврее с мальчиком». С другой стороны, с человеческими конечностями в своих работах он порой обращался достаточно вольно: на более позднем «Портрете Поля в костюме Арлекина» у сына художника, похоже, вырастает лишняя нога.

Фигуры на заднем плане

Цирковые артисты у Пикассо никогда не показаны на рабочем месте — сцены с их участием переносятся в пространство некоего условного пустынного ландшафта. Именно это происходит и с «Девочкой на шаре»: пейзаж за спинами главных героев решен в виде последовательности горизонтальных планов разного цвета — на этом фоне вертикальная динамика атлета и эквилибристки воспринимается особенно ярко. Человеческие фигуры на заднем плане — типичный стаффаж : живописцы XVI-XVII веков взяли за правило изображать их на своих полотнах для оживления пейзажа. Характерно, что эти фигуры развернуты спиной к основной сцене картины и явно удаляются прочь, равнодушные к трюкам, которые репетируют силач и эквилибристка. По одной из версий, это высказывание художника на тему невостребованности их искусства, которое он в значительной степени уподоблял своему.

Лошадь

«Девочка на шаре» — редкий у Пикассо пример композиции с последовательно открывающимися перед зрителем пространственными планами: на первом — атлет; на втором — эквилибристка; на третьем — фигура матери с детьми и собачкой; наконец, на последнем, четвертом, — пасущаяся в пейзаже белая лошадь. Лошадь — сквозной образ на картинах художника этого периода: она появляется также в «Мальчике, ведущем лошадь» и на большом количестве эскизов — например, это «Арлекин на лошади» и «Семья комедиантов».

Сюжет

Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе. Обычная сцена из цирковой жизни.

Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.

Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение. В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).

На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.

Контекст

«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.


Семья акробатов, 1905

То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.

Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.


«Мальчик, балансирующий на шаре» Йоханнеса Гётца

Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни. Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника. Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.

Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс. Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время. Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.


« »

Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.

И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.

В 1905 году выдающийся живописец Пабло Пикассо написал свою знаменитую картину "Девочка на шаре". Расскажем об этой картине и некоторых любопытных моментах, связанных с ней.

В молодости, после окончания художественной академии в Мадриде, Пикассо отправился во Францию, где и остался впоследствии жить. В Париже, молодой художник, благодаря своему увлечению цирком, попал в среду цирковых артистов, с которыми близко сдружился. Наблюдая за их специфическим бытом, Пикассоо быстро вдохновился на создание картин.

Одной из первых картин на цирковую тематику была "Семья акробатов". На ней впервые появилась фигура подростка, балансирующего на шаре. Существует мнение, что идею изобразить мальчика на шаре Пикассо позаимствовал у немецкого скульптура Йоханнеса Гётце, которую тот создал в 1888 году. Возможно.
В процессе многократного перерисовывания "Семьи акробата", Пикассо в конце-концов решил разделить эту картину на две отдельные. "Семья акробата" в финальном варианте осталась без мальчика на шаре, зато добавился бабуин. Мальчик же превратился в девочку и стал центральной темой другой картины - "Девочка на шаре".
На что же стоит обратить внимание, рассматривая эту замечательную и известную картину? Назовём наиболее интересные моменты.

1. Поза девочки
Несмотря на то, что фигура девочки изгибается в поиске баланса, а руки изящно и логично подняты вверх, не трудно заметить, что в целом, стоя на той части шара, на которой она стоит, удержать равновесие практически невозможно и никакая акробатическая выправка в этом не поможет. Из этого можно заключить, что в процессе создания картины, Пикассо никто не позировал.

2. Шар
По мнению ряда искусствоведов, в шаре заключается один из вложенных символизмов этой картины. Женщина -фортуна, стоящая на шаре или колесе, символизирует своё непостоянство, неустойчивость и капризность.

3. Фигура мужчины-акробата
В фигуре атлета специалисты разглядели зарождение идей "кубизма" у Пикассо. Пикассо, как известно, считается одним из основателей этого авангардистского направления живописи прошлого века. И действительно, черты фигуры мужчины нарочито выпуклые, туловище приобретает правильные геометрические формы, что в целом выглядит немного даже не естественно.

4. Розовый цвет на картине
В начале своего творческого пути, Пикассо, как сказано выше, часто бывал в цирке. Освещение парижской цирковой арены имело розоватый оттенок, поэтому у художника выстроилась стойкая ассоциация между розовым цветом и всем, что связано с цирковой тематикой. Розовый цвет доминирует на всех картинах Пикассо, посвящённых цирку или цирковым артистам.

5. Задний план картины
Если попробовать угадать место, к которому относится сюжет картины, то это скорее Испания, чем Франция. Для Испании в большей степени характерен каменисто-холмистый ландшафт с небогатой растительностью. Кроме того, на заднем плане видна лошадь, которую использовали бродячие артисты для переездов на новое место и в своих цирковых номерах. Видеть бродячих артистов Пикассо мог в юношестве, когда ещё жил в Испании.

6. Цветок
На голове девочки виден цветок. Пикассо изобразил его нечётким, как бы растворяющимся на общем фоне - в этом также можно прочитать символизм, который говорит нам о том, что красота мимолётна, ранима и не вечна. Есть ещё одна версия: Пикассо нарисовал цветок, чтобы на интуитивном уровне показать зрителю точку вхождения оси равновесия, что бы девочка воспринималась как более устойчивый объект.

7. Геометрия
И всё таки, основной символизм на картине просматривается в противопоставлении геометрических фигур - устойчивого куба, на котором сидит фактурный атлет, и шара - на котором балансирует хрупкая девочка. В дальнейшем, эти, а также другие геометрические фигуры станут неотъемлемой частью творчества Пикассо. Основой новаторского направления в живописи - кубизме.

Трагическая история с картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо">

Трагическая история с картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо

Небольшая, но яркая история по картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» дополняет новым глубоким смыслом известное на весь мир произведение.

У меня только и есть в жизни, что голова на плечах, мускулистое тело да сестрёнка Карменсита. Родители погибли при пожаре. Несчастный случай. Директор оставил нас при цирке. Пожалел.

Я сейчас силачом выступаю. А в юности звезд с неба не хватал. Носил лошадям воду, кормил собачек, продавал билеты. Зазывалой работал. Сестру в обиду не давал. Всегда от соседских мальчишек защищал. Она во мне души не чает. Поэтому сразу прибежала со своим горем.

Малой недавно тринадцать исполнилось. Грудь уже появляется. Она акробатка. Гибкая, тоненькая. Как лоза. Гнется, но не ломается.

Характер есть в ней.

А тут говорит, директор начал приставать в темном закоулке. Прижиматься, слова говорить всякие. Она испугалась. Вырвалась.

Я прямо в бешенство впал. Пошел к нему. Говорю, что ты, козел старый, совсем нюх потерял? Ты что к ребенку пристаешь? За грудки схватил. Пригрозил.
Он задыхаться стал, за сердце хвататься. Я отпустил. Плюнул, ушел.

А сегодня две лошади у нас слегли. И у меня предчувствие такое нехорошее… Уходить надо. Завтра получка. После нее и уйдем. Будет тяжело, но прорвёмся. В цирке оставаться нельзя.

Карменсита репетирует. А я не могу этого урода из головы выбросить. Всех гимнасток уже опробовал. Мало.

Изящная, миниатюрная «девочка на шаре» на картине Пабло Пикассо изначально была вовсе не девочкой

Картина «Девочка на шаре»
Холст, масло, 147 х 95 см
Год создания: 1905 год
Ныне хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

На Монмартре, в обиталище бедняков и богемы, испанец Пабло Пикассо чувствовал себя среди родственных душ. Он окончательно перебрался в Париж в 1904 году и по несколько раз в неделю пропадал в цирке Медрано, имя которому дал любимец городской публики клоун Жером Медрано, соотечественник художника. Пикассо подружился с артистами труппы. Иногда и его принимали за акробата-иммигранта, настолько Пикассо стал своим в цирковой среде. Тогда же он начал писать большую картину о быте артистов. Среди героев полотна были ребенок-акробат на шаре и наблюдающий за ним старший товарищ. Однако в процессе работы замысел радикально менялся: по данным проведенных в 1980 году рентгенографических исследований, художник несколько раз полностью переписывал картину. На получившемся в итоге полотне «Семья акробатов» подростка на шаре уже нет. Оставшийся в эскизах эпизод живописец превратил в другую картину меньшего размера - «Девочку на шаре». По словам британского искусствоведа Джона Ричардсона, знавшего Пикассо, художник написал ее на обороте закрашенного мужского портрета из экономии, потратившись на холст и краски для «Семьи акробатов».

В России «Девочка на шаре» стала гораздо популярнее большой картины, с тех пор как была куплена в 1913 году меценатом Иваном Морозовым и оказалась в Москве. В Новороссийске в 2006-м акробатке с шедевра Пикассо поставили памятник.


Справа: Мальчик, балансирующий на шаре. Йоханнес Гётц. 1888 год

1 Девочка . Поза подростка вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Джон Ричардсон видел источник вдохновения художника в бронзовой статуэтке «Мальчик, балансирующий на шаре», созданной Йоханнесом Гётцем в 1888 году. И на первых набросках этого сюжета у Пикассо, по мнению Ричардсона, была не девочка, а мальчик.


2 Шар . Ведущий научный сотрудник Эрмитажа Александр Бабин предположил, что шар, на котором балансирует акробатка, - это, по замыслу Пикассо, пьедестал богини судьбы. Фортуна традиционно изображалась стоящей на шаре или на колесе, символизируя непостоянство человеческого счастья.


3 Атлет . Ричардсон писал, что Пикассо, вероятно, позировал приятель из цирка Медрано. Фигуру силача художник сделал нарочито геометричной, предвосхищая новое направление - кубизм, одним из родоначальников которого вскоре стал.

4 Розовый . Период с конца 1904 по 1906 год в творчестве Пикассо условно именуют «цирковым» или «розовым». Американский специалист по искусству XX века Э.А. Кармин объяснял пристрастие художника этому цвету тем, что купол в цирке Медрано был розовым.

5 Пейзаж . Искусствовед Анатолий Подоксик считал, что местность на заднем плане напоминает гористый испанский ландшафт. Пикассо изобразил не нанятых в стационарный цирк артистов, а часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине.


6 Цветок . В данном контексте цветок с его недолговечной красотой - символ мимолетности, краткости бытия.


7 Лошадь . В те времена главное животное в быту циркачей. Лошади везли фургоны странствующих артистов, номера наездников обязательно включали в программу стационарных цирков.


8 Семья . Пикассо изображал циркачей в быту, с детьми чаще, чем на арене. На его картинах, отмечала искусствовед Нина Дмитриева, труппа - идеальная модель семьи: артисты держатся вместе в мире, где, подобно другим представителям богемы, считаются маргиналами.


9 Куб . Александр Бабин, приводя латинскую поговорку Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata («Престол Фортуны кругл, а Доблести квадратен»), писал, что статичный куб в данном случае служит пьедесталом аллегории Доблести, по контрасту с Фортуной на неустойчивом шаре.

Художник
Пабло Пикассо

1881 - родился в испанском городе Малага в семье художника.
1895 - поступил в Барселонскую школу искусств и ремесел.
1897–1898 - учился в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
1904 - переселился во Францию.
1907 - создал картину «Авиньонские девицы», в которой наметился поворот к кубизму и из-за которой пошли слухи, что художник сошел с ума.
1918–1955 - был женат на русской балерине Ольге Хохловой. В браке родился сын Пауло (Поль).
1927–1939 - роман с Мари-Терез Вальтер, дочерью модистки. У влюбленных родилась дочь Майя.
1937 - написал «Гернику», одну из самых известных антивоенных картин в мире.
1944–1953 - роман с художницей Франсуазой Жило, родившей ему сына Клода и дочь Палому.
1961 - женился на Жаклин Рок.
1973 - умер от отека легких на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви в Мужене, Франция.

Иллюстрации:Alamy / Legion-media, AKG / East News, National Gallery of Art