Название города ставшего столицей золотой орды. «Страшное» татаро-монгольское иго

Фотографии Валентины Балакирев и Татьяны Шерстневой

Пройдя ураганом бескрайние Евразийские степи, монголы образовали в низовьях Итиля (Волги) нехарактерные для кочевых народов города.

По археологическим данным столица Золотой Орды мигрировала вдоль восточного берега Итиля или современной Волго-Ахтубинской поймы. Возможно, первоначально в середине 13 века хан Бату основал её вблизи современного села Красный Яр, затем столица была перенесена в район села Селитренное (Старый Сарай) и наконец, при хане Узбеке переместилась севернее в Новый Сарай близ села Царев Волгоградской области.

Столица Золотой Орды была интернациональным торговым городом, здесь кроме монголов проживали кыпчаки, аланы, черкесы, русские, булгары и византийцы. В 1261 году в Сарай-Бату митрополитом Киевским Кириллом по ходатайству великого князя Александра Невского и разрешения хана Берке была создана Сарайская епархия Русской церкви. От былой столицы Золотой Орды осталась выжженная степь.

В 2012 года в кинотеатрах России начался широкомасштабный показ исторического фильма режиссера Андрея Прошкина «Орда», посвященный великому монгольскому государству 14 века. Съемки фильма проходили в Астраханской области на рубеже степи и Волго-Ахтубинской поймы между селами Селитренное и Тамбовка. Здесь на берегу реки Ашулук был выстроен город - столица Золотой Орды Сарай-Бату. Настоящее городище расположено южнее у села Селитренное. В 14 веке русло Итиля (Волги) проходило вдоль восточного берега поймы.

После съемок фильма создан Культурно---исторический комплекс Сарай-Бату. Ежегодно в августе на его территории проходит Международный фестиваль современной музыкальной культуры «Золотая Орда».

На живописном обрывистом берегу реки Ашулук (Пяти ярах) были возведены макеты ханского дворца, крепостные стены, улицы и городская площадь, мечети, лавочки торговцев и дома-мазанки. В декорациях воссоздавались детали и декоративные элементы средневекового города. Был создан макет средневекового водопровода, существовавшего в Золотой Орде.

Воссоздана система средневекового водопровода

Кувшины, привязанные к вращающемуся большому колесу, наполнялись речной водой.

МОГУЛИСТАН (XIV- начало XVI вв.)

Экономическое положение.

Особенно бурно развивалась городская культура в период правления хана Ерзена. Он возвел в городах Отраре, Сауране, Дженде и Баршынлыкенте мечети и медресе. Превратил город Сыгнак в главный торговый центр между Средней Азией и Восточным Дешт-и-Кыпчаком. Между городами существовали тесные экономические связи.

Подножия Алтая,Улытау использовались как летние пастбища.

1. Образование государства, территория .

Юго-восточный Казахстан и Кыргызстан, в результате распада улуса Чагатая. Основатель – эмир Пуладчи из племени дулат. В 1348 году возвел на престол потомка Чагатая Тоглук-Тимура. Цель Пуладчи – окончательное отделение Могулистана от Мавераннахра и создание независимого ханства. Ведущая роль в государстве – знать племени дулат. Столица – Алмалык.

2. Этнический состав. Дулаты, канлы, уйсуны, аргыны, жалаиры, баари, барласы – тюркоязычные племена, тюркизированные монгольские племена.

3. Государственное управление. Улусная система управления. Улусбег – титул, закрепленный за главой дулатов. Ислам – государственная религия. (насильственное обращение в веру).

4 Политическая история. Тоглук- Тимур пытался установить свою власть в Средней Азии, восстановив Чагатайский улус. В 1360-1361 гг. дважды соврешил походы в Мавераннахр (победы). Возвел на ханский трон Мавераннахра своего сына Ильяса-Ходжу.

После смерти Тоглук-Тимура, поневоле признававший его власть над собой эмир Тимур поднялся на борьбу против Ильяса –Ходжи. Несколько сражений, поражение Ильяа-Ходжи. 22 июня 1365 г. Под Ташкентом Батпактинская битва («грязевая битва») – с обеих сторон погибло около 10 тысяч человек. Победа Ильяса-Ходжи, бегство эмира Тимура. Осада войском Ильяса-Ходжи Самарканда, ожесточенное сопротивление жителей. Эпидемия конской чумы в войске, отступление могулов.

Междоусобицы, ослабление государства. Походы эмира Тимура против Могулистана: 1371-1372 гг.(дошел до Алмалыка), 1375-1377 гг. (дошел до реки Чарын). Тимур одержал победу в сражении с могульским военачальником Камар ад-дином. Походы 1380-1390 гг. Хан Хизр-Ходжа признал власть эмира Тимура. Могулистан вновь обрел независимость лишь после смерти эмира Тимура в 1405 году. при правлении Мухаммед хана. Он вмешивался в междоусобную борьбу потомков эмира Тимура.

Междоусобная борьба между Жунусом и Есен-Бугой. При поддержке эмиров племени дулат Есен-Буга занял ханский трон (1433-1462 гг.) Окончательный распад – при хане Абд ар-Рашиде (внуке Жунуса). Территория Жетысу отошла к Казахскому ханству.

1. Сарай-Бату (Старый Сарай) (Нижняя Волга, р.Ахтуба, городище около с.Селитренного Харабалинского района Астраханской области, Россия). Город основан ханом Батыем в 1254 году. Разрушен в 1395 году Тамерланом.
Городище у с.Селитренного, оставшееся от первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату ("город Батыя"), поражает своими размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км. Город вырос очень быстро. В начале XIV века это была столица - со сплошными рядами домов, с мечетями (из которых 13 были соборными), с дворцами, стены которых сверкали мозаичними узорами, с водоемами, наполненными прозрачной водой, с обширными рынками и складами. На самом высоком холме над берегом Ахтубы возвышался ханский дворец. Согласно легенды, дворец хана был украшен золотом, поэтому все государство стало называться Золотой Ордой. И еще сегодня в районе села Селитренного можно найти изразцы с ярким восточным орнаментом, монеты XIII-XIV веков, обломки керамики, глиняные водопроводные трубы. Город имел свои керамические, литейные, ювелирные мастерские.



2. Сарай-Берке (Новый Сарай) (ныне с.Царев, Ленинского района Волгоградской области, Россия). Город построен ханом Берке в 1262 году. С 1282 года - столица Золотой Орды. Разрушен в 1396 году Тамерланом. В 1402 году столица возобновлена, но уже не смогла достичь прежнего великолепия и блеска.

3. Сарайчик (Малый Сарай) (ныне - с.Сарайчиковское Махамбетского района Гурьевской области, Казахстан). Город сложился в конце XIII в. как торговый и экономический центр Золотой Орды на торговом пути из Поволжья в Среднюю Азию (Хорезм). В 1395 году был разрушен Тамерланом. Восстановлен в 30-40 годы XV века. Со второй половины XV в. стал столицей Ногайской Орды. Полностью разрушен русскими в 1580 году, накануне покорения Сибири.

Хронологическая таблица
правления ханов Золотой Орды 1236-1481 годы

Хронологическая таблица приводится по книге Вильяма Васильевича Похлебкина, видного ученого, трагически погибшего в 1999 году, Татары и Русь. 360 лет отношений в 1238-1598 гг. Глава 1.1. (М. "Международные отношения" 2000 г.). Таблица является первой попыткой (по утверждению автора ) в исторической литературе дать сводное, полное, ясное представление о численности (количестве), последовательности смены, достоверных именах и периоде нахождения у власти всех верховных правителей Орды за все время истории ее существования.
Указанная книга содержит много интересных и важных данных. К сожалению, она издана тиражом всего 1500 экз. и вряд ли будет доступна широким читательским кругам. Постараюсь как можно более полно представить ее в составе справочника.
Для большей наглядности представления в Интернете пришлось несколько изменить вид таблицы, сохранив все ее содержание. Ряд примечаний дополнен мною [Прим. Шишкина С.П.]

Годы правления Ханы Примечания
I. Династия Джучидов рода Бату (Батыя)
1236 - 1255 1. Бату (Батый ) 2-й сын Джучи
1255 неск. недель 2. Сартак Сын Бату
1255 неск. дней 3. Улагджи (Улагчи ) Сын Сартака (или сын Бату? от четвертой жены)
1256 - 1266 4. Берке (Беркай ) 3-й сын Джучи, брат Бату; При Берке-хане государственной религией Орды становится ислам, что существенно усложнило положение православного населения Орды.
1266 - 1282 5. Менгу-Тимур (Темир ) Племянник Берке. В период 1266-1300 годов Орда фактически управлялась темником (военачальником) Ногаем, при котором ханы являлись только номинальными правителями. Ногай (внук Бумала, 7-го сына Джучи) выдвинулся военными способностями при хане Берке, совершал успешные походы в Закавказье, Иран. После смерти Берке его влияние в Орде быстро выросло. Он стал наместником и фактическим правителем Западной Орды (от Нижнего Дуная и Днестра до Дона), граничившей с севера с русскими землями. В 1273 году Ногай женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога - Ефросинии и тем самым как бы получил "международное признание" как владетельный государь, а не "чиновник" хана. Ногай держал под контролем соседние государства - Венгрию, Польшу, Сербию, Болгарию, все южно-русские княжества - Курское, Рыльское, Липецкое.
1282 - 1287 6. Туда-Менгу (Тудай ) Внук Бату
1287 - 1291 7. Талабуга (Телебуга ) Правил совместно со своим братом (Кичик) и двумя сыновьями Менгу-Тимура (Алгуи и Тогрул) . В этот период темник Ногай всецело контролировал ханов в Сарае. Он сверг хана Талабугу и посадил на престол Тохту.
1291 - 1313 8. Тохта (Токтай, Токтагу ) Сын Менгу-Тимура. Пытаясь освободиться от зависимости, в 1299 году Тохта начал войну с Ногаем и разбил его войско в 1300 году. Тохта взял Ногая в плен и убил его.
1313 - 7.IV.1342 9. Узбек Сын Тогрула, внук Менгу-Темира
10. Тинибек (Исанбек ) Сын Узбека, убит братом
1343 - 1357 11. Джанибек (Чанибек ) Сын Узбека, убит сыном. В правление Джанибека Орде был нанесен сильный удар распространившейся в 1346 (?) году на всей ее территории чумой. Ущерб от потери населения и скота был столь велик, что в течение 2-3 лет невозможно было произвести даже захоронения умерших, ибо в живых осталось меньше, чем погибло от мора.
1357 - 1359 12. Бердибек Сын Джанибека. Со смертью Бердибека род Батыя пресекся, в Орде начался период 20-летней смуты.
1359 - 1361 15. Кулпа (Аскулпа) - 1359, 6 месяцев; 16. Неврузбек, хан Западной части Орды - 1359-1360; 17. Хидербек (Хидыр, Хидрбек) - 1360, убит сыном; 18. Тимур-Хаджа (Темир-Ходжа), сын Хидрбека - 1361, 1 месяц; 19. Орду-Мелек (Орда-Шейх) - 1361; 20. Кильдибек (Гельдебек) - 1361, убит; 21. Мир-Пулат (Темир-Булат) - 1361, неск. недель; II. Период смуты (1359-1379) В период 1357-1380 годов фактическая власть в Орде принадлежала темнику Мамаю, который был женат на дочери хана Бердибека. После смерти Бердибека - в обстановке борьбы за власть между временними ханами Мамай продолжал править через подставных, номинальных ханов, поддерживая состояние смуты, "Великой замятни" и назначая своих ставленников не только в Сарае, но и в регионах. Такой политикой Мамай фактически ослабил Орду за 20 лет.
1361 - 1368 27. Мурат (Мурид, Мюрид, Амурат) - 1360-1363; 28. Булат-Ходжа - 1364; 29. Азиз, сын Тимур-Хаджи - 1364-1367; 30. Абдаллах - 1367-1368; II. Период смуты (продолжение)
1368 - 1369 31. Хасан (Асан) В Булгарах - 1369-1376
1369 - 1374 32. Хаджи-Черкес В Астрахани, 2-й раз - 1374-1375
1372 - 1376 33. Урус-хан, сын Чамтая Синяя Орда, 2-й раз; В Синей Орде устанавливается временная преемственность ханской власти - своя династия;
1374 - 1379 34. Алибек (Айбек, Ильбек, Али-Ходжа) , 2-й раз - 1374-1375; 35. Карихан (Гиясэддин, Коанбек-хан) , сын Алибека - 1375-1377; 36. Араб-шах (Арапша) из Синей Орды - 1375-1377; 36а. Араб-шах (Арапша) в Мордовию - 1377-1378; 37. Урус-хан, сын Чамтая, 3-й раз - 1377-1378; 38. Токтога, сын Урус-хана, - 1378, 2 мес.; 39. Тимур-Мелек - 1378-1379; II. Период смуты (продолжение) В 1378 г. отряды Мамая были впервые разбиты русскими на р.Воже. Пытаясь взять реванш, Мамай организовал в 1380 г. поход на Москву, в союзе с Литвой (Ягайло) и Рязанским княжеством, но получил сокрушительное поражение в Куликовской битве 1380 года, с которой начинается отсчет реального ослабления и упадка Орды. Остатки войска Мамая после Куликовской битвы разбил хан Тохтамыш, восстановивший единство Орды. Мамай бежал в Крым, в генуэзскую колонию Кафу, где и был убит в 1381 г.
II б. Ставленники Мамая - ханы в Прикубанье, на Нижнем Дону и Сев. Кавказе
1378 - 1380 40. Мухаммед-Булак (с 1369 фактич.)
апр.-сент. 1380 41. Тулук-бек (Тулунбек)
III. Восстановление единства Орды
1379 - 1391 42. Тохтамыш, 1-й раз Поход Тохтамыша на Москву (1382); Поход Тохтамыша на Мавераннехр в союзе с семиреченскими монголами (1387); Поход Тамерлана на владения Золотой Орды до Волги (1391);
июнь-авг. 1391 43. Бек-Булат
сент.-окт. 1391 44. Тимур-Кутлу 1-й раз
1392 - 1395 45. Тохтамыш, 2-й раз В 1395 году произошло второе нашествие Тамерлана на Золотую Орду. Войска Тохтамыша были разбиты на Тереке. Была разрушена столица Орды г.Сарай, Астрахань и некоторые города Южной Руси (Елец);
1395 - 1396 46. Таш-Тимур-оглан (хан)
47. Кайрыджак (Куюрчак) , сын Урус-хана
1396 - 1411 48. Бердибек II (1396) 49. Тимур-Кутлу (Темир-Кутлуй) , 2-й раз (1396-1399) 50. Шадибек (Чанибек) , брат Тимур-Кутлу (1399-1406) 51. Пулат (Пулад, Булат-хан) , сын Тимур-Кутлу, 1-й раз (1406-1407) 52. Джелял-эддин, сын Тохтамыша, 1-й раз (1407) 53. Пулат, 2-й раз (1407-1411) В период 1396-1411 годов фактическая власть в Орде принадлежала темнику Едигею, эмиру Синей Орды, в Заяицком юрте. В 1376 году Едигей, поссорившись с Урус-ханом, бежал к Тамерлану и воевал в армиях Тамерлана против Тохтамыша. В 1391 году изменил Тамерлану и с 1396 года стал правителем части Орды между Волгой и р.Яик (Урал), которую стали называть позднее Ногайской Ордой. С 1397 г. стал главой золотоордынского войска, а в 1399 г. на р.Ворскла разгромил литовскую армию князя Витовта и отряды Тохтамыша, посадил на престол в Орде хана Шадибека и стал фактическим правителем Орды (всей). В 1406 г. убил Тохтамыша, в 1407 г. сверг его сына Джелал-Эддина, в 1408 году напал на Русь, чтобы заставить платить снова дань, сжег Можайск, осадил Москву (при Василии I), но взять ее не смог. В 1411 г. был изгнан из Орды, бежал в Хорезм, в 1414 г. изгнан оттуда, а в 1419 г. убит одним из сыновей Тохтамыша.
1411 - 1415? 55. Джелял-эддин 2-й раз
1412 - 1413 56. Керим-Берды
57. Кепек
1414 - 1416 58. Чекри (Чегре, Чингиз-оглан) Убит
1416 - 1417 59. Джаббар-Берды (Еримберды, Яримфердеи)
1417 - 1419 60. Дервиш (Дариуш) Хан Восточной части Орды
1419 - 1423 61. Улу-Мухаммед Хан всей Орды, 1-й раз
1419 - 1420 62. Кадир-Берды Сын Тохтамыша, хан Западной Орды

Таким образом, за всю историю Орды в 245 лет в ней правили 64 персоны ханов, которые вступали на престол в общей сложности 79 раз. Из 64 ханов 12 были чисто региональными, сидевшими в своих уделах (юртах), 4 - смешанными (из регионов пришли в Сарай) и только 48 - общеордынскими. Эта статистика объясняет расхождения историков в подсчете числа ханов. Дважды в Орде правили 10 ханов, трижды - Урус-хан и 5 раз - Улу-Мухаммед (Мухаммед Великий).

Средняя продолжительность пребывания на ханском престоле по отдельным периодам:
I. У потомков рода Батыя за первые 120 лет Орды (1236-1359) - 10 лет;
II. Во время 20-летней смуты (1359-1379) - менее 1 года (ок. 9 мес.);
III. В период восстановления единства Орды (1380-1420) - 2 года;
IV. В период разделения Орды на Западную и Восточную части (1420-1455) - 4 года 4 мес.;
V. В период Большой Орды (1443-1481) - 13 лет;

Ну вот, друзья. Вырвались мы из солёных объятий озера Баскунчак. Отделались от обаяния Белого старца с колмыцкой горы , так и не познав. И поехали опять на юг. Туда где теплее.
Маршрут наш был таков: Нижний Баскунчак — Верхний Баскунчак — Ахтубинск — Новониколаевка — Пироговка — Михайловка — смешное слово Сасыколи — Харабали — Тамбовка. И вот после Тамбовки, не доезжая Силитренного села, на указателе свернули налево. Пять километров накатаной грунтовки и мы опять в другой реальности.



1. Окружающий пейзаж. Поскольку мы находимся на довольно высоком холме, есть ощущение некоего парения в воздухе


2. Вид на Сарай-Бату от своего рода "предбанника" - поселения кочевников, несколько отличающегося по стилю от основной композиции. Но, красиво же!

Не будем морочить никому голову и всё то что предстало перед нами — реконструкция и новодел. Подобно тому, что или вот . Здесь Золотая Орда.

Правды ради, ближе к Селитренному селу, находятся оригинальные, действительно научные, настоящие аутентичные раскопки. Сарай аль-Махруса - столица улуса Джучи (Золотая Орда) - в научном мире более известный, как Селитренное городище, расположен на берегу реки Ахтуба в Харабалинском районе Астраханской области. Селитренное городище является памятником археологии федерального значения и считается, по праву, одним из крупнейших археологических объектов Российской Федерации.

Развалины золотоордынской столицы издавна привлекали к себе внимание путешественников и исследователей. С 1965 г. и по сей день Селитренное городище исследуется Поволжской археологической экспедицией ИА РАН и экспедицией Астраханского музея-заповедника, руководство которой осуществлялось в разное время А.П. Смирновым, Г.А. Федоровым-Давыдовым, В.В. Дворниченко. За годы изучения золотоордынской столицы учеными было раскопано свыше 30000 кв.м городской территории. Были исследованы гончарные и стеклоделательная мастерские, обнаружены следы косторезных мастерских и мастерских по обработке полудрагоценных камней. Раскопаны усадьбы золотоордынских аристократов, комплекс общественных зданий, стоявших на площади: большая мечеть, общественная баня. Кроме того, были исследованы десятки жилищ, принадлежавших простым горожанам. В настоящее время Астраханским музеем-заповедником ведется работа над проектом по созданию на Селитренном городище музея «под открытым небом», где туристы и экскурсанты смогут увидеть различные архитектурные объекты золотоордынской столицы, раскопанные и отреставрированные археологами. Но нас отчего-то потянуло на свеженькое и блестящее...



3. Елена Викторовна решила прбрать к рукам плохолежащую тележку (в хозяйстве пригодится!), но ей невдомёк, что она ни одна здесь такая и транспорт на вечном приколе.

5. Забавный овощ тыква. Некоторым напомнил кое-какую физиологию. Но это всего лишь забавный овощ тыква. А, нет... СТОП... Как мне сейчас подсказывают по Фейсбуку: "это растение называется с изогнутыми плодами. Лиана. А плоды, действительно, когда созреют и затвердеют, используются для поделок".

Хотите прикоснуться к старинным средневековым постройкам и ощутить дух времен Золотой Орды? Тогда добро пожаловать в Сарай Бату или, как его еще называют, Сарай аль Махруса! Здесь, в отличие от обычного музея, можно прогуляться по старинным улочкам, представить себя ханом или обычным горожанином-ремесленником… Все постройки сделаны по технологии времен правления Золотой Орды. Сквозь толстый слой глины, в местах её осыпания, отчётливо видны доски и металлическая сетка...

Музейно-исторический центр Сарай Бату был создан, можно сказать, спонтанно: для съемок исторической киноленты «Орда» 2012 года режиссёра Андрея Прошкина были выстроены масштабные декорации, изображающие древний город. Но когда работа над фильмом подошла к концу, постройки хотели снести. Вмешались власти и бизнесмены города Астрахани, уговорив не трогать город, а превратить его в музейный комплекс под открытым небом, что в итоге оказалось очень успешным проектом. Везёт нам последнее время на всякого рода реконструкции...

7. Входим... Входной билет, кстати — 150 ₽

Итак, Сарáй-Бату́ (Ста́рый Сара́й , Сарай I, Сарай ал-Махруса — «Дворец Богохранимый») — средневековый город, столица Золотой Орды. Располагался примерно в 80 км севернее современного города Астрахани в районе села Селитренного Харабалинского района Астраханской области.

8. Панорама города

Город основан чингизидом Бату в начале 1250-х годов. Первое упоминание в источниках относится к 1254 году — в книге францисканца Рубрука «Путешествие в восточные страны» («новый город, построенный Бату на Этилии»). В начале это была ставка кочевья, со временем переросшая в город. Сарай-Бату был главным политическим центром Золотой Орды, но экономическим центром, вероятно, стал не сразу. Первые монеты были выпущены здесь примерно через 30 лет после основания, около 1282 года, при хане Туда-Менгу.

Сарай-Бату протягивался вдоль левого берега реки Ахтубы на 10—15 километров. Площадь его, по оценке Ф. В. Баллода, составляла около 36 км², что может быть достоверным, только если учитывать окружавшие собственно город поместья и усадьбы; городские кварталы, по современным археологическим данным, занимали площадь примерно равную 10 км².

Еще раз сказу, что всё выше- и нижеписанное относится к реальному Сарай-Бату. Мы же смотрим рекострукцию-декорации.

9. Мечеть и хамам (баня)

В Сарай-Бату проживало около 75 тысяч человек. Население было многонациональным: здесь жили монголы, кыпчаки, аланы, черкесы, русские, булгары, византийцы. Каждая этническая группа селилась в своём квартале, где было всё необходимое для жизни: школа, церковь, базар, кладбище. В городе имелись кварталы ремесленников: гончаров, ювелиров, стеклодувов, косторезов, мастеров по выплавке и обработке металлов. Дворцы и общественные здания возводились из обожжённого кирпича на известковом растворе, дома рядовых жителей — из сырцового кирпича и дерева. Город имел канализацию, водоснабжение.

В 1261 году Сарай-Бату стал центром новообразованной Сарайской епархии Русской церкви, а в 1315 году — католического епископства.

При хане Узбеке (правил в 1313—1341) столица Золотой Орды была перенесена в Новый Сарай.

В 1556 году Старый Сарай разрушен Иваном Грозным.

Сарай-Бату располагался в районе современного села Селитренного Харабалинского района Астраханской области.

На Селитренном городище в ходе многолетних раскопок были обнаружены слои XIV—XV веков. Слои XIII века отсутствуют. Существует версия, по которой город Сарай первоначально располагался в районе современного села Красный Яр (А. В. Пачкалов). На месте Красного Яра предполагается наличие городских слоёв XIII века, кроме того, рядом с городищем располагается некрополь Маячный Бугор, захоронения которого датируются второй половиной — концом XIII века. Возможно, что столица была перенесена в район Селитренного только в 1330-е годы (с этим переносом может быть связано появление сведений о Новом Сарае в это время).


Красный яр... Около Красного яра, километрах около 10-ти располагалась нашf деревня Переправа Корсака, куда мы так усиленно рвёмся. Там? в Красном яру мы бывали неоднократно. Там пополняли наши запасы съестного и пивного (рыба же...) Так что, в любом случае, в месте существования столицы Золотой Орды мы гарантированно побывали!

12. Стена оделяющая ханский дворец от собственно города

Теперь, давайте просто погуляем по улицам города. Тем более понедельник (был), народу почти нет.


16. Вид на ханский дворец


17. Справа лучно-арабалетный тир. За ваши деньги.


18. Минарет ордынской мечети


25. Портал


28. Смотрел с детьми сегодня мультипликационный фильм "Ранго". Так вот, главная мысль: "Кто владеет водой — тот управляет миром"


29. А если при этом ещё и пистолет в кармане...


32. За пределами города

Двойственное впечатление оставляет данная экспозиция. С одной стороны разувидеть это конечно не хочется и денег вроде не жалко. Достаточно интересно и необычно. С другой, задаёшься вопросом, насколько всё это достоверно и аккуратно воссоздано? Мне кажется, в дополнение к этой выставке под открытым небом, стоит посетить аутентичные раскопки, те, что ближе к Селитренному селу. Мы этого не сделали. Я теперь жалею. Тема мне кажется интересной. Это понимаешь увы после того как немного поживёшь в этих местах. Здесь климат, во всех смыслах этого слова, иной. Здесь больше Азии.

Оригинал взят у terrao в Сокрытое наследие Золотой Орды

В современной России многое является вовсе не «русским», а лишь наследием Золотой Орды, но кроме узких специалистов этого никто не знает. А иногда это наследие не могут распознать и специалисты.

Приведу лишь один яркий пример: греб двуглавый орел. В России принято считать, что его ввел Иван III при браке с Софьей Палеолог. Это не так, поскольку двуглавый орел ранее был гербом Золотой Орды, он еще за века до Ивана III чеканился на ордынских монетах. Немало образцов подобных монет приведено в изданной в 2000 году книге В.П. Лебедева «Корпус монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.)».


Напомню также, что многие российские историки из желания принизить татар сознательно именуют Орду «ханством» и ее правителей «ханами», хотя на самом деле Золотая Орда была царством и правили ею цари (потом Орда распалась на несколько царств). В 1273 году, еще задолго до венчания московского князя Ивана III с Софьей Палеолог, правитель Орды Ногай женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога - Ефросинии Палеолог. И принял православие (как и двуглавого византийского орла в качестве официального герба Орды).

Был у Золотой Орды и еще один герб, который «перекочевал» на знаменитую шапку царя Михаила Федоровича, на бухарские ордена, на герб российской области и гербы ее городов, и даже на герб и флаг Таджикистана, где об этом - что удивительно - не подозревают!

Начнем мы наше расследование с небольшой заметки в журнале «Наука и жизнь»…

ОТ АСТРАХАНИ К БУХАРЕ

В №6 за 1987 г. журнала «Наука и жизнь» была опубликована статья «Гербы городов Астраханской и Саратовской губерний». В ней рассказывалось:

«Впервые Астраханская эмблема - «волк в короне» появляется на государственной печати Ивана IV в 70-х гг. XVI в. …Но одновременно известен и другой вариант Астраханского герба: корона и под ней сабля. Оттиск воеводской печати с таким рисунком историки также относят к XVI веку. Этот вариант эмблемы получил дальнейшее развитие и был использован при составлении герба Астраханской губернии.

О происхождении символики Астраханского герба существует интересная гипотеза историка А.В. Арциховского. На основании детального сравнения целого ряда изображений астраханского герба на памятниках XVI-XVII веков с эмблемой на так называемой «Бухарской звезде» - ордене, употреблявшемся бухарскими эмирами, ученый делает вывод, что все они имеют один прототип - какую-то местную тюркскую тамгу, различно осмысленную русскими астраханскими воеводами и бухарскими эмирами. Причем первые видят тут корону и саблю, а вторые - орнаментальный мотив.

Верхний элемент рисунка на звезде Арциховский отождествляет с короной, а нижний элемент - с саблей. Возникает вопрос: при чем здесь бухарские эмиры? Дело в том, что потомки астраханских ханов основали династию в Бухаре, правившую с 1597 по 1737 год, и вполне могли сохранить древнюю эмблему своих предков».

Итак, вот герб Астрахани (рис. 3) и герб Астраханской области (рис. 4). Бросается в глаза трилистник как главный элемент короны, а еще более этот трилистник подчеркнут на гербах XVI-XVII веков, что явно напоминает эмблему на «Бухарской звезде» (рис. 5, бухарская эмблема внизу справа).

История создания орденов Бухарского Эмирата начинается в 1868 г., когда был подписан мирный договор, согласно которому Бухара становилась русским протекторатом. При правлении бухарского эмира Музаффара из узбекского рода мангыт в Бухарском эмирате появились первые награды. В 1881 году он учредил орден Благородной Бухары, который имел только звезду. В литературе орден Благородной Бухары чаще всего и упоминается как «звезда» (иногда как «орден Восходящей звезды Бухары»). На ордене была надпись арабской вязью («Награда столицы Благородной Бухары») и датой начала правления эмира. Новая награда была присуждена императору России Александру II, а позже Николаю II.

В центре этого ордена (рис. 6 и 7) какой-то сакральный символ (тамга), который, судя по всему, бухарские эмиры действительно привезли из Астрахани. В принципе, история подтверждает гипотезу историка А.В. Арциховского.

1230 г. - Появление в Прикаспийских степях монгольских отрядов Бату-хана (Батыя).
1242-1243 гг. - Основание Бату-ханом на Нижней Волге Орды.
XIV в. - Распад Золотой Орды и образование Астраханского царства с центром в городе Астрахань (Аштрахан, Аджитархан).
1553 г. - Астраханский царь Абдурахман заключил договор о дружбе с московским князем Иваном IV (Грозным).
1554 г. - Астраханский царь Ямгурчей заключил союз с Турцией и Крымом.
1554 г. - Вероломная оккупация Астраханского царства войсками Ивана Грозного.
1554 г. - На престол посажен царевич Дербыш-Али.
1555 г. - Попытк Дербыш-Али освободиться от вассальной зависимости от Москвы.
1556 г. - Захват отрядом атамана Л. Филимонова приграничного участка Астрахани -Переволока.
1556 г - Насильственное присоединение Астраханского царства к Великому княжеству Московскому.
1556 г. - Бегство последних астраханских царей в Бухару.
1557 г. - Титул астраханского царя стал использоваться московским князем Иваном Грозным.

И еще существенная деталь: Астрахань стала региональным центром (столицей Астраханского царства, а потом под Россией столицей губернии) только в период феодальной раздробленности в Орде. А до этого главным городом и этого региона, и всей территории нынешней России и прочих земель был другой местный населенный пункт - город ЦАРЕВ. Он был основан около 1260 года как столица Золотой Орды и носил название Сарай-Берке. В российской империи герб утвержден 20 июня 1846 года. В червленом поле золотая с семью зубцами стена и над нею золотой же крест, поставленный на луне (рис. 8).

Вполне логично предположить, что символ, искаженный на нынешнем гербе Астраханской области и сохранившийся на бухарском ордене, - это и есть танга Сарая-Берке (возможно, Батыя), которая потом перешла к Астраханскому царству. То есть символ означает Золотую Орду, а не конкретно земли Астрахани. Потому и ценен.

Во всяком случае, этот символ, похожий на трилистник, фигурирует и на короне, венчающей змея на Гербе Казани, столице Казанской Орды (рис. 9) - "Змий черный под короною золотью, Казанскою, крылья красные, поле белое".

Он же и на короне московских самодержцев. Историк О.И. Закутнов писал в очерке «История астраханской геральдики»:

«Корона «Астраханского царства», или шапка первого наряда царя Михаила Федоровича сделана в 1627 году, взамен тяжелого венца Мономаха и получила название «Астраханская». Она состоит из трех треугольных вогнутых золотых досок, украшенных финифтью и драгоценными камнями, сведенных вверху под короною. Внизу шапка украшена венцом из 6-ти крестообразных сквозных запон, также украшенных камнями. На шапке утверждена корона, состоящая из трех дуг, промежутки между которыми заставлены. Над этой короной еще другая, подобная ей, но меньшей величины. Шапка увенчана изумрудом».

Уточню, что и «венец Мономаха» - это тоже ордынская «корона». Ее в 1339 году за предательство Руси подарил своему рабу московскому Ивану Калите ордынский царь Узбек (он, кстати, и стал вводить в Орде ислам, до этого Орда была православной). К Мономаху эта тюбетейка никакого отношения не имеет.

Что же касается «Астраханской шапки» Михаила Федоровича (рис. 10), которая изображается и на нынешнем гербе Астраханской области, то она потому столь почиталась московскими правителями и считалась главной, что являлась фактически КОРОНОЙ ЦАРЕЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. Она через Астраханское царство попала к московитам от самого Батыя и его столицы Золотой Орды Сарая-Берке (ныне города Царева). То, что искусствоведы называют на ней «тремя треугольными вогнутыми золотыми досками, украшенными финифтью и драгоценными камнями», - это и есть изображение тамги Золотой Орды, которое было потом гербом Астраханского царства, а затем стало гербом бежавших оттуда ордынских царей, ставших бухарскими эмирами, а затем попало и на бухарский орден. Это один и тот же символ.

Что он означает, уже неясно. Арциховский так и не смог ответить на этот вопрос. Тамга — родовой знак у тюркских и некоторых других народов. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у кочевых тюркских племен. В частности у казахов, киргизов, татар, ногайцев и т.д. Использование тамги известно издревле, еще у скифов, гуннов, сарматов. Известны тамги также у многих народов северо-западного Кавказа, абхазов. Тамгой метились лошади, верблюды и другой скот, находившийся в общей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Изображение тамги можно встретить на монетах. Вот, к примеру, древнетюркские тамги (рис. 11).

В России - разумеется - предпочитают «замять» эту тему. Почему Михаил Федорович посчитал «Астраханскую шапку» самым престижным головным убором для себя как царя Орды-России - не задается вопросом ни один историк. Ибо получается абсурд: пишут в книжках про какое-то «ордынское иго», а сами правители Москвы носят сугубо ордынские «короны»: то несколько их поколений носило тюбетейку царя Узбека (от позора именуемую «шапкой Мономаха»), то потом она сменилась на «Астраханскую шапку» - как нечто «более значимое». Мол, царственное. Ибо от царей Орды. Так вот от этих царей Орды и есть вся Россия (которая и есть Новая Единая Орда) - а вовсе не от Киевской Руси.

ТАМГА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ - ГЕРБ ТАДЖИКИСТАНА

Интересно, что и бежавшие в Бухару астраханские цари оставили этому региону свой сакральный символ столицы Золотой Орды Сарая-Берке - но и там, как и в России, значение символа давно забыто.

Некая таджичка Шукуфа на местном сайте подняла тему: «Стране нужны новые символы!» Она пишет:

«Может кому-то это и покажется не совсем патриотичным, но вот не трогают меня наши государственные символы, не цепляют. В чем значение таких символов, как флаг, герб, гимн, памятники и так далее? Мне кажется, что основное предназначение этих символов - объединять народ каждой страны, укреплять патриотизм и мотивировать людей на какие-то поступки во благо своего государства и нации. Еще одно важное предназначение символов - как можно лучше представлять, символизировать страну и нацию за рубежом.

Мне кажется, что те символы, которые мы сегодня имеем, не справляются с вышеназванной ролью. Эти символы очень слабы, в чем-то тривиальны и неоригинальны. В них нет, на мой взгляд, никакой четко выраженной смысловой наполненности. Это просто картинки, которые никого ни в чем не убеждают и в большинстве случаев ничего не значат».

Забавно это читать: ведь «проблема» только в том, что человек не знает СОДЕРЖАНИЯ символа. Точно так у нас многие беларусы тоже не знали (а иные и сейчас не знают) содержания герба «Погоня», считают его или «фашистским», или летувисским, когда он на самом деле сугубо православный и сугубо беларуский.

Шукуфа пишет: «Вот так выглядит наш флаг (рис. 12). Этот флаг проблематичен по нескольким причинам. Во-первых, существует множество различных версий относительно значения его цветов и количества звезд. Наличие такого огромного количества интерпретаций привело к тому, что многие из нас до сих пор не могут понять, что же именно означают флаг, корона и звезды. Символ, который должен пониматься всеми сразу и одинаково, вместо этого вызывает неразбериху. Я как-то присутствовала на заседании одного комитета Маджлиси Намояндагон, где депутаты (!) спорили относительно значений цветов флага. Что уж тут говорить о нас, простых смертных?»

Что означают звезды - и я не знаю, но вот «корона» - это и есть тамга с бухарского ордена, она же тамга Золотой Орды.

Шукуфа: «С нашим гербом те же самые проблемы (рис. 13). В нем слишком много элементов, которые несут много разных смысловых нагрузок. Это как салат, в который попытались запихать слишком много различных ингредиентов. На такой салат приятно смотреть, но кушать его не особо приятно. Интересно, что в 1992-1993 годах у нашей республики был и такой герб (рис. 14). Он выглядел намного более презентабельно, чем нынешняя версия».

На обоих гербах тот же символ - та же тамга, значения которой жительница Таджикистана не знает. В этом плане я солидарен ней, потому что ситуация вообще парадоксальная. Вот что сообщает «Википедия»:

«По мнению исследователя В. Сапрыкова [Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» №10, 1993. стр. 49-51], «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».

Как говорится, маразм крепчал…

«Википедия»: «Исследователь М. Ревнивцев [Ревнивцев М. В. К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан. Флаги Таджикистана. VEXILLOGRAPHIA] в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.

По мнению М. Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников».

Это вообще торжество маразма. «Википедия» предлагает только эти две версии. О том, что «корона» является на самом деле символом с «ордена Восходящей звезды Бухары» 1881 года, «Википедия» не знает. И, естественно, не знает о гипотезе историка А.В. Арциховского, как эта тамга Астраханского царства стала символом бухарских эмиров.

При этом версии Сапрыкова и Ревнивцева представляются просто смехотворными.

СЕРП ПОД КРЕСТОМ

Итак, подведем некий промежуточный итог. Таджиков оставим в стороне (пусть сами решают, им, может быть, кажется не приемлемым происхождение герба страны от Золотой Орды) и вернемся к исследованиям Арциховского. В 1946 году он обосновал на постепенной эволюции герба Астрахани свое предположение, что «восточная кривая сабля» - это изначально лунный серп. Обоснованное предположение считается гипотезой. Но полагаю, что эта гипотеза стала уже теорией, так как подтверждается и многими другими фактами.

Снова взглянем на герб столицы Золотой Орды - города Царев, он же Сарай-Берке (рис. 8). Верхняя часть герба - согласно Арциховскому - это искаженная тамга (корона) с серпом луны под ней. При этом на наиболее приближенном к источнику изображении знака (рис. 5 справа внизу) под верхней частью трилистника перекладина. И не кажется ли в таком случае «тавтологией» крест с серпом, изображенный в нижней части герба Царева?

И вот тут уже я попробую предложить свою гипотезу. Что такое вообще крест с серпом? Это же и есть стилизованный тот же самый трилистник этой тамги с луной под ним!

Как упрощенно нарисовать этот символ, не вырисовывая три лепестка (у боковых в стороны ответвления, у центрального перекладина, они стоят на полукруглом основании, под ним серп)? Упрощенный вариант такой: три лепестка изобразить черточками, в основании дуга. Но это и есть второй символ на двойном гербе Царева, столицы Золотой Орды. Получается: нижний символ идентичен верхнему.

К сожалению, сегодня никто не знает, почему и как крест с серпом стал в 1846 году гербом именно бывшей столицы Золотой Орды. Это пока «белое пятно» в истории. Но помимо связи с тамгой-трилистником есть и иные факты, которые дополняют картину.

Крест с серпом внизу и солнцем посередине был общим религиозным символом во времена до раскола христианства, в результате которого отделились приверженцы ислама. Этот раскол реально был закреплен только в XI веке, а вот в Азии была особая несторианская вера, обожествляющая власть. Она наполовину христианская, наполовину мусульманская. Эту веру исповедовали Чингизиды, в том числе сын Батыя Сартак, кровно породненный с Александром Невским. Тогда, очевидно, и Москва переняла ордынское православие (в дальнейшем именно по этой причине Москва 140 лет была автокефальной церковью - что рекорд для христианства, ее не признавала и так и не признала до своего падения Византия, которая признавала только Русскую православную церковь Киева, Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода).

Когда изначально православный царь Орды Узбек (его православного с рождения имени источники не сохранили) из-за политических интриг ввел в Орде ислам в начале XIV века, в Московию, как писал Лев Гумилев, сбежали десятки представителей Чингизидов со своим многочисленным окружением, не пожелавших отказываться от православного несторианства. Тогда Москва стала наполовину населена этими «высокими мигрантами», чем и обрела особой статус в Орде.

Этим мигрантам-чингизидам и их татарам, бежавшим из Сарая-Берке в Москву, надо было где-то молиться. Вот и возводятся в Московском кремле и в окрестностях для них церкви, где возвышается крест с полумесяцем - то ли стилизованный трилистник тамги Сарая-Берке, то ли символ несторианской веры, объединяющей христианство и ислам. Что мы до сих пор видим в Московском кремле (рис. 15, 16, 17, 18).

При этом в автокефальной религии Московии (не признаваемой в качестве христианской общины Византией 140 лет!) до второй половины XVI века вообще не понимали отличий христианства от ислама, равно почитали Библию (не переведенную на русский язык) и Коран. Историки - исходя из нынешних концепций - с удивлением констатируют, что во времена владычества Орды над Москвой и потом владычества уже Москвы над Ордой - между ними не было НИ ОДНОГО РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА, даже спора. То есть ВЕРА БЫЛА ЕДИНА.

Получается, едина под знаком креста на серпе, под знаком тамги столицы Золотой Орды Сарая-Берке, он же Царев Архангельской области.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ-ПАРАДОКСЫ

Удивляет во всей этой истории вот что.

Около 1260 года на большей части территории нынешнего СНГ осталось существовать только два формирующихся тогда великих государства. Это царство Золотая Орда со столицей в Цареве - тогда Сарай-Берке. И Великое княжество Литовское - со столицей в Новогрудке. Обе столицы были объявлены примерно в одно время. Потом многие века эти два геополитических монстра эпохи - ВКЛ и Орда - боролись друг с другом, ибо являлись соседями - других стран между ними не было.

Но как похожи историко-идеологические мифы России и Беларуси! Не зеркально, а скорее антизеркально. В России отказываются признавать столицей страны в тот период Царев (Сарай-Берке). Дескать, все равно всегда столицей Орды-России была Москва. Даже в период «ордынского ига».

Аналогично в Беларуси идеологи хотят «забыть», что первой столицей «враждебной Московии-Орде» Литвы был Новогрудок. Куда этот факт деть из нашей истории? Извиняться в теме «интеграции» за это перед Сараем-Берке - столицей России в то время? Мол, простите, что тоже Ордой-Россией еще тогда не стали.

История наших прадедов не «виновата» в том, что не соответствует неким нынешним модным и абсолютно ошибочным воззрениям на то, как «там было», рисуемым только из нынешних реалий дня. «Как бы нам сегодня хотелось видеть свою историю» - это одно. А какой история была на самом деле - это совсем иное.

И выплывет неизбежно, как в известной всем пословице все равно вылезает шило из мешка…
Автор: Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ «Аналитическая газета «Секретные исследования», №7, 2013

Есть в астраханских степях один крайне интересный населенный пункт - село Селитренное. Его нынешняя история началась с конфуза: несколько десятилетий назад здесь обнаружили богатейшие залежи селитры и даже хотели поставить завод, но она вдруг самым удивительным образом закончилась. Удивишись, геологи посмотрели повнимательнее - и поняли, что их месторождение является всего лишь колоссальной по своим масштабам стоянкой древних кочевых племен.
Историки и археологи посмеялись над попытками поставить шахту на месте древней конюшни, затем сами копнули - и ахнули. На много километров вокруг Селитренного раскинулись следы древней столицы Золотой Орды - города Сарай Бату.

Начну экскурсию не с фотографии, а с видеоролика. Это трейлер к художественному фильму "Орда" о Святителе Алексие, который был снят в Селитренном (почти все население играло в массовке) и вышел на экраны в сентябре этого года:

На основе декораций к фильму и был создан музейный комплекс, который действует сейчас в Селитренном. Он стоит немного в стороне от настоящих археологических раскопок Сарай-Бату и историки наведываются туда разве что во время ежегодного профессионального праздника, проходящего на берегу реки в виде масштабного музыкального шоу "Лопата-party".

Вход в сам комплекс открыт для туристов, но я сразу отмечу: планировать поездку сюда лучше на позднюю весну или на раннюю осень, летом вы элементарно погибнете здесь от жары и все самое интересное посмотреть не осилите.

Сарай-Бату - это не только исторические экскурсии по воссозданному городу, но и большой объем интерактива. Сувенирные лавки на "восточном базаре", охрана в средневековых доспехах, кафе в походном шатре - это минимум, который встречает туристов, если в комплексе не проводится тематическое мероприятие.

Осенью здесь особенно многолюдно, различные шоу собирают по несколько тысяч гостей. Их завозят местные турфирмы, они приезжают на общественном транспорте или на личном. Вот, например, как выглядел со стороны сбор гостей на последний рок-фестиваль:

Встречаются здесь даже те, кто идет пешком, останавливаясь на ночевку на берегах Волги или Ахтубы в туристической палатке. Кто-то над ними подшучивает, однако именно им чаще всего попадаются старинные монеты - размеры потерянного города были таковы, что в голой степи под ногами люди регулярно обнаруживают памятники древности.


По тем меркам город Сарай-Бату был огромен – он располагался вдоль реки Ахтуба на 10 километров, и население было (по разным сведениям) до ста тысяч жителей. Помимо его административной ценности, Сарай-Бату был известен своим экономическим и торговым значением. В городе жило множество ремесленников, оружейников, гончаров, стеклодувов и ювелиров. Были все необходимые постройки и сооружения: канализация, водоснабжение, школа, мечети и церковь, базар, кладбище и прекрасные сады и даже центральное отопление! Особую ценность для Бату-хана представлял его ханский дворец, украшенный золотом.

Но не так уж и долго стоял величественный город Сарай-Бату на берегу Ахтубы. В 1282 столица ханства была перенесена в Сарай-Берке , и это ознаменовало начало конца. А завершилось всё позже, во время нашествия еще более жестокого завоевателя из Средней Азии - Тимура (Тамерлана). Разбив войска великого хана, он разорил многие города Золотой Орды, в том числе, и Сарай-Бату, погрузив его в забвение на века.

И прошло немало лет, прежде чем в селе Селитренном Харабалинского района Астраханской области стали проводиться первые раскопки, обнаружившие всё величие и роскошь столицы Золотой Орды - Сарай-Бату.

В Сарай-Бату, на Селитренном городище, было найдено множество строений с убранством, различные стеклянные, металлические и керамические изделия того времени, монеты древней чеканки. На Селитренном городище планировалось создать музейный комплекс на открытом воздухе на месте раскопок.

И до сих пор не верится, что на этих огромных степных просторах, рядом с селом Селитренное, располагался огромный золотоордынский город Сарай-Бату, поражавший путешественников своими размерами и богатством, которое сейчас погребено под землей, у нас под ногами.