Навои писатель. Самые известные труды и произведения

С именем Алишера Навои связан период расцвета в древнем государстве Туркестане. В начале XV века близлежащие территории, Мавераннахр и Междуречье, находились в самых дружественных отношениях с этим государством, поэтому происходил интенсивный обмен культурой и искусством. Великий поэт и философ Навои является одним из деятелей, вложивших в развитие тюркской культуры наибольший вклад.

Краткая биография Алишера Навои

Родился поэт в 1441 году в городе Герате, который сейчас находится на территории Афганистана. Национальность поэта является предметом самых острых дискуссий. Одни считают его барласом, другие - чагатаем. Однако можно с уверенностью сказать, что он был тюркского происхождения. Об этом факте пишет один из его друзей Джами: "Несмотря на то что я был персом, а он тюрком, мы были самыми близкими друзьями".

Если обратиться к историческим фактам, можно обнаружить, что как национальность узбеки сформировались в начале XIV. Золотоордынский хан Узбек (1312-1342 гг.) породнился с Мухаммадом Тарагаем, известным миру как Улугбек, и объединил своих людей и тюркское население в единый народ, назвав его своим именем - узбек. Алишера Навои также причисляют к этому народу, и со времен Советского Союза он преподносится именно как узбекский поэт и философ.

Семья поэта и детские годы

Навои родился в аристократической семье, его отец и дед были известными привилегированными барласскими бахадурами (чиновниками), служившими государству Тимуридов. Благодаря знатному происхождению Алишеру удалось поступить в лучший медресе (школа при мечети). Там он подружился с юным Хусайном Байкарой, который в будущем стал султаном Хорасанского владения Тимуридов. Школьные товарищи крепко сдружились и всю жизнь оставались близкими друзьями.

Будучи в столь юном возрасте, Алишер приобрел большую популярность благодаря своему таланту писать стихотворения. Чуть позже он переселился в Самарканд, где посвятил свою дальнейшую жизнь науке и поэзии. Известный ученый, лингвист и правовед Файзулла Абулайса Самарканди был его учителем и настоятелем.

Политическая деятельность

В 1469 году, когда Хусайн Байкара стал правителем Герата, он пригласил Навои в столицу Хорасана и взял его на должность хранителя печати, а затем назначил своим первым визирем. В начальный период правления Хусайна Алишер Навои играл ключевую роль в политической жизни страны, отстаивая справедливую политику и проявляя заботу о простом народе. Так, например, он придумал новую систему орошения, а также организовал строительство водохранилища Турукбанд в районе Чашмагул, расположенном в верхней части оазиса Тус.

Для сохранения спокойствия в государстве он боролся с вражескими эмирами и подавлял предательские восстания. Когда между правителем и его старшим сыном Бадиуззаманом вспыхнула вражда, Алишер употребил всю силу своего влияния, чтобы предотвратить кровопролитие.

Друзья и соратники

Честность и прямолинейность Алишера, а также его дружба с правителем не нравились придворной знати. Из-за того что он открыто выступал против взяточников и деспотических чиновников, при дворе против него начались интриги и различные доносы. Алишер Навои был отослан из столицы и назначен первым наместником в Астрабаде.

Однако благодаря его покровительству начинающим поэтам, музыкантам и ученым у него завязались дружественные отношения со многими выдающимися людьми той эпохи. Навои был членом священного ордена "Накшбанди", поэтому у него много соратников, исповедовавших это учение суфийского ордена. Одним из самых близких его друзей считается известный поэт персидского происхождения Абдурахман Джами. Именно он стал для Алишера Навои покровителем и учителем в его литературной деятельности.

Философия "Накшбанди"

Говоря о поэте, нельзя не упомянуть идеологию накшбандия, которая возникла задолго до рождения Навои. Эта философия появилась в Мавераннахре еще в XIV веке и была построена на основных идеях религиозного учения суфизм. Основателем данной философии является шейх Баха ад-дин Накшбанд, который написал множество трудов и заложил в них основы своего учения. Эти идеи о достижении духовного совершенства путем образования, труда и богослужения распространились по всему Мавераннахру, Хорасану и Хорезму.

Последователи учения призывали к чистоте, трудолюбию, помощи нуждающимся и к скромности. Алишер Навои, как и всякий член данного ордена, не мог иметь жену и детей. Считалось, что существует только единственная любовь - к Аллаху.

Самые известные труды и произведения

Литературное наследие поэта велико: примерно 3000 произведений самых различных жанров. Алишер Навои, стихи которого переведены на многие языки, писал не только лирику, но и крупные произведения. Он посвятил много трудов политическим темам, раскрывая в них свои взгляды на принципы управления государством. В основном поэт писал на чагатайском языке, постоянно совершенствуя его структуру.

Его самое знаменитое произведение "Пятерица" включает в себя 5 повестей о любви и о социальном неравенстве. В произведениях "Бездольный в рубище одет..." и "Двух резвых своих газелей.." поэт поднимает извечные философские вопросы о смысле жизни. Алишер Навои считает, что счастье и полное удовлетворение можно испытать только тогда, когда душа очищена от грехов, а для этого необходимо творить добро, помогать бедным, утешать тех, кто в горе, и обязательно проповедовать всепрощающую любовь Всевышнего.

Один из самых скандальных его трудов называется "Парламент птиц или язык птиц. Семург". Он является сатирой на всех известных правителей, которые из-за своего невежества и скупости погубили народы, уничтожили государства и сами оказались в глубокой бездне.

Вклад поэта в тюркскую культуру

Говоря об Алишере Навои, книги которого не теряют своей актуальности и в наши дни, следует упомянуть не только о его политической деятельности, но также и творческой жизни. По своему величию и таланту он может быть сравним с Пушкиным. Ведь Александр Сергеевич Пушкин сделал для развития русского языка столь же много, как и Алишер Навои для узбекского языка.

В честь этого великого деятеля в Узбекистане назван целый город - Навои. Он расположен в долине прекрасной реки Зарафшан, немного южнее столицы республики. Главная библиотека страны, которая находится в городе Ташкенте и является самой крупной библиотекой, также названа именем Алишера Навои.

В Узбекистане каждый знаком с биографией поэта, парки и музеи, многочисленные улицы и проспекты в самых разных городах страны носят гордое имя этого великого человека. Всем он запомнился как политический деятель с открытыми либеральными взглядами и как великий поэт, подаривший талант своему народу.

В Москве практически в самом центре есть небольшой сквер, к которому можно пройти от станции метро "Добрынинская". Здесь стоит красивый памятник Алишеру Навои, который был в 2002 году подарен Москве от имени узбекского народа. Памятник достигает почти 5 метров, на нем поэт изображен в своем любимом чапане с книгой в руках. В цветущем зеленом сквере много лавочек для отдыха, так что любой желающий может прийти, сесть на одну из них и почтить память Алишера Навои, почитав стихотворения поэта в этой тихой, уютной атмосфере.

Имя: Алишер Навои (Низомиддин Мир Алишер)

Возраст: 59 лет

Деятельность: поэт, философ, общественный и государственный деятель

Семейное положение: не был женат

Алишер Навои: биография

Алишер Навои – великий тюркский поэт, мыслитель, общественный и государственный деятель XVI века. Оставил в истории след как выдающийся литератор, писавший на персидском (фарси) и тюркском языках. Благодаря тюркоязычному творчеству Навои считают родоначальником литературы многих центральноазиатских народов. К примеру, в Узбекистане Навои является основоположником национального литературного языка.

Детство и юность

Низомиддин Мир Алишер родился 9 февраля 1441 года в Герате. В те времена Герат являлся столицей Хорасана (ныне территория современных Узбекистана и Ирана) – провинции в составе Мавераннахра, государства, созданного Амиром Тимуром.


О происхождении Алишера Навои до сих пор ведутся ученые дискуссии. Спорными считаются 2 версии: согласно первой, он - потомок уйгурских бахши (сказителей), по второй, его принадлежность восходит к монгольскому племени барласов, выходцем которого был сам Тимур.

Отсюда и привилегированное положение его отца - Гиясиддина Кичкине, который служил чиновником при дворе Тимуридов, был человеком просвещенным, из образованной династии. Один дядя Алишера был поэтом, второй – музыкантом и каллиграфом.


Будучи сыном придворного, мальчик рос во дворце правителя Хорасана, где подружился с царевичем Хусейном Байкарой - внуком Омар-шейха, второго сына Тимура. Позднее друзья вместе учились в медресе Герата, где оба проявили любовь к гуманитарным наукам, в частности к поэзии и литературе.

Источники пишут, что уже в 15 лет Алишер писал великолепные стихи. Одним из учителей Навои стал прославленный персидский поэт-мистик, суфий Джами. В 1466-1469 годах талантливый юноша учился в медресе Мешхеда и Самарканда – столице Тимуридского государства, познавал философию, логику, математику и другие науки. Затем вернулся в родной Герат по призыву друга детства Хусейна Байкары, который к тому времени занял хорасанский престол.

Государственная деятельность

Султан Хусейн приблизил к себе любимого друга, назначив его визирем и даровав титул эмира в 1472 году. Байкара ценил талант и способности Навои, которого теперь хотел поставить на службу государству. Алишер поддерживал правителя во многих реформах, но наиболее ярко его поддержка проявилась в расцвете культурной жизни Герата. В этом Байкара был солидарен с Навои, он сам писал стихи под псевдонимом Хусайни и поощрял деятельность ученых и творческих людей.


Именно в эпоху Навои в Герате было организовано сообщество поэтов (Навои, Джами), историков (Мирхонд, Хондамир), музыкантов, каллиграфов, художников (Камалиддин Бехзод) и др.

При Навои в Хорасане соорудили свыше 20 мечетей, 10 ханаков (обитель для суфиев), 20 водоемов, 16 мостов, дамбы, мавзолеи. Ведется много реставраций старинных построек. Так, в числе заслуг Навои – восстановление Соборной мечети Герата XIII века. Интенсивное строительство влечет за собой расцвет зодчества, здания украшают вязью лучшие каллиграфы того времени.


Визирь развивает ремесла: ткачества, ковроделие, гончарное и ювелирное искусства. Герат превратился в процветающий культурно-ремесленный центр Востока. Ряд объектов, по сообщениям историков, визирь построил на собственные средства и совершил много благотворительных актов для бедняков: раздавал одежду, устраивал обеды для нуждающихся.

В биографии Навои много противоречий. Так, например, по-разному трактуются те или иные события в его жизни. Так, есть сведения о том, что, не выдержав груз дел государственных, чиновник подает в отставку и посвящает себя исключительно творчеству. Другие источники гласят, что, подав в отставку, Навои все же остается верным подданным султана при дворе и продолжает помогать ему в управлении страной.


Бюст Алишера Навои

Также известен факт назначения Алишера Навои наместником Астрабадской области Хорасана в 1487 году. Однако ряд экспертов трактуют это ссылкой в глухую провинцию на почве охлаждения между правителем и его верным визирем. Другие, напротив, представляют это решение в свете особого доверия султана к другу детства.

Так или иначе, в 1488 году поэт окончательно удаляется от государственных дел и поселяется в Герате, чтобы пестовать литературный талант.

Творчество

Известно творчество поэта на двух языках – тюркском под псевдонимом Навои (что в переводе означает «мелодичный», от слова наво – «музыка») и персидском под именем Фани (что значит «бренный»). За свою жизнь Навои написал свыше 3000 газелей (лирические стихотворения), которые потом были объединены в специальные сборники – диваны.


Самым известным произведением Навои является «Хамса», или «Пятерица» - собрание из 5 поэм, написанное автором как дань уважения творчеству классику персидской поэзии Низами Гянджеви, создавшему свою «Пятерицу» в XII веке.

В «Хамсу» Навои входят поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера», написанные в разное время. Первое произведение цикла поэт написал в 1483 году, его можно назвать социально-философским. Навои описывает события, происходящие в государстве: произвол знати, феодальные войны, угнетение бедных, а также дает этому моральную оценку.

Цитаты и афоризмы Алишера Навои

В 1484 году автор пишет романтические поэмы «Лейли и Меджнун» и «Фархад и Ширин», используя мотивы народных сказаний. В этих произведениях поэт воспевает не только чувства влюбленных, но и проблемы религии, социального неравенства, бедноты. Также в этот период написана поэма «Семь планет», в которой в иносказательной форме автор критикует отдельных представителей правящего клана Тимуридов.

И, наконец, пятой поэмой стала «Стена Искандера» о жизни знаменитого полководца и завоевателя Средней Азии , известного на Востоке как Искандер Зулькарнайн. Конец 80-х – начало 90-х годов отмечены работой над историческими трудами. Навои пишет «Историю правителей Аджама», «Историю иранских царей» и «Историю пророков и мудрецов» о прославленных деятелях Востока. Также поэт создает биографию своего учителя Джами - «Пятерица смятенных» (1492).


Как итог своего жизнеописания Навои составляет диван «Сокровищница мысли», в котором собраны четыре цикла: «Чудеса детства», «Редкость юности», «Диковины средних лет» и «Назидания старости». Это произведение, собравшее свыше 2600 газелей, считается ярким образцом лирики Навои, которое породило множество крылатых выражений, цитат и афоризмов. Высказывания Навои поражают красотой, поэтичностью и образностью.

«Огнем объяты небеса, тот факел - не зарница,
А пламя ясных глаз твоих - с ним солнцу не сравниться.
И как сгорает без следа от молнии солома,
Любовью я испепелен, душа моя дымится».

Не менее емко творчество Навои на фарси. Известны 3 сборника стихов на персидском языке: «Шесть необходимостей», «Четыре сезона года» и «Диван Фани». Последними произведениями Навои стали поэмы «Язык птиц» (1499), философско-аллегорическое произведение, и трактат «Возлюбленный сердец» (1500), воспевающий идеального, с точки зрения поэта, правителя.

Личная жизнь

Алишер Навои принадлежал к суфийскому ордену Накшбандия, был набожным человеком и добровольно принял аскезу – не был женат, не познал радость рождения детей. Как сказал о нем тимуридский поэт и правитель Захиреддин Бабур в эпической поэме «Бабурнаме»:

«Без сына, без дочери, без жены прошел он прекрасно свой путь в мире, одиноко и налегке».

Есть, впрочем, одна легенда о личной жизни поэта, которая гласит, что в юности Алишер Навои и Хусейн Байкара влюбились в одну и ту же девушку – Гули. Благородный Навои не мог сделать больно другу и уговорил красавицу стать женой Хусейна. Считается, что любовь к Гули поэт пронес через всю жизнь.


В своих же поэмах поэт осуждает одиночество и даже написал замечательные строки:

«Кто одиночества избрал себе судьбу -
Не человек: свою он обокрал судьбу.
Он и с людьми – один, все дни его горьки:
Слыхал ли кто хлопки единственной руки».

Алишера Навои современники называли человеком непростого характера, вспыльчивым и даже высокомерным.

«Он был человеком в высокой степени тонкого ума и прекрасного воспитания, – характеризует Алишера Бабур, – и требовал, чтобы все люди вели себя так же, и потому ему трудно было с ними ладить».

Портреты поэта, по признанию историков, передают сущность характера литератора.

Смерть

Алишер Навои умер 3 января 1501 года в Герате, ослабев от долгой болезни. Перед смертью он отдалился от мирской суеты и жил отшельником в келье у мавзолея своего суфийского учителя.


Мужчина ушел, оставив после себя богатое литературное наследие: около 30 произведений - стихов, поэм, трактатов. Его труды переведены на десятки языков мира, а книги и рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира.

Памятники поэту установлены в Ташкенте, Москве, Баку, Шанхае, Вашингтоне и других городах мира. В 1991 году к 550-летию поэта была выпущена рублевая монета с изображением Алишера Навои.

Цитаты

Рука, пласты угля круша, становится черна,
Душа, с народом злым дружа, становится грязна.
Все отдать, себя лишая, - это щедрость свыше мер,
Сделать то же, только молча, - это мужества пример.
Два мира примирить в себе, о друг, нам не дано:
Две лодки схватишь за борта - потонешь все равно.
Слепец, кто вечности искал среди забот мирских,
Глупец, кто верности искал среди сердец людских.

Библиография

  • 1483 – «Фархад и Ширин»
  • 1483 – «Лейла и Меджнун»
  • 1483 – «Семь планет»
  • 1485 – «Стена Искандера»
  • 1488 – «История правителей Аджама»
  • 1498 – «Сокровищница мыслей»
  • 1499 – «Язык птиц»
  • 1500 – «Возлюбленный сердец»
Язык произведений:

Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси , однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке , на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках , в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

Биография

Происхождение

Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414-1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я таджиком, оба мы были близки друг к другу» .

В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее:

Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,

А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.

Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,

Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего

В историографии советского периода Алишер Навои интерпретировался как узбекский поэт .

Биография

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов , чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

В 1466-1469 годах Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами , султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни , историки Мирхонд , Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад , архитектор Кавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе , ханака , библиотека , больница .

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди . Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема .

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока , Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси .

«Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в -1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана , соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» - лирическая исповедь поэта , передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший - по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои - одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма , поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки) . Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме » сказал о языке Навои:

Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси .

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке , написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда . Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

«Пятёрица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятёрицы» Низами Гянджеви и индо -персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

«Смятение праведных» - первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков , лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

«Лейли и Меджнун» - поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви , Амиром Хосровом , Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

«Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви , однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

«Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандара» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандара (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Филологические трактаты

Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и ее выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров» . Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской , азербайджанской , турецкой , татарской).

Исторические сочинения

Алишер Навои - автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» () посвящена Джами ; антология «Собрание утончённых» ( -) содержит краткие характеристики писателей - современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов» , содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока , о зороастрийской и коранической мифологии .

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») () и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади . В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Год Название Оригинал Примечание
1483-1485 Пятерица Хамса Смятение праведных (Хайрат ал-абрар), Фархад и Ширин (Фархад у Ширин), Лейли и Меджнун (Лайли у Маджнун), Семь планет (Саб"а-йи саййара), Стена Искандара (Садд-и Искандари)
1488 История правителей Аджама Тарих-и мулук-и аджам
1492 Пятерица смятенных Хамсат ал-мутахаййирин
1491-1492, 1498-1499 Собрание избранных Маджалис-ан-нафаис В 1498-1499 гг. А. Навои дополнил своё произведение
1498 Сокровищница мыслей Хаза"ин ал-ма"ани Сборник состоит из четырёх диванов: Чудеса детства, Редкости юности, Диковины среднего возраста, Полезные советы старости
1499 Язык птиц Лисан ат-тайр
1499 Суждение о двух языках Мухакамат ал-лугатайн
1500 Возлюбленный сердец Махбуб ал-кулуб
после 1485 г. История пророков и ученых Тарихи анбия ва хукама
после 1492 г. Вес размеров Мезан ал-авзан также возможный перевод «Весы размеров»
после 1493 г. Жизнеописание Пахлавана Мухаммада Манакиб-и Пахлаван Мухаммад
после 1489 г. Жизнеописание Сайида Хасана Ардашера Манакиб-и Саййид Хасан-и Ардашир

Посмертное признание

Галерея

Библиография

  • Алишер Навои . - Т.: «Фан», 1968-1970. - Т. 1-10. - 3095 с. - ISBN нет
  • Навои А. Стихотворения и поэмы. - М., 1965.
  • Навои А. Сочинения. - Т. 1-10. - Ташкент, 1968-70.
  • Навои А. Пять поэм. - М.: Худож. лит., 1972. (БВЛ)
  • Навои А. Избранная лирика. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.
  • Навои А. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978.
  • Навои А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Камиля Яшена; Сост. и примеч. А.П. Каюмова. - Л.: Сов. писатель, 1983. - 920 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Навои А. Возлюбленная сердец. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.
  • Навои А. Кн. 1-2. - Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.
  • Навои А. Афоризмы. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.
  • Навои А. Афоризмы Алишера Навои. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Друга я не нашёл: Газели. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. - Алма-Ата: Жазушы, 1989.
  • Навои А. Афоризмы - Aphorisms. - Ташкент: Укитувчи, 1991.
  • Навои А. Зеница ока: [Стихи]. - Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.
  • Навои А. Язык птиц / Пер. С.Н. Иванов. - 2-е изд. - СПб.: Наука, 2007

Об Алишере Навои

  • Абдуллаев В. Навои в Самарканде. - Самарканд, 1941.
  • Бертельс Е.Э. Навои. Опыт творческой биографии. - М. - Л., 1948.
  • Бертельс Е.Э. Избр. труды. Навои и Джами. - М., 1965.
  • Пулявин А.А. Гений в сердцах, 1978.
  • Болдырев А.Н. Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои // Учёные записки ЛГУ. - Л., 1952. - Сер. 128. - Вып. 3.
  • Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. - Ташкент, 1961.
  • Свидина Е.Д. Алишер Навои. Биобиблиография (1917-1966). - Ташкент, 1968.
  • Хайитметов А. Творческий метод Навои. - Ташкент, 1965.

Примечания

Ссылки

  • БСЭ (рус.) . Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 9 февраля
  • Родившиеся в 1441 году
  • Родившиеся в Герате
  • Умершие 3 января
  • Умершие в 1501 году
  • Умершие в Герате
  • Поэты по алфавиту
  • Чагатайские поэты
  • Тюркские поэты
  • Персидские поэты
  • Поэты Хорасана
  • Поэты XV века
  • Философы по алфавиту
  • Философы XV века
  • Историки по алфавиту
  • Историки XV века
  • Тюркские писатели
  • Персоналии:Суфизм
  • Государственные деятели Империи Тимуридов
  • Персоналии, известные под литературными псевдонимами
  • Культура Тимуридов
  • Поэты эпохи Тимуридов
  • Персоналии:Герат
  • Персоналии:Хорасан
  • Алишер Навои

Wikimedia Foundation . 2010 .

Наиболее достоверным источником биографии Алишера Навои считается работа историка Гиясиддина Хондамира, «Книги благородных качеств». Согласно данным этой книги, Навои начал посещать школу в 4-летнем возрасте, он проявлял огромные способности, любознательность, исключительную одаренность. В 15 летнем возрасте (1456 году) Алишер стал известен как поэт под псевдонимом Навои (что в переводе означает «мелодичный»).

Родоначальник узбекского литературного языка Навои, свои стихи на фарси подписывал псевдонимом Фани (бренный). В это время языком поэзии считался фарси, а тюркский, т.е. староузбекский, необоснованно был лишен литературных правомочий.

Несмотря на это, тем не менее, на этом языке были созданы величайшие произведения - газели Лутфи, Атаи, касыды Саккаки, масневи Амири, Хаджанди и др. Одним из поэтических кредо Навои является утверждение староузбекского литературного языка.

Низамаддин Алишер Навои (Навои литературный псевдоним поэта, по- узбекски означает “напевный”, “мелодичный”) родился 9 февраля 1441 года в Герате. Происходивший из знатного рода, отец Навои был близок к придворным делам, и ему не были чужды литературные интересы.

В семье Алишера высоко ценили литературу. Дядя его, Абу Саид писал стихи под псевдонимом Кабули. Брат Абу Саида, Махаммад Али был хорошим музыкантом, известным каллиграфом и поэтом (псевдоним Гариби), вот в такой атмосфере любви и поклонения поэзии рос мальчик.

В школьные годы, сильно увлекшись поэмой Фаридаддина Аттора “Логика птиц”, Навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители. Как бы ни запрещали мальчику читать поэму Аттора, но было бесполезно - он знал ее наизусть, и читал по памяти.

И на склоне лет Навои, уже прославившийся поэт, возвращается к поэме Аттора и создает по ее мотивам поэму “Язык птиц”.

Навои всегда стремился помочь нуждающимся. Стремился создать все условия для творчества ученым и поэтам. При этом поэт творил и сам. Он создает изумительные лирические произведения, ряд литературоведческих работ, трактаты по лингвистике. Вершиной взлета его гения явилась “Хамса” (“Пятерица”), которую он создает под влиянием своего наставника - Джами.

О влиянии Джами на поэта повествуется в книге “Пятерица смятенных”, которую Навои посвятил памяти своего учителя. “Хамса”, в которой Навои осуждал разврат и грабежи, вызывает недовольство беков, Хусейн Байкара отправляет его в ссылку Астрабад.

Враги постоянно плетут вокруг Алишер интриги, доносят Султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над Алишером. 3 января 1501 года весь Герат был разбужен вестью о смерти Навои, весь народ Герат вышел провожать поэта в последний путь.

Вот как писал З.Бабур о Навои в своей книге “Бабурнамэ” “Алишербек был человек бесподобный. С тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо... Без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.

“Хамса” (“Пятерица”) Алишера Навои

Основной поэтический труд Навои - “Хамса” (“Пятерица”). Жанр “Хамса” возник в XII веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт Низами Гянджави (1141-1209). Он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “Сокровищница тайн”, “Хосров и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Семь планет”, “Искандар-наме”. Они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.

Низами заложил основы традиции создание “Хамса”: первая поэма - морально-дидактическая, вторая, третья и четвертая - любовно- романтическая, а пятая - условная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Последователями Низами были Амир Хосров Дехлеви и Джами.

Под непосредственным влиянием Джами создает свою “Хамсу” А.Навои. Поэт выразил в ней свой жизненный и творческий опыт художника, мыслителя, политика. В отличие от предшественников он старался приблизить читателя к реальному восприятию мира, привить ему “земной вкус”.

Изучая мастерство предшественников, Навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам: “Преданья эти - плод седых веков
О них писали Низами, Хосров.
Основой взяв, я перестроил их:
Я жизни больше влил в героев их”.

Два с небольшим года (с 1483 по 1485) понадобилось ему, чтобы сотворить это литературное чудо. Рукопись “Хамсы” Навои дошли до нас, есть даже прижизненные экземпляры в Институте востоковедения АН в г.Ташкенте.

“Смятение праведных”

Первая поэма “Хамсы” А.Навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. Поэт затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни. Каждая из глав иллюстрируется притчей.

“Смятение праведных” - философская поэма, пафос ее в прославлении идеи добра и законности, справедливости, свободы, любви, дружбы, верности, искренности.

В современной художественной форме, через систему ярких, конкретных и живых образов Навои вскрывает язвы и пороки современного ему общества. Критикуя самодурство правителей и лицемерия служителей культа, алчность и жадность богатых, лживость и криводушие их приближенных, он одновременно со всем этим дает представление об идеальном человеке.

В поэме Навои дает живую, наглядную картину эпохи и современников. Обращаясь к читателю, Навои призывает их к служению людям, народу:
“Высоким званьем Человек достоин зваться тот,
Кто о народе никогда не ослаблял забот”.

Целые главы поэмы посвящены вопросам просвещения, милосердия и т.д. Каждое теоретическое высказывание иллюстрируется притчей, чем достигает огромное воздействие на восприятие читателя. Притчи о Хотаме Тайском, о птице турач, об имаме Фари Рази, о халифе Айюбе, о завещании Искандера, первая часть согласно традиции начинается с восхваления могущества Аллаха.

Навои, описывая красоту мира, приходит к следующему выводу:
“В твоей казне нет числа богатству,
Но из всех богатств высшее - человек”.

А значит, все блага мира существуют для человека. Человеку предназначено самое лучшее из всех драгоценностей.

За вступлением следуют главы-смятение, их три: о красоте земли, Вселенной, совершенстве человека. Назначение личности видит поэт в разумном пользовании всем сущим. Величайшее бедствие, недопустимое зло по мысли Навои, - тирания, деспотизм, насилие, лицемерие. Жестокое осуждение вызывает у Навои моральное разложение высших слоев общества. Вся поэма проникнута гуманной идеей справедливости, как залога процветания страны и народа.

“Фархад и Ширин”

Вторая поэма “Пятерицы” - “Фархад и Ширин” представляет собой вдохновенный гимн труду, чистой, самостоятельной любви, человеколюбию и верности. В процессе работы над поэмой Навои существенно изменяет традиционные сюжетные линии повествования. Главным героем поэмы является Фархад - человек, наделенный замечательным трудолюбием, мужеством и самоотверженностью. Сын китайского правителя Фархад становится впоследствии умелым строителем, замечательным мастером созидателем. Фархад воплощает в себе те прекрасные качества, о которых столь восторженно и убежденно писал поэт в “Смятение праведных”.

Воодушевленный большим и светлым чувством к прекрасной Ширин, Фархад совершает героические подвиги во имя соединения со своей возлюбленной. На пути его силы зла воздвигают бесчисленные препятствия, но и они не могут сломить Фархада. Однако герой все же гибнет, обманутой ложным известием о браке Ширин. Узнав о гибели Фархада умирает и Ширин.

Гуманист, просветитель, патриот А.Навои в своем мировоззрении шагнул далеко вперед в сравнении со своим временем. В “Фархад и Ширин” Навои утверждает идеи интернационализма, и это особенно ценно, потому что эпоха поэта - время господства феодальной идеологии. Любимые герои Навои - представители различных народов. Фархад - сын чинского хакана, Ширин - армянская царевна, Шапур - сын Йемена. Все они наделены самыми прекрасными качествами души человеческой. И если образы Фархада и Ширин призваны в поэме воспеть величайшую любовь, “сильную единством души”, то образы Фархада и Ширин служат раскрытию величия не менее прекрасного чувства - дружбы.

Навои предстает в поэме о Фархаде и Ширин мастером психологически тонкого, логически завершенного характера. И примером тому могут служить не только положительные герои поэмы, но и отрицательные образы. Хосров Парвиз и его ближайшие сподвижники, и помощники навечно заклеймены вдохновенным пером поэта, превратившего их в символ коварства, зла, насилия. В лице Хосрова Навои развенчал не только деспотизм, но и политику сторонников войны. Мысли Навои о том, что война не может быть средством разрешения спорных вопросов, что война - “злодейство злодеев”, величайшее бедствие для народа, в последнее время звучат более чем современно.

“Лейли и Меджнун”

Третья часть “Хамсы” Навои “Лейли и Меджнун” посвящена, как и вторая, теме любви. Она создана по мотивам популярного на востоке сказания о Меджнуне и Лейли.

Известная всему Востоку история любви Кайса и Лейли под пером Навои превращается в гимн великому чувству любви, в страстный призыв к человечности, добру и справедливости, в протест против традиционного отношения к женщине, исключающего всякую свободу личности.

Кайс был единственным и долгожданным сыном предводителя племени. Душа Кайса, от природы чуткая, была уже при рождении отмечена “звездой любви”. Встреча с Лейли в школе, явилась как бы закономерным итогом, предопределенным Кайсу судьбой. Любовь, вспыхнувшая у них тотчас была навсегда. Юноша был бессилен перед силой любви.

О великой силе любви истинной и глубокой говорит и письмо Кайса к Лейли. Маджнун ясно осознает безвыходность своего положения в современном ему обществе и порой со свойственной ему кротостью несколько уходит от ответственности, объясняя все своим “безумием”. Образ его создается А.Навои в истинно романтической манере, с использованием гиперболы и гротеска. Любовь Кайса не знает ни границ, ни пределов - она выходит за рамки традиций и устоев. Поэтому не всем доступно понимание величия Кайса, поэтому многие стремятся вернуть Маджнуна в “общий поток”. Кайс, ушедший так далеко по “тропе любви”, уже не может жить как все “разумно”. Любовь возвысила дух Кайса над мелочами жизни, над суетой сует. подчинив себе все ничтожные людские страсти. Он герой “одной, но пламенной страсти”, душа романтическая, натура на редкость обаятельная.

С необыкновенной силой художественного воздействия написаны Алишером Навои сцены встреч героев: в степи, после свадебного пира и в финале поэмы. Первая сцена - несомненно шедевр навоийской интимной лирики, пафос ее выражен в строках:
“Влюбленный должен чистым быть всегда:
Любовь желанью грязному чужда”

Финальная встреча влюбленных и их вечного воссоединения, придает поэме особенное свойство художественного явления, которое принято называть “оптимистической трагедией”. Любовь торжествует, не сломленная людской косностью, более того, Навои показывает, что в сознании людей происходят изменения понятий под ее воздействием.

“Семь планет”

Четвертая часть “Пятерицы” Навои называется “Семь планет”, что означает семь планет и семь странников одновременно. Символическая цифра семь вынесена в название согласно традиции, а семь планет - вечных странников в миросоздании - также соответствуют традиционным представлениям о планетах - покровителях людей, их судеб, характеров. При создании был использован широко распространенный в литературах и устном творчестве многих народов прием “обрамления”, то есть применения вставных рассказов. Главный герой поэмы - иранский шах Бахрам Гур (Vв.) влюблен в красавицу Диларам, искусную певицу и музыкантшу.

Как и в двух предыдущих поэмах, в “Семь планет” Навои говорит о любви. Но если любовь Фархада и Кайса возвышает их, призывает к протесту против зла, то любовь Бахрама несколько иного характера, ибо несет страдания окружающим и гибель любимой.

Поэма построена как повествование о Бахроме и Диларам, в которое вплетены семь вставных рассказов. Бахрам стремится подчинить Диларам своему произволу, но, встречая неожиданный отпор со стороны гордой красавицы, наказывает ее - бросает связанной в пустыню. Вскоре он раскаивается в своей жестокости и дает приказ разыскать ее. Но поиски не дают никакого результата, и Бахрам от отчаяния впадает в глубокую тоску.

Для развлечения больного шаха строят семь дворцов семи разных цветов, соответствующих аллегорическим цветам семи планет. По вечерам к нему приводят случайных странников, и они в течение семи дней рассказывают ему увлекательные легенды. Эти искусно вставленные в основное повествование сказания отличаются большим мастерством и занимают в поэме Навои главное место, поскольку они несут в себе мотивы прославления высоких моральных качеств человека.

Навои убедительно передал эволюции характера Бахрама от деспотичного до способного к самопожертвованию. В этой части поэмы перед нами Бахрам предстает совершенно в ином качестве. Поистине любовь, облагородив душу его, совершила чудо. Письмо Бахрама к Диларам в Хорезм - свидетельствует о перерождении характера героя: “Красавице писал он кровью слез, Всего себя он в жертву ей принес...”

Финал произведения - дань традиционному сюжету. Навои отказался от какой бы то ни было мистики и разумно объясняет кончину Бахрама. Не знавший предела своим чувствам и желаниям, шах устраивает грандиозную охоту, во время которой было пролито столь много невинной крови, что земная тварь обратилась в болото, поглотившее все и вся:
“Творили люди на охоте смерть.
Но сами обрели в болоте смерть”.

Навои и в этой части “Хамсы” не устает взывать к человечности, вновь и вновь напоминает, что есть предел всякой человеческой жизни, что назначение человека творить добро, любить и любовью своей приносить радость людям. Сам поэт, как подтверждает заключение к поэме, всего себя и даже свой досуг посвятил служению народу.

“Стена Искандера”

Пятая, завершающая поэма “Хамса” Навои - социально-философское произведение. В ней повествуется легендарная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Походы, облик и личность его произвели на жителей Востока большое впечатление и было окружено многочисленными преданиями и легендами. Навои обращается к образу Искандера уже в первой части “Хамсы”, в “Смятении праведных”, где передает популярную на Востоке притчу о ладони завоевателя. Суть притчи заключалось в напоминании о бренности жизни, и тщетности богатства власти, а в итоге - призыв к этой кардинальной идее всей “Пятерицы”.

Поэма написана в форме диалога Искандера с Арасту (Аристотелем), последний по преданию был соучеником, а затем наставником и советником шаха. Навои, посредством образа Искандера решает вопросы социального и философского плана. Среди них выделяются два, наиболее ярко выраженных в поэме: - проблема власти и проблема смысла жизни человека.

Тема власти, ее проявления и предназначения, так или иначе была затронута в “Хамсе”. Власть и любовь, трагедия несовместимость их - одна из основных в “Семи планетах”. В пятой поэме Навои исследует влияние власти на личность Искандера, на эволюцию его характера. Поэт подчеркивает деградирующее влияние власти на личность. Некогда юный Искандер стремился к знаниям, имел значительные успехи в освоении наук, подававший большие надежды, впоследствии весь свой талант, находчивость и ум посвящает кровопролитным войнам. Искандер подчинив многие земли Запада и Востока, посетил много стран. В Магрибе (Север Африки), чтобы защитить народ от нападения диких племен яджуджей, возводит стену, которая является символом мощной феодальной власти, спасающий народ от бед и оберегающий покой и мир в государстве.

На смертном одре прозревает Искандер, как некогда Бахрам Гур от скверны власти, осознает бренность богатства и власти, бесценность добра и духовных сокровищ.

В письме к матери, он предстает искренне раскаявшимся, что посвятил свою жизнь химерам власти и богатства, вместо того, чтобы жить с матерью и просит ее философски отнестись к смерти.

Навои вновь говорит о ничтожестве власти и богатстве, а раз так, то жить надо по законам добра и справедливости. Он подчеркивает, что нужно после себя оставить доброе имя, ибо великое и истинное предназначение человека. Смысл жизни - в деянии добра и правды на благо людей.

Таким образом, в последней поэме “Хамса”, как и во всех предыдущих, высказана основная гуманистическая идея, и служению ей подчинено все в “Пятерице”.

Навои страстно желает донести до широкого круга читателей идеалы добра и правды, а потому труд своей он посвящает родному народу:
“Мой труд! Начни в родной стране свой путь,
Народу моему желанным будь,
Чтобы могла сердца людей зажечь
Моя правдовзыскующая речь”

Лирические и прозаические произведения Алишера Навои

Навои начал писать рано. Первоначально он собрал свои стихи в два дивана (собрание стихотворений): “Удивительные начала” и “Редкостные завершения”. И только к концу жизни, все стихи, вышедшие в два дивана, а также позже написанные, он собрал в единый сборник “Сокровищницы мыслей”, которая состоит из 4 диванов.

Каждый из них назван в соответствии с периодом написания вошедших в сборник стихотворений:
1. “Чудеса детства”.
2. “Редкости юности”.
3. “Диковины среднего возраст”.
4. “Полезные советы старости”.

В сборниках Навои представлены все жанры лирической поэзии Востока: газели, рубаи, туюги, касыды, кытъа, мухаммасы и т.д.

Навои сумел органично сочетать традиционное с тем новым, что он не мог не внести от себя: сюжетность, образы, содержание, смелые и изысканные метафоры. Некоторые газели Навои отличаются определенной сюжетностью, т.е. связанностью бейтов, последовательностью развиваемой мысли, композиционной завершенностью. В них, помимо традиционной любовной тематики, получили отражение темы дружбы, пейзажные зарисовки, философские раздумья о поэзии, обществе, человеке и его назначении.

Лирика А.Навои - своеобразный свод нравственности. Поэт воспевает простоту и скромность, стремление к знаниям и духовному совершенству, постоянную заботу о народе и внимание к его нуждам. Лирическое наследие поэта оказало сильное влияние на последующее развитие тюркоязычной поэзии.

Лирика - жанр, который Навои развивал всю свою сознательную жизнь - дала возможность поэту практически доказать достоинства и поэтические правомочия родного языка, развить до классического совершенства литературный староузбекский язык.

Прозаические произведения, работы по филологии, истории и экономике Навои не ограничился развитием лирического стихотворного жанра, долгие годы господствовавшего в литературе Востока, он работал и в жанре прозы, особое внимание уделяя научной.

Наибольшую известность получили его трактаты и монографии: “Суждения о двух языках”, “Собрание утонченных”, “Возлюбленный сердец”. Трактат “Суждение о двух языках” в истории тюркоязычной культуры не имеет себе равных по значению и роли в ее развитии. В трактате Навои не только ограничился практическим доказательством поэтических достоинств родного языка, а сделал большее - обосновал это теоретически. Сравнивая два языка (тюркский и персидский), он доказывает превосходство тюркского языка, как в лексическом, так и в морфологическом аспектах.

В “Собрание утонченных” Навои рассказывает о поэтах, с которыми он так или иначе сталкивался в своей жизни. Отзывы о них очень лаконичны, точны, объективны.

“Возлюбленный сердец” - последняя книга, где в лаконичной форме нашел отражение богатейший духовный мир поэта, раздумья об обществе, взгляды на жизнь, людей.

Перу Навои помимо “Хамсы” принадлежит поэма “Язык птиц” - последняя из созданных им поэм, дань юношескому увлечению поэмой Аттара “Логика птиц”.

“Язык птиц” - произведение о нравственном самосовершенствовании личности. Это философско-символическая поэма, повествующая о судьбе птичьей стаи, возглавляемой Удодом, которая в поисках царя птиц Симурга преодолевает различные трудности и испытания. Небольшие главы поэмы состоят из теоретических высказываний и притч-иллюстраций. Здесь Навои вновь поднимает проблемы назначения человека и смысла его жизни.

В личности А.Навои сочетались гениальный поэт и выдающийся политический деятель. Редкое единство Музы и Политики, видимо, и определило особенности творчества великого просветителя и мыслителя.

В творениях Навои потрясает удивительное, столь не свойственное для литературы эпохи средневековья, реалистическое изображение характеров, логическая последовательность и глубокий психологизм образов. В обширном творческом наследии нашли свое место все существующие в литературе того времени жанры, как малые, так и крупные.

Утверждая наиболее прогрессивные идеи времени, А.Навои выдвинулся в ряд выдающихся умов эпохи и вывел узбекскую литературу на мировую арену. Он по праву считается родоначальником узбекской классической литературы.

Низамаддин Мир Алишер Навои (1441-1501) - выдающийся узбекский поэт , убежденный гуманист , мыслитель , государственный деятель .

Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье известного государственного чиновника, Гиясаддина Кичкине в Герате . Отец Алишера - выходец из известного монгольского племени Барлас , был дружен с другими тимуридскими семьями, составлявшими элиту власти в городе.

С детства мальчика окружали люди искусства, так один дядя будущего поэта - Абу Саид , был литератором, второй - Мухаммад Али - известным музыкантом и каллиграфом. С юных лет Алишер воспитывался с детьми властьпридержащих семей, его наперстник и лучший друг детства Султан-Хусейн Байкара впоследствии стал правителем Хорасан а .

Навои получил хорошее всестороннее образование, свои «университеты» юноша проходил в Герате , Самарканд е , Мешхеде . Одним из любимейших учителей юного Алишера был Джами - знаменитый поэт и философ того времени, который разглядел его художественный дар, и в дальнейшем остался верным другом и единомышленником.

Как поэт, Навои проявил себя уже в 15 лет, причем писал он одинаково хорошо как на фарси, так и на тюркском.

Когда к власти пришел Хусейн Байкара , сам поэт и приверженец искусств, Навои был срочно призван ко двору мулазимом (приближенным) правителя, а в 1469 году получил первую должность - хранитель печати. В 1472 году Алишер получил повышение и был назначен визирем (советником), награжден титулом эмира.

На своем посту Алишер Навои оказывал большую помощь музыкантам, поэтам, художникам, калиграфам, пользовался огромной популярностью среди народа.

По инициативе Навои в Герате было развернуто масштабное строительство. На берегу городского канала Инджил построили общественный научно-просветительский комплекс: библиотека , медресе , ханака , больница .

Жил Алишер Навои на удивление, очень скромно. Являясь приверженцем суфийского ордена Накшбанди , он вел аскетическое существование, никогда не был женат и не имел наложниц.

Приверженец идей гуманизма, поэт и при дворе боролся против средневекового деспотизма и произвола, обличал злоупотребления знати, корыстолюбие и взяточничество, защищал интересы неимущего класса, частенько решая дела в пользу несправедливо обиженных.

Потерпели крах все надежды изгнанника на справедливое переустройство страны, раздираемой борьбой за власть династией Тимуридов . И в 1488 году, Навои решает оставить службу и вернуться в Герат .

После возвращения домой поэт полностью погрузился в творческую деятельность - единственное, что доставляло ему настоящее удовольствие, и умер 3 января 1501 года на 61 году жизни.

Дошедшее до нас литературное наследство знаменитого поэта велико и многогранно, это около 30 сборников стихов, поэм, научных работ и поэтических трактатов, которые полностью раскрывают духовную жизнь в Средней Азии конца XV века.

Вершиной творчеста Навои принято считать знаменитую «Хамсу » («пятерицу »), сборник из пяти поэм, основанных на народном эпосе - популярная в те времена форма изложения философско - художественного мировоззрения. Его трактовка считается одной из лучших в данном жанре, с давних времен до наших дней.

Еще одним несомненным вкладом Алишера Навои в литературную деятельность своего времени, было введение староузбекского языка , наряду с фарси , в творчество литераторов . До него никто не писал на тюрки , считая его слишком грубым для стихосложения.

Таким образом, творчество поэта оказало неоспоримое воздействие на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур.