Научные открытия и изобретения 17 века таблица. Открытия XVII века

XVII столетие можно с полным правом назвать веком пауки и научной революции. До этого времени наука развивалась в рамках и в тесном единстве с философией, религией и искусством. Теперь она четко обособляется , начинает существовать в чистом виде. В ней формируются фигуры ученых в их современном виде, которые раньше были исключениями. Например, в XVI в. таковым являлся Н. Коперник. Теперь они существуют во множестве. Среди них особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торичелли.

Наука не только стала самостоятельным явлением, но и в каждой из ее конкретных областей была совершена настоящая революция. В математике и физике се осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, В. Паскаль, И. Ньютон и др., в астрономии — И. Кеплер, в биологии - У. Гарвей, в химии - Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира — жидкости, газа, твердого тела. Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

Более сложной выглядит ситуация с философией. Она также обособляется от других областей культуры — в особенности от религии и литературы, с которыми у нее вплоть до XVI в. сохранялись довольно тесные связи. Даже у Д. Бруно философия все еще переплетается с религией, мистикой и поэзией. По сравнению с ним Леонардо да Винчи был гораздо большим еретиком и атеистом, хотя и не пострадал от инквизиции. В XVII в. грань между философией и религией становится вполне отчетливой.

Что касается ее отношений с наукой, то они остаются очень тесными, однако существенно меняются. Раньше типичной была фигура философа, который наряду с собственно философскими исследованиями занимался еще и научными, рассматривая их в качестве второстепенных и прикладных. Философия преобладала над наукой, включая ее в свою компетенцию.

Теперь ситуация существенно меняется. По своей значимости наука по меньшей мере уравнивается с философией. Более того, многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средства познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию науки приходят английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) и французский философ Р. Декарт (1596-1650).

Бэкон является создателем эмпиризма, признающего чувственный опыт основным источником наших знаний. Он строго отграничивал науку от религии, считая, что последняя не должна вмешиваться в научные дела, что наука является главной формой подлинного знания. Бэкон является автором известного лозунга: «Знание — сила!»

Декарт — в отличие от Бэкона — стал родоначальником рационализма, согласно которому источником знания является разум, а не чувства. Он является автором знаменитого афоризма: «Мыслю, следовательно, существую». О нем трудно сказать, кем он был больше — философом или ученым, ибо был не только философом, но и выдающимся математиком, физиком и физиологом, внесшим огромный вклад в развитие этих наук. Декарт развивает идеи о культуре, в основе которой будут лежать разум и наука, а не религия.

Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки: вплоть до наших дней. Возможно, более важным является то, что они ясно видели и всячески подчеркивали определяющую роль науки в жизни общества. Независимо друг от друга оба они поставили перед человечеством совершенно новую и грандиозную задачу: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Тем самым они пошли гораздо дальше гуманистов Возрождения.

Утверждая существование трех реальностей — Бога, природы и человека, гуманисты Возрождения в основном ограничивались возвышением человека, его уподоблением Богу, а также поэтическим восхищением и воспеванием природы. Бэкон и Декарт смотрят на все это иначе, как ученые и практики.

В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Бог у них отходит на задний план, а человек не просто находится в центре мироздания, но заявляет о своих притязаниях на власть над миром. В воззрениях Бэкона и Декарта человек впервые вполне определенно предстает как преобразователь и покоритель природы. Наука при этом выступает главным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX в., когда разразится экологический кризис и перед человеком вновь встанет гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?»

Новое в отношениях между и наукой проявляется также в том, что некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы (1632-1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобразно: «Этика, доказанная в геометрическом порядке». В этом труде этические положения действительно излагаются в форме геометрических теорем, которые доказываются и сопровождаются схолиями и короллариями. Примечательно, что в отличие от гуманистов, смотревших на свободу как на высшую ценность, Спиноза понимает ее рационально, как ученый, и определяет как осознанную необходимость. Такое определение для гуманистов звучало как смертный приговор свободе.

Научно-техническая революция, которая произошла в XVII веке, создала условия для появления совершенно новых наук, таких как математика, астрономия, механика и медицина.

Считается, что физика – наука о природе. Она изучает наиболее общие законы природы. Это наука экспериментальная. Все законы физики основаны на данных, полученных опытным путём.

В начале XVII физики делали свои открытия следующим образом.

Выдвигали какое-нибудь предположение. Из него делали вывод. А затем этот вывод проверяли с помощью опыта.

Магнитное поле Земли

Уильям Гильберт

Первое научное открытие XVII века – теория магнитных явлений, созданная английским физиком, придворным врачом Елизаветы I и Якова I Уильямом Гильбертом.

В 1600 г. Гильберт опубликовал научную книгу, которая называлась «О магните, магнитных телах и о большом магните - Земле». Он установил, что магнит всегда имеет 2 полюса. И если магнит распилить на 2 части, то каждая из половинок снова будет иметь 2 полюса.

Гильберт проводил опыты с железным шаром и магнитной стрелкой. Он предположил, что Земля – это гигантский магнит, имеющий два полюса. Гильберт также считал, что магнитные и географические полюса Земли совпадают.

Явление резонанса

Галилео Галилей

В 1602 г. итальянский физик, математик, астроном и философ Галилео Галилей в своих работах по исследованию маятников и музыкальных струн описал явление резонанса. Это явление, при котором происходит резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний. С помощью явления резонанса можно выделять или усиливать даже слабые периодические колебания.

Закон преломления света

Виллеброрд Снеллиус

Закон преломления света был описан в 1620 г. голландским математиком Виллебрордом Снеллиусом.

Направление света может меняться при переходе из одной прозрачной среды в другую. При этом кажется, что форма предмета меняется. Свет преломляется и в атмосфере Земли. Поэтому восход Солнца мы видим немного раньше, а закат немного позже, чем это происходила бы, если бы атмосферы не было. Солнечный диск вблизи горизонта нам кажется сплющенным также по этой причине.

Закон Снеллиуса справедлив и для описания преломления волн различной природы.

Закон свободного падения

Галилео Галилей проводил многочисленные опыты с падающими телами. В 1638 г. он сформулировал закон свободного падения: в безвоздушном пространстве скорость падающего тела зависит только от высоты падения и не зависит от его массы. Падающим считается тело, которое ничем не поддерживается и притягивается к Земле гравитационной силой. И чем дольше оно находится в режиме свободного падения, тем быстрее оно движется.

Основной закон гидростатики

Блез Паскаль

1653 г. стал годом рождения гидростатики – науки о жидкости или газе, находящихся в состоянии покоя. Именно в этом году французский учёный Блез Паскаль открыл закон, который назвали его именем. Закон Паскаля описывал способность жидкости передавать без изменения давление по всем направлениям. На основе этого закона впоследствии были созданы гидравлические и пневматические устройства.

Закон всемирного тяготения

Исаак Ньютон

Закон всемирного тяготения открыт английским физиком, математиком, астрономом и механиком Исааком Ньютоном в 1666 г. Но окончательно закон всемирного тяготения был сформулирован Ньютоном в фундаментальном научном труде «Математические начала натуральной философии», который был опубликован в 1687 г. В этом же труде Ньютоном было сделано подробное описание трёх законов механики, известных как закон инерции, закон движения и закон взаимодействия двух материальных точек. Эти законы Ньютона названы основными законами механики.

Таковы основные научные открытия в области физики, которые XVII век подарил человечеству.

Вопросы

1. Как по-вашему, в чём ошибался Коперник?

Коперник считал орбиты вращения планет вокруг Солнца круговыми, в то время как на самом деле они имеют форму эллипсов.

2. В чём состояли общие черты и различия между эмпиризмом и рационализмом?

Рационализм учил делать выводы основываясь, прежде всего, на логике (рациональном мышлении). В противовес ему эмпиризм ставил во главу угла наблюдение за природой: обретение эмпирического опыта. Но при этом согласно учителям эмпиризма этот опыт потом следовало осмыслить с помощью рационалистического мышления. Таким образом, общим для обоих направлений была вера в силы разума человека.

3. Почему математика играла для ученых и мыслителей XVII в. особенно важную роль?

Потому что математика стала основой всей естественных наук (и является ею до сих пор). Все теоретические расчёты и доказательства верности той или иной теории были по сути математическими.

4. Какие препятствия вставали в XVI в. на пути развития медицины?

Препятствия:

Взгляды католической церкви о сотворении человека, из-за чего запрет налагался на многие открытия;

Налагаемые церковью запреты на вскрытия тел, что мешало изучать анатомию на практике;

Из-за действий инквизиции оставались неизвестными многие открытия (что видно на примере Сервета);

Врачам приходилось бороться со многими суевериями как властей, так и пациентов.

5. Чем картина мира, сложившаяся в XVI-XVII вв., отличалась от средневековой?

В Средние века картина мира была основана на теологии и части античной науки, вошедшей в состав теологии. Кроме того, она не была единой для всех европейцев. Большинство из них представляли Землю плоской с центром в Иерусалиме с расходящимися от него тремя континентами: Европой, Африкой и Азией (это хорошо видно по средневековым картам в виде трёхлистного клевера). Немногие учёнейшие мужи знали, что Земля – это шар, ничем не поддерживаемый в пространстве. Но они считали этот шар центром мироздания.

Картина мира XVI-XVII веков базируется на математических расчётах. Кроме того, она стала единой для всех образованных людей Европы (лишь совсем необразованные, беднейшие слои общества имели иную картину мира). Эта картина основана на гелиоцентрической системе мира и учении о бесконечности Вселенной.

Задания

1. Составьте таблицу «Научные открытия и изобретения XVII в.», указав в ней фамилии учёных, страны, где они проживали, сами открытия и, по возможности, их значение. При желании можете использовать для этой работы дополнительную литературу.

2. Дайте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем. Пользуясь словарями (иностранных слов, мифологическим), выясните, почему они так называются.

Геоцентрическая система мира. Название происходит от слов «центр» и греческого «ге» (Гея) – земля. Предполагает, что Земля в форме шара находиться в центре мироздания, а вокруг неё по орбитам вращаются Луна, Солнце, звёзды и планеты. Некоторые из них вращаются вокруг друг друга, а вокруг них – другие, но в целом всё равно они вращаются вокруг Земли.

Гелиоцентрическая система мира. Название происходит от слов «центр» и греческого «гелиос» - солнце. Предполагает, что Земля вращается вокруг Солнца, другие планеты делают то же самое.

3. На основании текста параграфа и дополнительных материалов составьте рассказ об одном из знаменитых ученых XVII в.

Джордано Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году под именем Филиппо Бруно. Получил образование в Неаполе, с 15 лет – в доминиканском монастыре.

В 1572 году 24-летний Джордано становится католическим священником. В 1580-е годы продолжил своё образование в Тулузе (Франция). Здесь же он одновременно сам читает курс лекций (обычная для того времени практика). В 1583 году Бруно отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет, потом жил и работал во Франции и различных городах Священной Римской империи германской нации, включая Прагу.

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы.

В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Видимо, он не считал свои взгляды крамольными, так как согласился на переезд обратно в Италию, хотя мог остаться в протестантских землях империи. Вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно. 25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Папскую область. В римских тюрьмах он провёл оставшиеся годы жизни, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой. 20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти. По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению.

Наука в культуре 17 века; основные идеи; имена; открытия.

Научная революция 17 века проложила путь в новое время. Она разрушила средневековую картину мира и утвердила новую картину мира, а вместе с ней - новую, отличную от средневековой систему ценностей.

Потребовалось совсем немного времени, чтобы средневековый теоцентризм (в центре - Бог) уступил место ренессансному антропоцентризму (в центре - человек), а на смену последнему пришел рационализм (в центре - разум) Нового времени.

В концентрированном виде содержание новой ценностной парадигмы выразил Френсис Бекон в известной формуле « Scientia potentia est !» («Знание – сила!»).

Научная революция принесла с собой новый метод познания, который заключался в экспериментальном исследовании природы.

Научный метод познания окружающего мира является уникальным в мировой истории и представляет собой в высшей степени оригинальный продукт развития человеческого интеллекта. Суть его заключается в формировании науки как особого типа знания и особого вида деятельности по формированию этого знания. Наука включает систему принципов, понятий, теоретических концепций, методов, определенным образом соотносимых с миром фактов. Это соотношение включает объяснение, интерпретацию, предвидение. Благодаря науке оказался возможным прорыв в мир «тайн» природы, дающих возможность предсказывать ее явления и использовать их в практической деятельности. Вехами этого пути могут быть имена Коперника, Кеплера, Галилея.

Галилео Галилей (1564-1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, основой познания считал опыт. Он опроверг ошибочные положения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32-кратным увеличением, благодаря чему сделал ряд астрономических открытий, отстаивал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633) и конец жизни провел в изгнании.

Иоганн Кеплер (1871-1630 ), немецкий астроном, один из зачинателей астрономии нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами.

Исаак Ньютон (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Открыл закон всемирного тяготения и создал основы небесной механики.

Готфрид Лейбниц (1646- 1716), немецкий математик, физик, философ, языковед. Один из создателей дифференциального исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих необходимых истин логики и математики.

Христиан Гюйгенс (1629- 1695) - нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического маятника. Создал волновую теорию света Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп (окуляр Гюйгенса), открыл кольцо у Сатурна. Автор одного из первых трактатов по теории вероятности.

Такие ученые, как Гарвей, Мальпиги, Левенгук, внесли вклад во многие разделы биологии.

Уильям Гарвей (1576 -1637), английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения, впервые высказал мысль о происхождении «всего живого из яйца».

Марчелло Мальпиги (1628-1694), итальянский биолог и врач, один из основателей микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.

Антона Левенгук (1632-1723), нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150-300-кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.

Таким образом, трудами ученых-исследователей XVII в. была создана база для технического прогресса.

Научные открытия 17-18 веков были дополнены философским обоснованием нового метода познания и утверждением принципа, согласно которому наука призвана служить человечеству.

Новая философия берет свое начало от Фрэнсиса Бэкона и Ренэ Декарта.

Значение Ф.Бэкона (1561–1626) заключается в окончательном разрыве со схоластикой и в обосновании нового научного метода познания.

Бэкон критиковал попытки привязать естественнонаучные теории к тексту Св.Писания. Он призвал науку наблюдать за явлениями природы и учиться использовать их на усовершенствование человеческой жизни, а не заниматься поисками цели, с которой Бог создал то или иное явление.

Главным методом научного познания Бэкон считал "эмпирический. Этот метод находит применение в биологии, анатомии, геологии и т.д. Его суть заключается в выведении общих принципов на основе анализа фактов, полученных путем наблюдения и эксперимента.

Еще один метод познания - это дедуктивный метод. Он применяется, прежде всего, в математике и математической физике и выводит новое знание из некоторой совокупности исходных посылок и аксиом.

Этот метод был сформулирован Ренэ Декартом (1596–1650), великим французским математиком и философом.

Ему принадлежит знаменитая фраза: «Я мыслю, следовательно, существую». Декарт считается основателем философии Нового времени, поскольку он призывал бросать вызов любым традициям, любым верованиям. Он провозглашал суверенитет разума, его способность и право постижения истины. Такая позиция была принципиально новой по сравнению с предыдущим методом мышления. С Декарта берет свое начало рационализм. Не только как философский и гносеологический принцип, но как фундаментальная черта всей культуры Нового времени.

Великий переворот в естествознании. Бурное развитие науки в XVI-XVII веках обеспечило дальнейший прогресс в естествознании. В этот период жили великие ученые Николай Коперник (1473 - 1543), Джордано Бруно (1548 - 1600), Галилео Галилей (1564- 1642), внесшие огромный вклад в развитие физики и астрономии.

Для своего времени Коперник получил всесторонее образование. Он учился сначала в Краковском (Польша), затем в Итальянском университетах. Он изучал изобразительное искусство, математику, философию, юриспруденцию, медицину и другие науки. Коперник тридцать лет наблюдал за небесными телами при помощи простых, специальных приспособлений. Опираясь на свои наблюдения, он отказался от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Он доказал, что Земля обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. Это было поистине революционным открытием в науке того времени. Это заключение противоречило церковным догмам. Свое учение он изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер», изданном в 1543 году. Выводы ученого возмутили церковь. Когда сочинение было издано, он лежал на смертном одре. Лишь смерть спасла его от инквизиции. Впоследствии церковь официально запретила учение Коперника.

Джордано Бруно.

17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси инквизицией был сожжен на костре итальянский философ, астроном и поэт Джордано Бруно. По мировоззрению Дж. Бруно был сторонником пантеизма. С молодых лет, наряду с основами христианской религии, он изучал труды Коперника. Он сформировался как личность, имеющая свое собственное мнение относительно многих предметов, поэтому критически оценивал всякое учение своего времени. Его взгляды подвергали сомнению христианские церковные догмы.

Свои взгляды Дж. Бруно назвал «Философией вопля». Он выдвигал идею о бесконечности мира. Он писал: «Мир бесконечен, неизмерим, у него нет конца. Мир не имеет центра. Ни Земля, ни Солнце не являются центром мироздания. Вселенная - бесчисленное количество звезд, и каждая звезда - далекое солнце. Вокруг каждого из них обращаются свои звезды. Мир вечен. И он не исчезнет». Инквизиция приговорила его к сожжению на костре.

Впоследствии, после признания учения Дж. Бруно, на месте его казни был воздвигнут ему памятник. На постаменте было написано: «Он требовал для всех народов свободомыслия, и казнен за это требование».

Галилео Галилей.

Великий итальянский астроном. Он построил первый телескоп - прибор для наблюдения за небесными телами. Среди европейских ученых он был первым, кто наблюдал небо в телескоп. Его исследовательские работы подтвердили учение Коперника. Галилей также отметил, что на Луне существуют такие же горы как на Земле, и что на Солнце есть пятна. Свои взгляды Галилей изложил в своей книге о звездах. Церковь включила эту книгу в перечень запрещенных трудов. Инквизиция осудила его открытия. Старого, больного Галилея допрашивали в течение пяти месяцев. Допросы и угрозы измучили его. В конце концов инквизиция вынудила его отречься от своего учения.

«Право на жизнь, свободу и имущество».

В этот период широкое развитие получила и философия. Особые успехи были достигнуты в Англии. На развитие философской мысли последующих веков большое влияние оказали идеи Джона Локка, творившего в XVII веке. Основная его заслуга состоит в разработке (учения) о праве человека на жизнь, свободу и владение имуществом. Локк также создал учение о разделении государственной власти - отделении исполнительной власти от законодательной. В процессе изучения Конституции Республики Узбекистан вы узнаете, в чем состоит суть такого разделения.

Новые изобретения.

XVI - XVII века были также периодом важных изобретений. Люди нуждались в новых источниках энергии. Начиная с XVI века, люди научились использовать ветер и воду как новые источники энергии. Большое значение имело изобретение токарного станка. Заметную часть этих изобретений составляли изобретения в отраслях горнодобывающей промышленности, так как глубина шахт в тот период составляла от 200 до 800 метров. Актуальной проблемой являлась выкачка воды из шахт. Так, был изобретен высасывающий воду из шахты насос - помпа. Это изобретение заменило труд 600 человек, откачивающих до этого воду вручную.

В XVII веке путем взрыва начали добывать руду. В регионах, где были развиты горнодобывающая и металлургическая промышленности, сокращались площади лесных массивов. Эта проблема привела к использованию каменного угля. Англия превратилась в угледобывающий центр.

Пантеизм - философское воззрение, отождествляющее Бога с природой.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.