Наша жизнь определяется тем, что мы говорим и как говорим…. Психология слова - психология эффективной жизни - онлайн-журнал

Как мы говорим и во что верим

Уже давно мне хотелось сделать обзор некоторых выражений, которые используются в церковном обиходе, посмотреть, каковы их истоки, как менялось со временем их значение и употребление – и в результате понять, каковы наши (православных христиан) ценности и какова наша вера.

Конечно, эта публикация – с одной стороны, всего лишь набросок. С другой стороны, я уверен, что обозначенной теме посвящены серьёзные филологические и богословские исследования. Поэтому я ни в малейшей степени не претендую ни на глубокомысленность, ни на оригинальность. Я лишь хочу призвать читателей «Предания» к совместным размышлениям. А поразмыслив, мы, может быть, что-нибудь изменим в этом мире.

Итак, к делу. Меня будут интересовать четыре понятия. И самим этим понятиям, и соответствующим русским (церковнославянским) словам и выражениям сотни и сотни лет. Мы с ними свыклись, они – некий фон нашей церковной жизни. Тем важнее, как мне представляется, критически взглянуть на обыденные вещи, на то, что формирует наш язык и наши представления о Боге, о церкви и о нас самих.

Четыре понятия, о которых пойдет речь, объединены в пары. И первая пара – это слова священник (с греческим вариантом иерей ) и храм (с синонимом церковь ).

Священник

Слово священник вполне привычно православным, католиками и еще целому ряду христианских конфессий. Казалось бы, что тут обсуждать, о чем говорить? Священник – это, как мы все знаем из книжек и из жизни, вторая степень священства в христианской церкви (между диаконом и епископом); священник совершает литургию и другие службы; он проповедует; он также принимает исповедь и осуществляет духовное руководство вверенной ему паствой.

Да, всё это так или почти так. Но дело в том, что в Новом Завете соответствующее греческое слово ἱερεύς если и употребляется (в Евангелии, в Деяниях апостолов, в Послании к Евреям и в Откровении), то вовсе не по отношению к руководителям христианских общин. Это слово обозначает: 1) либо иудейских (ветхозаветных) священников – в Четвероевангелии и в Деяниях; 2) либо Сына Божия, который является истинным (перво)священником – идея, которая проходит через всё Послание к Евреям; 3) либо, метафорически, верных Агнцу, пребывающих в Его Царстве (употребление, характерное для Апокалипсиса), то есть всех христиан. Сюда же примыкает использование слова ἱεράτευμα (священство) в известном пассаже в 1 Пет 2:9 (Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ).

Иудейский первосвященник и православный священник (источник инфографики журнал Фома)

А как же говорит новозаветное Писание о «наших» священниках? А оно называет их пресвитерами (πρεσβύτερος) – то есть старшими, старейшинами. Стало быть, руководитель христианской общины – это не ветхозаветный коэн , а старший из христиан, первый среди равных. И если принять такой взгляд, то многое меняется: к примеру, пресвитер – не «служит литургию» (это звучит абсурдно: как можно единолично делать то, название чего переводится как «общее дело»?), а он возглавляет евхаристическое собрание . Да, он тут старший, он председатель. Но и другие христиане («миряне») – они также являются полноправными и необходимыми участниками собрания.

И между пресвитером и прочими христианами нет какой-то непреодолимой бездны: пресвитер – лишь одно из многочисленных церковных служений. И в этой перспективе возможность или невозможность входить в определенные помещения, прикасаться к определенным предметам, произносить те или иные слова – всё это видится как возрождение ветхозаветного (если не языческого) представления об отношениях между Богом и людьми.

Храм

Второе слово, о котором хочется сказать, – это храм (ну или церковь , но в том же значении культового здания). На ектеньях мы молимся о храме, в котором находимся в данный момент, о тех, кто входит в этот храм, о поющих и труждающихся в нем… Поскольку все важнейшие церковнославянские богослужебные тексты переведены с греческого, имеет смысл заглянуть в греческий служебник: что там? Там – οἶκος, то есть слово, которое означает «дом». (Кстати, в церковнославянском и русском языках родственником этого греческого слова является существительное весь ‘деревня’, ‘селение’; как видим, тут тоже нет ничего специфически сакрального. Само же слово храм в церковнославянском языке обозначает именно дом – ср. рус. хоромы ; но в русском языке эта лексема превратилась в церковный термин.)

Напротив, Иерусалимский храм, единственный в своем роде, в Новом Завете обозначался словом ἱερόν, то есть буквально святилище (замечаете перекличку со словами священник , иерей ?); использовалась также лексема ναός. Оба эти слова в греческом языке обозначали также языческие храмы и их внутренние святилища. Аналогичным образом, слово ἱερεύς вне ветхо- или новозаветного контекста обозначало прежде всего языческого жреца.

Иерусалимский храм Соломона, реконструкция

Итак, что мы имеем? От идеи дома, где собираются христиане, чтобы преломить хлеб, мы – и уже очень давно – перешли к понимаю храма как особого культового сооружения, которое специальным образом освящается, которое имеет специфическую структуру, в котором есть запретные для непосвященных зоны – и так далее и тому подобное. То есть, как и в случае со словами пресвитер / священник , мы вновь вернулись к ветхозаветному мышлению.

Иными словами, идея преображения (если угодно – освящения) мира через человека, идея расширения церкви «даже до конец земли» очень быстро сменилась стремлением отгородить церковь от мира, посвященных от непосвященных, пастырей от пасомых, алтарь от прочего храма… Что это, как не торжество ветхозаветных представлений о Боге, мире и человеке? Или же это языческие представление?

Теперь перейдем ко второй паре понятий. Эти слова и выражения также весьма давние, в основе своей – греческие и древнееврейские. Но сдвиг в их семантике, о котором я хочу сказать, произошел у нас на глазах – может быть, в последние два-три десятка лет.

Благословлять

Первое слово – благословить (благословлять ). Буквально, как мы понимаем, это означает «сказать (произнести) благое (хорошее) слово». Достаточно полистать Псалтирь, чтобы найти многочисленные примеры, когда человек (например, Давид) благословляет Бога – то есть прославляет Его. Более привычна нам другая конструкция: когда высший благословляет низшего. В литургическом контексте это может означать ниспослание (передачу) от Бога верным (через епископа или пресвитера) Божьего благоволения, Божьей любви, Божьей силы. В церковном обиходе устойчивым является еще один вариант значения слово благословлять , а именно: высший (священник, старец, отец или мать) велит или же разрешает низшему (мирянину, духовному чаду, сыну, дочери) совершить некое действие, которое, как полагает благословляющий и как верит благословляемый, послужит к пользе (духовной, душевной, физической) благословляемого. Звучит сложно, но на самом деле мы все прекрасно знаем случаи, когда слово благословлять употребляется в подобном значении. Старец благословил Анну [идти] в монастырь – то есть старец считает, а Анна ему в этом верит, что уход в монастырь будет полезен ей с духовной точки зрения. Отец Иоанн благословил Игоря сорок раз в день читать 50-й псалом – то есть о. Иоанн считает (а Игорь, как подразумевается, готов с этим согласиться), что епитимья в виде многократного чтения покаянного псалма поможет молодому человеку преодолеть последствия его грехопадения.

Заострим внимание на важном моменте: хотя речь идет, казалось бы, о реализации духовной власти, но эта власть со стороны руководимого основана на разумном и добровольном подчинении, а со стороны руководителя – на желании духовной пользы руководимому.

Однако ситуация изменилась. Кто из нас не видел и не слышал фраз наподобие этих: Не благословляется подпевать клиросу ; Батюшка благословил не выплачивать вам отпускные ; Отец Сергий благословил Пашу быть его водителем во славу Божию ; Не благословляется ставить свечи, купленные в других храмах – и так далее. Что мы видим здесь? Отношение «высший – низший» сохраняется, но высший уже не ищет пользы благословляемого – он ищет исключительно своей пользы, и прежде всего материальной, денежной: обеспечить доход своему храму за счет продажи свечей, сэкономить на водителе за счет эксплуатации неофитского рвения молодого прихожанина; получив сделанную работу, удержать «мзду наемничу»; в лучшем случае – избавить себя и прихожан от головной боли во время службы (но почему бы здесь не обойтись без церковного жаргона и не написать просто и честно: Не разрешается подпевать – ?).

Обретение мощей

Второе выражение из нашей второй пары – обретение мощей . Тут два слова, и каждое требует комментария.

Обретение само по себе значит «отыскание», «находка». Но применительно к мощам (что это такое – скажем ниже) слово обретение обычно имеет в своем значении важный добавочный компонент: неожиданность, непредсказуемость, внезапность. Конечно, это агиографический штамп – и тем не менее, в течение многих столетий представление об обретении мощей было именно таким: гроб святого случайно вскрыли (при строительстве церкви, при новом захоронении, вообще совершенно случайно) – и обнаружили нетленные останки.

Теперь о том, что такое мощи. Это слово (как и все слова, о которых мы говорили выше) – церковнославянское по происхождению. Оно представляет собой форму множественного числа от существительного мощь – то есть «сила», «власть». Вероятно, здесь имел место метонимический перенос: человеческие останки, обладающие чудесной силой => сила, мощь. Интересно, что в церковнославянских богослужебных текстах мы можем увидеть и случаи, когда слово мощи используется в расширительном значении «останки» (любого человека, необязательно причисленного к лику святых). Так, в первых же строчках «Последования мертвенного мирских тел», то есть чина отпевания, читаем: «Скончавшуся кому от православных, абие призывают сродницы его священника, иже пришед в дом, в немже мощи усопшаго лежат … кадит тело мертваго…» И через пару страниц: «И вземше мощи усопшаго, отходим в храм…» В конце чина отпевания: «И тако вземше мощи отходим ко гробу… И полагаются мощи во гроб…»

Таким образом, получается, что останки обычного мирянина «ничуть не хуже» чудотворных останков святого: те и другие достойны благоговейного почитания. И за этим стоит более общая мысль, которая – и уже не первый раз – возвращает нас к Новому Завету: святые – это не те, кто канонизирован; нет, одно из имен христиан. И если обратиться к недельному (седмичному) богослужебному циклу, то это ведь не случайно, что к субботе приурочено, с одной стороны, поминовение усопших, а с другой – молитва всем святым (см. каноны Октоиха на субботних утренях). Тут нет четкой границы: все мы в определенном смысле святые – и все нуждаемся в милости Божией и надеемся на нее.

Но мы отвлеклись. Отдельные слова – это тоже интересно, но у нас шла речь о выражении обретение мощей в целом. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что в массовом сознании православных присутствует следующая идея: 1) останки (= мощи) некоего угодника Божия (известного или безвестного) случайно обнаруживаются; 2) в ряде случаев они оказываются нетленными (полностью или частично); 3) мощи извлекаются из земли для поклонения; 4) установленное нетление мощей становится одним из доводов в пользу канонизации святого. В житийной литературе можно найти множество подобных примеров. Подчеркнем последовательность событий: сначала случайное обнаружение нетленных мощей, потом (да и то не всегда) – извлечение из земли для поклонения.

Что мы имеем в наши дни? Полистаем журналы Синода и постановления соборов. Здесь мы неоднократно в последние годы встречаем вот такой любопытный образчик церковного канцелярита: «… Собор … единомысленно определяет: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания … (далее следует список имен. – Ф. Л. ) … 3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение…»

Формулировка последнего пункта кажется несколько косноязычной: если обретаются – то считать, а если не обретаются – то оставить. В огороде бузина, а в Киеве дядька. Но нет, это не косноязычие, а отражение сложившейся практики. Если мощи «не обретаются» (то есть останки утрачены либо их местонахождение неизвестно) – тогда они «оставляются на произволение Божие», то есть человеческая начальственная воля здесь бессильна. Но если же они «обретаются», то есть мы знаем, где они находятся, – тогда Божьему произволению нет места, тогда они обретаются – но уже в другом значении.

Да-да, теперь обретение мощей означает не отыскание по особому Божию промышлению нетленного тела святого, а эксгумацию останков с последующим – уж будем называть вещи своими именами – их расчленением.

Последовательность событий теперь перевернута, логика – обратна той, что была прежде. Было (повторяю, это агиографический штамп, но именно он присутствует в массовом сознании): случайное (читай: промыслительное) обнаружение нетленных мощей => их извлечение из-под спуда => канонизация святого. Стало: решение Синода/Собора о канонизации => извлечение (эксгумация) => установление нетления (или отсутствия такового).

Как видно, участие Бога в этих манипуляциях уже не предполагается.

Выводы из филологии

Какие выводы можно сделать из сказанного? Новозаветный термин пресвитер оказался вытеснен ветхозаветным понятием священник . И дело не только в словах: за переменой слов последовали изменения в мышлении, в самоосознании. Это подтверждает и история слова храм : в то время как в греческом и церковнославянском это прежде всего дом, в русском языке данное слово означает святилище – что опять-таки возвращает нас в Ветхий Завет. И выходит, что вместо того чтобы возвещать миру спасение, победу над грехом, тлением и смертью, вместо того чтобы освящать мир своей молитвой, своим присутствием, своей любовью, вместо того, чтобы превращать в церковь всё человечество, – христиане (православные, но не только) предпочли выделить для себя особое священное пространство, назначить особых священных людей, установить правила, кто куда может ходить, к чему прикасаться, что и когда вкушать – и так далее. То есть вернуться к тем преданиям старцев, о которых со столь горькой иронией и с гневом говорил наш Спаситель.

Что касается слова благословение , то семантические сдвиги, случившиеся с ним, говорят нам о том зазоре между начальствующими и ведомыми, который, раз возникнув, только расширяется. Членов церкви всё меньше связывает любовь: на церковном жаргоне благословением нынче называется приказ (или, наоборот, запрет), который более не имеет отношения к духовной пользе пасомого, но говорит в первую очередь о материальной выгоде начальника.

Наконец, обретение мощей – это часть бюрократической процедуры, которая, как мы понимаем, также имеет одной из целей увеличение денежного потока за счет паломничества к «обретенным» мощам. При этом участия Бога в этой процедуре не требуется: святым делает Синод, он же объявляет останки мощами, он же – гласно или негласно – дает разрешение на эксгумацию и расчленение; никакая случайность тут уже невозможна, Господь с Его промыслом более не нужен.

Мрачно? Да. Ново? Не уверен. Примерно то же видели и приблизительно о том же думали, говорили и писали в Европе полтысячетелия назад. И это имело последствия, которые мы знаем под именем Реформации.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал своего сына, который задержался на рынке. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.

— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?

— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение, но он решил не грубить в ответ.

Прошло несколько минут, и старик снова услышал обращение к себе.

— Старик! Проходили ли тут солдаты? – спросили его.

— Да, — ответил тот, и спросивший тут же удалился.

Еще четвертью часа позже слепца окликнули снова.

— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?

— Да, они ушли на юг, — сказал старец.

Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.

— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?

— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.

— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.

Наконец, слепой дождался сына.

— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.

— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.

— Да, но мне достаточно было их слышать.

То, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточает. Отношение людей вокруг во многом определяется тем, как и что мы им говорим.

Речь – неотъемлемая часть человеческой природы. С помощью вербального общения друг с другом происходит обмен информацией, эмоциями, состояниями, мыслями, оно помогает нам лучше понимать друг друга. Хорошая статья о том, что такое слово , о его природе, находится .

Говорением мы выражаем наши бессознательные нехватки, желания. Они у каждого человека свои в зависимости от его векторального набора, поэтому и говорим мы по-разному. Здесь я хочу привести несколько ярких примеров (из жизни) о том, как, когда, почему и что именно говорят люди с разными векторами. Пишу только о том, что наблюдала сама, и что сейчас могу проанализировать системно.

Болтуны

К болтунам можно отнести несколько типов людей в зависимости от того, ЧТО заставляет их болтать.

Есть такие люди, которые практически не замолкают, постоянно шутят, смешат, часто имеют какие-то дефекты речи, иногда еле улавливаемые. Это представители орального вектора . Человек, который мыслит говорением, он получает огромное удовольствие во время болтовни: рот – это его эрогенная зона, и она постоянно требует наслаждения. Такой человек может реализовать себя как потрясающий оратор (именно такие ораторы могут индуцировать людей, их слова проникают прямо к нам в бессознательное и становятся нашими мыслями – можно проверять это на себе после общения с развитым оральником, или достаточно послушать песни Высоцкого), лектор на большие аудитории. Если же он не реализован, то мы получаем вот таких болтунов – им очень нужны наши уши, если мы не будем их слушать, то они придумают что-то поинтереснее – какие-нибудь сплетни или несуществующие события, будут смешить нас без конца, рассказывать анекдоты, часто с пошлятинкой, и сами подхихикивать (внутри при этом – абсолютно ровное состояние). С одной стороны, оральников мы очень любим и допускаем их в свое личное пространство, ведь с ними всегда весело. Но, с другой – смех, который они в нас вызывают – вводит нас в состояние животного, это может быть опасно для зрительников и звуковиков (остальным смеяться очень даже полезно) – он сбивает звук со сосредоточения, а зрения лишает эмоциональных переживаний, то есть уводит нас от выполнения своей видовой роли. Ну и конечно, лучше не рассказывать такому человеку свои секреты.

Второй тип болтунов – это болтуны со зрительным вектором . Цель его болтовни – насладиться не говорением, а вниманием. Ему нужны не уши, а глаза, которые бы на него смотрели. Человек с недоразвитым или не реализованным зрением, не выходя наружу, имеет большую долю страха внутри себя (первобытный страх у зрительных мужчин – быть съеденным каннибалом, а у женщин — хищником), которые заставляют его быть на виду (чтоб про него не дай бог не забыли). Чаще всего внимание привлекается именно болтовней – это могут быть какие-то эмоциональные рассказы в деталях, обсуждение своих чувств, впечатлений, любовных отношений, или просто какие-то интересные рассказы о жизни и событиях, фильмах и т.д. Часто происходит так называемая «эмоциональная раскачка», когда зрительника несет из стороны в сторону, то в страх, грусть, слезы, истерики, то в бесконечную любовь к людям, восхищение всеми вокруг – это чаще всего бывает у кожно-зрительных женщин . Этими раскачками они наполняют свой огромный эмоциональный объем. Если мы поддерживаем эти раскачки, зрение находит себе наполнение и вместо того, чтоб реализовать себя в сострадании, сопереживании, любви, будет и дальше раскачивать себя через нас, каждую секунду меняя состояние. Кормя нереализованных зрительников вниманием, мы способствуем наполнению их нехватки по такому пути, и они перестают искать другие.

И еще одни болтуны – люди с анальным вектором . Эти говорят всегда по делу, основательно и долго, четко проговаривая слова. Их лучше не перебивать – иначе потом начнут с самого начала. У них ригидная психика, им трудно перестроиться и вспомнить, на чем они остановились – легче начать заново. Могут рассказывать одно и то же, слово в слово много раз. У меня есть знакомый, который может рассказывать некоторые истории из прошлого, не меняя слов, снова и снова, хотя все уже тысячу раз это слышали. Такие они, анальные люди – люди прошлого времени. Они постоянно делятся своим опытом, ссылаются на прошлое, на авторитеты, на книги. И еще у них всегда по любому вопросу есть свое экспертное мнение: имея системное, аналитическое мышление и раскладывая всю информацию по полочкам еще на входе, они, услышав какую-то тему, достают все, что есть на соответствующей полочке в их голове и настойчиво высказывают свое бесспорное мнение. Да, с ними лучше не спорить – вы его не переубедите, а только разозлите, он может и обидеться. Один анальный коллега обиделся и не общается со мной только потому, что я голосовала за Путина. Он очень хорошо знает, как НАДО делать политикам, как ПРАВИЛЬНО, что именно нужно менять в стране и так далее. Таких экспертов в России много. При этом люди с анальным вектором – профессионалы, золотые руки и головы, только они могут по-настоящему качественно сделать любую работу. Если с ними правильно себя вести, внимательно слушать, хвалить и благодарить за советы – вполне можно ожидать, что такой человек будет к вам благосклонен. Но уж если хоть раз подведете и не извинитесь – то поставят вас в игнор на долгое время, или вы заслужите перманентный упрек.

Сочетание анальности со зрением часто дает комплекс хорошего мальчика . Такой человек будет говорить о себе очень много и ждать от вас похвалы. Для него похвала – стимул, основная цель любого действия. Даже если напрямую разговор идет не о нем, они подведут-таки к тому, какие они хорошие (помогли кому-то, сделали что-то полезное). Это очень добрые люди, всегда готовые придти на помощь, и это может быть настоящее желание помочь – когда думаешь о другом , или желание быть хорошим за счет помощи другому, то есть в этот момент он думает о себе и о будущей похвале – это и есть комплекс.

Молчуны

Не так-то легко разговорить человека со звуковым вектором . Его напрягают громкие разговоры, лишние слова. Он постоянно сосредоточен на самом себе и лишь изредка снисходит до общения с нами. Это самый большой эгоцентрик, в хорошем смысле, мы можем считать его странноватым, чудаковатым. Он постоянно рассеян, может потерять очки на лбу, ключи в кармане и оставить голову дома. Для него внешний мир иллюзорен, а настоящий мир – внутри него, он присутствует с нами только за счет других векторов и своего тела. Но уж если его завлечь разговором о смысле жизни, судьбе мироздания, корнях всего сущего – то здесь он разойдется не по-детски и вы долго будете говорить с ним о форме и материи… У звуковика мощный абстрактный интеллект, он видит и понимает вещи, не ощущаемые другими, его объем огромен и разговор ваш будет довольно глубоким и полным смысла, а после вы окажетесь в особенном состоянии, неописуемом словами. Если у звукового человека есть еще зрительный или оральный вектора, то он вполне способен экстравертироваться и не ведет себя совсем как аскет, хотя частенько может «отключаться» и смотреть сквозь вас, даже не слыша, что вы говорите. В эти моменты бесполезно его о чем-то просить или напоминать.

Есть еще очень похожие в этом на звуковиков люди с мышечным вектором . Их самое комфортное состояние – монотония, полное отсутствие эмоций. Если они что-то делают, то не отрываясь и не отвлекаясь, монотонно, молча. Это люди, которые любят все простое, им непонятны ваши дурацкие умные разговоры, зачем? Главное, чтобы покушать было. Это люди физического труда, получающие удовольствие от работы мышц, сильные, крепкие. Разговоры у них простые, без лишнего трепа, свое мнение они вам не скажут, у них его нет. Все должно быть как у людей, как все, так и я. У мышечника нет своего Я, у него есть общее «Мы», и если вы живете рядом, то он включает вас в свое «Мы». Эти люди – наш фундамент, основа, строительный материал всего живого, и мы их часто недооцениваем. А вот звуковики, кстати, часто завидуют мышечникам в том, что те так близки к бессознательному, к природе, они гармонично взаимодействуют с ней, не имеют лишних мыслей, мешающих жить, от которых звуковики с таким трудом пытаются избавиться.

Самый же большой молчун -человек с обонятельным вектором , но такого, к сожалению, я воочию не наблюдала. А может и наблюдала, но не замечала. Это люди, не имеющие запаха, а потому незаметные для нас. Они прячут свой запах, чтобы не проявляться никоим образом наружу. Это особый вектор – у него невербальный интеллект, он не говорящий. Если и говорит, то очень неотчетливо и неохотно, не произнося слова четко, вообще не говоря ничего четкого, его слова всегда двусмысленны, таковы, что не придерешься ни к чему – всегда есть алиби. Они так устроены, и у них особая роль – выживание. Все желания направлены на то, чтобы выжить во что бы то ни стало самому, но чтоб выжить самому, надо, чтобы выжил и весь коллектив. Сам же коллектив ему вовсе неинтересен, только как обеспечение выживания – поэтому и презирает всех, воспринимает как глупых бесполезных вонючек. Такой и сам с вами не заговорит, и вы вряд ли захотите с ним общаться.

Так что когда заметите в своем окружении болтуна – присмотритесь, что именно им говорит , какое желание движет им на самом деле, стоит ли поддерживать разговор и к чему это приведет, можно ли расслабиться с этим человеком, поговорить с ним по душам, доверить секреты. Все это легко определить по ключевым словам и смыслам: часто совсем не важна конкретная информация, исходящая из уст человека, а важны его желания при этом, его намерения. Понимая глубинные желания человека, которые он и сам зачастую не видит, начинаешь получать огромное удовольствие от общения, общение становится осознанным, глубоким, радостным, и все собеседники получают то, что им нужно, в лучшем виде. Когда начинаешь понимать людей, видеть, что они представляют собой в потенциале, видишь клад внутри них, о котором они и не подозревают – тогда появляется настоящая радость, общение перестает быть пустым, и рождается истинный интерес к собеседнику.

Задавались ли вы себе подобными вопросами?

И мы часто сталкиваемся с противоборствующими желаниями, мыслями, программами. Порой, это целая большая удача, понять истинный смысл слова "прилипалы", слова, которые мы привыкли использовать каждый день, не отдавая себе отчёта в том, какую программу действий несёт это слово.

Потрясающий результат может дать отказ, всего лишь, от одного слова в ежедневном использовании. Например, слово "Сам/а" прямо стоит в Топе нашего "Чёрного Хит листа". Это слово мы встречаем везде и всюду и в таких количествах, что просто дивно! Вы слышите его каждый день, читаете, произносите. Но что это слово означает? Что оно несёт?

Это даже не слово, по сути. Это приставка-прилипала. Ведь, если я хочу сказать, что "я это сделаю ", то достаточно понятно будет, если я так и скажу, не так ли? Просто… "Я это сделаю". "Я это сделал/а". "Я хочу это сделать" . Просто ударение в фразе идёт на слово "Я". А мы всё помним, что "я" последняя буква в алфавите", что "главное коллектив, потом я ", и прочую кучу убеждений. По опыту, создать привычку перестать говорить и думать "сам/а ", оказалось труднее, чем перепрограммировать другие "устойчивые выражения".

По факту, именно эта приставка в речи несёт мощнейшую программу одиночества. Предполагаю, что вы легко сможете прочувствовать разницу в ощущениях между "я это сделал/а" и "я сам/а это сделал/а" . Именно приставка "сам/а" мгновенно активизирует гордыню, которая закрывает Сердце. Здесь хочется подчеркнуть, что изменения предполагаются на всех уровнях, и, если мы то, что мы едим, то живём мы так, как говорим. Конечно, имеет смысл открывать Сердце, только вот имеет ли смысл его закрывать, ради привычки говорить привычными словами? Ещё одно слово, которое вы, вероятно, также слышите или употребляете регулярно — это слово "должен/должна ". Тоже весьма привычное слово. И здесь уже работает вопрос выбора — хотите ли вы жить в долг или жить, потому что хотите жить. К сожалению, часто встречается это слово в текстах о духовном развитии, о женственности, об отношениях. На энергетическом же плане привычка говорить это слово говорит о привязке (привязках) на 3-тьей чакре и не более того. Если очень тянет сказать — "я должен сделать это ", вы можете попробовать сказать — "я хочу это сделать ", или признаться себе, что не хотите.

В детстве нам часто говорили — "ты должен, должен, должен… ", — вместо того, чтобы попросить нас что-либо сделать или выразить фразу в виде возможности — "ты можешь это сделать так ". То есть нам пытались "вдолбить" отсутствие выбора, некую безысходность. И здесь уже вопрос выгоды тех, кто это говорил или до сих пор говорит, выгоды в нашем состоянии отсутствия выбора. И, конечно же, вопрос нашей вторичной выгоды. Очень забавно слышать, когда мужчина, ищущий вторую половинку, рассуждает, что девушка или женщина должна то, и сё, и это. И в обратную сторону, когда ищущая женщина рассуждает о том, что мужчина должен быть такой-то и такой-то. То есть представьте себе, человек ещё слова сказать не успел, ещё взгляда кинуть не успел и уже должен. Разве это не забавно?

Особенно хочется выделить, казалось бы, совершенно невинную и очень привычную фразу — "его/её нет" . Довольно привычно слышать и говорить — "его/её нет дома ", для человека, не состоящего в отношениях — "у меня никого нет" или "у меня нет девушки/молодого человека ". Так вот, все эти невинные "у меня нет" и "его/её нет " на энергетическом плане выглядят, как убийство, потому что несут в себе программу смерти. И то, насколько сильное воздействие такие посылы имеют на человека пропорционально силе эмоционального посыла, и того, насколько человек умеет с такими посылами справляться и умеет ли вообще. Ведь, согласитесь, что совсем просто заменить такие привычные выражения на "мы пока не встретились" и "он/она вышла в магазин ", не так ли?

То, как мы думаем и говорим, сильно влияет на то, что мы есть.

В буддийской психологии говорится, что основным источником потери энергии является речь. В Ведах пустые разговоры называют «праджалпой». И именно она является одним из главных препятствий на пути духовного и материального прогресса. Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека.

Существует тесная связь между умом и речью, умом и телом, умом и душой. Здоровое тело, здоровый ум и здоровая речь творят гармоничную личность. Современные исследования показали, что ошибки в речи не случайны. Они имеют глубокую связь с ментальным развитием. Заикание и запинания в речи появляются тогда, когда есть серьезное эмоциональное нарушение. Практически все болезни являются психосоматическими по своей природе.

Каждый человек, стремящийся к совершенству, должен стать, во-первых, - врачом, лечащим свое тело; во-вторых, - специалистом по грамматике, следящим за своей речью; в-третьих, - философом, очищающим свое сознание и постигающим Абсолютную истину.

В жизни такого человека не может быть места для физических недомоганий, безразличия к самопознанию и для беспорядочной речи. Именно такого человека мудрец Патанджали называл йогом. И каким бы видом йоги, каким бы видом духовной практики человек не занимался, все вышесказанное применимо к нему в полной мере.

От речи зависит здоровье и материальное благополучие. И это относится не только к духовным людям, но и к тем, кто хочет преуспеть материально. Умение говорить и слушать очень серьезно изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы подняться в бандитской иерархии, нужно уметь контролировать язык. Там очень реализовано цитируют высказывание Будды о том, что словом можно убить человека. Три минуты гнева могут уничтожить десятилетнюю дружбу. Слова сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься духовным развитием, благотворительной деятельностью, но, оскорбив великую личность, можно все потерять на всех уровнях и деградировать в низшие формы жизни. Откуда это берется? От оскорблений. Ведическая астрология говорит, что теневая планета Кету отвечает за оскорбления. Кету - это такая планета, которая быстро дает реакции, часто мгновенно. Кету также дает освобождение. Но в отрицательном аспекте Она наказывает за оскорбления и непочтительную речь, быстро лишая человека всего, чего он достиг в духовном и материальном плане. В Ведической цивилизации каждого человека учили очень внимательно следить за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать.

Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит. Речь обладает очень сильной энергией. Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят, в определенном месте тонкого тела тут же получают черное пятно, которое через год-два может перерасти в раковую опухоль.

Речь - это проявление жизненной силы. Самое главное, для чего нам предназначен язык - это чтение молитв, мантр и обсуждение тем, приближающих к Божественному. Можно также по мере необходимости обсуждать практические дела, общаться с близкими. Но, главное, не переусердствовать. В Аюрведе говорится, что речь - это проявление праны. Прана - это жизненная сила, Вселенская энергия. Чем больше праны, тем более здоров, успешен, харизматичен и гармоничен человек. Так вот, в первую очередь, прана расходуется, когда человек говорит. Особенно, когда кого-то критикует, осуждает, предъявляет претензии, матерится. По статистике, 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо. Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. В Бхагават-Гите говорится, что аскеза речи заключается в умении говорить правду приятными словами.

Карма определяется нашей речью. Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя негативную карму и плохие качества характера этого человека. Так действует закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых и восхвалять их. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. То есть если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который ими обладает либо с кем-то обсудить его качества.

Давно замечено, что мы приобретаем качества того человека, о котором думаем и, следовательно, говорим. Поэтому даже западные психологи советуют думать и говорить об успешных и гармоничных людях.

Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо. Мы должны учиться никого не критиковать. У меня был один пациент, у которого по гороскопу с определенного года должна была быть серьезная болезнь, но у него все было нормально. Я спросил его, что он начал делать в этот год. Он ответил мне, что дал обет, что никого не будет критиковать. И сказал, что реально заметил, что его жизнь улучшилась, его духовная практика вышла на новый уровень.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют. Как работает речь с нашей кармой? В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, на 80% уменьшается вероятность, что это произойдет, особенно если вы поделились с завистливым, жадным человеком. Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию. Другое простое правило, связанное с речью, - если мы сделали кому-то что-то хорошее и похвастались этим перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые заработали этим поступком. Хвастуны мало чего достигают. Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, так как в этот момент мы теряем все плоды, которые до этого заработали.

Мысли определяют речь, поэтому важно не думать плохо ни о ком. Чем больше у нас хаотичных мыслей в голове, тем больше они проявляются на языке и тем более будет беспорядочная речь. Тот, кто ясно мыслит, тот ясно говорит.

Есть еще один уровень - научиться принимать критику. Одно из качеств ума - то, что он способен оправдать себя в любом положении. Чем ниже уровень человека, тем больше оправданий вы от него слышите. Даже совершив самое гнусное преступление, такой человек не краснея оправдывает себя. Я проводил семинары в тюрьмах, в том числе для особо опасных преступников, меня очень удивляло, что практически никто себя не считал виноватым. Один из главных показателей, человека, который находиться на высоком уровне развития, определяется тем, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Первое правило разумной речи - перед тем как что-то сказать резкое, досчитайте до 10. Это может показаться глупым. Первое время мы вряд ли сможем досчитать до 3-х. Но с другой стороны, если вы ответите после небольшой паузы, то ваш ответ будет намного разумней, потому что первое, что приходит в голову, когда нас критикуют, ругают - это желание оправдаться и ответить резко в ответ. Поэтому, научитесь 5-10 секунд думать перед тем, как отвечать. Помимо всего прочего - это собьет ненужный накал эмоций. Человек, который занимается самореализацией, очень мало и продуманно говорит. Я читал в жизнеописании некоторых великих людей, что они никогда не отвечали сразу на обвинения и вообще старались ничего не говорить в гневе. Они откладывали разговор на другой день или вообще до того момента пока не успокоятся страсти. Ибо они знали- пока гнев и раздражение влияют на их речь, последствия будут печальные, а порой просто разрушительными..

Второе правило разумной речи - не нужно впадать в крайности. Бог проявляется в мелочах, а Сатана - в крайностях. Не следует давать обет - «Буду нем как рыба». Особенно, если по вашей природе вы яркий экстраверт, то вам это может только навредить. Если ваша психофизическая природа в том, что вы должны много говорить, так говорите так, чтобы вы и окружающие получали от этого благо. Поэтому будьте открыты и доброжелательны, и главное - живите осознанно. Важно помнить, что наш уровень определяется по мелким, незначительным поступкам - как мы отреагировали на грубость в магазине, какие эмоции начинают нас переполнять, когда нас «незаслуженно» критикуют и т. д.