Население городов северо западного федерального округа. Федеральные округа России

Введение 3

1. Состав и место Северо-Западного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности его экономико-географического положения 4

2. Промышленный комплекс региона. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности 11

3. Основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона 21

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Введение

В условиях рыночной экономики необходимо рассматривать отраслевую структуру и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса каждого федерального округа в отдельности с целью анализа экономико-географического состояния России в целом.

Северо-Западный федеральный округ – административно-территориальное формирование на севере европейской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковскаяобласть, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ включает все субъекты Российской Федерации, относящиеся к Северо-Западному и Северному экономическим районам.

Цель настоящей работы – изучение проблемы развития и размещения отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа

На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:

1. Рассмотреть состав и место Северо-Западного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда, исследовать особенности его экономико-географического положения.

2. Проанализировать промышленный комплекс региона, оценить развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности.

3. Изучить основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона.

Актуальность работы заключается в том, что Северо-Западный федеральный округ является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную роль в формировании рынка как крупнейший поставщик разнообразной промышленной продукции, в первую очередь, машиностроения.

1. Состав и место Северо-Западного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности его экономико-географического положения

Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой. 1

Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение – граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря (рис. 1).

Рис. 1. Геополитическое положение Северо-Западного федерального округа

Площадь округа составляет 1677,9 тыс. кв. километров – 10,5 % территории России. В Северо-Западном федеральном округе проживают 14484,5 тыс. человек, из которых городское население – 11844,6 тыс. человек (81,8 %). Регион имеет самый высокий показатель урбанизации среди федеральных округов: более 80 % жителей – городские, при этом значительная часть сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Средняя плотность населения в округе – 8,6 человека на 1 кв. километр. Национальный состав неоднороден: большая часть населения – русские, среди других наций преобладают коми, карелы, саами, ненцы.

Северо-Западный федеральный округ состоит из следующих субъектов: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург (рис. 2).

Рис. 2. Состав Северо-Западного федерального округа

Значительные размеры территории округа определяют разнообразие его природных условий. Преобладает равнинный и слабохолмистый рельеф, переходящий к востоку в горную полосу Северного, Приполярного и Полярного Урала. На севере округа в пределах Кольского полуострова расположены низкогорные массивы Хибинских и Ловозерских тундр. Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры (в районах, примыкающих к побережью Северного Ледовитого океана, и на арктических островах).

Значительны водные ресурсы округа, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки – Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Исключительно много озер, особенно в северо-западной части округа. Здесь находятся крупнейшие озера Европы – Ладожское и Онежское.

В округе сосредоточено около 50 % лесных ресурсов европейской части России, причем хвойные породы занимают большую часть лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия.

Большая часть Северо-Западного федерального округа расположена на европейском севере. Территория округа преимущественно равнинная. Она отличается многообразием природно-климатических условий. Преобладающая часть территории расположена в зоне, благоприятной для проживания людей, промышленной и хозяйственной деятельности.

Климатические условия Северо-Западного федерального округа недостаточно благоприятны. Омывающие его территорию моря Северного Ледовитого Атлантического океанов оказывают влияние на формирование климата, который отличается на северо-западе округа сравнительно теплой зимой и прохладным летом и суровой зимой и сравнительно коротким теплым летом на севере. Выпадает небольшое количество осадков, но из-за малого испарения они способствуют образованию большого числа болот, рек и озер.

Климатические условия, обеспечивающие развитие сельскохозяйственного производства, ограничены южными территориями района. Они пригодны в основном для разведения животноводства. Более умеренным климатом характеризуется лишь Калининградская область.

Северо-Западный федеральный округ – это озерный регион. Многочисленные озера располагаются в основном в западной части; самые крупные из них Ладожское, Онежское, Ильмень. По территории округа протекают полноводные реки. Равнинные реки имеют судоходное значение. Среди них - Печора, северная Двина, Онега. Нева и др. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют Свирь, Волхов, Нарва и Вуокса. 2

Развитие экономики Северо-Западного округа стимулирует наличие значительных запасов минерально-сырьевых, топливно-энергетических и водных ресурсов, которые могут не только обеспечить потребности хозяйственного комплекса страны, но и экспортироваться во многие государства мира. В округе сосредоточено почти 72 % запасов и почти 100 % добычи апатитов, около 77 % запасов титана, 43 % бокситов, 15 % минеральных вод, 18 % алмазов и никеля. На округ приходится значительная часть балансовых запасов меди, олова, кобальта. Топливные ресурсы представлены запасами угля, нефти, природного газа, горючих сланце, торфа. Велики запасы торфа, которые расположены в Архангельской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Ленинградской областях и Республике Коми. Потенциальные гидроэнергетические ресурсы округа оцениваются в 11 318 тыс. кВт, а потенциальная выработка электроэнергетики 89,8 млрд кВт. ч.

Округ богат рудами цветных металлов. Большую ценность представляют промышленные запасы алюмосодержащего сырья. В Ленинградской области расположено Тихвинское месторождение бокситов с высоким процентным содержанием глинозема (до 55 %). В Архангельской области выделяется Северо-Онежское месторождение бокситов, также разведаны запасы бокситов районе г. Плесецка.

Руды цветных металлов представлены также медно- никелевыми рудами Мончегорска и Печенеги. Месторождения железных руд размещены на Кольском полуострове, в Мурманской области (Оленегорское и Ковдорское месторождения). При невысоком содержании железа в руде (28-32 %) они легко обогатимы и обеспечивают высокое качество выплавляемого металла. В Республике Карелия расположено Костомукшское месторождение, руда которого содержит 58 % железа.

В Северо-Западном федеральном округе сосредоточено 40 % лесных и 38 % водных ресурсов Европейской части России. По запасам лесных ресурсов округ занимает первое мест в Европейской части России. Леса очень богаты пушным зверем (песец, черно-бурая лисица, соболь, горностай и др.). Моря, омывающие территорию округа, богаты ценными породами рыб (тресковых, семговых, сельди, пикши и др.). Наличие в округе значительных минерально-сырьевых и топливных запасов, а также водных и лесных ресурсов является важным фактором его экономического развития в условиях рыночной экономики. 3

Население Северо-Западного федерального округа составляет 13,5 млн. чел. За 1992-2005 гг. численность жителей, проживающих на его территории, сокращалась. Наибольшие показатели естественной убыли населения отмечались в Вологодской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге. Сокращение численности населения связано с неблагоприятной демографической ситуацией во всех регионах округа, характеризующихся как отрицательными показателями естественного прироста, так и усилившимися миграционными процессами.

В настоящее время устойчивое снижение естественного прироста населения имеет место во всех субъектах Федерации, входящих в состав округа. Миграционные процессы на территории округа носят разнонаправленный характер: в южных регионах наблюдается прирост мигрантов, в северных, особенно в Мурманской, Архангельской областях и Республике Коми, наблюдается значительный отток населения, что связано с крайне неблагоприятными условиями жизнедеятельности в условиях системного кризиса.

Устойчивый рост населения наблюдается только в Калининградской и Ленинградской областях округа, что объясняется высоким уровнем миграции. Достаточно высок миграционный приток населения в Санкт-Петербург, но он покрывается естественной убылью. 4

Размещено население округа неравномерно; средняя плотность населения составляет 8,2 чел. на 1 км 2 . Основная часть жителей приходится на Санкт - Петербург и Ленинградскую область (73,2 чел. на 1 км 2). Наибольшая плотность населения характерна для Калининградской области (63,1 чел. на 1 км 2), Псковской и Новгородской областей (13,1 и 12,3 1 чел. на 1 км 2 соответственно).

Северная часть округа отличается слабой заселенностью, причем самым слабозаселенным регионом является Ненецкий автономный округ (2,4 чел. на 1 км 2), расположенный в Заполярье.

Округ отличается высоким уровнем урбанизации – более 80 % населения проживает в городских поселениях, при этом значительная часть населения сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Наименьшая часть городского населения отмечается в Калининградской, Псковской, Архангельской, Вологодской областях и Республике Коми. 5

Национальный состав населения неоднороден. Большую часть его составляют русские. Среди других национальностей преобладают коми, карелы, саами, на северо-востоке Архангельской области – ненцы. На европейском Севере остро стоит проблема выживаемости коренных малочисленных народов в связи с сокращением среды их обитания.

За годы реформирования в округе значительно уменьшилась занятость в экономике, в то же время возрос уровень безработных. Особенно остро стоит проблема занятости в районах с традиционно сложившимися отраслями хозяйственного комплекса – угольной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, машиностроением – в Архангельской, Псковской, Новгородской областях, Республиках Карелия и Коми.

В структуре занятого населения по отраслям экономики повышается доля работающих в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании и здравоохранении при одновременном сокращении занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Решение социально-демографических проблем возможно путем стабилизации и подъема экономики, принятия действенных общегосударственных и региональных мер по реализации социальных программ федерального и регионального уровней, направленных на социальную защиту населения. 6

Федеральный округ России – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально – производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.

Федеральные округа России (Российской Федерации) были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.
В соответствии с этим Указом все субъекты Российской Федерации (регионы России) объединены в восемь федеральных округов: Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ. Каждый из восьми существующих федеральных округов имеет административный центр.
В соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ регионы России включают в свой состав городские округа и муниципальные районы.

Муниципальный район представляет собой совокупность нескольких городских или сельских поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.

Городской округ - это городское поселение, не входящее в состав муниципального района.

Российская Федерация (Россия) - самое большое по площади государство мира. Годом основания России считается 862 год (начало русской государственности). Площадь Российской Федерации составляет 17,1 млн. км2, и разделена на 83 субъекта федерации в восьми федеральных округах, в том числе 46 областей, 21 республику, 9 краёв, 1 автономную область, 4 автономных округов и 2 города федерального значения.

Федеральные округа России: Центральный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Южный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

Центральный федеральный округ в России.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ федеральный округ. Административный центр федерального округа - город Москва.

Центральный федеральный округ (ЦФО) - образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Территория округа составляет 650,3 тыс. кв. км. (3,8%) территории России и занимает первое место в России по численности населения. ЦФО расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины, его административным центром является город Москва.
Центральный федеральный округ состоит из 18 субъектов Российской федерации.

Северо-Западный федеральный округ в России.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ федеральный округ. Площадь 1,677,900 кв.км. Административный центр округа - город Санкт-Петербург.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Северо-Западный район расположен на севере и северо-западе европейской части нечерноземной зоны РФ. Центром Северо-западного федерального округа является город Санкт-Петербург.
Северо-Западный федеральный округ состоит из 11 субъектов Российской Федерации.

Южный федеральный округ в России.

ЮЖНЫЙ федеральный округ. Административный центр округа - город Ростов-на-Дону.

Южный федеральный округ (ЮФО) – образован Указом Президента России РФ В.В. Путина от 13 мая 2000 года № 849, состав ЮФО изменен 19 января 2010 г. в соответствии с Указом Президента России Д.А. Медведева № 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".
С момента образования 13 мая 2000 года округ носил название "Северо-Кавказский", Указом Президента РФ № 1149 от 21 июня 2000 года – переименован в "Южный".
Южный федеральный округ расположен в южной части европейской части России, в нижнем течении реки Волги. Центром Южного федерального округа является город Ростов-на-Дону.
Южный федеральный округ состоит из 13 субъектов Российской Федерации

Указом президента России В. В. Путина от 28 июля 2016 года № 375 Крымский федеральный округ был упразднён, а входившие в его состав субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь - были включены в состав Южного федерального округа.

Приволжский федеральный округ в России.

ПРИВОЛЖСКИЙ федеральный округ. Административный центр округа - город Нижний Новгород.

Приволжский федеральный округ (ПФО) – образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Приволжский федеральный округ занимаюет центральную и восточную часть европейской части России. Центром Приволжского федерального округа является город Нижний Новгород.
Приволжский федеральный округ состоит из 14 субъектов Российской Федерации.

Уральский федеральный округ в России.

УРАЛЬСКИЙ федеральный округ. Административный центр округа - город Екатеринбург.

Уральский федеральный округ (УрФО) – образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Центром Уральского федерального округа является город Екатеринбург.
Уральский федеральный округ состоит из 6 субъектов Российской Федерации.

Северо-Западный федеральный округ образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 от 13.05.2000 г.

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика , Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, город Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр Северо-Западного федерального округа - город Санкт-Петербург (площадь - 1,4 тыс. км2, численность населения на 01.01.2007 г. - 4,6 млн человек).
Площадь территории Северо-Западного федерального округа составляет 1 687 тыс. км2 или 9,9% от площади территории России.

На 01.01.2007 г. в округе проживало 13,6 млн человек (9,53% ), из них городское население составляло 82,2%, сельское население - 17,8%, мужчины - 45,9%, женщины - 54,1%. Плотность населения - 8,0 чел. на 1 м2.

Крупнейшими городами Северо-Западного федерального округа являются Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Архангельск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Северодвинск, Новгород, Сыктывкар. Санкт-Петербург - город-миллионер. Численность остальных городов не превышает 230 000 человек.

Ресурсно-сырьевая база Северо-Западного федерального округа не относится к числу наиболее богатых в России, тем не менее в округе сосредоточены добыча почти всего российского объема апатитов (при запасах в 72% от общероссийского) и титана (77% запасов). Запасы нефти и газа составляют около 8% от общероссийских, запасы угля около 3% российских запасов. При этом добыча топливных ресурсов играет важную роль в экономике округа, хотя и составляет лишь 4% от общероссийской по нефти и 7% по углю. В округе сосредоточены большие запасы торфа и горючих сланцев. Здесь добывается около 19% никеля и железных руд при том, что запасы никеля составляют 18% от общероссийских. Запасы бокситов (45% от общероссийских) освоены пока не полностью - их добыча составляет лишь 15% от уровня России. В округе расположены крупные запасы алмазов (19% от общероссийских), имеются месторождения редких металлов, золота, барита, урана. Ведется разведка запасов марганцевых и хромовых руд.

На территории Северо-Западного федерального округа производится 10% валового внутреннего продукта страны (5–е место среди округов). По размеру среднедушевого валового регионального продукта округ занимает 3–е место среди .

Экономика Северо-Западного федерального округа растет более низкими темпами, чем экономика России в целом.

Важную роль в экономике округа играют металлургический комплекс, состоящий на 75% из предприятий черной и на 25% из предприятий цветной металлургии, а также машиностроение. В округе развито наукоемкое производство, специализирующееся на выпуске электроники и электротехники, приборостроении; развито судостроение.

Северо-Западный федеральный округ России - один из наиболее развитых лесопромышленных регионов страны, а лесопромышленный сектор - один из ключевых в экономике региона. Здесь произрастает почти 60% лесов Европейской части России. Запас древесины - около 10 млрд м3. Здесь производится 30% российских пиломатериалов, 40% клеёной фанеры, порядка 40% деловой древесины, 50% картона и 60% бумаги.

На базе использования фосфатного сырья, газа и утилизации отходов металлургии налажено производство сложных минеральных удобрений и пластических масс, производятся резинотехнические изделия, синтетические смолы, лакокрасочные материалы, бытовая химия. Легкая промышленность Северо-Западного федерального округа специализируется на производстве льняных тканей.

Развита рыбная промышленность. По улову рыбы Северо-Западный федеральный округ занимает второе место после Дальневосточного. В ведется лов трески, сельди, морского окуня, камбалы, палтуса, в реках и озерах - семги, сиги, хариуса, ряпушки, корюшки. Переработка рыбы осуществляется на рыбокомбинатах Мурманска и Архангельска.

Абсолютным лидером среди видов деятельности являются обрабатывающие производства, где осуществляется почти 75% выпуска промышленной продукции.

На территории Северо-Западного федерального округа ежегодно вводится в действие 9% площади жилья в России (5-е место среди федеральных округов). В расчете на 1 000 жителей в 2006 г. в округе введено в эксплуатацию 340 м2 жилья, что ниже среднероссийского значения, однако по этому показателю Северо-Западный федеральный округ среди других округов занимает 3-е место.

На протяжении последних 5 лет среднедушевые денежные доходы в Северо-Западном федеральном округе были выше, чем в России, достигнув в 2006 г. 10 640 рублей, что соответствует 3-му месту среди федеральных округов. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2006 г. составила 14,5% от общей численности населения округа.

На конец 2006 г. в органах государственной службы занятости Северо-Западного федерального округа было зарегистрировано в качестве безработных 119 тыс. человек, что составило 6,9% от общего числа безработных по России. Пособие по безработице получали 103 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в Северо-Западном федеральном округе - 1,6% - один из самых низких в России.

Основной производственный потенциал приходится на Санкт-Петербург, Ленинградскую и Вологодскую области. Экономическим ядром региона является Санкт-Петербург с рядом городов-спутников. Экономика данного региона базируется на наукоемких и высококвалифицированных производствах. В сосредоточено производство турбин, генераторов, компрессоров, развито приборостроение и производство средств автоматизации. Выборг специализируется на и электронике, Гатчина - на производстве сельскохозяйственных машин и запасных частей. Производственный потенциал Вологодской области составляют черная металлургия, химическая промышленность и машиностроение. В области действуют также предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Журнальные статьи

1. Бадокина Е. А. Использование цены капитала при обосновании инвестиционной политики / Е. А. Бадокина, И. Н. Швецова // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 20. - С. 88-97 (На примере Республики Коми)

2. Берендеев М. В. Постсоветская региональная идентичность социума Калининградской области: проблема формирования и измерения / М. В. Беренедеев// Вестник МГУ. Сер. Социология и политология. - 2007. - N. 3. - С. 29-42

3. Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России / В. Бескровная // Федерализм. - 2008. - N. 2. - С. 113-124 (Приведены таблицы доходов и расходов бюджетов Санкт-Петербурга, Псковской области и Республики Карелия за 2005-2007 гг.)

4. Боос Г. Основные направления бюджетной политики Калининградской области / Г. В. Боос, Е. Ю. Матвеева // Финансы. - 2009. - N. 2. - С. 3-8

5. Броило Е. В. Основные проблемные тенденции развития Северо-западного федерального округа в условиях рынка / Е. В. Броило // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 97-103

6. Броило Е. В. Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного федерального округа / Е. В. Броило // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 2. - С. 262-266 (На примере Псковской области)

7. Броило Е. В. Проблемы стабильного экономического развития Северо-Западного региона / Е. В. Броило / / / ЭКО. - 2007. - N. 2. - С. 51-61

8. Броило Е. Финансовая стабилизация организаций Республики Коми и применение факторинга / Е. Броило // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N. 8. - С. 35-40

9. Бруссер П. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций / П. Бруссер, С. Рожкова // Рынок ценных бумаг. - 2007. - N. 2. - С. 29-33 (На примере Санкт-Петербурга)

10. Буданов Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально - экономической политики: этапы эволюции / Г. А. Буданов // ЭКО. - 2008. - N. 6. - С. 92-105 (На примере Вологодской области)

11. Булавин И. В. Анализ качества программно - целевого планирования в условиях реализации социально - экономической стратегии региона / И. В. Булавин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 6. - С. 17-28 На примере Вологодской области

12. Бушуева Л. И. Статистический анализ инновационной активности предприятий Республики Коми / Л. И. Бушуева // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 73-77

13. Бырко А. Н. Региональное налоговое регулирование социально - экономических процессов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Бырко // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 8. - С. 171-175

14. Ваниев А. Г. О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона / А. Г. Ваниев // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 18. - С. 50-59

15. Верхоланцева К. Опыт участия российских регионов в европейских трансграничных пространствах (на примере еврорегиона "Карелия") / К. Верхоланцева // Власть. - 2009. - N. 3. - С. 70-73

16. Винокуров А. А. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития / А. А. Винокуров // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 5. - С. 12-21

17. Винокуров Е. Калининградская область: между Россией и Европой / Е. Винокуров // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - N. 8. - С. 25-30

18. Волков В. А. Организация публичной власти в городах федерального значения / В. А. Волков // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 226-233

19. Вульфович Р. М. Перспективы развития системы управления Санкт-Петербурга / Р. М. Вульфович // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 140-151

20. Гаджиев Ю. Экономика Республики Коми / Ю. Гаджиев // Экономист. - 2007. - N. 2. - С. 66-75

21. Гехт А. Н. Инвестиционная политика и межбюджетные отношения как инструменты территориального развития регионов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Гехт // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 10. - С. 96-104

22. Глушанок Т. Республика Карелия: трудовые ресурсы и рынок труда / Т. Глушанок // Человек и труд. - 2007. - N. 3. - С. 25-28

23. Гогоберидзе Г. Г. Морехозяйственный потенциал и стратегии развития приморских районов Мурманской области / Г. Г. Гогоберидзе // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 14. - С. 21-29

24. Гостева Л. Ф. Туризм как фактор экономического развития региона / Л. Ф. Гостева, Н. Д. Середа // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 15. - С. 88-94 (На примере Вологодской области)

25. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области / Л. Г. Иогман [и др.] // Проблемы прогнозирования. - 2009. - N. 1. - С. 74-92

26. Евтюгин А. А. К вопросу об эффективности живого и овеществленного труда в современном сельскохозяйственном производстве (на примере Вологодской области) / А. А. Евтюгин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 21. - С. 88-91

27. Егоров Д. Г. Модификация межотраслевого баланса для оценки альтернативных социально - экономических стратегий развития северных регионов России (на примере Мурманской области) / Д. Г. Егоров, А. В. Егорова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N. 2. - С. 38-49 + Таблицы.

28. Жевлаков В. З. Проблемы и перспективы развития банковской сферы / В. З. Жевлаков // Финансы и кредит. - 2008. - N. 42. - С. 10-14 На примере Калининградской области.

29. Жирнель Е. В. Территориальная структура экономики и проблемы конкурентоспособности региона (на примере Республики Карелия) / Е. В. Жирнель // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 108-112

30. Засядь-Волк В. В. Факторы эффективной земельной политики в регионе / В. В. Засядь-Волк // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 62-82 (На примере Ленинградской области)

31. Иванов В. АПК Республики Коми: возможности инновационного развития / В. Иванов // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N. 6. - С. 27-33

32. Иванов С. Н. Интеграция информационных потоков в регионе с целью снижения трансакционных издержек в строительстве / С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 4. - С. 67-72 (На примере г. Санкт – Петербурга)

33. Ильина И. Качество и структура питания населения Архангельской области: динамика и социально - демографическая дифференциация / И. Ильина // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 11. - С. 71-80

34. Кашина М. А. Совет муниципальных образований субъекта РФ как механизм горизонтальной и вертикальной координации деятельности органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / М. А. Кашина // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 3. - С. 129-148

35. Кириллов А. А. Управление по результатам: возможные подходы (на примере реализации "программы реформирования региональных финансов в Ленинградской области") / А. А. Кириллов // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 219-225

36. Клебанов И. О развитии Северо-Западного федерального округа / И. Клебанов // Вопросы местного самоуправления. - 2007. - N. 3. - С. 4-5 (Выступление на северо-западном межрегиональном форуме партии "Единая Россия" 5 марта 2007г.)

37. Клепиков А. Безрадостные рекорды: анализ итогов развития регионов в 2008 г. показывает, что кризис ударил по Северо-Западу сильнее, чем по большинству других федеральных округов / А. Клепиков // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 11. - С. 18-19

38. Ковалев В. А. Республика Коми: от поставторитарного синдрома к административному режиму / В. А. Ковалев // Политическая наука. - 2007. - N. 2. - С. 172-187

39. Козырева Г. Экономическое поведение предприятий лесного сектора Карелии в условиях рыночных преобразований / Г. Козырева // Вопросы экономики. - 2007. - N. 7. - С. 136-151

40. Колосова Г. В. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы / Г. В. Колосова // Работник социальной службы. - 2007. - N. 4. - С. 6-16

41. Колотнеча О. Фанерный тромб. Причина краха одного из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Новгородской области / О. Колотнеча // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 9. - С. 14-15

42. Кондаков И. А. Сравнительная оценка научно - технического потенциала Вологодской области / И. А. Кондаков // Экономика региона. - 2009. - N. 1. - С. 104-118

43. Костылева Л. В. Статистические оценки приоритетов региональной социально - экономической политики (на материалах Северо - Западного федерального округа) / Л. В. Костылева, Е. А. Чекмарева // Вопросы статистики. - 2008. - N. 7. - С. 34-39

44. Крумгольц Д. В. Возможности и основные направления развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного Федерального округа в долгосрочной перспективе / Д. В. Крумгольц // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 3. - С. 457-459

45. Ларичев А. А. Республика Карелия - субъект Российской Федерации или государство? / А. А. Ларичев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N. 18. - С. 21-23

46. Левина И. В. Региональные проблемы развития лесопромышленного комплекса / И. В. Левина // Региональная экономика России. - 2009. - N. 7. - С. 12-15 (На примере Республики Коми)

47. Лутова С. К. Этнополитическая ситуация в Санкт-Петербурге в начале XXI века / С. К. Лутова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 56-61

48. Маклахов А. В. Региональная стратегия инновационного развития промышленности / А. В. Маклахов, В. В. Митенев // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 3. - С. 31-36 (На примере Вологодской области)

49. Мамедов А. К. Экономический анализ демографической составляющей сельских территорий Псковской области / А. К. Мамедов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 35. - С. 77-83

50. Менькова Н. М. Нетрадиционные методы повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере исторического развития Архангельской области) / Н. М. Менькова // Финансы и кредит. - 2007. - N. 42. - С. 51-59

51. Миронова Н. Архангельская область: опыт самоорганизации и местного развития / Н. Миронова // Муниципальная власть. - 2007. - N. 6. - С. 36-42

52. Михель Е. Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе / Е. Михель // Человек и труд. - 2009. - N. 3. - С. 39 (На примере Республики Карелия)

53. Москаленко К. А. Особая экономическая зона в Калининградской области в условиях глобализации: политэкономические аспекты формирования и развития / К. А. Москаленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Философия. Культурология. Политология. Право.... - 2008. - N. 2. - С. 117-124

54. Немина В. Н. Некоторые аспекты деятельности и формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге / В. Н. Немина // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 1. - С. 134-137

55. Овчинников В. А. Реформирование местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / В. А. Овчинников, Н. Г. Барбарова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 32-40

56. Овчинникова Е. Расширение горизонта / Е. Овчинникова // Эксперт. Северо-Запад. - 2008. - N. 22. - С. 30-38 (О разработке долгосрочных, минимум до 2020года, стратегий социально-экономического развития Северо-Запада)

57. Пастарнакова О. А. Проектный подход в организации приграничного сотрудничества на местном уровне / О. А. Пастарнакова // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 1. - С. 203-215 (Н примере Северо-Запада Российской Федерации)

58. Рожкова С. А. Использование мирового опыта государственно - частного партнерства в России / С. А. Рожкова // ЭКО. - 2008. - N. 2. - С. 104-112 (На примере г. Санкт – Петербурга)

59. Рыбаков Ф. Ф. Перспективы социально-экономического развития Санкт-Петербурга / Ф. Ф. Рыбаков // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 1. - С. 56-61

60. Рыбаков Ф. Ф. Промышленность Санкт-Петербурга: структурные сдвиги последних лет / Ф. Ф. Рыбаков // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.Экономика. - 2008. - N. 3. - С. 37-44

61. Сергеев А. Динамика социально-экономического развития Санкт-Петербурга / А. Сергеев // Экономист. - 2008. - N. 5. - С. 52-62

62. Сидоров Ю. Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга / Ю. Ю. Сидоров // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 400-402

63. Синицкий В. Развитие Севера должно оставаться стратегической задачей государства / В. Синицкий // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 4. - С. 52-55

64. Синцов К. В. Концепция социально-экономического развития Псковского региона / К. В. Синцов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 113-116

65. Скачков И. Спасательный узел / И. Скачков, А. Ефремов // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 48-50 (О проекте развития Мурманского порта)

66. Соболев О. Н. Об основных направлениях оптимизации деятельности органов государственной власти РФ по обеспечению национальной безопасности в Калининградской области / О. Н. Соболев // Государство и право. - 2008. - N. 7. - С. 76-81

67. Стрикунов А. В. Интеграционные процессы в агропромышленном производстве / А. В. Стрикунов, Л. И. Стрикунова // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 46-51

68. Стыров М. Оценка финансовых ресурсов промышленности Республики Коми / М. Стыров // Федерализм. - 2009. - N. 1. - С. 237-242

69. Тажетдинов С. Р. Об увеличении доходов региональных бюджетов / С. Р. Тажетдинов // Финансы. - 2007. - N. 3. - С. 19-21 (На примере Санкт-Петербурга)

70. Тенденции рынка труда в сфере ритейла / Е. Разумова [и др.] // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - N. 10. - С. 114-117 (На примере рынка труда в сфере ритейла (розничной торговли) в Санкт-Петербурге)

71. Толстогузов О. В. Проблемы совершенствования государственного планирования развития экономической системы на уровне региона (опыт Республики Карелия) / О. В. Толстогузов // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 6. - С. 9-15

72. Трофимов А. Я. Проблемы реформирования местного самоуправления Псковской области на современном этапе / А. Я. Трофимов // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 12-16

73. Ускова Т. В. Проблемы оценки конкурентоспособности регионов / Т. В. Ускова, А. С. Барабанов // Вопросы статистики. - 2009. - N. 1. - С. 49-56 На примере Северо - Западного федерального округа.

74. Ускова Т. В. Промышленный сектор Вологодской области: проблемы и тенденции развития / Т. В. Ускова // Проблемы прогнозирования. - 2008. - N. 5. - С. 81-87

75. Ферару Г. С. Социально - экономические тенденции развития лесопромышленного комплекса Архангельской области: проблемы и пути их решения / Г. С. Ферару // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 22. - С. 32-40

76. Фофанова Н. Активные формы защиты населения от безработицы способствуют реализации государственной политики занятости на Кольском Севере / Н. Фофанова, Л. Грушевская // Служба кадров и персонал. - 2007. - N. 10. - С. 6-9

77. Чайка Л. В. Прогноз развития энергетики и экономики региона (на примере Республики Коми) / Л. В. Чайка // Проблемы прогнозирования. - 2007. - N. 3. - С. 94-105

78. Чалдаева Л. А. Региональный рынок ценных бумаг: проблемы формирования и развития / Л. А. Чалдаева, И. Н. Федоренко // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 5. - С. 20-23 (На примере Северо - Западного федерального округа)

79. Червонная И. И. Формирование регионального трудового потенциала (на примере Архангельской области) / И. И. Червонная // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 443-446

81. Черняева З. История и состояние государственного долга Республики Карелия / З. Черняева // Рынок ценных бумаг. - 2008. - N. 23/24. - С. 65-69

82. Чужмаров А. Проблемы обеспечения экономической безопасности промышленности Республики Коми / А. Чужмаров // Федерализм. - 2008. - N. 3. - С. 236-243

83. Харин А. Г. Исследование особенностей инвестиций в Калининградской области: источники финансирования и оценка ожиданий инвесторов / А. Г. Харин // Финансы и кредит. - 2009. - N. 14. - С. 79-82

84. Хаймур Э. Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009 - 2011 годы / Э. Хаймур // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 62-64

85. Шиловский А. В. Дипломатия регионов: опыт и перспективы / А. В. Шиловский // Регионология. - 2008. - N. 1. - С. 30-40 (На примере Мурманской области)

86. Шишкина Е. А. Калининградская область как региональная модель глобального социокультурного и социоприродного пространства / Е. А. Шишкина // Регионология. - 2008. - N. 4. - С. 340-346

87. Яковлева А. В. Анализ безработицы в крупном городе и его прогнозно - аналитическое значение для регулирования рынка труда (на примере Москвы и Санкт - Петербурга) / А. В. Яковлева // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 30. - С. 53-59

Се́веро-За́падный федера́льный о́круг - административное формирование на севере и северо-западе европейской части России, включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации: Количество городов 152

Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург.

Территория Северо-Западного федерального округа составляет 9,8 % от территории Российской Федерации. Численность населения округа на 1 января 2009 - 13 462 000 чел. (9,5 % населения России). Основу населения составляют горожане.

Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение - граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.

Центр ФО г. Санкт-Петербург Территория - площадь 1 689 тыс. км² (9,8 % от РФ)

Население 13 652 525 тыс. чел. (9,545 % от РФ, 1 января 2012) Плотность 8 чел./км² (2012)

% городского нас. 82,4 %

Объём пром. производства 671 млрд руб. (2002

Экономика Северо-Западного федерального округа имеет большую сырьевую направленность. Здесь сосредоточено почти 72% запасов и почти 100% добычи апатитов, около 77% запасов титана, 45% запасов бокситов, 19% запасов минеральных вод, около 18% запасов алмазов и никеля. Важнейшим звеном для экономики округа является добыча нефти и угля.

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская; Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ включает все субъекты Российской Федерации, относящиеся к Северо-Западному и Северному экономическим районам.

Округ занимает площадь 1 687 тыс. кв. км, что составляет 9,9% территории России. На территории Северо-Западного федерального округа проживает 13 501 тыс. человек (9,5% населения России). Основу населения составляют горожане. Центром федерального округа является г. Санкт – Петербург. Крупнейшими городами Северо-Западного федерального округа являются Санкт- Петербург, Калининград, Архангельск, Мурманск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Сыктывкар, Великий Новгород, Псков, Северодвинск, Ухта, Великие Луки. Всего на территории округа расположены 152 города.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе - Илья Иосифович Клебанов.

1. Экономико-географическое положение района

Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями:

1. Расположение района на отшибе, удаленность от центра России. Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига даже не было на севере крепостных крестьян)поморы).

2. Район резко выдвинут в сторону Европы. Здесь находятся Псков и Новгород-Великий - самые знатные города, долгое время связанные с Европейскими странами посредством торговли в составе Банзы (средневековый союз прибалтов). Регион наряду с Киевом и Великим Новгородом является третьим историческим центром формирования восточнославянской культуры.

3. Приморское и приграничное положение района. Северо-Западный район уступает большинству экономических районов Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города – Петербурга. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.

В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.

Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России.

Северо-Западный район расположен на Русской равнине. Климат в районе морской, умеренно-континентальный. Воздух имеет высокую влажность, почвы дерново-подзолистые