Насадили на кол женщину. За что на Руси сажали на кол

При которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.

История

Древний мир

Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и на Ближнем Востоке . Первые упоминания относятся к началу II тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии , где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах . На ассирийских рельефах встречаются 2 варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через анус. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Эта мера применялась в Мидии . Известна она была и римлянам, хотя распространения в Древнем Риме не получила, в противовес распятию .

Средние века

На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни.

Посажение на кол было довольно распространено в Византии , например Велизарий подавлял мятежи солдат, сажая зачинщиков на кол.

По распространённой легенде особой жестокостью отличился румынский правитель - правильнее, валашский господарь - Влад Це́пеш (рум. Vlad Ţepeş - Влад Дракула, Влад Колосажатель, Влад Кололюб, Влад Пронзитель ). По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был закруглён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильного маточного кровотечения) [ ] или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита , человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порой наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдёт до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Сказание о Дракуле-воеводе:

Кровожадную изощрённость валашского воеводы европейцы иногда воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, неуместной в «цивилизованной» державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Вустер, вероятно, наслушавшись во время дипломатической службы при папском дворе об эффективных «дракулических» методах, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году . Впоследствии его самого казнили за (как гласил приговор) поступки, «противные законам данной страны».

Новое время

Тем не менее, посажение на кол порой применялось и в странах Европы. В Швеции XVII века оно использовалось для массовых казней членов сопротивления в бывших датских провинциях на юге страны (Скания). Как правило, шведы втыкали кол между позвоночником и кожей жертвы, и мучения могли длиться до четырёх-пяти дней, пока не наступала смерть.

Испанские конкистадоры сажали на кол пленных и даже лидеров индейцев во время конкисты, так например был казнён вождь арауканов Кауполикана . [ ] Испанская

Институт права и сопутствующий ему институт наказания способствовали формированию целой профессиональной субкультуры «заплечных дел мастеров». Вклад этих «профессионалов страдания» в копилку человеческих гнусностей трудно переоценить. Колесование, дыба, сажание на кол, испанский сапожок, четвертование (лишь небольшая часть списка казней и пыток) — все это не горячечный приступ воспаленной дьявольской фантазии, а плоды пытливого человеческого разума. Человек действительно уникальное существо. Значительную часть своих интеллектуальных и духовных возможностей он потратил на изобретение максимально эффективных способов убийств и издевательств над себе подобными.

Экскурс в историю: как сажали на кол при Петре I

«По свидетельству современников, именно таким образом расправился Петр I со Степаном Глебовым — любовником своей сосланной в монастырь жены Евдокии. 15 марта 1718 года измученного пытками Глебова привезли на Красную площадь, заполненную толпами народа. Петр приехал в отапливаемой карете. Глебова посадили на необструганный «персидский кол».

Приговоренного поставили спиной к столбу, завели руки назад и крепко связали за спиной. Затем его посадили на кол, вернее на дощечки. При этом кол вошел не глубоко, а вот глубину дальнейшего проникновения регулировали, постепенно уменьшая высоту опорных столбиков. Палачи следили за тем, что бы кол, входя в организм, не затрагивал жизненно важных центров.

По личному указанию Петра, что бы мученик не умер от обморожения, не него надели шубу и шапку. Глебов мучился пятнадцать часов, оглашая площадь нечеловеческими криками. Он умер только в шестом часу утра следующего дня.» (Гитин В.Г. Это жестокое животное мужчина. М. 2002) «Мастера» просвещенного Запада отнюдь не отставали от своих коллег из «дикой Московии», чему свидетельствует следующий пример.

Четвертование по-французски

Приведенное здесь описание повествует о последних часах человека, казненного в 1757 году по обвинению в заговоре с целью убийства короля Франции. По приговору несчастному вырвали мясо на груди, руках и ногах, а раны поливали смесью кипящего масла, воска и серы. Затем его четвертовали с помощью лошадей, а расчлененные останки сожгли.

Офицер стражи составил следующий отчет о происшедшем: «Палач погрузил кандалы в котел с кипящим зельем, которым он щедро поливал каждую рану. Затем запрягли лошадей и привязали за руки и за ноги. Лошади сильно потянули в разные стороны. Через четверть часа процедуру повторили и сменили лошадей: тех, которые были у ног, поместили к рукам, что бы сломать суставы. Все повторили несколько раз.

После двух или трех попыток палач Самсон и его помощник, который держал клещи, достали ножи и надрезали тело у бедер, лошадей снова потянули; затем то же сделали с руками и плечами; мясо было срезано почти до самых костей. Лошади напряглись изо всех сил и оторвали сначала правую, затем левую руку. Жертва была жива до того момента, когда ей окончательно оторвали конечности от тела» /Foucoult Michel. Discipline and Panish. Harmondsworht, 1979/

Читая описание средневековых казней трудно поверить, что они происходили при больших скоплениях людей, жадно внимавших происходящему. Такие казни были большими событиями и служили одной из форм массовых развлечений.

«Саллическая правда»

Интересно, что уже в раннем средневековье появляется тенденция использования денег, как универсального обменного эквивалента — даже в правовых отношениях. Показательна в этом отношении «Саллическая правда», действие которой приходится на IY-YIII века нашей эры, когда происходила варваризация Римской империи, сопровождаемая разгромом «всего и вся». Как отмечают историки, жестокость и агрессия доходили до остервенения.

Об этом можно судить по следующим выдержкам из действовавшего тогда закона: «Кто вырвет другому руку, ногу, глаз или нос, платит 100 солидов, но если рука еще висит, то лишь 63 солида. Оторвавший большой палец платит 50 солидов, но если палец остается висящим, то только 30». И все в таком же духе. В частности, за указательный палец надо было платить на 5 солидов больше, чем за остальные, ибо он необходим для стрельбы из лука.

Конечно, та целесообразность, которую хотел внести в эту норму законодатель, меркнет в наших глазах перед предполагаемыми формами его нарушения. Но это опять таки один из первых шагов к появлению в дальнейшем рационального западного права в его современном варианте. Со временем в большинстве западных обществ получают распространение исправительные практики контроля над преступностью. Создаются первые тюрьмы, в последствии развившиеся в пенитенциарные системы.

Лондонская тюрьма «Флит»

В XII веке в Лондоне были построены две тюрьмы, само упоминание о которых вселяло ужас в сердца не только уголовников, но и должников… Возведенная 1130 года, тюрьма «Флит» еще с той поры славилась коррупцией. Пост хранителя переходил по наследству и сохранялся за одной из семей свыше трехсот пятидесяти лет.

В средние века во «Флите» томились люди, заключенные в тюрьму по религиозным мотивам — нередко подобных преступников клеймили раскаленным железом, увечили им ноздри и отрезали уши. Тюремные пыточные инструменты включали в себя тиски для пальцев и железный ошейник, вызывающий у несчастных смертельное удушье.

Тюрьма всегда являлась желанной целью для бунтовщиков и революционеров. В минувшие века «Флит» сжигали до тла и отстраивали заново три раза. Условия в ней были столь плачевны, что судя по свидетельству Мозеса Пита, относящемуся к последнему десятилетию XVII века, «Вшей можно было снимать прямо с одежды теснящихся в камере десятков заключенных».

Для наказаний применялась и темница, называвшаяся «сейфом». В этой камере из неоштукатуренного кирпича не было ни камина, ни печи, а свет проникал лишь через щель над дверью. Темница была сырой и зловонной и, как правило, располагалась вблизи горы, свозимых со всей тюрьмы в одно место нечистот. Обычно в «сейфе» находились наряду с живыми и покойники, ожидающие захоронения.

В 1729 году тогдашнего начальника тюрьмы судили за убийство после того, как шестеро заключенных погибли в результате нечеловеческих условий, но в результате его оправдали. Тюрьму «Флит» снесли в 1846 году.

Российские тюрьмы прошлого века

К концу XIX века в России насчитывалось 895 тюрем. По данным на 1 января 1900 года, в них содержалось 90 141 человек.

Англичанин Венинг осмотрел петербургские, московские и тверские тюрьмы в 1819 году. Вот его впечатления: «…Две низменные комнаты были сыры и нездоровы; в первой готовили пищу и помещались женщины, которые хотя и были отгорожены, о на виду всех прохожих; ни кроватей, ни постелей в них не было, а спали женщины на настланных досках; в другой комнате было 26 мужчин и 4 мальчика, из них трое мужчин было в деревянных колодках; в этой комнате содержалось и до 100 человек, которым негде было прилечь ни днем, ни ночью. Комната для колодников высшего сословия находилась почти в земле; попасть в нее можно было через лужу, комната эта должна порождать болезни и преждевременную смерть».

Новый мужчина взгромоздился на меня. Теперь что-то огромное, как у слона вламывалось в мое тело, почти разрывая его. Член его толстый, был длинен, как никогда, с каждым толчком я содрогалась от боли, отчаянно вскрикивая и ощущая удары в шейку матки. Еще пара толчков и я потеряла сознание. Но не надолго, ручей был рядом, так что пара ведер и я вернулась к действительности. Надо ли вспоминать, что было? Меня изнасиловали много раз. Каждый раз за моим отказом признаться следовало новое изнасилование. Страшнее было другое. Несмотря на боль, периодически подступавшие ощущения были настолько сильными, что я не могла удержаться - кончала много раз, тогда у меня напрягались соски, краснело лицо, против своей воли я начинала подмахивать тазом в такт движениям мужчины, а из горла вырывался хриплый стон боли и наслаждения. В эти моменты я слышала унижающий меня, заставляющей чувствовать себя шлюхой, смех мужчин и аплодисменты. Вновь и вновь это ощущение стыда и бессилия, ужаса за собственное тело, за свои чувства. Наконец меня развязали, уже начало сереть, меня оттащили к ручью, вымыли, затем бросили в сарайчик в деревне на мягкое сено, растерли тело водкой, напоили крепким бульоном, затем привязали мои руки к вбитым в землю колышкам, так что я могла ворочаться, но не могла поднести руки к телу. На обнаженное тело набросили попону. Мне в рот влили отвар из трав, по измученному телу прошла приятная теплота, боль потихоньку исчезла, эта заботливость меня страшно испугала, я понимала, что меня хотят подготовить к следующим истязаниям. Видимо в отвар было что-то подмешано, потому что я скоро забылась.

Утром дверь распахнулась, вошли несколько солдат, меня отвязали, помогли подняться, болело между ног, так что я шла широко расставляя ноги. Меня вновь поставили перед герцогом. Он внимательно оглядел меня и спросил - "тебе не надоело? Я предоставляю тебе последний шанс. Пока твое тело еще не непоправимо искалечено". Я отрицательно мотнула головой. Он грустно улыбнулся - "ну как знаешь. Выходит, твоя глупость оказалась сильнее. Эти 2 дня я пытался снять тебя с плахи. Ну, если ты хочешь…" Меня подтолкнули вперед.

Со связанными за спиной руками, я встала под дубовой ветвью, палач несколько раз туго обвязал ужасно тонкой веревкой мои груди у самого основания. Веревка натянулась и я повисла. Все мое тело содрогалось от конвульсий, я висела запрокинув назад голову и истошно крича от нестерпимой боли, в то время как мои груди, неестественно вытянутые под тяжестью тела, были задраны вверх. Мои крепкие груди побагровели, из сосков сочилась кровь, странно, но я их уже не чувствовала, только легкое покалывание, боль переместилась к основанию грудей. Я продолжала висеть, от дикой боли я не могла себя контролировать и вновь обмочилась. Губы, которые я судорожно прикусывала, вздулись и по подбородку сочилась струйка крови. Я почти утратила сознание, когда вдруг мои пятки коснулись земли. Мне дали передохнуть несколько минут. Все это время мне предлагали ответить. Затем меня вновь вздернули за груди. В то время, пока я извивалась в воздухе, палачи установили жаровню и вновь раздули огонь. Один из допрашивавших меня вышел вперед и сказал, "так девочка, игра закончилась, пока тебя еще не изувечили, но если ты будешь молчать… Ты хочешь когда-либо испытывать чувственные наслаждения? Так вот, если ты не заговоришь, ты потеряешь эту возможность. Сейчас мы выжжем тебе клитор. Ну?" Не отвечая, я широко раскрытыми от ужаса глазами, смотрела, как палач достает раскаленные щипцы и подходит ко мне. Меня опустили на землю, раздвинули ноги до предела в стороны. Щипцы медленно поднесли к моему паху. "Ну? Ты подумала? Сейчас последняя возможность передумать. Говори, не будь дурой". Я закусила губы и вдруг волна дикой боли пронзила мое тело, но я не успела испытать ее до конца, провалившись во тьму.

В себя я пришла уже в сарае. Странно, но середины своего тела я не чувствовала, посмотрев вниз я увидела перевязку. Увидев, что я очнулась ко мне подошли двое - "Ладно, девчонка. Можешь отдыхать. Мы уже боялись, что ты сдохла. Ты провалялась так почти весь день". Мне вновь влили в рот настой и вино. Я забылась.

Утром меня вновь вывели к дубу.

"Слушай, тварь, ты мне надоела" - сказал Саг - "признавайся, у меня нет больше времени выносить твои глупости, ну будешь говорить?"

Я грязно выругалась.

Палачи связали мне руки за спиной и продели сквозь них веревку. Она стала натягиваться, вывертывая мне руки. Секунда и я повисла на вывернутых руках. Страшная боль пронзила мои плечи. Я закричала.

Палач невозмутимо подвесил большой камень к моим лодыжкам, раздался хруст, мои руки вывернулись еще сильнее. Я застонала. Крики были настолько сильными, что разносились по округе. Все мое тело было покрыто потом, блестевшим на солнце. Я продолжала стонать. Палач подвесил второй камень к ногам.

НЕАААААААААААААААААААААААААААААААЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ - завопила я, все мое тело сотрясалось от жуткой боли. Мне казалось, что тело разрывается на части. Задыхаясь я простонала - "пожалуйста остановитесь, пощадите, пожалуйста!"

"Говори, сука! Где твои сообщницы? Где? Где?"

"Я не могу сказать Вам" - слышала я как бы со стороны свой ответ, понимая, что это означает: еще большую боль! Мое до предела растянутое тело ждало следующего истязания. Три палача взяли деревянные палки. После знака герцога, они стали бить меня по всему телу - по почкам, тугим ягодицам, грудям, плоскому животу, спине. Я крутилась, как безумная и кричали и кричала. После 10 ударов я потеряла сознание. В лицо мне плеснули ведро воды, я пришла в себя и избиение продолжилось. Мои страдания были бесконечными. Сочетание дыбы и избиения палками было ужасно. Боль сводила меня с ума. Она была сильнее, чем я могла представить. Я не могла управлять собой больше и вновь обмочилась. Мучители только смеялись и после короткой передышки продолжили пытку. Вновь и вновь удары палками разбивали мою волю и мое тело. Я вновь потеряла сознание, они быстро привели меня в чувства и вновь удары. Пытка, длившаяся в течение 2 часов!!! В конце ее я была полностью выпотрошенной. Я теряла сознание 12 раз прежде, чем мучители решили остановиться. Меня развязали и бросили в сарай. Вновь меня подлечивали, чтобы я набралась сил для следующих мучений.

Утром меня вынесли к дубу. Саг потрепал меня по щеке и сказал - "да, ты упрямее, чем я думал. Однако я нашел новый способ разговорить тебя. Ты можешь выдерживать боль сама, а как если смотреть на страдания других?" Он показал рукой. Я взглянула и не поверила своим глазам - там стояла моя лучшая подруга Вероника. Она была обнажена. Я знала, что она была беременной и сейчас видела ее большой живот и груди. Несмотря на это, ее привязали к дереву в обнимку и били розгами, а затем поставили на скамейку и набросили ей на шею петлю. Они натянули веревку, Вероника стояла на носках и хрипела, петля сдавила ей горло.

Услышав слова, обращенные к Веронике - "от признания этой зависит ее собственная жизнь, жизнь твоя и твоего нарожденного ребенка", я сделала знак, что сдаюсь. Я рассказала, что знала о наших людях в городе.

Меня привезли в город, бросили в камеру в цитадели. Когда меня вели туда, солдаты смеялись, "ну вот ты наконец и в королевском замке, куда вы так стремились". Несколько дней я не знала, что происходит. Меня хорошо кормили, перевязали раны и ожоги, поили целебными настоями. Я понимала, что будущее будет страшным, особенно потому, как за мной следили, чтобы со мной ничего не случилось. В один вечер в камеру спустился герцог.

"Не повезло тебе, девочка. Из тех, кого ты назвала, поймали только троих, остальные скрылись. Да и из ваших за все время поймали человек 20. Много трупов - а кому они нужны? Король в бешенстве. В Чернолесье сидят ваши банды и грабят богатые замки и обозы, а выбить их невозможно, по городам затаились. В общем, сама понимаешь, он и слышать не хочет, чтобы тебя помиловали. Завтра вас, всех 4, посадят на колья. Он хочет, чтобы это была примерная казнь, так что ее обставят. Прощай девочка. Жаль, что ты не была на нашей стороне". Он вышел. Я посмотрела в окно, там был закат. И жить мне оставалось только эту ночь.

Утром меня вывели из камеры.

Я и три мои лучшие подруги за совершенные преступления должны были быть посажены на кол. На главной площади города собралась огромная толпа, в самом удобном месте стоял помост, где жалась кучка придворных, все еще бледных от пережитого страха. Они окружали золоченое кресло, где развалился Дтир, наш король, наслаждавшийся каждым мгновением предстоящей казни. В центре площади был выстроен высокий деревянный помост, посреди которого в ряд были установлены четыре остро отточенных осиновых кола. По приказу короля все осужденные были нарядно одеты, во все белое. На мне была белая блузка, завязанная узлом на талии, белые чулки, белые босоножки на высоком каблуке и узенькие белые трусики. В таком виде нас вывели на площадь и мы поднялись на помост.

Здесь, у всех на виду, нас заставили снять трусики и поставили на подпорки, прижав лобками к поверхности кольев. Каждый кол имел пару небольших подножек, рычаг мог двигать их вверх и вниз по специальным пазам. На эти подножки нас и поставили. С помощью рычага их чуть подняли вверх, так чтобы острие кола находилось у нас примерно на уровне промежности. Помощники палача, поддерживая меня за бедра, помогали мне ввести острие кола во влагалище, а затем немного опустили подножки, чтобы кол вошел внутрь достаточно глубоко.

Нас слегка насадили на колья, под мышками обвязали веревкой, что-бы можно было замедлять насаживание на кол, после чего всем собравшимся зачитали приговор. После чего палач по очереди подходил к каждой из нас, спрашивая, готова ли она к казни и, получив утвердительный ответ, откидывал подножки. Последней он спросил меня - "готова ли ты". Я, немного помедлив, кивнула головой и зажмурив глаза, приготовилась к страшной смерти. Подножки моментально ушли у меня из под ног и я всем своим весом села на кол…

Я почувствовала, что что-то заполняет влагалище, затем появилось знакомое чувство боли и наслаждения, как при акте любви. Чувство распирания во влагалище все усиливалось, шершавая поверхность заточенного кола раздражала клитор, я все больше и больше возбуждалась, груди налились, соски стояли, по поверхности кола стекала смазка, неожиданно подступившие ощущения оказались настолько сильными, что я кончила: сквозь мое частое дыхание вырвался хриплый стон наслаждения, грудь покраснела, тело казалось глянцевым от пота. Но раздирание влагалища было все сильнее, началось что-то противное человеческому естеству, мое тело как-бы разрывалось на 2 половины и внезапно страшная, ни с чем не сравнимая боль, которой казалось не может быть на свете, которую казалось невозможно было перенести живой, боль, чувствуемая как невиданный оргазм, то, что казалось никогда не испытывала женщина, величайшее наслаждение пронзила мое тело. Из горла вырвался страшный, пронзительный, не похожий на человеческий хриплый крик боли и счастья. Кол вдвинулся еще дальше, у меня треснули половые губы, острие пронзило матку, я вновь крикнула, еще сильнее, наверно мой крик был слышен во всем городе, новая волна боли и наслаждения прокатилась по телу, которое все выгнулось, крик стал еще более хриплым, как клекот. Краем затуманенного сознания, я услышала слова палача "А закаркала", меня опустили чуть ниже, я повторила свой страшный крик. Внезапно веревку отпустили, мое тело спустилось еще ниже и в промежность уперлась перекладина, прибитая перпендикулярно колу. Она не давала мне спуститься ниже и быстро умереть, пронзенной колом. Я извивалась на колу еще несколько часов, внутри моего лона казалось был разожжен костер. Но не смотря на все, я продолжала видеть своих подруг - перед казнью мне отрезали веки, так, что глаза закрыть я не могла. Мои подруги также извивались на толстых осиновых колах, я слышала их крики, полные боли и наслаждения. Затем в глазах у меня стало темнеть и наступило благостное беспамятство...

………………………………………………….

Как красиво я, уже мертвая, сидела на колу, опустив головку на грудь. И не зря ведь нас одели во все белое - из промежности на кол и на мои обтянутые белыми чулками ноги стекала кровь и капала на дощатый помост с носков моих босоножек. Изо рта и из носа у меня тоже капала кровь, прямо на мою белоснежную блузку…

Техническое описание

Художественное описание

Сажание на кол

Применялась данная казнь ещё в Древнем мире. Была широко распространена на Ближнем Востоке, Средиземноморье и в Древнем Египте. Первые упоминания о ней датируются началом II тысячелетия до н.э. На ассирийских барельефах часто изображались сцены с подобным видом наказаний, вероятно в нравоучительных целях. На кол сажали за аборт и другие особо тяжкие преступления. На ассирийских рельефах можно разглядеть две разновидности экзекуции: прокалывание через грудь и через задний проход.

В Средние века посажение на кол стало одним из основных видов расправы на Ближнем Востоке. Своей страстью к посажению врагов на кол известен Влад Цепеш (Влад Дракула, Влад Колосажатель, Влад Кололюб), превративший эту казнь в действо, отличавшееся особой жестокостью и кровожадностью.

По указаниям палачей жертву насаживали на заостренный кол (иногда заокругленный и смазанный маслом) через анус или влагалище на несколько десятков сантиметров, затем кол приводили в вертикальное положение и под воздействием собственной тяжести тело медленно соскальзывало вниз. Женщины в виду анатомических особенностей умирали от кровопотери сразу. Мучения же мужской половины населения могли продолжаться вплоть до нескольких дней, так как кол, проходя через анальное отверстие, не повреждал жизненно важных органов и жертвы умирали довольно нескоро. Иногда этому способствовали дополнительной горизонтальной перекладиной, не позволявшей телу сползать слишком низко.

Есть документальные подтверждения распространенности казни на территории Руси при правлении Ивана Грозного. В 1614 в Москве был посажен на кол атаман донских казаков Заруцкий. Петр I же именно таким образом расправился с любовником своей сосланной в монастырь жены Евдокии, о чем свидетельствуют рассказы современников императора.

Согласно Риттеру, подобное наказание применяли и жители Южной Африки. Зулусы так наказывали трусливых воинов и ведьм, но их вариант отличался тем, что жертве, поставленной на четвереньки забивали в задний проход несколько палок длиной 30-40 см. и обрекали на мучительную гибель в саване.

Интересный факт:

Разновидностью пытки является китайский бамбук, над которым подвешивали провинившегося. Ростки его были заострены и прорастали довольно стремительно, пронзая промежность и доставляя неимоверные муки на протяжении нескольких дней.

Художественное описание

Любопытный факт: некоторые преступники, приговоренные к сажанию на кол, перегрызали себе язык и вены, или расшибали череп об острый выступ стены. Они выбирали самоубийство, лишь бы не испытывать на себе эту чудовищную казнь. Вы не понимаете, почему они это делали? Тогда смотрите!

Вражескую шпионку, связанную по рукам и ногам, с кляпом во рту, буквально волочат по грязному полу, но она извивается как червь, пытаясь отдалить хотя бы на секунду роковое событие. Один из конвоиров наступает ей на шею тяжелым ботинком, и вынимает кляп. Палач берет осиновую палку, толщиною с запястье подростка, рассматривает ее остро заточенный наконечник, и с садистской улыбкой подносит к лицу обреченной преступницы. Та принимается истерически ругаться и проклинать своих мучителей на языке вражеского государства, лишний раз подтверждая свою вину. Довольный палач берет тяжелый молоток, окунает острие в ведерко с топленым жиром, приставляет кол между ягодиц жалобно скулящей женщины, и начинает забивать его. Душераздирающий крик разрывает легкие и горло несчастной. Кол с каждым ударом входит глубже в полость тела, но палач старается не переусердствовать. Общими усилиями трое экзекуторов устанавливают кол вертикально. Теперь казненная трепыхается на осиновом острие, медленно проседая вниз. Кол прогрызает ее внутренности, и они густым слизистым потоком стекают на землю. Преступница рыдает как младенец, хрипит диким зверем от бессилья, боли и унижения. Она умирает на рассвете, но тело продолжает проседать, до тех пор, пока острие кола не выходит из грудной клетки.

Ещё в XIX и начале ХХ века казнь считалась предпочтительным наказанием по сравнению с тюрьмой, потому что пребывание в заключении оказывалось медленным умерщвлением. Нахождение в тюрьме оплачивалось родственниками, и те сами часто просили, чтобы виновного убили.
В тюрьмах осуждённых не держали - слишком дорого. Если у родственников имелись деньги, то они могли взять своего близкого на содержание (обычно он сидел в земляной яме). Но позволить себе это была способна мизерная часть общества.
Потому главным способом наказания за незначительные преступления (кража, оскорбления чиновника и т.п.) были колодки. Самый распространенный тип колодки - "канга" (или "цзя"). Применялась она очень широко, так как не требовала от государства строить тюрьму, а также препятствовала побегу.
Подчас ради дальнейшего удешевления наказания в эту шейную колодку заковывали несколько заключённых. Но и в этом случае кормить преступника должны были родственники или сердобольные люди.







Каждый судья считал своим долгом выдумать собственные расправы над преступниками и пленными. Наиболее распространёнными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, попавшемуся второй раз рецидивисту другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение.
Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась "осуществить пять видов наказаний". Преступника следовало: клеймить, отрубить руки или ноги, забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение.

В традиции Китая обезглавливание считалось более суровой формой казни, чем удушение, несмотря на то, что удушению свойственны продолжительные мучения.
Китайцы верили, что тело человека - это подарок его родителей, и поэтому возвращать в небытие расчленённое тело крайне непочтительно по отношению к предкам. Поэтому по просьбе родственников, а чаще за взятку, применялись другие виды казней.







Удавление. Преступника привязывали к столбу, вокруг шеи обворачивали верёвку, концы от которой находились в руках палачей. Они медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осуждённого.
Удавление могло длиться очень долго, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю.

"Клетка", или "стоячие колодки" (Ли-цзя) - устройство для этой казни представляет собой шейную колодку, которая была укреплена поверх сплоченных в клетку бамбуковых или деревянных шестов, на высоте примерно 2 метров. Осуждённого помещали в клетку, а под ноги подкладывали кирпичи или черепицу, чтобы затем их медленно убирать.
Палач убирал кирпичи, и человек повисал с шеей, зажатой колодкой, которая начинала душить его, так могло продолжаться месяцами, пока не убирались все подставки.

Лин-Чи - "смерть от тысячи порезов" или "укусы морской щуки" - самая страшная казнь путём отрезания от тела жертвы маленьких кусочков в течение длительного периода времени.
Такая казнь следовала за государственную измену и отцеубийство. Лин-чи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак.






Для преступлений, караемых смертной казнью, и других серьёзных правонарушений, существовало 6 классов наказаний. Первый назывался лин-чи. Эта кара применялась по отношению к изменникам, отцеубийцам, убийцам братьев, мужей, дядей и наставников.
Преступника привязывали к кресту и разрезали или на 120, или на 72, или на 36, или на 24 части. При наличии смягчающих вину обстоятельств, его тело в знак императорской милости разрезали только на 8 кусков.
На 24 куска преступника разрезали следующим образом: 1 и 2 ударами отсекают брови; 3 и 4 - плечи; 5 и 6 - грудные железы; 7 и 8 - мышцы рук между кистью и локтем; 9 и 10 - мышцы рук между локтем и плечом; 11 и 12 - плоть с бедер; 13 и 14 - икры ног; 15 - ударом пронзали сердце; 16 - отрубали голову; 17 и 18 - кисти рук; 19 и 20 - оставшиеся части рук; 21 и 22 - ступни; 23 и 24 - ноги. На 8 кусков разрезали так: 1 и 2 ударами отсекали брови; 3 и 4 - плечи; 5 и 6 - грудные железы; 7 - ударом пронзали сердце; 8 - отрубали голову.

Но был способ избежать этих чудовищных видов казни - за большую взятку. За очень большую взятку, тюремщик мог дать преступнику, ожидающему смерти в земляной яме, нож или даже яд. Но понятно, что такие траты могли себе позволить немногие.