Нас возвышающий обман. Андрей Сергеевич Кончаловский Низкие истины

Недавно на сайте «Богослов.ру» появились две статьи священника Андрея Дудченко о деятельности Литургико-богослужебной комиссии Украинской Православной Церкви. Обе статьи весьма похожи по содержанию, так что мне представляется возможным ответить сразу на обе.

Прежде всего обращает на себя внимание смелость авторского подхода к вопросу. Уже в самой структуре статей (особенно последней) бросается в глаза тот факт, что материалы, отражающие фактическую деятельность комиссии, занимают меньше половины объема статей; все же остальное представляет собой изложение благих пожеланий самого о. Андрея. Он, в частности, пишет: «Было бы хорошо переместить вставку тропаря третьего часа на анафоре…», «Давно ощущается потребность в пересмотре приходского лекционария», «Возможно было бы закрепление в киевском издании Служебника местной традиции соборного служения литургии с открытыми царскими вратами», «Было бы желательно отредактировать текст молитвы «в первый день по внегда родити жене отроча», «Молитвы сорокового дня, содержащие фразы о грехе и скверне рождения, также должны быть пересмотрены в соответствии с духом Евангелия», «Чин таинства Исповеди хорошо было бы дополнить чтением Евангелия».

При этом автор не уточняет, кому было бы хорошо, кем ощущается потребность, кому желательно и кто должен пересматривать – говорит ли он о себе самом или это он решил от лица членов Комиссии. Такое впечатление, что о. Андрей уполномочен кем-то (Синодом, Собором или еще каким-то авторитетным церковным органом) надзирать за деятельностью Комиссии и исправлять ее. Если это так, то ему, видимо, надо было в этом откровенно признаться читателям и вывести всех нас из недоумения. В противном случае возникают два, на мой взгляд, законных вопроса. Первый: почему о. Андрей взял на себя смелость так много писать о собственных пожеланиях, при этом ставя их вровень по значению с деятельностью Литургической комиссии, о которой, собственно, судя по названию и краткому предисловию, и должна была быть написана статья? Второй, еще более серьезный: откуда такое кавалерийское бесстрашие и безапеляционность в отношении к святому святых – к богослужению?

В статьях подвергаются критике практически все аспекты современного богослужения в Русской Церкви: и время совершения его, и устав (автор предлагает введение нового, т.наз. приходского устава), и порядок подготовки к причащению Св. Таин (автора, в частности, не устраивает евхаристический пост), и содержание некоторых молитв и чинов, изложенных в Требнике. Не останавливается о. Андрей и перед таинствами: предлагается изменить последование Анафоры и внести дополнение в таинства исповеди и причащения больных. Причем все эти предложения излагаются не терпящим возражений тоном: «должна быть удалена», «должны быть пересмотрены» и т.п. Отчего же о. Андрею так надоела наша практика богослужения?! Или же статья – не столько плод опытного делания на ниве Христовой, сколько результат разносторонней начитанности автора? Тогда хочется напомнить о. Андрею его собственные слова: «…богослужение – это живое дыхание Церкви как народа Божия. Молитва и вера Церкви взаимосвязаны: любой перекос в одной области ведет и искажению в другой, и наоборот».

Такой резвый наскок на богослужение вполне может повлиять и на молитву, и на веру. То, что предлагает о. Андрей, превышает всякую разумную редакцию или справу. Как мне видится, он недостаточно обдуманно, или даже дерзко, предлагает вносить существенные изменения в сложившуюся богослужебную традицию Русской Церкви.

Почему о. Андрея не волнует распространившаяся практика укорочений служб и треб, причем сокращений иногда настолько грубых, что весь смысл изложенного затемняется? Почему он вспоминает святителя Афанасия (Сахарова), когда говорит о составлении новых чинов и не вспоминает о более важном – о ревностной приверженности святителя к уставу? Почему он хочет создать какой-то новый устав для приходов, а не думает о приближении богослужения к существующему уставу? Очевидно, что о. Андрей не стремится сохранить то, что есть, а исполнен желанием решить проблему отношения (прежде всего своего личного) к богослужению путем изменения самого богослужения. Но насколько обоснован и правилен такой путь? Почему порядок совершения общественных служб и частных треб, не мешавший преподобному Серафиму, святителю Филарету, оптинским, глинским старцам, святителю Афанасию (Сахарову), святителю Луке (Войно-Ясенецкому) и многим другим, вдруг помешал нам? Почему в писаниях их, если и видим недовольство, то недовольство произволом духовенства и уклонением от установленного чина, а не самим чином?

Куда же это мы с кувшиным рылом да в калашный ряд?! В каком сне нам привиделось, что наше поколение, прочитав несколько статей и защитив несколько диссертаций, может на этом основании замахиваться на изменение того, к чему не дерзали прикасаться святые люди и подвижники благочестия на протяжении столетий? Наше поколение, ввалившееся в храм Божий в грязной спецодежде мирского мудрования прямо от комсомольской сохи, журналистского станка и университетского трактора! Мерки-то наши все еще мирские, а так легко дерзаем на духовные высоты! Как это мы собрались многое менять, еще не разобравшись в смысле того, что существует?

Попробуем, впрочем, разобрать основные предложения о. Андрея подробнее.

1. О. Андрей считает неуместным соблюдение поста перед Причащением для тех, кто причащается часто, мотивируя это трудностью исполнения, запрещением канонами Церкви поста в субботу и тем, что духовенство при этом в субботу не постится. Кроме того, обязательная исповедь перед Причащением кажется ему при этих условиях также необязательной и даже вредящей самому таинству в силу наплыва большого количества исповедников и нехватки времени для обстоятельной исповеди.

На мой взгляд, желание отменить пост перед причастием Св. Таин имеет только одну причину – нежелание поститься и подвизаться. Евхаристический пост и исповедь перед причащением Святых Таин являются устоявшейся освященной веками благочестивой традицией и призваны очистить душу покаянием и воздержанием перед тем, как ей соединиться со Христом – что в этом нового, непонятного или неприемлемого, чтобы с этим сражаться? Пост и покаяние не нужны тем, кто не грешит. Мы же, подходя к Чаше, повторяем за священником молитву Иоанна Златоуста: «… Ты еси Христос Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз.» Неосознание причастником своей греховности, своего недостоинства делает Жертву Христову ненужной. Пост и исповедь способствуют покаянному чувству, отмена их ослабляет его. Кроме того, Евхаристический пост не относится к уставным постам, а положен ради личного подвига воздержания для причастника. Пост ради «вины воздержания» в любой день и в любое время позволяется и похваляется канонами Церкви. Продолжительность же и степень этого поста не регламентирована (указанная в Типиконе неделя действительно относится к случаям редкого причащения) и может составлять и один день (или перед воскресеньем пятница плюс суббота – два дня). Тот факт, что Евхаристический пост как правило не относится к духовенству, обусловлен несколькими причинами: и высотой самого сана, и тем, что диакон или священник после службы потребляют дары, и той реальной нагрузкой, которая ложится на священника во время служения литургии и совершения исповеди (если для мирян литургия -это главным образом духовный праздник, то для духовенства это еще и большой труд). Также не согласен я с о. Андреем, что когда происходит наплыв большого числа исповедников и продолжительность индивидуальной исповеди вынужденно сокращается, то таинство тем будто бы профанируется. Действенность таинства зависит не столько от возможности длительно высказываться, сколько от покаянного настроя исповедника («… не обинуяся рцы вся елика содеял еси» – «не обинуяся» здесь главное), а это может быть достигнуто и проникновенным словом пастыря перед общей исповедью, и его молитвой за кающихся. Дело еше в том, что прихожанам, которые часто исповедаются и причащаются, как правило не требуется много времени для исповеди и потому указанная проблема для них не очень актуальна; для тех же, кто исповедуется изредка, отмена обязательной исповеди почти наверняка приведет к утере страха Божия, как это и случилось во многих Поместных Церквях заграницей (в частности, здесь у нас в Америке).

2. Отец Андрей считает целесообразным дополнение чина исповеди чтением Евангелия покаянного содержания по аналогии с чином молебна.

Молебен, как и панихида, представляет собой по структуре сокращенную утреню и оттуда там чтение Евангелия. Исповедь же имеет совсем иной чин. Непонятно, зачем вносить чтение Священного Писания в чин исповеди, если этого чтения там никогда раньше не было – только потому, что нам показалось так лучше? В книге «Пастырь добрый» (о св. прав. О. Алексие Мечеве) рассказывается, что в революционные времена один священник читал Евангелие Богородице на утрене или молебне не так, как указано, а вычитывая все пропущенные строки, включая «низложи сильныя со престол», т.к. ему очень нравились эти слова. Тем более это дополнение в данном случае излишне, что чтение молитв перед исповедью чаще всего происходит перед началом литургии, во время совершения которой читаются и Апостол, и Евангелие. Странно пытаться усилить то, что само по себе достаточно сильно.

3. Отец Андрей считает чтение тропаря 3-го часа излишним и разрывающим смысл Анафоры.

Как известно, молитва «Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа» появилась в нашей литургии по крайней мере в конце 14 века при святителе Киприане. Считать «ошибкой» и «позднейшей вставкой» молитву, которая удержалась в течении 600 (даже, если верить исследованиям Н.Д. Дмитриевского, то и тогда не менее 500) лет, по-моему, немного смело. Церковь, присно водимая Св. Духом, всегда со временем отбрасывала подобные ошибки, случайно вкравшиеся в церковный обиход. Ни епископ Порфирий (Успенский), ни Н.Д. Дмитриевский, ни В.В. Болотов не являлись и не являются непререкаемым церковным авторитетом, хотя и были серьезными учеными. В любом случае в настоящее время мы имеем две равнозначные традиции: славяно-грузинскую, которая включает чтение молитвы 3-го часа во время Анафоры, и греко-восточную, где этого чтения нет. С точки зрения исторической, нет никаких данных, однозначно говорящих о необходимости удаления этого тропаря.

С точки же зрения смысловой, противники чтения этого тропаря с самого начала «бьют мимо цели». Ни один здравомыслящий священник, произнесший молитву «Господи Иже Пресвятаго Твоего Духа…» в последующих словах «и сотвори убо» не обращается к Сыну Божию, а продолжает обращение предыдущих Евхаристических молитв к Богу Отцу. Смысл же молитвы 3-го часа совсем иной – покаянный: священник исповедует перед Господом свое недостоинство совершить такое страшное таинство и просит благодатного укрепления прежде совершения его. Еще в Ветхом Завете первосвященники имели нужду «прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских». Подобное имеет место в чине Крещения, когда после мирной ектении священник читает молитву «…ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене, но презри моя прегрешения в час сей…». Да и в предшествующих Анафоре тайных литургийных молитвах священник приносит словесную жертву «о своих гресех и людских неведениях». Так что и строй получается единый, и смысл единый, похоже только, что о. Андрей не замечает этого смысла.

4. О введении специального приходского устава и приближении времени чинопоследований вечерни и утрени к реальным.

О. Андрей в своих статьях ссылается на святителя Афанасия (Сахарова). Пусть же святой и ответит ему. «Наш Типикон – это вехи на пути молитвенном, указывающие нам протоптанные дорожки, прямо ведущие к цели, дорожки протоптанные и истоптанные святыми угодниками и нашими благочестивыми предками. Зачем уклоняться на иные пути, зачем выискивать новые, когда по этим, как уже изведанным, безопаснее, легче, скорее, с меньшим трудом можно войти в труд всех предшествовавших поколений, пожать то, что уже посеяно иными между прочим и для нас?

В богослужении, в Уставе православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит. Придают им свою умилительность и трогательность…. И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, – это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы ПОКА еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе.

Чтобы научиться понимать смысл уставных предписаний, надо тщательно вникать в Церковный Устав, надо внимательно читать и изучать Типикон, изучать Устав на практике, изучать историю богослужения. Но и этого мало: надо заставить себя, приучить себя по возможности точно до мелочей исполнять Устав. Надо полюбить его. Тогда откроется смысл многого непонятного.

Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь.»

Что же касается утрени и вечерни, то, как известно, « И бысть вечер, и бысть утро, день един». Богослужебный день один и тот же, поэтому данная икономия вполне оправдана. Во время всенощного бдения положено совершать вечерню и утреню вместе, а в остальное время хорошо бы, особенно в сельских монастырях, совершать утреню утром, после полунощницы, но и то, что сейчас имеем, не так страшно. Гораздо хуже, когда и от вечерни, и от утрени в результате сокращений остаются рожки да ножки.

5. О редакции молитв первого и сорокового дня «в соответствии с духом Евангелия».

Кратко скажем, кроме душевной скверны, Церковью признается и наличие скверны телесной (например, в упомянутой выше молитве чина таинства Крещения священник молится: « и омый мою скверну телесную и скверну душевную»). Поэтому и родившая женщина, не согрешившая тем, что родила, все же требует молитв очищения от скверны. Кроме того, по мнению святителя Григория Двоеслова, очищения требует не столько телесная нечистота, сколько предшествовавшее зачатию услаждение плоти и страстное соитие. Здесь вопрос достаточно тонкий: с одной стороны, «честна женитва и ложе нескверно», а с другой стороны в брачной жизни имеется момент страстности.

6. Предложения же открыть Царские Врата, убрать иконостас и ввести новый порядок пения в храме, подражая древней Церкви, весьма не новы и на них уже многократно и многими было отвечено. То, что алтарь оказался отделенным от молящихся иконостасом и царскими вратами, вовсе не является историческим недоразумением, а вполне промыслительно с духовной точки зрения. Как раз сейчас, когда в Церковь приходит множество людей, воспитанных вне духовных традиций, им вовсе не полезно всегда видеть то, что происходит в алтаре. Да и что толку с того, что у католиков, например, алтарь вполне открыт для обозрения – прибавилось ли у людей от этого благочестия или хотя бы повысился интерес к богослужению? Современная статистика говорит об обратном. Подражание древней Церкви достигается не введением революционных перемен в храме Божием, а тем, к чему призывает Апостол: «ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере (их)». Вообще удивительны попытки о. Андрея все время причесать нас то на древний, то на греческий манер; похоже, главное, что ему не по душе, – это традиция Русской Церкви. Между тем, если бы он пытался не бороться, а скорее разобраться в ней, то, дерзаю думать, увидел бы, что духовные традиции и древней Церкви, и византийского периода, во всяком случае, в области устава богослужения из всех Поместных Церквей, наверное, в Русской сохранены наилучшим образом. Так что еще неизвестно, кого в соответствие с кем надо приводить.

И еще об одном. Научное богословие развивается весьма стремительно и серьезные исследования в различных областях становятся легко и быстро доступными. Тем не менее, научное исследование – это чаще всего плод деятельности одного, пусть даже гениального, человеческого ума. Церковная же традиция – это как правило выражение освященного благодатью соборного разума Церкви. Поэтому, если литургическое, историческое или иное какое исследование противоречит тому, что принято в Церкви, то, возможно, не следует торопиться на этом основании немедленно призывать к переменам – следующее открытие может опровергнуть предыдущее. «Ученые мнения друг от друга отличаются и друг другом исключаются, на каждое всегда приходится больше противных, чем согласных». . То, что нам в жизни Церкви кажется несуразным, излишним, «анахронизмом, смешанным с невежеством», не всегда таковым является. Когда Вяземский, издавая «Онегина», указывал в письме Пушкину на якобы найденные им ошибки, Пушкин отвечал: «душа моя, печатай как есть». О тех «несуразностях», которые так легко находятся нашими реформаторами в богослужении, уместно, думаю, было бы сказать иными пушкинскими словами: «Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман». Достоевский то же выразил несколько иначе: «Правда выше газетного факта», а один ныне здравствующий архиерей, услышав о попытках внести изменения в порядок освящения Даров на литургии Василия Великого, сказал: «лучше я со всей Церковью буду ошибаться, чем с одним умником окажусь правым».

На сайте «Киевская Русь», редактором которого, как я понимаю, является о. Андрей, есть надпись « для тех, кто хочет верить разумно». Мы вполне согласны верить разумно, но прежде хотим поверить сердечно, ибо оторванный от сердца ум может очень быстро и далеко увести нас от Истины. Собственно, в этом – мое основное опасение и в этом основное мое возражение статьям о. Андрея.

Дудченко Андрей, священник. Анализ концепции деятельности Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде УПЦ (на сайте bogoslov.ru 27 ноября 2009).

Дудченко Андрей, священник. В Украинской Православной Церкви всерьез занялись исправлением богослужения (11 декабря 2009)

Мне когда-то пришлось быть свидетелем того, как священник, спеша к началу литургии закончить таинство Крещения, опустил значительную часть огласительных молитв и после слов «отрицаеши ли ся сатаны и всех дел его…», не повторяя их и опустив все последующее, включая слова «сочетаваеши ли ся Христу?», перешел прямо к следующим словам: « и веруеши ли Ему?» Батюшка так спешил, что и не заметил убийственного сочетания произнесенных им фраз.

Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу правослвной Церкви. СПб 1995, с. 21-26

Свт. Григорий Палама. Триады в защиту безмолвствующих. М., 1995 с.8

А. Пушкин о Наполеоне. "Низкие истины", справедливость или милосердие и любовь?

В стихотворении «Герой» А. С. Пушкина есть такие строки:




Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...

1. Казалось бы, поэт проклинает «правды свет» и «истинам», пусть и «низким», предпочитает «возвышающий», но всё-таки «обман», нет ли в этом какого-то кощунства, предосудительности, неправильности?
Великий поэт по-христиански абсолютно прав.

Тьма низких истин: обвинения, пересуды, сплетни, осуждение, презрение и осмеяние «светом» людей, совершивших нечто «неприличное» с точки зрения высшего общества, поэту глубоко отвратительна. Лишение обществом осмеянного, униженного человека даже гипотетической возможности на благородный возвышенный порыв, поступок, А.С. Пушкин считает низким и оскорбительным. Он и сам не раз сталкивался с враждебной холодностью, насмешками и сарказмом «высшего света» по самым разным поводам. И, быть может, это, в конечном счёте, стало причиной смерти Великого Поэта, отвергнутого, осмеянного и несправедливо осуждённого "высшим обществом" за защиту им своей чести и достоинства.

Поэт своей возвышенной, отзывчивой душой чувствует, что это неправильно, не по-христиански. А.С. Пушкин предпочитает видеть в человеке лучшее, даже если он не совершил ничего доброго. Поэт хочет верить и верит, что каждый человек способен на самоотверженность, любовь, милосердие, пусть общество называет такую веру «обманом», но это «возвышающий обман». Обличение, осуждение в грехах, он называет «низкими истинами», ему дороже «нас возвышающий обман», то есть, он хочет видеть и видит в человеке его достоинства, пусть и не проявленные. Он хочет возвышать человека, а не уничтожать и принижать его упрёками и обличениями.

Вспомним: Господь БОГ, зная всеобщую греховность людей, вразумляет и наказывает нас как непослушных детей, но и говорит нам: «вы – боги», «Будьте святы, как Я Свят».
"...нет человека, который не грешил бы" (3 Цар 8:46)
"Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы" (Пс. 81: 6)
"...святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш". (Лев 11, 44.)

Казалось бы, ну какие же мы "боги", мы - погрязшие в страстях и соблазнах века сего немощные грешники? Но БОГ знает, что ОН заложил в нас СВОЙ Образ - Божественное Семя, и мы можем и должны, несмотря ни на что, стать святыми, совершенными, Богами.
БОГ возвышает человека, поднимает его, возвращает его самоуважение и достоинство.

ХРИСТОС, когда фарисеи собрались убить блудницу, забросав её камнями, сказал: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 11).
Милосердие Божье выше и сильнее Божьей справедливости. Так должно быть и у людей.

2. В этом стихотворном диалоге о Наполеоне А.С.Пушкин восхищается не величием полководца, не героическими сражениями и победами, ни высоким положением в обществе и его славой, а только одним фактом его биографии - однажды Наполеон посетил чумной барак и, ободряя умирающих воинов, пожимал руки смертельно больным людям, рискуя своей жизнью. И этим Император, несомненно, явил смелое и милосердное сердце.

Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней... он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость... Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой...

Не безрассудная смелость Наполеона восхищает поэта, а желание прославленного полководца «ободрить угасший взор» смертельно больных людей. Пушкин убеждён, что уже за это он «будет небу другом», к чему бы не приговорил его земной суд. Конечно, за миллионы погубленных жизней на поле брани диктатор и полководец должен поплатиться, и вряд ли избежит ада. Но, как знать, быть может эти муки не будут вечными, и он, как разбойник на Кресте, за это малое доброе дело будет помилован. Добрые дела в аду не горят!

Вспомним слова ХРИСТА: «Тогда скажет царь тем, которые по правую сторону его: приидите, благословенные отца моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был странником, и вы приняли меня; был наг, и вы одели меня; был болен, и вы посетили меня; в темнице был, и вы пришли ко мне». (Мф.25, 34-36)

Когда великий полководец был на вершине славы, "высший свет" боготворил, восхвалял Наполеона и преклонялся перед ним, но когда тот потерпел сокрушительное и заслуженное поражение от русских воинов, "высшее общество" безжалостно, со злорадством и злословием низвергло его с пьедестала обожания. Тогда же появилась фальшивка, что, якобы, случай в чумном бараке вымышлен. И завистливый, холодный, праздный "свет" был несказанно обрадован совершенному «развенчанию» героя, лишив его и этого, действительно бывшего достойного поступка.

Друг в стихе указывает поэту на, якобы, отсутствие факта, которым тот восхищался: «Мечты поэта - Историк строгий гонит вас! И где ж очарованье света!» Но Пушкин не верит и не желает такой «правды» и «низких истин», он восклицает:

Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...

«Оставь герою сердце!» Лишить героя сердца, милосердия, значит признать, что он – бесчувственный тиран. Пушкин не хочет в это верить! Участь тирана ужасна, его ожидает страшная вечная кара. Поэт не желает этого никому. И его чувства не обманывают, были минуты милосердия и у ожесточённого битвами и властью Императора Наполеона.
Но если даже к такому злодею А.Пушкин проявляет милосердие, то тем более старается увидеть доброе в других людях. Но жизнь его часто убеждала в обратном, и тогда в порыве горячего сердца с его уст слетали слова гнева, возмущения, негодования и отчаяния.

3. Тем ни менее, Поэт всегда призывал «милость к падшим» и желал оправдания их перед людьми и БОГОМ! Он пишет: «Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман...» И он по-христиански прав!

Вспомним Евангельское – «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7, 1-2) « Не злословь брата твоего, даже если ты видишь его преступающим все заповеди. Иначе сам впадешь в руки врагов твоих» (Антоний Великий).

Милосердие выше справедливости! Любовь не требует справедливости и возмездия, она хочет оправдания ближних, а не обличения и осуждения их. Она есть высшая Истина, Ибо ХРИСТОС-БОГ есть Путь, Жизнь, Истина и Любовь.

Христианский БОГ – это БОГ Любви, а «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (Кор.13, 4-8)
«Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16)

Великий поэт ощущал, чувствовал, знал любовь, жил ею и пребывал в любви, и БОГ был в нём.

«Герой» Александр Пушкин

Что есть истина?

Да, слава в прихотях вольна.
Как огненный язык, она
По избранным главам летает,
С одной сегодня исчезает
И на другой уже видна.
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык;
Но нам уж то чело священно,
Над коим вспыхнул сей язык.
На троне, на кровавом поле,
Меж граждан на чреде иной
Из сих избранных кто всех боле
Твоею властвует душой?

Все он, все он - пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.

Когда ж твой ум он поражает
Своею чудною звездой?
Тогда ль, как с Альпов он взирает
На дно Италии святой;
Тогда ли, как хватает знамя
Иль жезл диктаторский; тогда ль,
Как водит и кругом и вдаль
Войны стремительное пламя,
И пролетает ряд побед
Над ним одна другой вослед;
Тогда ль, как рать героя плещет
Перед громадой пирамид,
Иль, как Москва пустынно блещет,
Его приемля, - и молчит?

Нет, не у счастия на лоне
Его я вижу, не в бою,
Не зятем кесаря на троне;
Не там, где на скалу свою
Сев, мучим казнию покоя,
Осмеян прозвищем героя,
Он угасает недвижим,
Плащом закрывшись боевым.
Не та картина предо мною!
Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней… он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость… Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой…

Мечты поэта -
Историк строгий гонит вас!
Увы! его раздался глас, -
И где ж очарованье света!

Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…

Утешься……..

Анализ стихотворения Пушкина «Герой»

Болдинская осень стала для Александра Пушкина не только серьезным испытанием чувств, но и одним из самых плодотворных периодов творчества. В этот момент происходит переосмысление многих жизненных ценностей, и поэт начинает воспринимать многие исторические события в другом ракурсе. Положение Пушкина в обществе нельзя назвать стабильным. Несмотря на то, что он получил поддержку самого императора, отношения с власть имущими у поэта складываются достаточно противоречиво. Раздумывая над тем, что же происходит на самом деле, в сентябре 1830 году Пушкин публикует стихотворение «Герой», в котором пытается ответить на простой и, одновременно, довольно сложный вопрос: кого можно считать избранными мира сего?

Стихотворение построено в форме диалога поэта с неизвестным другом. Причем, беседа больше напоминает спор, в котором обличителем выступает таинственный незнакомец. Именно он укоряет Пушкина в том, что все нынешнее поколение молодых бунтарей отдает дань уважения лишь тем, кто овеян славой. «За новизной бежать смиренно народ бессмысленный привык», — отмечает собеседник поэта. Действительно, именно толпа создает себе героев, очень часто приписывая им поступки и мысли других людей . Именно поэтому поэт задается вопросом о том, кто же действительно властвует его душой, и для кого в ней отведено почетное место настоящего героя?

В итоге пот приходит к выводу, что ни полководцы, ни великие воины не вызывают в нем столь огромного уважения, как «пришлец сей бранный, пред кем смирилися цари». В первую очередь, Пушкин имеет ввиду декабристов, которые смогли вызвать панический страх у правительства. Однако если учесть, что в этот период Пушкин активно увлекается историческими исследованиями и параллельно работает над прозой, то можно предположить, что автор проводит параллель и со многими другими русскими героями, среди которых – Степан Разин и Емельян Пугачев. Таким образом, героем для поэта становится тот, кто пытается восстановить справедливость, и нередко делает это ценой собственной жизни. Пушкин подчеркивает, что такому герою уготована незавидная участь, ему не стать знаменитым полководцем и не занять царский трон. «Одров я вижу длинный строй, лежит на каждом труп живой», — отмечает поэт. Это означает, что все те герои, попытавшиеся бороться за счастье других, были беспощадно уничтожены. Однако автор убежден, что «тот будет небу другом, каким бы ни был приговор», намекая на то, что время всех нас рассудит, и имена истинных героев останутся не только в истории, но и в памяти людей.

Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман
Из стихотворения «Герой» (1830) Л. С. Пушкина (1799-1837):
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...

  • - горная вершина в Шатойском районе Чечни; расположена в 3-х км к юго-востоку от селения Улус-Керт. Высота – 705 метров. Ороним переводится с вайнахского, как «женская вершина»...

    Топонимический словарь Кавказа

  • - тампонажный портландцемент, предназначенный для применения при температуре от минус 5 до плюс 15°С. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - направление политики фирмы, которое связывает достижение конкурентных преимуществ с обеспечением более дешевого производства и сбыта продукции...

    Большой экономический словарь

  • - политика фирмы, основанная на снижении издержек производства и обращения товара...

    Экономический словарь

  • - экономическая политика, основанная на снижении издержек производства и обращения товара...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - средневековое учение об автономности истин философии и теологии, могущих вступать в противоречие друг с другом. Связано с проникновением аристотелизма в средневековую культуру...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Нас возвышающий обман. Ср. Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман. Оставь герою сердце! Что же, Он будет без него? тиран! А.С. Пушкин. Герой. 1830. Ср. "Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю"...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - см. Тьмы низких истин мне дороже / ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - тьм"ы т"...

    Русский орфографический словарь

  • - Тьмы низкихъ истинъ мнѣ дороже Насъ возвышающій обманъ. Ср. Тьмы низкихъ истинъ мнѣ дороже Насъ возвышающій обманъ. Оставь герою сердце! Что-же, Онъ будетъ безъ него? тиранъ! А. С. Пушкинъ. Герой. 1830...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Устар. Книжн. Дьявол, сатана. Мне казалось, что в тебя поселился дух тьмы, сомнения, смущения, боязни. Дух отрицания, безверия и тьмы!.. Тебя ли снова видим мы. Врага и правды и святыни! ...
  • - ТЬМА ТЕМ. Устар. Экспрес. То же, что Тьма тьмущая. Сторонка Русь крещёная, народу в ней тьма тем. ТЬМЫ ТЕМ. злых пожеланий и проклятий летели сюда на эти звуки...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 сатана...

    Словарь синонимов

  • - сатана, враг рода человеческого, мефистофель, князь тьмы, отец лжи, падший ангел,...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 амлодипин...

    Словарь синонимов

"Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман" в книгах

Нас возвышающий обман

автора Ревич Юрий Всеволодович

Нас возвышающий обман

Из книги Запрограммированные автора Ревич Юрий Всеволодович

Нас возвышающий обман Так что – выходит, мы все роботы, зомби, которые вынуждены следовать зашитым в них программам, и ни шага в сторону? А как же все достижения цивилизации – все эти добро и зло, гуманизм и права человека, демократия и пацифизм? Но не все так печально –

3. ПОЭЗИЯ КАК ВОЗВЫШАЮЩИЙ ОБМАН

Из книги Этика Преображенного Эроса автора Вышеславцев Борис Петрович

3. ПОЭЗИЯ КАК ВОЗВЫШАЮЩИЙ ОБМАН Перейдем теперь ко второй части поставленного выше вопроса, к «фантастичности» сублимирующих образов. Для неверующего, напр. для Ренана, образ Христа, и особенно Христа* Точнее сказать, творческая энергия, имеющая своею конечною целью

I. Теория низких жанров

Из книги Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа автора Павлов Александр В.

I. Теория низких жанров

Получение низких температур

Из книги Движение. Теплота автора Китайгородский Александр Исаакович

Получение низких температур Существенного уменьшения температуры можно достигнуть разными способами. Но идея всех способов одна и та же: надо заставить тело, которое мы хотим охладить, затратить свою внутреннюю энергию.Как же это сделать? Один из способов – заставить

Страна низких дверей

Из книги За кормой сто тысяч ли автора Свет Яков Михайлович

Страна низких дверей Чжаньчэн - китайское название царства Тьямпы, которое в начале нашей эры возникло на землях тямских племен и заняло южную часть Вьетнама. Выше упоминалось, что царство это, так же как и соседняя Камбоджа, находилось в сфере индийского

Нас возвышающий антиамериканизм

Из книги Путин. Россия перед выбором автора Млечин Леонид Михайлович

Нас возвышающий антиамериканизм Смена караула в Белом доме после очередных президентских выборов помогла восстановить рабочий ритм взаимоотношений Москвы и Вашингтона. Команда президента Барака Обамы предложила «перезагрузку» - строить отношения с чистого листа,

Нас возвышающий обман

автора Серов Вадим Васильевич

Нас возвышающий обман см. Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий

Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман Из стихотворения «Герой» (1830) Л. С. Пушкина (1799-1837): Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман... Оставь герою сердце! Что же он будет без него?

Фильтры низких частот

Из книги OrCAD PSpice. Анализ электрических цепей автора Кеоун Дж.

Фильтры низких частот В качестве небольшого вступительного обзора рассмотрим RС-фильтр низкой частоты, показанный на рис. 4.1, а. Параметры элементов: R=100 кОм, С=1 нФ и V=1?0°B. Выходной сигнал V(2) снимается с конденсатора. Входной файл для этой схемы предусматривает построение

Нас возвышающий обман

Из книги Литературная Газета 6329 (№ 25 2011) автора Литературная Газета

Нас возвышающий обман Новейшая история Нас возвышающий обман КНИЖНЫЙ РЯД Вишленкова Е. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 384 с.: ил. – 2000 экз. Бывают обманы более истинные, чем таблица

Чернозем дороже нефти Чернозем дороже нефти Нина Зайцева 20.02.2013

Из книги Газета Завтра 951 (8 2013) автора Завтра Газета

29 «Благословен Бог, возвышающий смертных еще с телом до жительства бесплотных»

Из книги Выражение монашеского опыта автора старец Иосиф

29 «Благословен Бог, возвышающий смертных еще с телом до жительства бесплотных» Бог идеже хощет, побеждается естества чин, и хотящий понести крест Христов побеждает собственное естество. Величайшая воистину сила и благодать святого и ангельского монашеского

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. Здесь говорит Сам Господь.Мир - по-евр.: tevel, собств. земной

Протоиерей Александр Шмеман Возвышающий себя, унижен будет…

Из книги Помоги, Господи, изжить гордыню автора Автор неизвестен

Протоиерей Александр Шмеман Возвышающий себя, унижен будет… Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия – это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в Своем учении, в Своем общении с народом. Поразительно же в этих притчах, что,

Я лгу тебе, ты лжешь невольно мне,

В.Шекспир

Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман.
А.С. Пушкин

Правдивый человек в конце концов приходит
к пониманию, что он всегда лжет.
Ф. Ницше

Людям вообще не нужна правда. Им нужно вранье.
А.Приставкин

Среди множества причин моей нелюбви к утопии и идеологии я особо выделяю запредельное упрощение, примитивизацию, вульгаризацию мира, жизни и человека. Как ученый и философ, я отдаю себе отчет не просто в их грандиозном многообразии, космической по масштабам, глубине, многоуровневости, но в совершеннейшем внутреннем единстве, казалось бы, взаимоисключающих начал. Еще - во внутренней необходимости фантастического многообразия всего существующего, от элементарных частиц до галактических систем. Поэтому чуть ли не с младых лет я испытываю настоящую идиосинкразию по отношению к идеологиям и партиям, подменяющим это многообразие и это единство кличами, рассчитанными на идиотов.

По большому счету, даже очевидные противопоставления добра и зла, правды и лжи, счастья и несчастья, силы и слабости, оптимизма и пессимизма, ангельского и бесовского, здоровья и болезни, любви и ненависти - представляются мне далекими от реальности «играми ума», потому что мир, жизнь и человек - всецело заключены между этими антиномиями, но не сводятся к диалектическим вывертам или взаимоисключающим противоположностям.

Со времен древнеримского поэта-лирика Катулла в искусство и философию вошло понятие «оdi et amo»:

Odi et amo. Quare id faciam fortasse requiris.
Nescio, sed fieri sentio et excrucior.

(Ненавижу - и всё же люблю; как - не знаю,
Но творится такое в душе, и терзает, и мучит меня).

Та же мысль о "любви-ненависти" в разных вариациях присутствует у многих древних авторов - Анакреонта, Теофраста, Плутарха, Теренция, Марциала, ярко свидетельствуя не только о сложности человеческих чувств или глубинной взаимосвязи противоположностей, но о более глубоких материях - очищении через страдание, бескрайних проявлениях свободы, искуплении через распятие, также обыгрываемом в другом стихотворении Катулла.

Феноменом правды и лжи я заинтересовался, когда понял, что самые наглые лжецы - это так называемые «правдолюбцы», утверждающие, что всегда и везде говорят исключительно правду. А, заинтересовавшись, узнал следующее: хотя ложь, обман, криводушие, лицемерие, фальшь, двуличие, притворство всегда и везде сопряжены исключительно с негативными коннотациями, их распространенность при общении людей зашкаливает. Согласно многочисленным психологическим экспериментам, практически все без исключения люди прибегают к разным формам обмана, причем среднестатистический человек врет три раза за десять минут разговора. (http://nnm-club.me/forum/viewtopic.php?t=608891)

«При общении человек постоянно прибегает к обману. Достаточно прочитать пару пьес Шекспира, чтобы убедиться в этом», - писал биолог Университета Дьюка Стивен Новики.

Существует даже такое мнение, что социум не мог бы нормально функционировать без существования лжи: представьте себе, как складывались бы человеческие отношения, если бы каждый из нас говорил другим в лицо то, что он действительно о них думает.

Родители обманывают своих детей, чтобы скрыть от них вещи, к которым дети, по их мнению, еще не готовы. Родители должны знать, что строгость их наказания - один из важнейших факторов, определяющих, будут их дети признаваться или нет. Так же точно и дети, подрастая, скрывают от своих родителей то, что считают недоступным родительскому пониманию. Уже среди детей встречаются патологические лгуны, обманывающие всегда и без повода. Лгут друг другу приятели, преподаватели и студенты, врачи и больные, мужья и жены, свидетели и присяжные, адвокаты и их клиенты, продавцы и покупатели. По этому поводу есть даже фильм Сидни Поллака «Паутина лжи».

Обман имеет глубокие биологические корни, ибо значительная часть жизни подчиняется принципу: не обманешь - не выживешь. В 1883 году натуралист Джордж Роменс написал книгу «Эволюция ума животных», в которой описал повадки спаниеля-вруна. Ныне написаны сотни книг о грандиозном количестве приемов, к которым прибегают самые различные животные для получения пищи или в целях стратегии выживания. Ученые полагают, что обман поощряется естественным отбором.

Искусство обмана демонстрируют насекомые, ракообразные, лягушки, птицы, причем обман становится все более изощренным по мере эволюции жизни. Здесь животный мир выработал много приемов обмана - от ложных сигналов или танатоза до мимикрии, которую ученые называют матерью лжи. Неядовитые бабочки переняли у своих ядовитых сородичей рисунок крыльев для отпугивания птиц. Цветочный богомол и муравьежук подделываются под муравья, чтоб увеличить шанс выживания. Другой вид богомолов подделывается под орхидею, чтоб ловить летящих к цветку насекомых. Членистоногие и ужи прибегают к танатозу - симулированной смерти, служащей спасению. Зеленые лягушки способны блефовать, понижая голос, потому что таковы звуки, издаваемые крупным самцом и отпугивающие лягушек, желающих завладеть чужими территориями. Некоторые осьминоги научились изображать ядовитую актинию, ядовитую камбалу или змею, чтоб избежать неприятностей. Подобных приемов мимикрии и обмана в мире животных не счесть.

Один из пионеров психологии лжи Пол Экман пишет: «Положение, что ни в каких человеческих отношениях не должно быть лжи, слишком примитивно. Также не утверждаю я и того, что всякий обман должен быть обязательно разоблачен. В советах обозревателя Энн Ландерс своим читателям говорится, что правдой порой пользуются, как дубиной, причиняя жестокую боль. Ложь тоже может быть жестокой, но не всегда. Иногда ложь бывает человеколюбивой, порой даже вне зависимости от намерений лгущего». И еще: «Легко назвать неискреннего человека лжецом, если он вам отвратителен, но трудно использовать это слово по отношению к человеку, который, несмотря на свою явную лживость, нравится вам или вызывает у вас восхищение».

В большом количестве случаев ложь не вызывает даже чувства вины из-за своей мелочности или если жертва обмана тебе неприятна и исповедует другие ценности. Здесь уместно упомянуть формулу Егора Холмогорова "Если надо будем врать всем народом", упавшую в России на благодатную и хорошо унавоженную почву.

Почему так происходит? Дело в том, что со времен Фрейда известно, что все люди погружены в бездну самообмана и сделали его твердыней самозащиты. И если, как я выяснил в работе «Жизнь как самообман» назвать жизнь правдивой значит оскорбить и жизнь, и правду (), то ложь по отношению к другим очень часто связана с потребностью привлечь к себе внимание или даже внушить другим чувство уважения к своей личности. Часто ложь соединяется с чрезмерно возбудимой и незрелой фантазией и моральными дефектами (нарциссизм, психопатизм и социопатия). (https://ru.wikipedia.org/wiki/ - cite_note-16#cite_note-16)

Люди обманывают друг друга по множеству причин: чтобы обхитрить, отстоять свою выгоду или интерес, показаться умнее, они лгут от стыда, бесчестия или безысходности, из за внутренних страхов, комплексов или неустроенности, врут для самозащиты, обманывают, дабы не причинять боль или наоборот, таким образом можно отвязаться от общения с кем-то, кто тебе неприятен, одурачить или разыграть далеких и близких, а во многих случаях - люди врут просто из любви к искусству или по привычке.

Количество разновидностей обмана бесконечно: ложь во спасение или во благо, желание оградить жертву обмана от неприятностей, умолчание, недоговорка, искажение, сокрытие, «забывчивость», блеф, надувательство, мошенничество, недостоверная информация, дезинформация, манипулирование, двусмысленность, сообщение правды в виде обмана, ложь тому, кто хотел быть обманутым, полуправда, увертка, притворство, фальсификация, подмена понятий, лжесвидетельство, клевета, подтасовка или подмена фактов, неумышленная ложь, страх разоблачения, зомбирующая ложь, манипуляция, астротурфинг, фейк, зомбаж, прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение, тонкая ложь (опускание важных деталей), патологическая лживость, детская ложь, деликатная ложь, превознесение, невольный обман - это только малая толика способов ввести в обман ближнего своего… Говорят также, что есть ложь дозволенная и не дозволенная, целительная и смертельная. Скажем, если спасатели не говорят раненому мальчику, что его родители погибли при крушении самолета, можно ли это вообще расценивать как ложь?..

Ложь часто лежит в основе преуспеяния или заинтересованности в успехе, делания карьеры, «большой политики», боязни разоблачения, стыда за содеянное. Существует даже восторг надувательства, приносящий положительные эмоции в случаях отмщения или самодовольного презрения к жертве.

Политики могут не испытывать угрызений совести по поводу того, что превращают население в пушечное мясо ради ущербной идеи, врачи обманывают пациентов, если уверены, что это делается для пользы последних, священники, следуя обету тайны исповеди, скрывают сделанное преступником признание, не испытывая никаких угрызений совести.

Отношения любовников - еще один пример обмана, в котором обе стороны, объединившись, поддерживают ложь друг друга. Вот что писал по этому поводу Вильям Шекспир:

Когда клянешься мне, что вся ты сплошь
Служить достойна правды образцом,
Я верю, хоть и вижу, как ты лжешь,
Вообразив меня слепым юнцом.
Польщенный тем, что я еще могу
Казаться юным правде вопреки,
Я сам себе в своем тщеславье лгу,
И оба мы от правды далеки.
Не скажешь ты, что солгала мне вновь,
И мне признать свой возраст смысла нет.
Доверьем мнимым держится любовь,
А старость, полюбив, стыдится лет.

И кажется, довольны мы вполне!

Поскольку чем выше ставка, тем сильнее боязнь разоблачения, ложь имеет тенденцию инфляции (грандиозного роста) при движении по социальной лестнице снизу вверх, так что мелкие лгунишки выглядят порядочными и добродетельными людьми по сравнению с «великими политиками».

Достоинство - это не про нас. Все знают, что им врут. И все одобряют эту ложь. Но это чревато тем, что в час «х», дабы оправдаться перед самими собой, главных лжецов распнут… https://www.youtube.com/watch?v=atbtrN10MDA

И последнее. А.П.Чехов писал: "Тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу".
Человек, который систематически врет, намного сильнее подвержен стрессу, а, значит, ложь сказывается на здоровье. Где чрезмерно лгут, там плохо живут...

В.ВОЙНОВИЧ О ЛЖИ

Я ссылался на высказывание человека, испытавшего на себе методы дознания немецкого гестапо и советского НКВД. Он говорил, что методы у тех и других были похожи, но разница в том, что в гестапо, пытая человека, добивались правды (признаться, что он еврей, коммунист или шпион), а в НКВД - лжи (признаться, что вредитель или шпион, не будучи ни тем, ни другим).
Советская ложь отличалась тем, что распространялась во все стороны. Власти лгали народу, народ лгал власти и властью был к тому поощряем. Власти требовали и получали с мест лживые репортажи о трудовых достижениях, экономических успехах и преданности народа партии, правительству и лично товарищу Сталину. Сами ложь заказывали, сами ей верили, на ней основывали свое представление о жизни страны и строили планы на будущее. Но если находился человек, пытавшийся донести до начальства правду о том, что происходит в той или иной области, он имел за это большие неприятности, получал выговор, исключение из партии, увольнение с работы, тюремный срок, а при Сталине даже и пулю в затылок.
Закрытость позволяла советской власти лгать, клеветать на тех, кого она, часто без всяких оснований, объявляла своими врагами, уничтожать их, держать народ в страхе, нищете, неведении и убеждать его, что он живет лучше всех, а если и есть в его жизни какие-то проблемы, так это все от этих, уничтоженных и оболганных.
Все тоталитарные режимы держатся на насилии, страхе и лжи, но советская власть в этом отношении превосходила всех, сколько-нибудь с ней сравнимых. Ни один режим не уничтожал собственных граждан в таких количествах и настолько ни за что, как советский, и ни один не был настолько же лжив.
Каким бы несокрушимым ни казался любой режим, но если он лжет самому себе, то сам в конце концов от лжи и погибнет. Эта истина вполне очевидна, но правители тоталитарного толка пренебрегают ею, полагая, что конец концов наступит когда-нибудь после них. А при них ложь является основной подпоркой их власти.

АННА ГРИНЕВСКАЯ О ЛЖИ:

Наше государство основано на сокрытии правды, искажении правды, мифологизации правды и всемерного укрепления института лжи. Эволюция кривды, как формы существования российского государства, продолжается безостановочно. Мы имели дело с ложью царских времен, с ложью советской эпохи, и теперь живем среди лжи нынешней. Печальный парадокс в том, что ложь исказить нельзя, а верят ей куда охотней, потому что она льстит, подмазывается, угождает. Совершая в итоге самое страшное - превращая правду в наказание. В возмездие. Неумолимое возмездие.

АФОРИЗМЫ И СТИХИ О ЛЖИ

Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны (Лао Цзы).
Они сначала избирают для себя любимый предмет, а потом желают, чтобы он был истиной, и так как не желают обманываться, то и не верят, что обманулись. Не желая обманываться и желая обмануть, они любят истину, которая открывается сама в себе, и ненавидят ее, когда она раскрывает им их самих (Блаженный Августин).
Но когда мы ищем границы истины и лжи, мы неизменно обнаруживаем, что всегда и все верят еще более странным вещам, чем те, которые отвергают (М. Монтень).
Истина - удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно (Б. Грасиан).
Самая опасная ложь - слегка извращенная истина (Г. К. Лихтенберг).
Привычка во многих случаях - скверная штука; она повинна в том, что несправедливость считают справедливостью, заблуждение - истиной (Г. К. Лихтенберг).
Принято думать, что между крайними точками лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема (И. В. Гёте).
Если хочешь одурачить мир, скажи ему правду (О. Бисмарк).
Соврешь - до правды дойдешь! Потому я и человек, что вру. Ни до одной правды не добирались, не соврав наперед… Ты мне ври, да ври по-своему, и я тебя тогда поцелую (Ф. М. Достоевский).
Никогда не говори правду людям, недостойным ее (М. Твен).
Убежденность опасней для истины, чем ложь (Ф. Ницше).
Дело не обязательно будет правым только потому, что кто-то отдал за него жизнь (О. Уайльд).
Наказание лжеца совершенно не в том, что ему никто не верит, а в том, что он сам никому не может верить. (Б. Шоу).
Нет худшей лжи, чем неправильно понятая правда (У. Джемс).
По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них - чистая правда (У. Черчилль).
Но даже мысли человека земного, не говоря уже о его словах,- это только одежда, только украшение его домогательств и интересов, которым он, думая, придает правомерную форму, так что обычно он лжет еще раньше, чем говорит, и слова его звучат так честно потому, что ложь заключена, собственно, не в них, а в самих мыслях (Т. Манн).
Ложь часто проистекает от безразличия, чем от притворства (А. Моруа).
Ложь и молчание - два тяжких греха, которые особенно буйно разрослись в современном человеческом обществе. Мы действительно много лжем - или молчим. Но с другой стороны, если бы мы круглый год говорили - причем, только правду и ничего кроме правды - то как знать, может, правда и потеряла бы всю свою ценность… (Х. Мураками).
Между правдой и ложью есть место для чего-то более человеческого (Д. Опольский).
Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду (У. Форстер).
Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи (В. Гжегорчик).
Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать (С. Броан).
Иногда ради точности к правде добавляют мелкую ложь.
(В. Бартошевский).
Отличие лжи от истины в том, в частности, что ложь может быть тотальной. А истина - не может. Она разрешает старые сомнения и порождает новые. Она не может быть тотальной, потому что она универсальна. Она дочь сомнений, и она мать сомнений. Тотальна ложь. В этом одновременно и ее мощь, и ее обреченность. А истина универсальна, в этом ее уязвимость и долговечность (Е. Богат).

Порой ложь так тесно сливается с правдой, что в оставшейся щелке тяжело жить (С. Е. Лец).
Ложь тем опаснее, чем правдивее (М. Генин).
Удобная ложь чаще приводит к единению, чем неудобная правда (В. Швебель).
Самая большая ложь - это неверно понятая правда (В. Швебель).
Правда отличается ото лжи только точкой зрения (Б. Кригер).
Ничем не делятся столь охотно, как своими заблуждениями (А. Гришанков).
Ложь обладает интересным свойством - в нее легко поверить, особенно лгуну. (М. и С. Дяченко).
Правда, сказанная слишком поздно, страшнее лжи
(В. Камша).
Правда и неправда суть одно и то же. Одинаково бьют и лгунов, и правдолюбов, и еще неизвестно, кого чаще и больнее. И происходит это не из-за несовершенства нашего мира. Похоже, как и во всем остальном, истина покоится где-то посредине (А. Саломатов).
Правда второй половины ХХ века допускает некоторую ложь и называется подлинной (М. Жванецкий).
Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью (Л. Н. Андреев).
В доказательствах нуждается только ложь. И, как правило, она их имеет (С. Мосягин).
Ложь - это правда жизни (В. Голобородько).

А. С. Пушкин:
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше…

Д.-Н. Байрон:
Я все узнал: предательство льстеца,
Вражду с приязнью дружеской на лике,
Фигляра смех и козни подлеца,
Невежды свист бессмысленный и дикий
И все, что Янус изобрел двуликий,
Чтоб видимостью правды ложь облечь…
Мечтал я встарь душой блаженной,
Что мною найден к счастью ключ,-
Зачем открыл мне ложь вселенной
Твой, Правда, ненавистный луч!

Ш. Бодлер:
Но пусть весь облик твой - лишь видимость, не боле,-
Он сердце радует, а истина - бог с ней.
Бездушна, ветрена, глупа - не все равно ли?
Я преклоняюсь, ложь, пред красотой твоей!

Р. Вагнер:
Только в глубинах
правда таится:
ложь и страх
там на вершинах царят.

Ф. К. Сологуб:
О правде мира что б не сказали,
Всё это - сказки, всё это ложь.
Мечтатель бледный, умри в подвале,
Где стены плесень покрыла сплошь.

М. И. Цветаева:
Истины не ходят тьмами.
Только - обманы.

Т.-С. Элиот:
Для нас не обман -
Лишь обман, который отныне безвреден.

А. Мачадо:
Половину правды ты сказал?
Скажи половину другую,
и скажут - ты дважды солгал.

А. А. Зиновьев:
В нас входят истины святые
Одной случайною строкой.
Но льются в головы пустые
Помои слов густой рекой.

В.С.Высоцкий

Притча о Правде и Лжи

В подражание Булату Окуджаве

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек, -
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне, -
Грубая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась - и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:
Баба как баба, и что ее ради радеть?! -
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз;
Деньги взяла, и часы, и еще документы, -
Сплюнула, грязно ругнулась - и вон подалась.

Только к утру обнаружила Правда пропажу -
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так - ничего.

Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
«Ложь это все, и на Лжи одеянье мое...»
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.

Стервой ругали ее, и похуже чем стервой,
Мазали глиной, спускали дворового пса...
«Духу чтоб не было, - на километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа!»

Тот протокол заключался обидной тирадой
(Кстати, навесили Правде чужие дела):
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну а сама - пропилась, проспалась догола.

Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах, -
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла -
И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за Правду воюет, -
Правда, в речах его правды - на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует, -
Если проделает то же, что явная Ложь!»

Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть, - это чистая правда, ребята, -
Глядь -- а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь - на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь - а конем твоим правит коварная Ложь.

Т.Зиборова:

Как часто мы кривим душой,
Считая вежливостью - ложь.
И этой ложью небольшой
Людей обманываем сплошь.
Мы рассыпаем комплименты,
В душе ругая и кляня,
На сцену шлем аплодисменты,
Артиста про себя браня.
Нам легче с этой ложью зыбкой -
Пусть верит, коли остолоп.
Ведь трудно с доброю улыбкой
Впечатать злую правду в лоб.
Солги - никто не будет дуться!
Солги - пусть верят дураки!
И все друг другу улыбнутся,
А что неправда - пустяки!

Г.Акулов:

Кто нас ругает и корит,
Нам путь к прощению торит,
А кто нас хвалит наперед,
Запомни, - тот у нас крадет.
Кто нас возносит до небес,
Тем, безусловно, правит бес.
Там правды нет, там лесть и ложь,
Расчет холодный словно нож.

М. В. Цариков:
Жизнь, как зеркало кривое.
Всё, что можно - переврет.
Кривду - скрасит, правду - скроет,
Отразив наоборот…

Ю. Вилюгов:
Святую Правду притесняли,
Предпочитая чистой ложь.
Ее с убийцами распяли,
Не испытав при этом дрожь.

Да и зачем, кому Такая
Нужна средь «праведных» людей?
И, фарисеям потакая,
Глумились воины над Ней.

А ложь, заняв правленья кресло,
Делила праведный мундир.
Но Та взяла да и воскресла,
Перечеркнув неправды мир!

И ложь бежала в тьму страданий,
Забрав с собой кровавый нож…
С тех пор вещают христиане,
Как Правда победила ложь.

ЕЩЕ ОДНА АНТОЛОГИЯ АФОРИЗМОВ О ЛЖИ

Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад! (А.С.Пушкин).

Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими, становится ложью (П.Я.Чаадаев).

Послушай, ври, да знай же меру (А.С.Грибоедов).

Самый верный признак истины - простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна (Л.Толстой).

Тля ест траву, ржа - железо, а ложь - душу (А.Чехов).

Мир захлебывается ото лжи. Лгут не только люди лживые по природе, но и люди правдивые. Лгут не только сознательно, но и бессознательно… Из мира все более исчезает личная совесть, и все меньше слышится ее голос (Н.Бердяев).

Фальшивое никогда не бывает прочным (П.Абеляр).

Обман и сила - вот орудье злых (Данте Алигьери).

Я лгу тебе, ты лжешь невольно мне,
И, кажется, довольны мы вполне! (У.Шекспир).

Но духи лжи, готовя нашу гибель,
Сперва подобьем правды манят нас,
Чтоб уничтожить тяжестью последствий (У.Шекспир).

Страх - всегдашний спутник неправды (У.Шекспир).

Существуют люди, которые лгут, просто чтобы лгать (Б.Паскаль).

Ложь подобна снежному кому: чем больше катится, тем становится больше (М.Лютер).

Кто раз умеет обмануть,
Тот много раз еще обманет (Лопе де Вега).

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче… Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов (М.Монтень).

История - это ложь, с которой все согласны (Вольтер).

Подлинное зло причиняет не та ложь, которая приходит в голову, а та, что в ней застревает и оседает (Ф.Бэкон).

Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер (Ф.Бэкон).

Существует ложь, вошедшая в нашу кровь и плоть... Ее называют чистой совестью (Ф.Ницше).

Мы очень мало знаем и плохо учимся, потому и должны мы лгать (Ф.Ницше).

Убежденность опасней для истины, чем ложь (Ф.Ницше).

Если желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте всё и не выполняйте ничего (Наполеон Бонапарт).

Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники (Наполеон Бонапарт).
Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве (Наполеон Бонапарт).

Тот, кто лжет, не отдает себе отчета в трудности своей задачи, ибо ему предстоит еще двадцать раз солгать, чтобы поддержать первую ложь (А.Поуп).

У лжи постоянная спутница - хитрость (Д.Локк).

Самая опасная ложь - слегка извращенная истина (Г.К.Лихтенберг).

Нет, у него не лживый взгляд.
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец - плут! (Р.Бернс).

Больше всего политики лгут перед выборами, во время войны и после охоты (Отто фон Бисмарк).

Истина - удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно (Б.Грасиан).

Легче одурачить людей, чем убедить их в том, что они одурачены (М.Твен).

Все люди лгут, но это не страшно, никто друг друга не слушает (А.Эйнштейн).

Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова «идеал». Скажите просто, по-нашему: «ложь» (Г.Ибсен).

Ложь перестаешь замечать, когда лжешь не только другим, но и самому себе (М.Пруст).

Лжет только тот, кто боится (Г.Сенкевич).

Ложь развращает того, кто ею пользуется, гораздо раньше, чем губит того, против кого она направлена (Р.Роллан).

Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью (Л.Андреев).

Если человек вдруг станет говорить всё, что он думает, ему не поверят и будут правы. Что за человек, который говорит всё, что думает (А.Моруа).

Как змеи охотнее всего прячутся под камнями и скалами, так и самая опасная ложь чаще всего гнездится в великих, патетических, мнимо героических признаниях (С.Цвейг).

Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать (А.Камю).

Некоторые люди лишены дара говорить правду. Зато какой искренностью дышит их ложь! (Е.Лец).

Порой ложь так тесно сливается с правдой, что в оставшейся щелке тяжело жить (Е.Лец).

То, что нас можно обманывать снова и снова, внушает мне оптимизм (Е.Лец).
Еще никому не удавалось побить ложь оружием правды. Побороть ложь можно только еще большей ложью (С. Е. Лец).

Фюрер вам станет рассказывать - дескать, война Продлится всего четыре недели. К началу осени Все вы вернётесь домой. Но осень Много раз придет и пройдет, а вы Не вернетесь домой (Б.Брехт).

Кто раз соврал, тот неизбежно будет врать.
Одну ведь ложь семью другими нужно поддержать (Ф.Рюккерт).

Одна из проблем успешной лжи - то, что это - тяжелая работа. Вы должны быть очень последовательными в действиях (М.Льюис).

Ложь - привитая веками хитрость выживания в государстве-насилии (В.Портников).

Политическая культура «Родины-лжи» - пожалуй, главное цивилизационное достижение большевизма(В.Портников).

Научиться жить не по лжи не получилось (В.Портников).

Все больше истин прикидываются ложью, чтобы привлечь слушателей (В. Брудзиньский).

Отличие лжи от истины в том, в частности, что ложь может быть тотальной. А истина - не может. Она разрешает старые сомнения и порождает новые. Она не может быть тотальной, потому что она универсальна. Она дочь сомнений, и она мать сомнений. Тотальна ложь. В этом одновременно и ее мощь, и ее обреченность. А истина универсальна, в этом ее уязвимость и долговечность (Е.Богат).

Ложь тем опаснее, чем правдивее (М.Генин).

Удобная ложь чаще приводит к единению, чем неудобная правда (В.Швебель).

Самая большая ложь - это неверно понятая правда (В.Швебель).

Стремление укрыться, отгородиться от правды - это признак трусости и отсутствия ума (О.Хлобустов).

Ложь обладает интересным свойством - в нее легко поверить, особенно лгуну. (М. и С.Дяченко).

Ложь - это правда жизни (В.Голобородько).

Безобидный обман все больше уступает системной и тщательно выверенной лжи (И.Гарин).

Постоянно говорите людям ложь, и стране будет каюк (И.Гарин).