Написать сообщение о горбатко виктор васильевич. Чем запомнился космонавт Виктор Горбатко? Подготовка к полетам

-
Виктор Васильевич Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке совхоза
"Венцы-Заря"
(ныне - одноимённое сельское поселение ) Гулькевичского района Краснодарского края в крестьянской семье
.

Его отец - Горбатко Василий Павлович (28.08. 1902 - 1968 ) , фельдшер-ветеринар Конного завода
"Восход"
(Краснодарский край , Новокубанский район ) ;
Его мать -
Горбатко (в девичестве - Шмаюнова) Матрена Александровна (28.11. 1901 - 1992 )
,
колхозница .

Виктор был четвёртым ребёнком в семье .
Кроме него в семье воспитывались
:
брат :
Горбатко Борис Васильевич (1922 – 1984 ) , участник Великой Отечественной войны ,
военный лётчик , после отставки работал механиком ;

сёстры
: Голикова (в девичестве - Горбатко) Елена Васильевна (родилась 15 марта 1925 года) , образование - высшее , химик-лаборант ; по данным на 2000 год - находилась на пенсии ;
Сорокина (в девичестве - Горбатко) Валентина Васильевна (12.01.1927 – 1998) ,
образование - высшее , до ухода на пенсию работала бухгалтером
;
Абраменко (в девичестве - Горбатко) Людмила Васильевна (родилась 14 октября 1939 года), образование - высшее, до ухода на пенсию работала агрономом.

Деятельность и служба до космической подготовки :
В 1949 году Виктор Горбатко окончил 7 классов средней школы № 2 при Конном заводе
"Восход" Новокубанского района Краснодарского края
, после чего он перевёлся
в среднюю школу № 4 при Биофабрике № 12 работавшей в этом же районе ,
которую окончил в 1952 году.

В этом же году он был призван в Вооружённые силы СССР Новокубанским районным
Военным комиссариатом Краснодарского края
в связи с поступлением
в 8-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков
в городе Павлограде Днепропетровской области Украинской ССР .

В 1956 году В.В. Горбатко окончил Батайское Военное авиационное училище
лётчиков имени А.К. Серова
(город Батайск Ростовской области )
.

С 22 августа 1956 года он служил лётчиком , а с 22 июня 1957 года - Старшим лётчиком
86-го Гвардейского истребительного авиационного полка 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии Одесского военного округа, дислоцированной
в городе Тирасполе Молдавской ССР .
В.В. Горбатко служил в одной авиационной эскадрилье с будущим
Лётчиком-космонавтом СССР
.

Космическая подготовка :
11 января 1960 года в связи с Директивой Генерального Штаба ВВС № 321141
"О формировании ЦПК ВВС и отряда космонавтов" , начался финальный отбор претендентов в отряд космонавтов .
В феврале 1960 год а Виктор Васильевич Горбатко успешно прошёл медицинское
обследование
в Центральном Военном научно-исследовательском авиационном госпитале , после чего был представлен Мандатной комиссии , которая на своём заседании одобрила его кандидатуру и дала допуск для прохождения
специальной подготовки
.

от 7 марта 1960 года
старший лейтенант Горбатко Виктор Васильевич был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (ЦПК ВВС ) .

6 марта 1961 года он стал слушателем отряда слушателей отдела космонавтов ЦПК ВВС .

По окончании общекосмической подготовки и успешной сдачи выпускных экзаменов
Приказом Главнокомандующего ВВС № 267
от 4 апреля 1961 года капитан В.В. Горбатко
был назначен
на должность космонавта и получил квалификацию "космонавт ВВС" .

17 сентября 1963 года В.В. Горбатко вошёл в группу космонавтов для подготовки
к групповому полёту на двух космических кораблях "Восток"
длительностью
8-10 суток.
Полёт
не состоялся в связи с закрытием программы "Восток" .

С июля 1964 года Виктор Васильевич Горбатко проходил подготовку в качестве Командира второго (дублирующего ) экипажа для полёта по программе "Выход"
на космическом корабле "Восход-2"
(ЗКД ) , вместе с Евгением Васильевичем Хруновым .

22 декабря 1964 года перед вращением на центрифуге при регистрации фоновых
электрофизических показателей
у
В.В. Горбатко выявились изменения в
электрокардиограмме сердца , свидетельствовавшие о некотором снижении функциональной деятельности сердца .
В связи с этим 5 января 1965 года он был временно отстранён от подготовки к полёту
(заменён Д.А. Заикиным - прим. ) , после чего направлен для обследования в Центральном Военном научно-исследовательском авиационном госпитале .
После удаления гланд
и последующего лечения претензии медиков к
В.В. Горбатко
были сняты
, и он вновь получил допуск к специальным тренировкам
.

12 апреля 1965 года космонавты В.В. Горбатко , Е.В. Хрунов и Д.А. Заикин были
представлены
Командованию ВВС в качестве дублёров членов начавшего
подготовку женского экипажа -
Валентины Леонидовны Пономарёвой
и Ирины Баяновны Соловьёвой .
Планировался выход в открытый космос
И.Б. Соловьёвой из космического корабля "Восход" (ЗКД ) , но составы экипажей так и не были согласованы с Командованием ВВС
в лице заместителя Главкома ВВС, Маршала авиации
С.И. Руденко , из-за того что
Маршал ложился в госпиталь для обследования .
Уже 14 апреля,
Н.П. Каманин представил С.П. Королёву скорректированные составы экипажей , в один из которых также планировался В.В. Горбатко (вместе с Г.С. Шониным - прим. ) , а 17 апреля даже утвердил их окончательно , после чего космонавты тренировались в своих составах до 24 ноября 1966 года.
В тот день Главный конструктор ОКБ-1
С.П. Королёв принял решение о прекращении работ по программе "Восход" ( в связи с работами по новому космическому кораблю "Союз" - прим. ) , однако всё ещё оставалась надежда на полёт и женщины продолжили подготовку одни с назначенными к ним дублёрами Жанной Дмитриевной Сергейчик (Ёркиной) и Татьяной Дмитриевной Пицхелаури (Кузнецовой) .
Но смерть
Сергея Павловича Королёва окончательно перечеркнула планы и полёты
как женского
так и мужского экипажей не состоялись .

С мая по ноябрь 1965 года В.В. Горбатко проходил подготовку в качестве второго пилота для полёта по программе "Выход" на космическом корабле "Восход" (ЗКД )
в составе группы космонавтов .

С декабря 1965 по январь 1966 года Виктор Васильевич Горбатко проходил подготовку
в качестве второго пилота первого экипажа космического корабля "Восход-3"
(ЗКВ №6 ) по военной программе , вместе с Борисом Валентиновичем Волыновым .

С 14-го по 29 января 1966 года Виктор Васильевич Горбатко проходил подготовку
по этой же программе в качестве командира третьего
(резервного ) экипажа вместе
с Георгием Петровичем Катысом .
Подготовка была прекращена
на основании Приказа помошника Главкома ВВС
по космосу , генерал-полковника
Н.П. Каманина .
Своё решение
Николай Петрович объяснил загрузкой тренажёров основным
и дублирующим экипажами , и в связи с этим отсутствием необходимости
подготовки
к полёту резервного экипажа.
На деле же , всё получилось так же как и с планами полёта женского экипажа
(см . выше
) .

С февраля 1966 года по апрель 1967 года Виктор Васильевич Горбатко проходил подготовку
к полёту в (дублирующего ) экипажа космического корабля "Союз-2" с пассивным стыковочным узлом по программе
"Стыковка"
с переходом из корабля в , вместе
с
и Петром Ивановичем Колодиным ,
которого в сентябре 1966 года заменил
Валерий Николаевич Кубасов .
Дублёром Командира корабля "Союз-1" был назначен
Гагарин Юрий Алексеевич .
Составы экипажей были окончательно утверждены
16 ноября 1966 года.
Старт космического корабля "Союз-2"
, намеченный на 24 апреля 1967 года был отменён
в связи с чередой нештатных ситуаций проявившихся после выхода на орбиту
космического корабля "Союз-1"
, приведших в итоге к трагической гибели
при приземлении Командира корабля
Владимира Михайловича Комарова .

С 14 марта 1966 года В.В. Горбатко являлся космонавтом 1-го отряда
Центра подготовки космонавтов ВВС
.

В сентябре 1966 года по Приказу помощника Главкома ВВС по космосу в ЦПК ВВС была
сформирована группа космонавтов "Л-3"
для подготовки к полёту на Луну по программе
"Н-1 - "Л-3"
, где до 18 июля 1969 годаи с января 1970 года по 1972 год формально числился
В.В. Горбатко , параллельно продолжая готовиться по другим программам ,
впрочем как и многие его товарищи по группе .

В 1961 - 1968 годах без отрыва от подготовки к космическим полётам В.В. Горбатко проходил обучение в Военно-воздушной Инженерной Академии имени
Профессора Н.Е. Жуковского
.
По её окончании он получил квалификацию "лётчик-инженер-космонавт" .

С июня 1967 года по декабрь 1968 года он проходил подготовку к полёту в качестве инженера-исследователя второго (дублирующего ) экипажа космическогокорабля
"Союз-5"
с пассивным стыковочным узлом по программе "Стыковка" с переходом
из корабля в корабль через открытый космос , вместе с
Андрияном Григорьевичем Николаевым ( в августе 1968 года заменён Анатолием Васильевичем Филипченко - прим. )
и .

15 января 1969 года, во время старта космического корабля "Союз-5"
Виктор Васильевич
Горбатко
был дублером инженера-исследователя корабля
Евгения Васильевича Хрунова .

С февраля по июль 1969 года В.В. Горбатко проходил подготовку в качестве инженера-исследователя основного экипажа космического корабля "Союз-7" с пассивным
стыковочным узлом
по программе полёта трёх пилотируемых кораблей ,
вместе с
и Владиславом Николаевичем Волковым .
Из-за задержки полёта с июля по сентябрь 1969 года он продолжал подготовку
по той же программе в том же экипаже в режиме поддержания тренированности .

Свой первый полёт в космос Виктор Васильевич Горбатко совершил с 12 по 17 октября
1969 года в качестве инженера-исследователя космического корабля
"Союз-7"
с пассивным стыковочным узлом по программе полёта трёх пилотируемых кораблей
,
вместе с
Анатолием Васильевичем Филипченко и Владиславом Николаевичем Волковым .
Запланированная стыковка с космическим кораблём "Союз-8" , пилотируемым Владимиром Александровичем Шаталовым и Алексеем Станиславовичем Елисеевым
не состоялась из-за отказа системы сближения и стыковки "Игла"
на космическом корабле "Союз-8"
.

Позывной В.В. Горбатко : "Буран-3" .

004 суток 22 часа 40 минут 23 секунды .

:
С 30 апреля 1969 года Виктор Васильевич Горбатко являлся космонавтом
отряда космонавтов 1-го отдела 1-го управления ЦПК ВВС
.

10 марта 1970 года он был назначен на должность заместителя Командира отряда
космонавтов - инструктором-космонавтом 3-го отдела 1-го управления
Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина
.

С 1971 года В.В. Горбатко проходил подготовку по программе полёта на военную долговременную орбитальную станцию "Алмаз" сначала в составе группы ,
затем с ноября 1971 по апрель 1972 года - в условном экипаже вместе
с
Виталием Михайловичем Жолобовым .

В рамках подготовки к космическому полёту летал на самолетах Як-18 , Як-11 ,
УТИ МиГ-15бис , Л-29 , МиГ-17 , Ил-14 и вертолете Ми-8 .

С 11 ноября 1971 года В.В. Горбатко являлся - заместителем Начальника 2-го отдела Центра подготовки космонавтов
имени Ю.А. Гагарина
.

С 30 апреля 1974 года он был инструктором-космонавтом 2-го отдела (отдела военных
программ
) 1-го управления ЦПК имени Ю.А. Гагарина , а с 30 марта 1976 года являлся
Командиром группы космонавтов космических аппаратов специального

(военного ) назначения
.

В июле - августе 1974 года он осуществлял наземное сопровождение на изделии № 100
(самолёт Т-4 - "сотка" - прим. ) во время пилотируемого полёта военной
орбитальной пилотируемой станции ОПС-101-2 "Алмаз"
("Салют-3" ) .

С января 1975 по июнь 1976 года Виктор Васильевич Горбатко проходил непосредственную
подготовку
к полёту на военную орбитальную пилотируемую станцию ОПС-103 "Алмаз"

("Салют-5" ) в качестве Командира третьего (резервного ) экипажа ,
вместе с Юрием Николаевичем Глазковым .

С июля по 30 сентября 1976 года В.В. Горбатко проходил подготовку в качестве Командира второго (дублирующего ) экипажа по программе 2-й экспедиции на военную орбитальную пилотируемую станцию ОПС-103 "Алмаз"
("Салют-5" ) , вместе с Ю.Н. Глазковым .

14 октября 1976 года, во время старта космического корабля "Союз-23" Виктор
Васильевич Горбатко

Вячеслава Дмитриевича Зудова
.

С ноября 1976 по январь 1977 года В.В. Горбатко проходил подготовку в качестве Командира основного экипажа по программе 2-й экспедиции на военную
орбитальную пилотируемую станцию ОПС-103 "Алмаз"

("Салют-5" ) , вместе с Ю.Н. Глазковым .

Свой второй полёт в космос Виктор Васильевич Горбатко совершил с 7 по 25 февраля 1977 года в качестве Командира космического корабля "Союз-24" и 2-й экспедиции
на военную орбитальную пилотируемую станцию ОПС-103 "Алмаз"

("Салют-5" ) , вместе с Юрием Николаевичем Глазковым .

В ходе полёта экипаж провёл частичную замену атмосферы станции ,
а также - ряд экспериментов научного и оборонного значения .

Позывной В.В. Горбатко : "Терек-1" .

Продолжительность полёта составила 17 суток 17 часа 25 минут 58 секунд .

Дальнейшая космическая подготовка :
С 22 августа 1977 года по 9 августа 1978 года
В.В. Горбатко проходил подготовку
в качестве Командира дублирующего экипажа экспедиции посещения на
по программе "Интеркосмос"
вместе
с гражданином Германской Демократической Республики

Эберхардом Кёлльнером .

С 25 января 1978 года В.В. Горбатко являлся старшим инструктором-космонавтом - заместителем Начальника 1-го управления ЦПК имени Ю.А. Гагарина
по подготовке космонавтов .

26 августа 1978 года во время старта космического корабля "Союз-31"
Виктор Васильевич Горбатко был дублером Командира корабля
Валерия Фёдоровича Быковского
.

С 11 октября 1979 года по 10 июля 1980 года Виктор Васильевич Горбатко проходил подготовку в качестве Командира основного экипажа экспедиции посещения
на долговременную орбитальную станцию "Салют-6" по программе "Интеркосмос"
вместе
с гражданином Социалистической Республики Въетнам
Фам Туаном .

Свой третий и последний в жизни космический полёт Виктор Васильевич Горбатко совершил с 23 по 31 июля 1980 года в качестве Командира космического корабля
"Союз-37" и экспедиции посещения на долговременную орбитальную станцию
"Салют-6" по программе "Интеркосмос" вместе
с гражданином Социалистической
Республики Вьетнам
Фам Туаном .

Во время полёта , на долговременной орбитальной станции была проведена
совместная работа с экипажем четвёртой длительной экспедиции
, космонавтами
Леонидом Ивановичем Поповым и Валерием Викторовичем Рюминым .

По завершении совместного полёта космонавты Виктор Горбатко и Фам Туан возвратились на Землю в спускаемом аппарате корабля "Союз-36" .

Позывной В.В. Горбатко : "Терек-1" .

Продолжительность полёта составила 7 суток 20 часов 42 минуты 00 секунд .

Дальнейшая служба в Центре подготовки космонавтов :
После возвращения на Землю и последующей реабилитации В.В. Горбатко продолжил
службу
в должности старшего инструктора-космонавта - заместителя Начальника
1-го управления ЦПК имени Ю.А. Гагарина
по подготовке космонавтов .

С 25 января 1982 года он являлся инструктором-космонавтом-испытателем -
Командиром отряда космонавтов , и к дальней подготовке в составах экипажей
не привлекался .

Приказом Начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина
от 28 августа 1982 года полковник Горбатко Виктор Васильевич был отчислен
из отряда космонавтов
, освобождён от должности инструктора-космонавта-
испытателя - заместителя Начальника 1-го управления ЦПК имени Ю.А. Гагарина
по подготовке космонавтов и уволен из ЦПК в связи с переводом
на новое место службы
.

Дальнейшая служба и деятельность после увольнения
из Центра подготовки космонавтов
:
С 28 августа 1982 года по 8 мая 1987 года В.В. Горбатко служил в должности первого заместителя Председателя Спортивного комитета Министерства обороны СССР
по международным связям и Председателя бюро Спортивного
комитета дружественных армий
.

25 декабря 1987 года он был назначен на должность Начальника Факультета заочного обучения Военно-воздушной инженерной Академии имени Профессора Н.Е. Жуковского.

Дальнейшая деятельность после увольнения из Вооружённых сил
Российской Федерации
:

С 12 апреля 1993 года
В.В. Горбатко работал Вице-президентом российско-
украинского Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Ал и Ал""
.

Общественно-политическая и спортивная деятельность :
Виктор Васильевич Горбатко избирался
:
Председателем Федерации парашютного спорта СССР
( с февраля 1970 года по декабрь 1980 года ) ;
Председателем Советско-Монгольского общества дружбы
( с 1974 года по 1992 год; Президентом Общества друзей Монголии - с 1994 года ) ;
Депутатом Верховного Совета СССР от Всесоюзного общества филателистов
( с апреля 1989 года по декабрь 1991 года ) ;
членом правления Московского клуба Героев Советского Союза ,
Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы
( с января 1995 года, с августа 1998 года - одноимённой Ассоциации ) ;
членом Президиума Федерации космонавтики России ;
Председателем Попечительского Совета Автономной некоммерческой
организации военнослужащих
, ветеранов коллективных миротворческих сил
и членов их семей "Миротоворец"
( с 29 января 2005 года ) ;
Руководителем Межгосударственного союза городов-героев
и городов воинской славы
;
Председателем Общества дружбы России и Абхазии
( с июня 2008 года ) ;
Председателем Президиума Cовета по общественным наградам
Российской Федерации
(общественной организации ) ;
заместителем Председателя Общероссийской общественной организации
"Российский комитет ветеранов войны и военной службы"
( в сентябре 2012 года на него были возложены обязанности
исполняющего обязанности Председателя этой организации
) ;
Вице-президентом Международной общественной организации
"Международная лига защиты человеческого достоинства
и безопасности" ;

В апреле 1988 года на V Пленуме Правления Всесоюзного общества филателистов
В.В. Горбатко был избран Председателем правления и членом Президиума
Всесоюзного общества филателистов
.
В октябре 1989 года на VI съезде Всесоюзного общества филателистов он был избран
Председателем Центрального правления Союза филателистов СССР
.
На III съезде Союза филателистов СССР , проходившем 1-2 декабря 2001 года,
он был избран Президентом Союза филателистов России .
12 декабря 2009 года V съезд СФР избрал
В.В. Горбатко Почётным президентом
Союза филателистов России .

С мая 1995 года по 1999 год В.В. Горбатко работал советником заместителя
Председателя Государственной Думы Российской Федерации
.

В декабре 1995 года он баллотировался на выборах в Государственную Думу
Российской Федерации II созыва
по Пролетарскому избирательному округу № 145
города Ростова-на-Дону
как кандидат от избирательного блока "Власть-народу!" ,
но избран не был .

В декабре 1999 года он баллотировался на выборах в Государственную Думу
Российской Федерации III созыва
по списку избирательного блока
"Российский общенародный союз"
(РОС ) , но избран не был .

В свободное время Виктор Васильевич Горбатко посвящал себя коллекционированию
марок
, занятиям теннисом , чтением литературы , просмотром кинофильмов , посещением
театров
; любил рыбалку и охоту ; занимался историей и пропагандой космонавтики ;
был Чемпионом Звёздного городка по шахматам
( в 1967 году ) и по теннису ( в 1969 году ) .

Воинские звания :
лейтенант (
с 23 июня 1956 года ) ;
старший лейтенант
(
с 6 августа 1958 года ) ;
капитан (
с 30 августа 1960 года ) ;
Майор (
с 23 марта 1963 года ) ;
подполковник
(
с 30 сентября 1965 года ) ;
полковник (
присвоено Приказом Министра обороны СССР
от 15 октября 1969 года
) ;
генерал-майор авиации
(
присвоено Постановлением
Совета Министров СССР от 16 декабря 1982 года
) .

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 августа 1992 года
генерал-майор авиации Горбатко Виктор Васильевич был уволен из Вооружённых
сил Российской Федерации в запас с объявлением благодарности
и вручением Благодарственной грамоты
.

Классность :
Военный летчик 3-го класса
(
с 16 октября 1958 года ) ;
Военный летчик 2-го класса
(
с 7 июля 1972 года ) ;
Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС

(
с 10 ноября 1960 года, выполнил более 120 прыжков ) ;
Космонавт 3-го класса
( с 30 октября 1969 года ) ;
Космонавт 2-го класса
(
с 4 марта 1977 года ) ;
Космонавт 1-го класса
(
с 8 августа 1980 года ) .

Награды :
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 253/34 от 17 июня 1961 года "За успешное выполнение специального задания Правительства по созданию
образцов ракетной техники, космического корабля-спутника "Восток"
и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту
"
капитан Горбатко Виктор Васильевич был награждён
орденом Красной Звезды
.

,
"За осуществление орбитального полёта на космическом корабле "Союз-7"
и проявленные при этом мужество и героизм"
, лётчик-космонавт ,
полковник
Горбатко Виктор Васильевич был удостоен звания
Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина
и медали "Золотая Звезда"
(№ 10723 )
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года ,
"За осуществление орбитального полёта на космическом корабле "Союз-7" ,
полковнику
Горбатко Виктору Васильевичу было присвоено звание
"Лётчик-космонавт СССР"
(нагрудный знак № 21 )
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1977 года ,
"За осуществление космического полёта на орбитальном комплексе "Союз-24" -
"Салют-5" и проявленные при этом мужество и героизм"
, дважды Герой
Советского Союза
, Лётчик-космонавт СССР , полковник

Горбатко Виктор Васильевич был награждён орденом Ленина
и второй медалью "Золотая Звезда"
.



Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1980 года ,
"За осуществление космического полёта на орбитальном комплексе "Союз-37" -
"Союз-36" - "Салют-6" и проявленные при этом мужество и героизм"
,
дважды Герой Советского Союза , Лётчик-космонавт СССР , полковник

Горбатко Виктор Васильевич был награждён орденом Ленина .



Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года
№ 2231-р
"За большой личный вклад в развитие пилотируемой космонавтики
и укрепление дружбы и сотрудничества между Государствами"

Лётчик-космонавт СССР
Горбатко Виктор Васильевич был награждён
Почётной грамотой Правительства Российской Федерации .

Указом Президента Российской Федерации № 434 от 12 апреля2011 года
"За большие заслуги в развитии Отечественной пилотируемой космонавтики и многолетнюю плодотворную общественную деятельность"
дважды
Герой Советского Союза , Лётчик-космонавт СССР
Горбатко Виктор Васильевич был награждён
орденом Дружбы
.



Указом Президента Российской Федерации № 436 от 12 апреля2011 года
""За большие заслуги в области исследования , освоения и использования
космического пространства
, многолетнюю добросовестную работу , активную общественную деятельность"
дважды Герой Советского Союза ,
Лётчик-космонавт СССР

Горбатко Виктор Васильевич был награждён
медалью "За заслуги в освоении космоса"
.
-


открыть ссылку

Кроме того , В.В. Горбатко был награждён медалями : "За воинскую доблесть .
В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина"
( 1970 ) ,
"За отличие в охране Государственной границы"
( 1977 ) , "За освоение целинных
земель"
( дважды - 17 октября 1969 года и 25 февраля 1977 год ) , "В память 850-летия
Москвы"
( 1997 ) , "Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945
годов"
( 1965 ) , "Ветеран Вооружённых Сил СССР" , "За укрепление боевого
содружества"
, "40 лет Вооружённых сил СССР"
( 1958 ) , "50 лет Вооружённых сил
СССР"
( 1968 ) , "60 лет Вооружённых сил СССР" ( 1978 ) , "70 лет Вооружённых сил СССР"
( 1988 ) , "50 лет Советской милиции" ( 1969 и В.В. Горбатко были присвоены
звания "Заслуженный мастер спорта СССР"
.

В 2013 году Виктор Васильевич Горбатко был награждён
Знаком Губернатора Московской области "Благодарю"
.

В 2006 году он был награждён орденом Петра Великого - наградой учреждённой
Фондом "Лучшие менеджеры новой эпохи"
, присуждается за выдающиеся
заслуги перед Отечеством.

Виктор Васильевич Горбатко - Почётный гражданин городов : Краснодара , Новокубанска и Гулькевичи Краснодарского края , Калуги , Гагарина
Смоленской области
, Армавира Ростовской области , Терека Кабардино-
Балкарии
(Россия ) , Караганды , Костаная , Аркалыка Костанайской области
(Казахстан ) , Смоляна , Сливена (Болгария ) , Чойбалсана (Монголия ) .

Награды зарубежных государств , которыми был награждён
Горбатко Виктор Васильевич
:
медаль "Золотая Звезда" Героя Монгольской Народной Республики и монгольский орден Сухэ-Батора
( в мае 1971 года, з а вклад в развитие Советско-Монгольской
дружбы" на посту Председателя Общества Советско-Монгольской дружбы
)
;
медаль "Золотая Звезда" Героя Труда Социалистической Республики Вьетнам и вьетнамский орден Хо Ши Мина I степени
( в сентябре 1980 года, за успешное осуществление советско-вьетнамского космического полёта ) ;
орден Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики
(
1974 ) ;
медаль Германской Демократической Республики "Братство по оружию» ( 1979 ) ;
медали Народной Республики Болгарии "25 лет провозглашения НРБ"
и "За укрепление братства по оружию"
;
медаль Польской Народной Республики "Братство по оружию"
;
медаль Корейской Народно-Демократической Республики "40 лет Освобождения" ;
медали Монгольской Народной Республики -
"Дружба" , "50 лет Монгольской Народной Революции" ( 1971 ) ; "60 лет Монгольской
Народной Революции"
(
1981 ) ; "50 лет Монгольской Народной Армии" ( 1971 ) ;
"60 лет Монгольской Народной Армии" ( 1981 ) ; " 40 лет Победы на Халхин-Голе"
(
1979 ) ; " 50 лет Победы на Халхин-Голе" ( 1989 ) ; "30 лет Победы над японскими
милитаристами
" (
1975 ) .
-

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Виктор Васильевич Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке совхоза "Венцы-Заря" Гулькевичского района Краснодарского края.

Окончил 8-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Павлограде Днепропетровской области (Украина) в 1953 году, Батайское Высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова (Ростовской область) в 1956 году, Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского в 1968 году с присвоением квалификации "летчик-инженер-космонавт".

С августа 1956 года служил летчиком, с июня 1957 года по март 1960 года — старшим летчиком 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии Одесского военного округа в Молдавии.

Был дважды женат. В первом браке родились две дочери.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ГОРБАТКО Виктор Васильевич Году российской космонавтики посвящается

Детство Виктора Васильевича Родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря Кавказского района Краснодарского края. Детство, школьные годы, юность прошли в поселке конезавода "Восход" Новокубанского района Краснодарского края. Сначала учился в школе № 16 п. Восход, а окончил школу № 6 п. В детстве у Виктора Горбатко было две страсти: небо и лошади. Желание летать возникло тоже под ржание и стук копыт. Оно родилось, когда во время авианалета фашисты на « мессере » расстреливали табун лошадей. И еще, когда над совхозом, чертя дымным хвостом небо, упал наш самолет. «Брата убили! » - пронеслось в голове мальчика. Одновременно родилось желание подняться в воздух. Чтобы отомстить. .

Годы службы После окончания в 1952 году средней школы был призван в Советскую Армию и направлен в авиацию. Окончил школу первоначального обучения пилотов, а затем в 1956 году Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К.Серова. Служил в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР. В 1960 году зачислен в состав отряда советских космонавтов Проходил подготовку к полетам на кораблях типа Восток и Восход. Готовился в качестве дублера А.А.Леонова по программе выхода в открытый космос, но по медицинским показателям от подготовки был отстранен. После того, как вновь приступил к тренировкам, готовился по советской лунной программе. В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. Был членом дублирующего экипажа при полете космического корабля Союз-5 в январе 1969 года. С 12 по 17 октября 1969 года совершил первый космический п олет,продолжавшийся 4 суток 22 часа 40 минут 23 секунды

За одной партой с Гагариным Виктору Горбатко посчастливилось попасть в первый, " гагаринский " набор. Вышло так, что в больницу, куда претенденты на звание "космонавта N 1" легли для обследования, первым пришел именно он. - Как сейчас помню: провел в больнице весь день и был в палате совершенно один. Лежу на кровати, и тут открывается дверь и заходит молодой человек. "Старший лейтенант Гагарин", - просто представился он. Потом пришли и другие ребята. В группу нас попало 6 человек одного возраста. Вместе летчики провели 45 дней, затем начались совместные тренировки. Пройдя специальную подготовку, все космонавты поступили на один курс Академии имени Жуковского. Все они учились в одной группе и писали дипломные работы, посвященные разным аспектам одной темы. Гагарин и Горбатко исследовали возможность создания космических кораблей многоразового использования.

3 космических полёта 12-17 октября 1969 года совершил космический полёт в качестве инженера-исследователя космического корабля "Союз-7" продолжительностью 4 суток 23 часа. Экипаж корабля принимал участие в первом групповом полёте трёх космических кораблей (совместно с "Союз-6" и "Союз-8"), во время которого проводилось их сближение и маневрирование. 7-25 февраля 1977 года совершил второй космический полёт в качестве командира КК "Союз-24" и орбитальной станции "Салют-5" продолжительностью 17 суток 17 часов. 23-31 июля 1980 года совершил третий космический полёт в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Социалистической Республик Вьетнам Фам Туаном на КК "Союз-37 "

Награды Государственные награды Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22 октября 1969, 5 марта 1977). Три ордена Ленина (22 октября 1969, 5 марта 1977, 1980). Орден Красной Звезды (1961). Медаль «За отличие в охране государственной границы» (1977). Две медали «За освоение целинных земель» (1969, 1977). Медаль «50 лет советской милиции» (1969). Награды других государств Медаль «Золотая Звезда» Героя МНР и орден Сухэ-Батора (МНР, 1971). Медаль «Золотая Звезда» Героя Труда СРВ и орденом Хо Ши Мина I степени (СРВ, 1980). Орден Боевого Красного Знамени (МНР, 1974). Медаль «Братство по оружию » Медаль «25 лет провозглашения НРБ». Медаль «За укрепление братства по оружию» (НРБ). Медаль «Братство по оружию» (ПНР). Медаль «40 лет освобождения» (КНДР). Медалью «Дружба» (МНР). Медаль «50 лет Монгольской народной революции» (1971). Медаль «60 лет Монгольской народной революции» (1981). Медаль «50 лет Монгольской Народной Армии» (1971). Медаль «60 лет Монгольской Народной Армии» (1981). Медаль «40 лет победы на Халхин-Голе» (МНР, 1979). Медаль «50 лет победы на Халхин-Голе» (МНР, 1989). Медаль «30 лет победы над японскими милитаристами» (МНР, 1975).

Почетный гражданин городов: Апшеронск, Армавир, Батайск, Владикавказ, Гагарин, Горячий Ключ, Калуга, Краснодар, Новокубанск, Тихорецк; Актюбинск, Аркалык, Байконур, Джезказган, Караганда, Кустанай (Казахстан), Тирасполь (Молдавия), Смолян, Сливен (Болгария), Чойбалсан (Монголия).

Горбатко Виктор Васильевич- Дважды Герой Советского Союза 1978-1982 – заместитель начальника Управления Центра подготовки космонавтов. 1982-1987 – 1-й заместитель председателя Спортивного комитета Министерства обороны СССР по международным спортивным связям. 1987-1992 годах – начальник факультета заочного обучения Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. 1992 года генерал-майор авиации В.В. Горбатко – в запасе.

Виктор Васильевич - герой, летчик-космонавт, генерал-майор авиации, почетный гражданин

17 мая 2017 года в Москве после тяжелой и продолжительной болезни на 83-м году жизни скончался дважды Герой Советского Союза, кавалер трех орденов Ленина и ордена Красной Звезды летчик-космонавт Виктор Васильевич Горбатко. С Виктором Васильевичем мы познакомились в 2009 году. Я тогда сделал с ним интервью, оно было опубликовано. Но сегодня, спустя годы, в память об этом замечательном человеке и космонавте я хочу вновь представить интервью вашему вниманию. Ведь кто-то не читал его, а кто-то читал, да забыл. А рассказывал Виктор Васильевич очень интересно!

протоиерей Александр Новопашин

С прославленным летчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза генерал-майором Виктором Васильевичем Горбатко мы познакомились на конференции общественных организаций Новосибирска, которую проводил Совет по общественным наградам Российской Федерации. Виктор Васильевич выступал на конференции в качестве председателя президиума Совета. "Впервые пожимаю руку космонавту!" - вырвалось у меня. Так началось наше знакомство.

- Скажите, Виктор Васильевич, как там, за порогом земного неба? Какое впечатление произвел на вас космос?

Земля из космоса невероятно красивая. Она голубого цвета, поэтому ее называют "голубой планетой". Невооруженным глазом хорошо видны горы, моря, пустыни и совсем не видно следов деятельности человека, к сожалению, не всегда созидательной. Но не менее красив и сам космос. Если находиться на орбите Земли, на теневой стороне планеты, то перед глазами раскрывается бесконечное величественное звездное небо. Картина настолько грандиозная - дух захватывает! А вот если смотреть в космос с дневной, освещенной Солнцем, стороны Земли, то зрелище, признаюсь, малопривлекательное. Я бы даже сказал невзрачное. Такое ощущение, что все пространство покрыто грязным туманом.
Звезд не видно, разве что различимы некоторые планеты...

Мечтали ли вы стать космонавтом или же все произошло совершенно неожиданно для вас - как говорили тогда, "приказ партии и правительства"?

О космосе я, конечно же, даже не помышлял, а вот летчиком, действительно, мечтал стать с детства. Я родился и вырос на Кубани. Во время Великой Отечественной войны некоторое время мы жили на оккупационной территории. И однажды увидел, как фашистский летчик расстреливал табун лошадей. На меня, ребенка, это произвело неизгладимое впечатление. С этот момента я окончательно утвердился в своем желании стать летчиком, чтобы защищать небо от врагов.

Кстати, отец Александр, моя мама была глубоко верующим православным человеком. Но покрестить смогла меня только во время войны, когда папа был на фронте. В противном случае он не допустил бы этого.

Мир живет промыслом Божием, и каждый из нас, независимо от того, верит он в Бога или нет, находится под непрестанным действием Его Премудрости. Ваша мама покрестила вас и с этого момента получила возможность от Господа молиться о вас, как о рабе Божием.

Возможно, по ее молитвам Господь и благосклонен ко мне. Я стал летчиком, космонавтом, трижды был в космосе, дружил с замечательными людьми...

После окончания школы я учился в Павлоградской летной школе, затем в Батайском истребительном училище, после окончания которого меня направили в затерянный молдавский поселок - там никто и никогда не хотел служить. На карте даже населенного пункта не было - просто стоит отметка крестиком - и все!

Но я любил летать. Получал от работы невероятное удовлетворение. О космосе тогда и не думал, как, полагаю, не думали о космосе и мои будущие друзья космонавты. И даже в октябре 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли и мы живо обсуждали это событие, никто не помышлял о том, чтобы полететь туда. Это казалось не реальным...

- Что же произошло потом?

Два года спустя, в 1959 году, меня неожиданно вызывают к заместителю по политической части. Иду к нему, а сам перебираю в голове - что же я такое натворил, за что попал в немилость? Но вместо <взбучки> с меня неожиданно берут "подписку о неразглашении" и направляют в медпункт, где уже ждут полковой врач и незнакомый подполковник. Начали задавать вопросы, в частности спросили о планах на будущее. Я честно ответил, что хочу летать, а также мечтаю поступить в Монинскую академию. И тут меня спрашивают, а не хотел бы я летать на высоте 100 километров? Я растерялся, подумал, шутят. "На спутниках, что ли?", - спрашиваю. И слышу серьезный ответ: "На спутниках".

Через два месяца меня вызвали в Москву на медицинскую комиссию. Комиссия оказалось настолько жесткой, что многие не на шутку испугались: как бы у них не выявили каких-либо нарушений со здоровьем и не только отказали бы в новой работе, но и вовсе запретили летать. Были и такие, кто из-за этого вообще отказывались от медосмотра. Там же я познакомился с Юрой Гагариным: мы решили с ним держаться до последнего. Но так хотелось пройти медосмотр! Хотя понимали, что при таком серьезном отборе, наши шансы попасть в команду не такие уж и большие. Позже мы узнали, что из трех тысяч летчиков, комиссия отобрала только 300 или 400, а из них уже потом выбрали 20 человек - все из истребительной авиации.

Виктор Васильевич, первый раз вы полетели в космос в 1969 году. Почему через столько лет с момента зачисления в отряд космонавтов?

Меня неоднократно включали то в один экипаж, то в другой, но, знаете, так уж бывает - трагическое стечение обстоятельств. В самый последний момент состав экипажа меняли, и нам не объясняли почему. Или, к примеру, был такой случай. Кардиографическое исследование показало, что у меня произошли незначительные нарушения в работе сердца. Это никак не сказывалось на состоянии здоровья, однако от подготовки к полету меня временно отстранили. Положили в госпиталь, стали разбираться, что к чему. Однако все органы и системы работали нормально - привязаться не к чему! Даже главный врач Советский Армии меня осматривал. Ничего! И только когда обследование пошло на второй круг, оториноларинголог обратил внимание на небные миндалины - на них были гнойнички. "Никому другому я бы не посоветовал удалять миндалины, так как это лечится, но вам - придется", - сказал врач. Я так хотел в космос, что, не задумываясь, согласился на хирургическое вмешательство. Если есть хотя бы один шанс из тысячи, что это поможет, он должен быть использован. И ведь доктор оказался прав: после операции все кардиограммы показывали норму.

А когда формировали экипажи на "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8" на парашютной тренировке я неудачно приземлился и сломал лодыжку. Обидно было очень, тем более что прыжков этих за последнее время я совершил уже более 120. Выручил командир отряда: он заверил врачей, что я обязательно поправлюсь, и меня включили в экипаж "Союза-7" в качестве инженера-исследователя. Так я начал тренироваться еще с загипсованной ногой.

- На "Союзе-7" был ваш первый полет? И, по-моему, именно в этом полете произошла какая-то неординарная ситуация?

Да, я полетел в космос вместе с Анатолием Филипченко и Владиславом Волковым. Перед нами стояла задача состыковаться с "Союзом-8". Но отказала система дальнего сближения. Попробовали было состыковаться вручную, но ничего не получилось. И слава Богу! Когда "Союз-8" прошел мимо нас, скорость его было такова, что при стыковке от нас ничего бы не осталось!

Неординарные ситуации возникали каждый раз. В 1977 году я полетел с Юрием Глазковым на станцию "Салют-5". Сам по себе этот полет был очень напряженным, поскольку летели мы на "отравленную" станцию. До нас здесь были Борис Волынов и Виталий Жолобов. Они вдруг почувствовали себя плохо и их немедленно отозвали. Программа полета так и не была выполнена. После посадки пошли слухи, что воздух в станции якобы отравлен. А как еще можно было объяснить причину неожиданного ухудшения здоровья космонавтов? Только спустя время я понял, что у ребят тогда произошел психологический срыв. После этого происшествия на станцию полетели Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский, но они не смогли с ней состыковаться. Кроме того, они не запланировано сели в озеро Тенгиз. Словом, сплошные неудачи! И вот в такой нервной обстановке мы полетели в космос, чтобы, во-первых, произвести стыковку со станцией, во-вторых, проверить, не "отравленная" ли она, и если все хорошо, выполнить программу полета. Со станцией мы состыковались, хотя сделать это оказалось очень сложно. Сразу вышли из строя необходимые приборы. Пришлось стыковаться под визуальным контролем. Сказать, что напряжение было огромным - ничего не сказать. Как на расстоянии 70 метров от станции вдохнул, так выдохнул, когда только состыковались. Зато потом такое испытали облегчение. А ведь впереди было еще одно задание - проверить воздух в станции. Юра Глазков поплыл в станцию с индикаторными трубками, а я, находясь на корабле, начал принюхиваться, чтобы по запаху определить, нормальный воздух на станции или нет. Один раз вдохнул, второй - вроде бы ничего. Решился: поплыл в станцию, подплываю к Юре и говорю, чтобы он снимал спецпротивогаз. А потом и индикаторные трубки показали, что все хорошо.

Но на этом неприятности не закончились. Когда программа полета была завершена, и мы уже находились в спускаемом аппарате, нас вызывает Владимир Шаталов и, не объясняя причины, сообщает, что необходимо вернуться на станцию. Мы сразу начали строить различные предположения, в частности о неисправности корабля. Но оказалось, что в это время погода в Казахстане испортилась, и посадку перенесли на сутки.

Но и это еще не все! Когда приземлились, спусковой аппарат лег на бок и придавил ленточную антенну, не давая ей раскрыться. В результате, связь с нами пропала. Но мы этого сначала не знали, выбрались из аппарата и стали ждать. Час ждали, начали замерзать. Решили залезть обратно, а сил уже нет никаких. Я опустился на колени, чтобы помочь Юре, и увидел прижатую антенну. Распустил ее, связь была возобновлена и нас очень быстро нашли.

- А страшно не было? Космос все-таки!..

Я все время думал о том, как выполнить поставленное перед нами задание. Было сильное волнение, иногда напряжение зашкаливало, но страха как такого... Нет, не было. Всегда верил, что все закончится благополучно. Вера дает определенный настрой, который определяет внутреннюю гармонию. Если ее не будет, то возможен психологический срыв - и тогда, считай, все пропало. И даже когда во время одного из полетов отключилась система ориентации корабля, не испугался. Хотя испугаться было отчего. Кислорода на корабле на тот момент хватило бы только на пять суток.

- Мама молилась о вас. Она ведь у вас верующий человек.

Я всегда знал, что мама за меня молится. Думаю, что ее молитвы уберегли меня от беды. Да и мы сами, хоть и не относили себя к верующим, но часто говорили коллегам, провожая их в космос: "Бог в помощь!"

- Скажите, космонавты берут с собой в космос иконы?

Когда летал я - нет, конечно. Потом стали брать. Алексей Леонов рассказывал, что собственноручно передал маленькую металлическую иконку Божией Матери, которую ему подарил батюшка, своим друзья, отправляющимся на орбитальную станцию. Слышал также, что в 2005 году грузовой корабль "Прогресс-М-54" доставил на международную космическую станцию список чудотворной иконы Валаамской Божией Матери. Наконец, в этом году космонавты передали в часовню микрорайона "Байконур" в Чебоксарах икону святого Георгия Победоносца, которая тоже побывала в космосе.

Не могу не задать вопрос, касающийся специальной подготовки космонавтов. Ведь при полете в космос и возвращении на Землю космонавты, наверное, подвергаются страшным перегрузкам? Да и после невесомости наверняка они испытывают неприятные ощущения.

Сейчас проводятся специальные тренировки, существуют специфические медикаменты. На эту проблему обращают очень серьезное внимание. Раньше такого не было. Хотя соответствующая подготовка, конечно, проводилась. Вы не затронули еще одну тему - вхождение в невесомость. Тем, у кого вестибулярный аппарат от природы был, как мы говорим, "тупой", тот быстро привыкал к невесомости. Но многие из нас входили в невесомость с большим трудом.

Перегрузка во время старта корабля для летчиков-истребителей, скажем так, штатная. При спуске аппарата вниз она может повышаться до 8g. Это уже весьма ощутимо. Пиковую перегрузку из-за проблемы ориентации спускового аппарата в свое время испытали Василий Лазарев и Олег Макаров. Она достигла 20 g. Конечно, перенести ее могли только подготовленные люди. И то потом были серьезные проблемы со здоровьем.

Серьезной нагрузкой для человеческого организма является длительность полета. Почти двадцать суток провели в космосе Андриан Николаев и Виталий Севастьянов. В невесомости кровь приливает к голове, что само по себе уже не очень хорошо. Лица становятся <квадратными> и пунцовыми. И чем дольше это длится, тем хуже. После выполнения программы, состояние здоровья Виталия и Андриана было тяжелым. Мне тоже пришлось однажды пробыть в космосе 18 суток, но я был на станции, где пространства больше, соответственно больше возможностей для движения. Виталий и Андриан летали в корабле и были значительно стеснены в движении, что не лучшим образом сказалось на их здоровье.

Помню, что после первого полета сам идти я не мог. Такое ощущение, будто на плечах у меня сидят два человека, а земля все время уходит из-под ног. А когда ложишься, то на грудь такая тяжесть наваливается, что дышать становится невозможно и кажется, что сейчас куда-то провалишься. Однажды проснулся ночью, и настолько явно ощущаю, что мое тело провалилось, что невольно повернул голову, чтобы посмотреть - насколько глубоко! После второго полета привыкнуть к земному притяжению было легче, хотя он длился значительно дольше. Но даже спустя время, когда казалось, что организм уже адаптировался, все равно проблемы оставались. К примеру, я всегда любил теннис, много играл, был даже чемпионом Звездного городка. Но после полета, при первой игре, не мог попасть по мячу.

- Вас ведь готовили к высадке на лунный грунт после американцев?

Да, существовала так называемая <лунная программа>. Предполагалось выйти на орбиту Луны, одного человека оставить в корабле, а другого на спускаемом аппарате опустить на поверхность Луны. После чего, космонавт должен был выйти на грунт. Мы начали интенсивно тренироваться. Но потом программу закрыли. Предположительно из-за того, что согласно расчетной траектории движения корабля посадка на Землю должна была произойти в одном из районов Индийского океана. При желании, наверное, можно было справиться с этой задачей, но, по-видимому, руководство решило не рисковать.

Не так давно стали распространяться слухи о том, что американцы якобы не были на Луне, а вся их документальная съемка высадки астронавтов из США на лунный грунт создавались на Земле.

Не нужно серьезно относиться к подобного рода заявлениям. Американцы были на Луне. В противном случае мы бы об этом знали и немедленно бы разоблачили все их замыслы. У нас ведь были очень мощные обсерватории, оборудованные специальными приборами наблюдения, позволяющими отслеживать все происходящее в космосе. И потом вспомните, как у нас работал КГБ! Наши контрразведчики ни за что бы ни упустили очередной возможности обличить американцев во лжи!

- У вас ведь еще был и третий полет в космос?

После второго полета жена заявила: "Больше не полетишь!" Вскоре я уехал с группой ученых в Польшу. Приезжаю, и меня вызывает Шаталов: "Что-то ты долго гуляешь! Полетишь с нашим коллегой из ГДР! Готовься!" Но тот полет с Кельнером так и не состоялся - полетели Валерий Быковский с Йеном. А я полетел позже с замечательным вьетнамским военным летчиком Фам Туаном. Это был мой третий полет, и второй - в качестве командира экипажа. Потом уже не летал. Раньше три полета - это был максимум.

- В космосе никогда не скучали о Земле?

Когда смотришь на Землю из космоса, очень хочется вернуться. Поэтому радость возвращения на Землю присутствует всегда. Помню, каким счастьем светилось лицо Фам Туана, когда мы приземлились. До этого он даже улыбался редко, всегда был сосредоточен, крайне внимателен, сдержан. А здесь столько открытой, прямо-таки детской радости! И все мы по возвращении переполняемся этим чувством.

В завершении нашего разговора я хотел бы спросить вас о Гагарине. Существуют масса воспоминаний о нем. Но все-таки хотелось бы услышать о Гагарине, как говорится, из первых уст. Вы ведь его хорошо знали.

Через полтора года уже исполниться 50 лет со дня того знаменательного полета Юрия Гагарина. Шутка ли сказать: ПЕРВЫЙ человек в космосе! До тех пор, пока Юра не вернулся оттуда, никто не мог сказать наверняка, сможет человек жить и работать в невесомости, или нет. Юра доказал - сможет. Бог принял человека! Гагарин отлично знал, на что идет, какой это риск, чем это может закончиться, но не пошел на попятную. Очень смелый человек. И порядочный. Наверное, идеальных людей не бывает, но я не могу припомнить ничего такого.... Обычно слава портит людей, тем более ТАКАЯ, а здесь ничего подобного не произошло. Я был свидетелем этого! Честно скажу: он был не просто прекрасным летчиком и хорошим товарищем, он был настоящим сыном своего Отечества. Это так много значит. Побольше бы нам таких людей.

Горбатко Виктор Васильевич – инженер-исследователь космического корабля «Союз-7», полковник; командир космического корабля «Союз-24», полковник.

Родился 3 декабря 1934 года в посёлке Венцы Кропоткинского района Азово-Черноморского края (ныне Гулькевичского района Краснодарского края). Русский. Детство и юность провёл в посёлке Восход (Новокубанский район Краснодарского края). В 1952 году окончил 10 классов школы в посёлке Прогресс (Новокубанский район).

В армии с августа 1952 года. В 1953 году окончил 8-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (город Павлоград), в июне 1956 года – Батайское военное авиационное училище лётчиков. В августе 1956 – марте 1960 – лётчик и старший лётчик 86-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Одесском военном округе; посёлок Маркулешты, ныне город Флорештского района Молдавии). Летал на реактивных истребителях МиГ-17.

В отряде космонавтов с марта 1960 года по август 1982 года. Совершил 3 космических полёта суммарной продолжительностью 30 суток 12 часов 48 минут. 21-й космонавт СССР и 43-й космонавт планеты.

В июне 1964 – январе 1965 проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа для полёта на космическом корабле «Восход-2». В мае-ноябре 1965 года в составе группы проходил подготовку в качестве дублирующего пилота для полёта на космическом корабле «Восход» по программе выхода в открытый космос, а в декабре 1965 – январе 1966 – подготовку в качестве дублирующего пилота основного экипажа космического корабля «Восход-3».

В феврале 1966 – декабре 1968 проходил непосредственную подготовку в качестве инженера-исследователя дублирующего экипажа пассивного космического корабля «Союз» по программе первой стыковки. 15 января 1969 года был дублёром инженера-исследователя космического корабля «Союз-5» .

В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. С февраля 1969 года готовился к полёту в качестве инженера-исследователя основного экипажа корабля «Союз-7».

12-17 октября 1969 года в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-7» совместно с и совершил космический полёт продолжительностью 4 суток 22 часа 40 минут.

Экипаж корабля принимал участие в первом групповом полёте трёх космических кораблей (совместно с «Союз-6» и «Союз-8»), во время которого проводилось их сближение и маневрирование.

Изначально планировалась стыковка кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Корабль «Союз-6» в этот время должен был находиться поблизости (приблизительно в 50 метрах), а его экипаж – производить киносъёмку стыковки. Однако из-за отказа электронной системы автоматической стыковки «Игла» стыковка не состоялась. Предпринятая попытка ручной стыковки завершилась неудачно.

За успешное осуществление группового полёта космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года полковнику Горбатко Виктору Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

9 июня 1970 года участвовал в шахматной партии «Космос – Земля» – первой в истории шахматной партии, сыгранной между космонавтами в полёте и «представителями Земли». На Земле в паре играли генерал-полковник авиации и В.В.Горбатко, а в космосе – экипаж космического корабля «Союз-9» – и .

С 1970 года занимался подготовкой по военной программе «Алмаз». В рамках этой программы на орбиты были выведены орбитальные станции «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5», разработанные под руководством для задач Министерства обороны СССР. В ходе подготовки по этой программе В.В.Горбатко летал на самолётах Як-18, Як-11, МиГ-15УТИ, L-29, МиГ-17, Ил-14 и вертолёте Ми-8.

В июле-сентябре 1976 года проходил непосредственную подготовку в качестве командира дублирующего экипажа по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют-5» («Алмаз»). 14 октября 1976 года был дублёром командира космического корабля «Союз-22» .

С ноября 1976 года готовился к полёту в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют-5» (экипажу «Союза-22» не удалось осуществить стыковку со станцией).

7-25 февраля 1977 года в качестве командира космического корабля «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5» совместно с совершил второй космический полёт продолжительностью 17 суток 17 часов 26 минут.

В ходе полёта была частично заменена атмосфера орбитальной станции из-за подозрения, что в атмосферу станции выделились токсичные вещества из внутренней обшивки. Космонавты открыли клапаны и выпустили часть воздуха за борт, в космическое пространство. Затем подняли давление, выпустив сжатый воздух из баллонов, привезённых с собой.

Перед возвращением на Землю космонавты загрузили в автономный спускаемый аппарат (капсулу), находившийся на борту «Салюта-5», фотоплёнку и материалы других экспериментов и поместили капсулу в шлюзовую камеру станции. По команде Центра управления полётом капсула была вытолкнута из шлюзовой камеры станции в открытый космос. Ракетные двигатели, работающие на сжатом азоте, сориентировали её нужным образом, после чего включился твёрдотопливный тормозной ракетный двигатель. Капсула перешла на баллистическую траекторию спуска через плотные слои атмосферы и приземлилась на парашюте на территории СССР.

За успешное осуществление полёта на орбитальной научной станции «Салют-5» и транспортном корабле «Союз-24» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1977 года полковник награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

В августе 1977 – августе 1978 проходил непосредственную подготовку в качестве командира дублирующего экипажа по программе посещения орбитальной станции «Салют-6» немецким космонавтом. 26 августа 1978 года был дублёром командира космического корабля «Союз-31» .

С октября 1979 года готовился к полёту в качестве командира основного экипажа по программе посещения орбитальной станции «Салют-6» вьетнамским космонавтом.

23-31 июля 1980 года в качестве командира космического корабля «Союз-37» совместно с (Вьетнам) совершил третий космический полёт продолжительностью 7 суток 20 часов 42 минуты.

Это были шестой международный полёт по программе «Интеркосмос» и седьмая экспедиция посещения орбитальной станции «Салют-6», на которой в это время работала четвёртая основная экспедиция – и . Впервые в космосе побывал космонавт из Вьетнама и из Азии. В.В.Горбатко и Фам Туан вернулись на Землю на космическом корабле «Союз-36».

В январе – августе 1982 – командир отряда космонавтов.

В августе 1982 – мае 1987 – 1-й заместитель председателя Спортивного комитета Министерства обороны СССР по международным спортивным связям.

В декабре 1987 – августе 1992 – начальник факультета заочного обучения Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. С августа 1992 года генерал-майор авиации В.В.Горбатко – в запасе.

Вёл активную общественную работу. В 1970–1980 – председатель Федерации парашютного спорта СССР. В 1986–1992 – председатель Союза филателистов СССР, в 2001–2009 – президент Союза филателистов России. С ноября 1973 года В.В.Горбатко возглавлял Общество советского-монгольской дружбы, а до 2014 года являлся президентом Общества друзей Монголии.

Народный депутат СССР в 1989–1991 годах. В декабре 1995 года баллотировался в Государственную Думу РФ 2-го созыва как кандидат от избирательного блока «Власть – народу», но избран не был. В декабре 1999 года баллотировался в Государственную Думу РФ 3-го созыва по списку избирательного блока «Российский общенародный союз», но избран не был.

Жил в Звёздном городке Щёлковского района Московской области, с 1988 года – в Москве. Умер 17 мая 2017 года. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище.

Лётчик-космонавт СССР (22.10.1969), Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный работник МВД СССР. Космонавт 1-го класса (1980), военный лётчик 2-го класса (1972). Кандидат технических наук (2010).

Герой Монгольской Народной Республики (01.07.1971) и Герой Социалистической Республики Вьетнам (31.07.1980). Награждён 3 орденами Ленина (22.10.1969), орденом Красной Звезды (17.06.1961), российским орденом Дружбы (12.04.2011), медалями; иностранными орденами Сухэ-Батора (Монголия; 01.07.1971), Хо Ши Мина I степени (Вьетнам; 31.07.1980), Боевого Красного Знамени (Монголия; 1974), иностранными медалями.

Лауреат Премии Правительства РФ имени Ю.А. Гагарина (2011, за вклад в развитие пилотируемой космонавтики). Удостоен Золотой медали имени К.Э.Циолковского АН СССР (1969).

Почётный гражданин городов Владикавказ (1980), Калуга (1969), Краснодар (1969), Армавир (Краснодарский край; 1977), Батайск (Ростовская область; 1979), Гагарин (Смоленская область; 1976), Горячий Ключ (Краснодарский край), Новокубанск (Краснодарский край), Терек (Кабардино-Балкария), Байконур (Казахстан; 1976), Жезказган (Казахстан), Караганда (Казахстан; 1969), Костанай (Казахстан; 1977), Тирасполь (ПМР; 1974), Сливен (Болгария), Дархан (Монголия) и Чойболсан (Монголия).

Бронзовый бюст В.В.Горбатко установлен в посёлке Венцы Краснодарского края, памятник – в городе Новокубанск Краснодарского края, бюст – в городе Армавир Краснодарского края. Его именем названы улицы в городах Батайск (Ростовская область) и Нефтекумск (Ставропольский край), посёлках Восход и Прогресс (Новокубанский район Краснодарского края), ауле Хакуринохабль (Шовгеновский район Адыгеи) и нескольких населённых пунктах Краснодарского края. Имя В.В. Горбатко носят гимназия №64 в городе Уфа, средняя школа №13 в посёлке Венцы и средняя школа №16 в посёлке Восход. В городе Новочеркасск Ростовской области на Аллее, носящей его имя, установлен памятный знак.

Сочинения:
Визуальные исследования с пилотируемых космических аппаратов поляризации солнечного света на атмосфере Земли. М., 1983 (с В.Ф.Быковским, Г.М.Гречко и другими) ;
Спорт в Советских Вооружённых Силах. М., 1984.

Воинские звания:
лейтенант (23.06.1956)
старший лейтенант (06.08.1958)
капитан (30.08.1960)
майор (23.03.1963)
подполковник (30.09.1965)
полковник (15.10.1969)
генерал-майор авиации (16.12.1982)